бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение

нагуливал жир, а люди заготавливали на зиму масло, сыры, различные травы

для приправы жирной пищи. Огородов тогда казахи не возделывали, В рационе

питания растительная пища во многом уступала продуктам животноводства.

Основная забота замужних женщин состояла в приготовлении пищи и

присмотре за детьми. Развито было домашнее ремесло: ткачество, прядение,

изготовление ковров, седел, посуды, пошив одежды и обуви, чеканка по

серебру и др. Многие девушки помогали старшим, накапливая житейский опыт и

обучаясь ремеслу. Ходили в лес, собирая костянку, ягоды и березовую кору,

из которой искусно варили замечательную жвачку черного цвета. Рецепт

приготовления теперь, наверное, уже утрачен навсегда. В лесах находили

совершенно белого цвета глину, заменявшую известь всем жителям деревень.

В конце июля казахи вывозили на продажу в деревни ягоды, жвачку, белую

глину в комках, а также кумыс, налитый в кожаные мешки (бурдюки). Кумыс,

обладающий ценным лечебным свойством, готовили из молока конематок. Обычно

возле юрты хозяин натягивал волосяную веревку на колья. К ней привязывали

жеребят, в определенное время подгоняли лошадей, которых тут же доили.

Интересным было воспитание детей. Дети постоянно находились возле

скота. Ездить верхом на лошади приучали детей, чуть ли не с пеленок,

поэтому казахи были искусными и выносливыми наездниками: могли по нескольку

суток не слазить с коня. Все праздники сопровождались обязательной байгой

(скачки верхом) с многочисленными участниками. Особенно почитался праздник

Курбан, что приходится на июль. Все выезжали в лес, готовили мясо, кумыс.

Молодежь приезжала друг к другу в гости, парни высматривали невест.

Контакт с украинскими и русскими поселенцами осуществлялся через

торговые сделки. Наиболее зажиточные казахи вели торговлю скотом. Русские

скотопромышленники закупали целые гурты молодняка, откармливали его, а

затем отправляли в промышленные центры России. Так, из Кирибая где-то в

начале века сопровождать откормленных бычков до самого Петербурга был

направлен Кениспай Шулембаев. Он хорошо говорил по-русски и по возвращении

оттуда долгое время рассказывал об увиденном чуде не только в своем ауле. С

этой же целью его приглашали во многие соседние аулы, и он охотно ездил

туда.

Казахи с большим желанием брали на воспитание русских детей. Дружелюбно

казахи относились к первым переселенцам, помогая им обживаться на новом

месте: продавали по низкой цене скот, лошадей, а иногда просто дарили, с

большой охотой принимали людей на жительство в свои аулы.

Казахи в равнинных районах Западной Сибири составляют в настоящее время

значительную прослойку тюркоязычного населения. Они насчитывают более 130

тысяч человек. Из них 75 тысяч проживают в Омской области.

Казахи Омска живут в городе со сложным национальным составом населения

и контактируют с людьми разных национальностей. Поэтому знание помимо

казахского еще и русского языка как языка межнационального общения для них

жизненно важно. 94,5% омских казахов при переписи 1999 года назвали родным

языком казахский. При опросе 92% мужчин и 88% женщин ответили, что свободно

владеют русским языком. Значительную роль в жизни казахов Омска играют их

контакты с русскими, татарами, украинцами, немцами и людьми других

национальностей. Они влияют и на культурно-бытовую сторону их жизни.

3. РУССКИЕ И УКРАИНЦЫ.

После присоединения Сибири к России, начинается процесс заселения

Сибири русскими.

Главную роль в присоединении и освоении Сибири сыграл русский народ,

выходцы из Приморских уездов Устюга Великого, Вологды, Москвы, Нижнего

Новгорода. Они за полвека прошли от Урала до Великого океана, ознакомились

с богатствами и возможностями Сибири, основали первые города и деревни,

проложили первые борозды пашен. Россия получила огромную незаселенную

территорию, куда могли уходить отдельные группы людей из густо населенных

мест. Сибирь стала составной частью России, русской провинцией.

Позже первопоселенцы пополнялись добровольно приходящими, переведенцами

и ссыльными, сохраняя постоянную связь с коренной Русью. Единство

территории, крепкие связи Зауралья с уездами северо-восточной России

способствовали тому, что русские, ушедшие свободны земли Европейской части

России, не отпочковались в отдельную нацию, а остались составной частью

великого русского народа, расселившегося на огромной территории от Пскова и

Балтики до Владивостока и Камчатки.

