бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экзаменационные билеты

усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало

правление Владимира Мономаха (1113-1125). Киевскому князю удавалось

сохранить единство Древнерусского государства и гасить сепаратистские

устремления некоторых князей (Ярослава, Глеба). В области внешней

политики ему удалось отразить опасность, грозившую Южной Руси со стороны

половцев. В 1116-1118гг. Владимиром было организовано масштабное военное и

политическое наступление на Византию. Попытки посадить на

константинопольский престол своего зятя-самозванца Леона, выдававшего себя

за сына византийского императора Романа IV Диогена, а после его гибели -

сына Леона Василия (своего внука) не удались, но их результатом было

упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.

В 1125-1132 гг. киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав

Владимирович. Это был последний период относительного политического

единства Киевской Руси. После смерти Мстислава, в правление его брата

Ярополка (1132-1138), процесс распада государства на фактически

самостоятельные княжества приобрел необратимый характер. Княжеские усобицы

окончательно развалили политическое единство Древней Руси, возник ряд

феодальных государств. Наиболее крупными их них были Новгородское,

Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынская земли.

Крещение Руси и его значение

В княжение Владимира Святославовича произошло крупнейшее событие в

жизни Руси - принятие христианства (988 г.), которое стало выдающимся

актом, политически и идеологически закрепившим образование единого

Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-

византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства,

Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая бы закрепляла только

что созданное государственное единство. Дохристианская религия - язычество

- такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в

противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не

была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок.

Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость

изоляции от христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление

единого государства во главе с монархом; введение новой морали;

необходимость объяснить нарастание социального неравенства (при язычестве –

все равны перед богом); соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк

ориентировался на союз с папством.

Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским

престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал

попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом

грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых

племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему

идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе

идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир

понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую

религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии:

восточный, византийский вариант христианства (православие),

западноевропейский вариант христианства (католицизм), мусульманство,

господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Болгарии, наконец,

иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии. Выбор был

исторически предрешен в пользу христианской Византии. Социально-

политическое устройство Византии было наиболее близким растущему

древнерусскому государству. Одна из причин решения князя - проникновение

христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Владимира княгиня Ольга

крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына Святослава.

Христианство уже проникло на Русь: в Киеве действовала церковь Святого

Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская литература.

Христианство принималось в сложной политической ситуации борьбы

Руси с Византией. Восстания в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского

императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В

ответ Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну.

Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но

Василий II нарушил соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда

Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии -

Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императора выполнить

договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и

женился на византийской принцессе.

В 988 г. христианство стало господствующей, официально признанной

религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое

приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра. Затем

новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в

Новгороде) и в результате кровавых столкновений по всей Руси. В связи с

насильственным насаждением христианства, в жизни народов Руси практическое

значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных,

противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.

С введением христианства на Руси организуется церковь во главе с

киевским митрополитом, назначавшемся сначала из Константинополя, а затем

Киевским князем. Первым митрополитом на Руси был Михаил. В других городах

церкви возглавлялись епископами. Митрополит и епископы владели землями,

имели слуг и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину -

десятую часть даней и оброков.

Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело

важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для

укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной

политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый

строй. Получила распространение христианская мораль ("не убий", "возлюби

ближнего, как самого себя") и христианских норм поведения - равенство всех

перед Богом, помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически

закрепляло единство Древнерусского государства (объединение населения в

единую русскую народность). Наряду с этим Русь получила славянскую

письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры.

Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства вплоть

до династических браков русских князей с представительницами могущественных

держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси, которая вошла в

христианский мир.

Культура Древней Руси

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной

культурой. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточно-

славянских племен и постоянно развивала контакты с культурами других стран,

в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы,

Скандинавии, Хазарского каганата и Арабского Востока.

Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. В

эпоху перехода от доклассового общества к феодальному, как и у других

европейских народов, складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в

записанных много веков спустя былинах. К IX-X вв. относится появление

сюжетов таких былин, как "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула".

Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в.

- эпоха Владимира Святославича. Его княжение стало "эпическим

временем" русских былин, а сам князь - обобщенным образом правителя Руси. К

концу X в. относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич

(его прототипом служил дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня,

бывший наставником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца IX начала X в. на Руси распространяются

славянские азбуки- кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX

столетия братьями Кириллом и Мефодием и первоначальное распространение

имевшие в западно-слявянском государстве - великой Моравии, они вскоре

проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской

письменности является русско-византийский договор 911 года.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом,

который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и

приобщал страну к византийской и славянской христианским культурам, а

через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен

русской средневековой культуры. Его оригинальность и высокий уровень были

во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и

вследствие этого становлением в качестве литературного - славянского

языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и

славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была

латынь, язык незнакомый большинству населения и, вследствие этого,

раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).

Развитие культуры в XI в. было вызвано бурным ростом различных ремесел

и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она

стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и

белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов.

