бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ритуал прощания

и весь другой товар. Эту операцию на производстве выполнял малярный

участок. Процесс был довольно долгим: каждое изделие нужно было

подготовить — тщательно зашпаклевать, много времени уходило на то, чтобы

высушить краску. Трудоемкая операция с годами стала сдерживать само

производство, поэтому вместо краски решили использовать обивочный

материал, причем не только для внутренней части гроба, как это делали в

прошлом веке, но и для драпировки всей его поверхности.

Примечательно, что сначала этот метод начали применять для обивки

гробов, выполненных по так называемому высшему разряду, которые и сейчас

еще, по старой памяти, зовутся правительственными. Название это не было

условным, потому что в былые годы их делали исключительно на заказ для

торжественных церемоний погребения членов советского правительства.

Такие гробы имели обивку из шелка и стоили много дороже, чем изделия

массового производства.

Простые гробы обивали тканью попроще. Брали для этого ситец и сатин,

а еще раньше — даже штапель. Сейчас полностью перешли на искусственные

ткани взамен хлопчатобумажных. Такая ткань лучше драпируется, из нее

получаются пышные рюши, которые используются для внешней отделки гроба и

крышки. Для этого ткань раскраивают специальным рифленым ножом на

полосы, из которых затем швеи сшивают рюши в байтовую складку.

Для производства гробов используются разные породы дерева в

зависимости от того, откуда, из какой местности поступают на завод

пиломатериалы. Часто на эти изделия идут хвойные породы деревьев: сосна,

лиственница, ель. Из лиственных пород — деревья нашей средней полосы:

осина, береза, липа. С березой приходится работать очень внимательно и

бережно из-за того, что ее древесина — хрупкая, ломкая, легко может

выщербиться. Куда лучше в этом отношении липа, но ее завозят реже. Липа

растет очень медленно, поэтому не годится для частых массовых поставок.

Когда-то здесь обрабатывали даже дуб, но сейчас от этой практики

отошли: и дорого, и трудоемко. Дуб — не береза, древесина у него очень

крепкая, обрабатывать приходится долго.

Да и раньше из него делали исключительно правительственные домовины,

проходившие под названием "изделие № 6".

Цветовое решение массовых изделий разнообразно. Они могут быть не

только красными и черными, но и бордовыми, сиреневыми, голубыми, даже

розовыми и бирюзовыми, но последние из названных цветов идут на отделку

гроба реже. Конечно, в таком деле, как и в любом другом, тоже должен

присутствовать вкус. Работники, занимающиеся оформлением гроба,

стремятся, чтобы изделие было достаточно торжественным и красивым, и в

то же время выглядело достойно и уместно, чтобы оно соответствовало

скорбному и горестному моменту последнего прощания с близким человеком,

не вносило диссонанс в траурную церемонию похорон. Обивочная ткань имеет

приглушенную матовую окраску.

Возможность предоставить своим богатым соотечественникам выбор

предметов ритуала западного образца появилась в нашей стране совсем

недавно. Преимущественно это мелкосерийные и даже штучные изделия из

лучших сортов древесины, которая проходит тщательную подготовку и

обработку, прежде чем ее начнут использовать, Для работы с деревом за

границей применяются новейшие и самые эффективные сушильные аппараты.

Все импортные гробы сугубо деревянные, обитые тканью только изнутри.

Вот поэтому столь высокие требования предъявляют при их изготовлении к

качеству древесины. Часто поверхность гроба и крышки только полируют или

покрывают лаком, а само изделие сохраняет естественный природный цвет

дерева, выявляющий его структурные особенности, Однако ряд стран

предпочитает тонировать свою продукцию и даже покрывать краской,

используя при этом, как правило, строго ограниченную колористику:

бордово-коричневую и ахроматическую гамму (черный, серый, белый цвета).

Обычно они импортируются из Польши, Чехии, Италии, Канады, Франции,

Финляндии и США.

Фирменные гробы чешского производства изготавливаются из сосны с

последующей покраской и лакировкой. Традиционно в качестве их украшения

применяется инкрустация по дереву или деревянная аппликация в виде

веточек, веночков, вензелей и даже отдельных сюжетов из Библии.