Однако значительная удаленность от основного ареала расселения русских,

тесные связи с аборигенами Сибири, пополнение сибиряков за счет других

народов многонационального государства, дают основания говорить об

отличительных особенностях сибиряков, о сибирском характере.

В 1889 году был опубликован царский указ о заселении степи, т. е. юга

нынешней Омской области. После выхода этого указа к югу от Омска нарезали

30 номерных участков под будущие деревни: 1-й участок — Тавричанка, 2-й —

Любомировка, 3-й — Ясная Поляна, 4-й — Павлоградка, 7-й — Белоусовка и т.

д. Старожилы долго называли населенные пункты не по их названию, а по

номерам: вместо Константиноградки — восьмое, Абрамовки – девятое и т. д.

Название деревням давали сами переселенцы на сходе и чаще всего

называли именем тех сел, откуда они приехали. Большинство поселений в

Павлоградском районе имеют сходные названия с населенными пунктами областей

Украины. К ним относятся: Павлоградка, Юрьевка, Белоусовка, Рафаловка,

Богодуховка, Милоградовка, Божедаровка, Хорошки, Уманка, Ясная Поляна,

Константиноградка, Глинкино. Иногда к основному на званию прибавляли слово

«Ново» — Новокупянка, Новоголубовка, Новоуральское. Остальные села названы

по фамилии или имени богатых людей, которые по договоренности на сходе

ставили за это мужикам водку, Это Кохановка — от Кохана, Наза-ровка — от

Назара, Логиновка — от Логина, Бреславка — от Бреславского.

Тихвинка получила свое название в честь религиозного праздника —

Тихвинской божьей матери. Краснодаровка была переименована после Октября.

До этого она называлась Царскодарское — от выражения «царский дар».

Интересно происхождение имени села Ярмоклеевки. Многие связывают это

название со словом ярмо — упряжь для волов. Другие рассказывают, что дело

было так: перед первой мировой войной переселенцы из Бессарабии из сел

Ярмошкино и Сергеевка прибыли в Сибирь. От первого названия взяли два

первых слога — «ярмо» и «приклеили» к последним двум слогам второго

названия — «евка». Получилось Ярмоклеевка.

Название села Явлено-Покровка связано с появлением первого ходока или

представителя от государства на религиозный праздник Покров. Он «явился на

Покров», получилось Явлено-Покровка.

Значительные изменения претерпело название села Пашенна Роша. До сих

пор отдельные старожилы называют свое село Паханная Роща. Видимо, село

первоначально называли так потому, что все дома находились в лесу, в роще.

Возле домов распахали землю под огороды. Роща получилась паханая, отсюда

Паханная Роща, превратившаяся сейчас в Пашенную Рощу.

Села Раздольное, Степное, Березовка, Камышино получили название в 1970-

х, Топольки — в 1980-х годах. До этого времени все эти села были

безымянные. Их называли номерами отделений совхоза, как первоначально в

начале века участки.

Место для будущей деревни тщательно выбиралось. Все деревни удачно

располагались возле березовых колков или в их окружении. Заранее сооружали

колодцы с питьевой водой, которые первые поселенцы долго называли

казенными. Копали котлованы (водоемы) для накопления вешних вод. Они очень

выручали в засушливое лето.

Землеустроители под один крестьянский двор отводили одну десятину.

Дворы располагались таким образом, чтобы через каждые 3 или 4 усадьбы

проходил прямой сквозной переулок. Если случалось, что приезжало большее

количество семей, чем было нарезано земельных участков, то отводилось

дополнительное место за лесом или выделялся ряд участков в конце улиц —

перпендикулярно к ним. Такую часть деревни переселенцы с Украины называли

«оторвановка» или «прицепиловка», а русские — «крючок».

Обязательной составной частью каждой деревни была площадь, где строили

церковь, школу, здание волости. Эта площадь служила местом сходок селян,

проведения ярмарок и массовых гуляний. Там устанавливались качели, карусели

и другие атрибуты развлечения.

Первоначально шло заселение номерных участков, а позже стали

застраиваться новые села между этими поселениями и вокруг них. Пустующих

территорий было много, а казахских аулов сравнительно мало. Массовое

переселение крестьян из европейской части России пошло после завершения

строительства Транссибирской магистрали и устройства железнодорожного моста

через Иртыш в Омске. Ускорила это движение земельная реформа Столыпина.

