бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реформация

(Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн и Валлис), заключивший соглашение с

Австрией.

Окрыленный успехами Цвингли мечтал о создании в центре Европы сильной

федерации из протестантских кантонов и имперских княжеств. В 1529 г. в

Марбурге была организована встреча заинтересованных сторон для решения

этого вопроса, но она закончилась неудачей. Лютер упорно отстаивал свои

религиозно-политические взгляды и отказался пойти на компромисс с Цвингли.

Не желая медлить, Цвингли в том же году двинул к Каппелю хорошо

организованную армию с целью сломить католический союз кантонов и добился

успеха. В 1529 г. по «Белому миру» союз католических кантонов с Австрией

был расторгнут, а в совместно управляющихся фогтствах стала проводиться

Реформация. Тем не менее вражда сохранилась. Осложнилось положение Цвингли

в самом Цюрихе, где враги обвинили его в узурпации власти. Вторая

Каппельская война 1531 г. ставила задачу уничтожить союз католических

кантонов, но решающая битва закончилась разгромом войск Цвингли и его

гибелью.

По второму Каппельскому миру 1531 г. союз протестантских кантонов был

распущен. Для других земель устанавливалось правило — «чья власть, того и

вера», на практике означавшее возврат ряда областей к католицизму. Центр

реформационного движения сместился на юго-запад Швейцарии.

Кальвинистское вероучение и церковь. В своем вероучении Кальвин не только

использовал общереформационные положения. Во многом он дополнил их, а также

довершил разработку ряда вопросов, поставленных его предшественниками, или

по-новому расставил акценты. Лютер и Цвингли сформировали в основных чертах

теорию божественного предопределения. Кальвин сделал акцент на его

абсолютности и неизменности. Одни априорно осуждены богом на погибель,

другие предызбраны к вечному спасению, при этом господь может выносить свой

приговор не только в отношении отдельных лиц, но даже целых народов.

Бесполезно та кие решения отгадывать, нельзя их изменить показной

набожностью, добрыми делами и прочими способами. Лишь внушенное святым

духом неотступное следование канонам кальвинизма, добродетельная и

деятельная жизнь «во славу божию» могут восприниматься как признак

предызбранности к вечному блаженству.

Такая постановка вопроса устраняла фатальность, пассивность, вселяла

надежду и даже убежденность у кальвиниста, что он является избранником

божиим, побуждала прилагать все силы и энергию для выполнения своего долга.

В этом проявлялась независимая от воли самого человека, заложенная в нем

божественность. Характеризуя материальную подоплеку учения Кальвина о

божественном предопределении, Энгельс подчеркивал: «Его учение о

предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли

и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или

искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих»'.

В органической связи с учением о предопределении находилась вся

теологическая система социально-экономических и этических норм кальвинизма.

Собственность (владение), как и все сущее на земле, есть дар божий. То, чем

владеют люди, должно оцениваться как милость божия, использоваться на общее

благо. Обязанностью владельца является бережливость, приумножение владения

«на благо общине». Кто этого не делает по нерадению или неумению, тот

нарушает божественные заповеди. Богатство духовное выше богатства земного.

Бог может дать его и взять обратно. Если же владелец утратит его из-за

греховных побуждений и обанкротится, его должна постигнуть и мирская, и

духовная кара. В то же время богач, охваченный корыстью и видящий в

богатстве земном идола, утрачивает покровительство божье. Однако бог

испытывает людей не только богатством, но и бедностью. Бедняк должен нести

свое бремя с достоинством. Бедность не равнозначна, однако, святости, а

бедняки, ставшие бродягами, попрошайками и ворами, утрачивают защиту

господню, являются преступниками. Труд земной есть божий дар, и его главная

цель — поддерживать жизнь общества, охранять и приумножать дары земли.

Поэтому самый достойный труд — крестьянский. Лень — величайший порок. Дни

отдыха — лишь воскресенья и пять крупных праздников в году. В духе времени

Кальвин содействовал даже попыткам создания кальвинистской колонии в

Бразилии «для распространения истинной веры».

Военное наемничество, как богопротивное, запретили.

Большое внимание Кальвин уделял проблемам государства. Человек и общество

грешны и порочны. Чтобы разумно, по божественной воле управлять ими,

существуют государство, светские власти. Им даны меч и право, исходящее из

божественных законов, что обеспечивает подлинный авторитет светским

властям, которым люди обязаны повиноваться. Власть государя ограничена

божественным промыслом и необходимостью обеспечивать благо его подданных.

