бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дворянская усадьба

извивающимися дорожками и красивыми павильонами. К этому парку восточной

стороною примыкает упомянутый нами дом… Вы выходите в кра

-12-

сивую комнату, где на одной из стен помещена большая семейная картина

работы академика Ершова. Далее одна дверь ведет в столовую с двойным

светом, а другая в прекрасную меблированную гостинную, в стенах которой

выставлены фамильные портреты… Но чаще всего хозяин дома и его гости

проводят время в… галерее, где из боковой, имеющей с ней сообщение,

музыкальной комнаты слышатся звуки оркестра, выполняющие лучшие современные

произведения с безукоризненной отчетливостью и артистическим знанием дела.

Из галереи вы выходите на обширную полукруглую террасу, с

которой открывается очаровательный вид. Терраса эта примыкает к западной

стороне дома, и поэтому гулянья по ней в теплые дни имеет особую прелесть

при захождении солнца. Гуляя и наслаждаясь приятными беседами, вы едва

заметите, как луна взойдет и серебрит пруд, дышащие ароматом цветники,

погруженный в тишину парк, золотой крест на куполе церкви и вершины леса,

окружающие всю эту картину, которая невольно манит вас остаться как можно

далее на прекрасной террасе.

В верхнем этаже помещается библиотека и благотворительные

заведения (заведение это называется “Семья Елисаветы”), где шесть девиц

беднейшего дворянства, иждивением владельца, воспитываются с родительскою о

них попечительностью.

Вообще Моква есть самая любимая жителями Курска местность,

а радушное гостеприимство хозяина, при условиях утонченного вкуса,

привлекает сюда в известные дни значительное число посетителей. Если

Знаменская роща по своему пустынному характеру представляет одну природу,

то Моква, соединяя в себе природу и искусство, тешит посетителя не только

красотами естественными, но и счастливо выполненными вдохновениями

изящного… ” [31, 141-144].

В 50-х годах XIX века от туберкулеза умерли жена

А.А.Нелидова и шестеро его детей. Их похоронили в Мокве в склепе-

усыпальнице (цокольный этаж церкви Спасской). Современники отмечали, что

Аркадий Аркадьевич настолько сильно переживал горечь утраты, что не смог

далее оставаться на Родине. Нелидов уехал за границу, где и скончался. В

соответствии с завещанием его похоронили в семейном склепе в Мокве.

С конца XIX века и по 1917 год усадьба принадлежала

племяннику А.А.Нелидова – Петру Петровичу Волкову, шталмейстеру

императорского дворца (сын сестры А.А.Нелидова Любови Аркадьевны, в

замужестве Волковой).

-13-

В Мокве на содержании Волкова размещалась одноклассная

земская школа (рядом с церковью). В ней обучалось около восьмидесяти детей

[1, 1-10].

Церковь Спасская из домашней превратилась в приходскую,

где Петр Петрович тридцать лет был старостой (1886-1917) и оказывал храму

постоянную материальную поддержку. В начале XX века приход церкви составлял

более тысячи человек (жители деревень Моква и Духовец).

За это время были продолжены работы по благоустройству

парка: появился северный въезд в усадьбу, камнем вымостили дорогу от ворот

ко дворцу; на поляне восточного партера высажены различные деревья-ель,

клен, два сибирских кедра.

После 1917 года усадьба претерпела значительные

изменения. Имущество дворца в основном было разграблено, пропал семейный

архив. Пруды были спущены. Самая малая часть мебели и художественных

ценностей были вывезены музейными работниками и сейчас хранятся в

краеведческом музее и картинной галереи города Курска.

“Усадьба “Моква” – памятник истории и архитектуры

республиканского значения, один из наиболее интересных объектов не только в

окрестностях Курска, но и во всей лесостепной зоне России” [46, 33].

Усадьба “Марьино” возникла в начале XIX века на землях

старинного села Ивановского.

Переход курских владений гетмана Мазепы к роду князей

Барятинских имеет свою историю, весьма интересную.

