бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Советская Армения в период Социалистического строительства

| |был единственным вузом республики, в его стенах велась не |

| |только учебная, но и научная работа. В начале 30-х -пг .на |

| |базе факультетов университета в Ереване были созданы |

| |сельскохозяйственный, медицинский, политехнический, |

| |педагогический институты; ранее были открыты зооветеринарный|

| |институт и консерватория. |

Таким образом, была создана разветвленная сеть вузов, готовящих

высококвалифицированные кадры специалистов для народного

хозяйства.

В этот же период сложилась система среднего специального образования. В

Ереване, Ленинакане, Кировакане, Эчмиадзине и других городах были созданы

техникумы различного профиля, которые готовили специалистов для всех

отраслей народного хозяйства. В 1940—1941 учебном году в республике имелось

9 вузов с 11120 студентами и 62 техникума, в которых обучалось около 9

тысяч студентов За первое двадцатилетие Советской власти вузы Армении

окончили 7250 человек, а техникумы—13300. Армянская молодежь,

воспитанная за годы Советской власти, становилась ядром армянской

народной интеллигенции. По данным переписи 1939 г., на каждую тысячу

человек населения Армении приходилось 6 человек с высшим образованием и 81

человек с незаконченным высшим образованием. По этим показателям Советская

Армения занимала одно из первых мест в Союзе.

|[pic] |С вузами республики, в частности с Ереванским |

| |университетом, связано развитие науки в Армении. Именно |

|Рачья |на-кафедрах университета велась научная работа, направление |

|Ачарян |которой было обусловлено потребностями развития народного |

| |хозяйства страны. Одновременно создавались первые |

| |научно-исследовательские учреждения республики В 1921 |

| |г в Эчмиадзине был основан научный институт, |

| |преобразованный-в 1925 г. в Институт науки и. искусства |

| |Армении. Это было-научное учреждение академического типа. |

| |В институт входили действительные члены и |

| |члены-корреспонденты избираемые сроком на три года. |

В утвержденный правительством первый состав действительных членов Института

науки и искусства входили видные ученые и деятели искусства: хи-мики Левой

Ротинян, Папа Ка. лантарян и Акоп Иоаннисян; медики Амбарцум Кечек, Ваан

Арцруни; историки Акоп Манандян, Лео, Ашот Иоаннисян, этнограф ЕрВ'анд

Лалаян, археолог Ашхарабек Калан-тар; лингвисты Рачья Ачарян, Григор

Капанцян и другие; литературоведы Манук Абегян, Арсен Тертерян, Цолак

Ханзадян, Гайк Гюликевхян и другие; писатели Егише Чаренц и Дереник

Демирчян; художник Мартирос Сарьян, композиторы Александр Спендиарян и

Романос Меликян; театральные деятели Аршак Бурджалян, Левой Калантар и

другие. На Институт науки и искусства была возложена работа по развитию в

республике естественных, технических и гуманитарных наук. Преобладающим в

деятельности Института, который просуществовал до 1930 г., являлась

разработка вопросов общественных наук, что объясняется наличием

высококвалифицированных кадров ученых и сложившихся определенных традиций в

этой области. Но уже к концу 20-х гг. было обращено особое внимание на

науки, проблематика которых была непосредственно связана с нуждами

развивавшегося народного хозяйства республики. Создается экспериментальная

база—вначале при лабораториях вузов, а затем в самостоятельных научно-

исследовательских учреждениях. Значительный вес приобрели исследования в

области химии, приведшие к созданию школы армянских химиков, возглавляемой

Степаном Гамбаряном и Левоном Ротиняном. Начавшееся развитие энергетики

Армении стимулировало исследования в области гидротехники, связанные с

именем крупнейшего армянского инженера-энергетика Иосифа Тер-Аствацатряна.

Расширились работы в области прикладной геологии, которыми руководил О.