Нечестивых государей, тиранов постигает кара божья, могущая проявиться и в

восстаниях народа. Но это был лишь общий постулат, заимствованный Кальвином

из Библии, призванный служить отвлеченной угрозой безбожным и тираническим

правителям. На практике Кальвин проявлял большую осторожность в трактовке

права на сопротивление тирании. Оно, по мнению Кальвина, принадлежало

только нижестоящим властям, сословно-представительным учреждениям. Сначала

надо было исчерпать все меры легального и пассивного сопротивления, а

насилие применять лишь как исключительную меру. Просьбу гугенотов в 1560 г.

поддержать их план заговора против короля Франции Кальвин на этом основании

отверг. Концепция государства у Кальвина основывалась на французских

реалиях. Уступки, делавшиеся в Женеве, определялись местной спецификой.

Лучшей формой государственного правления Кальвин считал олигархию, худшей —

демократию.

Кальвин поставил целью любой ценой сохранить духовную независимость

церкви от государственной власти. Она должна помогать церкви и охранять ее

доктрину, служителям же церкви надлежит молиться за нее, не вмешиваться в

ее дела. Властям необходимо также внимать советам служителей церкви,

насаждающих слово и законы божьи. На практике такой гармонии достигнуть не

удалось.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Во главе

общины стояли старшины, избиравшиеся из числа богатых светских лиц, и

опытные проповедники-министры, получавшие скромную фиксированную оплату.

Этот совет (консистория) ведал всей религиозной жизнью общины, рассматривал

дела, связанные с проступками против религии и морали. Вопросы о догматах

кальвинизма решались на особых собраниях министров — конгрегациях, позднее

превратившихся в местные, а затем и «национальные» синоды. Основной их

задачей являлась борьба с отклонениями от ортодоксальной доктрины и

ересями. Дьяконы ведали сбором и расходованием средств на нужды церкви и

благотворительность.

Историческое значение и судьбы швейцарской реформации. Швейцарский союз,

продолжая в XVI в. формироваться в самостоятельное государство, органически

вписывался в складывавшуюся систему европейских держав с присущими ей

процессами взаимосвязей и взаимовлияний. Поэтому и Реформация в Швейцарии

составляла часть широкого и многоликого реформационного движения,

распространившегося, хотя и в разной мере, в большинстве европейских стран.

Цвинглианство, выражавшее собственно швейцарские потребности, весьма

энергичное на начальном этапе, потерпело в итоге поражение. Попытка его

выйти за пределы Швейцарии и дать идеологическое знамя новой федерации

реформированных швейцарских кантонов и имперских княжеств потерпела крах.

Неблагоприятно складывалась и внутренняя обстановка. Известные успехи

промышленности и ремесла, сельских промыслов и кредита, возникновение

раннебуржуазных торгово-промышленных компаний и банков имели слабую общую

базу, хозяйственная конъюнктура отличалась неустойчивостью, капиталов не

хватало, предпринимательством занимались преимущественно выходцы из Франции

и Северной Италии. Подъем сменился спадом, а затем и кризисом. Успехи более

динамичного кальвинизма сузили зону распространения цвинглианства. Реальная

действительность требовала приспособления к новым условиям. Преемник

Цвингли — Буллингер — пошел по такому пути, делая уступки Кальвину. Это

нашло свое выражение в текстах общего символа веры (1549).

Иначе сложились судьбы кальвинизма. Женева была для него лишь

обусловленным рядом причин трамплином. Будучи объективно религией самой

смелой части тогдашней буржуазии, кальвинизм во всех своих социально-

идеологических приоритетах, поведенческих нормативах, моральном кодексе

выражал потребности не швейцарской кантональной провинциальности, а

общеевропейского исторического процесса. Поэтому в противоположность

цвинглианству он вышел на европейскую арену. В условиях острого

противоборства между силами прогресса и феодальной реакции республиканизм и

организационные принципы кальвинизма использовались французскими

дворянскими гугенотами для борьбы против абсолютизма, польскими панами —

для атак на королевскую власть. Вместе со своими адептами кальвинизм

перемещался и в колониальные владения европейских стран.

