бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование и развитие городов России. Новороссийск

Формирование и развитие городов России. Новороссийск

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Основание Новороссийского укрепления

2. Боевое крещение

3. Второе рождение

4. Начало промышленного развития Новороссийска

5. Новороссийск - губернский город

6. Бурные годы «Новороссийской республики»

7. Новороссийск в период первой мировой войны (1914-1917)

Основание Новороссийского укрепления.

Адрианопольский мирный договор, заключённый 2 сентября 1829г. между

Россией и Турцией, по которому восточное побережье Чёрного моря от устья

реки Кубань, севернее Анапы, до поста Святого Николая, южнее Поти,

закрепилось за Россией, не установил мира в этом районе. Горские племена

начали «священную войну» против «неверных», продолжавшуюся до середины 19

века, на борьбу с Россией их подстрекала Турция и стоящая за её спиной

Великобритания, английские агенты вели среди горцев антирусскую пропаганду.

Всё это заставило русское правительство установить охрану побережья:

ввести крейсерство боевых кораблей вдоль Кавказского побережья Чёрного

моря, создать Черноморскую береговую линию, состоящую из ряда небольших

укреплений.

После смерти командующего войсками Черноморской береговой линии генерал-

лейтенанта А.А. Вельяминова царское правительство на его пост назначило

генерал-майора Николая Николаевича Раевского-младшего, сына героя

отечественной войны 1812 года генерала от кавалерии Н.Н. Раевского

(старшего).

Н.Н Раевский-младший родился в 1801 году. В 1812 году за отличие в боях

с французами он был произведён в прапорщики, принимал участие в походах за

границей в 1813 и 1814 годах. 13-летний воин награждён орденом святого

Владимира IV степени. Н.Н. Раевский был близко знаком с А.С. Пушкиным. Две

его сестры были замужем за декабристами С.Г. Волконским и М.Ф. Орловым.

Н.Н. Раевский был обвинён в связях с декабристами, сосланными на

Кавказ, и его отстранили от командования полком, лишь в 1837 году его

назначают начальником первого отделения Черноморской береговой линии.

Свою деятельность на берегу Чёрного моря Н.Н. Раевский начал со

строительства Вельяминовского укрепления в устье реки Туапсе, затем

Тенгинского в устье реки Шапсухо. Летом 1838 года, получив очередной

чин - генерал-лейтенанта, он на пароходе «Язон» предпринял

инспекторскую поездку по всем укреплениям береговой линии от Сочи до Анапы,

осмотрел форт в Кабардинке и всю Цемесскую бухту. После этого он сделал

донесение царю о необходимости строительства укрепления в устье реки Цемес.

В ответ на него высочайшее согласие было получено в начале сентября.

Главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также

военный губернатор Севастополя и Николаева, герой Наваринского сражения

1827 года, вице-адмирал М.П. Лазарев держал свой флаг на линейном корабле

«Силистрия», которым командовал его ученик капитан 1-го ранга П.С.

Нахимов, будущий герой Синопского сражения и обороны Севастополя. На борт

корабля поднялся генерал-лейтенант Н.Н. Раевский со своим штабом, в состав

которого штаб-офицером по движению и действию морских отрядов на восточном

берегу Чёрного моря входил контр-адмирал Л.М. Серебряков, будущий строитель

Новороссийска.

12(24) сентября 1838 года в Цемесскую бухту вошла эскадра Черноморского

флота. Десантом, высаженным с кораблей, был заложен форт, положивший начало

будущего города. Уже при его основании командир Черноморского флота вице-

адмирал М.П. Лазарев считал, что занятие устья реки Цемес весьма важно для

крейсирующих здесь военных судов Черноморского флота по закрытому положению

Суджукской бухты, где целые эскадры могут иметь всегда хорошее убежище,

начальник Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н. Раевский

(младший), командир десанта, полагал что «городу и

порту у устья реки Цемес принадлежит большое развитие».

Тяжелой была жизнь первых новороссийцев, солдат и офицеров гарнизона

укрепления, отсутствовали какие-либо условия для жизни. Ни жилья, ни полей,

ни огородов, всё нужно было строить и создавать самим, перебои с подвозом

питания, непривычный климат, вызывавший малярию и другие болезни, сложные

отношения с горцами.

Название новому черноморскому укреплению, устроенному в Суджукской

бухте при устье реки Цемес официально было дано в начале 1839 года. 14

января 1839г. появился приказ военного министра, в котором сказано, что

устроенному укреплению с Суджукской бухте при устье реки Цемес присвоить

наименование – «Укрепление Новороссийск».

