бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Униатство. Брестская церковная уния 1596 года

Униатство. Брестская церковная уния 1596 года

Содержание.

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………2

2. Начало государственно-церковного соперничества

между Вильней и Москвой…………………………………………………………………………2

3. Униатская деятельность великих князей……………………………………4

4. Идея веротерпимости, как альтернатива идеи унии…………7

5. Возрождение идеи церковной унии во второй

половине XVI века…………………………………………………………………………………………8

6. Коренной перелом в государственной политике:

курс на локальную церковную унию…………………………………………………11

7. Первая волна антиуниатского протеста. Союз

православных с протестантами…………………………………………………………14

8. Королевский универсал от 24 сентября 1595 года.

Миссия в Рим……………………………………………………………………………………………………15

9. Брестская церковная уния: униатский и

православный соборы…………………………………………………………………………………16

10. Антиуниатский протест……………………………………………………………………………17

11. Итоги Брестского варианта церковной унии…………………………19

12. Судьба униатской церкви (XVII-XX века)………………………………19

13. Заключение…………………………………………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………………………………………22

Часть 1. Введение

История униатского религиозно-церковного движения в восточно-

европейском регионе – научная проблема, над решением которой работали,

работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с рядом

актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с

вопросом специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни

Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития

национальной культуры и др. Церковной унии, и Брестской унии в частности,

посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные,

диаметрально противоположные оценки этого исторического события.

Как правильно отмечают современные исследователи, уния – явление

противоречивое и неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать полярно: или

со знаком “минус” или со знаком “плюс”. Рассматривать церковную унию

необходимо в ее динамике, историческом развитии, как событие, прямо или

косвенно связанное со сложной социальной, государственной, духовно-

культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная с

возникновения Великого Княжества Литовского и до наших дней.

Часть 2. Начало государственно-церковного

соперничества между Вильней и Москвой.

Уже первые великие киевские князья понимали, что независимая церковь

укрепляет суверенитет государства. Поэтому на митрополитский престол они

стремились посадить не назначенного из Константинополя грека, а своего –

киевского, смоленского, полоцкого – священника. Позже к этому же стремились

великие князья литовские и московские. Как известно, первым митрополитом-

славянином был Илларион (1051), один из наиболее образованных людей своего

времени, автор знаменитого “Слова пра Закон i Боскую ласку”. Другим

широкоизвестным местным митрополитом был Климент Смолятич (1147), “книжник

и филисоф, какого на русской земле еще не было”. Характерно, что Климента,

как выразителя западноправославной церковной автономии, поддерживал великий

киевский князь Изяслав, в то время как против его кандидатуры выступил

владимиро-суздальский князь, основатель Москвы Юрий Долгорукий. Борьба,

которая развернулась около кандидатуры Климента Смолятича,

свидетельствовала о возникновении противоречий в организационно-церковной

ориентации западной и восточной частей Киевской Руси.

Первую попытку создать отдельную митрополию на восточных землях

Киевской Руси предпринял суздальский князь Андрей Боголюбский (1155). Он

объявил епископом Ростовским и Суздальским попа Федора, однако

константинопольский патриарх не признал новой митрополии. Постепенно Северо-

Восточная Русь начинает считать себя отличной от Руси Юго-Западной, а

Суздаль, Владимир, Ростов Великий, а потом и Москва начинают

противоаоставлять себя Киеву. Ярким свидетельством этого является поход

Андрея Богословского на Киев в 1171 году, в результате чего “мать городов

русских” подверглась страшному разграблению, причем особенно пострадали

церкви и монастыри.

