бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реформы Петра I

кого купечества, а также для населения поморских городов. Отменя-

лась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные

бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская рату-

ша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные

поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор

за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял

обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту

должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает

доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению

перенести основную массу управления на места, так как "человеку

трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления

обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд

государства, а после окончания Северной войны должна была упростить

процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г.

начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается

создание восьми губерний, которые в свою очередь подоразделялись на

провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петер-

бургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской,

Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли гене-

рал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись во-

еводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия

как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710

г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у

губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведав-

ший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, гу-

бернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а

Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское

учреждение.

В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была ус-

тановлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна

была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия во-

енных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались

новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в

средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соот-

ветствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опре-

денленное количество полков.

Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война

затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не

удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную поч-

ву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Ап-

раксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ве-

домости по ним, демонстрируя падение о казенной прибыли.

Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного уп-

равления. В результате губернской реформы была уничтожена система

приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы,

так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.

Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды",

которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией минист-

ров".

Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласив-

ший создание нового органа государственной власти - Сената. Фор-

мальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ

гласил:

"Указ, что по отбытии нашем делать.

1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отняти-

ем чести и всего имения, тож и ябедником да последует; 2. Смотреть

во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отс-

тавить; 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артери-

ею войны; 4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче

тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских

грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в одном месте;

6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, ос-

мотреть и посвидетельствовать; 7.О соли старатца отдать на откуп и

потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую,

отдать; 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, прилас-

кать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для боль-

шева их приезду. Петр".

В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников ца-

ря, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным ор-

ганом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как са-

мому царю.

Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г.

создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обя-

занности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблени-

ях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практи-

чески безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал

половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для

расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.

Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом

Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокуро-

ра для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре

за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для об-

суждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной

власти была резко снижена.

Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената

еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы

государственного управления Петр избрал шведское государственное

устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразо-

вания Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им

западноевропейского опыта.

Шведская государственная система была построена на принципах ка-

мерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего расп-

ространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт,

весьма привлекательных для Петра:

1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал

создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой

регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского

труда, установления единообразия штатов и жалованья.

Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило,

вносил обусловленные особенностями России изменения. Указ Петра от

28 апреля 1718 г. гласит: "Всем колегиям надлежит ныне на основании

шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а

которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего

государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, пос-

тавя об оных, докладывать, так ли их быть".

В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу

коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23

марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязаннос-

тей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер и

Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг.,

когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразова-

ний: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплекто-

вал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назнача-

ются президенты и вице-президенты коллегий:

Документ от 12 декабря 1718 года: " Реестр коллегиям. О должнос-

ти, что в которой управляти надлежит...

1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иност-

ранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государс-

твы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных

иноземцев.

2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение

доходов денежных всего государства.

3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыск-

ныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.

4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были

ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.

6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к

тому принадлежащими морскими делами и управлении.

7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.

8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных

расходов.

9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и

рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия".

С появлением коллегий прекращали свое существование многие из

сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых

учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью

коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер дея-

тельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал: "В

коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не

постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный уви-

дит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при

жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Ду-

ховная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената,

в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-колле-

гию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия

для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-колле-

гии получила статус коллегии.

В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определя-

ющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и

компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она

функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу рефор-

мировать и местное управление. Началась очередная реформа местного

административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были

отменены "доли" и должности ландратов, губернии теперь делились на

провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых

стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

Городское управление было передано в руки городских верхов.

Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось

на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных

мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники)

и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского на-

селения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления -

магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения -

члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятель-

ность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г.

Главный магистрат.

Наряду с разделением городского населения, были проведены преоб-

разования и в отношении многочисленного класса некрепостного насе-

ления - оно объединялось в сословие государственных крестьян со

значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг.

было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными

крестьянами.

Новая система органов управления создала мощный слой чиновничь-

его дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрокра-

тический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян

(поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно

превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. пре-

дотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не

была.

Своеобразным итогом административных преобразований Петра I ста-

ла принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке го-

сударственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объяв-

ляла службу единственным способом получения любого государственного

чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выход-

цев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присво-

ение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы

управления. Петр отмечал в указе о Табели: "Мы для того никому ни-

какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг

не покажут и за оные характера не получат". По Табели все должности

делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артилле-

рия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

Многие историки считают административные преобразования наиболее

слабым местом Петровских реформ. Известный российский историк

В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования, непрерывным потоком сле-

довавшие одно за другим... не тоько не вели население к материаль-

ному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступав-

шим войне Петровского времени".

Церковная реформа.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа

Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной

церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финан-

совую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние

патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили

политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах го-

сударственной жизни, была напрвлена прежде всего на как можно более

эффективное использование церкви для нужд государства, а если конк-

ретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы,

прежде всего на строительство флота ("кумпанствах").

После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает

еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриа-

на. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Пат-

риаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупот-

реблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же

самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоб-

люстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский

приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Цер-

ковь начинает терять свою независимость от государства, право рас-

поряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном бла-

ге, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества,

разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский

указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь

нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя

появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных сол-

дат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставит-

ся в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового

юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи

Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, котрый предусмат-

ривал уничтожение института патриаршества и образование нового ор-

гана - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Свя-

тейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с

Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Фео-

досий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом

абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,

в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Совре-

менник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались про-

тестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам

духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на

стол кинжал) булатный патриарх".

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских свя-

щеннослужителей в государственных чиновников, тем более что для

надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой,

проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были

переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Ниже-

городской и Астраханской губерний (образованы в результате членения

Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священ-

ника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Поста-

новление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям

вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была

возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть

своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата,

строго контролируемую и управляемую светской властью.

Экономические преобразования.

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промыш-

ленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо-

зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду-

щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали

крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор,

оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в

отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью

применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из

дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических

культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс-

тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив-

ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в

сырье для российской промышленности привели к широкому распростра-

нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра-

щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел-

копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс-

тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также

овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две

зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы

переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в

город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло-

дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению

барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами

строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс.

крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек-

рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводилсиь новые.

Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно

больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718

г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи-

мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70

копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс-

тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до

12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких

крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было

основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз-

дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо-

лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноев-

ропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен-

ный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но

использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,

приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием.

В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту-

ры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш-

ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления

их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государствен-

ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас-

теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал-

лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших

преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион-

ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По-

мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по-

мещика-владельцами.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в

самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос-

сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот:

металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные,

кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность,

создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма-

нуфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о

передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотня-

ной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим

умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, порохо-

вой, бумагоделательной, парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, су-

конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и

многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промыш-

ленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым рас-

положением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на

базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс-

твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од-

но из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.