Карапетян и Т. Джрбашян.

|[pic] |Один за другим стали создаваться научно-исследовательские |

| |учреждения различного профиля—Институт сельского хозяйства, |

|Манук |Институт защиты растений, Институт геологии, Институт |

|Абегян |сооружений и др. К началу 30-х гг. в республике уже имелось |

| |около 40 научных учреждений.Развитие научной мысли |

| |Армении превосходило поя не посредственным влиянием |

| |достижений всей советской и частности русской науки. В |

| |организации научной работы Армении принимали участи |

| |многие крупные ученые Советского Союза—академики Н. Марр, |

| |И. Орбели, Ф. Левинсона Лессинг, Н. Вавилов и другие. |

| |В научных центрах Москвь Ленинграда и других городов |

| |Союза проходили подготовку молодые специалисты из |

| |Армении. |

Важным событием в научной жизни Армении явилась организация в феврале

1935 г. Армянского филиала Академии Наук СССР, который стал

объединяющим центром научных сил республики. В состащ филиала была

включена большая часть научно-исследовательских учреждений. В течение 30-

х годов Армянский филиал АН СССР превратился в один из ведущих центров

науки страны. В 1938 г. председателем Армянского филиал АН СССР стал

крупнейший советский востоковед академии Иосиф Орбели. Росли научные

кадры, расширялся фронт исследований в различных отраслях науки.

Победа Советской власти в Армении создала благоприятные условия для

подлинного расцвета литературы и искусства армянского народа. Важнейшими

факторами развития литературы и искусства стали демократические и

реалистические традиции классики, общий рост культурного уровни народа,

крепнущие связи с культурой других народов СССР Армянская советская

литература формировалась прежде всего из дореволюционного пролетарского

литературного течения. Первыми у колыбели армянской литературы

социалистического реализма стали поэт Акоп Акопян, прозаик Мовсес Аразй,

поэтесса Шушаник Кургинян, большая группа литературоведов-марксистоз —

Александр Мясникян, Асканаа Мравян, Погос Макинцян и другие,—те кто видел в

победе социалистической революции торжество великого дела, которому они

посвятили свою жизнь и творчество.

В создание армянской советской литературы свой неоценимый вклад внесли

также те писатели, которые активно участвовали в борьбе за победу Советской

власти—Ваан Терян, один из самых тонких лириков армянской поэзии, Егише

Чаренд—пламенный поэт революции, Азат Вштуни и другие.

|[pic] |

|[pic] |

|[pic] |

| |

|Ованес Туманян |

|Аветик Исаакян |

|Егише Чаренц |

| |

У истоков армянской советской литературы стояли также крупнейшие мастера,

представители демократического течения армянской литературы, ее

классики—Ованес Туманян, Александр Ширванзаде, Иоаннес Иоаншсян, Нар-Дос,

Аветик Исаакян, к которым примкнули известные уже тогда писатели Дервник

Демирчян, Стефан Зорьян и другие. Эти писатели, всегда выражавшие

сокровенные чаяния своего народа, не могли не видеть громадных перемен,

совершавшихся после победы революции. И они сделали свой выбор—встали на

сторону народной власти. Конечно, путь маститых деятелей армянской литера,

туры к признанию новых принципов был нелегок, но они верили в силы

освобожденного народа и выразили готовность •содействовать становлению

новой жизни. В 1922 г. выдающийся армянский романист и драматург Александр

Ширванзаде выступил в зарубежной армянской печати с заявлением, что он

готов посвятить себя служению Советской Армении.

Приветствовал освобожденную родину Аветик Исаакян. Перелом в идейных

взглядах крупнейших представителей армянской литературы, которые находились

в то время за рубежом, оказал большое влияние на прогрессивную армянскую

зарубежную интеллигенцию. В защиту Советской Армении выступили зарубежные

армянские писатели Ерванд Отян, Аршак Чопанян, Ваан Текеян, художник Эдгар

Шаин» скульптор Акоп Гюрджян и другие.

Сплочение творческих сил армянской литературы на новой идейной

основе—принципах социалистического реализма, использование демократических

традиций классической литературы прошлого стало главной задачей в области

литературы. В процессе своего становления советская армянская литература

преодолела имевшиеся трудности, сумела выработать правильное отношение к

культуре прошлого. В 1929 г. в Армении была создана единая писательская

организация— Федерация советских писателей Армении, сплотившая творческие

силы армянской советской литературы, что имело громадное значение

для ее дальнейшего развития.

1920—30-ые гг, были в Армении временем кипучей литературной жизни. На этот

период приходится расцвет творчества многих армянских советских писателей.