Желающим поселиться в Сибири казна выделяла деньги, а государство —

землю: по 15 десятин на мужскую душу, женщин в расчет не принимали. Не

случайно у большинства первых поселенцев семьи состояли в основном из

сыновей.

Сибирь обрадовала их широкими просторами, ковыльной степью с ароматной

земляникой, небольшими степными озерами с многочисленной пернатой дичью,

березовыми колками с грибами и вкусной костяникой. В то время в этих местах

водились волки, козы, лисы, корсаки, барсуки, множество зайцев и другой

мелкой живности. Например, суслики, хомяки, ласки, хорьки, земляные зайцы,

водяные крысы, ежи и разнообразные мыши. В лесу обитали ястребы, кобчики,

грачи и много певчих птиц. Наслаждение вызывали крики кукушки и трели

жаворонков, которых было здесь великое множество. Забредали иногда в эти

края даже лоси. Но самое главное — для крестьян земли было вдоволь: и для

пашни, и для выпасов, и для покоса.

Свое переселение в такой вольготный край крестьяне расценивали как

великий дар царя. Поэтому одно из селений в Сибири и нарекли Царскодарское.

В первый же год в нем заселили все отведенные участки, пришлось даже

нарезать дополнительные за лесом, получилась «прицепиловка», или

«оторваловка». Такой ускоренно появившийся поселок казахи назвали Бугана,

что в переводе на русский означает «Ничего не было и вдруг стало». В

окрестных селах это село называли Багуны.

Видимо, быстрый рост Царскодарского повлиял на то, что власти учредили

здесь волость. Это был довольно крупный административный центр. В

Царскодарскую волость входили деревни Березовка, Паханная Роща, Камышино,

Бреславка, Ново-Уральск, Кариновка, Золотухине, Тихвинка, Лозовая,

Абрамовка, Семяновка, Конградка, Шмидовка, Ковальчуковка, Шок-Шок,

Бобринка, Адамовка, Чероглазовка, Тихорецк, Богачевка, Платоновка, Кавказ,

Ютал.

Управленческий аппарат состоял из двух человек — старосты и писаря.

Первым старостой был Сергей Вербицкий, а писарем сначала Озюмский, а потом

Дзюба. В их компетенцию входили раскладка по дворам налога, набор и

отправка новобранцев в армию, почтовая служба, разрешение бытовых

конфликтов, поддержание порядка в деревнях. В своей деятельности староста

опирался на сход, решения которого играли огромную роль в управлении жизнью

деревни.

В 1908 году здесь была возведена из кирпича церковь, крытая железом, с

двумя куполами: большой и маленькой звонницами. У церкви была своя земля,

ей принадлежали четыре дома. В них проживали батюшка Клипацкий с женой

Вассой Кондратьевной, дьяк с семьей, монахиня Василиса, имевшая музыкальное

образование. Она играла на фисгармонии и других инструментах, в

совершенстве владела нотной грамотой и управляла церковным хором. Обычно в

хор отбирали мальчиков и девочек с хорошим музыкальным слухом, принимали

участие в нем и взрослые. Все знали нотную грамоту. Обучала этому искусству

Василиса, она же дирижировала во время службы по престольным праздникам.

Беженцы в Царскодарском появились, когда началась первая мировая война:

люди уходили с мест, где происходили военные действия. В село прибыло более

десяти семей. Это Сирица, Медведь, Денещук, Иванюк, Грушевский, Пищук,

Токарский, Потапчук, Михалюк, Шишка. Вначале ехали на своих лошадях вместе

со скотом в солдатских обозах, затем их погрузили в эшелоны и направили в

Сибирь. Тогда почти во всех деревнях оседали беженцы. Впоследствии кое-кто

вернулся в родные края, но большинство осталось в Сибири.

После открытия церкви начались занятия в школе, под которую было

построено специальное здание из самана. В 1913 году в честь 300-летия дома

Романовых была заложена новая рубленная из красного дерева школа на высоком

из кирпича фундаменте. Достраивать ее пришлось в первые годы мировой войны

пленным австрийцам. Это здание сохранилось до наших дней.

Царскодарская школа выгодно отличалась от других в округе. Это, по-

видимому, было единственное мощное сельское училище во всем Омском уезде.

Обучение было рассчитано не на три года, как в обычных школах, а на более

длительный срок. Имелись специальные мастерские, где готовили жестянщиков,

плотников, столяров, кузнецов и слесарей. Школа содержала приют, по-нашему

детдом, где проживали дети-сироты со всей волости. Обучалась в этой школе и

детвора из многих близлежащих деревень.

