бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Воспитание гражданственности и патриотизма

трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя

колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий

гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится. Учащиеся

пишут: "В моих делах чувство патриотизма не проявляется. Однако, когда по

телевизору передают, что на войне снова убили наших солдат: мне становится

обидно за свою страну (Лина Ц.)"; ": я берегу природу, не бросаю мусор,

покупаю отечественную продукцию (Марина К.); "чувство патриотизма

проявляется у меня на общегородских субботниках, работе на пришкольном

участке (Таня П.); "любить свою Родину - это значит помогать в решении

проблем, связанных с экологическими загрязнениями (Наташа К.)"; "Я думаю,

что любовь к Родине проявляется в том, как ты относишься к армии, службе за

Отечество: Любовь моя искренняя, и я ее люблю за то, что она воспитывает

характер, отвечает за нас (ЕвгенийВ.)".

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса

постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна

ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть

разные точки зрения на данную проблему. Например, есть авторы, которые

считают, что учитель истории не должен заниматься воспитанием патриотизма,

любви к «малой» в том числе. Думается, что чувство национального

самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-

политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству

должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. Выпускница школы пишет:

"Я думаю, что воспитанием должны заниматься как родители, так и школа, и

общество. С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно

закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И,

естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих

Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек

- зависит многое. Вспомним, как наша страна праздновала 55-летие Победы в

Великой Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их

старались окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и

заботой ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не

хватает молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно

восполнить (Виолета Ц).

И так, задача поставлена, верно. Современная школа призвана

осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится

именно воспитанию. "Под образованием в настоящем Законе понимается

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,

общества, государства:" (Закон РФ "Об образовании". Преамбула).

Считаю, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей

школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая

эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в

деле патриотического воспитания:

1)необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание;

2)воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической

почве, необходимо активно использовать краеведческий материал;

3)необходима

целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках

патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание

основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и

"Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать

формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

На роли гражданского образования в системе патриотического воспитания

бы хотелось остановиться подробнее. Как уже отмечалось, после краха старой

партийно-государственной идеологии наблюдалась некоторая растерянность у

педагогов, особенно гуманитарного цикла. Со временем стало ясно, что все-

таки необходима система позиций, принципов, целей, которая должна

объединять общество. Такой объединяющей системой может стать

гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и

ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он

принадлежит, в готовности отставать и защищать от всяких посягательств на

его права и интересы.

Гражданственность – это единство правовой, политической и

нравственной культуры. Содержание всех школьных предметов нацелено на

формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль

гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории.

Еще Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать историю. Она

мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным

явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях,

свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и

государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным

судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше

благо и согласие общества".

Большие возможности для гражданского образования школьника содержатся в

содержании большинства учебных предметов.

Незаменимую роль играет в школе специальный курс "Граждановедение",

который решает те задачи гражданского образования, которые не могут решить

литература, география, история. Этот курс содержит сведения о государстве,

законах, правах и обязанностях человека, о его культуре, о гражданских

добродетелях.

Таким образом, при соответствующей организации учебного и

воспитательного процесса, определили национальных приоритетов возможно

воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности,

формирование национального самосознания, уважения к историческому и

культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности,

правам человека. Мы живем в жесткое время, полное драматизма, но граждан

страны не покидает надежда на возрождение России, ибо (как пишет в своей

работе ученица Настя Ф.) "у нее героическое прошлое и большое будущее".

Глава II. Исследование проблемы патриотического и гражданского воспитания

Для разрешения выше поставленных проблем и задач проводились

исследования на базе средних общеобразовательных школ №8 и №23 с 5 по 11

классы. Основная задача исследовательской работы следующая:

1. Достичь полного взаимодействия между

всеми субъектами воспитательного и

образовательного процессов, а также

родителями в воспитании патриотизма и

гражданственности школьников, любви к

малой родине и своему Отечеству.

2. Через различные формы работы привить

ребенку ощущение себя как гражданина

своей страны и истинного ее патриота.

Чтобы подтвердить гипотезу исследования, основанную на том, что в

современной России не уделяется должное внимание патриотическому и

гражданскому воспитанию, что ведет к падению нравственности и духовности.

Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к

деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со

временем и к гибели Отечества.

Для подтверждения гипотезы были использованы следующие методы: беседа,

метод наглядности, метод театрализации, метод воспитывающей ситуации,

анализ, синтез, сравнение, рассказ.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам

патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных

особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие

представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Школьники

среднего возраста, подростки еще склонны в восприятию конкретного и яркого

в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому

осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему.

