бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Этапы феминизма

результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX

– началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине

выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

Пропорционально растущим знаниям, увеличивается и самосознание женщин,

они уже не просто претендуют на равное с мужчинами положение, но порой

видят свою главенствующую роль в развитии общества. Так Фрэнсис Райт (1795-

1852) в «Курсе публичных лекций» говорит о том, что «какое бы место ни

занимали женщины на пути развития рода человеческого, они этот путь

определяют», а «мужчинам суждено то возноситься, то низко падать в

зависимости от того, высоко или низко положение женщины; и даже облеченные

властью, вооруженные знанием, они, в силу особенностей, присущих их полу,

всегда находятся на поводу даже у самой заурядной женщины».[17]

И женщины понимали, что нужно искоренять не только неравенство по

закону, но и укоренившийся в сознании людей ложный тезис о мужском

превосходстве. Об этом пишет Сара М. Гримке (1792-1873). В «Письмах о

равенстве полов и положении женщин» она касается вопросов о несправедливой

оплате женского труда, о толковании Библии мужчинами в свою пользу, о

замужестве, как единственной цели девушки. Она считает неправильным и

противоестественным посвящать всю свою жизнь ведению дома и ублажению мужа,

и «пока не будет отвергнут тезис о превосходстве мужчин, до тех пор не

изменится отношение к женщине ни со стороны общества, ни внутри ее самой,

не забрезжит надежда на возрождение ее величия и восстановление прав

предопределенных ей как существу разумному и ответственному».[18]

Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость,

утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и,

работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой

переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической

силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев

нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше

рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение

женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в

19 в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.

В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX.

– движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли

бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

Сьюзен Б. Энтони (1820-1906) пишет, что «отсутствие права голоса означает

невозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Не

имеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту

заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто

имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего:

бери, что дают, иначе не получишь ничего».[19] Считалось, что женщинам не

нужно право голоса для защиты самих себя, т.к. их обеспечивают мужчины.

Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами

зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на

фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах,

время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы

добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но

не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали

и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять

расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы

на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих

мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из

этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против

кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли

участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие

политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как

мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не

менее, хотя три четверти учителей – женщины, почти все они назначаются на

второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две

трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они

женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь,

могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть

наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в

экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает

мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с

мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса –

символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии

сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет»[20]

Об актуальности требований говорит появление во второй половине 19 –

начале 20 века многочисленных феминистских организаций в ряде стран. В

1888г. был создан Международный совет женщин, к началу 20в. в него входили

Соединенные Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды.

В 1904г. ассоциация женщин была создана в Берлине; в Союз были готовы

вступить ассоциации из Канады, Германии, Дании, Швеции. В 1911г. Союз

насчитывал 24 национальные организации. Во всех странах-участницах Союза

ежегодно проводились тысячи митингов, миллионы забастовок со словами правды

о положении женщин.

В 1904г. – Международный альянс за избирательные права женщин

(современное название – «Международный альянс женщин- сторонниц равных прав

и обязанностей»), к которым присоединился Всероссийский союз равноправных

женщин (основан в 1905г.).[21]

«В их распоряжении интеллектуальный потенциал образованных женщин,

способных решить любую возникшую проблему. Есть руки, готовые взять на себя

Выполнение любой утомительной работы; больше того, женщины готовы на любые

жертвы, поскольку ими движет неопровержимая логика требований и вдохновляет

неотразимая мощь растущих рядов сторонников женского равноправия»[22]

С таким настроением женское движение вступило в новый век.

3 2.2 Эмансипация начала XX века.

Эмансипация, как уже говорилось, в первоначальном смысле обозначает

освобождение от власти мужа и отца. Испокон веков девушка, выходившая

замуж, как бы «переходила из рук в руки», то есть из-под опеки отца

попадала в собственность мужа. Фактически, она всю жизнь была зависима от

мужчин и не имела личной свободы. Многие женщины бунтовали против такого

положения, как, например, писательница Жорж Санд в начале 19в., взявшая

мужской псевдоним и носившая мужскую одежду.