Сейчас никто не помнит первых учителей, но знают, что уроки Закона

Божьего вел батюшка. В начале 1920-х годов заведовал школой Павел

Николаевич Морозов. Вместе с ним работала его жена Екатерина Афанасьевна. У

них было двое детей, один из которых донес на отца, что тот бывший царский

офицер. Учителя арестовали, и он исчез навсегда. В период гражданской

войны, когда отступали колчаковцы, в селе была оставлена офицерами некая

графиня. Она хорошо знала иностранные языки. Старожилы еще помнят, как ее

звали англичанкой. Фамилия у нее была Гергилевич, она тоже работала в

школе.

После революции никаких учебников в школе не было. Те, которые были

изданы при царе, сожгли, а новых не выпустили. Тетрадей тоже не было,

писали на грифельных досках и мелом на классных досках.

В двадцатые годы начались эксперименты по созданию новой школы.

Реальное училище закрыли, оборудование мастерских растащили, здание

сломали. Открывались ШКМ — школы крестьянской молодежи. В Ново-Уральске

открылась школа спецуч. В нее набирали учащихся разного возраста, умеющих

писать, считать и читать. Там готовили специалистов для сельского

хозяйства. Обучение было рассчитано на три года. Это училище было

прообразом сельхозтехникумов. В то время преподавали учителя Физиков,

Котович, Чуева, Обухова и др.

В начале 1930-х годов открываются НСШ — неполные средние школы. Пятый

класс в Краснодарке открыли в 1932 году, на следующий год — шестой. Первым

директором семилетки был Александр Иванович Крылов, впоследствии ставший

заведующим Павлоградским районным отделом народного образования.

Заселение района продолжалось до начала первой мировой войны. Последняя

новая деревня Шмидовка появилась в 1910 году в 5 километрах от

Царскодарского. Свое название это село получило в честь генерал-губернатора

Акмолинской губернии, который посетил Царскодарское то ли при открытии

новой школы, то ли при ее закладке. Сейчас это трудно установить, но факт

посещения продолжает жить в памяти людей.

Задолго до его приезда началась тщательная подготовка: выравнивали

дороги, срезали кочки лопатами, засыпали и утрамбовывали ямы, убирали

сорняки, подметали улицы, привязывали собак. На такое торжество съехались

крестьяне всех окрестных деревень.

Генерал-губернатор приехал со свитой чиновников на шести фаэтонах

(легкая пароконная повозка на рессорах с отдельным сиденьем для кучера). В

честь его приезда батюшка Клипацкий провел торжественный молебен прямо на

площади. Встречали по русскому обычаю с хлебом-солью самые уважаемые люди

села. Конечно, он произнес патриотическую речь, призывая к преданности царю

и отечеству, любви к Богу. На прощание раздал подарки каждому ученику —

учебники. Такой чести (посещение генерал-губернатором), наверное, не было

удостоено ни одно поселение.

За сравнительно недолгий по крестьянским меркам период жизнь

переселенцев в материальном плане изменилась в лучшую сторону.

Обустраивались подворья, дерновые землянки сменились жилищами с саманными

стенами, столбянками или сбитыми из глины. Тогда саман изготавливали из

белой глины, по прочности он мало уступал современному кирпичу. Из-за

неразумности человеческой деятельности месторождения этого ценного

строительного материала в настоящее время почти совсем исчезли.

Многие дома ставились с двумя крышами из соломы, перемешанной с жидкой

глиной, на украинский лад. Наиболее зажиточные селяне возводили их под

железной кровлей. К моменту коллективизации таких построек было много, не

считая общественных зданий и церкви. Для хранения зерна ставились

деревянные амбары под железной крышей. Такие хранилища, куда крестьяне

сдавали зерно за пользование землей, имело волостное управление. Обычно

хлеб возили в Куломзино. Налог этот был невелик, как утверждают старожилы,

а в неурожайные годы он снимался совсем. Малоимущие хозяйства также не

платили его, за них рассчитывалось общество. Этот вопрос решался на сходе

селян.

На каждой усадьбе стояли конюшни, сараи и хлева. В них содержалось по

нескольку дойных коров, лошадей, рабочих волов, не считая другой живности.

Например, у Конюхова было 20 лошадей с молодняком и жеребец-производитель,

9 дойных коров и бугай, более 70 голов овец, много свиней и птицы, рабочие

волы и кролики. Для ухода за скотом держали работников. В их хозяйстве

трудились Денис Токарский и Иван Копытько. В годы войны работниками были 2

пленных австрийца. Для хранения сельхозинвентаря возводились клуни, навесы.

