бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние реформ Петра I на историю Отечества

Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей

этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в

Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще

со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из

ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию

на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового

года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой

русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания

театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие

российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г.

выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с

1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу

европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили

исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для

высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых

из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию

остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился

сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и

придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

5. Церковная реформа.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра.

Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были

весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную

автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-

1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на

укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах

государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более

эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее -

на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на

строительство флота (о "кумпанствах"). После путешествия Петра в составе

Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения

церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр

распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома.

Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет

выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту

Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола".

В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для

управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от

государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для

которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает

наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает

число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в

Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать

монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г.

количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа

людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового

юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан

Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал

уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной

коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный

Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан

Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович.

Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории,

так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в

руках Петра. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели

пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот

вам духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на

стол кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских

священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для

надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой,

проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были

переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской

и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской

губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%).

Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая

1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность

нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо

важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего

влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго

контролируемую и управляемую светской властью.

6. Военная реформа

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований.

Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной

реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной

боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением,

обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного

царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать

лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-

летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом

заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но

еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на

другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся

войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы,

сообщила ей темп и самые приемы".

"Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с конца

1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит

на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших

кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются

знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает

вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной

(регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696

гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого

также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и

строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) -

объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной

войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-

Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу

царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,

имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию

регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей -

дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований

(стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было

то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические

созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В

основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип.

Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее

государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский

набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали

ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от

15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись

из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов

пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был

ограничен.

Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,

обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных

школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная,

Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. -

Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу

Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не

считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в

изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире,

которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и

побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков,

Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего

выжимания средств из народа.

7. Итоги реформ Петра I.

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в

России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г.

титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала

называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему

шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной

системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой,

оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских

реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми

средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу

государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено

воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в

бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством,

центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем

отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в

основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не

относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не

признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой

истории.

Можно привести слова современника Петра - Нартова:

"... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако,

дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем

монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем

вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что

благородному бесстрашию и правде учились от него".

Реформы Петра и особый путь России.

Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством

Российским. Само понимание русского, русской территории после классического

периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.

Русский этнос в его современном понимании как нечто единое по существу

был вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных

человеческих масс. Государственное начало в русской истории выглядит

действительно как нечто, выросшее из творящей самое себя идеи, - русский

этнос, территория и культура.

Становление основного положительного принципа развития -

государственного, борьба за его утверждение и т.д. - осуществлялось за

счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет

дальнейшего ограничения свободы личности. В России в условиях слабости

или практического отсутствия гражданского общества реформы, которые в

Европе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность

новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, - в России

проводились в интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в

частности, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы

осуществлялись, прежде всего, посредством подавления общества, породив

феномен отчуждения общества от власти.

В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором

движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлением

свободы, а технический и другой прогресс – с отчуждением общества от

государства.

В результате исторического развития сложился своеобразный "русский путь"

- от модернизации до модернизации. А поскольку реформы сверху, особенно

внедрение нового, требуют усиление власти, то развитие производительных

сил в России, сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на

каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до

некоторой степени возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ

проходила.

Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности,

особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому -

разрушение права частного владения землей вследствие введения

уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных

крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения,

переделам земли общиной и к все возрастающему вмешательству государства в

дела крестьян.

Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние

времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя

перед неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронесла

с собой наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в

результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в

России назывался самодержавием.

Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз

следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных

отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных

процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.

Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе

насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы

временного, деспотических начал государственной власти, приводят, в

конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь

замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И

все повторяется вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью

исторического пути России. Так и формируется - как отклонение от обычного

исторического порядка - особый путь России.

Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного исторического порядка"

- особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм

конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме

перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития?

Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе

силы, возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом

мире?

На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, но

хотелось бы, чтобы утвердительно - на второй.

Современные аспекты реформ.

Реформы в России предпринимались неоднократно, но все попытки не

увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что

периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось

не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы

человека игнорировались всеми реформами без исключения.

Правила реформирования в России совсем иные, чем в западном обществе. В

России не существовало социальной базы для реформаторства в силу

господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую

власть.

Чтобы осуществить реформы, нужно, по крайней мере, сформулировать их

конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам

западного типа, с тем, чтобы стать государством, способным активно

противостоять Западу.

Кроме того, для реформы необходимо неединовременное усилие, их

реализация предполагает достаточно длительный цикл - 2-3 поколения -

именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания

человека.