После Полтавской битвы (1709 год) изменник Мазепа бежал

за границу. Петр Великий конфисковал все поместья, принадлежавшие гетману,

и пожаловал их своему ближайшему сподвижнику светлейшему князю Александру

Даниловичу Меншикову. Впрочем после смерти Петра I (в 1727 г.) Меншиков

оказался в опале и был сослан в Сибирь. Вновь владения оказались

конфискованными, затем были приписаны к поместьям первой жены ПетраI царицы

Евдокии Федоровны (Лопухиной). Хотя вскоре последняя, как и сестра Петра I

Софья, были погребены под сводами Смоленского собора Новодевичьего

монастыря. Владения снова оказались в казне.

По воле царицы Анны Иоановны они были пожалованы

сенатору, вице-адмиралу флота графу Николаю Федоровичу Голо

-14-

вину. Внучка этого видного придворного вельможи Екатерина Петровна вышла

замуж за князя Ивана Сергеевича Барятинского, которому и принесла в

качестве приданого все курские имения, принадлежавшие когда-то Мазепе.

“Иван Сергеевич Барятинский, с которого начинается

предыстория усадьбы “Марьино”, был внуком московского главнокомандующего, а

зятем правителя Малороссии Ивана Федоровича Барятинского – одного из

виднейших деятелей Петровской эпохи” [44, 23-24].

Во времена правления Екатерины П.И.С. Барятинский

становится крупнейшим вельможей. Дело в том, что Иван Сергеевич участвовал

в дворцовом перевороте 1762 года, когда группа офицеров, возглавляемая

графом А.Г.Орловым, помогала занять престол Екатерине П. Поэтому

императрица осыпала милостями князя И.С. Барятинского, а потом назначила

его послом во Францию.

Так курские поместья Мазепы перешли во владения князьям

Барятинским, что привело позднее к созданию их новой усадьбы "Марьино”.

Служба в Париже требовала немалого ума, знания

тонкостей и хитростей, а также больших средств. Князь И.С.Барятинский с

честью справляется с возложенными на него обязанностями. В1767 году у него

родился сын - Иван, выбравший дорогу отца – дипломатию. В царствование

Павла I Иван Иванович «… употреблен был по дипломатической части при

посольстве в Лондоне, где, занявшись изучением сельского хозяйства и

промышленности, пристрастился особенно к первому» [32, 114].

Постепенно И.И. Барятинский усвоил английский образ

жизни и даже женился на англичанке Марии Деттон, дочери лорда Шербана.

Изучив местные обычаи и порядки, он решил усовершенствовать по английскому

образцу сельское хозяйство в своих курских имениях.

“Мысль о постройке там (в Ивановском) роскошного

дворца, вероятно, возникла у Ивана Ивановича Барятинского после смерти в

1807 году его первой жены и накануне нового брака с графиней М.Келлер” [44,

24].

В 1811 году после смерти родителей все курские

поместья перешли по наследству Ивану Ивановичу Барятинскому. Он оставляет

дипломатическую службу и ненадолго возвращается в Россию и приступает к

строительству имения южнее палат Мазепы, пришедшим в упадок. Князь задумал

создать себе усадьбу, которая

-14-

бы ни в чем не уступала подобным дворцово-парковым комплексам в Москве и

Петербурге. Выбирая место строительства своей резиденции, И.И.Барятинский,

конечно, учитывая не только живописнейший природный ландшафт, но и то, что

здесь издавна земля давала высокие урожаи. Плодородные земли из года в год

обеспечивали высокий доход. В своих обширных владениях И.И.Барятинский

использовал передовой по тому времени опыт сельского хозяйства английских и

немецких крупных помещичьих латифундий. Во владении князя находилось “34515

душ крепостных крестьян и 49621 десятина земли, вместе же с крестьянской

землей – 100 000 десятины” [44, 25].

“Для строительства великолепного дворца был выбран высокий

северный берег речки Избицы” [43, 56]. Поэтому первоначально дворец

назывался “Избицкий дом” и лишь впоследствии (1817г.) Барятинский

переименовал усадьбу в “Марьино”. Дело в том, что князь был женат дважды, и

обе его жены именовались Мариями (Мария Франциска Деттон и Мария Федоровна,

урожденная Келлер).