В результате распада Киевской Руси после татаро-монгольского

нашествия обозначились три центра, претендующие на государственную

гегемонию: юго-западный (Галич, Владимир-Волынский, Львов), северо-западный

(Новогрудок, Вильня, Полоцк) и северо-восточный (Владимир, Суздаль, Тверь,

Москва). Если северо-восточные княжества в своей политической деятельности

опирались главным образом на татаро-монгольских ханов, то северо-западные и

юго-западные земли бывшей Киевской Руси ориентировались на поддержку

западных стран и западной церкви. Все это не могло не повлиять на

менталитет восточного и западного православия. Между тем Киев стал очень

опасным для православных митрополитов, и в 1300 г. после очередного

разграбления Киева татаро-монголами киевский митрополит переносит свою

резиденцию во Владимир.

В начале XIV века происходит возвышение московского князя, которого

поддержала православная церковь. В результате политической ошибки тверского

князя Михаила Ярославовича (он не признал митрополита Петра, назначенного

Константинополем) Петр стал ярым сторонником Юрия, и чаще жил в Москве, чем

во Владимире. В 1355 году решением константинопольского патриаршего синода

резиденция киевских митрополитов была перенесена во Владимир, фактически же

митрополит жил в Москве.

Проблема автономии западноправославной церкви была очень важной в

политической деятельности великих князей литовских. Около 1320 года великий

князь Гедемин добился открытия новой митрополии с центром в Новогрудке, в

которую входили Полоцкая и Туровская епархии. Однако в результате усилий

московского митрополита она скоро была закрыта.

Великий князь Альгерд приложил значительные усилия, чтобы переместить

духовно-административный центр восточнославянского православия в ВКЛ. В

1354 году он попробовал посадить на митрополию в Киеве своего свояка

Романа. Его соперником выступил московский ставленник Алексий. В конце

концов Константинополем было принято компромиссное решение: Алексий стал

митрополитом, а под власть Романа кроме Полоцкой и Туровской епархий

оддавались Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Галицкая и Перемышльская.

После присоединения к ВКЛ Чернигова и Брянска Роман стал и брянским

епископом.

В 1373 году в ВКЛ появился посланец константинопольского патриарха

иеромонах Киприан Цамблак. Он вошел в доверие к Альгерду и с согласия

Константинополя был поставлен митрополитом "киевским, галицким и всея Руси“

(1375). Москва категорически отвергла его в этом качестве. В 1378 году,

после смерти московского митрополита Алексия, Киприан приехал в Москву с

целью объединить церкви ВКЛ и Великого княжества Московского, но по приказу

Дмитрия Ивановича был арестован и выслан за пределы Московии. Вскоре

Киприан Цамблак помирился с московским князем и стал московским

митрополитом.

Часть 3. Униатская деятельность великих князей.

Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее

заключения (1385) происходит массовое крещение литовцев и котоличество, как

и православие, становится государственным вероисповеданием. Несмотря на это

православная церковь остается в ВКЛ довольно влиятельным церковно-

идеологическим и социально-политическим институтом, за которым стояло

значительное большинство представителей разных сословий и простого народа.

Мощной поддержкой православного вероисповедания в ВКЛ являлась доминирующая

роль культуры славянского этноса, государственное положение белорусского

языка.

Понятно, что своим компаньоном западное православие всегда считало

православие восточное. Но естественные религиозно-церковные связи между

этими ветвями одной веры разрушались государственными интересами и

возрастающим политическим соперничеством между ВКЛ и Московским

государством. Положение православия начало резко ухудшаться после

Городельского постановления 1413 года, согласно которому на высокие

государственные должности в ВКЛ назначались только лица римско-

котолического вероисповедания. Вместе с тем великие князья понимали, что

бирелигиозность основного населения ВКЛ таит в себе определенную социально-

политическую опасность. В этой связи возникновение идеи унии было

естественным явлением. Когда в 1396 году Вильню посетил московский

митрополит Киприан Цамблак, между ним и Ягайло произошел разговор о

необходимости унии между православной и римско-католической церквями.

Король и митрополит обратились к константинопольскому патриарху, который

поддержал эту идею, но отметил, что реализацию ее надо отложить в связи с

войной против турок.

