бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Восстание Спартака

относительно плана дальнейших действий. Кельт Крикс, один из ближайших

помощников Спартака, а вместе с ним его соплеменники, а также германцы

желали как можно скорее вступить в бой с врагом. Однако Спартак был против

этого. Минутной удаче он желал противопоставить серьезный и

целеустремленный план. Целью Спартака было вывести бежавших рабов на север,

а оттуда через Альпы - на родину. Всеми силами старался Спартак убедил их

довериться ему.

И все же вождь повстанцев и его проницательные соратники оказались в

меньшинстве – большинство не желало соглашаться с ними.

Желая предотвратить раскол армии, Спартак, скрепя сердце, согласился,

добившись, правда, решения о том, чтобы покинуть выжатую как лимон

Кампанию.

Ранним утром армия рабов ворвалась в форум Анния – пограничный

городок, с ходу подавив всякое сопротивление. И здесь победители множили

убийства, изнасилования, грабежи и поджоги. Напрасно Спартак повторял

просьбы и приказы, призывая своих бойцов к умеренности. НЕ имея возможности

прекратить разбой, Спартак по крайней мере сократил его продолжительность.

На следующее утро он приказал играть поход. И теперь с новой ордой, за счет

притока рабов усилившейся вдвое, он двинулся в долину, надеясь значительно

пополнить запасы провианта, тем более что наступило время сбора урожая.

Не встречая сколь – либо серьезного сопротивления, рабы прочесывали

южную Италию, повсюду оставляя за собой следы опустошения.

Все усилия предпринятые Римом против повстанцев с весны 73 г. до н.э.,

оказались тщетными.

В Риме к тому времени осознали наконец чудовищные размеры

надвигающейся опасности: восстание гладиаторов и рабов под

предводительством Спартака грозило потрясти устои всей страны.

Рабы – разумный скот для властителей мира.

Один - за всех, все – за одного. Круговая порука рабов.

На редкость ясное представление о структуре римского общества,

трудящиеся слои которого составляли рабы и вольноотпущенники, дает скандал

вокруг массовой казни, последовавший вслед за убийством преступным рабом в

61 г. н.э. городского перфекта богача Луция Педания Секунда. Этот случай

описывается в Тацитовых "Анналах".

"И когда в соответствие с древним установлением всех проживающих с

ним под одним кровом рабов собрали, чтобы вести на казнь, сбежался простой

народ, вступившийся за стольких ни в чем не повинных, и дело дошло до

уличных беспорядков (таким образом в эпоху императора Нерона (54 –68 гг.

н.э.) народ восставал против строгих правил древности и требовал их

смягчения) и сборищ перед сенатом в котором также нашлись решительные

противники столь непомерной строгости, хотя большинство сенаторов полагало,

что существующий порядок не подлежит изменению. Из числа последних при

подаче голосов выступил с речью Гай Кассий.

Он ратовал за казнь. Объясняя это тем, что если держать рабов в

руках, то жизнь людей будет спокойнее. А что касается несправедливости

массовой казни, то "всякое примерное наказание, распространяемое на многих,

заключает в себе долю несправедливости, которая, являясь злом для отдельных

лиц, возмещается общественной пользой".

Никто не осмелился выступить против Кассия, и в ответ ему раздались

лишь невнятные голоса сожалевших об участи такого множества обреченных; все

же взяли верх настаивавшие на казни. Но этот приговор нельзя было привести

в исполнение, т.к. собравшаяся толпа угрожала взяться за камни и факелы.

Тогда Цезарь, выставил вдоль всего пути, которым должны были следовать на

казнь осужденные, воинские заслоны. Цингоний Варрон внес предложение

выслать из Италии проживавших под тем же кровом вольноотпущенников, но

принцепс воспротивился этому, дабы древнему установлению, которого не

смогло смягчить милосердие, жестокость не придала большую беспощадность.

Рабство с древнейших времен.

"С самого часа своего рождения одни предназначаются для подчинения,

другие для господства" – эта фраза греческого философа Аристотеля (384-322

гг. до н.э.) прекрасно характеризует отношение античности к рабству. Лишь

тогда хозяйство считалось совершенным, когда состояло из свободных и рабов.