Хочется отметить, что есть разночтения в названии бухты: у одних она

называлась Суджукскою, у других – Цемесскою. Первым обратил внимание на

несоответствие названия бухты окружающей местности генерал Н.Н. Раевский. В

своём рапорте на имя главного командира Черноморского флота и портов вице-

адмирала М.П. Лазарева №2 от 8 марта 1839 года, он писал: «…Бухта, на

которой воздвигается Новороссийское укрепление, называется всеми жителями

Кавказа Цемесскою, от имени долины, лежащёй при внутренней ея оконечности.

Турки при входе в бухту некогда построили незначительный форт, под

названием Суджук-Кале… От сего бесполезного и уже разваленного форта

делается иногда название всей бухты Суджукская. Для согласия названий на

морских и сухопутных картах покорнейше прошу Ваше превосходительство

испросить Высшее начальство, как её следует наименно звать». Лазареву мысли

Раевского в рапорте понравились и он накладывает резолюцию : «В штаб для

представления и Главному морскому штабу. Просить дозволения взамен на

картах называть бухту до сих пор Суджукскую бухтой Цемесскою, как первое её

название…»

Через месяц 13 апреля в ответ Лазареву в Николаев (где размещался его

штаб) из Петербурга из морского ведомства направленно письмо, в котором на

будущее именовать Суджукскую бухту на картах не иначе как Новороссийскою

или Цемесскою.

Демократические взгляды начальника Черноморской береговой линии,

основателя Сухумского ботанического сада, вызывали насмешки и неприязнь его

начальников фон Граббе и Паскевича, крайних монархистов по убеждению, не

признававших иных способов завоевания Кавказа, кроме военного насилия.

Генерал-лейтенант Н.Н Раевский в 1841 году ушёл в отставку, не увидев

Новороссийска городом, о строительстве которого он мечтал. Но его дело не

пропало, оно оказалось в надёжных руках контр-адмирала Л.М. Серебрякова

доказавшего правоту слов Н.Н. Раевского о том, что Новороссийской бухте

природой определено быть портом Кавказской области и Черномории, а дорогам

по Цемесу и Бакану – внутренним сообщением для торговли.

В начале 1839 года царь своим указом разделил Черноморскую береговую

линию на две части: первое отделение – от устья Кубани до форта Александрия

(Сочи), второе отделение от Сочи до границы с Турцией.

19 апреля начальником первого отделения Черноморской береговой линии,

укрепления Новороссийск и устраиваемого там порта по представлению Н.Н.

Раевского был назначен контр-адмирал Лазарь Маркович Серебряков. Главный

строитель Новороссийска Л.М. Серебряков (Казар Маркосович Арцатагорцян)

родился в 1792 году в крымском селе Карасубазар (Белогорск) в армянской

дворянской семье. С восемнадцати лет он служил на флоте, плавал на кораблях

Чёрного и Азовского морей: гардемарин, мичман, лейтенант. В 1828 году за

участие во взятии Анапы произведён в капитан-лейтенанты, привлекался к

военно-дипломатической деятельности в Турции и Египте. В 1834-1836 годах в

чине капитана второго ранга командовал линейным кораблём Балтийского флота

«Полтава».

В 1837 году Л.М. Серебряков направляется в распоряжение А.А.

Вельяминова. В том же году ему было присвоено звание капитана 1-го ранга, а

через год – контр-адмирала. Энергичный, деятельный, Л.М. Серебряков не

только организует морские перевозки грузов, и десантных войск, но и сам

участвует в десантах, строительстве новых укреплений. Его дороги не только

в море. За первые три месяца службы на Кавказе он верхом проделал более 6

тысяч вёрст в условиях весенней распутицы.

Л.М. Серебряков хорошо знал турецкий и горские языки, местные обычаи.

Это помогло ему наладить контакты со старейшинами окружающих племён. Из

этих источников он был осведомлён о настроениях горцев, о происках турецких

и английских агентов. Это помогало ему своевременно принимать решительные

меры против турецкой контрабанды и издавна процветавшей здесь работорговли.

Через шесть дней после царского приказа начальник первого отделения

Черноморской береговой лини контр-адмирал Л.М. Серебряков прибыл к месту

новой службы в Новороссийск.

Первую годовщину своего существования Новороссийск встретил не как

город и порт, а как обыкновенный военный лагерь, население которого

состояло из батальона солдат и незначительного числа мастеровых людей,

присланных царским правительством для строительных работ. Город не мог

возникнуть сам по себе, без трудового народа. Это понимали даже самые

отсталые царские чиновники, и поэтому правительство объявило добровольный

набор переселенцев, прельщая их освобождением от всех государственных

налогов. Более того, кабинет министров постановил ограждать добровольных

переселенцев на Кавказ от сыскной жандармерии на тот случай, если среди них

появятся беглецы из Сибири.