Марьинский ансамбль был построен в течение очень короткого

срока в 1815-1816 годах по проекту малоизвестного в России архитектора

Карла Ивановича Гофмана. “В строительстве ансамбля принимали участие и

крепостные мастера-самоучки” [47, 63]. Каждый крестьянин поучаствовал в

строительстве. Одни пересаживали из леса в парк деревья, другие копали

пруд, третьи ловили певчих птах и выпускали их рядос с дворцом. До нас

дошли лишь имена некоторых талантливых мастеров: архитекторский ученик

Шатихин, чертежник Казьма Шобрехин, кирпичных дел мастер Лаврентий Наседкин

с сыновьями, механик Василий Лебедев, садовник Броун, мелиоратор Гулерт и

другие.

По мере строительства дворца и хозяйственных служб,

создавались парк и пруд, а в последующие годы XIX-начала XX века в Марьино

поступали редчайшие произведения искусства отечественных и зарубежных

художников и скульптуров.

“Во время основания усадьбы И.И.Барятинский жил за

границей, но внимательно следил за ходом ее строительства. Об этом

свидетельствует его переписка с архитектором К.Гофманом и управляющим

Ф.Резниковым, где князь давал подробные советы по ведению строительных и

хозяйственных работ в имении, изучая заграничный опыт различных систем

хозяйства и последние достижения строительного дела” [46, 10-11].

-15-

Впрочем необходимо отметить, что “знатоком и

ценителем архитектуры он (И.И.Барятинский) не был, чем решительно отличался

от других именитых людей такого же ранга” [47, 63].

По тому времени владения Барятинских слыли

образцовыми, так как широко привлекались из Англии специалисты по разным

отраслям сельского хозяйства и мануфактурного производства. Например, по

проекту англичанина-мелиоратора были осушены обширные заболоченные земли, в

знак чего был установлен обелиск с такой надписью:”Князь Иван Иванович

Барятинский, отдавая признательность свою англичанину Ивану Гулерту за

осушение ”Иван-болота” до 2900 десятин, создал в честь ему сей памятник.

1822 года, ноября 15-го дня” [17, 88].

Для той поры увлечения аристократии всем

иностранным было обычным явлением, даже своего рода модой. Скорее всего

поэтому И.И.Барятинский остановил свой выбор на неизвестном в России

архитекторе иностранце К.Гофмане.

И все же Марьинский дворец был широко известен в России не

столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства,

коллекциями, а также своеобразной атмосферой праздничности, открытости,

художественной утонченности.

Желанием князя, умением его помощников и трудами

крепостных “был создан замечательный памятник экономического,

сельскохозяйственного, землеустроительного, архитектурного искусства ” [46,

11].

Князь Иван Иванович Барятинский умер 13 июня 1825 года и

был погребен в фамильном склепе церкви Покровской села Ивановского.

После смерти мужа Мария Федоровна прожила в “Марьино”

шесть лет, воспитывая детей. Затем семья Барятинских уехала в Петербург.

Владельцем усадьбы стал старший сын И.И.Барятинского –

Александр Иванович (1815-1870), будущий наместник Кавказа.

В 1850 году А.И.Барятинский отказался от своих

наследственных прав в пользу брата генерал-адъютанта Владимира Ивановича

(1817-1875). Новый хозяин редко посещал свое имение, хотя уделял ему немало

внимания. В 1869-1873 годах по проекту известного петербургского

архитектора И.А.Монигетти дворец в “Марьино” был кардинально перестроен.

Строительными работами

-16-

руководил курский архитектор К.Ф.Штольц. Проект реконструкции был выполнен

под влиянием новых художественных вкусов – в неоклассическом стиле, очень

популярном в 70-е годы XIX века.

В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были

оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и

электрическим освещением, а в главном корпусе был установлен лифт.

“Перестройка дворца в “Марьине” – редкий случай в многочисленном ряду

реконструкций зданий, возведенных в период классицизма, когда перестройка

пошла на пользу” [46, 12].

В отличии от большого числа дворянских гнезд,

“Марьино” оставалось во владении обной семьи вплоть до 1917 года. Во время

войны и разрухи работникам Музейной комиссии при Наркомпросе удалось

сохранить ценнейшую коллекцию и переправить ее в Москву в музейный фонд.

