бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сословно-представительная монархия в России

почти три четверти и определили те социальные силы, которые в будущем

играли наиболее активную роль в истории земских соборов.

Крайне скудны сведения о соборах 70-80-х годов 16 века.

После смерти царя Фёдора Ивановича в начале 1598 года был собран

земский собор, на котором присутствовало 417 человек: члены боярской думы,

верхи духовенства во главе с патриархом, дворяне и посадские. Ввиду

прекращения старой династии Рюриковичей по предложению патриарха

собравшиеся «обрали ... на царство» Бориса Годунова.

В начале 17 века, в годы польско-шведской интервенции и народных

волнений, земские соборы носили характер узких по составу, наспех собранных

заседаний, выдававших свои решения за мнение «всей земли».

Очень пёстрое по классовому составу совещание, собранное Д. Пожарским в

Ярославле во время похода второго ополчения на Москву в 1612 году, называло

себя также земским собором («Советом всея земли»).

Собор, собравшийся в январе 1613 года, после изгнания польских

интервентов из Москвы, был наиболее многолюдным из всех земских соборов

(700-800 человек). Это был единственный Земский собор , на котором

присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошных

крестьян. На соборе развернулась борьба различных группировок, предлагающих

кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого, Д.М. Пожарского, И.В.

Воротынского и даже В. Шуйского.

Победила группировка, поддерживавшая кандидатуру Михаила Романова, сына

«тушинского» патриарха Филарета, связанного родственными узами с династией

Рюриковичей. Шестнадцатилетний малограмотный Михаил Романов импонировал

некоторым боярам, один из которых (Ф.И. Шереметьев) выразил эту мысль в

частном письме в таких словах: «Выберем де Мишу Романова, он ещё молод и

разумом не дошёл ... и будет поваден» [4]. 7 февраля 1613 года большинство

собора высказалось за Михаила Романова, ставшего основателем новой царской

династии.

Первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно-

представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней

политики государства решались с помощью земских соборов.

В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и

тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений

правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки

господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613

года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На

этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для

пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и

земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с

вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в

1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты

решения о дополнительных налогах на ведение войны.

На многолюдном соборе 1642 года члены Боярской думы, верхи духовенства,

а также представители провинциальных дворян, стрелецких голов и торговых

людей занимались изысканием средств помощи казакам, захватившим в устье

Дона мощную крепость крымского хана Азов. Разрешение вопроса «за Азов с

турским и крымским царём разрывать ли, и Азов у донских атоманов и казаков

принимать ли» зашло в тупик. После длительных пререканий сословных групп,

входящих в состав собора, было вынесено решение отказать казакам в помощи.

На этом же соборе представители поместного дворянства и городов подали

челобитные, выражая свои сословные притязания.

Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях

городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от

дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без

урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить

белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на

непорядки в управлении и в суде.

Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И.

Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов

самодержавной монархии 17 века, в котором были учтены пожелания помещиков и

посадской верхушки.

Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора,

созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января

1649 года.

Восстание псковских городских низов в 1650 году заставило правительство

срочно созвать Земский собор.

Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о

войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о

воссоединении Украины с Россией.

Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически

совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы

способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного

аппарата. Созывая Земский собор, правительство расчитывало на получение от

его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную

поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих

мероприятий правительства.

Дворяне-помещики и посадские через земские соборы разрешали свои дела,

минуя приказную волокиту. Земский собор собирался чаще всего в одной из

кремлёвских палат ( Грановитой, Столовой и других ). Открывали собор дьяк

или сам царь. Дьяк зачитывал «письмо» (повестку) для собора (например, на

соборе в 1642 году). Ответ на вопросы повестки давался по «отдельным

статьям» каждым сословием. На Земском соборе 1649 года бояре и духовенство

заседали отдельно от остальных депутатов.

Земские соборы становились иногда ареной борьбы группировок

господствующего класса, отдельных сословий. Характерен в этом отношении

Земский собор 1642 года, на котором каждая сословная группа, не желавшая

нести военную или материальную тяжесть войны с Турцией и Крымом, ссылалась

друг на друга. Впрочем, между помещиками и верхами посада на ряде земских

соборов установилась своеобразная солидарность («единачество») на почве

общего недовольства несовершенством законодательства и государственного

аппарата, засилья бояр.

Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов

(1645 год) и дней (1642 год) до нескольких месяцев (1648-1649 года) и даже

лет (1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 года).

Решения Земского собора оформлялись в соборный акт - протокол за

печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-

экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к середине 17

века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального

хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной

монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже

не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и

внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях

окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к

земским соборам. С 60-х годов 17 века земские соборы переродились в более

узкие по сост

оссии.

Подавляющее большинство дореволюционных историков относило

возникновение приказов уже к концу 15 века, связывая их происхождение с

разросшимися функциями «Казны», ростом значения в деле управления Боярской

думы, механическим переводом в Москву органов управления присоединённых

княжеств.

История приказной системы управления привлекала и советских историков (

С.В. Бахрушина, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, П.А. Садикова, А.А.

Зимина, И.И. Смирнова, Н.Е. Носова, С.О. Шмидта, А.Н. Леонтьева и других ).

Впервые в советской историографии вопросы возникновения приказной

системы управления поставил А.А. Зимин, связавший создание приказной

системы с реформами Ивана Грозного в 50-х годах 16 века.[5]

Осуществление отдельных функций государства в 15 веке поручалось

боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно

эти нерегулярные поручения («приказы») получали более постоянный характер.

Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской

дьяки. Первоначально в 15 веке эти должностные лица осуществляли свои

задачи без вспомогательного аппарата. Но с усложнением задач им давались

«для письма» (с начала 16 века) чиновники помельче - подьячие, объединённые

в особом помещении-канцелярии - «избе», «дворе». Процесс образования «изб»,

«дворов» - канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца 15 века

и до середины 16 века) и был неодновременным. Должностные лица, не имевшие

своих канцелярий - «изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах»,

«дворах». Так, в первом из возникших «дворов» (Казённом) впредь до

образования соответствующих «изб» велись разрядные, поместные, разбойные,

ямские и другие дела.

Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим её должностным лицом

представляла зародыш будущего приказа. С середины 16 века «избы» -

канцелярии стали превращаться в постоянно действующие центральные

бюрократические государственные учреждения - приказы. Это нашло отражение и

в увеличении круга их задач, появлении чиновничье-бюрократической иерархии

и внутренней структуры, складывании определённых приказных порядков

деятельности и форм делопроизводства.

Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия,

состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр - вассалов великого князя

московского, а также служилых людей - дворян и детей боярских. Объединение

русских земель вокруг Москвы, борьба русского государства с татарами,

турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали

постоянного усилия и усовершенствования вооружённых сил.

Ряд первых центральных государственных учреждений русского

национального государства имели военное назначение. К этой группе

относились Разрядный, Поместный приказы, а также Оружейная палата.

Во второй половине 16 века появились другие приказы этой группы:

Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Оружейный, Бронный, Аптекарский.

Разрядный приказ возник при дьяке «с разрядом»[6]. О разрядном дьяке мы

находим намёки ещё в росписи воевод новгородского похода 1478 года, а о

существовании разрядного приказа сохранились известия с 1531 года. В одной

из разрядных книг сообщается о том, что в лето 7039 (1531 года ) «князь

великий наложил опалу свою на князя Ивана Воротынского ... и велел их с

Тулы дьяку Афанасию Курицыну привести к Москве в Разряд»[7]

Разрядный приказ ведал личным составом армии русского государства:

заведовал её комплектованием, учётом, денежными и поместными окладами. На

особых смотрах, проводимых приказом для дворян и детей боярских,

определялась способность их к воинской службе. Каждого нового служилого

человека («новика») на смотре «верстали» на военную службу, т.е. определяли

размер его земельного и денежного жалованья. Первоначально существовало до

25 «статей» этого «верстания»; к концу 16 века их число было сведено до 6.

Для определения в «статью» учитывались происхождение, опыт предыдущей

службы и т.д.

Служилые люди обязаны были выходить на смотры и войну «конны, людны и

оружны», т.е. выставлять вооружённых слуг или холопов, вначале «по силе», а

со временем издания Уложения о службе 1555 года «со ста четвертей добрые

угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в дальний поход о дву

конь». Смотря по службе приказ увеличивал или уменьшал оклад служилых

людей, повышал или понижал их в чине. За неисправную службу или отсутствие

(«нетство») приказ мог не только понизить, но и отобрать данные за службу

«в оклад» земли.