Жизнь первый горожан была очень трудной. Они страдали от непривычного

климата, от частых перебоев с подвозом питания; болезни косили людей. Для

борьбы со значительной смертностью в Новороссийске в 1842 году был открыт

военный госпиталь второго класса.

В городе появились многочисленные лавки, которые на месте лагеря

первого десанта образовали Торговую площадь.

Стремясь благоустроить город, повысить уровень его культуры, в 1840

году адмирал Л.М.Серебряков обратился к своим офицерам со специальным

воззванием об учреждении в Новороссийске общественной библиотеки.

Для дальнейшего развития экономической жизни города требовался выход на

международный рынок. По настоянию Л.М. Серебрякова 30 июля 1845 года до

особого разрешения этого вопроса был открыт Новороссийский торговый порт и

установлены временные таможенные порядки. Иностранные купцы, главным

образом из Турции, стали частыми гостями в новом порту России. Очевидная

выгодность предприятия послужила основой для правительственного приказа об

окончательном учреждении порта в 1846 году.

В 1848 году на Торговой площади появилось самое большое здание –

адмиралтейство. Оно представляло собой одноэтажный каменный прямоугольник с

единственным выходом к морю, к Каботажной пристани. Теперь, входя на рейд

Новороссийска, моряки уже видели новосозданный город, удивлялись его

обширности, любовались многими зданиями.

Боевое крещение.

Вот так же любовались с рейда живописным видом Новороссийска моряки

эскадры адмирала Юрьева 12 января 1848 года. С утра день был тихим и

солнечным. От корабельных трапов часто отваливали катера и шлюпки с

матросами и офицерами, ничего не предвещало беды.

Только к полудню из-за Маркотхского хребта показались густые белые

облака. Древний враг Цемесской бухты, распушив свою бороду, погнал по

спокойной воде первые вереницы барашков. Через каких-нибудь два часа

температура воздуха понизилась с нуля до минус 14 градусов, а скорость с

гор северо-восточного ветра (по местному – бора) превысила 40 метров в

секунду. Плотный воздушный шквал разметал и уничтожил почти все корабли из

эскадры Юрьева.

«…Нет выражения для описания ужасов свирепствующей в это время бури,

или, лучше сказать, всесокрушительного урагана, который нельзя сравнить с

ураганами Антильских островов, столь известными своими страшными

разрушительными действиями…» Так описывал ярость новороссийского норд-оста

очевидец гибели русских военных кораблей.

Но город выдерживал не только натиск стихий. С началом Крымской войны

1853-1856 годов в Цемесской бухте появились англо-французские корабли.

Новороссийск был плохо подготовлен к обороне. Вся Черноморская береговая

линия, которой командовал Л.М. Серебряков, оказалась беспомощной перед

союзническим флотом, его паровыми кораблями, оснащенными дальнобойной

артиллерией. Над укреплениями нависла угроза уничтожения.

В декабре 1853 года вице-адмирал Л.М. Серебряков прибыл а Ставрополь и

представил князю А.С. Меньшикову свои предложения о снятии укреплений в

связи с угрозой противника с моря. А.С. Меньшиков добился царского

разрешения, и в марте 1854 года с шести южных укреплений – Сочи,

Новотроицкого, Тенгиского, Вельяминовского, Головинского и Навагинского –

были сняты гарнизоны с семьями и доставлены в Новороссийск и Геленджик.

Орудия укреплений солдаты заклепали, пороховые запасы взорвали, строения

сожгли, защитные редуты повредили, чтобы враг не мог ими пользоваться.

Следом за названными укреплениями наступила очередь Геленджикского и

Кабардинского. Их гарнизоны также были переведены в Новороссийск, который в

спешном порядке готовился к отражению врага. Началась постройка Приморской

батареи с 19 орудиями, но её сооружение защитники города не успели

закончить. Артиллерия крепости насчитывала 69 орудий, но преобладали

малокалиберные. Семь крупных пушек, отлитых в 1813 году, были устаревшими и

не могли соперничать с корабельной артиллерией англичан и французов.

О начале войны жителям города и гарнизону было объявлено особо. На

Соборной площади ( ныне парк Ленина) 8 ноября 1853 года были собранны

войска гарнизона и жители города, которым командарм Новороссийского

гарнизона полковник Маслович объявил содержание полученного накануне

манифеста царя Николая I от 20 октября 1853 года, в котором сообщалось о

начале войны с Турцией.