Наиболее предприимчивые и деловые хозяева стали заниматься переработкой

сельхозпродуктов и торговлей. Возле церкви появилась лавка (магазин), где

вели торговлю Кузьмин с женой. Открыл свой магазин под вид трактира

Горобец.

На окраине села в километре от кладбища молоканин построил ветряную

мельницу. Сам он не жил в селе. В 1909 году эта мельница сгорела. Позже, в

1910 году, молоканин Кавинь поставил за лесом паровую мельницу и подарил ее

своему работнику Истомину, который долгое время работал у него на Букиной

заимке на берегу Иртыша. Он женился на сестре или на дочери своего хозяина

и за это получил в подарок мельницу.

Вторую мельницу, которая приводилась в рабочее состояние двумя

двигателями внутреннего сгорания, построили на паях братья Ореховские и

Новаки. Стояла она возле площади.

В начале 1920-х годов Григорий Новак поехал в Омск за запчастями для

мельницы. Вместе с ним были его работник и сын лет тринадцати. В Омске

хозяин для своего работника за хорошую работу купил велосипед. По тем

временам это было в диковинку. И работник, чтобы на него обратили внимание,

при проезде через деревню, под вечер, сел на велосипед и продемонстрировал

свое умение. Так они проехали по Тихвинке: хозяин с сыном на телеге, а

работник на велосипеде.

Тогда профилированных дорог не было, были только проселочные. Отъехав

от Тихвинки километров пять, решили заночевать в лесу. В Тихвинке жил некий

Б., он и его работник глубокой ночью напали на спящих и убили. Мальчишку

задушили поясным ремнем, который впопыхах забыли снять с мертвого. На

следующий день, когда стало известно об этой трагедии, туда поспешило много

людей, взрослых и детей. Сын убийцы узнал ремень своего отца на шее

мальчика. Виновного нашли быстро. Еще до суда родственники пострадавших

устроили самосуд. В тюрьме от побоев он и умер. С тех пор этот лес тихвинцы

называют Новаков околок.

На север от Краснодарки тоже есть лесок со своим именем. Он находится в

4 с половиной километрах от села. Давным-давно там произошло событие,

похожее на легенду. А дело было так. Любезнов — реальный человек и,

вероятно, инициативный и деловой, постоянно арендовал землю у царскодарских

мужиков. В европейской части России крестьяне брали в аренду землю у

помещиков, а здесь, в Сибири, сами сдавали деловым людям. Арендатор,

видимо, проживал в городе, а на лето выезжал как бы на отдых в этот лес.

Там у него были добротный дом, сарай, амбары и постоянно проживал работник,

который ухаживал за выездными конями. На этот раз хозяин приехал с женой и

15-летним сыном.

Однажды вечером, в субботу, работник отпросился в деревню на гулянку.

Хозяин отпустил его. Не доходя с километр до места, где собиралась

молодежь, работник обнаружил, что забрал с собой ключи от всех дверей

хозяйства. Он решил вернуться. чтобы их отнести. Когда он подходил к

усадьбе, скорее почувствовал, чем увидел, что-то неладное. Во всех комнатах

горел свет, собаки рвались на цепях, а во дворе стояли две запряженные

тройки. Не успел он ничего сообразить, как к нему ринулся человек с ломом в

руках, намереваясь нанести удар. Работник ловко увернулся, вырвал из рук

лом и тут же сразил нападающего насмерть. Затем подбежал к амбару, откуда

слышались голоса двух мужчин, и громким шепотом позвал. Когда же они стали

выходить по одному, он нанес ломом им смертельные удары. А в это время

внутри дома, убив Любезнова и его жену, двое бандитов обшаривали комнаты.

Завязалась борьба работника с двумя разбойниками. Сын Любезнова спал на

сеновале и, став свидетелем этой схватки, спустил с цепи собак. Они помогли

свалить с ног сначала одного, а затем второго бандита. Работник ломом, как

штыком, пригвоздил их по очереди к земле. Правда, пострадал и сам, особенно

от собак, но остался жив.

Состоялся суд (он был в уезде), работника оправдали. Что интересно, сын

Любезнова не захотел жить ни у одного из родственников родителей, а остался

в своем доме с работником (не в лесу, конечно). А лес с тех пор стал

называться Любезнов околоток.

