бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Советское общество в период ВОВ 1941-1945 г.г.

гитлеровской Германией. Опираясь на сознательность, инициативу и

организованность трудящихся масс, наше государство проявило себя в войне

как наилучшая организационно-политическая форма защиты народа, вынужденного

взяться за оружие. Необходимость напряжения всех материальных и духовных

сил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить все

функции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков.

Многогранность функций Советского государства сохранилась и во время

войны. Однако соотношение между ними существенно изменилось. Первостепенное

значение приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире по

содержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства по

организации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешное

осуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партии

и усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организаций

трудящихся города и деревни.

Выдвижение на передний план военной функции требовало в первую очередь

самой напряженной оперативной работы Коммунистической партии, Советского

государства и общественных организаций по созданию и развитию большого и

хорошо слаженного военного хозяйства. Естественно поэтому, что военная

функция нашего государства очень тесно переплеталась с хозяйственно-

организаторской его деятельностью, подчиняя работу всех органов и

учреждений Советской власти интересам защиты социалистического Отечества.

После нападения фашистской Германии на СССР участие всех слоев

населения, всех наций и народностей нашей страны в делах государства, и

прежде всего в вооруженной защите Родины, стало еще более активным и

решающим. Снова подтвердилась мысль В. И. Ленина о том, что рабочий класс,

осуществляющий руководство обществом, обладает чудесным средством быстро

увеличивать мощь своего аппарата власти путем невиданно смелого вовлечения

народных масс в государственное управление.

Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни

страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре,

полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительно

большие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такие

организационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть эти

трудности и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим изменения

отдельных сторон общественно-политической жизни, относились: создание

Государственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставление

военным властям особых полномочий в области обеспечения обороны страны,

общественного порядка и государственной безопасности; отсрочка выборов в

Советы депутатов трудящихся и народные суды; ограничение принципа

коллегиальности в деятельности органов власти и управления; нерегулярное

проведение сессий местных Советов; уменьшение гласности в государственной

работе. Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности

законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также

ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен

особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна

переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.

Все это вызывалось условиями чрезвычайной обстановки, особенно в

местностях, объявленных на военном положении. Но частичные ограничения

демократизма не исключали необходимого функционирования законодательных,

правительственных и судебных органов Советского государства.

Высшим органом государственной власти в годы войны, как и в мирное

время, являлся Верховный Совет СССР, который, осуществляя законодательную

деятельность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственный

бюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР,

ратифицировал отдельные международные договоры.

Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была

недостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности

Сталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. За

время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в

1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 гг. На этих сессиях

рассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства,

военно-хозяйственные планы и государственный бюджет.

Что касается Президиума Верховного Совета, то он издавал указы по

вопросам хозяйственной жизни, оборонного строительства и культурно-

просветительной работы, давал толкование действующих законов и определял

порядок проведения их в жизнь, назначал и освобождал от должности народных

комиссаров СССР, определял необходимую реорганизацию наркоматов и ведомств,

учреждал военные ордена и медали и награждал ими за заслуги, устанавливал

почетные и воинские звания, ратифицировал международные договоры и

соглашения, вводил в отдельных местностях военное положение и объявлял,

когда это требовалось, общую и частичную мобилизацию.

Верховный Совет СССР состоял из 1388 депутатов. В Верховных Советах

союзных и автономных республик насчитывалось около 7 тыс. депутатов. Многие

депутаты Верховных Советов занимали руководящие государственные посты, а

когда началась война, большинство из них ушли в действующую армию.

В местностях, не объявленных на военном положении, особенно на востоке

страны, сессии Верховных Советов республик и местных Советов созывались

более регулярно, здесь продолжали функционировать обычные административные

и хозяйственные органы. Однако новые задачи, вставшие перед нашим

государством, потребовали значительных изменений в отдельных звеньях его

аппарата. Необходимо было перестроить работу государственных органов в

связи со свертыванием мирного хозяйственного и социально-культурного

строительства и сужением деятельности соответствующих наркоматов и

ведомств, упразднением одних из них и созданием других.

При этом изменения в государственном аппарате, оформленные и

закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-

первых, приспособить органы государства к условиям и задачам войны; во-

вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного в

ходе войны.

Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой

мобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был

образован Государственный Комитет Обороны. Основанием для этого послужила

статья 49 Конституции СССР, предоставляющая Президиуму Верховного Совета

право объявлять состояние войны в случае агрессии против СССР или в связи с

необходимостью выполнить международные договорные обязательства по взаимной

обороне от агрессии. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941

г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии и

правительством СССР. Государственный Комитет Обороны получил всю полноту

власти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного

времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные

организации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения

ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах

военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их

управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и

безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и

управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в

нашей стране.

Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решена

при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой

целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и

областях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своих

уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь

решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и

должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных

строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды

войны.

За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений

и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни,

государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро

проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и

общественными организациями.

В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные

комитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе,

Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.). Они состояли из

председателя (секретарь обкома или горкома партии), заместителя

(председатель исполкома облсовета или горсовета), командующего округом

(фронтом), члена Военного совета округа (фронта), представителя НКВД.

Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местными

Советами и общественными организациями. На граждан и учреждения возлагалась

обязанность беспрекословно выполнять решения и распоряжения этих

чрезвычайных органов военного времени.

Совет обороны был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и его

Центральному Исполнительному Комитету, он согласовывал свою деятельность с

Совнаркомом, который осуществлял над ним общее руководство. ВЦИК и СНК

имели право отменять или приостанавливать решения Совета по протесту

наркоматов и по своему усмотрению.

Взаимоотношения ГКО с верховным органом социалистического государства—

Президиумом Верховного Совета СССР — ограничивались представлением ему, для

издания соответствующих указов, отдельных важных решений законодательного

характера. Отчеты ГКО в верховные органы партии и государства не поступали,

а его права и полномочия не были четко определены. В деятельности Сталина,

возглавлявшего Государственный Комитет Обороны, допускались серьезные

ошибки.

Так, в годы войны, вопреки Конституции и с превышением полномочий ГКО и

Президиума Верховного Совета СССР, были лишены национальной

государственности калмыки, балкарцы, черкесы, чеченцы, ингуши. Сталин, как

председатель ГКО, необоснованно отменил социалистическое соревнование в

армии, допустил массовые репрессии в отношении военнослужащих,

возвращавшихся из вражеского плена.

В августе 1941 г. ГКО чрезмерно расширил полномочия Народного

комиссариата внутренних дел в области охраны общественного порядка. Этим

воспользовалась банда Берия, которая, грубо нарушая социалистическую

законность, учинила массовые репрессии над невинными людьми. Известно,

например, что в начале войны появился указ об ответственности за

распространение в военное время ложных слухов, сеющих тревогу и панику

среди населения. Однако к лицам, подпадавшим под действие этого указа,

необоснованно применялся законе наказании за антисоветскую агитацию с

контрреволюционным умыслом.

Председатель ГКО Сталин единолично санкционировал в 1943—1944 гг.

введение чинов и рангов для работников различных ведомств, а также

персональных военизированных званий и погон для личного состава

железнодорожного транспорта и работников других наркоматов и ведомств.

Эти и подобные им ошибочные решения, свидетельствующие о превышении

Сталиным своих полномочий, были впоследствии по инициативе ЦК партии

отменены.

Отсутствие четкого разграничения между функциями ГКО и других

государственных органов вело к тому, что и Президиум Верховного Совета

созывался на заседания весьма редко, а его указы обычно подписывались лишь

несколькими членами Президиума или согласовывались опросным порядком. Даже

в последний период войны, когда боевые действия Красной Армии развернулись

на территории врага, верховные органы власти созывались нерегулярно. Все

это затрудняло мобилизацию широких масс на выполнение государственных

решений и мероприятий.

Одновременно с чрезвычайными органами нашего государства в годы войны

функционировали и его постоянные конституционные органы — Советы и их

исполкомы. Однако практическая работа Советов максимально была подчинена

задачам ведения войны.

Совет Народных Комиссаров СССР, являясь высшим исполнительным и

распорядительным органом государственной власти, во время войны объединял и

направлял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции,

занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, а

также сельского хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок и

охрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении,

осуществлял общее руководство сношениями с иностранными государствами,

руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально-

культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета,

руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов

государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых

районах страны.

В союзных и автономных республиках высшие органы государственной власти

и управления строились и функционировали аналогичным образом.

В связи с необходимостью усиленного производства вооружения и создания

новой боевой техники перед войной и вначале ее были созданы новые органы по

руководству военным хозяйством: наркоматы боеприпасов, вооружения, танковой

промышленности, минометного вооружения и их управления на местах. Наряду с

этим была значительно изменена структура некоторых существовавших

наркоматов и ведомств. Например, в рамках наркоматов путей сообщения,

социального обеспечения, торговли, связи, здравоохранения и других

создавались военизированные управления и отделы для обслуживания

Вооруженных Сил (Управление военно-дорожного строительства, Отдел

эвакогоспиталей, Главвоенторг и пр.).

Во время войны государство увеличило число управлений и комитетов,

организация которых вызывалась преимущественно нуждами военной экономики и

задачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главные

управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами,

лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны,

главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучения

населения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а на

местах — в прифронтовой полосе — эвакуационные комиссии при исполкомах.

Функционировали также Государственный комитет по учету и распределению

рабочей силы и его местные органы.

В результате деятельности всех этих органов, при активном участии

трудящихся и их общественных организаций, было налажено материальное

снабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большого

количества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилось

трудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятков

миллионов рабочих и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства.

В оккупированных районах Советского Союза гитлеровцы чинили массовые

злодеяния и грабежи. В связи с этим действовала созданная в ноябре 1942 г.

Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию

злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, а также ущерба,

причиненного ими нашей стране.

Коммунистическая партия и Советское правительство еще в ходе войны

проявили большую заботу о возвращении на родину советских граждан,

насильственно угнанных фашистскими оккупантами в Германию и другие страны.

Выражением этой заботы явилось создание органов репатриации. В октябре 1944

г. при правительстве СССР было создано Центральное управление по делам

репатриации во главе с уполномоченным Совета Народных Комиссаров СССР.