Этот приказ тщательно вёл книги всем служилым людям в государстве с

обозначением их поместного и денежного жалованья. Списки дворянам и детям

боярским, составлявшиеся при «разборе», «верстании» и «раздаче» им

жалованья, назывались «десятнями».

Разрядный приказ давал распоряжения относительно похода и содержания

войска, заведовал постройкой крепостей, пограничных городов, включая их

население и земли, а также ведал пограничной службой.

Кроме военных функций, разряд имел чисто административные функции по

делам личного состава государственного аппарата. Он назначал наместников и

волостелей, воевод, послов, судей приказов, осуществлял суд над

чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела. Уже во

второй 16 века Разрядный приказ приобрёл значение важнейшего приказа

Русского государства. В конце 16 века ему были окончательно подчинены

сохранившиеся ещё от феодальной раздробленности областные разряды

(Новгородский, Смоленский, Рязанский), которые приобрели в дальнейшем

характер военно-окружных управлений.

В 17 веке Разрядный приказ имел довольно сложную структуру. Приказ

подразделялся на 5 территориальных столов (Московский, Владимирский,

Новгородский, Севский, Белгородский) и столы специального назначения:

денежный и приказный.

Из территориальных столов важнейшим считался Московский. Он ведал

комплектованием личного состава приказов, воевод, укреплениями пограничных

линий, разбирал местнические дела.

Все остальные территориальные столы вели учёт рядового состава армии в

пределах определённого военного округа («Разряда»). Здесь велись списки

состава служилых - десятни, смотренные списки служилых людей, акты приёма и

передачи городов воеводами (росписные списки). Белгородский и Севский

столы, кроме того, заведовали пограничным военно-административным

управлением. Связь Разряда с другими приказами осуществлял приказный стол.

С деятельностью Разрядного приказа связан Поместный приказ,

возникновение которого было также обусловлено ростом значения служилого

дворянства. Если Разрядный приказ устанавливал поместный «оклад» (земельное

жалованье за службу), то наделение («дача в оклад») осуществлял Поместный

приказ. До образования этого приказа и то и другое производил Разрядный

приказ.

Поместный приказ вырос из должности поместного дьяка, упоминаемого ещё

в конце 15 века. Учреждение при этом дьяке сложилось позднее и образование

его было связано, по-видимому, с поместной реформой 1555 года. В этом же

году впервые упоминается и поместная изба. В 1577 году впервые встречается

упоминание Поместного приказа.

Поместный приказ заведовал государственными землями, раздаваемыми в

поместья. Всякий, кто определялся на службу, подавал в Разрядный приказ

челобитную с просьбой выделить ему земельное поместье.

В приказе велись книги с обозначением размеров всех поместий. Эти книги

назывались даточными.

Приказ посылал писцов, дозорщиков, межевщиков и других чиновников для

составления различных учётных документов: писцовых, переписных, окладных,

дозорных, приправочных, межевых и других книг. Здесь же выдавались акты на

право владения землёй: жалованные, вводные, отказные грамоты.

Поместный приказ рассматривал споры по земельным делам служилых людей,

собирал подати с земель, находившихся в его владениях.

Возрастание в 17 веке роли и значения помещиков-дворян в армии и

гражданском государственном аппарате (приказы и воеводы), увеличение

размеров поместного землевладения, постепенное сближение поместного и

вотчинного землевладения делало Поместный приказ одним из важнейших

приказов государства.

В начале 17 века приказ провёл описание земель с целью восстановления

нарушенных во время интервенции и крестьянской войны прав помещиков.

Писцовые и переписные книги помогали рассматривать многочисленные земельные

тяжбы между помещиками и вотчинниками. Кроме того, эти книги являлись

документами, на основании которых производилось налоговое обложение.

Поместный приказ вёл активную борьбу с возросшими побегами феодально-

зависимых крестьян, посылая на места с широкими полномочиями специальных

сыщиков.В период подавления крестьянской войны под руководством Степана

Разина приказ рассылал сыщиков на территории, подведомственные другим

приказам.

Исполнительный аппарат приказа подразделялся на несколько

территориальных столов: Московский,

Ря**************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

********************************************************** получавших

за свою службу не земельное, а денежное, а иногда и натуральное (хлебное)

жалованье. Это были стрельцы - пехотинцы, вооружённые огнестрельным оружием

и проживавшие в особых городских слободах. С их появлением связано создание

Стрелецкого приказа, впервые упоминаемого с 1571 года.