Деревня прочно втягивалась в товарное производство. С наступлением зимы

санные обозы непрерывным потоком везли продовольствие и сырье для города, В

каждой деревне содержался постоялый двор, на воротах которого стоял высокий

шест (палка) с пучком сена на верхнем конце. На постоялом дворе были крытые

навесы для лошадей и волов. В доме для отдыха путников были нары, на

которых спали. Хозяин постоялого двора брал плату за ночлег, готовил чай.

Сибирские крестьяне жили крепко и не знали нужды. Даже слабые хозяйства

имели бункер для посева и вспашки, лобогрейку и сноповязалку для уборки, и

другую технику, необходимую в сельском хозяйстве. Первую молотилку

приобрела семья Конюховых, а первую маслобойню построил Леонтий Макуха.

Растительное масло приготовляли из рыжика, льна, подсолнечника. По

своим качествам особенно ценилось масло из конопли. Конопля для

крестьянского хозяйства была ценным сырьем. Из семян отжимали масло, из

волокон стеблей пряли пряжу, из которой ткали холсты для белья и одежды. Из

отходов пряжи вили крепкие веревки для вожжей, поводьев и др. Каждая семья

в своем огороде отводила участок для посева конопли, некоторые жители сеяли

ее в поле. Можно смело утверждать, что этой культурой крестьяне занимались

вплоть до 1940-х годов. По хозяйственным книгам эта культура прослеживалась

в отчетах до 1938 года.

В каждом селе имелись свои сапожники, бондари, портные, пимокаты и,

естественно, мастера по выделке кожи, из которой делали сбрую и обувь.

Хороших мастеров ценили в деревне, и жили они безбедно. К ним уважительно

относились все селяне.

Почитали в деревне стариков, звали их по отчеству: Кузьмич, Васильевич

и т. п. При встрече младший должен был здороваться первым и обязательно при

этом приподнимать головной убор, наклонив голову.

К свержению самодержавия крестьяне отнеслись спокойно. Конечно, были

разговоры, возникало беспокойство, но бурных событий в деревне не

происходило. Новости приходили из города с большим опозданием и часто

противоречивые. Новую советскую власть крестьяне приняли всей душой. Лозунг

большевиков «Земля крестьянам» претворялся в жизнь. Никакого передела земли

не было. Все было по-прежнему, жизнь продолжалась. Возвращались с фронтов

мировой войны мужики и вновь трудились в своем родном хозяйстве. По-

прежнему шумно играли свадьбы, справляли крестины, воспитывали детей,

молились Богу.

4. НЕМЦЫ.

В Сибири в XIX вв. возникло около 500 поселений немцев. Колонии строго

делились по вероисповеданию на протестантов (43%), католиков (27%),

баптистов (16%), меннонитов (8%) и др.(6%). Многодетность немецких семей

была одной из причин широкого расселения российских немцев. В то время как

в Европе рождаемость среди национальных меньшинств была ниже уровня

рождаемости основного населения, у российских немцев эта цифра поднималась

выше. Среднее количество детей в семье перед 1918 годом составляло 8.

У немцев Омска со временем развилось чётко выраженное сознание Малой

родины. Российские немцы не хотели растворяться в среде местного

населения, так как они чувствовали себя носителями иной, более передовой

культуры. И на новой родине переселенцы стремились оставаться немцами.

Поэтому они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды,

берегли свой язык и свои национальные традиции (народные песни и народное

творчество, музыку, национальные костюмы и обычаи), заботливо передавали их

последующим поколениям. Это помогло им на протяжении более двух веков

сохранить свою национальную самобытность и успешно противостоять

ассимиляции.

Культуру российских немцев в сельской местности определяли в

большинстве крестьяне. Ремесленники и коммерсанты лишь в более позднее

время поселились в колониях. С большим упорством приступили жители колоний

к поднятию целины. Все приспособились к новым условиям и преодолели

казавшиеся почти неразрешимыми трудности.

В экономическом отношении поселенцы испытывали большие трудности.

Однако их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык

привели к довольно быстрому подъёму уровня жизни, закладывались новые сёла,

за счёт покупки дополнительных земель расширялись территории колоний.

Ввиду значительного роста немецкого населения уже вскоре стала

ощущаться нехватка земли, т.к. возможность покупки новых участков

постепенно исчерпывалась. Появилась необходимость давать детям более

высокий уровень образования, чтобы они могли стать врачами, учителями,

священниками, в других случаях сыновьям давали ремесленнические профессии,

или же они занимались торговлей. Немецкие "повозки колонистов" пользовались

большим спросом у представителей всех соседних народностей. Возникли

фабрики по производству плугов и других сельскохозяйственных орудий.

