бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Быт и культура народов Древнего Египта

роста популярности воинской службы). Военные, уставшие от междоусобных

походов, склоняются к мысли о необходимости объединения страны. Постоянные

войны пополняли ряды рабов за счет военнопленных.

Усложняется и совершенствуется вооружение ( меняется округлая форма

щита, лук с двойным изгибом, новые элементы доспехов, защищающие запястья,

колени, локти, щиты становятся легкими, их площадь уменьшается, появляется

широкий ремень, облегчающий транспортировку, щиты несут, перекинув за

спину, а горные, каменистые дороги заставили задуматься о надежной обуви

для пехотинцев).

Развитие среднего и мелкого рабовладения.

В начале периода Среднего царства расширяется рабовладение в

египетском обществе. Рабами владеют частные лица ( 20 «голов» людей, 31

«голова», более сотни «голов» покупали сановники).

В период Среднего царства впервые рабов стали именовать «головами». В

начале Среднего царства рабовладельцами могли являться представители

практически всех слоев египетского общества (слуга владел 6 «головами»,

старший скотовод мог передать сыновьям в наследство немало «голов»).

Рабы использовались в ремесленном труде и в строительстве, для

поддержания порядка в домашнем хозяйств, а также для выполнения тяжелых

земледельческих работ (растирание зерна, чистка каналов, давление плодов).

Рабы могли быть куплены и проданы.

Со времен XI-XII все чаще в роли рабов оказываются иноземцы

(африканцы, европейцы). Широкое использование подневольного труда

способствовало преодолению египетским обществом достойных явлений,

вызванных переменой климата и развалом старой государственной машины

(свободного человека тяжело было заставить выполнять грязные и утомительные

работы, рабы обрабатывали каменные плиты кремневым инвентарем, а

квалифицированный мастер работал медным инструментом).

В переходный период ценность рабов возросла ( в перечислении инвентаря

количество рабов ставят на I место, перед приведением сведений о поголовье

скота, урожае и количестве рабочего инструмента).

Основным источником пополнения рабов в период Среднего царства

являлись пленные и захваченные в ходе завоевательных походов мирные жители

(«живая добыча»).

В Египте Среднего царства сложилась двойная система рабовладения

(государственное и частное рабовладение).

Таким образом, характерным для Среднего царства становится резкое

увеличение роли среднего и мелкого рабовладения, что требует

централизованных усилий для поддержания покорности рабов и обеспечения

закономерности перехода их от одного хозяина к другому. Все более широкие

слои населения оказывали поддержку централизованным инициативам фараонов.

Прорыв в металлообработке. Новые технологии.

При Аменемхете I стали появляться изделия, где сплав меди с оловом

очень близок в процентном отношении к бронзе. Медь более прочная, твердая,

износостойкая. Из нового сплава выполнены некоторые орудия производства:

скребки, сверла, резцы, статуэтки; усложнилось устройство металлических

инструментов (съемно-накладные приставки к изделию для сверления,

зачистки. Комплектность использования одной и той же основы для проведения

различных работ в быту и на производстве: скрести, сверлить, зачищать).

Топор, за счет появления особого шипа на основании металлической

части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным.

Каменная посуда служит признаком достатка и используется обычно в

праздничные дни.

В период Среднего царства в долине Нила было освоено стеклоделие

(появление новых ювелирных украшений, посуды, развилось врачевание).

Совершенствовалась древообработка (изделия из ливийского кедра и

киликийской сосны). Для обработки дерева применялись топоры, пилы, тесла,

резцы, сверла, колотушки.

Широкого распространение достигло ткацкое дело ( из льна изготовляли

несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую

ткань различной толщины вплоть до тончайшей). Научились делать ткани

плиссированные.

Работы велись на низких горизонтальных ткацких стенках. В Египте

Среднего царства развивается также плетение корзин, циновок из тростника,

камыша и папируса, обработка кожи .

