бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

1) Карл XII

2) Суворов

3) Радищев

в) Московский университет был основан в царствование:

1) Елизаветы Петровны

2) Петра III

3)Екатерины II

г) Раздел польского государства произошел в годы правления:

1) Павла I

2) Петра I

3)Екатерины II

д) Под чьим именем выступал Емельян Пугачев:

1) царевича Дмитрия

2) Петра III

1) Павла I

е) Крым вошел в состав России в годы правления:

1) Елизаветы Петровны

2) Петра III

3)Екатерины II

ж) Последний дворцовый переворот в XVIII в. произошел:

1) в 1741 г.

2) в 1762 г.

3) в 1796 г.

3. Исправьте ошибку:

1. Годы правления Анны Иоанновны - 1731-1741 гг.

2. Гетманство на Украине было ликвидировано - в 1762 г.

3. Годы правления Павла I - 1796-1800 гг.

4. Крым вошел в состав России - в 1793 г.

5. Воцарение Елизаветы Петровны - в 1751 г.

6. Учреждение Академии наук - 1724 г.

7. Основание Московского университета - 1745 г.

4. Работа с первоисточниками:

Задание №1: Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

выявила неспособность местной администрации предотвратить разрастание

крестьянских волнений и угрозу новой крестьянской войны. 7 ноября 1775 г.

было обнародовано “Учреждение для управления губерний”. Прочитайте и

поясните приводимый ниже отрывок из названного документа. ( Текст

приводится по изданию “Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до

1861 г.” М., 1987, С.283-284).

Учреждение о губерниях. 1775 г.

Глава 1. Примерный штат губерний

1. Дабы губерния, или наместничество, порядочно могла быть управляема,

полагается в оной от 300 до 400.000 душ.

2. Для управления же губернии или наместничества полагается

(главнокомандующий в отсутствии императорского величества) государя

наместник или генерал-губернатор.

3. В губернии или наместничестве учреждается правитель наместничества

или губернатор.

4. В губернии учреждается правление наместническое или губернское.

16. Наместничества (губернии) и области разделяются на уезды или

округа.

17. В уезде или округе считается от 20 до 30.000 душ...

Глава XIX. О городничем и его должности.

253. В каждом уездном городе, где нет коменданта, определяется

городничий...

255. Городничему надлежит отправлять должность свою с непоколебимою

верностию и ревностию к службе, ... без ослабления во всех делах, с

непрестанным бдением, дабы установленный порядок всеми и каждым в городе

сохранен был в целости.

256. ... Городничему поручается и подписывается бдение, дабы никто, в

противность подданического долга и послушания, в городе ничего не

предпринял и не учинил. Буде же паче чаяния где окажется сему противное

предприятие, то городничий не только в том уведомить долженствует

губернское правление и (главнокомандующего или правителя губернии), но

имеет до того не допустить и смирить, по мере данной ему власти, нарушителя

общего, частного и собственного своего покоя и блаженства, в чем всякий

верный и.в. подданный обязан, по мере власти, силы и возможности своей,

помогать городничему.

257. Штатные команды, кои в городах находятся при разных караулах

присутственных мест, или при должностях, суть в команде городничего ,

который в случае опасности... оные собрать и употребить может для

предохранения общего блага от опасности; почему городничему надлежит за

исправным состоянием той штатной команды прилежное смотрение иметь...

264. Буде в городе окажется ослушание от целого общества, то

городничий о сем уведомит (губернское правление и главнокомандующего или

правителя губернии) наместническое правление и генерал-губернатора или

правителя наместничества, а между тем приложит старание ослушных привести в

послушание, по мере данной ему власти...

Задание №2. В 1785 г. была издана “Жалованная грамота городам”.

Прочитайте и прокомментируйте приводимый ниже отрывок из данного документа.

(Текст приводится по изданию “Хрестоматия по истории СССР с древнейших

времен до 1861 г.” М., 1987, С.286-287).

Жалованная грамота городам. 1785 г.

А. Городовое положение

4. В городе живущим сохраняется и охраняется собственность и владение,

что кому по справедливости и законно принадлежит, как движимое, так и

недвижимое.