Сейчас сокровища и картины из “Марьино” украшают Исторический музей, Музей

народов Востока, Румянцевский музей и библиотеку, Библиотеку иностранной

литературы, музеи Петербурга, Махачкалы, Нальчика, Дагестана, Ульяновска,

Краснодара, Рязани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова, Баку,

Симферополя, Таганрога, Ашхабада, Ташкента, Ростова. Кое-что из мебели,

картин, предметов интерьера попало в Рыльский и Курский краеведческий

музеи.

Недалеко от Коренной пустыни в живописном месте

расположено село Воробьевка, более известное как имение русского лирика

Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892), в котором поэт провел немалую часть

своей творческой жизни.

До конца XVIII века Воробьевка принадлежала князю

Кантемиру, от наследников которого, перешла помещику М.С.Кодрину.

В то время в Воробьевке находились лишь крестьянское

поселение, да господская мельница.

Позднее Воробьевка была приобретена у М.С.Кодрина

Ртищевым. В начале XIX века она принадлежала колежскому асессору Петру

Михайловичу Ртищеву. В селе появляется небольшой конный завод. После смерти

владельца имение переходит к сыну Захару Петровичу Ртищеву, а затем к его

сестре Настасье Петровне, в замужестве Ширковой. У наследников Ширковых в

1877 году имение было приобретено А.А.Фетом и записано на имя его жены

Шеншиной-Фет.

-17-

К приобретаемому имению Фет предъявлял следующие

требования: “Имение должно быть в черноземной полосе, с лесом, рекою,

каменной усадьбой и возможной близости от железной дороги” [46, 18]. Фет

продает свое имение Степановку в Орловской губернии и приобретает

Воробьевку, отвечавшую всем его требованиям.

Так описывает имение племянник поэта С.Д.Боткин:

“Старинный помещичий дом с двумя флигелями и другими усадебными постройками

стоял на крутом берегу речки Тускари, проходящей затем и через Курск. От

усадьбы вела к речке многолетняя дубовая аллея, прерываемая изредка

серебристыми тополями в несколько обхватов, таких серебристых тополей я

вообще нигде не видел. По другую сторону речки были заливные луга, а вдоль

нее, на пригорке, тянулся 20-десятинный старинный парк, кончающийся

пшеничными и другими полями” [8, 343].

В строительстве усадьбы можно выделить два периода:

Ртищевский и Фетовский. Сведения о первом периоде можно почерпнуть из

воспоминаний Фета и плана 1838 года.

Из “Воспоминаний” Фета о приобретении Воробьевки можно

узнать сведения об усадьбе времен Ртищевых. Например, поэт говорит ”о

прекрасных каменных амбарах, тридцать лет не засыпавшихся зерном” [45,

342]. На плане 1838 года показаны также кухня и флигель ртищевской усадьбы.

После приобретения усадьбы Фет сразу же начал

приспосабливать ее для жилья в соответствии со своими вкусами.

Помогал А.А.Фету управляющий имением Александр Иванович

Иост, весьма ценимый поэтом.

Господский дом был несколько увеличен за счет поднятия крыши

(проект придумал сам Фет) [46, 44]. Изменения, затронувшие дом, были скорее

крупным ремонтом, чем коренной реконструкцией. “Конечно, при переделке и

поправке запущенных построек надо было по возможности пользоваться

старинным материалом…Так, превосходные полы парадных комнат следовало

перестлать…а в парадные комнаты следовало положить паркет. Дом по очистке

от пыли, грязи и плесени предстояло переклеить новыми обоями; из

заброшенных кухни и флигеля вывезти целые горы грязи, кирпича и битой

посуды, а затем переделать разрушенные печи и прогнившие полы” [45, 446].

Обстановка для дома была перевезена из бывшей усадьбы

поэта: ”Прибывшая из Степановки мебель разместилась в прекрасных и пустых

каменных амбарах...” [45, 447].

-18-

С наступлением весны в дом переносили растение из

оранжереи. Вьющиеся растения распределялись по стене таким образом, чтобы

над окнами образовывались просветы в виде овалов.