Реформационное движение в Нидерландах

Усиление феодально- католической реакции. В XV в. значительная часть

нидерландских земель входила в состав герцогства Бургундского. Его

длительная борьба с Францией за гегемонию в регионе завершилась поражением

бургундской армии в битве при Нанси в 1477 г. (см. т. 1, гл. 9). Массовые

восстания в Бургундии принудили наследницу престола Марию Бургундскую

издать Великую привилегию, восстанавливавшую попранные Карлом Смелым

привилегии страны, а для укрепления своего положения вступить в брак с

Максимилианом Габсбургом, который позднее стал германским императором.

Нидерландские земли оказались в династической зависимости от Габсбургов. В

XVI в. император Карл V Габсбург распространил свою власть на новые

области—Фрис-ландию, Утрехт, Оверэйссел, Хронинген, Дренту и Гелдерн. По

Аугсбургскому миру 1548 г. и Прагматической санкции 1549 г. 17 областей

Нидерландов: Артуа, Эно (Геннегау), Люксембург, Намюр, Фландрия, Лимбург,

Турне, Мехельн, французская Фландрия (Лилль, Дуэ, Орши), Голландия,

Зеландия, Утрехт, Фрислан-дия, Гелдерн, Оверэйссел (с Дрентой) — в качестве

неделимого наследственного округа включались в империю на условиях выплаты

ими символической квоты имперского налога. Епископство Льежское

пользовалось особым самостоятельным правовым статусом. После раздела

империи в 1555 г. Нидерланды отошли под власть короля Испании

Филиппа II.

В первой половине XVI в. в Нидерландах быстро шло разложение феодальных

отношений, развертывался процесс первоначального накопления и зарождались

капиталистические формы хозяйства. На их небольшой территории к этому

времени имелось около 300 городов и свыше 6500 деревень с населением

примерно в 3 млн. человек. Нидерланды часто называли «страной городов».

Бедствия эти усугубляла хищническая политика иноземных монархов. Они

хозяйничали в стране и давили ее налогами, разоряли династическими войнами,

поддерживали внутреннюю реакцию — феодальную аристократию, католическую

церковь, а в городах — верные им и католицизму правящие фракции патри-

цианско-цеховых олигархий. Это вызвало раскол. Менее покорные патрицианские

группы обособлялись, тайно склонялись к ереси. Нарождавшиеся новые классы —

буржуазия и мануфактурный пролетариат — болезненно испытывали на себе

последствия реакционной политики иноземного абсолютизма. Острые социальные

конфликты становились неизбежными. Они вылились в ряд восстаний. Наиболее

крупными были народное движение 1534— 1535 гг. в северных провинциях под

руководством революционных анабаптистов и Гентское восстание 1539—1540 гг.

Оба они отличались большой остротой и сложностью социальных противоречий,

которые сказались и в годы революции.

Политика Карла V характеризовалась нараставшей реакционностью. С 1521 г.

стали издаваться особые законы — «плакаты» — против еретиков, был учрежден

трибунал инквизиции. После массовых народных выступлений 1534—1535 гг.

преследования еретиков становятся особенно жестокими. Беспрерывные

династические войны с Францией подорвали финансы Нидерландов. Если для

Карла V Испания была важной составной частью его владений, то для Филиппа

II она стала главнейшей. Вся политика Филиппа II определялась интересами

испанского дворянства, стремившегося к беспощадному ограблению подвластных

стран.

Для достижения своих целей Филипп II наметил следующие меры: оставить в

Нидерландах испанские войска, введенные туда во время войны с Францией;

сосредоточить фактическую власть в стране в руках узкой группы членов

Государственного совета (консульты), рабски преданных монарху; увеличить

число епископов с 4 до 18, дав им полномочия инквизиторов для искоренения

ересей. Этим монарх не ограничился: чтобы освободиться от долгов, он

объявил в 1557 г. государственное банкротство, от чего нидерландские

финансисты понесли огромные убытки.

Нововведения Филиппа II задели интересы различных слоев населения

Нидерландов. Закон 1559 г. об учреждении новых епископств означал, что

отныне «плакаты» против еретиков будут применяться со всей жестокостью.

Оговорка о назначении епископами лишь богословов с университетским

образованием отнимала выгодные епископские синекуры у дворян, а намерение

содержат! епископов за счет монастырей грозило пребендам аббатов, также

выходцев из дворян. В 1560 г. в Испании была повышена вывозив» пошлина на

шерсть, в связи с чем ввоз ее в Нидерланды сократился почти в два раза.