7. Власть имеющие места, или лица, да и не налагают на город новых

податей, или служб, или тягостей; и буде от города кто-либо требовать будет

в противность узаконению, или что городу трудно или тягостно, то Городовой

магистрат о том жалобу приносить Губернскому магистрату, равномерно

доносить и Сенату, которому не налагать податей, или служб или тягостей без

подписания руки императорского величества...

28. Городу иметь герб, учрежденный рукою императорского величества...

Е. О гильдиях и о гильдейских выгодах вообще.

92. Дозволяется всякому, какого бы ни был пола, или лет, или рода, или

поколения, или семьи, состояния, или торга, или промысла, или рукоделия,

или ремесла, кто за собою объявит капитал выше 1000 рублей до 50.000

рублей, записаться в гильдию...

99. Записавшимся в гильдии подтверждается дозволение при рекрутском

наборе или наряде работников, вместо наличного рекрута или работника

платить поскольку указом подписано (есть или будет), располагая деньги по

числу душ, с которого набор или наряд в тот год назначен. Буде же кто

записавшийся в гильдии добровольно сам пойдет или сына запишет в военную

службу, то оное не запрещается...

102. В первую гильдию вписать всякого пола и лет, кто объявит капитал

выше 10.000 и до 50.000 рублей.

104. Первой гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется, производить

всякие внутри и вне империи торги, товары выписывать и отпускать за море,

оные продавать; выменивать и покупать оптом или подробно, на основании

законов.

105. Первой гильдии не запрещается иметь или заводить фабрики, заводы

и морские всякие суда.

107. Первая гильдия освобождается от телесного наказания...

108. Во вторую гильдию вписать всякого пола и лет, кто объявит капитал

выше 1000 рублей и до 5000 рублей...

О выгодах цеховых

120. В цехи и ремесленные управы вписать всякого, кто в городе ремесло

или рукоделие производить желает, и кого по городовому положению в

мещанское общество причесть можно.

212. Дозволяется цеховым объявлять за собой капиталы, и каждый по

такому капиталу, счисляяся в гильдии, платя с оного, пользуется теми

выгодами, кои каждой гильдии присвоены...

О городской общей думе и о городской пригласной думе.

156. Городовым обывателям дозволяется составить общую городскую думу.

157. Городскую общую думу составляют городской голова и гласные от

настоящих обывателей, от гильдий, от цехов, иногородних и иностранных

гостей, от именитых граждан и от посадских. Каждое из сиих разделений имеет

один голос в обществе градском...

164. Общая городская дума избирает шестигласную городскую думу из

своих гласных...

167. Городской думе предлежат попечения: 1) Доставить жителям города

нужное пособие к их прокормлению, или содержанию. 2) Сохранять город от

ссор и тяжб с окрестными городами, или селениями. 3) Сохранять между

жителями мир, тишину и доброе согласие. 4) Возбранять все что доброму

порядку и благополучию противно, оставляя однако же относящееся к части

полицейской исполнять местам и людям, для того установленным...

Тема VI. Кризис феодально крепостнической системы в первой половине

XIX века.

В первой половине XIX в. Россия вступает в полосу кризиса феодальной

системы. Развитие кризисных явлений в конечном счете привело к отмене

крепостного права, к серии буржуазных реформ. Изучение многообразия

проявлений кризиса феодальной системы важно для понимания особенностей

цивилизационного развития России, специфики ее социально-экономической и

политической структуры.

В процессе работы над литературой, первоисточниками, лекционным

материалом обратите внимание на следующие наиболее важные проблемы,

сформулируйте собственную точку зрения, обоснуйте ее конкретными фактами.

1. Понятие кризиса феодально-крепостнической системы.

Одной из ключевых проблем является уяснение самого понятия “кризиса”.

Что такое кризис системы? Каковы его истоки, причины? Почему в России

кризис феодальной системы наступил значительно позднее, чем в странах

Западной Европы? В поисках ответов на эти вопросы следует обратить внимание

на то, что источником существования государств, народов является окружающая

их природная среда, которую они активно осваивают. По мере исчерпания

возможностей природы к естественному восстановлению в человеческом обществе

возникают признаки хозяйственного и экономического кризиса, постепенно

перерастающие в общий кризис системы. В понятие “кризис системы” входит

совокупность хозяйственного, экономического, социального, политического и

культурно-идеологического кризисов. Общий кризис может быть ускорен

давлением извне со стороны других государств в техническом плане более

сильных. В XIX веке экстенсивная система земледелия в России, являвшаяся

основой феодальной экономики, еще не исчерпала до конца своих возможностей.