Стоики, приверженцы влиятельной эллинистической философской школы. Их

строгая этика утверждала, что лишь по внутреннему нравственному состоянию

человеку можно судить о свободе либо рабстве. Однако в жестоком мире

действительности приверженцы Стои не могли произвести какого-либо

значительного изменения в римских нравах.

Цицерон (103 – 43 гг. до н.э.), величайший римский оратор, а после

смерти Цезаря вождь сената, в своих философских трудах развивает

аристотелевское положение о том, что один человек рожден для подчинения, а

другой для господства.

Но еще в первые годы Империи эллинизированный иудейский философ Филон

Александрийский (около 20 г. до н.э. – 54 г. н.э.) отстаивал законность

приобретения рабов на основании не доказанного утверждения о том, будто

цивилизация не может обойтись без рабства.

Римляне держали рабов с самых древних времен, хотя и в небольших

количествах. С ростом богатства в Риме резко возросло и число рабов. Во-

первых, рабы заменяли свободных крестьян, постоянно находившихся "под

ружьем" и часто в больших количествах погибавших во имя так называемой

славы отечества. Другой причиной была широко распространившаяся роскошь,

привозимая из походов. Новое благосостояние породило новые потребности.

Удовлетворение их делало необходимым использование огромного количества

рабов.

Затем со II в. до н.э. римляне все шире применяли рабов в

производстве, в первую очередб на верфях и оружейных фабриках, как это до

них делали греки.

Источники приобретения рабов.

Основным источником притока рабов являлись, конечно же, войны,

ведшиеся Римом с редкими перерывами во все времена его господства.

Значительную часть добычи составляли вражеские армии, не уничтожавшиеся

безжалостно победителем, но продававшиеся на месте, либо отсылаемые с

квестором к работорговцам, следовавших за легионерами по пятам.

В первой Пунической войне (264-241 гг. до н.э.) римские войска взяли

75000 пленных, а во второй (218-201 г. н.э.) – 30000 в одном только городе

Таренте. За 5 десятилетий, с 200 по 150 г. до н.э. было взято около 250000

пленных. После войны Цезаря в Галлии, он продал рабство 53000 человек.

Сотни тысяч пленных были захвачены и в ходе войн периода ранней Империи.

Другим источником получения рабов наряду с войнами являлось похищение

людей, существовавшее на протяжении всей античности. По мнению Страбона

греческого географа, жившего в Риме, резкий подъем киликийского пиратства и

связанной с ним работорговли начался с восстания Диодота Трифона против

царя Деметрия II (правителя государства селевкидов) в 145 г. до н.э.

Похищения людей случались и в Италии. И даже в самом Риме неопытные

чужестранцы могли попасться в ловушку и быть проданными в рабство.

Другим значительным источником пополнения армии рабов было их, так

сказать, самовоспроизводство, ибо рождение рабов в доме или поместье

хозяина означало прямое прирастание его имущества. Дети рабынь с рождения

становились рабами, даже если их отец был свободным, т.к. рабыня не могла

вступить в свободный брак.

Правила работорговли.

На продаже человеческого товара зарабатывали не только работорговцы,

но и государство, получавшее с каждого раба ввозной налог и продажный

налог. Через эдилов, защищавших покупателя постановлениями и распоряжениями

от обмана со стороны продавца, оно осуществляло контроль за работорговлей.

Для осмотра покупателями рабы обнаженными выставлялись на специальном

помосте. Забеленные мелом или гипсом ступни служили знаком того, что раб

только что привезен из-за моря; на шее у него была записка с указанием

места рождения, возраста, умений и возможных недостатков. Знаком нежелания

работорговца брать на себя гарантии, а также если он продавал беглого раба,

служила шапка надетая на голову раба.

Более подробно о правилах работорговли мы узнаем из законодательства.

В котором говорится, за что работорговец может ручаться, а за что нет.

Какой раб считается здоровым. В каких случаях можно подавать жалобы.

Цены на рабов значительно колебались в зависимости от спроса и

предложения, способностей, талантов, возраста и внешнего вида, а также

эпохи. Росту цен способствовала и всевозрастающая роскошь.

Рабы везде и всюду.

