бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

частот р (А) и q (В) достаточно близки между собой (А >В). Этот факт

говорит о том, что в генети-i ческой структуре казахов почти равномерно

сочетаются исходные составные компоненты на основе серологических факторов

— европеоидных и монголоидных. Основным вариантом в этой системе групп

крови для казахской популяции в целом является следующий:

О > А > В > АВ. Антропологическое значение такого распределения

раскрывается при сопоставлении с общим распространением генных частот по

локусу АВО у народов Евразии. Так, казахская популяция тяготеет к

относительно средней величине колебаний частот фенотипов системы АВО

населения Центральной и Средней Азии, а в ряде случаев совпадает с таковыми

вариантами у народов Восточной Европы и Передней Азии. По распределению

фенотипа А казахи, находясь в пределах интервала частот, присущих населению

Центральной Азии, приближаются к его верхней границе, а по отношению к

народам Восточной Европы — к нижней границе свойственных им частот. Фенотип

В у казахов имеет частоты, соответствующие средним цифрам частот у жителей

Центральной Азии, несколько превышающие показатели, характерные для

популяций Восточной Европы и близко подходящие к верхней границе интервала

частот, свойственных населению Передней и Средней Азии. Соответственно

этому частоты генов р (А) и q (В) у казахов в основном лежат в области

пограничных значений, характерных для популяций Центральной Азии и

Восточной Европы.

Рассмотрение распределения системы групп крови MN среди казахских

популяций показало, что для них характерно преобладание аллеля М над N.

Процент лиц с наличием обоих аллелей MN среди местных популяций значительно

больше, чем с одним. По степени концентрации генных частот по данному

локусу казахи обнаруживают относительно высокий процент m (M) и умеренно

низкий п (Ы). Установление по локусу MN частоты фенотипов и генотипов у

казахов наиболее близко подходят к этим показателям у народов Средней Азии.

По отношению к европеоидным группам выявленные частоты у казахов находятся

на границе таковых у народов Восточной Европы. В целом казахи вполне

определенно являются носителями смешанных особенностей по локусу MN12.

Поданным системы резус-фактора среди казахов исключительно преобладают лица

с резус-положительной реакцией над резус-отрицательной. Для них характерно

относительно высокое содержание аллеля D. На всей изученной территории

показателя встречаемости резус отрицательности стабильны, так как

изменчивость генных частот по данному локусу у казахов невелика, и они

представляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабе

общей казахской популяции уровень концентрации гена d не достигает

распространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, но она

несколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данному

генетическому маркеру результаты определенно свидетельствуют о смешанном

происхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качестве

краткой иллюстрации можно привести процентное содержание резус-

отрицательного фактора у народов Евразии. Правда, при этом проценты

предварительно переводятся в баллы. С учетом полярности генетической

структуры сравнительных популяций казахи стоят на четыре балла дальше от

современных монголов, на пять баллов — от коренных народов Средней Азии и

на десять баллов от восточных славян. Обобщенные генетические величины по

изученным локусам позволяют заключить, что на попу-ляционном уровне у

казахов вполне реально существует свой генофонд. Его специфическая

особенность наиболее ярко проявляется при межэтнических сопоставлениях, где

в серологическом отношении наиболее типичные представители как

европеоидного, так и монголоидного расовых типов существенно отличаются от

обобщенного генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом-

[pic]

Рис. 4. Суммарные генетические расстояния казахов от некоторых народов

Евразии.

проведенный серологический анализ отражает один из путей микроэволюционного

развития современных казахов и одновременно демонстрирует, в каком

соотношении у них сохранились исходные генетические особенности, а также

показывает их условное расстояние в этноантропологическом развитии от

популяций сопредельных территорий.

Как известно, специфическое сочетание полиморфных признаков кожного

рельефа пальцев и ладони обладают высокой таксономической ценностью. Эти

дерматоглифические данные по современным этническим группам сейчас широко

используются в антропологической науке. В полученных материалах весь

комплекс признаков дерматоглифики свидетельствует об однородности локальных

групп казахов и ее гомогенности как популяций в целом. По основным

свойствам кожных узоров казахи находятся на стыке монголоидно-европеоидных

групп", т. е. относятся к популяциям метисного происхождения (рис.5).

