бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по истории

III госдума 1907-12; 442 депутата , председатели Хомляков , Гусков ,

Родзянко ( октябристы )

IV госдума 1912-17 председатель Родзянко , дума распущена временным

правительством всвязи с началом выборов в учредительное собрание

Деятельность III думы :

3.06.07 изменение избирательного закона

2 большинства в думе : право-октябристское и октябристско-кадетский блок

партийный состав : октябристы , черносотенцы , кадеты , прогресисты ,

мирнообновленцы , социал-демократы , трудовики , беспартийные ,

мусульманская группа , депутаты от Польши

Наибольшее кол-во депутатов имела партия октябристов ( 125 человек ) .

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин.фин. Коковцева (

о страховании , о конфликтных комиссиях , о сокращении рабочего дня , о

ликвидации закона караюшего за участие в забастовках ) . Приняты в 12 году

в ограниченном виде .

2) национальный вопрос : холмский ( вражда между основным населением -

православными и господствуюшим классом -католики) , о земствах в западных

губерниях ( вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку

; закон был принят относительно 6 губерний из 9 ) , финляндский вопрос (

попытка политических сил добиться независимости от России , принят закон об

уравнивании прав русских граждан с финскими , закон об уплате 20 млн. марок

Финляндией взамен воинской повинности , закон об ограничении прав финского

сейма ) , еврейский вопрос ( не было принято законов , толчок - дело

Бейлиса 1911 )

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения

самодержавия в буржуазную монархию .

Выборы: многоступенчатые ( по 4 неравноправным куриям ) :

землевладельческой , городской , рабочей , крестьянской . Половина

населения ( женщины , студенты , военнослужащие ) были лишены

избирательного права

Внешняя политика СССР в первое послевоенное десятилетие.

1). Общая хар-ка международных отношений после II мировой войны.

Основные противоречия: победители - побежденные. Складывается новая

геополитическая ситуация: превращение СССР в крупнейшую мировую державу,

резкое изменение в восточной европе, распад в колониальной системе. Новая

геополитическая ситуация между бывшими союзниками.

2). СССР - США США: планы атомных бомбардировок СССР, доктрина сдерживания

и отбрасывания социализма. СССР: ликвидация атомной монополии США. 1949

испытана первая атомная бомба. 1953 испытана первая водородная бомба. 1949

испытана первая советская баллистическая ракета.

3). СССР - Западная Европа. План маршала: западная европа как противовес

ссср. Раскол германии и берлинский кризис 1949. НАТО. Сеть военных баз у

границ СССР в Греции и Турции.. Итог: холодная война.

4). СССР и страны центральной и ю-в европы. Период народной демократии.

Переход к строительству социализма по советскому образцу. СССР и Югославия

- первые кризисы. СССР и развивающиеся страны: образование КНР, корейская

война. Причины обострения международной ситуации: идеологическая и

политическая ограниченность СССР и США, претензии США на мировое

господство, стремление СССР расширить свое влияние в мире, слабость

миролюбивых сил.

Билет 9

1. Культура России в начале 20 века (1900-1917)

Культура.

Общая хар-ка: эпоха бурного расцвета культуры; народность, гуманизм,

революционность, демократизм, интернационализм; глубоко национальный

характер русской культуры; традиционализм и новаторство. Мировое значение

отечественной культуры: поиск и открытия русских ученых во многом

определили основные направления всей мировой культуры, мощный импульс ее

развития.

просвещение: к 17 в России было 30% грамотных, но темпы роста

образованности и грамотности высокие. Начальное образование: накануне войны

дума подняла вопрос о всеобщем начальном образовании (был отложен). Среднее

образование: в гимназиях было ослаблено классическое направление, расширены

права выпускников реальных училищ, создана сеть коммерческих училищ.

Печать: 17 окт 1905 была отменена цензура. 1912 в Р выходила 1131 газета на

24 языках.. издательская деятельность: 1913 издано 106 млн экземпляров

книг. 1916 отмечено 50-летие просветительского издательства Сытина.

Основные достижения культуры.

Общественные науки: Ковалевский (работы в области права и социологии).

История: Ключевский, Милюков, Покровский ( выдающиеся работы по истории).

Философия: Бердяев, Булгаков, Розонов (развитие мировой философии).