Но большинство феминисток видели причину такого положения в сложившейся

экономической ситуации. Женщины многие века вынуждены были выходить замуж

по расчету, за более богатых мужчин, которые смогли бы обеспечить ее и

будущих детей. То есть зависимость женщины определялась ее экономической

несостоятельностью, обусловленной обязанностью рожать, воспитывать детей и

вести хозяйство. Многие женщины не хотели с этим мириться.

Соджернер Трут (1799-1883), бывшая рабыня, была уверена, что «женщина,

не любя мужчину, идет под венец потому, что у него есть возможность

зарабатывать деньги, а она ее лишена. Но если женщина на равных может

соперничать с мужчиной, то она пойдет замуж по глубокой и искренней

любви».[23] Так считали феминистки в 19 веке, а в начале 20 века, в 1910г.

в сочинении «Торговля женщинами» Эмма Голдман пошла еще дальше, она смотрит

на замужество как на «экономическую сделку», связывает эксплуатацию

проституток с эксплуатацией всех женщин в целом. Она пишет: «Повсюду

женщину оценивают не по ее труду, но по ее полу. Почти всюду ей приходится

расплачиваться за право на существование, за то положение, которое она

занимает, доставляя сексуальное удовлетворение».[24]

Маргарет Сангер (1883-1966) считала целью своей жизни – «дать каждой

женщине право распоряжаться своим телом». В 1915г. она начала

широкомасштабную компанию, цель которой – преодолеть законодательные

преграды на пути распространения врачами противозачаточных средств и

информации об их использовании. Она считала право на добровольное

материнство «ключом к храму свободы». М.Сангер пишет, что большинство

женщин из рабочих семей не располагают сколько-нибудь достоверными знаниями

о противозачаточных средствах и, следовательно, рожают детей с такой

быстротой, что их семьи, и их класс в целом оказались слишком

многочисленными. Отсюда и многие тяготы, которыми обременено общество в

целом; в свою очередь они порождают нужду, болезни, тяжелые условия жизни и

общую нищету среди рабочих.[25] И женщина первой же страдает от голода, она

хуже одета, рабочий день ее не имеет предела, даже если ее не гонят на

фабрику для того, чтобы пополнить скудный заработок мужа. Это ее здоровье

страдает в первую очередь и уже не восстанавливается от домашней работы,

подорванное постоянными беременностями и постоянным уходом за детьми. К

сверхурочному тяжелому труду женщины не относятся законы о восьмичасовом

рабочем дне; никакие законы не защищают ее слабого здоровья от болезней,

вызванных беременностями и родами. По статистическим данным Департамента

труда Соединенных Штатов в 1913г. в США около 15 тысяч женщин умерли от

послеродовых осложнений. И эти данные, по мнению врачей сильно

занижены![26]

Физическая ослабленность, материальное неблагополучие дополнялись

экономической зависимостью женщин. Оплачиваемая работа вне дома

представлялась решением множества проблем, с которыми сталкивались женщины.

Однако приблизительно для двух третей всех работавших в 1900г. женщин

реальность обернулась не финансово самостоятельностью и удовлетворением

личных проблем, а изнурительной работой за мизерную плату либо в качестве

прислуги, либо в потогонных условиях фабричных цехов. На рубеже веков в США

20,6% женщин старше 16 лет работали.

Поскольку большинство работниц не входили в профсоюзы, некоторые

феминистки решили исправить это положение. Были созданы лиги потребителей,

выявляющие те торговые и промышленные предприятия, где плохо обращались с

женщинами. А в 1903г. была образована Лига женских профсоюзов – с ее

помощью представительницы среднего класса боролись за улучшение условий

труда. Лига поддерживала забастовки с участием женщин, оказывала

существенную помощь бастующим в защите прав арестованных, организации

пикетов, бесплатных кухонь и социальных пособий.