[pic]

Рис. 5. Обобщенные дерматоглифические расстояния казахов (К) от некоторых

народов Евразии.

В современной антропологии наряду с данными по расовой соматологии,

серологии, дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологии

человека в этногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическое

строение зубной системы является одним из важнейших источников

биологической и исторической информа-v ции, так как ряд важных черт зубного

рельефа указывает на присут-, ствие древних особенностей. Одонтологический

анализ позволяет

• заключить, что по основным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екая

популяция обнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается в

пределы вариации переходных расовых типов Евразии.14

В целом, одонтологические особенности у казахов выявляют в

• основном те же закономерности, что и по другим системам антропо-,'

логических признаков, т. е. по расовой соматологии, серологии, , особенно

дерматоглифике (рис. 6). Об этом свидетельствует, прежде ' всего то, что в

зубной морфологии казахов черты «восточной» ориентации превалируют над

особенностями «западной». Вместе с тем показатели некоторых фенов зубного

рельефа «западного» ствола в известной мере убывают по мере продвижения с

западной в восточную часть республики. Выявленный «западный» стабильный

компонент у современных казахов генетически уходит своими корнями к

древнему местному субстрату.

Таким образом, масштабные комплексные антропологические исследования

современных казахов содержат достаточно познавательную информацию, которая

в полной мере соотносится сданными междисциплинарных изысканий при

разработке проблем этногенеза, и, все это, вместе взятое, неопровержимо

демонстрирует общность генетического процесса и пути формирования

этнокультурной основы у древнего и современного населения Казахстана. Имея

древние истоки становления, казахский народ обретает свое реальное

существование как самостоятельное этническое образование с середины II тыс.

н. э., что признается большинством исследователей. Именно с этого времени,

о чем свидетельствует весь комплекс источников,

[pic]

местные популяции образовали единый этнический массив со всеми

специфическими особенностями генетического фонда и фенотипи-ческого облика,

с самобытными культурными чертами и основами современного языка на всей

территории Казахстана.

В этом антропологическом, этническом и лингвистическом качестве казахский

народ предстает перед новым историческим развитием в кругу современного

разнообразия культурных контактов в единой системе человеческих

цивилизаций.

§ 2. Этнические процессы на территории Казахстана

Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии,

крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества

племен и народов. Сведения о них разбросаны

130

Itв большом количестве источников на многих языках, восточных и ||.

европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов |?

осуществлена большая работа по их изучению.

г| В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц —

племени, народности, нации), как исторически сложившейся, Г устойчивой

совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими

чертами, но и относительно стабильными •;, особенностями культуры (включая

язык) и психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленности от

других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании

(этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос-

ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы у

людей появились общие черты, выделяющие их из числа

•других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а

это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период

формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной

территории15.

В XV—XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования

казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же

пределах, в которых размещались казахи и в последующие, века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр-

•кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI

вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от

саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов,

кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров,

дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории

Казахстана'6. Некоторые из них в разные . эпохи имели свои государства.

Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов

и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской

народности, восходят к глубокой древности — эпохе разложения

первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти процессы были связаны с

автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от

этнических процессов на обширных пространствах Центральной Азии. Движение

этнической истории на территории Казахстана, сложение в разные периоды

крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге —

казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязью

хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также

городской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях.

Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими

событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-

среднеази-атском регионе и за его пределами.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются

несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического

развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени

европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее

сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась

неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно

уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории.

Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся

скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего

железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и

восточных областях, савро-матов — в северных и западных17.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе

степныхтерриторий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном

направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а

именно — тюркской, становилась этнодсмографи ческая обстановка в степной

части территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории в

южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включая

Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях

Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку,

бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних

его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

Формирование новых социальных (раннсфеодальных) отношений и образование

древнетюркской государственности в VI в.—Тюркского каганата, затем Западно-

Тюркского каганата— содействовали интенсивномупритокутюркоязычныхплемен

назаладные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной

монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на

определенных территориях"'.