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных

идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни,

выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.

Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению

идеи гражданственности и политических демократических ценностей,

отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической

информации.

Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о

патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные

суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет

осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и

их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников

крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и

установки поведения.

2.1. Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти

жертвам политических репрессий.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были

ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность

темы. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм

российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции.

Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг.

россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно,

-писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей,

которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не

сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что

мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы

зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-

патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая

Отечественная война). Мы гневно и непримиримо презирали геноцид иноземных

захватчиков, однако не гнушались проявлять геноцид по отношению к

собственному народу. Несмываемым позором останется в нашей истории ГУЛАГ и

миллионы исковерканных там судеб.

Отсюда целями данного мероприятия было:

1. Воспитания уважения к опыту прошлого.

2. Вызвать чувство сострадания к невинно осужденным и репрессированным.

3. Показать героизм и твердость духа у людей, которые ценою собственной

жизни отстаивали свои взгляды и убеждения.

Думаю, что актуальность данной темы очевидна, так как кому, как ни

нам – потомкам узников, осужденных по навету, доносу, за принадлежность к

национальности, рассказать людям грустную историю наших дедов и отцов.

Сценарий разработан с учетом возрастных особенностей детей (9-11класс). Все

действие построено на основе местного материала, так как частью Гулага был

наш город – это наша история, наша память, без которого не может истории

настоящего и будущего. Были взяты стихи местных поэтов, таких как Нора

Пфеффер, Л.Н.Гумилев, Д. Кугультинов и др., а также воспоминания

заключенных нашего города таких, как Ефросинья Керсновская, Н. Супруненко,

М. Колпакова.

Форма мероприятия литературно – документальная композиция, так же

выбрана не случайно. Очень удачно переплелись между собой театрализация и

информационная справка, а также костюмы всех действующих лиц. Наиважнейшую

роль в композиции сыграла и музыка, которая усиливала трагизм и пафос слов,

выраженных еще и танцем. Память, обращенная к прошлому должна стать

историческим уроком, который нельзя и опасно забывать. Старшеклассники мало

знают об условиях содержания заключенных, поэтому в сценарий были включены

станицы их жизни в Гулаге.

Поколением этих людей был построен прекрасный город за Полярным

кругом, с помощью примитивных орудий труда: тачка, кайло и др. Не смотря на

тысячи жизней невинно осужденных, из различных слоев населения как

интеллигенции, так обычных работяг, в лагере жили надеждой, верой и

любовью. Декорации, передающие историзм событий, эмоциональность и

чувственность исполнителей не оставили зрителей равнодушными. Зал проживал

целую жизнь, вместе с героями, переживал и плакал.

Думаю, что это состояние, удачно отражают слова:

«…Мы выжили, а тех затерян след.

Бесцельны поиски, их нет на свете…

Но правда есть! Пройдет пусть много лет,

И спросит Родина: «Где мои дети?»

В ответ на глыбе черного гранита

Навеки врежется суровая строка:

«Ничто не позабыто.

Мы помним вас безвинные зека»…

2.2. Праздник, посвященный 8 марта.

«Родина – мать», такое обращение встречается в творчестве многих писателей,

поэтов, а также в трудах мыслителей и политиков: «Человеку – Родина как

родная мать,

Любит правду горькую в споре принимать».

Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства

привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него

связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным

местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно

могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Человек подрастает,

становится старше, но где бы он ни был воспоминания об отчем доме, его уюте

он пронесет через всю жизнь.

Тема мероприятия была выбрана не случайно: во-первых, это дань

традиционному празднику, взявшему начало в XX столетье – Международному

Женскому Дню; во-вторых, нужно было пронаблюдать сохранность меж поколенных

связей. Для того, чтобы провести это праздник, старшеклассникам были даны

задания подобрать материал о мамах, бабушках. Сюда вошли стихи, песни,

проза, основанные на истории празднования Международного Женского дня в

России. Первоначально этот праздник, был днем борьбы за права женщин, а

затем в праздник воспевания и почитания женственности.

Отсюда целями данного мероприятия было:

1. Познакомить школьников с традицией празднования 8 марта.

2. Формирования чувства любви к Родине через материнскую любовь.

3. Воспитание патриота через почтение и уважение к отчему дому.