Церковная политика Витовта, как и других великих князей, вытекала из

его общегосударственной деятельности. Стремление к церковной автономии и

унии являлось частью его внутренней и внешней политики, его противостояния

и борьбы за гегемонию с Московским государством. Еще до Грюнвальда Витовт

обратился к константинопольскому патриарху с просьбой назначить

митрополитом “всея Руси” полоцкого епископа Феодосия и резиденцией его

сделать Киев. Однако византийский император и патриарх поддержали Москву, и

митрополитом был поставлен грек Фотий.

В начале 1414 г. произошла встреча белорусско-украинских епископов,

которые обратились к великому князю с жалобой на митрополита Фотия, в

результате чего Витовт отказался от последнего и выдвинул на митрополитский

престол своего кандидата – Григория Цамблака, племянника бывшего

митрополита Киприана, выдающегося церковного и культурного деятеля западных

славян. Осенью 1414 года на соборе православных церковных иерархов ВКЛ,

созванном по инициативе Витовта, Григорий Цамблак был избран митрополитом.

Он направился в Константинополь для утверждения патриархом, но его опередил

московский ставленник Фотий.

В начале 1415 года Витовт снова созывает собор, на котором убеждает

белорусских и украинских епископов без санкции патриарха поставить Цамблака

на митрополию. 15 ноября 1415 года на соборе в Новогрудке это было сделано.

Епископы объявили об отречении от московского митрополита. Патриарх и Фотий

предали Цамблака анафеме.

В 1418 году во главе большой делегации Григорий Цамблак направился в

Констанцу, кде должен был произойти XVI Вселенский собор католической

церкви. Цель визита была обозначена заранее с Ягайло и Витовтом: добиться

более-менее тесного союза между католической и православной церковью. В

своих двух выступлениях на соборе Цамблак призывал к восстановлению былого

единства христианства. Он предлагал созвать специальный собор о вере и в

свободной дискуссии, руководствуясь взаимной терпимостью, решить все

спорные вопросы. Итогом должен был стать равноправный союз между

католической и православной церковью. По мнению исследователей, Цамблак

являлся первым автором гуманистической модели церковно-религиозного

согласия, унии католичества и православия в общехристианском масштабе. Но

план Цамблака не был принят ни Папой, ни большинством православных

епископов. Он вернулся в Вильню и, по некоторым сведениям, умер в 1419

году.

Есть данные о контактах с Римом относительно унии в 1434 году

великого князя Свидригайло Альгердовича и православного смоленского

епископа Герасима.

В годы великого княжения Казимира Ягайловича (1447-1482) была

предпринята новая, довольно удачная попытка создания православной

автокефалии. В 1458 году Казимир дал согласие на основание отдельной

православной митрополии для ВКЛ. Номинальным митрополитом стал Исидор. А

поскольку он был очень стар, то остался в Риме, а управлять белорусско-

украинской церковью прислал своего ученика Григория, который через

некоторое время был посвящен в сан митрополита. Как считает А.В.Карташев,

именно “отсюда начинается особая история западнорусской церкви, и от

Григория ведет свое начало ряд независимых от Москвы западнорусских

митрополитов”.

После смерти Григория (1473) белорусско-украинским митрополитом стал

смоленский епископ Мисаил (1475-1480), который являлся сторонником унии.

Мисаила активно поддерживали две наиболее влиятельные православные

организации ВКЛ: Киево-Печерская лавра и Виленский Свято-Троицкий

монастырь, а также определенное количество знатных православных светских

лиц, которые были в родстве с католическими фамилиями. От их имени Папе

Сиксту IV в 1476 году была направлена письменная просьба о целесообразности

и необходимости объединения церквей.