В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интеграционные

тенденции в этнических процессах на территории Казахстана усилились. Эти

государства обеспечили возможность политической консолидации местного и

пришлого населения, его этнокультурного обособления в отдельных регионах,

стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIiI вв.) объединил

племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и

в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до

того носителями этой культуры были в основном согдийцы).

В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), переместившихся на территорию

Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно

карлуков, входили кочевые и полукочевые тюркоязычные племена,

объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу,

халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие (часть из них ранее входили в

Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров,

ссмиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. В

карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с

незначительной примесью монголоидности19. Значительная масса карлуков

мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейся

узбекской народности.

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило

кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолины

Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские

кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе —

этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом

облике огузов преобладали монголоидные черты20. Впоследствии большая часть

огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-

политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв.

обитали кимакские и кыпчакские племена, также создавшие свою

раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического

объединения входили кочевые и полукочевые тюркские племена кыпчак, эймур,

имак, татар, байандур и др.21 Преемниками кимакской государственности стали

кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.

Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие

формы хозяйственной жизни, материальной культуры, утверждение тюркского

языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана,

хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше

государственных образований содействовали объединительным тенденциям в

этнических процессах. Однако удревнихи раннесредневековых племен Казахстана

в силу естественногеографических, хозяйственных условий их обитания,

исторически складывавшихся обстоятельств их политической обособленности, а

именно вхождения их в разные племенные союзы и раннефеодальные государства,

все отчетливее выявлялись тенденции формирования их в несколько

этнокультурных групп с территориальными центрами: в Семиречье и Туркестане

(район Ка-ратау и долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и Восточном

Казахстане, а также в Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье, в

междуречье Урала и Волги. Дальнейшие исторические судьбы населения

средневекового Казахстана постепенно закрепляли такое разделение, хотя в

целом общение отдельных его частей не прекращалось. Все более сильное

воздействие на этнические процессы оказывал политический фактор.

Усилились хозяйственное и культурное взаимодействие и этнопо-литическая

консолидация племен и народов юга и юго-востока Казахстана между собой, а

также политическая ориентация тех и других на взаимосвязи с населением

Средней Азии, чему во многом способствовало длительное вхождение их в

состав Караханидского феодального государства (X—XII вв.), занимавшего

огромную территорию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго-

Восточного Казахстана22. В образовании государства Караханидов,

объединившего оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую роль

играли обитавшие в Семиречье племена карлуков, чигилей и ягма. Консолидация

этих племен вместе с местным населением в Средней Азии явилась существенным

этапом на пути формирования узбекской народности, в Восточном Туркестане —

уйгурской. Формированию их в условиях сравнительно развитых общественных

отношений в этом государстве в более прочный этносоциальный ооганилм —

К народность мешали политические судьбы Караханидов, постспсн-"I ный распад

его на Восточный и Западный каганаты. ; Государственное объединение

кыпчакских племен (XI—XII вв.) ) содействовало этнополитическим и

хозяйственно-культурным кон-. тактам массы тюркских племен обширных

территорий"от Иртыша до Урала и Волги и далее на запад. В составе племен

кыпчакской конфедерации были кимаки (йемаки), байандуры, баяуты, канглы,

уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари), йета, буржоглы, анджоглы. дурут и

многие другие. Восточно-кыпчакские племена взаимодействовали на территории

Восточного Дешт- и Кыпчака («Кыпчакская 'степь»), т. е. степной территории

Казахстана с другими тюркоязыч-ными племенами соседних государственных

образований, они вобрали в себя часть огузских родов и племен. Многие

племена и этничес-' кие группы региона (включая и Южный Казахстан),

объединенные : хозяйственно-территориальными и политическими связями,

принимали этноним «кыпчак» и именовали себя кыпчаками23. В XII— начале XIII

вв. кыпчаки, как и карлуки, также были на пути сложения народности

раннефеодального типа. Но события последующих столетий раздробили и эту

крупную этнополитическую общность, сделали восточных кыпчаков участниками

сложения казахской, а также киргизской, узбекской, каракалпакской,

ногайской и целого ряда других народностей.