Затем нидерландским купцам закрыли доступ в испанские колонии. Англо-

испанский конфликт парализовал нидерландско-английскую торговлю, что

оставило без работы тысячи людей.

Поскольку все эти акты исходили от чужеземных правителей они

приобретали характер национального угнетения, и их проводники в Нидерландах

— наместница Маргарита Пармская и кардинал Гоанвелла заслужили всеобщую

ненависть в стране.

Кальвинизм в Нидерландах

Под влиянием указанных выше причин, а также в связи с ростом дороговизны и

голодом в 1565—1566 гг. в Нидерландах началось сильное брожение среди

городской бедноты, рабочих мануфактур, крестьян. Местами происходили

голодные бунты. На арену открыто выступил кальвинизм. С начала 60-х годов

кальвинистские консистории в крупных торгово-промышленных центрах (Турне,

Валансьене, Антверпене, Хондсхоте и других местах), которыми руководили в

большинстве случаев богатые буржуа, перешли к организации массовых

выступлений. На кальвинистские проповеди, проходившие обычно в окрестностях

городов по ночам, стекались тысячные толпы бедного люда, привлеченного не

только религиозным рвением, но и щедро раздававшейся там консисториями

милостыней. Все большее число людей приходило на проповеди с оружием, и эти

проповеди выливались затем в подлинные вооруженные смотры. Среди

руководителей и идеологов народных масс встречались и такие, которые

требовали введения всеобщего христианского равенства и свободы. Дело шло к

восстанию.

В оппозицию к правительству встала и значительная часть нидерландского

дворянства. Ядро оппозиции сначала группировалось вокруг вельмож, членов

Государственного совета — принца Оранского, графов Эгмонта и Горна. Дворяне

были недовольны нарушением их привилегий королем и надеялись поправить свои

финансы за счет секуляризации монастырских земель, реформировав церковь в

угодном им духе. В связи с этим в их среде стали распространяться

лютеранство и кальвинизм. Видя подъем народного движения, дворяне, с одной

стороны, были не прочь использовать его в своих интересах, но с другой —

опасались его. Поэтому они решили взять на себя роль «посредников» между

волновавшимся народом и правительством и таким образом достичь своих целей.

Иконоборческое восстание 1566 г. Первым актом начавшейся Нидерландской

буржуазной революции и освободительной войны было иконоборческое восстание.

В августе 1566 г. вооруженные народные отряды стихийно, а местами

подстрекаемые консисториями начали погромы церквей, истребление икон,

статуй святых и прочих предметов католического культа в окрестностях Хонде

-хота, Армантьера, Касселя. Церковные драгоценности порой уничтожали, но

чаще собирали и использовали на нужды восстания и благотворительности.

В Антверпене инициаторами восстания выступили ремесленники и городская

беднота. В Турне в погромах церквей помимо горожан участвовали сотни

крестьян. Руководящую роль там играли консистории. За счет конфискованных

церковных ценностей были навербованы отряды из бедняков, которые охраняли

город. Повстанцы сожгли финансовые и поземельные документы монастырей и

церквей. То же самое происходило в Валансьене.

В Мидделбюрхе (Зеландия) иконоборцы при поддержке богатых лиц и некоторых

членов магистрата принудили власти освободить арестованных еретиков. В

Утрехте действия иконоборцев носили ярко выраженный социальный и

политический характер. Наместница оценивала их не только как

«ниспровержение религии», но и как «уничтожение судопроизводства и всего

политического порядка».

Всей своей силой восстание обрушилось против оплота испанского владычества

— католической церкви. Погрому подверглись по всем Нидерландам несколько

тысяч церквей. Восстание постепенно распространялось на север. Руководили

им обычно кальвинистские консистории, а местами — отдельные дворяне-

кальвинисты, члены союза. Базой восстания были Фландрия, Брабант, Турне,

Голландия, Зеландия, Утрехт. В окраинных аграрных областях иконоборчество

затронуло лишь отдельные районы и города. 23 августа 1566 г. наместница

вынуждена была заявить о смягчении деятельности инквизиции, «плакатов»,

допущении кальвинистских проповедей там, где они уже проводились ранее, об

амнистии членам союза дворян. Окончательно решить все эти вопросы должен

был Филипп II.