Поэзия Егише Чаренца, Гургена Маари, Гегама Сарьяна, Наири Зарьяна была

хорошо известна и любима народом.

Творчество Егише Чаренца—эпоха в развитии армянской поэзии. Чаренц первым

из советских армянских поэтов воспел революцию и ее вождя—В. И. Ленина,

многие поэмы поэта являются непревзойденными образцами армянской

гражданской лирики. Народ, революция, жизнь и поэзия не разрывно связаны в

творчестве Чаренца; главное назначение искусства он видел в выражении

стремлений и чувств многомиллионных масс трудящихся.

В области прозы творили такие замечательные мастера художественного слова,

как Аксель Бакунц, Дереник Демирчян, Стефан Зорьян и другие. В 1936 г. в

Армению возвратился великий армянский поэт Аветик Исаакян, по праву

занявший место патриарха армянской литературы. В 30-ые гг. в армянскую

литературу пришло новое поколение писателей—прозаики Рачия Кочар, Гарегин

Севунц и ряд молодых поэтов. Сплочение творческих сил армянской советской

литературы завершилось созданием в 1932 г. Союза советских писателей

Армении.

Происходил также процесс складывания армянского советского искусства,

приведший к созданию единых творческих организаций художников и

композиторов. У истоков советской армянской живописи стояли также мастера,

как Мартирос Сарьян, Седрак Араделян, Степан Агаджанян, Егише Тадевосян,

Акол Коджоян, оказавшие своим творчеством большое воздействие на развитие

армянского изобразительного искусства, определившие разнообразность и

многогранность армянской школы живописи. Заметных успехов достигли

армянские скульпторы— Сергей Меркуров, Ара Саркисян, Ерванд Кочар, Сурен

Степанян и другие.

Музыкальное искусство было представлено такими композиторами как Александр

Спендиарян, Романос Меликян, Спиридон Меликян, Анушаван Тер-Гевондян,

творчество которых явилось большим вкладом в армянскую музыку. В истории

армянской музыки неоценимы в частности заслуги Александра Спендиаряна. Его

симфонические произведения, романсы и песни, питаемые истоками народной

музыки, снискали великому композитору мировую известность. Творчество А.

Спендиаряна во многом стимулировало новый, бурный подъем советского

армянского музыкального искусства.

Крупнейшим событием в музыкальной жизни республики явилось открытие в 1933

г. Государственного оперного театра, на сцене которого были осуществлены

постановки шедевров национального оперного искусства—«Алмаст» А.

Спендиаряна и «Ануш» А. Тиграняна. В репертуар оперного театра вошли также

спектакли мировой и русской классики. В 30-ые гг. в театре работали ведущие

дирижеры К. Сараджев, М. Тавризян, режиссеры А. Бурджалян, А. Гулакян.

Исполнительские силы театра были представлены большими мастерами—Айкануш

Даниелян, Шара Талш, Павел Лисициан, Левой Исецкий-Иоаннисяя и другие. В

1932 г. в Армении была создана Государственная филармония, творческие

коллективы которой проделали большую работу по пропаганде армянской

национальной музыки, ознакомлению армянского зрителя с лучшими

произведениями мировой музыки.

|[pic] |В 30-ые гг. выдвинулись молодые талантливые композиторы, |

| |внесшие большой вклад в развитие армянского музыкального |

|Александр |искусства. Среди них ведущее место занимает композитор Арам |

|Спендиарян|Хачатурян, уже тогда снискавший славу одного из крупнейших |

| |композиторов страны. Музыкальные произведения различной |

| |формы создали композиторы Антон Маилян, Аро Степанян, |

| |Саркис Баласанян, Каро Закарян и другие. |

| |Значительных успехов достигло театральное искусство В |

| |январе 1922 г. постановкой пьесы Г. Сундукяна «Пепо» |

| |открылся армянский драматический театр—первый |

| |государственный театр в истории Армении. За короткий срок |

| |вырос его творческий коллектив. В нем работали известные уже|

| |тогда мастера армянской сцены.Ованес Абелян, Асмик, Арус |

| |Восканян, Ваграм Папазян, Микаел Манвелян. |

В середине 20-х гг. в театр пришли молодые талантливые артисты ставшие

вскоре гордостью армянской сцены Грачия Нерсисян, Вагарш Вагаршян, Авет

Аветисян, Ольга Гулазян и другие. Bольшой вклад в развитие армянского

режиссерского мастерства внесли Левой Калантар, Аршак Бурджалян и другие На

сцене Драматического театра, которому было присвоено имя Сундукяна, были

поставлены многие шедевры армянской, русской и мировой драматургии. Особое

внимание обращалось на создание современного репертуара, представленного

пьесами советских драматургов. Армянский драматический театр прочно

завоевал репутацию лучшего творческоко коллектива республики,

пользовался большой любовью трудящихся.