Из внутренней корки папируса делали паруса, матрацы, одежду, веревки,

а египетские жрецы – обувь.

Мягкие части тростника давали сок, молодые побеги ели сырыми, а нижнюю

часть жарили.

Однако основным занятием египтян по прежнему остается земледелие.

Ирригация и сельское хозяйство.

В результате объединения страны появилась возможность восстановить

осушительно-оросительную сеть. Создание водохранилища, соединенного

каналом с Нилом и разветвленной сети оросительной системы в фаюмском

оазисе. Начинается освоение новых территорий.

Известия о голоде перестают встречаться в древних рукописях. Однако

технология землепользования находилось в стадии формирования. Во времена

Среднего царства в районе Меридова озера были произведены масштабные

осушительные и ирригационные работы (на освободившихся площадях выращивали

злаки, упоминаются новый сорт зерновых – полба – «нижнеегипетский» ячмень).

Использовали плуг с отвесными рукоятками, а также простую мотыгу.

Колосья срезали простым серпом. Молотьба производилась при помощи быков. В

скотоводстве начинается улучшение качеств используемых египтянами пород

(появление рядом с бараном с развесистыми рогами животных с подогнутыми

рогами).

Однако поголовье скота пополняется за счет пригоняемой с успешных войн

добычей.

Торговля.

Осваиваются новые месторождения меди и бирюзы на Синайском

полуострове, восстанавливаются ранее заброшенные рудники и шахты,

начинаются планомерные изыскательные работы по открытию новых месторождений

(особенно меди), которые вскоре приносят результаты.

В начале XII династии впервые начинают добывать медные руды в Сев.

Эфиопии, между Нилом и Красным морем. Параллельно идет вытеснение меди из

области торговли. Эквивалентом становятся золото и серебро (драгоценные

металлы).

Предметом активной торговли, а также реальной потребительской ценности

для широких слоев населения был лес (для строительства царских палат,

кораблестроения).

Поставщики древесины ставились в особое положение, т.к. значение

дерева для страны фараонов было очень велико.

В Египет доставлялись также заморские, редкие товары (благовонные

смолы, экзотические фрукты и плоды, критская посуда).

Процесс расслоения в обществе.

Прежде равноправные члены сельской общины в Египте Среднего царства

таковыми уже не являются, появляются отдельные зажиточные дома «царских

людей» в сельской местности. В городах проявление неравенства тоже

становится очевидным. В ремесленной среде процесс расслоения протекал

интенсивнее (все чаще различают богатых и бедных мастеров).

«Царские люди» («хемуу-нисут») в период Среднего царства – это

практически все трудящееся население страны. Основная их обязанность –

работа в рамках определенной прогрессии и жесткая привязанность к хозяину.

Главные созидатели материального богатства страны были лишены прав

собственности на орудия труда и средства производства; привлекались к

работе в царском, храмовом, частном хозяйстве.

Экономическая структура египетского государства и период

расцвета Среднего царства.

1. Царские владения по-прежнему составляли верхушку пирамиды

древнеегипетской системы хозяйствования

2. В эпоху Среднего царства существовали общественные центры управления

жизни городов - советы должностных лиц, которые влияли на хозяйственную и

имущественную жизнь горожан.

3. Существенно укрепились позиции служивого чиновничества и прослойки

военных (приближенное войско).

Ко II половине Среднего царства широко развились товарно-денежные

отношения.

К концу Среднего царства начало применяться в качестве мерила золото

(новая условная единица «дебен»= 91 гр. золота).

Аменемхет I – основатель XII династии египетских фараонов.

Именно с правления этой династии принято связывать расцвет Среднего

царства, продолжавшийся до начала XVIII в. до н.э.

Взяв под свой контроль важнейшие торговые пути внутри страны, фараоны

династии еще более укрепили свои позиции.