Технические науки: Циолковский (создатель теории ракетного двигателя,

основоположник космонавтики), Жуковский, Сикорский (авиаконструктор),

Павлов (автор идеи об условных рефлексах), Мечников (изучение деятельности

головного мозга). Литература: Толстой, Чехов, Бунин, Брюсов, Есенин,

Цветаева. Живопись: Репин (заседание госсовета), Серов. Нестеров, Шагал,

передвижники. Скульптура: Андреев, Галубкина, Коненков. Театр: Мхат(1890

основан Станиславским и Немировичем-Данченко), Мариинский театр, Большой

театр, тв-во Шаляпина. Музыка: Римский-Корсаков (золотой петушок), Скрябин,

Стравинский (петрушка, жар-птица).

Билет 10

1. Россия в первой мировой войне.

2. Попытки социально-экономических реформ в СССР в 50-60 годы.

Причины войны .

Причина: крайнее обострение противоречий между двумя военно-политическими

блоками и невозможность их разрешения мирными средствами

Повод : 28.07.1914 сербский патриот Гаврило Принцип выстрелами из пистолета

убил наследника А-В престола экс-герцога Фердинанда .

Цели сторон Германия : ослабление позиции Англии на море , захват колоний ,

анексия французских и русских территорий .

А-В : захват Сербии , утверждение господства на Балканах , захват

российских территорий. Турция: восстановление своих позиций на балканах ,

захват закавказья .Англия : сохранение колоний и господства на море ,

претензии на Месопотамию и часть аравийского плуострова. Франция :

присоединение левого берега Рейна , захват Рурского угольного бассейна .

Россия : сохранение влияния на балканах , присоединение Голиции. Япония :

захват японских территорий в китае. Общая цель: стремление ослабить

классовую борьбу пролетариата и нац. освобод. движений в колониях. Условия

реализации принципов: пропаганда оборонительного характера войны , игра на

патриотических чувтвах .

Масштаб и х-р войны :

1)масштаб : мировая ; приняло участие 38 гос-в ( 34 + 4 ) ; охватила Европу

, Азию , Африку ; огромные разрушения ; бесчисленные жертвы .

2)х-р : захватнический , несправедливый , империалистический с обоих

сторон ( искл Сербия Бельгия )

Германия спешила с войной , чтобы успеть , пока не выросли силы России и

Франции .

3) крах II интернационала .

Начало войны: 28 июня убийство Фердинанда. 23 июля Ультиматум А-В к Сербии

( допущение следственных органов А-в в себию).28 июля А-в объявляет войну

Сербии. 1 августа Г. объявляет войну России. 3 авг Г. объявл. войну

Франции. 4 августа Англия объявляет войну Г. 6 авг. А-В объявляет войну

России

Соотношение сил накануне войны

Антанта : 5.8 млн. чел, 221 пехотная и 41 кавалл. дивизия , 12 тыс орудий

, 600 самолетов, 300 крейсеров. Тройственный : 3.8 млн чел , 10 тыс орудий

, 300 самолетов, 62 крейсера .

Кампания 14 года: Германия длительно готовилась к войне ; главный театр -

европейский ; главные фронты - западный и восточный ; Г. и А-В. воюют на 2

фронта; Западный фронт : 2 авг. Г. оккупирует Люксембург ; 4 авг. Г.

вторглась в Бельгию , 20 авг. занят Брюссель ; 21-25 авг. развернулось

приграничное сражение между Г. и Францией (Г. вторгается на территорию Ф.);

Ф. - наступление во что бы только не стало ( стратегия Наполеона ) ;

упорное сопротивление бельгийцев , французов и англичан ; Р. приходит на

помощь Ф; авг. 1914 наступление в восточной Пруссии и Голиции; 5-9 сент.

битва на Марне .

Состояние экономики и обострение соц. отношений в воюющих странах .

1) формирование ВГМК - всеобъмлющее гос. регулирование соц-экон отношений ,

вызванное условиями войны

а) создание гос. военноэконом. управлений , которые осуществляют контроль

над финансированием , распределением гос. заказов и доходов , обеспечение

сырьем

б) правительственные комитеты по продовольствию

в) введение карточной системы

г) регулирование рынка труда

д) гражданский мир и трудовые мобилезации

2) кризис гражданского мира . Резкое снижение жизненного уровня населения ,

рост антивоенных выступлений

3) нарастание политического кризиса : февральская революция в России ,

братания на восточном фронте .

Итог года : Г. в 17 переходит к стратегической обороне на всех сухопутных

фронтах , главное внимание уделяет подводной войне , но союзники находят

против нее эффективное противодействие ( система конвоев ) , авантюра

германии провалилась .