В начале XIII в. в Восточный и Юго-Восточный Казахстан переместились из

Монголии и Алтая под давлением монголов Чингисхана тюркоязычные (по другим

сведениям монголоязычные) найманы и киреиты, имевшие свои государственно-

политические объединения и достигшие уровня раннеклассовых этнических

общностей. Вовлеченные в орбиту монгольских завоеваний, они расселились в

разных областях Монгольской империи и приняли участие в формировании многих

тюркских народов.

К началу XIII в. в условиях тесного экономического взаимодействия

населения обширных зон многоукладного хозяйства, кочевого и полукочевого

скотоводства и оседлого земледелия и городской культуры, в ходе упрочения

самостоятельных общественно-политических структур, упомянутых выше

государственных образований с большей или меньшей степенью стабильности, в

процессе сложения языковой и культурно-бытовой общности определились

основные узлы этногенеза, этнической консолидации населения. Складывались

условия для формирования по меньшей мере двух народностей: на кыпчакс-ко-

огузской этнической основе — на обширной территории Восточного Дешт- и

Кыпчака и карлукской основе — в Семиречье. Дальнейшее общение между ними,

продвижение кыпчаков (и входивших в их политический союз родов и племен) на

юг и юго-восток, а семиречен-ских племен (карлуков, киреитов и др.) на

запад формировало исторические предпосылки для сложения более крупной

тюркоязычной народности. Однако дальнейшее поступательное развитие

этнической консолидации населения было задержано монгольским нашествием.

Отрицательных воздействий на этническую ситуацию в регионе было слишком

много. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походы

Чингизидов и перемещена за пределы Казах стана значительная часть

населения. Оставшаяся часть тюркских племен Казахстана оказалась

разъединенной между новыми политическими образованиями — улусами Джучи,

Чагатая, Угэдэя, хотя при разграничении территорий между ними в

определенной степени учитывались сложившиеся в прошлом этнические границы.

Улус Джучи (затем Золотая Орда) занимал кыпчакские земли от Иртыша и Алтая

до Дуная. В Казахстане он охватывал обширные территории центральных,

северных и северо-восточных, западных его земель. Улус Чагатая занимал

Южный и Юго-Восточный Казахстан, т. е. земли кыпчаков, караханидских

тюрков, карлуков. В улус Угэдэя из территорий Казахстана отошла северо-

восточная часть Семиречья, куда перед тем передвинулись с востока разбитые

монголами найма-ны и киреиты (киреи).

Добавился новый этнический компонент— монгольские роды и племена,

передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты,

барласы, байрины и др. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к

вытеснению, перемещению местного населения. Феодальные войны и

междоусобицы, политическое дробление улусов усилили процесс измельчания,

разъединения, перемещения тюркских родов и племен. Монгольское завоевание

территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в

антропологическом типе местного тюркского населения, но сами монгольские

этнические группы в виду их относительной немногочисленности и

распыленности на огромных территориях были постепенно поглощены,

ассимилированы преобладающей тюркской средой.

§ 3. Завершение формирования казахской народности

Монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических

процессов на территории Казахстана. Оно явилось важнейшим политическим

фактором, качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открыло

пути к сложению новых этносоци-альных общностей. Прежний эволюционный путь

сложения упомянутых выше крупных раннефеодальных народностей на территории

Казахстана был прерван. Изменились в этническом плане многие стороны

жизнедеятельности местного населения, в частности, претерпели изменения

этнический состав населения, формы его этносо-циальной организации,

социально-экономические условия его жизни и т. д.