Египтяне вели войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими

племенами, покорили Северную Нубию, страна переполнялась трофеями и

невольниками. Доля номархов была опасно большой и укрепляла мысль о

возможности независимого правления, а также позволяла местным правителям

вести царский образ жизни.

Пятидесятилетие пребывания на престоле фараона Аменемхета III являлся

вершиной расцвета государства Среднего царства.

Номарх вновь становится богатым должностным лицом высокого ранга.

Прослойка профессиональных военных в период Среднего царства стала

едва ли не определяющей силой в стране.

На вооружение воинов средств не жалели. Новшеством в военном деле

стало внимание к мерам защиты (использование громадных укрытий,

применявшихся при штурме крепости: из-за частокола, защищавшего воинов от

стрел, копьеносцы длинными копьями пытались поразить врага на крепостных

стенах). Индивидуальное защитное вооружение пополняется поножами, военные

используют лошадей.

Воины были хорошо обучены и дисциплинированных.

Культура периода Среднего царства.

Культура Среднего Царства считается классическим периодом египетской

культуры.

Письменность.

Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу.

Упростились письменные знаки (иератика-книжное письмо).

Рисунки – иероглифы переродились в условные знаки. Позже иератика

породила демотику (скоропись).

Помимо писчей существовала оберточная или «купеческая» бумага. Было и

подобие картона, из которого делали футляры для мумий.

Особых изменений в лексическом и грамматическом строе разговорного и

литературного египетского языка в период Среднего царства не произошло.

Приблизительно в 2000 г. до н.э. в дельте Нила появляются финикийцы,

которые после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в

мире «алфавитное письмо».

В период Среднего царства параллельно начинают существовать два внешне

весьма не похожих письма египтян – иератическое (язык отчетов и документов,

скоропись) и иероглифическое – письменность торжественных подписей и

сообщений.

Научные знания.

Именно Среднему царству принадлежат первые математические и

медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном

понимании этого слова).

Сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки

по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и

усеченной.

Египтяне Среднего царства уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с

тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого

сечения.

Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки

созвездий на саркофагах).

В эпоху Среднего царства был создан первый в мире словарь (словник),

напоминающий современную энциклопедию (более 300 названий птиц, растений,

животных, обозначений частей тела, наименований городов и крепостей, сортов

масла, 20 сокращенных обозначений пород и видов скота и т.д.).

Написан медицинский лечебник женских болезней, а также справочник

ветеринара.

Религия.

В эпоху Среднего царства возвышается новый государственный военный бог

– Амон.

Изменились и представления о загробном мире. С распадом Древнего

царства все чаще представления о загробном мире рисуются в образе страны

вечного сна, мрака, где нет воздуха, воды, радости, бытия, любви.

Данные настроения свидетельствуют о поисках египтянами нового решения

проблемы жизни и смерти.

Атмосфера подобных исканий облегчила принятие нового культа,

содействовала утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного

военного бога Египта.

Сразу после этого изживаются из общества представления о загробном

мире как о царстве мрака и сна. Этим устранялась очевидная несправедливость

прежних верований, когда бедняку не давалась надежда на лучший удел в

загробном мире. После падения Древнего царства культ Осириса – бога мертвых

– приобрел популярность у широких слоев населения.

Возникшие в эпоху Среднего царства заклинания принято называть

«надписями саркофагов» и именно на их основе позднее развиваются

позднеегипетские заупокойные сборники, известные как «Книга мертвых».

«Книга мертвых» – условное название свитка папируса, который

насчитывает 200 глав, состоящих из молитв, магических заклинаний. Чтобы

достичь загробного блаженства, по учению жрецов, надо было знать много

магических заклинаний. Их специально составляли для фараонов («Тексты

пирамид»), для знатных и богатых людей («Тексты саркофагов»).