Основой перестройки стала идея материализации власти. Бюрократическая

номенклатура устала от своего противоестественного состояния, когда власти

много, а крупной собственности - нет. Даже блага, которыми они

пользовались, могли в любой момент уйти вместе с партбилетом.

Перестроечное реформаторство имеет сугубо "материальные" истоки и именно

вследствие этого шло "сверху". Народ ждал перемен, но являлся для

реформаторов "человеческим фактором".

И сегодня злободневно звучат слова В.Ключевского: "Россия управлялась

не аристократией и не демократией, а бюрократией, то есть

действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей

физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только

чинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась

усилением социального неравенства и дробности".

Заключение.

В свое время Петр I сделал очень много для своей страны. И не его вина,

что не все шло гладко: он не получил даже более или менее приличного

образования. Только личный энтузиазм, упорство и воля позволили совершить

такой качественный скачок вперед. Точки зрения на этот вопрос разные,

однако я считаю, что несмотря на ущемление прав человека и интересов

личности, Петр I вывел страну на новый путь и за это ему можно только

сказать спасибо.

Многие задаются вопросом: что бы было со страной, если бы не было Петра?

Ответ очевиден: положение страны ухудшилось бы настолько (причем во всех

сферах, а не только в социальной, как после реформ Петра), что страна

впалабы в анархию и была бы оккупиравана одной из соседних стран. Ну, а об

«особенностях» колониальной формы управления мы знаем не понаслышке на

примере той же Англии…

Еще один вопрос – правильна ли была ориентация на запад – был решен

чисто по-русски: зачем выдумывать что-то новое, когда можно взять пример

соседа? Тем более, что времени на раздумья не оставалось, да и вероятность,

что неграмотный Петр мог придумать что-то уж такое особенно самобытное,

была неуклонно близка к нулю. Смекалка и талант императора, не получившего

даже «начального» образования, вызывают уважение и по сей день. Мне

кажется, что Петр не был сам западником – он просто «воспользовался на

некотором этапе» достижениями западной цивилизации, чтобы позже, в более

благоприятной обстановке, страна уже пошла своим путем. Опять же, некоторые

утверждают, что можно было перенимать западные обычаи частично, но откуда

знаешь что в чужой культуре важно, а что – нет? Особенно, когда от этого

зависит судьба страны!

Я думаю, выбор ориентации очевиден: если время есть, можно подумать,

выбрать свой, характерный нации метод решения проблем, если же времени нет,

нужно смотреть, как с этим справились другие – самый быстрый а, зачастую,

самый эфеективный метод решения проблемы. Выбор запад-восток зависит тогда

уже от конкретной ситуации: что ближе нации.

Литература.

1. Брокгауз, Ефон. Энцклопедический словарь. Т17Б, С.-Пб., 1858.

2. Соловьев С.М. «Чтения и рассказы по истории России», М., изд-во

«Правда», 1989.

3. Соловьев С.М. «Об истории новой России», М., изд-во «Просвещение»,

1993.

4. Платонов С.Ф. «Учебник русской истории для средней школы. Курс

систематический», М., изд-во «Звено», 1994.

5. Орлов. «История СССР», М., изд-во «Высшая школа», 1975.

6. Мальков В.В. «Пособие по истории СССР для поступающих в ВУЗы», М.,

изд-во «Высшая школа», 1985.

7. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ», Л., изд-во «Лениздат», 1989.

8. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. «Россия в XVII – первой половине XIX

века. История. Историк. Документ.», М., изд-во «МИРОС», 1994.

9. Павленко Н.И «Петр Великий», М., изд-во «Мысль, 1990.

10. Е.В.Анисимов "Рождение империи", в кн."История Отечества: люди,

идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XXв."

/сост.С.В.Мироненко. - М., изд-во «Политиздат»,1991. - 367с

11. В.Криворотов "Вехи. Взлеты и падения особого пути России" //"Знание

- сила", N8,9 1990г.

12. В.И.Буганов "Петр Великий и его время" - М., изд-во

«Наука»,1989. - 192с

13. Н.Н.Молчанов "Дипломатия Петра Великого" - М., изд-во «Международные

отношения», 1990. - 448с

14. "Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей" /сост.

А.П.Богданов. - М., изд-во «Современник»,1990. - 445с

15. В.В.Мавродин "Рождение новой России" - Л., изд-во «ЛГУ»,1988. -

531с

16. С.Князьков "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М.,

изд-во «Культура»,1990. - 658с

17. "Почему все реформы в России заканчивались провалом" //"Московская

правда", 25.11.93г., N228

-----------------------

[1] В этом разделе в основном использовалась информация из

Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефона. Также использованы материалы

из трудов Ключевского, Соловьева, Платонова.

[2] В этом разделе были использованы работы Соловьева («Об истории новой

России»), Малькова, Анисимова и Павленко. Также использованы труды

Ключевского, Уланова.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.