Успех восстания мог быть закреплен лишь в случае развития движения и

сплоченности всех сил, которые выступили с оружием в руках. Однако ни

консистории, ни тем более Союз дворян не оказались способными взять власть

в свои руки. Они хотели «попугать» правительство и добиться с ним

соглашения, но испугались сами, увидев размах движения и услышав возгласы

восставших: «Поповской крови и имущества богачей!» Поэтому маневр

наместницы, рассчитанный на раскол движения, удался. Союз дворян принял ее

условия, самораспустился, а некоторые его члены, как и лидеры

аристократической оппозиции — граф Эгмонт и принц Оранский, начали

преследовать иконоборцев. Консистории вели переговоры с правительством,

добиваясь новых уступок, и уже отрекались от своего участия в восстании.

Примиренческая, нерешительная тактика консисторий лишила движение

руководства. Правительство воспользовалось этим, чтобы разоружить народные

отряды, собрало военные силы и перешло в наступление. К весне 1567 г.

иконоборческое восстание было подавлено, а вместе с ним поражением

завершился и первый этап Нидерландской революции. В Мадриде спешно готовили

карательный поход в Нидерланды под руководством герцога Альбы.

Реформация в Италии

Предреформационное движение началось в Италии в последние десятилетия XV в.

оно было связано с именем Джироламо Савонаролы. Идеи морального очищения

общества, религиозного обновления и реформы церкви в первые десятилетия XVI

в. стали одной из характерных черт умонастроений самых разных слоев. В них

находили отражение и классовые чаяния простого народа, и недовольство

церковной политикой (особенно деятельностью папства, постоянно

вмешивавшегося в своих корыстных целях в дела итальянских государств),

нараставшее в аристократических и придворных кругах, в купеческой среде и

даже у части клира. В народе (в частности, среди крестьян) были сильны

традиции средневековых ересей вальденсов и альбигойцев. Притягательными для

простого народа стали идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие

широкое распространение в Италии в первые десятилетия XVI в. Особенно

крупные масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они

носили четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал

одним из главных центров Реформации. В 30-е годы здесь развернулась

деятельность кружка Хуана де Вальдеса, осмысливавшего с гуманистических

позиций основы христианской веры и, подобно другим реформаторам,

развивавшего тезис о необходимости отмены церковной иерархии.

Популяризацией идей Вальдеса в народе занялся известный проповедник

Бернардино Окино, разделявший также многие антицерковные позиции

Меланхтона.

Очаги реформационного движения возникли в Лукке и Флоренции, Венеции и

Ферраре, ряде других городов. С одной стороны, к протестантским доктринам —

лютеранству, кальвинизму, цвинглианству, учению Меланхтона, — а также к

сложившейся на итальянской почве «философской ереси» проявляли интерес

образованные круги итальянского общества, включая представителей

гуманистической интеллигенции. Отсюда одна из особенностей Реформации в

Италии, проявлявшаяся в тесном переплетении религиозных и философских идей

и заметном влиянии гуманизма на реформационные теории. С другой стороны,

идеи Реформации находили многочисленных приверженцев в среде мелких

ремесленников и торговцев, городской бедноты. Здесь были и свои

проповедники, создавались секты, а религиозные идеи получали социальную

интерпретацию. Не всегда эти два течения сливались в единое русло

реформационного движения. Теоретическое осмысление реформационных учений,

характерное для кружков, включавших представителей аристократии, клира,

купеческой верхушки, интеллигенции, не имело четкой практической ориентации

и было очень пестрым в идейном отношении. Раздробленность сил Реформации,

не вылившейся в Италии в крупное социальное движение, облегчила победу

церкви, перешедшей в активное наступление после Тридентского собора.

Реформация в Англии. Важным средством укрепления абсолютизма при Тюдорах

явилась реформа церкви в Англии, которая началась при Генрихе VIII. Поводом

к ее проведению послужил отказ папы римского разрешить развод короля

Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла

V. В ответ на этот отказ английский парламент в 1534 г. освободил церковь

Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил главой церкви

короля. В основе Реформации лежало стремление английских дворян и горожан

создать национальную протестантскую церковь как орудие абсолютизма, а также

завладеть церковными землями и имуществом. Парламентскими актами 1536 и

1539 гг. в Англии были закрыты все монастыри, а их имущество и земли

конфискованы королем; в 1545 г. были закрыты все часовни, имуществом

которых также завладела корона. Эти конфискации в конечном итоге

увеличивали земельные владения дворянства и буржуазии, а также значительно

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.