Во II тысячелетии до н.э. на их основе был составлен сборник

магических заклинаний, т.е. «Книга мертвых», которая стоила дорого, бедные

не могли ее приобрести, поэтому, чтобы обрести загробное блаженство, они

должны были жить праведной жизнью, которая выражалась в покорности

господствующему классу.

При погребении царей, сановников, «Книга мертвых» клалась в гробницу.

В связи с верой в «загробную жизнь» у древних египтян развилось

представление о воздаянии. Жречество использовало веру в загробное

воздаяние для проповеди покорности, смирения бедных с существующими

порядками в государстве.

Зодчество и изобразительное искусство.

Архитектурная школа XI династии отличается интенсивностью поиска новых

форм и типов монументальных сооружений (архитектурные ансамбли и

композиции, мало чем похожие на сооружения Древнего царства). В Переходный

период кирпич-сырец теряет былую привлекательность при возведении жилых и

хозяйственных построек, а тем более оборонительных сооружений.

В строительстве используется известняк, алебастр, песчаник, однако

наблюдается широкое применение камня (красный гранит).

С приходом к власти XII династии возвращается следование канонам

Древнего царства в архитектуре (рост царских пирамид в пустыне близ

фагомского оазиса).

Пирамиды были ниже и выполнялись в кирпично-плитовой манере (каменные

клети, поставленные друг на друга, а снаружи сооружение залицовывалось

плитами известняка).

«Лабиринты Аменемхета III (72 тыс. кв.м.) – свидетельство успешного

развития творческих достижений зодчества, символ расцвета и единства страны

периода Среднего царства.

«Лабиринт превосходит сами пирамиды», - писал Геродот.

Характерная черта верхнеегипетских гробниц Среднего царства – навес-

портик, украшенный столбами-обелисками.

В этот период начинается строительство крепостей (зап. граница Египта

и ряд крепостей в Верхней и Нижней Нубии).

Городские храмы были невелики по размеру, но просты и изящны ( башни у

входа в храм, пилоны).

Городская архитектура тесно переплетается с крепостной (первые города,

обнесенные двойной стеной с воротами).

Кварталы богачей и бедняков в городах разделялись высокой стеной, и

беднякам запрещалось проникать за пределы определенной территории.

Обилие многокрасочных росписей на стенах – еще одна особенность

гробниц периода Среднего царства.

Метко и точно передают художники периода XI – XII династий движения,

черты лица, особенности фигуры человека.

«Знал я походку мужского изображения и поступь женского, положение

птицы и скота, осанку победившего единоборца, как глядит око на око, как

наполняются страхом лица пленных врагов, поднятие руки у того, кто поражает

бегемота, поступь бегущего», - говорил «начальник-мастер» живописцев

периода правления XII династии.

Образцы египетской скульптуры эпох и Среднего царства встречаются

часто в храмах и гробницах. В работах передается движение, «оживление»

скульптурной позиции.

Мастера правдиво и точно передают изображения (лица фараонов суровы и

надменны, костлявы).

Одежда египтян от Древнего до Среднего царства.

В эпоху Древнего царства основной одеждой египтян был передник из

полосы неширокой ткани (схенти), который обертывали вокруг бедер и

укрепляли на талии. Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме

и отличалась лишь качеством материала. Схенти фараона был сделан из

тонкого, хорошо отбеленного полотна, у ремесленника – грубый, толстый холст

натурального цвета.

С появлением красителей цветную одежду долгое время носили только

привилегированные сословия (крупные землевладельцы, жрецы, придворные).

Обувь носили только фараоны. Все египтяне брили волосы, но голову

покрывали париком из растительных волокон, завитых мелкими локонами или

шапочкой из грубого холста, плотно облегавшей голову.

Чем длиннее локоны, тем знатнее их владелец (самые пышные парики были

у фараонов и членов их семей).

Первое отступление от общепринятого схенти появилось в костюме

фараона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые

поверх обычной набедренной повязки. Знаками царского достоинства фараона

были золотая подвязанная борода, корона и посох.

