бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Великая самодержица всероссийская

Великая самодержица всероссийская

ПЛАН

1. Введение……………………………………………..1

2. На пути к трону………………………………………2

3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II……….5

4. Внешняя политика……………………………………15

5. "Хоронят Россию"…………………………………….17

6. Заключение…………………………………………….18

Введение

История государства Российского знает только двух государей,

возведенных и современниками и потомками в ранг Великих: царя-реформатора,

первого отечественного императора Петра I Алексеевича и императрицу-

воительницу Екатерину II Алексеевну. Именно при них старая Россия добилась

подлинных высот величия.

Их роднило то, что оба монарха стремились сделать подвластную им

державу действительно сильным государством Европы с развивающейся

экономикой, внутренней устойчивостью, крепкой военной организацией,

прогрессирующей наукой и культурой. Не случайно на постаменте знаменитого

«Медного всадника» - памятника первому императору России работы

Э.М.Фальконе, открытого в 1782 году в Санкт-Петербурге, выбиты слова:

«Петру Первому – Екатерина Вторая”

25 декабря 1761 г. завершилось двадцатилетнее царствование императрицы

Елизаветы Петровны, была перевернута ещё одна страница русской истории.

Страна замерла в ожидании перемен…

Тем временем в церкви Зимнего дворца высшие чины империи собрались для

принесения присяги новому государю. Петр III был вне себя от радости и даже

не скрывал этого, он всячески кривлялся и произносил вздорные речи, требуя,

однако, к себе должного почтения. Вечером того же дня во дворце состоялся

торжественный ужин.

Рядом с новоиспеченным императором сидела хорошо сложенная молодая

женщина с густыми каштановыми волосами, изящными руками и умными живыми

глазами. Она не была красавицей, но и сейчас, и много позже все находили её

необыкновенно привлекательной. Её глаза были заплаканы, на ней было

траурное платье, и она с опаской поглядывала по сторонам, пытаясь понять,

как следует себя вести в новых обстоятельствах. Это была жена Петра III

Екатерина Алексеевна, которой всего через шесть месяцев суждено было стать

самодержавной императрицей Екатериной II.

На пути к трону

Она родилась 21 апреля 1729 г. В Штеттине в семье принца Христиана

Августа Ангальт - Цербстского и княгини Иоганны Елизаветы. При рождении

девочка была наречена Софией Августой Фредерикой. В кругу, где она росла,

было не мало таких же принцесс, чье приданое заключалось главным образом в

их «голубой крови». В семье Екатерину называли Фике, и она росла подвижной,

веселой и независимой. Считалось, что шансов на удачное замужество у Фике

немного, и принцесса Иоганна Елизовета старалась воспитывать дочь в

строгости, подавляя всякие проявления гордости и высокомерия. Но получилось

наоборот: Екатерина научилась скрывать свои истинные чувства и

притворяться, что очень пригодилось ей впоследствии. Уже в детстве она была

склонна к самостоятельным рассуждениям и позднее вспоминала, что «сохранила

на всю жизнь обыкновение уступать только разуму и кротости».

Беззаботное детство окончилось 1 января 1744 г., когда на имя

принцессы Иоганны Елизаветы пришло письмо из далекого Петербурга от

императрицы Елизаветы Петровны, приглашавшей её с дочерью прибыть в Россию.

Путешествие в Россию было похоже на сказку и оставило в памяти будущей

императрице неизгладимый след. Также сильно её поразила и первая встреча с

императрицей. «Когда мы прошли через все покои, - вспоминала впоследствии

Екатерина, - нас ввели в приемную императрицы… Поистине нельзя было тогда

видеть её в первый раз и не поразиться её красотой и величественной

осанкой. Это была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от

этого не терявшая… Её платье было из серебряного глазета с золотым галуном;

на голове у неё было черное перо, воткнутое сбоку и стоявшее прямо, а

прическа из своих волос с множеством брильянтов».

В этом описании сквозит восторг девочки из небогатой семьи, пораженной

великолепием царского двора. Она понимала, что судьба предоставила ей

редкий шанс, который никак нельзя упустить. Судьбу олицетворяла Елизавета

Петровна, а за счастье надо было платить браком с великим князем Петром

Федоровичем. Что же касается будущего мужа, то на его счет Екатерина с

самого начала не слишком обольщалась. Он явно уступал ей в духовном

развитии и видел в ней не столько девушку, сколько товарища по играм. Еще

будучи в Голштинии слабый физически и нравственно, Петр Федорович был

воспитан гофмаршалом Брюмером, который был скорее солдат, чем педагог,

"более конюх, чем воспитатель" (по словам С. Платонова). Молодого принца

учили много, но так неумело, что он получил полное отвращение к наукам:

латынь, например, ему надоела так, что позднее в Петербурге он запретил

помещать латинские книги в свою библиотеку. Учили его к тому же, готовя

главным образом к занятию шведского престола, и, следовательно,

воспитывали в духе лютеранской религии и шведского патриотизма - а

последний в то время выражался, между прочим, в ненависти к России.