В результате Конгресс США санкционировал проведение детального

исследования, посвященного положению работающих женщин и детей. Был сделан

доклад «Женщины и дети, работающие по найму в США», который изучался с 1908

по 1911 года, состоял из 19 томов. Это привело к основанию в 1920 году

Женского бюро при департаменте труда США.[27]

Женщины медленно, но верно отвоевывали свои права. В период I Мировой

Войны 1914-1918гг. феминистки повсюду прекратили свою деятельность,

возобновив ее ненадолго после войны. В 1925г. был создан «Объединенный

постоянный комитет женских организаций» (с 1934г. – Комитет связи

международных женских организаций). Движение за женское равноправие

развернулось в 1920-х годах и в ряде стран Азии.[28]

В США в 1918г. прошел закон о федеральной поправке к Конституции о

женском избирательном праве в Палате представителей, но Сенат отклонил

поправку. И только благодаря усилию активисток движения, спустя год, а для

некоторых штатов чуть позже, 26 августа 1920г. 19-я поправка стала частью

конституции США после ратификации тридцатью шестью штатами.[29]

Получение женщинами США и Европы избирательных прав, а также рост их

занятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает

активизироваться после окончания II Мировой Войны.

2.3 Мужчины – феминисты.

Первым феминистом, наверное, можно назвать Пулена де ля Барра, о

котором я уже говорила. Но это, скорее, исключение из правила. Большинство

мужчин не признавали женщин равными себе еще очень долгое время. Они

утверждали, что женщина должна оставаться в подчинении у мужчины, что

женщина – существо неполноценное, во-первых, потому что ее физическая сила

составляет всего лишь две трети от мужской силы, а во-вторых, потому что

интеллектуально и морально она ниже его в той же пропорции. Между тем,

«антифеминисты» воспевали женщину за ее женственность, ценили ее как свою

рабыню и свое зеркало, увеличивающее значимость мужчины вдвое.

Торнстайн Веблен (1858-1929) в «Теории праздного класса» (1899) так

описывает предназначение женщины, приписываемое ей мужчинами: «Долгом

женщины было проводить свой досуг таким образом, чтобы весь свет видел, что

мужчина, глава семьи, способен содержать человека, чье существование

полностью посвящено заботе о его удобстве, его доме и поискам удовольствий.

Женщина должна была потреблять огромное количество товаров вне зависимости

от жизненной необходимости, только для того, чтобы продемонстрировать

способности мужчины как добытчика».[30] Считалось, что зарабатывать на

жизнь производительным трудом «не женское дело». Ее дело – дом, который она

должна украшать и главным украшением которого она должна являться.

Мужчины видели женское предназначение, «женскую природу» в единственном

занятии – обслуживании мужчин, женщинам буквально навязывалось теплично-

кухонное воспитание, на благо и удовольствие их повелителей. Об этом пишет

и Джон Стюарт Милль (1806-1873) в «Порабощении женщин»: «Все женщины с

детских лет воспитываются в вере, будто в идеале характер женщины резко

отличается от характера мужчины: женскому характеру присуще не своеволие,

не умение управлять собой, а покладистость, уступчивость давлению со

стороны. Мораль твердила им, будто эмоциональной внутренней сущности

женщины соответствует предназначение жить для других, умение целиком

отвлечься от себя и не иметь иной жизни, кроме растворения в нуждах

близких».[31]

По сути дела, путеводной звездой при воспитании женщины и формировании

ее характера стало мировоззрение, угодное мужчинам. Но даже все мужчины

разом не способны постичь и поэтому не могут с помощью закона предъявить

женщинам, - в чем, собственно, истинное их предназначение.

Но прогрессивные здравомыслящие мужчины понимали, что принцип,

регулирующий отношения между двумя полами, а именно узаконенное подчинение

одного пола другим, несправедлив в своей основе и является одним из

препятствий на пути человечества к совершенству. И этот принцип следовало

заменить принципом равенства, не допускающим никакой власти или привилегий

ни для одной из сторон, равно как и признания несостоятельности какой-либо

из них.

А женщины пребывали в положении, отличном от прочих угнетенных классов,

поскольку хозяева требовали от них не только преданного служения, но и

чувств. Многие женщины вместе с мужчинами боролись за отмену рабства, это

была одна из форм борьбы за равноправное общество. «Когда напишут правдивую

историю движения противников рабства, множество ее страниц будет посвящено

женщинам, поскольку борьба рабов была в большой степени и борьбой

женщин»,[32] - пишет Фредерик Дуглас (1817-1895). Но многие из тех, кто,

наконец, обнаружил, что негры обладают определенными правами точно так же

как другие члены человеческого общества, еще предстояло убедить, что

женщины тоже могут на что-то претендовать.