Представленный сценарий учитывает возрастные особенности детей, а так

же все возможные эмоциональные проявления. При разработке сценария никто не

остался без внимания. Прекрасные стихи, песни были посвящены учителям,

мамам, бабушкам, одноклассницам.

Выступления готовили сами ребята, они ответственно и заинтересованно

отнеслись к подготовке и проведению праздника. Активность школьников не

было предела, так как они знали, что на праздник придут их мамы, бабушки и

учителя. В каждый номер, в каждое слово была вложена вся гамма чувств по

отношению к зрителям.

Огромную помощь в данном празднике сыграли учителя, ведь они в свою

очередь тоже являются чьими-то матерями и бабушками. В сценарии есть такие

слова:

«Слова мама – мать – одни из самых древних на земле и почти одинаково

звучат на языке всех народов. Словом мать называют и свою Родину, что она

по-матерински относится к своим детям – народам ее населяющим. И все

учителя не могут не относиться по-матерински к своим детям – ученикам».

При подготовке сценария дети настолько прониклись атмосферой нежности,

чуткости, что мы порой отходили от прописанных слов и говорили то, что

чувствовали. Эмоциональный настрой зала возрастал, начиная с самых первых

слов. Никто не смог остаться равнодушным.

2.3. Классный час «Письма Путину».

Еще одним наглядным примером уровня воспитания патриотизма и

гражданственности является классный час «Письма Путину», разработанный для

школьников 5-го класса. Формой мероприятия выбрана – беседа.

Были поставлены следующие цели:

1. Познакомиться с ветвью государственной власти – Институтом

Президентства.

2.Показать систему работы Президента Р.Ф.

3.Показать, что основной задачей Президента является: уважение прав и

свобод человека и гражданина, соблюдение законов России, сохранение

целостности государства и служение своему народу.

4.Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине у

школьников.

Выбранная тема, вовсе не случайна. Ведь по ходу беседы было очень легко

понять: смотрят ли ребята новости, что думают по тому или иному поводу,

разговаривают ли с ними родители на политические темы.

Постановка классного часа полностью соответствовала возрастным

особенностям детей. Они охотно отвечали на вопросы и задавали свои, а также

с интересом слушали новую для них информацию. Мы о многом успели

поговорить: о сроке Президентства, гербе, гимне, о присяге и конституции, а

так же о правах и обязанностях Президента.

Я задавала им различные вопросы:

- Ребята, ваши родители говорят на тему выборов? Как они оценивают

политику В.В.Путина как президента, что говорят о нем, как о человеке?

- А, на сколько сроков избирается наш президент?

Ответы были абсолютно разными и неординарными:

Саша Т. : Путин много сделал для нашей страны, он честный и добрый, я бы

хотел быть на него похожим, особенно заниматься каратэ.

Вова К.: Владимира Владимировича очень уважает мой папа, он говорит, что

Путин укрепил стану и дал отпор Америке.

Маша С.: Президент поднял зарплату людям и пенсии, подружился с другими

странами, сделал Россию сильнее…

«Вы маленькие граждане России! - обращалась я к ним, - как вы думаете,

многое ли зависит от Президента в нашей жизни?».

Ответы были разными, но мы смогли вместе выделить самое главное.

Итогом нашего разговора, стали письма, которые ребята адресовали

Президенту.

« Мне бы очень хотелось, чтобы вы выразили свои самые сокровенные желания и

надежды в письме новому Президенту. Предлагайте, спрашивайте, желайте!».

Ребята писали искренне, с серьезностью, неподходящей возрасту:

Павел К.: «Уважаемый господин, Президент! Желаю вам удачи на выборах!...».

Стас Р.: «Здравствуйте, Владимир Владимирович! Я уверен, что вы победите.

Мне бы хотелось только, чтобы вы повысили зарплату и пенсию, а так вы

молодец…».

Кирилл Ш.: «Путин, я хочу вам сказать, что вы самый лучший в России

президент! Желаю, чтобы вы были им всегда. Еще я уважаю ваш труд, что вы

стараетесь сделать Россию лучшей страной…».

Саша Т. : «Дорогой Владимир Владимирович! Я знаю, что вы заняты, но все же

очень вас попрошу: моя бабушка – ветеран, не могли бы вы поднять ей пенсию

и остальным ветеранам тоже…».

Я думаю эти письма говорят сами за себя. Воспитание патриотизма и

гражданственности начинается с самого раннего детства, необходимо еще в

начальной школе вызывать у ребят интерес к политической жизни в стране. В

современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена

политической информацией, противоречивыми установками, оценками,

ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой

атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий.

Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых.

Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей

детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и

событий.

1. Концерт «Многоликий мир искусств».

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы,

единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в

себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за

исторические свершения народа. Патриотизм и гражданственность включают в

себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения:

любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и

умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим

памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам;

стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение

защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость

к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран

и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает

формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих

народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к

проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом

процессе велика роль подлинной народной многонациональной культуры, верной

правде жизни.

Именно поэтому мною был разработан сценарий «Многоликий мир искусств»,

ибо ничто не дает более полного представление о народе и нации в целом, чем

культура и творчество.

Целями данного мероприятия было:

1. Сформировать у школьников гуманизм в отношении других

народов.

2. Вызвать интерес к культуре и творчеству разных стран.

3. Показать положительное влияние различных иностранных течений,

на формирование нашей культуры.

Концерт «Многоликий мир искусств» стал заключительным этапом

«недели искусств», проходящей в школе, каждый день которой был посвящен

определенной тематике. Сюда были включены такие мероприятия как: iкольный

конкурс чтецов «Чудесная страна детства», школьный конкурс чтецов «В стране

детства», вечер японской поэзии, дискотека, «Вечер старинного романса»,

классные часы «Искусство в нашей жизни».

При подготовке мероприятия учитывались возрастные особенности детей, а

так же их культурный уровень. Задействованы были учащиеся всей школы, никто

не остался без внимания. Огромная роль в создании праздничной атмосферы

была отведена ведущим. Они не просто представляли номера, а были связующим

звеном между зрителями и участниками концерта. На них так же налагалась

информационная нагрузка и логические связки между выступлениями.

Так же были использованы различные методы: словесный метод

(рассказ и чтение в слух), наглядны (наблюдение), а так же метод

педагогического воздействия.

В ходе мероприятия удалось реализовать поставленные цели, не

только познакомить детей с новой информацией, но и вызвать непосредственный

интерес к разнообразию культур, традиций, обычаев народов, существующих на

нашей планете. Здесь же подводились итоги по всем проведенным ранее

мероприятиям, ребята награждались подарками, памятными призами.

Заключением мероприятия стала песня О. Газманова «Друг», которую

исполняли все участники концерта. Через все исполнение песни была проведена

одна мысль: «Где бы мы ни были, куда бы не забросила нас судьба, рядом

всегда есть верные друзья. И, неважно кокой они национальности и

вероисповедания, каких взглядов и убеждений придерживаются – главное, что

они всегда готовы прийти на помощь!».

2. Праздник, посвященный дню Победы.

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет

праздник, посвященный Дню Победы. Через год наша страна будет отмечать

шестидесятилетие этой даты, а вот следующую круглую дату, мы, пожалуй,

будем отмечать без ветеранов. Еще совсем немного и не останется очевидцев

тех страшных лет. Подрастающее поколение все меньше и меньше знает об этой

войне, которая унесла более двадцати семи миллионов жизней наших

соотечественников. Наиважнейшая задача школы: сохранить межпокаленные

связи в различных формах и методах.

Организатор играет большую роль в интеграции воспитательного и

образовательного процессов, он координирует и мобилизует педагогический

коллектив на наибольшую успешность этих процессов. Именно поэтому он должен

помнить основные и самые значимые даты нашей истории, чтобы через

творчество достучаться до сердец своих воспитанников.

В этом году был разработан сценарий, посвященный празднованию Дня

Победы – этот праздник заключительный этап в цикле мероприятий, проведенных

в школе. Дети получили задания (учитывая возрастные особенности): найти

материал о пионерах- героях, работе в тылу, партизанском движении. Для

старших классов разработана викторина «Знаешь ли ты историю Великой

Отечественной Войны?». Проделанная работа вызвала большой интерес участия

школьников, итогом стал праздник, посвященный Победе.

Были поставлены следующие цели:

1.Воспитание любви к Родине.

2.Уважение памяти павших за их мужество и стойкость в борьбе против

фашизма.

3.Показать массовый героизм собственного народа, включая детей.

Представленный сценарий учитывает возрастные особенности детей,

уровень подготовленности участников, возможные эмоциональные воздействия, а

так же психологическую атмосферу всего мероприятия в целом. Была выбрана

форма литературно- музыкальной композиции, которая рассчитана на 25 – 30

минут. В ходе подготовки мероприятия дети прониклись чувством

сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу дедов и отцов.

Разве не дойдут такие слова до еще такой чистой души ребенка:

Юные, погибшие герои,

Юными остались вы для нас!