Всеобщее распространение получила мукомольная промышленность. В каждом

большом селении имелись одна или несколько мельниц. В некоторых немецких

поселениях строились крупные мельницы, которые обеспечивали мукой обширные

территории. Многочисленные кирпичные заводы поставляли необходимый

строительный материал.

В основном строились большие сёла. Вдоль одной или нескольких длинных

(1-3 км) и широких (3,0-8,0 м) улиц как по линейке тянулись чистые дома. По

обеим сторонам от проезжей части пролегали пешеходные дорожки, окаймлённые

рядом акаций. Уже при первичном замере наделов в центре села выделялся

большой участок под будущую школу и церковь. Все усадьбы были одинаковы по

величине: 40 м в ширину и 120 м в длину, так что план селения был

равномерно расчерченным и напоминал шахматную доску. Поскольку все дома

были одноэтажными, высокая колокольня церкви доминировала над селением. При

закладке сёл немецким колонистам вменялось в обязанность высаживать

деревья. Благодаря этому немецкие сёла стали выделяться в безлесой степи

подобно оазисам. Весной селение утопало в цвету и благоухало ароматом мёда.

Часто за густыми акациями не было видно домов.

Просторно и строго по плану закладывались постройки на

территории усадьбы. На одной стороне стоял вытянутый дом,

отделённый от уличной ограды небольшим цветником. Жилой дом

выходил одной стороной на улицу. Напротив, на другой

стороне подворья, так же примыкая одной стороной к улице,

располагалась летняя кухня или дом для младшего

поколения. Помещения для скота отделяли переднюю часть двора

от задней. Через отверстие в стене конюшни навоз

выбрасывали на хозяйственный двор, где скапливалась навозная

куча (но ни в коем случае не в переднюю часть двора). Дома

колонистов отличались чистотой и опрятностью. Постройки были хорошо

отделаны и чисто выбелены. Побелка ограды, зачастую и дома,

обновлялась ежегодно, чаще всего к Троице. Крышу покрывали в

зависимости от места положения камышом, жестью или черепицей.

Зачастую на крыше можно было увидеть год строительства дома.

Наряду с замкнутыми поселениями существовало большое число

хуторов, разбросанных по степи на большие расстояния.

Предприимчивые зажиточные крестьяне, которым становилось тесно в

деревне, покупали землю у русских помещиков. Зачастую это были участки

величиной от 200 до 800 га. Вокруг хозяйского дома тянулись пастбища, в

отдалении начиналась пашня. Просторные жилища, множество помещений для

скота и подсобных построек для крестьянского инвентаря и повозок были

характерны для хозяйств такого типа.

В силу представленной колонистам коммунальной автономии они

пользовались правом выбирать сельского и верховного старосту, которые были

подотчётны собранию села или района.

Религиозная жизнь была у поселенцев очень активной, ведь многие

эмигрировали по религиозным мотивам. Так как со стороны русского

правительства обеспечивалась свобода вероисповедания, колонисты были готовы

вносить большие суммы денег в качестве пожертвования на строительство

церквей. Церкви строили собственными силами. В этом плане трудностей не

возникало. Распределённый общиной церковный налог охотно вносился, а

участие в строительстве считалось почётным. В каждом среднем и большом селе

имелась видная церковь со статной колокольней, устремляющейся ввысь над

домами селян. Сад и ограда вокруг церкви содержались всегда в образцовом

порядке.

Одновременно церкви служили школами. Немецкие церкви во внешнем и

внутреннем убранстве резко отличались от русских церквей.

Церкви были гордостью селян, своим архитектурным стилем они напоминали

оставленные на родине исторические образцы неоклассицизма 18 и 19 веков.

Клирос чаще всего был обращен к востоку. Большим разнообразием отличались

высоко поднимающиеся колокольни. Строительным материалом служили, в

зависимости от наличия, либо дерево, либо ракушечник или же обожжённый на

собственных заводах кирпич. Церкви в немецких селениях активно посещались.

Из всей семьи оставался дома лишь один человек. Поэтому богослужения были

всегда переполнены. Воскресный покой соблюдался образцовым образом. По

воскресным дням не работали, даже при уборке урожая или во время молотьбы.