“Из описаний складывается образ дома, построенного

помещиком средней руки. При перестройке здания Фет воспользовался

сложившимся для него рациональным распределением комнат по назначению. Как

правило, планировка всех господских домов в усадьбе основывалось на той

разумной схеме, по которой жилые комнаты с кабинетом хозяина были обращены

во двор, а парадные – для отдыха и приема гостей открывались в парк, дабы

отрешившись от хозяйственных работ, можно было отдыхать и любоваться

красотами природы ”,- пишет Е.Холодова [46, 21].

В своем имении Афанасий Афанасьевич занимался

коневодством. Так, в 1880 году, он приобрел двадцать шесть лошадей, а через

восемь лет еще четырнадцать рысистых жеребцов.

Вообще, Фет считал “Воробьевку” второстепенным

хозяйством, в отличии от “Грайворонки”, которой отводилось первоочередное

внимание, но все же в ней были представлены все основные хозяйственные

отрасли.

В регулярной части воробьевского парка располагался

фонтан. Он упоминается в стихах Фета:

”Ночь и я мы оба дышим,

Цветом липы воздух пьян,

И безмолвные мы слышим,

Что струей своей колышим,

Напевает нам фонтан… ”

Источник был создан, уже упоминавшимся выше, управляющим

Иостом. Этот участок парка был излюбленным местом увесилений, где часто

отмечали различные памятные даты.

В Воробьевом парке было несколько прудов, один из которых, в

центральной части, сохранился. Его еще называют рыбной сажалкой. На круглом

острове когда-то располагалось обеденная родонта, на манер Марьинской,

которая, к сожалению, не сохранилась.

“Парк усадьбы, сформированный на основе естественной дубравы,

обладал всеми признаками пейзажного парка: партер в нем сменился полянами и

лужайками, геометрические по форме фонтан и пруд-рекой, прямые алеи –

вьющимися дорожками. В то же время ему присущи традиционное для русских

усадебных

-19-

парков сочетание декоративных качеств с утилитарными, вспомним – “плодовый

сад”, “рыбный пруд”, “покосный луг”…[46, 24].

Воробьевский период творчества поэта был весьма плодотворным.

В 1891 году Фет писал: “С 1860 по 1877 год во всю мою бытность мировым

судьей и сельским труженником, я не написал и трех стихотворений, а когда

освободился от того и от другого в Воробьевке, то Муза пробудилась от

долголетнего сна и стала посещать меня так же часто, как на заре моей

жизни” [6,48].

В эти годы, главным образом, Фет занимался переводами на

русский язык латинских классиков: Овидия, Тибул, Марцеал, Катул; немецких:

Шопенгауэр (Мир как воля), Гете (Фауст); написано много личных

стихотворений. Что касается выпусков “Вечерних огней”, то их было не три

как указывает Е.Холодова, а четыре и готовился пятый.

В Воробьевке часто бывали гости: “За эти годы много не

только литераторов побывало на берегах Тускари, бывали там и композиторы,

как Чайковский, очень ценивший Фета… В Воробьевке побывал и Великий Князь

Константин Константиныч… Постоянно чередовались в Воробьевке и разные

филологи, с которыми Фет сверял свои переводы… Укажу между прочим, на

известного латиниста Е.Ф.Корша. Обращаю особое внимание на графа

А.В.Олсуфьева…”[8, 342].

Гордость Курской земли, гордрсть России, усадьба

“Воробьевка” заслуживает внимания не только как мемориал, связанный с

именем А.А.Фета, но и как памятник русской усадебной культуры последней

четверти XIX века.

Итак, вышеприведенное описание усадеб, относящихся к

разным десятилетиям XVIII-XIX века, показывает, что усадебная культура

Курского края по своему развитию не уступала столичным образцам

архитектурно-парковых комплексов.

Курская усадьба – яркий образец бытования русской

культуры, дающий достаточно полное представление о развитии усадебной

культуры в России.

-20-

2. Усадьба как феномен культуры.

Русская дворянская усадьба в качестве явления

художественной культуры изучена мало, хотя существует литература,

посвященная усадебным культурным центрам этого времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.