Чтобы исправить положение в Петербурге к будущему императору были

срочно приставлены опытные учителя, а обязанности воспитателя Елизавета

Петровна возложила на академика Штелина. Отмечая способности и превосходную

память Петра, Штелин позднее вспоминал, что гуманитарные науки наследника

особенно не интересовали, а любимейшими предметами были фортификация и

артиллерийское дело. И хотя, по словам Штелина, уже к концу 1743 г. Петр

твердо знал основания русской истории и мог перечислить всех государей

России от Рюрика до Петра Великого, новый воспитатель не смог внушить ему

любви к его новому отечеству, где он всегда чувствовал себя чужим. По

всей видимости ощущение двойственности происхождения (русский по матери и

немец по отцу) порождало у Петра Федоровича некий комплекс двойного

самосознания. "Все же, если он и ощущал себя в значительной степени

немцем, - пишет А.С. Мыльников, - то - немцем на русской службе".

Недостаточно образованный, слабовольный Петр, конечно, не мог

самостоятельно охватить интересов огромной страны, да имел к тому мало

охоты. Правительство Петра III задумывалось над мерами по поднятию

боеспособности армии и флота. Император предпринимает шаги по укреплению

воинской дисциплины в гвардейских частях. Его отношение к гвардейцам было

негативным: он называл их "янычарами", неспособными ни к труду, ни

воинской службе и считал опасными для правительства. Петр не скрывал

своего намерения в будущем упразднить гвардейские полки вовсе, а для

начала послать их воевать с Данией, чтобы отобрать у нее Шлезвиг для

своей любимой Голштинии. Армия спешно перестраивалась на прусский лад,

вводилась новая форма, менялись названия полков. Старшим командирам, вплоть

до отвыкшего от этого генералитета, предписывалось лично проводить

строевые учения. Все это не могло не породить оппозиции Петру III в

офицерской среде, прежде всего среди гвардейцев. Недовольно было и

духовенство, и часть знати, шокированной некоторыми выходками императора,

пренебрежением правилами придворного этикета.

Недовольством именно этих кругов и воспользовалась Екатерина

Алексеевна, которая по ее собственным словам была равнодушна ко многому,

но не к императорской короне. В заговоре активную роль играли гвардейцы

братья Орловы, П. Пассек, С. Бредихин, братья Рославлевы, малороссийский

гетман и президент Академии наук, командир Измайловского полка граф

Разумовский и др. В общей сложности, через участвовавших в заговоре

офицеров, Екатерина могла рассчитывать на поддержку примерно 10 тыс.

гвардейцев. На 29 июня, в день первоверховенных апостолов Петра и Павла

по православному календарю, Петр Федорович, который уже несколько дней

прибывал в Ораниенбауме, назначил свои именины в Петергофе, где его и

должна была ожидать жена. Но ночью 28-го, за несколько часов до его

прибытия туда, Екатерина уехала в столицу. Опираясь на гвардейские полки,

она провозгласила себя самодержицей, а своего супруга низложенным. Петра

III эти события застали врасплох. Он час за часом упускал время и, в

конце концов, упустил все. Утром 29-го преданные императрице войска

окружили Петергофский дворец и император, оказавшейся в плену у

собственной жены, безропотно подписал составленный загодя екатерининскими

вельможами манифест об отречении. "...Он позволил свергнуть себя с

престола как ребенок, которого посылают спать" - заметит по этому поводу

впоследствии прусский король Фридрих II.

Низложенного императора доставили в Ропшу под тщательное

наблюдение Ф.Барятинского, А.Орлова, П.Пассека и пр. Охранники угадали

тайное желание императрицы - 6 июля 1762 г. внука Великого Петра не стало.

Путь Екатерины к трону не был легок. В течение многих лет, еще до

того, как сама мысль о возможности царствовать самостоятельно родилась в ее

голове, она упорно и методично старалась завоевать симпатии своих будущих

подданных. Впоследствии в своих мемуарах она призналась:

“Вот рассуждение, или, вернее, заключение, которое я сделала, как

только увидала, что твердо основалась в России, и которое я никогда не

теряла из виду ни на минуту:

1. нравиться великому князю,

2. нравиться императрице,

3. нравиться народу.