Мы – напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь иль смерть и нету середины,

Благодарность вечная вам всем:

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас веселых и влюбленных

По родной земле погребено?

Вы сегодня в легком шуме кленов,

Тихо постучавшихся в окно.

На протяжении всего мероприятия в зале стояла напряженная тишина, все

взоры были устремлены на сцену. Немаловажную роль сыграла художественное

зала, которое позволяло наиболее полно передать атмосферу трагизма и

безысходности. Так же огромную роль сыграла подборка музыки, при подготовке

мероприятия: сюда вошли песни военных лет, народное творчество.

Образ матери,

потерявшей сына на этой бесчеловечной войне, и обращающейся к погибшему,

стал заключением всего мероприятия, а так же итогом поделанной работы:

«Сыночек, не ты ли похоронен здесь? А может ты сын другой матери? Может

она не в силах принести тебе цветы? Все – равно… Зови меня матерью! Сколько

лет прошло? Сколько весен отшумело, а я все помню! Помню, ты прижался к

моей щеке и сказал тихо – тихо:

« Не думай обо мне плохо мамочка! Ты наделила меня такой любовью к

земле, людям, что никакая пуля не посмеет пробить мое сердце!».

Заключение

В результате исследовательской работы со школьниками были рассмотрены

причины политического, духовно – нравственного, морального и экономического

кризисов нашего общества. Резкие всплески преступности и насилия,

алкоголизма и наркомании – иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия

теряет государственную самостоятельность. Но, на помощь всегда приходили

патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание.

Как и прежде в особо трудные моменты истории страна мобилизовала все силы

на решение проблемы.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного

процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также

патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального

самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-

политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству

должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно

закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И,

естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих

Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек

- зависит многое.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:

1. Необходимо резко различать национальное и националистическое

воспитание.

2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической

почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, Традиции

и культурные ценности.

3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень

важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне

партий и течений.

5.Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках

патриотического воспитания, так как низкая политическая культура,

незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и

"Государство", не могут способствовать формированию отечественной

личности, подлинного патриота страны.

6. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства

прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и

патриотическими основами воспитания.

Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности

воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие

выводы:

. педагоги, полностью осознают проблемы патриотического и

гражданского воспитания, стоящие перед школой;

. на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой

школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской

программы в этом направлении;

. школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее

зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию ее истории,

Великой России не построить;

. Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное

взаимодействие всех субъектов учебно –воспитательного процесса, а

именно: школы, семьи и общества.

В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г.

Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы

Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство,

свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно

желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих

споспешествовать этому».

Гипотеза исследования подтверждена, цель и задачи выполнены.

Библиография

1. А.Т. Степанищев. История Отечества – преподавание в школе. – М.,

2001.

2. Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И.,

М.,1993.

3. И. О.Ионов. Цивилизация в истории человечества. Брянск, «Курсив»,

1998.

4. И. О.Ионов. Российская цивилизация. – М.,2000.

5. Л.С. Выгодский. Нравственное воспитание/ Пед. психология. –

М.,1991.

6. В.Д. Сиповский «Родная старина». – М./ Современник, 1993.

7. А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991.

8. Ради жизни на Земле/ cоставитель А. Ф. Фоменко. – М., 1990.

9. М.А. Кисель. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995.

10. Гнездовье вьюг/сборник/редактор-составитель Бариев Ю. – Дудинка,

1994.

11. Конституция Р.Ф. – М.,1995.

12. С.С. Фролов. Социология. – М.,2003.

13. Политология. Курс лекций/под ред. Миронова А.В. – М., 1993.

14. В.П. Островский, А.И. Уткин. История России / «Дрофа». – М.,1999.

15. И.П. Подласый. Педагогика/кн.2./ «Владос». – М.,1999.

16. С.П. Баранов. Педагогика./ «Просвещение». – М., 1997.

17. ж. Специалист./№3. 2003.

18. ж. Специалист./№6. 2002.

19. ж. Специалист./№1. 2002.

20. ж. Специалист./№4. 2003.

21. ж. Специалист./№6. 2003.

22. И.Ю. Кулагина. Возрастная психология. – М./ «Сфера», 2003.

23. Страничка Интернета/Rambler/Образование/@. ru

24. Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru

25. Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. ru

26. Страничка Интернета/5-ballow/Образование/@. ru

27. Страничка Интернета/5-ballow / Воспитание /@. ru

28. Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание

/@. ru

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.