бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Египет

количественного порядка.

В Нижнем Египте было много пахотной земли (была известна

нижнеегипетская разновидность ячменя), однако полеводство было

отличительной чертой тамошнего хозяйства.

В Нижем Египте было сосредоточено царское садоводство, развивалось

птицеводство и рыболовство. Из папируса делались циновки, вязались челноки,

развивалось скотоводство (в Верхнем Египте были хорошие пастбища для

скота). Надписи говорят, что к вельможному хозяину «выходили» стада быков и

коров, доставляли «всякую птицу».

В гробницах изображали суда, прибывающие к хозяину из Верхнего Египта,

нагруженные крупным и мелким скотом, животными пустыни, журавлями, голубями

и такими изделиями, как сосуды, ножи. Но главным грузом было зерно. Нижний

Египет – отчасти был засеян злаками, занят горами, лугами и болотами, а

Верхний Египет был хлебным краем. В хозяйственном отношении, обе половины

страны дополняли друг друга.

Имущественные отношения.

Различались царское имущество и хозяйство и имущество и хозяйство

частных лиц. Фараоны располагали огромными земельными богатствами и

раздавали их не только храмам, но и знати. Своей землей землевладелец

распоряжался свободно. Уже на рубеже III и IV династий даже простые люди

могли продать свою землю. Землевладелец мог подарить, завещать землю

родственникам.

Скот также мог быть унаследован, передан или приобретен.

В Египте того времени имелись крупные владения вельмож, владения

храмов, самого царя, а с другой стороны имелись рядовые хозяйства

общинников.

Однако притеснение бедного более сильным с помощью неправедного суда,

лишение тем самым сына отцовского имущества, стали в то время уже нередким

явлением.

Все говорит о процессе расслоения общества населения. Наблюдается

рост нищеты простого народа.

Рабовладение.

Порабощение было сравнительно обычным делом в Древнем царстве.

Существовал рабский рынок. Люди, которых покупали, назывались

«купленниками» (слугами).

Впоследствии слово «эфиоп» применительно к слугам означало «эфиопский

раб». Невольники-эфиопы могли быть из пленных.

Цари вели постоянные войны (во время похода в Нубию было уведено 7

тысяч пленных и 200 тысяч голов скота, а во время походов на ливийцев –

1100 чел.).

Началось распространение рабовладения в Египте Древнего царства не

только в верхах общества, но и в средних слоях населения. Соплеменников

порабощали посредством долговой кабалы или другими способами. Однако были

еще и такие соплеменники, которые хотя и эксплуатировались знатью

рабовладельческими методами, отличались от собственно рабов. Соплеменник,

лишенный средств производства, сохраняя еще известные признаки прежнего

состояния и мог обладать некоторым имуществом.

Хозяйство вельмож, храмов, царя.

На стенах гробниц Древнего царства изображены бесчисленные

работающие на вельможу землепашцы и садоводы, пастухи и охотники, птицеловы

и рыбаки, медники и золотых дел мастера, ткачи и сапожники, а также а также

по их именам – в тех случаях, когда они подписаны – это египтяне.

Хозяйства вельмож играли огромную роль в экономике того времени,

именно здесь была занята основная часть трудового населения. Владения

вельмож были разбросаны по всей стране, в Нижнем и Верхнем Египте. Поля и

гумна вельмож были распределены по отдельным селениям. Хозяйство вельмож

включало в себя также и ремесленные мастерские. Все или почти все средства

производства принадлежали хозяину, результаты труда принадлежали также

«личному дому» вельможи.

Условия работы в хозяйствах вельмож были крайне тяжелыми (в руках

начальников часто изображался тяжелый жгут, палка). Царское и храмовое

хозяйство по существу своему похожи на хозяйства вельмож.

Эксплуатация могла возникнуть лишь с появлением в обществе рабов и

рабовладельцев, лишь в результате того, что в руках рабовладельческой знати

была сосредоточена вся экономическая и политическая власть.

Таким образом, в результате развития классового общества в Египте

господствующий класс подвергает эксплуатации большое количество собственных

соплеменников, а не только военнопленных рабов.

Египетское общество времен Древнего царства состояло из крупной

рабовладельческой знати - вельмож, обладавших большими богатствами и

эксплуатировавших большое количество людей; из средних слоев свободных,

включавших в число прочих, мелких царских чиновников и должностных лиц

хозяйства вельмож; низших жрецов; свободных ремесленников и общинников; из

людей, вовлеченных в хозяйство царей, храмов и вельмож, а также из рабов.

Государственная власть.

В пору наивысшего могущества царского самовластия, фараон

распоряжался в любом из десятков номов, на которые делилось его царство.

Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный

сановник («визир», он же и главный судья, совмещавший ряд должностей и

управляющий многими отраслями хозяйства).

Военное дело в Древнем царстве достигло значительного развития.

Основным оружием оставался простой лук и стрелы. Пехота оставалась

единственным военным родом сухопутных войск. Имелся особый «дом оружия» с

особым начальником над ним.

Знатные владели государственной властью, сами занимали в основном

посты в государственном аппарате, так что он целиком был в их руках.

Основные события истории Египта времен Древнего царства.

В эпоху Древнего царства (в период царствования III династии)

наблюдается стремительный подъем каменного строительства, кульминационным

моментом которого явилось возведение царских усыпальниц - огромных

пирамид с поминальными храмами и «городом» вельможных гробниц. Со

строительством пирамиды Джосера (III династия, ступенчатая пирамида, высота

60 м.) осуществлявшееся в основном с помощью медных орудий, Египет

окончательно вступил в медный век, но каменными орудиями продолжали

пользоваться и в последствии.

IV династия. От первого ее царя Снефру остались две гигантские

пирамиды (высотой 100 и 99 м). При сыне Снефру – Хеопсе фараоновская

власть достигла наибольшего для периода Древнего царства могущества.

Пирамида Хеопса была величайшей (высота 146,5 м, ширина каждой стороны

свыше 230 м, площадь основания более 52 900 кв. м.). На сооружение

пирамиды пошло примерно 2300 тысяч граненых глыб весом около 2,5 тонн

каждая. Работа строителей была самого высокого качества. Громадные глыбы

были отшлифованы и пригнаны друг к другу с чрезвычайной точностью. При

Хефрене – преемнике Хеопса, была воздвигнута пирамида на 3 м. ниже

хеопской, а по великолепию облицовки превосходила ее.

Строительство пирамиды начиналось в день восшествия правителя на

престол.

Наскальная сцена: рабы льют масло под полозья тележек, чтобы уменьшить

трение – грандиозное физическое изобретение древних египтян.

Третья из пирамид Гизы, воздвигнутая при преемнике Хефрена – Микерине,

знаменовала уже спад пирамидного строительства (высота 66 м). А поминальный

храм после смерти фараона был наскоро достроен из кирпича-сырца.

Однако вынести чудовищное напряжение, связанное со строительство

громадных пирамид, страна была не в силах.

Грандиозное строительство осуществлялось за счет безудержной

эксплуатации населения страны, жизненный уровень которой был чрезвычайно

низок.

Страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение сил

от хозяйства. Строительство пирамид было сокращено.

Гробницы вельмож вплоть до начала IV династии оставались кирпичными,

однако помещения внутри отделывались камнем или деревом, сравнительно

редкими были росписи и резьба. Храмовые комплексы V династии со стройными

каменными обелисками, посвященные Солнцу, среди которых выделяется особый,

царский Солнечный храм в честь бога солнца Ра (храм царя Ниусера).

Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно

велика. Уже тогда возникали «дома жизни», где составлялись религиозно-

магические и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы,

составлялись летописи на основе записей по годам правления царей.

Сооружение усыпальниц – яркое свидетельство того, сколь велика была в

Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на

подданных и после его смерти.

Великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как

создания человеческих рук, одно из семи чудес света, но и чувство

негодования, ибо воспринимались они как символы жестокости и деспотизма

царей.

Большинство царей V династии строило богу Солнца каждый по особому

храму, у которого имелся громадный идол - каменный обелиск в глубине

двора.

Цари VI династии строили не слишком большие пирамиды, но гробницы

становились все более великолепными (более 30 помещений, изнутри богатая

отделка, колонны, изображения и надписи).

О гражданском зодчестве Древнего царства свидетельствуют скудные

остатки да случайные изображения и упоминания.

Обычно дома были из кирпича-сырца, камень применялся лишь в местах,

требовавших особой прочности.

Подпорами для перекрытий служили легкие точеные колонны.

В период раздробленности наблюдался быстрый рост многоэтажности

городов Египта.

В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем

района медных рудников на Синайском полуострове.

В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем,

слоновой костью, акацией и эбеновым деревом, за драгоценными каменьями

(бирюза, малахит) , ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из

Пунта везли благовонные смолы. Из Финикии – строевой лес, кедровое дерево.

Золото добывалось в пустыне между рекой и Красным морем, однако его везли и

издалека – с берегов Южного Красного моря.

Культура Египта Древнего царства.

Религия

Религия в период Древнего царства была сложным нагромождением

верований и представлений, возникших в разное время и в разных местах

Египта.

Центральное место в религиозном культе Древнего царства занимало

освящение существующего классового строя в виде обожествления носителя

верховной власти; так фараон объявлялся живым подобием бога Солнца.