Окт. револ. в России и Брестский мир 7.11.17 победа вооруженного восстания

в Петрограде. 8.11.17 декрет о мире ; публикация тайных договоров. 15.12.17

перемирие между Россией и Г. 22.12.17 мирные переговоры российской

делегации ссо странами Четверного союза. Антанта предлагает свою программу

окончания войны. 5.01.18 мирная декларация Лллойд Джорджа. 8.01.18 “ 14

пунктов “ президента США Вильсона . Г. отвергает “14 пунктов” усиливает

давление на Росссию , предъявляя ей ультиматум. 3.03.18 Россия подписывает

мирный договор с Г. в Брест-Литовске . Р. теряет Польшу , Прибалтику ,

часть Белоруссии , выодит войска из Украины и из Финляндии , армия и флот

демобилезовыаются , выплачивается контрибуция 6 лрд. марок.

Антанта не признает Брестский мир и начинает интервенцию против России (

Мурманск , Архангельск , Закавказье , Владивосток )

Итоги и Уроки первой мировой Итоги : материальные и людские потери ,

участвовало 38 гос-в , численностть населения которых более 1 млрд человек

, материальные потери 360 млрд. долларов , людские потери : убито 10 млн. ,

ранено и искалечено более 20 млн. Потери Антанты: россия - 1.8 млн франция

1.3 млн, англия 715 тыс италия 578 тыс, сша 114 тыс всего 5 млн 413 тыс.

Потери Четверной союз: германия 2 млн 37 тыс, а-венгрия 1.1 млн турция 804

тыс, болгария 88 тыс итого 4 млн 29 тыс. Территориально-государственные и

революционные перемены в Европе и мире . Изменение соотношения сил . Рост

революционного и демократического движения . Переоценка ценностей в

послевоенном мире . Сохранение противоречий между империалистическими

державами . Окончание 1-ой мировой войны стало началом новой эпохи -

истории новейшего времени .

СССР в середине 50-х начале 60-х

Хрещевская оттепель.

Социально-экономическое развитие.

1). Начало реформ. Реформы начинаются во второй половине 1953 года.

Экономические реформы, начатые в этом году , благотворно отразились на

развитии н/х. Первым объектом реформ стало с/х. Сельское хоз-во. С

инициативой реформ выступил Маленков в августе на сессии верховного совета

и Хрущев в сентябре 1953 на пленуме ЦК.

2). Содержание реформ: освоение целинных и залежных земель (освоено 42 млн

га), направление специалистов и партработников на село для поднятия с/х пр-

ва, резкое повышение цен на с/х продукцию, списывание долгов прошлых лет,

авансирование труда колхозников, отмена налогов на личное подсобное хоз-во

и увеличение его размеров, введение пенсий для колхозников, выдача

паспортов, право колхозам на изменение устава, реорганизация МТС (в 58 они

ликвидированы - перешли к колхозам за выкуп).

3). Значение реформ: укрепление с/х, раскрепощение крестьян.

4). Непоследовательность реформаторов. К концу 50-х вновь усиливается

администрирование и вновь обозначается курс на свертывание личного

подсобного хоз-ва. Кукурузная эпопея, рязанская афера, 1962 повышение цен

на мясо и масло(события в Новочеркасске), 1963 хлебный кризис (начало

закупки зерна за рубежом).

Промышленность.Во второй половине 50-х годов страна вступает в эпоху НТР

(освоение космоса, развитие атомной пр-ти, развитие химической пр-ти). 1954

открытие первой АЭС (обнинская). 4 октября 1957 - первый искусственный

спутник земли. 12 апреля 1961 - первый пилотируемый полет в космос.

Начинается создание ракетно-адерного щита (короленко). преимущественное

развитие группы А. Среднегодовые темпы прироста более 10%. Негативные

факторы: административные методы руководства, отставание в области НТР,

несбалансированность групп А и Б.

Реформы управления н/х. Переход от отраслевого к территориальному

управлению - осздание совнархозов 1957.(+ децентрализация управления--

рост местничества). Переход к семилетнему планированию (принято на 21

съезде партии в 1959, здесь же утвержден семилетний план 59-65). 1962 -

создание госкомитетов по внедрению новой техники - двоевластие в пр-ти:

госкомитет и совнархозы. 1962 - разделение партийных организаций на

промышленные и сельскохозяйственные, подмена гос органов партийными. 1963 -

создание ВСНХ - курс на возрождение централизма. Итоги реформ: за годы

реформ страна достигла впечатляющих успехов, за 7 лет промышленный

потенциал увеличился на 80%. Впечатляющие успехи достигнуты в социальной

сфере - развернуто жилищное строительство, динамичное развитие

здравоохранения и образования, введение семичасового рабочего дня. Успех

реформ связан с возвращением к экономическим методам руководства,

продвижение по этому пути было остановлено командно-административной

системой и реформы были свернуты.

Билет 11

1. Февральская революция 1917 года и установление двоевластия.