Развитие кризисных явлений, отмена крепостного права и буржуазные реформы

были в значительной степени ускорены экспансией со стороны технически более

развитых стран (Англия, Франция), что наглядно проявилось в ходе Крымской

войны.

2. Основные признаки и проявления кризиса феодально-крепостнической

системы.

Подготовка к ответу на данный вопрос требует основательного изучения

фактического материала. Кризис феодальной системы - это не только

разложение устаревших хозяйственных, политических форм, структур,

разрушение идеологических и духовных основ существующего строя, но и

зарождение нового в экономике, политике, идеологии, культуре. Какие новые

явления наблюдались в экономической жизни России в первой половине XIX

века? Что означает разложение натурального хозяйства, общинного строя? Что

такое промышленный переворот? К каким социальным последствиям он ведет? Как

протекал в России процесс зарождения буржуазии и наемных рабочих? Какие

реформы Александра I и Николая I можно рассматривать как проявление

кризиса феодальной системы и почему?

Распространение в России западных идей, разрушающих духовные устои

феодальной системы (носителями их были декабристы, позже - западники) также

можно рассматривать как проявление кризиса. Объясните, в чем вы видите

разрушительный характер западной идеологии?

3. Внешняя политика России в первой половине XIX века.

При изучении фактического материала выделите главные направления

внешней политики России. Стержнем европейского направления внешней политики

России были в начале XIX века российско-французские противоречия,

вызванные растущей агрессивностью наполеоновской Франции. В последовавшие

за поражением Наполеона годы Россия с ее сильнейшей в мире армией

выступала в Европе оплотом монархического строя в условиях нарастания

антифеодальных революционных движений. Во второй четверти XIX века

центральное место во внешней политике России занял восточный вопрос,

связанный с ослаблением Османской империи и стремлением России в этих

условиях добиться наиболее выгодного режима черноморских проливов,

укрепления своего влияния на Балканах и освобождения православных

государств от османского ига. Подумайте, что послужило причиной, а что

поводом к Крымской войне? На какие два этапа можно разделить военные

действия? Каковы ее важнейшие итоги?

Задания для самоконтроля

1. Проблемные вопросы.

а) Почему кризис феодально-крепостнической системы в России наступил

значительно позже, чем в странах Западной Европы?

б) Что лежит в основе возникновения кризисных явлений в феодально-

крепостнической системе?

в) Почему Александр I и Николай I не решились пойти на отмену

крепостного права?

г) В чем главные отличия конституционного проекта Муравьева от

“Русской правды” Пестеля?

д) Что означает принцип разделения властей, предложенный Сперанским в

его проекте преобразования органов государственной власти в России?

е) Что такое “Тарутинский маневр”, задуманный Кутузовым в ходе

Отечественной войны 1812 года?

ж) Почему некоторые историки называют Николая I русофилом?

з) Каким образом революционное движение в Европе в первой половине XIX

века влияло на характер внешней политики России и международные отношения в

целом?

2. Тесты для самоконтроля:

а) Какой административный орган Российской империи был высшей судебной

инстанцией?

1) Сенат

2) юстиц-коллегия

3) министерство юстиции

б) Кто был наставником Александра I до его вступления на престол?

1) А.А. Аракчеев

2) Ф.С.Лагарп

3) М.М.Сперанский

в) Какой строй должен был установиться в России по проекту

П.И.Пестеля?

1) конституционная монархия

2) демократическая республика

3) самодержавная монархия

г) Какую форму правления должна была принять Россия по проекту

Н.Муравьева?

1) демократическая республика

2) самодержавная монархия

3) конституционная монархия

д) Каковы были планы Наполеона осенью 1812 г.?

1) отступать по Владимирской

дороге

2) отступать через Смоленск

3) отступать через Калугу и

Тулу

е) В каком году был издан указ о вольных хлебопашцах?