В 1924_г. родилась армянская кинематография, первенцем которой явился

документальный фильм «Советская Армения» В следующем году был поставлен

первый художественный фильм—экранизация романа А. Ширванзаде «Намус» В

.последующие годы—художественные фильмы «Зарз» «Злой дух», «Мексиканские

дипломаты» и другие. Великолепным творческим успехом армянской

кинематографии явился фильм «Пепо», поставленный известным .кинорежиссером

Амо Бек-Назаряном в 1935 г.

В последующие годы годы появились фильмы «Гикор», «Каро», «Зангезур»,

«Севанские рыбаки» «Горный марш» и другие. В фильмах снимались лучшие

артистические силы республики. Р Значительных успехов достигла советская

армянская архитектура. Исключительную роль в развитии армянской архитектуры

разработке генерального плана застройки столицы республики-Еревана,

создании крупных архитектурных ансамблей сыграл выдающийся архитектор

академик Александр Таманян (1885-1936). По проекту маститого зодчего были

сооружены многие замечательные здания, в том числе театр оперы и балета и

Дом правительства в Ереване. Большую работу по исследованию истории

многовековой армянархитектуры выполнил выдающийся историк архитектуры Торос

Тораманян (1864— -1934)

|[pic] |В годы социалистического строительства происходил активный |

| |процесс установления и расширения культурных связей между |

|Александр |советскими народами. Армянская советская культура принимала |

|Таманян |в этом процессе деятельное участие. Уже на протяжении |

| |20—30-х годов культурные контакты- между советскими народами|

| |стали проявлять тенденции сближения и взаимного обогащения |

| |социалистических культур; этим тенденциям суждено было стать|

| |одной из главных закономерностей развития многонациональной |

| |советской культуры. В эти же годы сложились многообразные |

| |формы культурного сотрудничества советских народов. В |

| |области науки—это обмен результатами научного поиска, |

| |совместная разработка научных проблем, взаимная помощь в |

| |подготовке научных кадров. |

В области литературы—это расширявшиеся творческие контакты между

писателями советских народов, приобщение трудящихся разных республик к

лучшим произведениям братских литератур посредством их перевода на языки

народов СССР. В области искусства—это взаимные гастроли творческих

коллективов, содружество художников, музыкантов, деятелей театра, широкая

пропаганда достижений искусства советских народов. Все эти формы^

сотрудничества проявились и в культурных связях Советской Армении.

В процессе сближения и взаимного обогащения культур советских народов

большую роль сыграла культура русского народа, в особенности русский язык,

выполнявший функции языка межнационального общения. Благодаря русской

культуре и русскому языку советские народы, в том числе и армянский народ,

получили возможность приобщиться к культурным достижениям не только народов

СССР, но и мировой цивилизации.

Русская советская наука сыграла большую роль в развитии научной мысли в

союзных республиках, в частности в Армении. В середине 20-х годов научные

центры Армении— Ереванский университет и Институт науки и искусства

установили контакты с Академией наук СССР, научными учреждениями РСФСР,

Украины, Грузии, Азербайджана. В ноябре; 1925 г. Институт науки и искусства

Советской Армении обратился с письмом к президенту Академии наук

СССР А. Карпинскому, в котором выражалось пожелание установить постоянную

связь с Академией наук СССР. Это предложение было принято.

В 1926 г. в АН СССР был образован особый комитет по исследованию

производительных сил союзных и автономных.) республик. При комитете была

создана специальная Закавказская комиссия во главе с академиком Ф. Ю.