К древним символам царской власти относится и головной убор «клафт-

ушебти», состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с

«уреем» (змеем).

Характерной особенностью костюма жителей Древнего Египта является

стремление к прямым, четким линиям.

У жрецов одеяние было иным. При совершении жертвоприношения спину

жреца покрывала шкура пантеры. Часто шкуры с головой располагали спереди и

прикрепляли к поясу. Голову и лапы украшали золотыми с эмалью пластинками.

Костюм женщины Древнего царства состоял из длинной прямой рубашки

(«калазирис») на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой.

У знатных египтянок на калазирисе появляется отделка – вышивка или

плиссировка.

Калазирис – основная женская одежда на протяжении всей истории

Древнего Египта. (Иногда вместо бретелей – цельноскроенная рубашка с

круглым вырезом горловины).

Женщины носили парики из растительных волокон, завитых крупными

спиральными локонами, более длинными, чем у мужчин.

В эпоху Среднего царства древнеегипетская одежда заметно усложнилась.

Классовая дифференциация в египетском обществе и антагонизм между классами

были настолько велики, что это не могло не сказаться на костюме.

Появление новых тканей, привоз материи и различных предметов роскоши

из Передней Азии способствуют созданию более сложных форм костюма.

Количество ткани, затраченное на одежду, свидетельствует о сословном и

имущественном положении ее владельца.

Все чаще появляются плиссированные и гладки длинные схенти.

Женский костюм претерпел не такие сильные изменения.

В период Среднего царства основная масса женщин продолжает носить

калазирис прежней формы, лишь на некоторых памятниках позднего периода

встречаются изображения женщин в тонких, слегка драпированных покрывалах.

Короткий женский парик – нововведение эпохи Среднего царства, в это

время имела право носить лишь высшая знать. Костюм служанки – традиционный

калазирис и длинный парик.

Художественная и политическая литература.

Библиотека из гробницы Ремессеума позволяет сделать вывод о довольно

высоком уровне развития художественной литературы. Среди религиозных,

научных и традиционно дидактических текстов были найдены и художественные

произведения.

Во время Среднего царства широко бытуют литературные обработки сказок

о Хеопсе и чародеях. Сказки вообще достаточно популярны в Египте Среднего

царства.

Видимо, простые египтяне благосклонно встречали подобные произведения

со счастливым концом.

Однако ближе к закату Среднего царства звучание многих литературных

произведений существенно меняется. Авторы все чаще начинают высказывать

сомнение в гармоничности окружающего мира. Творческий потенциал египетских

авторов был достаточно высок, а набор технических приемов для воплощения

своих замыслов широк и многообразен (строгое членение произведений по

жанрам). В «Поучении» делается особый акцент на нравственные основы власти

(приближение человека за его заслуги, не наказывать несправедливо,

заботиться обо всех подданных).

Конец эпохи среднего царства.

В экономике нарастают признаки застоя, связанные с прекращением

наступления регулярных трофейных «подпиток», сложившейся системы

хозяйствования. Занятные внутренними распрями фараоны редко выбираются в

завоевательные походы.

На рубеже XVIII-XVII вв до н.э. Египет вновь впал в состояние

раздробленности и оказался легкой добычей гиксосов, вторгшихся из Азии

через Дельту. Их владычество длилось 100-150 лет. Яхмос I (XVIII династия)

довел борьбу до победного конца.

IV. Египет эпохи Нового царства (1580-1085 г.г. до н.э.)

Период Нового царства длился около 500 лет.

Эпоха нового царства была для Египта временем бурного экономического

развития (приток в страну огромного количества сырья, скота, золота, денег

и рабочей силы в виде пленных).

В VII-VI вв до н.э. орудия из железа в Египте начали изготовляться

повсеместно.

Внутренняя торговля получает все большее значение.

Во II половине Нового царства приобретает определенное значение

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.