В последние десятилетия Республики потребность в рабах резко возросла,

ибо италийские помещики перешли от преимущественного производства пшеницы к

возделыванию более выгодных оливок и винограда. Кроме того, все большее

количество ремесленников, предпринимателей и купцов начали использовать

рабов в качестве дешевой рабочей силы. Даже самые не богатые семьи имели

одного-двух рабов для тяжелых работ.

Однако не только частные лица, но общественные учреждения –

государство, город или храм – имели собственных рабов.

Применение рабов в сельском хозяйстве зависело от многообразия

производства. Но со временем круг их задач значительно расширился, т.к.

сельское хозяйство само по себе вело к развитию ремесленных занятий. В

поместьях часто устраивались песчаные карьеры и каменоломни, шахты,

кирпичные, горшечные, ткацкие и валяльные мастерские, а также постоялые

дворы, где опять же применялся рабский труд. Численность городских рабов

определялась не действительной потребностью, а надуманной и бессмысленной

роскошью.

Для того, чтобы удержать в повиновении огромную армию рабов, необходима

была хорошо продуманная организация с иерархически подчиненными постами.

Ответственные за продовольствие и вещевое обеспечение, за медицинский уход;

пекарь и мельник; булочницы и кухарки отвечали за то, что бы все рабы были

накормлены; пряхи и ткачи; портные и портнихи: сукновалы и сапожники;

охранники.

Во времена Империи много заботились об обучении собственных рабов

какому-либо ремеслу или искусству.

"Рабов используй, как части собственного тела…"

"…каждого – со своей целью".

Этому совету Демокрита, сформулированному греческим философом за 400

лет до Христа, римляне следовали даже слишком охотно, перекладывая на плечи

рабов не только физическую работу, но даже и умственную.

Рабы помогали ученным и философам в исследованиях; писателям и

политикам.

Роскошь рабства включала в себя и использование рабов, служивших

исключительно для демонстрации богатства и выставлявшихся хозяином на

больших трапезах.

Когда во II в. н.э. мода на "литературно-музыкальные" застолья прошла,

для увеселения и развлечения гостей стали использовать рабов другого рода:

в знатных домах держали теперь дураков и шутов, карликов и великанов,

идиотов и уродов.

Однако императору Августу такие странные развлечения удовлетворения не

приносили, и он, как сообщает Плутарх, предпочитал мальчиков.

В другом месте Плутарх, рассказывая о всякого рода курьезах, сообщает

читателю, что в Риме имелся рынок "чудес природы", на котором продавались

"безыкрые, короткорукие, трехглазые и остроголовые" люди. Что касается

карликов, то часто их производили искусственно, с помощью специальных

приспособлений задерживая рост детей.

Унижение человеческого достоинства.

Противоположность между господином и рабом все более проявлялась

лавинообразным увеличением притока рабов, и одновременно ухудшались и

отношения между ними.

Рабы подвергались чудовищным унижениям, часто доходившим до

жестокостей, совершавшихся рабовладельцами. Особенно отвратительно Римляне

обходились со своими рабами во времена Республики. Хозяину принадлежала не

только рабочая сила раба, но и его жизнь, и с ней и теле вместе с половыми

органами и невинностью, которыми рабовладелец распоряжался как хотел, для

удовлетворения своих сексуальных потребностей. По римскому праву не было

ничего, что можно было бы считать супружеской неверностью или совращением,

растлением или развратом, если объектом или жертвой таких действий являлись

раб или рабыня.

За любой нанесенный ущерб рабу свободным, не являющимся его господином,

то лишь владельцу надлежало решать, вчинять ли иск. С другой стороны за

ущерб нанесенный рабом, отвечал господин.

Обращение Катона с рабами.

Насколько далеко зашли римляне в овеществлении людей в рамках рабства,

описывает Катон Старший (234-149 гг. до н.э.), враг Карфагена, стремившийся

возродить древнеримскую строгость нравов, в своей книге "О земледелии".

"Пусть хозяин будет скор на продажу, не на покупку". Так гласит одно из

правил сельского хозяина.

Сам Кантон жил исключительно спартански. Он был практичен в

приобретении рабов и земель. Катон хладнокровно отделывался от старых и

ослабевших рабов, не менее расчетливо следил и за тем, чтобы уход за ними

был не хуже, чем за животными с тем, чтобы труд их приносил прибыль.