2. Культурная жизнь в СССР в 50-60 годах.

Февральская революция.

Х-р революции: б-д т.к. преследовала б-д цели. свержение самодержавия,

ликвидация помещичьего землевладения, сословного строя, неравенства наций,

установление демократической республики, обеспечение различных

демократических свобод, облегчение положения трудящихся. Причины революции:

крайнее обострение всех противоречий российского общества, усугубленных

войной, хозяйственной разрухой и продовольственным кризисом. Движущая сила:

рабочий класс, крестьянство, либеральная буржуазия, демократические слои

населения, интеллигенция, студенчество, служащие, представители угнетенных

народов, армия. Ход событий: Февраль: забастовки и демонстрации

петроградских рабочих. Вызваны недовольством экономическим положением,

продовольственными трудностями, войной. 14.02 открытие сессии думы.

Родзянко и Милюков осторожничают в критике самодержавия. Прогрессисты и

меньшевики форсируют противостояние с правительством. Итог: сделан вывод о

необходимости смены правительства. 20-21.02 император колеблется, обсуждает

вопрос об ответственности министерства, собирается в думу, но неожиданно

уезжает в ставку. 22.02 путиловцам объявляют локаут. 23.02 стихийный

революционный взрыв - начало революции. 24-25.02 стачки перерастают во

всеобщую забастовку. Войска держат себя нейтрально, подчас даже дружелюбно.

Приказа стрелять нет. 26.02 стычки с полицией перерастают в бои с войсками.

Приказ стрелять опоздал на 3 дня. 27.02 всеобщая забастовка переходит в

вооруженное восстание. Начался переход войск на сторону восставших.

Восставшие занимают важнейшие стратегические пункты города и

правительственные здания. В этот же день царь прерывает сессию думы.

Восставшие приходят к Таврическому дворцу. Авторитет думы в народе был

высок. Дума оказалась центром революции. Депутаты думы создают временный

комитет государственной думы, а рабочие и солдаты формируют Петросовет.

28.02 министры и высшие сановники арестованы. Родзянко соглашается взять

власть в руки временного комитета думы. Вооруженное восстание победило.

2.03 отречение Николая 2 от престола 3.03 великий князь Михаил

Александрович отрекается от престола. Фактически в стране устанавливается

республиканский строй. Март: революция побеждает по всей стране. Вывод:

февральская революция победила. Революция и проблема власти Революция

решила вопрос о власти в форме двоевластия: Временное правительство,

петросовет. Временное правительство не имело главного атрибута власти-

вооруженной силы. Приказ Петросовета №1: создание солдатских комитетов,

офицеры лишились права доступа к оружию. Дисциплина рухнула, а советы

приобрели огромную военную мощь.

Первые шаги временного правительства (2.03-25.08 1917) Учреждение

специального юридического совещания для решения законодательных вопросов.

Деятельность в области экономики: хлебная монополия, твердые цены,

нормированное снабжение. Земельный и военный вопрос решить сразу не

удалось. Взят курс на учредительное собрание, которое должно было решить

все главные вопросы.

Итоги февральской революции.

Свержение самодержавия, начало экономического и социально-политического

реформирования, формирование двоевластия, обострение проблем в России.

Культура и духовная жизнь в 50-60-е годы.

1). 20 съезд КПСС и культура: общественная атмосфера связана с решениями 20

съезда. По данным ЮНЕСКО в 1960 СССР делил 2-3-е место в мире по

интеллектуальному потенциалу.

2). Наука и техника: успехи наших фундаментальных школ (Шоффе,

Благонравов), ядерной физики (Курчатов, Сахаров). В 1962 Ландду удостоен

нобелевской премии за создание теории жидкого гелия. В 1964 Прохоров и

Басов удостоены нобелевской премии за работы в области квантовой

электроники - создатели первого лазера. Математика - Келдыш, Виноградов.

Динамично развивается математическая логика, анализ, теория инфригации, что

позволило создать более совершенные вычислительные машины (Лебедев,

Лякунов, Пириков). Химия (фундаментальная школа Семенова, Жаворонская). В

60-е годы возрождается генетика и молекулярная биология. Продолжается

активное освоение космоса (Титов, Николаев, Терешкова, Попович). 12 октября

1964 первый групповой полет. В 1965 Леонов впервые вышел в открытый космос.

Авиация (Туполев, Антонов, Яковлев).Общественные науки: крупные успехи в

области философии. Удалось обосновать антологические корни случайностей,

обосновали теорию относительности, выпущена философская энциклопедия. В

истории обозначились новые подходы либерального характера. Литературный

процесс в 50-60 определяли три журнала: новый мир, октябрь, юность. 1958

нобелевская премия для Пастернака. 1962 нобелевская премия для Солженицына.