В литературе Киевской Руси с некоторой условностью можно выделить

несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская;

мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и

размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль

играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали

составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI -

началу XII вв. составили систематический свод, окончательно

отредактированный и литературно обработанный монахом Киево-Печерского

монастыря Нестором. Свод известен под названием "Повесть временных лет"

(ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX - XI вв., дающей

представление не только об истории Руси, но и о ее языке, религии,

мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.д. Позже летописи стали

составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой

известностью пользуются такие произведения общественно-политического

направления, как "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона (XI

в.); жития первых русских "святых” Бориса и Глеба (XI в.); знаменитое

"Поучение к детям" Владимира Мономаха (XII в.).

Самыми знаменитыми произведениями художественной литературы Киевской

Руси являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича,

"Моление" Даниила Заточника и "Слово о полку Игореве".

Популярна на Руси была и мировая литература - переводились

богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы,

византийские хроники. К последним, в частности, можно отнести перевод

византийской "Хроники Георгия Амартола".

В XI - начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра. Со

сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете

связан сюжет былины "Соловей Будимирович". Ряд эпических песен возник в

связи с борьбой с половецкими набегами конца XI - начала XII в. Образ

князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом

Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об

Алеше Поповиче, былины "Ставр Годинович".

Высокого уровня на Руси достигло образование, получали которое в

основном при монастырях. Картину грамотности даже в среде простых граждан

рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в

Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.

Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества, памятники

которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове,

Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество

испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные

архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятичной

церкви в Киеве. Во Владимире в 1158 - 1161 гг. был возведен

величественный и строгий Успенский собор; неподалеку от Боголюбова

воздвигнута небольшая, на редкость изящная церковь Покрова на Нерли. К

лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в

Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые Ворота во Владимире.

О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует

живопись XI - начала XIII вв. Если живопись новгородских и псковских

мастеров выражала демократические традиции Вольного города и отличалась

простотой и строгой лаконичностью письма, то мастера Владимира и Суздаля

сохранили в своих работах византийскую утонченность, смягчали лиричностью

аскетизм иконографических образов. Под византийским влиянием развивались

здесь ее основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в

применении таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль,

зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось

устное народное творчество - былинный эпос воспевал героизм в бою и

предприимчивость в делах.

Накануне монголо-татарского нашествия древнерусская культура достигла

высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой

культуры того времени и активно с ней взаимодействовала.

Феодальная раздробленность Киевской Руси.

Образование самостоятельных государственных центров в XII-XIII веках

В XII в. на территории Руси начинается период политической

раздробленности, закономерный исторический этап в развитии феодализма.

Удельный период полон сложных, противоречивых процессов. С одной

стороны, - расцвет и усиление отдельных земель, например, Новгорода,

Владимира, с другой стороны, - явное ослабление общего военного потенциала,

усиливавшееся дробление княжеских владений. Если в середине XII в. на

Руси было 15 государств, в начале XIII в. - около 50, то в XIV в., когда

уже начался процесс консолидации, количество государств достигло 250.

Указанный процесс был закономерен не только для истории Руси.

Аналогичные процессы имели место и в Европе, например, распад империи

Каролингов.

Реальная власть киевских князей уже в середине XII в. ограничивалась

пределами самого Киева. Попытка Ярополка, ставшего киевским князем после

смерти Мстислава, самовольно распоряжаться "отчинами" других князей была

решительно пресечена. Несмотря на утрату Киевом общерусского значения,

борьба за обладание им продолжалась до монгольского нашествия. Киевский

стол переходил из рук в руки в зависимости от соотношения сил между

соперничавшими княжескими и боярскими группировками. Вскоре правители

сильнейших княжеств, ставшие в своих землях "великими", начали сажать на

киевский стол зависимых князей - "подручников". Усобицы превратили Киевскую

землю в арену частых военных действий, в результате чего города и села

разорялись, население угонялось в плен. Все это предопределило

постепенный упадок Киева.

Комплекс причин, породивший раздробленность, охватывал практически

все сферы жизнедеятельности общества:

- господство натурального хозяйства;

- отсутствие прочных экономических связей между различными частями

Киевской Руси;

- особенности передачи княжеской власти не от отца к сыну, а старшему в

роду, раздел территории между наследниками;

- междоусобицы князей;

- рост городов;

- ослабление центральной власти, т.е. киевского князя;

- укрепление аппарата управления в каждом феодальном владении;

- рост экономической и политической независимости местных княжеских

династий, рост политического сепаратизма;

- развитие крупного землевладения, активное развитие ремесел, усложнение

социальной структуры, зарождение дворянства;

- потеря Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей

из Европы на Восток.

В 1097 году Любеческий съезд установил: "каждо да держит отчизну

свою". Это был переход к новой политической системе.

Среди наиболее известных новообразований выделялись: Владимиро-

Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Полоцкое, Смоленское,

Черниговское княжества, а также боярские республики: Новгородская и

выделившаяся из нее несколько позже Псковская.