Получив извещение о начале войны начальник первого отделения

Черноморской береговой линии генерал-майор Дебу распорядился устроить

батарею на Мысе Любви ( первая приморская батарея), организовать пост

наблюдения в районе Суджукского озера, взять на учёт всё мужское

гражданское население, способное принять участие в защите города.

Союзники, уверенные в превосходстве своего оружия и зная плачевное

состояние крепостной артиллерии Новороссийска, были убеждены, что город

сдастся без боя. 8 января 1855 года в Цемесскую бухту вошли два вражеских

паровых судна. Они стали на якорь и подняли сигнал о желании вступить с

комендантом крепости полковником Масловичем в мирные переговоры. На берег

прибыл французский офицер и вручил коменданту ультиматум о немедленной

капитуляции, в противном случае город будет сметён с лица земли.

Полковник Маслович отклонил наглое требование, и корабли разведчики

убрались из бухты. Защитники города, которых за отсутствием находившегося в

ставке главного командования адмирала первого отделения Черноморской

береговой линии генерал-майор Дебу, жили в тревожном ожидании. Больные и

большая часть минного населения эвакуировались из блокадного города.

Утром 26 февраля 1855 года на рейде появился двух мачтовый французский

пароход. Не обращая внимания на холостые сигнальные выстрелы Приморской

батареи, он приблизился к берегу и вошёл в зону досягаемости крепостной

артиллерии. Полковник Маслович отдал приказ открыть огонь на поражение.

Меткие комендоры с первых выстрелов накрыли цель. Получив несколько

пробоин, вражеский корабль поспешил выйти из зоны батарейного огня и

скрылся в море.

Через два дня союзники начали операцию по уничтожению Новороссийской

крепости. 28 февраля пять боевых кораблей из неприятельской эскадры,

удерживаясь за пределами досягаемости крепостной артиллерии (2000 саженей),

стали на якорь. Построившись в линию на дистанции в 1500 саженей, они

открыли прицельный огонь по береговым укреплениям города. Приморская

батарея попыталась дать ответ, но вскоре умолкла, так как даже усиленные

заряды не доносили ядра до вражеских кораблей. А они в упор расстреливали

беззащитный город.

Враждебная бомбардировка продолжалась до наступления темноты.

Воспользовавшись ночной передышкой, генерал Дебу приказал вывезти из города

раненых и солдат и последних мирных жителей. Боевой гарнизон готовился к

отражению десанта.

Утром 1 марта союзники, успокоенные молчанием береговых орудий,

подтянули свои корабли ближе к берегу, на дистанцию картечного выстрела.

Этого и ждали комендоры. Они тут же открыли меткий огонь по вражеским

кораблям. «Началась, - писал в своём рапорте генерал-майор Дебу вице-

адмиралу Серебрякову, - упорная с обеих сторон канонада. Видно, что

неприятель понёс повреждение, ибо к исходу 11-го часа он на время отошёл на

первую свою позицию…»

Новороссийские артиллеристы ликовали. Из своих устаревших пушек они

нанесли чувствительные удары по кораблям, оснащенным первоклассными

морскими орудиями, и заставили противника отступить. Однако англо-

французская эскадра после небольшого перерыва вновь приблизилась к берегу у

Приморской батареи и сосредоточила на ней всю огневую мощь. Ядра, гранаты и

бомбы градом сыпались на орудийные казематы. Но отважные русские комендоры

не покидали своих боевых постов. Под ураганным огнём они не ослабляли

ответных ударов. Получив ряд новых повреждений, корабли союзников вновь

вынуждены были отойти и вести огонь из дальнобойных орудий.

В ночь на 2 марта 1855 года противник прекратил бомбардировку и занялся

ремонтом судов. С эскадры доносился стук топоров и были видны на палубе

горящие огни. В туже ночь один пароход из эскадры ушёл в море, а утром 2

марта покинули бухту ещё два парохода. Оставшиеся пароходы около полудня

сделав несколько выстрелов по Новороссийску, прекратили бомбардировку. 3

марта, окончив исправления пароходы покинули Цемесскую бухту, при чём один

из пароходов, у которого русские снаряды разрушили машинное отделение,

потеряв способность двигаться был взят на буксир.

Так бесславно закончился англо-французский поход под стены

Новороссийской крепости. Генерал Дебу докладывал адмиралу Серебрякову:

«Неприятель при ожесточённой канонаде не мог заставить замолчать своими 67

орудиями огромных калибров наши 18- и 12-фунтовые пушки и три мортиры,

против него державшиеся. Он успел подбить только винт у 18-фунтовой пушки,

другую такого же калибра разорвало от частых выстрелов… Во всё время

бомбардировки Новороссийска я видел отличный дух в войсках его гарнизона».