В 17 веке возросло число стрельцов, которые принимали активное участие

не только в охране границ государства и войнах, но использовались для

караульной и полицейской служб, борьбы с пожарами. Наряды стрельцов несли

караулы в Кремле и на московских улицах. Стрельцы проживали особыми

слободами и занимались в свободное от службы время ремеслом, мелкой

торговлей. Каждый полк имел свою канцелярию - стрелецкую избу.

Возглавлявшие стрелецкие полки полковники были не только командирами, но и

судьями для стрельцов.

Все дела по службе, содержанию, управлению и суду стрельцов осуществлял

Стрелецкий приказ. Ему же была подведомственна и часть казаков.

После стрелецкого мятежа 1697-1698 годов Пётр Первый приступил к

ликвидации стрелецких войск. Компетенция стрелецкого приказа изменилась: он

стал заниматься административно-хозяйственными делами, что и вызвало его

преобразование в 1701 году в Приказ земских дел, наследовавший функции

упразднённого ещё в ноябре 1699 года Земского приказа по полицейскому

управлению Москвой.

В конце 15 века возникла Оружейная палата - арсенал Русского

государства, ведавший изготовлением и хранением оружия. С 1511 года

известна должность оружничего, возглавлявшего эту палату. Для заведования

Оружейной палатой был создан Оружейный приказ. Руководство изготовлением

ручного, холодного и огнестрельного оружия, а также предохранительного

снаряжения (брони, шлемы, панцири и др.) осуществлял известный с 1573 года

Бронный приказ.

Развитие артиллерии в Русском государстве в Ливонскую войну привело к

образованию Пушкарского приказа (известен с 1577 года), который стал

главным артиллерийским управлением. Приказ имел и некоторые военно-

инженерные функции: строил укрепления на границах.

Деятельность Пушкарского приказа переплеталась с приказом Каменных дел,

или Каменным. Приказ Каменных дел был учреждён приблизительно в конце 1583

- начале 1584 года и заведовал «записными» каменщиками, кирпичниками и

другими ремесленниками строительного дела, проживавшими отдельными

слободами в городах. В его ведении находились каменоломни и кирпичные

сараи. Приказ руководил постройкой укреплений.

Службой и жалованием наиболее привилегированной части казаков,

находящихся на службе Русского государства, ведал в 1613-1643 годах Казачий

приказ.

Иноземный приказ ведал не только иноземцами находящимися на службе

Русского государства, но и русскими людьми, служащими в полках нового

(«иноземного») строя. Приказ проводил пожалования иноземцев землями и

крестьянами, осуществлял суд над иностранцами. Для разбирательства судебных

дел в приказе существовали толмачи и переводчики.

Появление полков нового строя вызвало учреждение и специальных

приказов. Наиболее важным из них был Рейтарский приказ (1649-1701 года),

который ведал рейтарскими полками: их комплектованием, снабжением,

обучением и судом.

В последние десятилетия 17 века Рейтарский и Иноземный приказы имели

одного начальника и общих дьяков.

Рядовой состав солдатских, драгунских и рейтарских полков формировался

из насильно набираемых даточных людей от тяглового (крестьянского и

посадского) населения, а также из добровольцев - «охочих» людей из вольного

населения. Вместо даточных, набираемых с определённого числа дворов, можно

было платить определённый сбор на содержание этих полков. Этим занимались

два существовавших почти одновременно приказа: сбора даточных людей (1633-

1654 года) и сбора ратных людей (1637-1654 года).

Возросшее в 17 веке производство вооружения осуществлялось

предприятиями и мастерами, подведомственными Пушкарскому приказу, Оружейной

палате и созданному в 1647 году Ствольному приказу.

Чрезвычайными мерами по укреплению южных границ Русского государства и

строительству городов руководил Приказ городового дела (1638-1644 года).

Близким к военной организации Русского государства был Аптекарский

приказ, основанный в конце 16 века. Первоначально он являлся придворным

учреждением, обслуживавшем царя, царскую фамилию и близких ко двору лиц. В

17 веке приказ превратился в государственный центр медицинского дела.

Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые

приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и

царского хозяйства. Так как вопросы дворцового хозяйства не подлежали

рассмотрению в Боярской думе, то у великих князей рано появилась

потребность в создании специального аппарата дворцового управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.