Я хотела бы выполнить все три пункта, и если мне это не удалось, то

либо (желанные) предметы не были расположены к тому, чтоб это было, или же

Привидению это не было угодно, ибо поистине я ничем не пренебрегла, чтобы

этого достичь: угодливость, покорность, уважение, желание нравиться,

желание поступать, как следует, искренняя привязанность - все с моей

стороны постоянно к тому было употребляемо с 1744 по 1761 г. Признаюсь, что

когда я теряла надежду на успех в первом пункте, я удваивала усилия, чтобы

выполнить два последних; мне казалось, что не раз я успевала во втором, а

третий удался мне во всем объёме, без всякого ограничения каким-либо

временем, и, следовательно, я думаю, что довольно хорошо исполнила свою

задачу”.

Екатерина Алексеевна оказалась на русском престоле не имея на то

никаких прав. Она, по словам В.О.Ключевского, "совершила двойной захват:

отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца".

Свержение Петра III явилось полнейшей неожиданностью для подданных,

далеких от придворных интриг. Когда в Москве был получен манифест о

восшествии Екатерины II на трон и губернатор, огласив его перед военным

гарнизоном и жителями города, выкликнул здравицу в честь новой самодержицы,

она повисла в тишине: солдаты и народ молчали. Пошли слухи о Екатерине как

царице "ложной", фактически - самозванной. В северной столице наблюдался

рост настроений в пользу томившегося в Шлиссельбургской крепости Иоанна

Антоновича, вплоть до возможного бракосочетания с ним новой императрицы.

Будучи от природы женщиной одаренной, обладавшей упорной волей и

редким умением понимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно

быстро овладела положением. В манифестах от 28 июня и 6 июля она

постаралась обосновать свои действия, оправдывая их "опасностью всему

Российскому государству", проистекавшей от изменнической политики Петра

III, волей "всех наших верноподданных" и самого Бога. Екатерина всячески

подчеркивала свою приверженность к новой родине, ее языку обычаям и вере.

Она ходила из Москвы пешком на богомолье к Троице-Сергеевой лавре, в

Ростов на поклонение мощам святого Дм. Ростовского, ездила в Киев и

поклонялась печорским угодникам.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Характер Екатерины, ее стремления, духовные запросы и потребности с

самого начала были иными, чем у ее мужа, человека глупого и распутного. За

17 лет, прошедшие с приезда в Россию до восшествия на престол, она

постаралась получше узнать страну, ее историю, традиции и обычаи. Довольно

рано Екатерина пристрастилась к чтению и вскоре от французских романов

перешла к трудам философов - просветителей - тех, кто были в то время

властителями дум образованной Европы. Читала она и труды по истории Англии,

Франции, Германии, сочинения известных юристов и экономистов. Впоследствии,

уже став императрицей, она и сама занялась сочинительством. Ее перу

принадлежат пьесы, статьи, сказки, мемуары, работы по истории, языкознанию.

И это помимо разнообразной переписки, которую на протяжении многих лет она

вела с многочисленными русскими и иностранными корреспондентами, а также

работы над законопроектами, лишь часть которых ей удалось реализовать.

Среди русских самодержцев Екатерина II выделяется своей образованностью,

умом, духовными и интеллектуальными запросами. Пример императрицы имел

благотворное влияние на русское общество второй половины XVIII в., на

развитие русской литературы, науки, журналистики.

Увлекаясь “возвышенными” идеями, Екатерина никогда не пренебрегала

реальностью, вполне земными интересами. Ради сохранения власти она готова

была жертвовать любыми принципами и философскими идеями. При этом за годы

пребывания на вторых ролях она стала опытным царедворцем, хорошо

разбиралась в людях, знала психологию, умело использовала их достоинства и

недостатки, научилась угождать. Нравиться. Многие мемуаристы отмечали, что

Екатерина была прекрасной собеседницей, умела выслушивать и воспринимать

чужие идеи, приспосабливая их для своих нужд.

С историей царствования Екатерины II связаны имена целой плеяды

блестящих государственных деятелей, таких, как А.Г.Орлов, А.А.Вяземский,

Н.И.Панин, А.Р.Воронцов, Г.А.Потемкин, А.А.Безбородко, И.И.Бецкой и др. В

это время прославились своим военным искусством А.В.Суворов, П.А.Румянцев,

Ф.Ф.Ушаков, Г.А.Спиридов. Но и они все были, прежде всего, послушными

слугами императрицы, никогда и ни с кем не делившей власти. Постоянно

занимаясь государственными делами, каждодневно решая множество мелких и

крупных вопросов, увлекаясь сочинительством, чтением, перепиской, Екатерина

была настоящей труженицей. Вот как она сама описывает свой рабочий день в

письме к одному из корреспондентов в 1774 г.: “ Здоровье мое меня

нисколько не тревожит, я встаю самое позднее в 6 часов и сижу до 11 в моем

кабинете, куда ко мне приходит не тот, кто у меня в милости, но кому по его

званию есть до меня дело, и часто приходят лица, которых я еле знаю по

имени. Кто у меня в милости, тех я приучила уходить, если дело до их не

касается. После обеда нет ничего, а вечером я вижусь с (теми), кому охота

придти, и отправляюсь спать самое позднее в половине одиннадцатого”.