Одним из ревностных приверженцев немедленной и безусловной отмены

рабства был Уильям Ллойд Гаррисон (1805-1879), он также считал, что «права

не имеют расы и пола». В сочинении «Злой умысел» он говорит о том, что

«мужчины явно доказывают свою вину – тем, как воспринимают, как относятся к

женскому движению. Тот, кто совершил зло по неведению, не упорствует в

своем заблуждении, поняв, что он на ложном пути. Неведение не есть,

конечно, свидетельство вины. Это лишь свидетельство недостатка знания. Тот,

кто всего лишь невежественен, никогда не станет негодовать, бесноваться,

угрожать и брызгать слюной, если его озарит светом знания. Напротив, он

питает интерес и стремится к просвещению, воспринимает новое и преодолевает

ошибки, когда на них указывают. Разве не это подобает мужчинам?»[33]

Совершенно с другой стороны подошли к «женскому вопросу» Ф.Энгельс

(1820-1895) и А.Бебель (1840-1913), который они определили как проблему

социального признания. Правда, в отличие от предшественников, они, говоря

об эмансипации, обращались не только к индивиду, сколько к массам. К массам

женщин- наемных служащих. В марксистском анализе «женского вопроса» тема

женского труда – главная. И это естественно, поскольку начина со второй

половины XIX века женский труд становится все более массовым, что

принципиально меняет как положение женщины, так и спор о нем. Утверждается,

что задача освобождения женщины совпадает с более общей задачей

освобождения пролетариата.

В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

(1884) Ф.Энгельс рассматривает существующую моногамную структуру как

инструмент осуществления мужского превосходства. Дается фундаментальное

марксистское объяснение эксплуатации женщин. По его мнению, эта

эксплуатация коренится в двух вещах – в частной собственности и в

исключении женщин из общественного производства».[34] Он считал, что

«господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического

господства и само собой исчезает вместе с последним».

Аналогичные взгляды прослеживаются и у А. Бебеля в труде «Женщина и

социализм» (1885), он верил, что полная эмансипация женщин возможна только

при социализме. Бебель пишет: «Женский пол в своей массе страдает в двойном

отношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и общественной

зависимости от мужчин – эта зависимость может быть ослаблена, но не

устранена формальным уравнением женщин перед законом и в правах. Во-вторых,

- он страдает и от экономической зависимости, в которой находятся женщины

вообще и пролетарские женщины в особенности, наравне с пролетариями-

мужчинами».[35] Он был уверен, что освобождение человечества невозможно без

социальной независимости и равноправного положения полов.

Таким образом, к началу XX века феминистское движение сумело охватить

широкие слои общества, стало более массовым и организованным, подкреплялось

идейной основой и сочувствием со стороны наиболее прогрессивных мужчин.

Женщины смогли добиться для себя уже значительных прав и создали

предпосылки для дальнейшей реорганизации общества.

3. Современный этап.

Успех суфражизма на время приостановил общее развитие женского

политического движения, которое последующие почти четыре десятилетия

находилось в состоянии спячки. Но, несмотря на все достижения феминизма, по-

прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Оказалось, что

равноправия на бумаге недостаточно, необходимо было изменить отношение к

женщине и в сознании людей. Пробуждение, или «женское возрождение» началось

в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась

активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных

форм дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые,

зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии – «женское

освободительное движение» (Women’s liberation).

Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными

изменениями в социуме и, прежде всего, - значительным увеличением доли

женского труда в общественном производстве. Так, к 1960г. в США женщины

составляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54%

трудящихся женщин были замужними, а 33% имели детей, что свидетельствует об

экономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественную

производственную практику.