Содержание рабов Катоном не менее подробно описывает Плутарх.

"Ни один из его рабов не появлялся в чужом доме иначе как по поручению

Катона или его жены". "Катон был очень доволен если рабы любили поспать,

полагая, что такие люди спокойнее, чем постоянно бодрствующие, и что для

любовного дела более пригодны выспавшиеся вволю, чем недоспавшие. Он

считал, что главная причина легкомыслия и небрежности рабов – любовные

похождения, и поэтому разрешал им за определенную плату сходится со

служанками, строго запрещая связываться с чужими женщинами". "Разбогатев и

задавал пиры друзьям и товарищам по должности, он сразу же после трапезы

наказывал тех, кто плохо собрал на стол или недостаточно внимательно

прислуживал гостям". "Тех, кто совершил злодеяние, заслуживающее казни, он

осуждал на смерть не раньше, чем все рабы согласно решали, что преступник

должен умереть".

Позорное пятно человечества.

Бесчеловечное обращение взяло верх с тех пор, как домовладыка перестал

жить вместе со своими сельскими рабами, что в свою очередь было вызвано

увеличением размеров хозяйств и отсутствием их владельцев. Постоянный страх

перед наказанием удерживал их от возмущения, однако, как показывает опыт,

плохое и жестокое обращение с ними делало их еще более строптивыми и

опасными.

В городе царили строгие формальности: раб не мог более говорить, если

его не спрашивали, а иным господам казалось унизительно обращаться к рабам

даже словесно.

В общем же и целом в отношениях городских рабов и их господ преобладали

теневые стороны.

Издевательства и жестокое обращение имели своим следствием то, что

именно среди рабов смерть пожинала особенно богатый урожай. Средняя

продолжительность жизни раба составляла примерно 21 год.

Таким образом, обращение римлян с рабами лежит позорным пятном на всей

истории человечества.

Жестокие наказания.

Лишь немногим удавалась обращаться с рабами столь хладнокровно и умело,

как это делал Катон; большинство колебалось между слабостью и жестокостью.

К обычным наказаниям относилась порка различными "инструментами", чем

занимался домашний экзекутор. Это могли быть пустотелая палка, кожаный бич

или кнут с узелками, а то и колючая проволока. На жертв налагали ножные,

ручные и шейные оковы (ножные кандалы с остатками вдетых в них костей были

обнаружены при раскопках в Кьети). Длина цепей достигала десяти футов. В

разряд обычных наказаний входили: продажа за пределы страны, каторжные

работы.

Рабовладелец мог применять к рабу любые меры, вплоть до пыток и

уродования членов, отрубать ему руки или ноги, разбивать кости.

Надумав использовать молодого раба в качестве евнуха, господин мог его

оскопить. Достаточно легким считалось наказание - предать раба в

гладиаторскую школу, а рабыню в публичный дом.

Хозяин дома был прокурором, судьей и палачом одновременно, и закон не

вмешивался в семейные дела, даже если господин или раб совершали самые

чудовищные преступления.

Распятие – обычная смертная казнь.

Обычной смертной казнью, применявшейся в древности к рабам, было

распятие на кресте, отмененное лишь христианскими императорами. Сначала на

шею осужденному одевалась деревянная колодка (фурка или патибулум), и уже

после этого его гнали ударами на место казни.

Под крестом понимали установленный на месте казни столб, у которого

происходило бичевание или распятие.

Наряду с распятием были известны и другие изощренные и отвратительные

методы казни. Так, например, осужденных на смерть бросали в печь или же

обмазывали смолой и поджигали живьем.

Подробно описав пожар в Риме 64 г., уничтоживший город при Нероне,

автор "Анналов" пишет:

"Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в

шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали

на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты

ради ночного освещения".

Заговоры и мятежи.

Угнетенные всегда восставали против угнетателей, пытаясь освободится

хотя бы силой. Уже в архаическую эпоху в Риме заговоры и восстания рабов не

были редкостью, примером тому – заговор рабов 419 г. до н.э. решивших

поджечь Рим сразу с нескольких концов. Но двое посвященных выдали своих

товарищей, которые были схвачены и наказаны. Доносчики получили свободу и

изрядную сумму денег.