Выше были упомянуты новые этнические группы, тюркские и монгольские

племена, появившиеся на территории Казахстана в эпоху монгольских

завоеваний. Численность монголов была относительно невелика по сравнению с

покоренными народами, но они составляли правящий слой и ядро военных сил в

каждом из образованных ими улусов — государств. В Золотой Орде монголы

составляли лишь четверть войска, от 40 тыс. в первые годы до 100 тыс. к

рубежу XIV в. Войско Бату-хана названо в источниках кыпчакским, так как на

3/4 оно состояло из кыпчаков и других тюркских племен. На территории

степной зоны Казахстана, где получил улус Орда-Ичен, было примерно столько

же монгольского войска: «Из войск Джучи-хана,— сообщил Рашид ад-Дин,—

половиной ведал он, а другой поло-

136

виной — Бату»24. До 200 тыс. кочевников из монголов и тюркских племен с

Алтая и Южной Сибири (кунгратов, барласов, бааринов. джалаиров и др.)

переселилось в Семиречье и Притяньшанье до середины ХШ в.2'

Но постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского

населения, приняли их язык и обычаи. На огромной территории Золотой Орды

кроме кылчаков, составлявших подавляющую часть населения, проживали канглы,

найманы, ксрситы, уйсу-ны,кенсгесы,аргыныимногиедругие. Арабский географ и

путешественник Ал-Омари весьма образно отразил в XIV веке процесс

ассимиляции в Золотой Орде: «В древности это государство было страной

кыпчаков, но, когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их

подданными. Потом они смешались и породнились с ними и земля одержала верх

над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как

будто они одного |с ними] рода, от того, что монголы поселились на земле

кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле их

(кыпчаков)»211. Это наблюдение относится и к восточной части Золотой Орды —

территории Казахстана.

Вовлеченные в завоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-и

Кыпчака не всегда возвращались на прежние места обитания, они оставались в

новых завоеванных краях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаков

под давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного

Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело к

уменьшению численности населения в их коренных.землях, ослаблению

хозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское завоевание нарушило

сложившуюся этнополитичсскую структуру в Семиречье. Бывшее городское и

сельское население частью рассеялось, ушло в другие места, частью изменило

тип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в Восточном

Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного

населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы

разобщал этнически родственные группы. Выше были отмечены аналогичные

изменения в Южном Казахстане.

С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился

процесс интеграции племен и народов, как ранее обитавших на этой

территории, так и мигрировавших с востока. Новые общественные структуры,

феодальныедержания, улусы также сушест-венно изменили этническую карту

региона. Распределив местное население по «тысячам» и «туменам», раздробив

кочевые племена между уделами и улусами, монголы смешали население,

переместили крупные его массивы на новые места обитания. Замена

близкородственных связей территориальными содействовала ускорению процесса

консолидации кочевого населения в народность. В западной части Золотой Орды

этот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на территории Казахстана, в

связи с более благоприятными экономическими условиями — в части соотношения

оседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства новых городов — и

более интенсивным социальным развитием золотоордынского общества27.

С установлением монгольского господства на территории Казахстана сложились

особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-

за исключительно неблагоприятных социально-экономических его последствий.

Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху

в силу сложившихся экономичсскихусловии, неспособствовавшихсе выживанию,

усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства,

замедление социального развития, одним из основных проявлений которого было

закрепление пережиточныхформ общественной организации,— все это сильно

повлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело к

разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться

города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры,

расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения

различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных

объединений, других этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей

образования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана,

Ногайской Орды и Могулистана. В рамках этих государств появились более

благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условия для политического,

хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт- и Кыпчака

и Семиречья, взаимообщения и взаимодействия его во всех формах общественной

жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы

и владения, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде и

Чагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой более прочную,

этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившим

в него племенам и племенным объединениям территориальное и политическое

единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов

населения различных районов Казахстана.

Известно, что важным условием слияния племен в народность является само

развитие хозяйства, хозяйственных связей. Именно при кочевом и полукочевом

скотоводстве с особой необходимостью устанавливались хозяйственные связи со

смежными территориями оседло-земледельческой и городской культуры в силу

самой природы разноотраслевой экономики этих территорий. Создавался единый

экономический регион с устойчивыми связями населения как в хозяйственном

плане, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые

контакты не только между представителями близкородственных этносов, но и

других этнических групп.