Феминистское движение 60-х – начала 70-х годов получило несколько

экстравагантную окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих

традиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах

выражения протеста. Стремясь к пробуждению женского самосознания,

освобождению общественного мнения от инерции патриархально ориентированных

нравственных установок, феминистки использовали, например, приемы

«площадного театра». В листовках возникшей в 1968г. американской

организации под скандальным названием «Ведьма» говорилось: «Все, что

репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено

пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Ваше

оружие – ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас

самих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с

вашими сестрами. Ваш долг – освободить ваших братьев (хотят они этого или

нет) и самих себя от стереотипов половых ролей».[36]

Шокирующий характер носили не только формы феминистского протеста, но и

его содержание. Критике подвергались те устои общества, которые

способствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положения

женщин: замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась

приблизительно к следующему: «В браке, согласно закону, мужчина и женщина –

одно лицо, то есть само бытие или правовое существование женщины

прекращается с началом ее замужества. Ибо «одно» всегда подразумевает

мужское господство».[37]

Экстремизм феминистского движения имел позитивные и негативные

последствия. С одной стороны, он содействовал пробуждению женского

самосознания, а с другой – давал повод для дискредитации, позволял

оппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности,

нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т.д.

Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежать

радикализма, «левизны» как своего рода болезни роста. Потребовалось время,

чтобы пришли зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец,

теоретическая обоснованность. Этому в значительной степени способствовало

создание сети так называемых женских исследований (women’s studies),

призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научный

фундамент под движение за освобождение женщин. Женские исследования стали

неотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немало

специализированных научно-исследовательских центров.

В 70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры

«женских» или «феминистских» исследований с особыми программами,

включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии,

философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделивший

феминистов на сторонников «эгалитарного» подхода и проповедников «женской

субъективности». С распространением женских исследований спор этот не

только не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны.

Свой выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ,

исходя из сопоставления «мужской» и «женской» ролей в разных ситуациях в

разные периоды. Они предложили ввести новое понятие «гендер» (от англ. –

gender – род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой

фразой: «социальные отношения пола», или социально закрепленное разделение

ролей на мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола с

биологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться от

постулата о «природном назначении пола»; показать, что понятие «пол»

принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или

«раса»[38].

В 70-80-е годы международным сообществом приняты документы, которые

призывают к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина

признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее

личность оценивается выше, чем ее «природное назначение», в них

подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода – это право, а не

обязанность женщины.

Начатая в 60-е годы «женская революция» шла под лозунгом: «Если женщина

имеет право на половину рая, то она имеет право и на половину власти на

земле!» - в 80-90-е годы вынудила власть имущих потесниться и впустить,

наконец, и женщин во все структуры управления обществом. Эти структуры из

однополых мужских стали превращаться в «смешанные». Суфражистки, бабушки

американок конца 20в., порадовались бы увеличению числа женщин – членов

политических партий. В 1969г. женщины занимали только 3,5% должностей в

штатах, к 1986г. эта цифра выросла до 13%. В местных органах власти их

представительство составляло 4% в 1975г. и 10% в 1981г.[39] Доля женщин в

парламенте США составляет 11,2%, в Великобритании – 7,8%. И эти цифры

продолжают расти, хотя и очень медленно. Таким образом, «женская революция»

изменила представление о роли женщины в современном обществе.

Феминизм распространился по свету с такой быстротой только потому, что

повсюду мог использовать уже существовавшие традиции общественной

деятельности. Феминизм воспринял основополагающие нормы эпохи гуманизма и

Просвещения, согласно которым человек есть существо, воздействующее на

окружающую среду и на самого себя, изменяя и творя. Однако в патриархальном

обществе мужчина присвоил себе активную роль и право на воплощение этих

особенностей человеческого рода. Целью феминизма является, таким образом,

освобождение женщин от ограничений, навязанных мужчинами, предоставление ей

равных возможностей участвовать в творческом процессе, в истории.

Феминизм вырос из других движений, направленных на реформирование

общества. В США одним из предков феминизма стало движение за освобождение

чернокожего населения, другим – студенческое движение. В Великобритании и

западноевропейских странах современный феминизм уходит своими корнями в

радикальное студенческое движение 60-х годов.