Музыка (Хачатурян, Шостакович, Прокофьев). Бурно развивается советский

кинематограф. Народное образование: в 1958 - школьная реформа. Введена 11-

ти летка, старшеклассники должны были совмещать учебу и профессиональную

подготовку (работать). Политехническое образование заменили

профессионализацией. В 1954 в Москве 4 млн. студентов. Резко расширился

прием студентов в области физики, химии, биологии. Основные итоги:

уверенное шествие НТР, изменение характера отношений между советским

руководством и интеллигенцией, формирование общественного мнения, позиция

интеллигенции по отношению к Хрущеву - интеллигенция предала Хрущева и

либерализация не состоялась.

Билет 12

1. Общественно-политические процессы в России от февраля до октября 1917

2. XX съезд КПСС и начало процесса десталинизации.

Россия между двумя революциями. март-октябрь1917 - нарастание

общенационального кризиса. Свержение самодержавия породило хаос в стране.

Двоевластие: 2.03-5.06. 1917. июль-октябрь - диктатура временного

правительства.

Апрельские тезисы Ленина.

3.04 1917 Ленин возвращается из эмиграции. 4.04 выступает с речью перед

большевиками о задачах нашей революции. Речь получила название апрельских

тезисов. Курс на социалистическую революцию.

Ситуация в стране до июня 1917.

Май- 1 правительственный кризис. Произошли столкновения между сторонниками

петросовета и временного правительства.(жертвы). Временное правительство

предложило Петросовету войти в его состав. Сформировано первое коалиционное

правительство

Положение в городе, деревне, армии.

Город: падает пр-во, растет безработица, с 17.06 вводится карточная

система. Деревня: ширятся аграрные беспорядки. Армия: нарастает движение

против войны. В стране в целом нарастает хаос и усталость от

беспорядков.Неудачное наступление на фронте. Первый всероссийский съезд

советов (3-24.06). Решались вопросы о войне и об отношении к временному

правительству. Борьба двух демократий: буржуазной и социалистической -

усиливает хаос в стране и постепенно в общественном мнении формируется

установка на диктатуру.

Конец двоевластия.

4.07 в связи с неудачами на фронте в Петрограде состоялась

несанкционированная демонстрация. Войска применили оружие. 700 человек

убитых и раненых. Устанавливается диктатура временного правительства.

Закрываются левые газеты , арестовываются ряд большевиков, на фронте

вводится смертная казнь.8.07 формируется 2-е коалиционное правительство во

главе с Керенским. Но Керенский слабо контролирует ситуацию и кадеты ищут

кандидата в диктаторы. Находят его в лице Корнилова. 26.07-3.08 состоялся 6

съезд РСДРП, который взял курс на вооруженное восстание. 3-5.08 2 съезд

торгово-промышленной буржуазии и принимает курс на твердую власть.

Корниловский мятеж

Попытка военного переворота. 12.08 Корнилов выступает в Москве на гос.

совещании и провозглашает курс на диктатуру. 26.08 Корнилов предъявляет

ультиматум Керенскому. Требует передать всю полноту военной и гражданской

власти в его руки. 27.08 Корнилов обращается с манифестом к русскому

народу. Разгром корниловщины. Керенский отстраняет Корнилова от должности

командующего о объявляет его вне закона. Эсеры и меньшевики становятся на

сторону временного правительства. Большевики тоже выступают против

Корнилова. Петросовет создает рабочие дружины. Против Корнилова двинуто 40

тыс солдат и рабочих. За неделю мятеж разгромлен. Корнилов арестован.

Правая диктатура не состоялась.

Кульминация общенационального кризиса (сентябрь-октябрь). 1-25.09 в России

управляла директория.( орган гос. управления, состоящий из 5 директоров во

главе с Керенским). Цель создания- обеспечить правопорядок и политическую

стабильность( не была достигнута). 25.09 3-е коалиционное правительство во

главе с Керенским. 1.09 Россия официально провозглашена республикой. 14.09

созывается демократическое совещание из представителей партий, городских

дум, советов и профсоюзов, которое создает предпарламент или Временный

совет республики. Политические силы и классы резко поляризуются, поэтому

судьба демократии оказалась предрешенной. Правительственная точка зрения:

положение исключительно тяжелое, растут беспорядки, анархия и бесчинство.

Правая точка зрения: начинается последний акт всероссийской трагедии; ясно,

что сила перешла в руки крайне левого элемента революции - большевиков.

Левая точка зрения: кризис назрел, все будущее русской революции поставлено

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.