Итальянские гробы часто бывают выполнены из бука и отделаны резным

орнаментом. Резьба по дереву иногда представляет собой целые сцены из

жизни Христа. На крышках по христианскому обычаю изображен крест или

крест с распятием.

Гробы из Америки — самого высокого качества. На изготовление каждого

уходит немало времени — месяц и более. Подобно предметам искусства, он

делается вручную, а не на станке, деревянные доски тщательно подбирают

по рисунку, полируют. В производстве используют твердые породы деревьев,

в том числе редкие: тополь, вишню, канадский и североамериканский клены.

Самые дорогие штучные изделия — из ореха, обладающего прочной и плотной

по структуре древесиной. Ствол ореха не бывает широким поэтому требуется

особое мастерство и умение во время сборки самого гроба. Его стенки и

крышка по периметру богато инкрустированы позолоченными деталями,

украшены резными колонками и барельефами из металла. Внутренняя часть

гроба имеет мягкую постель, высоту которой можно регулировать с помощью

особого приспособления в зависимости от размеров покойного.

Для внутреннего убранства всех импортных гробов используют

натуральный шелк, креп, велюр. Расцветки этих тканей сочетаются с

колером самих изделий. Наиболее часто это белый, бежевый, бордовый

цвета. Внутренняя часть оформляется очень изысканно: в виде ракушек,

шкатулок, ткань укладывают складками, гофрируют, иногда симметрично

пробивают пуговичками, обтянутыми тем же материалом. Нередко из ткани

делают кант с богатой золотой каймой. Соответственно обивают изнутри и

крышку гроба.

Разнообразны изделия не только по цвету и внутреннему убранству, но

и по форме. Здесь имеются свои каноны в зависимости от вероисповедания.

Гроб, предназначенный для погребения православных христиан, традиционно

широкий в изголовье и узкий в ногах, крышка у него съемная, при прощании

с покойным ее ставят на пол узким концом. Нестандартные гробы, размером

больше обычных, зачастую имеют сугубо прямоугольную форму и, подобно

отечественным аналогам, зовутся колодой.

Форма католического гроба напоминает шестиугольник с узким

изголовьем, расширяющимся к центру и вновь сужающимся к ногам. Внешний

вид его более других напоминает древний египетский саркофаг, повторяющий

основные линии фигуры покойного. Такой гроб поэтому условно зовется

саркофагом.

Устройство гробов американского производства отличается от

остальных, например, крышка распахивается в сторону, как дверца

шкатулки. Иногда крышек бывает даже две в ряд. При прощании с умершим

одна из них закрывается и на нее кладется покрывало, а другая остается

открытой.

Почти все американские гробы имеют ручки самых разнообразных форм, а

именно: сделанные как деревянная перекладина во всю длину гроба с обеих

сторон (они крепятся с помощью металлических держателей), а также в виде

отдельных скоб по две, а чаще — по три в ряд из металла или

сверхпрочного пластика, украшенных позолоченными набалдашниками. Даже в

торцах гроба размещено по одной ручке, так называемой поворотной.

ЦВЕТЫ, ВЕНКИ И СИМВОЛИКА

Цветы как одно из наиболее признанных и любимых всеми украшений

вошли в обычаи и ритуалы древних народов далеко не сразу, по крайней

мере, гораздо позже, чем возникла потребность в торжественном погребении

умерших.

Обряду, связанному с проводами покойного в последний путь, культура

и быт древней старины придавали большое значение. И вместе с тем в

качестве атрибутов погребения использовали предметы до известной степени

прозаические и даже, говоря современным языком, утилитарные. В саркофаг,

гробницу или склеп рядом с усопшим полагали сосуды с напитками и

благовониями, яства, мелкую обиходную утварь, которую далеко не всегда

можно было расценить как украшение: гребни, пуговицы, монеты, кольца и

прочее. Однако такая традиция была не так проста, как это нам кажется

сегодня, имела глубокие корни, не только отражала представления наших

предков о загробной жизни, но и выявляла их бессознательное стремление

передать для вечности вместе с человеком, отошедшим в мир иной, лучшие

творения рук своих, в которых воплотились знания и опыт, накопленные

человечеством за тысячелетия.