Вторым краеугольным камнем в сохранении самобытности немцев в России

была школа. Так как при поселении немцев царское правительство в деле

школьного образования предоставляло им полную свободу, колонисты стремились

поднять образование на должный уровень. В каждом немецком селе была школа,

преподавание велось на немецком языке вплоть до 1891 года. С этого времени

началась русификация народного образования, школа всё чаше переводилась на

русский язык.

Школьные здания, выстроенные в своём большинстве на общинные средства,

свидетельствуют о стремлениях немецких колонистов к всеобщему школьному

образованию. Великолепная архитектура многих школ говорила о зажиточности и

высоком самосознании поселенцев. Безграмотных среди них не было. Вскоре

возникла необходимость в учебных заведениях более высокой ступени. Это были

центральные школы, готовящие учителей, сельских писарей, коммерсантов.

Большая роль отводилась в них немецкому языку и литературе, а также

изучению русского языка, поскольку он был предписан официальными

учреждениями. Центральные школы готовили, кроме того, и учителей религии,

которые могли при необходимости заменить священника при богослужении, на

крестинах или похоронах, так как на попечении пастора или священника

находилось от 5 до 12 и более общин. Центральные школы строились во многих

колонистских сёлах.

Наряду с ними появились со временем (особенно после 1905

года) учительские и проповеднические семинарии, гимназии,

торговые и сельскохозяйственные школы, а также учебные

заведения для глухонемых. Получившие большое распространение

женские школы своей программой соответствовали центральным школам.

Русские и украинские дети также охотно посещали их.

Несмотря на то, что в царской армии служило около 300000 немцев,

ненависть ко всему немецкому достигла нового апогея. В общественных местах

не разрешалось говорить по-немецки, проповедь на немецком языке была

запрещена, общественные собрания немцев (более 3-х человек) объявили

нелегальными, и так далее.

Сейчас на территории Омской области права российских немцев не

ущемляются. Хотя на местах дают ещё знать о себе старые предубеждения по

отношению к немцам со стороны других национальных групп. Но официально их

призывают оставаться в местах теперешнего проживания и щедрыми обещаниями

приглашают селиться в других районах и городах. Как правило, при этом

ожидается финансовая помощь Германии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе заселения и освоения сурового края происходил естественный

отбор. Робкие и слабовольные боялись отрываться от привычных обжитых мест.

В неведомые дали шли люди крепкие, мужественные, надеющиеся на свои силы и

верующие в лучшую жизнь. Прибывали в Сибирь и ссыльные, и вольнодумцы, и

непримиримые борцы с властями.

Суровый морозный край требовал напряженного труда и усиленного питания.

Все необходимое для жизни сибирякам приходилось добывать самим, ежедневно

сталкиваясь с трудностями, борясь за жизнь. Все это оказывало определенное

влияние на формирование физического типа сибиряков, особого сибирского

генофонда. Это обусловливалось и тем, что в новых местах селились выходцы

из разных губерний: смоляне рядом с немцами, украинцы по соседству с

орловцами, татары с казахами. Почти исключались свадьбы внутри замкнутых

групп, преобладали смешанные браки, что также влияло на формирование

физических черт сибиряков. Формировались мужество, настойчивость, упорство,

трудолюбие. Все эти качества передавались по наследству из поколения в

поколение, дополняясь и совершенствуясь. Особенно эффективно это

чувствовалось в тяжелые годы Великой Отечественной войны и на великих

стройках послевоенных лет.

Несмотря на все трудности, люди разных национальностей, религий, живут

в мире, помогая друг другу. Благодаря тому, что заключается много смешенных

браков, известны случаи, когда в одной семье живут и немцы, и русские, и

татары. При этом в таких семьях люди живут, почитая традиции и обычаи

предков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прииртышье мое. И.Ф. Петров. – Омск. 1988 г.

2. От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). Н.А. Томилов. –

Томск: Издательство Томского университета. 1995 г.

3. География Омской области. А.А. Кожухарь, А.Г. Зинченко. – Омск: Омское

книжное издательство. 2001 г.

4. Экспедиция в Сибирь отряда Ермака. Р.Г. Скрытников. – СПб: Ленинград.

1982 г.

5. История Омской области. И.В. Захарова, Н.А. Сергеева. – Омск: Западно-

сибирское книжное издательство. 1976 г.

6. Линденау Я.И. Описание народов Сибири. - Магадан, 1983.

Приложение 1.

Национальный состав населения области

1989 г. по данным переписи населения

1989 г.

(в процентах).

[pic]

Приложение 2.

Женский костюм и украшения татар.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.