Повезло римлянам и при подавлении другого восстания рабов, которое

должно было быть поднято в 198 г. до н.э. неподалеку от Рима, в Сетии. Там

содержались заложники из Карфагена. В их распоряжении было довольно много

рабов. Число их увеличивалось оттого, что жители Сетии купили карфагенян,

захваченных в качестве добычи в недавней войне (2-ой Пунической). Именно

среди них и созрел план восстания.

Ранним утром в день мятежа двое рабов выдали план городскому претору

Луцию Корнелию Лектулу. Когда в Сетии он распорядился схватить главарей

заговорщиков, мятежные рабы тут же разбежались, жестоко преследуемые

римскими отрядами.

Когда вскоре после того пришло сообщение, что оставшиеся от этого

заговора рабы хотят занять город Тренесту, туда поспешил тот же претор и,

прибыв, казнил 500 повстанцев.

Первая сицилийская война рабов.

Исходным пунктом первого значительного восстания, начавшегося в 135 г.

до н.э., стал заговор 400 рабов сицилийского богача Домоффила.

Мир, царивший в Сицилии в течение 60 лет после разгрома великого

Карфагена во второй Пунической войне (218-201 гг. до .н.э.) принес на

остров истинное процветание, на которое теперь покушались восставшие рабы.

Мятеж был вызван самими землевладельцами, как местными, так и

перебравшимися сюда из Италии, пытавшимися превзойти друг друга в жадности

и дурном отношении к рабам.

Но Демофил не только превратил своих собственных пастухов в

разбойников; успеху восстания он способствовал еще и тем, что вооружил

целый отряд рабов, сопровождавший хозяина в его путешествиях по Сицилии.

За короткое время рабы Демофила собрали и вооружили чем могли около 400

человек и неожиданно напали на считавшийся неприступным город Энну.

Рабы врывались в дома, убивали, грабили и насиловали. Как сообщает

Диодор, они даже младенцев отрывали от материнской груди и разбивали о

землю.

К ним присоединилось множество других рабов. Они поймали Демофила и

прикончили его ударами меча и топора. После успеха – взятия Энны – народное

собрание, приняло политическое решение. Выбрали царем Евна (чудесный

пророк). Евн назвал себя Антиохом, а восставших сирийцами. Евн казнил

пленных Энны, убил собственноручно своих бывших господ.

Он окружил себя умными и дальновидными людьми, составившими его совет,

среди них выделялся грек Ахей. Он организовал быстро растущую армию рабов,

вооружив ее топорами, секирами, серпами, пращами и вертелами, и доведя

численность своего войска до 10000 человек, открыто напал на римлян,

которым нанес несколько поражений одно за другим.

Теперь в Риме осознали опасность, исходившую от ставшей еще более

мощной армии рабов, и послали на Сицилию восьмитысячное войско. Однако

последовавший затем разгром римлян прибавил рабов восставшим, и вскоре Евн

располагал уже 70-тысячной армией.

Лишь консулу Рупилию удалось изменить положение в свою пользу. После

длительной осады Тавромония, в результате которой среди защитников города

начались каннибализм и предательства, ему наконец удалось взять эту

крепость на восточном побережье Сицилии.

Однако царь Евн все еще находился среди осажденных. Он даже чеканил

собственную монету.

Четыре года длилось первое сицилийское восстание, пока в 131 г. до н.э.

оно не было подавлено ценой огромных потерь.

Второе сицилийское восстание.

После подавления первого сицилийского восстания спокойствие на Сицилии

воцарилось ненадолго, ибо не многое изменилось на острове с тех пор, и в

первую очередь рабы продолжали содержаться все в тех же чудовищных

условиях.

Второе сицилийское восстание началось в 104 г. до н.э. и окончательно

было подавлено в 100 г. К тому времени Италия пережила несколько

незначительных мятежей, в одном участвовало 30, в другом – до 200

заговорщиков, с которыми Рим расправился довольно быстро. Третье же

восстание, во главе с римским всадником и авантюристом Титом Веттием.,

заслуживает особого упоминания из-за его причины.

Веттий, сын богача, залез в огромный долг, выкупив полюбившуюся рабыню.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.