1) 1801

2) 1803

3) 1812

ж) Какой полк пришел первым на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года?

1) Московский

2) Преображенский

3) Семеновский

з) Каких крестьян касалась реформа, проведенная П.Д.Киселевым?

1) частновладельческих

2) государственных

3) крестьян западных губерний

и) Кто осуществил кодификацию русского законодательства в 1830-е годы?

1) М.М.Сперанский

2) В.П.Кочубей

3) А.Х.Бенкендорф

3. Проверьте знание карты.

а) Найдите на карте и покажите территории, присоединенные к

Российской империи в первой половине XIX века (Грузия, Финляндия, Аландские

острова, Эриванское и Нахичеванское ханства, Бессарабия и др.) В результате

каких войн были присоединены эти территории?

4. Работа с первоисточниками

Прочтите приводимые отрывки из “Философических писем” П.Я.Чаадаева и

“О том же” К.С.Аксакова. Чем отличаются их взгляды на характер и

особенности русской истории, русского народа? (Тексты приводятся по

изданию: В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия

по истории Российской общественной мысли XIX и XX веков. Часть 1. М.,

1994).

П.Я.Чаадаев

Философические письма

(1828-1831)

“...Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные

личности. Их воспитывают века, как людей - годы. Про нас можно сказать,

что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из

них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а

существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. ...Силлогизм

Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем

легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как

бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу. ...В наших головах нет

решительно ничего общего, все там обособленно и все там шатко и неполно. Я

нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное,

холодное, неуверенное, напоминающее обличие народов, стоящих на самых

низших ступенях социальной лестницы. .....Одинокие в мире, мы миру ничего

не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению

вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы

исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального

существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни

одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни

одна великая истина не была выдвинута из нашей среды ..... Чтобы заставить

себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера.

Когда-то великий человек вздумал нас цивилизовать и для того, чтобы

приохотить нас к просвещению, кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ,

но к просвещению не прикоснулись... В крови у нас есть что-то такое, что

отвергает настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем

лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам,

которые поймут его: пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в

порядке разумного существования...”

К.С.Аксаков

О том же.

(предположительно 1850)

“Россия - земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские

государства и страны....

Как занимателен и важен самобытный путь России до совершения ее (хотя

отчасти) на путь Западный и до подражания Западу!... История нашей родной

земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь-то, в

самом начале, разделяются эти пути Русский и Западно-Европейский до той

минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает

страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к Западной...

Все Европейские государства основаны завоеванием. Вражда есть начало

их. Власть явилась там неприязненной и вооруженной и насильственно

утвердилась у покоренных народов.... Русское государство, напротив, было

основано не завоеванием, а добровольным призыванием власти..... Таким

образом, рабское чувство покоренного легло в основании Западного

государства; свободное чувство разумного и добровольного призвавшего власть

легло в основание государства Русского.

Итак, в основании государства Западного: насилие, рабство и вражда. В

основании государства Русского: добровольность, свобода и мир. Эти начала

составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и

определяют историю той и другой.

Пути совершенно разные... до такой степени, что никогда не могут

сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих

воззрениях... Пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для

человечества присоединился к ним: вопрос Веры. Благодать сошла на Русь.

Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма...

если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, и ложный

путь Веры, - первый Руси, второй - Западу.”

Тема VII. Буржуазные реформы 60-70х гг. XIX в.

При изучении данной темы важно уяснить, что вторая половина XIX века

является одним из переломных периодов царствования Александра II, она

создала условия для экономического взлета конца столетия. Отмена

крепостного права, реформы в экономической сфере потребовали также перемен

в общественно-политической жизни страны. Такие перемены были достигнуты

благодаря земской, судебной, городской и военной реформам. Отмена

крепостного права ограничила позиции дворянства в экономике, городская и

земская реформы ограничили права дворян в управлении на местах и

соответственно расширили доступ буржуазии к местному самоуправлению ,

введение принципа всеобщей воинской повинности уравняло сословия в правах

при формировании воинского контингента, а судебная реформа была наиболее

демократична, так как в судопроизводство были введены наиболее

демократичные принципы, такие как соревнование обвинения и защиты в ходе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.