В письме заметны очевидное самолюбование и похвальба, однако,

многочисленные источники подтверждают, что распорядок дня императрицы

действительно был таким, как она его описывает.

Ко времени вступления на российский престол Екатерина была хорошо

знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и

экономической мысли, на основе которых у нее сложилось определенное

представление о том, что необходимо сделать для процветания государства. В

соединении со знанием российской действительности эти представления

повлияли на формирование политической программы императрицы. Некоторые

частные положения этой программы, а также способы ее реализации со временем

корректировались, но основные цели и идеи оставались неизменными.

Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе

название “просвещенного абсолютизма”. Смысл которого заключался в

использование абсолютной власти для осуществления преобразований,

основанных на идеях Просвещения.

Для многих авторов проблема, прежде всего в том, что провозглашенные

Екатериной идеалы, как часто кажется, невозможно совместить с

крепостнической действительностью России второй половины XVIII в. Создается

впечатление, что разговоры о просвещении и либеральная фразеология, которой

пользовалась императрица, были лишь своего рода дымовой завесой, за которой

Екатерина скрывала свое тщеславие, властолюбие и реакционные, в сущности,

взгляды.

Прежде всего, Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей

дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась во славе.

Вместе с тем к современной ей Европе императрица относилась достаточно

критично и вовсе не считала необходимым заимствовать у Запада все подряд.

Более того, став с годами истинной патриоткой, она была убеждена, что

Европе следует во многом брать пример с России. Отрицательно относилась

Екатерина и к тем проявлениям жестокости и поспешности, с которыми Петр I

осуществлял свои преобразования. Для нее же одним из важнейших принципов

был принцип постепенности.

Свои собственные “правила управления” Екатерина II сформулировала

следующим образом: “Если государственный человек ошибается, если он

рассуждает плохо, или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает

пагубные следствия этого.

Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание? - полезно

ли?

Пять предметов

Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и

заставить его соблюдать законы.

Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение

соседям.

Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед

Высшим Существом, перед собой, перед обществом и нужно ему преподать

некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной

жизни”.

Вступив на престол, Екатерина не тотчас начала исполнять свои замыслы,

а постаралась сперва поближе познакомиться с состоянием государственных

дел. Для решения ряда насущных проблем она создала несколько комиссий,

состоявших из высших сановников, которым было поручено, изучив положение

дел, представить императрице свои предложения. Этим Екатерина как бы давала

возможность подданным самим выразить свои пожелания. Однако решение

некоторых проблем откладывать было нельзя, и уже в первые годы царствования

Екатерины II, которые в целом прошли в подготовке реформ, было осуществлено

несколько важных преобразований. Первое из них коснулось центральных

органов управления страной. Это была сенатская реформа 1763г.

Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными

и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной мере утратил

свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо,

дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны

и даже, как выяснила Екатерина, не знали, сколько городов существует в

Российской империи. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената,

подготовленный Н.И.Паниным - одним из самых образованных и способных ее

министров, - предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со

строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного

управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по-прежнему

сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

Другая важная реформа первых лет царствования Екатерины II была

связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол,

императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. Однако сама

проблема от этого не разрешилась, и уже в 1762г. Была учреждена специальная

комиссия для ее решения. В течение полутора лет комиссия готовила новый

вариант секуляризационной реформы, и в феврале 1764г. Екатерина подписала

соответствующий указ, согласно которому все монастырские земли с жившими на

них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии

экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы поэтому

экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как

положение черносошных, т.е. государственных крестьян. Все подати они отныне

должны были платить непосредственно государству, что было значительно

легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их

земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и

торговлей.

Другим следствием секуляризационной реформы стало изменение положения

русской православной церкви в системе государственной власти. С этого

времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и

монахов, ибо содержало их на средства государственной казны.

Третье преобразование начала царствования Екатерины II, имевшее столь

же долговременные последствия для судеб страны и ее народов, касалось

системы управления территориями необъятной империи. С давних пор в

соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие

под власть московского царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся

особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии

(особые органы власти, специфическое законодательство и административно-

территориальное деление ). Так, даже исконно русская Новгородская земля еще

и в XVIIIв. делилась не на уезды, а на исторически сложившиеся пятины. А

город Смоленск и его дворяне во время польской оккупации в первой половине

XVIIв. успели получить от короля особые привилегии, которые затем обязался

соблюдать и русский царь. Когда в результате Северной войны в состав

империи вошла часть Прибалтики, то и здесь были сохранены некоторые

исторически сложившиеся органы управления, законы и привилегии местного

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.