Особенностью новой эпохи стало то, что в названных образованиях по

мере их дальнейшего хозяйственного и политического развития процесс

дробления, выделения новых владений, уделов не прекращался.

Феодальная раздробленность Руси привела к следующим последствиям:

- подъем хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель;

- дробление княжеств между наследниками;

- конфликты между князьями и местным боярством;

- ослабление обороноспособности Руси.

Из феодальных образований, на которые распалось Древнерусское

государство самыми заметными по могуществу и влиянию на общерусские дела

являлись: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и

Новгородская земля.

Владимиро-Суздальское княжество занимало территорию в междуречье Оки и

Волги, прикрытую лесами от половецких набегов. Сюда массами перемещалось

население из южных, граничащих со степью княжеств. В XII - XIII вв.

Ростовско-Суздальская земля переживала экономический и политический

подъем, выдвинувший ее в ряд сильнейших княжеств Руси. Возникли города

Дмитров, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Городец, Галич, Стародуб и др.

В 1108 г. Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир,

впоследствии ставший столицей всей Северо-Восточной Руси. Политическое

значение Ростово-Суздальской земли резко возрастает при Юрии Долгоруком

(1125-1157 гг.). Под 1147 г. в летописи впервые упоминается Москва -

небольшой пограничный городок, основанный Юрием Долгоруким. В 1156 г. в

Москве был построен деревянный "град".

Долгорукий проводил активную внешнюю политику, подчинил своей власти

Рязань и Муром, организовал несколько походов на Киев. Эту политику

продолжал его сын Андрей Боголюбский (1157-1174), положивший начало

борьбе суздальских князей за политическое верховенство над остальными

русскими землями. Во внутренних делах, опираясь на поддержку горожан и

дружинников, Андрей жестко расправлялся с непокорными боярами, изгонял их

из княжества, конфисковывал их вотчины. Чтобы усилить свои позиции, он

перенес столицу из древней цитадели Ростова во Владимир - молодой город со

значительным торгово-ремесленным посадом. После успешного похода в 1169

г. на Киев роль политического центра Руси перешла к Владимиру.

Недовольство боярской оппозиции привело к убийству Андрея, затем

последовали двухлетняя борьба и дальнейшее укрепление княжеской власти.

Расцвет наступил при правлении брата Андрея - Всеволода Большое Гнездо

(1176-1212 гг.). В его княжение Владимиро-Суздальская земля достигла

наивысшего расцвета и могущества, играя решающую роль в политической

жизни Руси. Он сломил сопротивление старого боярства. "Под рукой"

владимирского князя снова оказалась Рязань и Новгород. Однако после его

смерти новый период усобиц в княжестве свел на нет все усилия, что особенно

ослабляло Русь перед монгольским нашествием.

Галицко-Волынская земля простиралась от Карпат до Причерноморья на

юге, до Полоцкой земли на севере. На западе она граничила с Венгрией и

Польшей, на востоке - с Киевской землей и половецкой степью. Здесь

сложились благоприятные условия для развития земледелия и скотоводства.

Высокого уровня достигло ремесло, городов было больше, чем в других русских

землях (Галич, Перемышль, Владимир-Волынский, Холм, Берестье и др.).

Галицкая земля до середины XII в. делилась на несколько мелких княжеств,

которые в 1141 г. были объединены перемышльским князем Владимиром

Володаревичем, перенесшим свою столицу в Галич. Высшего расцвета Галицкое

княжество достигло при Ярославе Осмомысле (1152-1187 гг.). После его

смерти княжество надолго стало ареной борьбы князей и влиятельного

боярства.

Волынская земля обособилась от Киева в середине XII в., став "отчиной"

потомков киевского великого князя Изяслава Мстиславовича. В отличие от

Галицкой земли, на Волыни рано сложился большой княжеский домен - основа

сильной княжеской власти. Боярское землевладение росло в основном за счет

княжеских пожалований служилым боярам, их поддержка позволяла волынским

князьям активно бороться за расширение своей "отчины".

В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславович объединил Волынскую и

Галицкую земли, а с занятием им Киева в 1203 г. под его властью оказалась

вся Южная и Юго-Западная Русь. Выгодное географическое положение

способствовало росту политического значения княжества, его экономическому

расцвету. Подъем экономики объяснялся падением международной роли пути "из

варяг в греки", оказавшегося под контролем половцев - торговые пути

переместились на запад, в Галицкие земли.

После смерти Романа, активно боровшегося с боярством, наступил период

феодальных смут (1205-1236 гг.). Во внутриполитическую борьбу княжества

активно вмешивались Венгрия и Польша. Опираясь на торгово-ремесленное

население, сыну Романа Даниилу в 1236 г. удалось сломить основные силы

оппозиции. Великокняжеская власть победила, наметилась тенденция

преодоления раздробленности. Но этот процесс был прерван нашествием татаро-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.