С приобретением опыта политической деятельности женщины стали и более

уверенными в себе, в своих силах. Создается впечатление, что современное

движение за освобождение женщин шло сходным путем. На начальном его этапе

разворачивалась борьба за достижение одних и тех же конкретных целей –

таких как право на аборт, право развода, правовое преследование насильников

и мужчин, избивающих своих жен.

Ключевым словом было «право выбора»: женщины стремились сами

распоряжаться собственной жизнью и, прежде всего – собственным телом.

Еще одной важной сферой деятельности женского движения на современном

этапе стал рынок труда. Здесь борьба женщин ведется за право на получение

работы, равенство возможностей продвижения по ступеням карьеры, равную

оплату за равный труд. Выдвигается требование отмены законодательных актов,

призванных якобы «защищать», а на самом деле дискриминационных по отношению

к ним.[40]

Таким образом, феминизм вызывает существенные и необратимые изменения в

жизни женщины, во всем, что имеет отношение к ее социальному статусу, ее

сексуальному функционированию, ее месту в обществе. Эти процессы оказывают

значительное влияние на рост самосознания, как женщин, так и мужчин.

Заключение.

Воздействие политических, экономических, социальных изменений на

положение женщин было очень противоречивым. Традиционно женщину возводили

на пьедестал, видели ее роль главным образом в создании и сохранении

семейного очага, в воспитании детей. Но это не мешало использовать женский

труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате

мужчин и женщин. Когда возросла потребность в рабочей силе, женщины

пополнили ряды наемных работников. И это притом, что долгое время замужняя

женщина не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего

имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.

Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки

были провозглашены равные права граждан независимо от пола (в США – в

1920г.).

Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных

экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных

понятий о построенном на гендерном факторе разделения домашних,

родительских обязанностей и трудовой активности вне дома.

Равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческого

существования. Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами.

Исторический опыт требует относиться ко всем, как к людям, соблюдать права

человека безотносительно пола.

Список

использованных источников и литературы

1

2 Источники

1.Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе: Пер. с англ. М.,1992. 480с.

1 Литература

1. Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. 832с.

Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. 243с.

2. Шенар А. Куда идет феминистское движение? // Сегодня. 1996. 26 апреля.

С.6.

3. Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. М.,1993. 320с.

Справочники

1. Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М.,1977

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80. Спб.,1904

3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999.

4. Малый энциклопедический словарь. Т.3. Спб.,1902.

5. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. В 3-х т.

Т.3. Спб.,1864.

-----------------------

[1] Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999. С.761.

[2] Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. Т.3.

Спб.,1864.С.1106.

[3] Малый энциклопедический словарь. Т.3. Спб.,1902. С.1912.

[4] Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80. Спб.,1904.

С.704.

[5] Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. С.10.

[6] Феминизм: Восток, Запад, Россия. М.,1993. 243с.

[7] Бовуар С. де. Второй пол. М.,Спб.,1997. 832с.

[8] Эванс С. Рожденная для свободы: Пер с англ. М.,1993. 320с.

[9] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе: Пер. с англ. М.,1992. 480с.

[10] Бовуар С. де. Второй пол. М.,1997. С.149.

[11] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. М.,1992. С.20.

[12] Там же.

[13] Цит. По: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.39.

[14] Цит. По: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.33.

[15] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.94.

[16] Цит. по: там же. С.99.

[17] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.45-46.

[18] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.75.

[19] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.191.

[20] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.196.

[21] Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М.,1977. С.173.

[22] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.388.

[23] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.150.

[24] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.411.

[25] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.436.

[26] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.437.

[27] Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.344.

[28] БСЭ. С.273.

[29] Эванс С. Указ. Соч. С.179.

[30] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.287.

[31] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.228.

[32] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.117.

[33] Цит. по: там же. С.124.

[34] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.274.

[35] Цит. по: Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. С.282.

[36] Цит. по: Феминизм: Восток. Запад. Россия. С.4-5.

[37] Там же.

[38] Бовуар С. Указ. Соч. С.19.

[39] Эванс С. Указ. Соч. С.316.

[40] Шенар А. Куда идет феминистское движение? // Сегодня. 1996. 26 апреля.

С.6.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.