В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых

узбеков, стабилизируется этнический состав племен на территории Казахстана,

сглаживаются различия множества местных и Переместившихся тюркских,

монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных

племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по

составу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра

(Государства кочевых узбеков^, Ногайской Орды был в основном идентичным. Их

населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того

времени под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом)

«узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты,

киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники

называют племена и роды буркутов, кыятов, утарчи, джа-тов, чимбасв,

кенегссов, дурманов, карлаутов, таймасов,. шадбаклы, маджаров, уйратов и

др." Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего

жузов. Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда

имя «узбек». В Ногайской Орде племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун и

кунгратов вошли в состав ногайской народности, наряду с мангытами,

алшинами, ктай, тама, ас и другими-1'. Все это были тюркские и

тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда тюркских народов

Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на огромной

территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народы

формировались в эпоху развитого средневековья практически одновременно.

Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактах

этнических групп, в политических связях государственных объединений,

хозяйственном и культурном взаимообщении населения. В рамках упомянутых

государств процессы этнополитического развития были в определенной степени

общими для узбеков, ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.

Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в

средневековых источниках под собирательным этнополитическим термином

«могулы»: дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки,

курлауты, барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи

и другие, числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен

вошла в состав другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могулов

ушла в Восточный Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третья

часть — в Прйтяньшанье, войдя в состав киргизов30.

Возникнув на территории древних историк о-этнографических областей — в

районе расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и

Могулистан в XIV—XV вв. сохраняли преемственность основного этнического

ядра местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств

и казахских Среднего и Старшего жузов были соответственно одни и те же

местные тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническую

территорию, вокруг которых в течение многовекового хода этнического

становления народности сгруппировались местные и пришлые, родственные и

неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные

(ассимилированные) племена, роды и их подразделения. Это подчеркивает

неслучайность возникновения Ак-Орды и Могулистана имен но на отмеченн ых

выше территори ях Казахстана, подчеркивает, что этнической основой этих

государств было местное население.

Пребывание названных племен в государствах Ак-Орда, Ногайский Улус (Орда),

Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие исторические судьбы, как, например,

общая борьба против власти золотоор-дынских ханов, необходимость сплочения

для отпора завоевательной политики правителей соседних феодальных

государств (в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали

этнической консолидации населения. Сплачивающим фактором является также

общность культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальную

культуру. Входя в разные государственные образования, население Казахстана

в XIV- XV вв. пользовалось одним языком; в то же время исследователями

отмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен в

до- и послемон-гольских государствах на этой территории. Характерные

особенности языка закрепились на протяжении этого времени и вполне

соотносятся исследователями с языком памятников кыпчакскои литературы

XIV—XV вв. Историческая память народа концентрировалась в фольклоре —

эпосе, песнях, легендах. Продолжали развиваться особенности хозяйственного

и общественного быта, материальной и духовной культуры складывавшейся

народности. Антропологический материал, относящийся к этому времени,

говорит о единстве в основном антропологического типа населения,

идентичного казахам последующего времени"

Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV—XV

вв., как и прежде в монгольские улусы, усилило воздействие отмеченных выше

факторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов

этнической консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахских

жузов были связаны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую

территорию, совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно; в его

состав входили уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели,

ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районы

Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки,

аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз

занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть

Прикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын и

такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, кара-сакал,

каракесек и др.''2 Время н механизм образования жузов остаются

неисследованными. Отведения источников относятся к позднему времени, однако

появление составных частей жузов, т. е. наиболее крупных из упомянутых

племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложении

многих исторических событий в древности и средневековье.

