бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв.

Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв.

Города и поселения в VI — первой половине IX века

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-

культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни.

Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или

Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степями

Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке —

Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.

Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее

название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI—

VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз

и лишь в XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальное название

Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и

Северо-Восточное Семиречье.

В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических

проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи.

В науке существует так называемое евроцентристское направление, в котором

кочевники представлены как варвары в противовес цивилизованным

земледельцам.

В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько

идеализируя кочевников, исследователи отмечают такие их качества, как

уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие.

Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с

ним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и

развивались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля,

спрос на продукты животноводства были важными причинами расширения

скотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и

сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи.

Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными.

Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах,

нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких

по своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков.

История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали

вместе против внешних врагов. В целом же историческая закономерность

развития, оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с

кочевниками степей определялась тесными экономическими связями. Их

взаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других,

зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры.

Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении

древней и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается

переход кочевников к оседлой и городской жизни.

Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань

Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли на

северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап,

Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут торговцы из

разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков

одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят

один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города

Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это

имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»

Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории

Семиречья появилась в результате согдийской колонизации. Существует и

противоположная, автохтонная модель происхождения городской культуры

Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом

колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой

регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и экономических

судьбах народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с

позиций этногенетических, необходим и культурологический анализ.

В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как

центра ремесла, торговли и сельского хозяйства. Показательно сложение

городского быта, который в археологических материалах представлен

устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами,

надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядом

захоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье

происходило отчасти путем непосредственного переселения сюда согдийцев. С

другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной

интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.

Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на юге

Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный

комплекс, представленный в археологических материалах такими массовыми

находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими

надписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и Средней

Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать

тюркско-согдийским.

Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических

процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана

и в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себе

культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое

проявление этой интеграции наблюдается в культуре города".

Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25

городищ со слоями VI— IX вв., которые можно считать остатками городов.

Известны названия некоторых из них — Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар

(Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан

(внутренний город) и рабад (пригород).

В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим

данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем

отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом,

Джамукатом, Мерке.

В отличие от южноказахстанских городищ топография семиреченских иная: в

них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и

пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, Шахристан городища

Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был

застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойственным

ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей

профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами

домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане

однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома,

заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре

или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части

напольный очаг с бортиками из глины.

Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого

помещения имелась небольшая кладовая.

В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких

помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты —

«гребенчатая планировка».

В цитаделях городов располагались дворцы правителей, интерьер которых

украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.

Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли

получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О

развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали

международную и областную торговлю. В его среде получили распространение

различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена

принимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного

Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из

слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-

казахстанского региона.

Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-

западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографию городищ, городское

жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в

целом.

Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.

Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И

хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не

менее последствия завоеваний сказались

на городской культуре области. Связанная тесными экономическими и

культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие

мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь в среде

городского населения.

Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в

указанное время.

В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились

города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде

с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер, Весидж и Бурук,

в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьях

Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и

Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольших

поселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались в

городские центры.

В юго-западном Семиречье число новых городов также увеличилось. В

Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус,

Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.

В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культуры в северо-

восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир,

Лабан, Ики-огуз, Каялык.

В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном

Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира,

Сарысу, в предгорьях Улутау.

Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша.

Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам.

Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме

столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.

Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урйла. Они

принадлежали тюркам-огузам.

Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке,

которые произошли по сравнению с предыдущим периодом.

На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки

кварталов XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно

от 8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленную

специализацию — был заселен гончарами.

Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречье показали, что и

этот город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем на

Куйруктобе. Дома группировались вдоль участка магистральной улочки. Всего

домов в квартале 12—14.

Новым элементом в застройке городов стали мечети. Известно сообщение

автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети в городе Кедере

(городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы

археологами.

Среди компонентов застройки городов Южного Казахстана и Семиречья, как и

других городов Востока, были общественные бани. Две из них открыты на

рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.

В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее

из трех помещений, расположенных по длинной оси (анфиладная планировка),

дом с помещениями на пересекающихся осях (крестообразная планировка) и дом

с помещениями, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно к

магистральной или внутриквартальной улочке.

В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развития

южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа —

круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и

геометрическим орнаментом.

Новые типы жилища появляются в городах юго-западного Семиречья. Для них

характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные помещения

группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была характерна для

рядовых и богатых домов.

Городское жилище XI—-XII вв. северо-восточного Семиречья известно по

раскопкам города Талгара. Все дома относятся к одному типу. Они состояли из

4—6 жилых и хозяйственных помещений и двора. Основания стен сложены из

каменных валунов. В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич,

жженый кирпич и дерево.

Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них были загоны для скота и

конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворах некоторых талгарских

домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья с двором для скота,

наличие юрт свидетельствует о сохранении в жизни горожан северо-восточного

Семиречья традиции скотоводческого и кочевого хозяйства.

Намечается прогресса керамическом ремесле. По сравнению с периодом

раннего средневековья, доля лепной посуды резко снижается. Появляется

поливная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстана

относится к IX в., а массовое распространение их приходится на X—XII вв.

Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши,

кубки, кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.

Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в городе. О его развитии,

технических возможностях дают представление массовые находки железных

изделий. Производство изделий из меди было распространено в городах

повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находились

неподалеку от городских центров в Каратау, Киргизском, Таласском,

Заилийском и Джунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги,

подставки под них. Зачастую они работали с драгоценными металлами, будучи

одновременно и ювелирами.

Развитие получили косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рога

изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом,

булавки. На городище Талгар найдены костяные шахматные фигурки.

Высокого уровня достигла в это время торговля. Международная торговля по

Шелковому пути известна по сведениям средневековых авторов. При раскопках и

в кладах найдены импортные изделия — художественная посуда, монеты.

Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар, Тараз,

Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточного

Семиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынок

полотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами

из Самарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад,

торговцы из Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.

Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые из

товаров, которые попадали в казахстанские города из степи, — козьи шкуры и

меха.

Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших

натуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе,

Яссах,

Рост городского населения потребовал увеличения товарности сельского

хозяйства. Поэтому совершенствовалась система искусственного орошения. Ее

развитие хорошо прослежено на материалах Отрарского оазиса.

Как и раньше садоводство, виноградарство, огородничество, полеводство,

придомное скотоводство играли важную роль в хозяйстве горожан.

В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитии городской

культуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических,

экономических и культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидского

государства сблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль в

развитии городской культуры стала играть новая религия — ислам.


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.