Поражение эскадры союзников под Новороссийском было весьма неприятной

неожиданностью для англо-французского командования, и Дебу был совершенно

прав, указывая, что защитники Новороссийска, приняв бой с неизмеримо

наименьшими силами, «нанесли посильные повреждения неприятелю, мечтавшему,

как было сведения, что одной пароходной батареи достаточно для завладения

Новороссийском и так неожиданно в том разуверившихся».

Весть об успешном отражении атаки вражеского флота на Новороссийск

дошла до Петербурга и произвела большое впечатление. Царь повелел наградить

рядовых участников сражения по одному рублю, а 6 офицеров и 23 солдата за

боевые заслуги получили ордена и медали.

Падение Севастополя после беспримерной 11-месячной обороны в августе

1855 года поставило под угрозу полного уничтожения Новороссийскую крепость

и всю Черноморскую береговую линию. В конце года военный совет в составе

генерал-лейтенанта Хомутова, вице-адмирала Серебрякова, генерал-лейтенанта

Козловского, генерал-майора Лобко и полковников генерального штаба

Стишинского и Дурова принял решение о снятии Анапского и Новороссийского

укреплений.

Главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом М.С. Воронцов в письме

от 29 декабря 1855 года на имя военного министра сообщал, что с 1 января

1856 года штаб Черноморской береговой линии упраздняется, а вице- адмирал

Л.М. Серебряков направляется в распоряжение морского министерства.

Так закончилась многолетняя и плодотворная деятельность главного

строителя Новороссийска на Кавказе. В 1856 году Л.М. Серебряков стал полным

адмиралом и членом Адмиралтейств-совета, но душа его по-прежнему была верна

Новороссийскому и Черноморскому побережью Кавказа. Сразу же после окончания

Крымской войны он утверждал, что Новороссийск должен быть восстановлен как

город и торговый порт.

Умер Л.М. Серебряков в 1862 году в Петербурге и был похоронен на своей

родине в Карасубазаре. В мае 1955 года останки Л.М. Серебрякова были

торжественно перенесены на Братское кладбище в Севастополе и захоронены

рядом с могилой его сына.

Сегодня одна из красивейших улиц города-героя – набережная носит имя

адмирала Л.М. Серебрякова.

Втрое рождение.

Несмотря на жёсткие условия мирного договора 1856 года, запретившего

России иметь крепости и флот на Чёрном море, в 1858 году на месте развалин

Новороссийска было построено новое военное укрепление, получившее название

Константиновское. В 1862 году на его переднем крае выросла казачья станица

Новороссийская, которая продолжала существовать отдельно от города, причём

она превышала его по своему народонаселению. В последующие годы 12 казачьих

станиц расположились на участке побережья от Новороссийска до Туапсе.

10 марта 1866 года царское правительство утвердило положение об

административно-территориальном управлении Северо-Восточным побережьем

Чёрного моря. Оно было объявлено Черноморским округом с центром в городе

Новороссийске. Вторым городом округа стала Анапа. Торжественное открытие

города Новороссийска на месте Константиновского укрепления состоялось 27

сентября 1866 года.

Первым начальником Черноморского округа в январе 1867 года был назначен

начальник штаба кубанского казачьего войска полковник Дмитрий Васильевич

Пиленко (1830-1895). Ему принадлежит важная организаторская роль в освоении

и заселении нового российского края, развитии многих отраслей хозяйства. С

его именем связано также планирование и застройка городов Новороссийска и

Анапы.

Некоторое время царское правительство уделяло городу внимание. Центр

стал интенсивно застраиваться зданиями военного ведомства, торговыми и

жилыми домами. В 1869 году резко возросло число жителей, во-первых, за счёт

переселенцев из западных губерний России, которые каждое воскресенье

прибывали в Новороссийск из Одессы на колёсных пароходах русского общества

пароходства и торговли (РОПИТ), и, во-вторых, за счёт упразднения станицы

Новороссийской. Её жители были исключены из казачьего сословия и причислены

к городскому населению.

В начале 70-х годов в поток русских переселенцев влились турецкие

греки, армяне и даже чехи. Они создавали вокруг города свои посёлки: греки

и армяне – Мефодиевку, чехи – Чеховку. В Цемдолине выросли деревни

Глебовка, Владимировка, посёлок Гайдук, названный в честь агронома Ф.И.

Гайдука, занимавшегося землеустройством в долине реки Цемес.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.