Нельзя сказать, что цветы вообще не находили места в ритуальных

обычаях старины. В традициях многих народов, и в том числе славянских,

очень рано возникло особое трепетное отношение к этим божественным

растениям, оно лежит в основе многих сказок, легенд, поверий. Цветы

привлекли внимание людей редким красочным видом, способствовали

миропониманию, что нашло например, отражение в этимологии

общеславянских слов "цветок" и "цвет" (в значении "колер"), в

первоначальном значении слова "красный" — то есть "красивый". Таким

образом, происхождение этих слов подтверждает, что в сознании славянских

народов цветок исстари олицетворял понятие о красоте.

Исследователь русских простонародных праздников и обрядов И.М.

Снегирев отмечает, что растительная зелень и цветы с глубокой древности

на Руси пользовались большим уважением. Известно, что не только наши

предки, но и другие народы в язычестве обожествляли старые деревья,

совершали под их сенью празднества, жертвоприношения. Все эти обряды

были связаны с идеологическими воззрениями древних, с их понятиями о

мироздании, судьбе, жизни и смерти. Древние римляне, например, в мае, на

пороге весны и лета, украшали себя и гробницы предков розами, которые у

них посвящались усопшим.

Уже в раннем периоде христианское мировоззрение по-особому свято

относилось к красоте земной природы — творению Божию, полагая, что

именно через прекрасную и мудрую природу проходит путь любви и познания

Господа.

Зеленью и живыми цветами украшается храм — дом Божий: цветами

убирают царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, из цветов

составляют буквы пасхального приветствия "Христосъ Воскресе'". В

убранстве храмов используют самые красивые и благоуханные цветы: розы,

пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы. По древней

традиции, Церковь сохраняет верность глубокой символике цвета в

облачении священнослужителей и украшении цветами храмов в определенные

праздничные дни. Например, в День Святой Троицы, Духов День надеваются

зеленые одежды, в Вознесение и Преображение — белые. В дни чествования

Креста Господня цвет риз — фиолетовый или темно-красный, в посты — темно-

синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. В праздники

Богородицы облачения голубые, а в дни памяти мучеников — красные.

Цветы и зелень призваны выразить духовный смысл отмечаемого Церковью

события. На Рождество Христово храм украшают пахучими еловыми ветками —

вечнозеленая ель стала символом древа жизни и рождения Спасителя. В

Вербное воскресение (Цветоносная Неделя, Вход Господень в Иерусалим)

православные храмы украшаются веточками цветущей вербы — символом победы

Господа над адом и смертью. На четвертой неделе Великого поста,

известной в народе под именем Крестопоклонной, в храмах совершается

поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню: батюшка выносит из

алтаря на траурном в золоте покрове убранный цветами Крест, в композицию

вводится красный цвет — знак приближающихся Страстей

Христовых. На Страстной неделе в Страстной Пяток плащаницу Спасителя

убирают, по обычаю, красными цветами.

Зелень, цветы, растения сопутствуют праздникам седьмой недели после

Пасхи — Недели Святых Отцов, праздникам, в которых издавна переплелись

древнеславянские обряды с православными христианскими. И скорее всего,

именно от этих народных обычаев ведет свое начало православная традиция

провожать и поминать усопших цветами и венками. Неделя эта в народе

носит название "семиковой", "зеленой", "гряной". Особо отмечены три ее

дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица —

воскресенье, 50-й день после Пасхи.

Семик открывал сложный древнеславянский комплекс обрядов, связанных

с культом мертвых и весенним земледельческим циклом, знаменующих

прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с

центральным персонажем — березкой. На березах завивали венки, пели

обрядовые песни, водили хороводы, посещали кладбища. В "Поэтических

воззрениях славян на природу" у А. Афанасьева читаем:

"В этом день весь народ отправляется в поля и рощи, собирает разные

травы, преимущественно благовонные: чабрец, мяту, зорю и калуфер, рубит

молодые березки и другие деревья. В то же время по городам и селам стены

внутри домов убираются деревянными ветвями, полы устилаются скошенной

травою, окна — пахучей зеленью и цветами. По дворам и улицам

устанавливаются в землю целые ряды березок, липок, кленов, так что

каждый город и деревня превращаются на несколько дней в зеленые сады".