Основное содержание этнической истории Казахстана того времени

заключается в завершении формирования народности, вычленении состава племен

казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние

автохтонные этнические ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированные

источниками XVII—Х1Хвв. Можно сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли

уже сложившимися, но их формирование и перераспределение, поляризация

племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным процессом

сложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков,

ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен в

другие формировавшиеся тюркские народности. Окончательное завершение

процесса этнической консолидации казахской народности замедлялось

разобщенностью отдельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в

состав

нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв.

продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура

переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-

ханс откочевали к нему из Могули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-то

этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы

переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с

Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-и

Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положение и затрудняло

этническую консолидацию .населения обширной территории Казахстана.

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных

этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило

процесс завершения формирования народности. В отличие от ханства Абулхайра

и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и

прочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые

после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все

тюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Семиречья.

Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения юга

Казахстана и остальной территории расселения казахского этноса. Письменные

и археологические материалы подтверждают связь населения этого района с

обитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициями

хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим

родством, общими этнополитическими судьбами. На территории Южного

Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных

этнических узлов формирования казахской народности, двух крупных

этнополитичсских общностей древнего Казахстана — Кипчакского союза племен в

Центральном, Северном и Южном Казах-' стане и Усуньского союза племен в Юго-

Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их

этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна

средней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север

простирались земли казахского Младшего жуза. Фактически все три жуза

выходили на территорию средневекового Туркестана, т. е. на значительную

часть современной Шымкентской области33. В Туркестане (области

присырдарьинских городов и ареала Каратау) в XIV—XV вв. жили кыпчаки,

канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры, представители других

казахских и узбекских родов и племен. Одни из них (кыпчаки, канглы) жили на

этой территории с древних времен; другие (конграты, джалаиры) переселились

при монгольском завоевании, хотя и включили в себя массу местных родов и

осколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты, аргыны, мангыты и

др.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и Бараке, Абулхайрс и

Джаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани. Источники фиксируют и

совместное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на территории

Туркестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе жителей

Сыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки древних

завоевателей), каракалпаки34. Длительное пребывание на территории

Туркестана различных родов и племен, входивших в состав казахов и узбеков,

мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного населения,

появлению особого этнического компонента в составе казахской народности,

характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением Казахского

ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошли

казахские роды и племена, находившиеся в подчинении правителей Могулистана,

Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды, территориальная

и этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылками

присоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому ханству и

вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и

в письменных источниках, отражавших современные события, под именем

«казахи» (казак). Происхождение этнонима казах долгое время являлось

предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах

народа, сложенных им относительно своего происхождения". В источниках этот

термин употреблялся сначала асоциальном смысле и означал «человека,

отделившегося от своего госудаства, племени, рода и вынужденного вести

жизнь искателя приключений» (В. В. Бартольд). По «Та' рих- и Рашиди» и

другим источникам термин «казахи» применялся для обозначения политической

группировки во главе с Джаныбеком и Гиреем, откочевавшей в Семиречье,

сначала в форме «узбек-казахи» (узбек-казак), затем «казахи» (казак). В XV

в. термины «узбеки» и «казахи» не имели четкого этнического значения. Так,

Ибн Рузбихан в начале XVI в. писал: «Три племени относят к узбекам, кои

суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты и

его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе

племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью; и

третье племя — мангыты, а [из] них цари астраханские»16. С укреплением

ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все подвластное им

население. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл и стал

употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской

народности Восточного Дешт- и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна

из последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных

источников о термине казах и его социальной и этнической интерпретации

представлена в книге С. Г. Кляштор-ного и Т. И. Султанова37.

Реальным историческим следствием жизнедеятельности Казахского ханства,

длительного развития казахской государственности в его политических рамках

явилась единая казахская народность. Сознание своего этнического единства

народ отразил в эпических произведениях; в упорной борьбе с Шайбанидами и

Аштарханидами Мавераннахра, сибирскими и русскими властями в Прииртышье и

на Алтае, джунгарскими тайшами в Семиречье и на землях Восточного

Казахстана отстаивал казахский народ свои коренные этнические территории,

еще в XVI в. названные в письменных источниках термином «Казахстан»38.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.