Богов в Древнем царстве было очень много: у каждого города их могло

быть несколько. Эти городские и областные боги были олицетворением

различных природных явлений: неба, земли, светил, воздуха, воды и т.д.

Некоторые из них олицетворяли одновременно явления общего порядка (бог

Луны – Тот – покровитель города Гермополя, также он был богом

письменности). Как воплощение божества почитались также животные, растения

и некоторые предметы; эти верования являлись пережитком тотемизма (вера в

происхождение людей от животных) у племен, населявших долину Нила задолго

до Древнего царства.

Олицетворением Тота были собакоголовая обезьяна – павиан и птица ибис,

а Солнце в храме города Гелиополя представлял каменный столб.

Главной силой объявлялся бог Ситон, отождествленный с богом Солнца Ра

в виде Ра-Атона.

Тесно связанным с культом царской власти оказался и культ бога Осириса

– царя загробного мира, вершителя посмертной судьбы каждого египтянина на

суде богов (Солнце – бог живого царя, Осирис – бог умершего). В основе

почитания бога Осириса лежало обожествление ежегодно умирающих и оживающих

сил природы. Осирис олицетворял воду половодья, несущую свежие силы

растительности. Почитание Осириса было связано с земледелием.

Притязания на посмертное небожительство были свойственны не одним

царям, но и вельможам. Чтобы продолжить вести жизнь в гробнице и вне ее,

тело умершего должно быть сохранено. Забота о сохранности останков привела

к приготовлению мумий. В период Древнего царства искусство мумификации

находилось еще только в начальной стадии.

По учениям, господствовавшим в Древнем Египте, человек наделялся

несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался духовным

телом человека, соединение с ним означало жизнь. Одной из душ египтяне

считали имя. Чтобы умершему и его душе-«двойнику» можно было безбедно жить

и кормиться гробница, соответственно отделывалась, обставлялась и «навеки»

обеспечивалась жертвами и жрецами.

Простым людям все это было недоступно. Царь и знать возвеличивались и

при жизни и после смерти.

Письменность и наука.

Особенности государственного устройства Египта Древнего царства

требовали обширной переписки и сложной отчетности. У писцов выработался

особый беглый почерк, к иероглифическому письму прибавилось новое письмо,

староиератическое (писали на папирусе, от греческого – жреческий, т.к. в

поздние времена им пользовались только жрецы). Грамотными были не только

писцы, но и вельможи, знатные женщины, сановники.

Письменные указания на камнях, адресованные строителям, также

свидетельствуют об относительном распространении грамотности вне правящих

кругов.

Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму

знаний. Развитию вычислительного дела способствовало строительство

(точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов

наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость

вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. Год

состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней;

сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что

календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года

на 1 день.

Грандиозное древних египтян было сделано в области физики – для

уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство

пирамид).

В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии –

изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его

из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего

Египта изготовляли много различных украшений.

Значительными были успехи врачебной науки, различались врачи

«утробные», глазные, зубные (стоматология – зуб, прикрепленный к другому

золотой проволокой, челюсть, просверленная при операции).

Начиная с Древнего царства, существовало в Египте своеобразное высшее

научное учреждение – «дом жизни». Оно имело такое значение, что доставлять

все необходимое ему должны были даже номы Верхнего Египта.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Древнего царства служило в основном

религиозным целям.

При III и IV династиях в изваяниях стремились к точному

воспроизведению подлинника. При V и VI династиях изготовляли и более

условные подобия.

Раскраска и принятые цвета - красноватый для мужчин и желтоватый

для женщин. Глаза, вырезанные из цветных камней или фаянса, иногда

вставлялись в изваяния, и так искусно, что выглядели совсем живыми.

Изображения царей должны были выражать их божественность. Перед пирамидой

Хефрена лежал большой сфинкс – естественная скала высотой в 20 м.,

обработанная в виде льва с головой этого царя. Плоских изображений дошло до

нас от Древнего царства очень много – преимущественно гробничных, меньше -

храмовых.

К началу IV династии изображения были различны по технике исполнения.

В пору «великих» пирамид и увлечение величавой простотой, отпадала

необходимость в украшении гробничных стен.

При V династии художники окончательно остановились на изображениях,

выполненных низким рельефом и затем расписанных. Лишь кое-где такие

изображения чередовались с рельефом внутри врезанного контура.

Настенные изображения в гробницах служили религиозным целям.

Умерший, как считали древние египтяне, действительно должен был

переживать изображенное (богатые трапезы, производство и доставка

приношений, развлечения и т.д.).

Плоские изображения Древнего царства обыкновенно выполнены мастерски:

четко, складно, просто. Художник мастерски передавал настроение человека

(горе, отчаяние, нежность, тревога и т.д.). Если на большинстве изображений

Древнего царства телодвижения несколько угловаты, то на некоторых рельефах

они замечательно гибки.