Левинсон-Я Лессингом. Закавказская комиссия АН СССР проделала значительную

работу по изучению природных богатств Армении, выявила

перспективы развития ее производительных сил, наметила возможности

организации научно-исследовательской работы в республике. Ученые России

способствовали развитию в Армении геологических, технических, биологических

и общественных наук. Академия наук СССР выступила инициатором

создания академических учреждений в республиках Закавказья.

Закавказский филиал АН СССР, образованный в 1932 г. во главе с

академиком Н. Я- Мар-а ром, способствовал дальнейшему развитию науки в

крае, подготовил своей деятельностью создание самостоятельных филиалов

АН СССР в каждой из республик Закавказья (1935г.).

Продолжая традиции Ю. Веселовского, В. Брюсова и М. Горького,

стоявших у истоков русско-армянских литературных связей нового времени,

советские русские и армян-? ские писатели в первые же годы

социалистического строительства расширили свое сотрудничество,

внесли весомый вклад в пропаганду достижений культур братских народов.

Была проделана большая работа по переводу на русский язык многих

произведений армянских писателей—как классиков, так и современных. В 20—30-

е годы на русский язык были переведены произведения советских

армянских писателей Ав. Исаакяна и Д. Демирчяна, А. Акопяна и М. Арази,;

Г. Сарьяна и С. Зорьяна, Е. Чаренца и Н. Зарьяна, А. Багкунца и других.

Большие заслуги в переводе на русский язык произведений армянской

поэзии имеют русские поэты В. Брюсов А. Ахматова, Б. Пастернак, П.

Антокольский, С. Маршак, М. Светлов, И. Сельвинский и другие. В эти

же годы упрочились связи с украинской, грузинской, азербайджанской,

литературой, литературами других народов СССР. На армянский язык

были переведены многие про-; иаведеиия, русской классической и советской

литературы, ли-; тератур других советских народов, ставшие достоянием

армянского читателя.

Расширению литературных связей между народами СССР способствовали

взаимные творческие встречи писателей. В 1920—1930-е годы Советскую Армению

посетили многие писатели России, Украины, Грузии, Азербайджана и других

республик, которые делились своим творческим опытом, встречались с

производственными коллективами республики, з своих произведениях отобразили

царивший в Армении пафос социалистического строительства.

В эти же годы интенсивно развивались взаимосвязи и в области искусства.

Стали входить в традицию взаимные гастроли ведущих театральных коллективов

республик Закавказья. Большой вклад в установление и углубление творческих

связей в области театрального искусства внесли старшие представители

мастеров грузинской, армянской и азербайджанской сцены: режиссеры К-

Марджанишвили, А. Бурджалян, И. Исфаганлы, выдающиеся актеры Арус Восканян,

Верико Анджапаридзе, Акакий Хорава, Асмик, Бюль-Бюль и другие. Среди них

особое место занимает Ваграм Папазян, с одинаковым успехом выступавший на

сценах трех республик; этот великий актер был удостоен званий йародного

артиста Армении, Грузии и Азербайджана.

Благодаря частому проведению взаимных творческих выставок художников

ценители искусств Москвы и Ленинграда, Азербайджана, Украины, Грузии и

других республик познакомились с произведениями ведущих армянских

художников и скульпторов М. Сарьяна, С. Агаджаняна, С. Ара-келяна, Ф.

Терлемезяна, А. Саркисяна, А. Урарту и других. В свою очередь трудящиеся

Армении получили возможность ознакомиться с достижениями искусства братских

республик Союза.

Взаимное сближение и обогащение культур советских народов содействовало

воспитанию советских людей в духе интернационализма, повышению их

культурного уровня, расширению кругозора. Растущее культурное

сотрудничество народов СССР становилось характерной чертой жизни советского

общества.

За два неполных десятилетия Советской власти Армения превратилась в

признанный центр духовного творчества армянского народа. Это было большим,

историческим достижением, так как до победы социалистической революции

центры армянской культуры в основном находились вне пределов Армении.

Создание советской государственности, открывшиеся широкие возможности

свободного духовного творчества превратили Советскую Армению в центр новой

армянской культуры—национальной по форме, социалистической с по содержанию.

4. Советская Армения и зарубежные армяне

После первой мировой войны в различных зарубежных странах проживало около

одного миллиона армян, которые в основном жили компактными общинами.

Армянские общины и поселения, издавна существовавшие во многих

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.