С 1480 года в ВКЛ установилась довольно демократичная процедура

назначения православных митрополитов: с согласия великого князя они

вывыбирались собором, а патриаршее посвящение получали на месте от

патриаршего экзарха. Это уже был явный шаг к автокефалии. Белорусско-

украинские митрополиты жили главным образом в Вильне, но формально их

резиденцией считалась Киево-Печерская лавра. В конце XV века снова была

проведена попытка реализации униатской идеи, инициатором которой выступил

белорусско-украинский митрополит, смоленский епископ Иосиф (1497-1501). Он

вступил в контакт с римским Папой Александром VI. При этом римско-

католическая сторона определяет ряд догматических отличий, которые

препятствуют объединению. Православные:

1) не признают, что Святой Дух исходит и от Сына;

2) причащаются квасным хлебом;

3) используют не только виноградное, но и ягодное вино;

4) причащают всех, даже младенцев;

5) не признают чистилища;

6) не признают первенства римского Папы.

Часть 4. Идея веротерпимости, как альтернатива идеи унии.

В Московском государстве веками складывалась великодержавная

идеология. Она определяла историческую практику России, внутреннюю и

внешнюю политику, в том числе и отношения с ВКЛ. Ее основанием были

следующие положения:

1) самодержавие является единственной оптимальной политической

системой власти;

2) русский царь является единственным властителем “всея Великия,

Малыя и Белыя Руси”;

3) русское православие является единственной правдивой религией.

Менталитет белорусско-литовско-украинского общества значительно

отличался от менталитета общества московского. Его основой являлась

либеральная идея в ее первоначальной форме, а именно признание

конституционной монархии в качестве оптимальной политической системы

власти. Другой характерной чертой менталитета населения ВКЛ являлся

плюрализм религиозно-церковной жизни, который принуждал светскую власть

проводить политику относительной веротерпимости.

Несмотря на сложную международную обстановку и войны в XV – первой

половине XVI века в ВКЛ происходит определенная стабилизация внутренней

социально-политической, религиозно-церковной и духовно-культурной жизни.

Возникает ряд правовых актов, привилеев, которые уравнивают в правах

православных и католиков, постепенно устанавливают в стране атмосферу

религиозной толерантности. Значительно улучшается положение православия при

великом князе Жигимонте I (1506-1548), что в первую очередь связано с

именем белорусско-украинского митрополита Иосифа II Солтана. По его

инициативе на Виленском церковном соборе (1509) были приняты решения,

которые укрепляливласть митрополита над епископами и священников над

мирянами. Солтан добился отмены постановления, которое запрещало

православным строить новые церкви и восстанавливать старые. За годы

княжения Жигимонта I значительно увеличилось количество православных

монастырей (с 30 до 50). Количество православных церквей в Вильне

увеличилось до 20, в Пинске – до 12, в Полоцке – до 7, в Гродно – до 6.

Но доминирующим принцип религиозной толерантности становится во время

правления великого князя и короля Жигимонта II Августа (1544-1572). Важную

роль в установлении этого принципа в общественной жизни ВКЛ сыграло

реформационно-гуманистическое движение, которое охватило не только

католическое, но и православное население ВКЛ, в первую очередь магнатов и

шляхту. Он склонил короля издать ряд указов, которые закрепили принцип

веротерпимости в качестве правовой нормы. Так, на сейме в Вильне (1563)

Жигимонт II издал свой знаменитый декрет, который устанавливал равенство

православной и католической шляхты. Сейм в Гродно (1568) подтвердил этот

акт. Уже после смерти короля была принята Варшавская конфедерация (1573),

которая провозглашала равенство всех христианских вероисповеданий ВКЛ –

православного, католического и протестантского – и как юридическая норма

была закреплена в Статуте ВКЛ 1588 года.

Этот относительно короткий промежуток времени в общественной жизни

ВКЛ белорусский писатель конца XVI – начала XVII века Федор Евлашевский

назвал “золотым веком”. Именно “золотой век”, век относительной религиозной

свободы и общественного равновесия, предложил нации в качестве альтернативы

униатской модели религиозно-церковной жизни модель гуманистическую,

либерально-демократическую, основой которой должна стать религиозная

толерантность, интеллектуальная свобода, отказ от духовного, в том числе и

религиозного, принуждения.