Литература

В виду гибели литературных рукописей Древнего царства судить о его

художественных произведениях приходится больше по надписям (жизнеописание

сановников IV династии, высеченное на их гробницах – это по существу

перечни занимавшихся ими должностей, и только лучшее из них, жизнеописание

Метена, дополнено сообщениями об имущественных делах сановника).

К концу IV – началу V династии описываются достоинства умершего и

царские к нему милости (рассказы об отдельных событиях жизни вельмож).

При VI династии встречаются уже подробные большие жизнеописания,

победная песня возвращающегося их похода войска, поэтическое словословие в

честь египетской богини неба Нут, распорядок мемфисского храмового

представления, в котором дано предписание для отдельных участников. Данный

распорядок свидетельствует о зарождении драматического искусства в Египте

периода Древнего царства. Таким образом, уже в III тысячелетии до н.э.

древние египтяне добились больших достижений в области не только

материальной, но и духовной.

Обстоятельные декреты царей, биографические надписи вельмож и сложные

религиозные тексты («Тексты пирамид», «Мемфисский богословный трактат»).

Упадок Древнего царства и строительство Среднего царства.

При VI династии власть начинает постепенно переходить к номовой

(местной) знати, т.к. номархи были кровно заинтересованы в развитии своих

местных хозяйств. С ослаблением фараоновской власти все более

обнаруживаются противоречия, характерные для общества Древнего царства.

Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями,

Египет стал распадаться на полунезависимые номы. Перед знатью Древнего

царства стояла задача: сделать аппарат угнетения как можно более мощным,

однако обеспечить полную покорность угнетенных государство оказалось не в

состоянии.

С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его

внутренней раздробленности. Оросительная система пришла в запустение,

начался голод.

Государство Древнего царства пало под ударами внутренних противоречий,

развивавшихся в обществе. Между концом Древнего царства и началом Среднего

царства лежит длительный переходный период. Внутренним упадком страны

воспользовались отдельные соседние племена. Набеги ливийцев на западе и

кочевников на востоке опустошали Египет. В результате длительной борьбы за

власть, сопровождаемой громадными жертвами и разрушениями, победителями

вышли фиванские правители. При Ментухотепе I страна была объединена.

В эпоху Среднего царства по прежнему сильны были позиции номовой

знати. Но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения.

III. Египет Среднего царства.

Структура египетского общества.

Ослабление роли центра вызвало оживление хозяйственных взаимообменов

на местах. Развитию торговли способствовало временное разукрупнение

сельскохозяйственного производства. В стране появляется большое количество

более мелких хозяйств.

Упоминается термин «малые люди» («неджес») - нередко богатеи, крупные

сановники с высоким подворьем или государственным званием. В домашнем

хозяйстве состоятельные египтян увеличивается доля грязных. черновых работ,

что свидетельствует о возрастании гигиенических требований к состоянию

подворий египтян.

Они претендуют на особое положение людей, достигших успеха и

процветания своим трудом и (нередко) воинской доблестью.

Прослойка деятельных владельцев - «мелких людей» оказывает влияние на

события в стране. Основное направление их усилий – объединение Египта.

Строительства сильного централизованного государства требовали и нужды

активизировавшейся в переходный период торговли. Они осуществляли обменные

операции между районами и доставляли материалы, сырье в самом Египте.

Владельцы поместий все чаще передоверяли поиск вариантов обмена посредникам

– торговцам. Основным мерилом равноценного обмена было зерно, хлеб,

принимается к оплате также одежда, скот, битая птица. Примерно с XXII в. до

н.э. в качестве оплаты за продукты используется медь, обработанная или

весовая.

Внешняя торговля.

Фараоны стремятся монополизировать торговлю с соседними областями. В

результате с появлением множества мелких и средних хозяйств создались

условия для широкого обмена. Доверенные фараонов по доставке ценностей

совершают поездки на множество промыслов для централизованной доставки в

царскую казну меди, бирюзы, лазурита, благовонных смол и т.д.

Усиление роли военных в обществе.

В период Среднего царства в египетском обществе появляется новая

прослойка населения страны - воинское сословие ( в период Раннего и

Древнего царств роль военных в обществе была незначительной. Захоронение

воина с оружием среди второстепенного окружения – свидетельство этому).

Значение профессиональных военных в Египте росло (сильная и обученная армия

была у гераклеопольских нормахов в период IX – X династий).

В Египте времен распада быстро формировалась каста профессиональнх

военных, достаточно многочисленная и влиятельная ( писцы, описывающие

трудности и тяготы воинского труда, сами уходили в армию – свидетельство

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.