Группы представителей уполномоченного СНК СССР находились во всех

европейских странах (за исключением Испании и Португалии), в Египте, Иране

и США. Отделы репатриации были учреждены при СНК РСФСР, Украины,

Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы и при всех действующих

фронтах. При областных, уездных и районных исполкомах, территория которых

подвергалась вражеской оккупации, были также созданы отделы репатриации и

249 приемно-распределительных пунктов.

Заграничные группы и фронтовые отделы репатриации занимались

выявлением, материальным и медико-санитарным обслуживанием, а также

перевозкой репатриируемых. В обязанности республиканских отделов

репатриации и приемно-распределительных пунктов входило бытовое и трудовое

устройство советских граждан, вернувшихся в места своего прежнего

жительства.

Одновременно с работой по возвращению в СССР советских граждан наше

правительство в январе 1945 г. возложило на органы репатриации обязанность

собирать и отправлять на родину освобожденных Красной Армией из фашистской

неволи граждан союзных и нейтральных государств. Для этого были

организованы сборные пункты и транзитные лагеря.

О масштабах работы наших репатриирующих органов можно судить по

следующим данным. К 1 января 1953 г. на родину возвратились 5 457 856

советских граждан. Все расходы, связанные с их репатриацией, Советское

правительство приняло на себя. К тому же времени было репатриировано

4059736 иностранных граждан, освобожденных Красной Армией, а также

военнопленных фашистской Германии, ее сателлитов и Японии. Затраты нашего

государства на их репатриацию составили 2 328 456 200 рублей.

В связи с войной перестраивалась работа местных Советов депутатов

трудящихся. Под руководством партии они организовывали массы на выполнение

задач, связанных с защитой страны.

В краях, областях, округах, районах, городах и селах Советы насчитывали

более 1 млн. депутатов, которые, работая среди населения, объединяли вокруг

себя около 7 млн. активистов-общественников. Сотни тысяч депутатов и

несколько миллионов человек из советского актива влились в действующую

армию.

В районах, не объявленных на военном положении, деятельность местных

Советов в основном протекала в соответствии с конституционными нормами.

Советы руководили подчиненными им органами управления, обеспечивали охрану

общественного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководили

местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливали местный

бюджет, содействовали усилению военной мощи государства. Исполнительными и

распорядительными органами Советов являлись исполкомы, которые вели всю

государственную работу на местах, опираясь на поддержку десятков миллионов

граждан.

При местных Советах и их исполкомах имелись в соответствии с

Конституцией отделы: здравоохранения, культуры, народного образования,

социального обеспечения, сельского и коммунального хозяйства, финансовый,

дорожного строительства, связи, местной промышленности и торговли. Все они

действовали в уменьшенном составе и были превращены в максимально

оперативные органы, приспособленные к работе в условиях военного времени.

В период войны структура местных органов управления претерпела

некоторые изменения. Для борьбы с беспризорностью и безнадзорностью детей в

прифронтовой полосе и в освобожденных от врага районах при исполкомах

Советов работали комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей.

При краевых, областных и городских Советах имелись комиссии по

трудоустройству инвалидов войны. Одновременно при областных, городских и

районных Советах создавались отделы по государственному обеспечению и

бытовому устройству семей военнослужащих. Эти отделы занимались выдачей

пособий и пенсий семьям военнослужащих, их бытовым обслуживанием и правовой

защитой, устройством детей в детские дома.

В местностях, объявленных на военном положении, деятельность Советов во

многом регулировалась законами военного времени и осуществлялась в тесном

контакте с военными властями. Советы развертывали огромную работу по

мобилизации людских и материальных ресурсов, а также финансовых средств.

Они помогали военным органам формировать и обучать пополнения для фронта,

строить оборонительные сооружения, снабжать продовольствием и снаряжением

армию, создавать местную противовоздушную оборону, налаживать всеобщее

военное обучение населения.

Очень важным участком работы местных Советов являлось руководство

сельским хозяйством. В условиях войны значительно повысилась роль сельских

Советов в проведении сельскохозяйственных работ.

В ряде восточных районов страны перед Советами встали новые

ответственные задачи по руководству местным хозяйством и культурным

строительством, так как районы с преобладанием сельского хозяйства

обогатились промышленностью, а промышленные районы расширили свое сельское

хозяйство.

Благодаря разносторонней активной деятельности Советов, руководимых

Коммунистической партией, наша страна преодолела огромные трудности со

снабжением населения, многие миллионы эвакуированных граждан и инвалидов

войны были благоустроены. Была предупреждена массовая безнадзорность детей,

оставшихся без родителей, успешно проводилась трудовая и военная

мобилизация населения, проявлялась большая забота о семьях фронтовиков.

Таким образом, все местные советские учреждения как в городе, так и в

деревне своей напряженной, кропотливой работой служили делу нашей победы.

Деятельность государственных органов в местностях, не объявленных на

военном положении, также была перестроена. Она стала более четкой и

оперативной, упростилось делопроизводство. Внимание государственных органов

сосредоточилось на военно-хозяйственных задачах, в связи с чем

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.