И великой трагедией для белорусско-украинского народа был отказ от

этой либеральной модели и обращение к другой, унитарной модели религиозно-

интеллектуальной жизни. С ней не могла согласиться ни большая часть

православного населения Речи Посполитой, ни православная Россия. Структура

религиозно-церковной жизни ВКЛ органично требовала другой модели, и

политика религиозно-церковной унизации неизбежно должна была вызвать мощный

конфликт, что и произошло.

Часть 5. Возрождение идеи церковной унии

во второй половине XVI в.

Новая жизнь, которую приобрела идея церковной унии во второй половине

XVI века связана с рядом факторов геополитического, духовно-культурного и

религиозно-церковного характера. Одним из них была возрастающая угроза

независимости ВКЛ, которая исходила со стороны Московского государства. В

результате ВКЛ было вынуждено пойти на более тесную интеграцию с Польшей.

Политическим проявлением этой интеграции стала Люблинская уния 1569 года,

по которой ВКЛ и Польша объединялись в одно федеративное государство.

Церковная уния рассматривалась как логичное продолжение интеграционной

политики.

Тем не менее возникает вопрос: почему идею церковной унии поддержали

почти все православные епископы, многие священники среднего звена, многие

выдающиеся православные церковные и культурные деятели, белорусские паны и

шляхта, которые раньше поддерживали Реформацию? Наконец, почему

правительство Речи Посполитой, значительная часть правительственных лиц

ВКЛ, и в их числе канцлер Лев Сапега, переориентировались с идеи религиозно-

церковного плюрализма на идею унии? Ведь именно эта идея показала свою

жизнеспособность в условиях ВКЛ. Некоторое время она даже являлась основой

государственной религиозно-церковной политики, что зафиксировано в Статуте

1588 года. Политика веротерпимости принесла довольно позитивные результаты,

она создала условия, которые способствовали поддержке общественного

согласия, развитию духовной культуры, ослаблению социально-религиозного

напряжения. Тогда почему?

В первую очередь надо отметить, что идея религиозного согласия через

унию, несмотря на то, что в течение многих веков она так и не смогла

реализоваться, продолжала оставаться “голубой мечтой”, очень

привлекательной идеей для многих искренне верующих христиан, в том числе

белорусов и украинцев. Менталитет населения ВКЛ был запрограмирован на

согласие, а не на конфронтацию. Многие образованные белорусские и

украинские общественные и государственные деятели, священники, писатели,

купцы, ремесленники жили иллюзией унии, верили в возможность достижения в

ВКЛ, Речи Посполитой, вообще во всем христианском мире церковного согласия,

конфессионального мира методом простого соединения православия и

католичества. Для этого, считали они, надо сделать усилие, подняться выше

своих религиозно-догматических амбиций, пойти на компромисс, тем более, что

оба вероисповедания – христианские. К тому же значительная часть

православных белорусских и украинских панов и шляхты, и даже мещан, была

породнена с католическими семьями. Яркий пример: глава православной

антиуниатской партии Константин Острожский. Его жена Софья Тарновская –

католичка, сын Януш –тоже католик, дочери – замужем за протестантами

Криштофом Радзивилом и Янушем Кишкой. Таким образом, надо было вернуть мир

в общество, согласие в семьи, равновесие в души людей, и многие надеялись,

что это сможет сделать уния.

Далее, идея унии от начала контрреформации интенсивно

пропагандировалась папством, западной церковью, иезуитами. Последние

добрались даже до Ивана Грозного и уговаривали его принять унию. На

белорусско-украинские земли идея контрреформации пришла обогащенная

предыдущим опытом проб и ошибок,вооруженная идеями теологов и философов

иезуитского ордена. Деятели контрреформации сделали ставку не только на

массовую религиозно-политическую, в том числе и униатскую, пропаганду, но и

на широкую культурно-просветительскую деятельность, в первую очередь на

организацию школьного и книгоиздательского дела, поддержку искусства. Ни

одна магнатская фамилия, ни один шляхетский дом не остолись без внимания

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.