Плетение зелени в виде венков — обычай весьма древний. Почти все

народы использовали венки во время приношения жертв. Греки и римляне

надевали их себе на голову в дни народных празднеств и общественных

торжеств — венок считался эмблемой бессмертия, знамением переселения

души на небо и союзом смертью почивших с живыми. Можно предположить, что

и зеленый венок на Семик у наших предков отчасти имел ту же символику.

Одним словом, народные традиции в его праздновании хорошо стали

сочетаться с христианским поминовением умерших, совершаемым на этой же

неделе — в Троицкую родительскую субботу.

Знаменательно также соединение православной христианской и народной

традиций поминовения усопших в обычае, жившем еще в XIX веке, посещать

всем миром раз в году накануне Троицы убогие дома так называемые

скудельницы, которых было немало на Руси, особенно в Москве. С крестным

ходом, в сопровождении архиереев несли люди для бедных и бездомных гробы

и саваны, холсты и полотно, венки и цветы. Цари любили посещать убогие

дома и делали в них большие вклады для нищей братии и для поминовения

всех от века почивших православных христиан.

Православная Церковь на Святую Троицу также убирает свои храмы

разными деревьями и ветками, травами и цветами. Для этого обыкновенно на

Руси еще накануне прихожане привозили деревья, расставляли их около

перил, столбов, клиросов и по углам храмов, пол усыпали травой, иконы

украшали цветами. Утром женщины, девушки и дети приходили к обедне с

пучками цветов и пахучих трав. В этот день зелень служит знамением новой

духовной жизни, открывшейся с сошествием Святого Духа на апостолов, и

выражением веры в Воскресение мертвых, поминаемых под Троицын день. В

народе утвердился обычай весь год хранить троицкую зелень, почитая ее

целебной при недугах душевных и телесных. А березка получила у нас на

Троицу преимущественное значение как символ весны духовной, самой Церкви

Христовой, подобно тому, как с древних времен масличная ветвь стала

символом мира, лавровая — победы и славы, дубовая — мужества.

Неделя после Троицы и Семика — дни Пятидесятницы издавна посвящались

на Руси обычаю, называемому "развиванием" венков и пусканию их на воду.

Девицы и парни гадали о брачном союзе, супружеской любви, жизни и

смерти. Гадали на венках и другие народы древности, греки также бросали

их в воду. Вообще, венок имел, кроме всего, значение любви и брака

(отсюда выражение "идти под венец"), увенчивал избранных. Венок из

лавровых листьев в Древней Греции считался атрибутом олимпийских богов,

верховной власти на земле или наградой за высшие достижения. Нимб —

сияние в виде венца — был и остается признаком богоизбранности.

Таким образом, христианская религия усилила в символическом значении

цветов и венков оттенок возвышенного, но не в понимании

высокопоставленного, а как духовно высокого, и современная традиция

провожать в последний путь покойного с цветами, зеленью и венками

сложилась под многовековым взаимовлиянием народной и христианской

культур. Православная традиция обряда прощания с усопшим стремилась в

цветах и венках выразить надежду на его воскресение и вечную жизнь, а

также почтить христианские достоинства умершего. Для погребального

украшения выбирались растения сообразно их символическому значению:

красные розы знаменовали мученичество; фиалки, лилии и белые розы —

нравственную чистоту; барвинок, плющ, мирт, сосна и ель — никогда не

прекращающуюся жизнь и не прерывающуюся любовь к умершим; кипарис являл

собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией; верба — новую

жизнь и воскресение. Позднее символика растений забылась, в обрядах

прощания появилось много светской суеты, далекой от идеалов православия.

В связи с этим Святейший Синод в 1889 году вынужден был воспретить

ношение при погребальных процессиях венков с надписями и иных знаков и

эмблем, не имевших церковного или государственного значения. Тогда же

была запрещена светская музыка при погребении.

История помнит пышные похороны погибших героев нашего Отечества во

время войны с французами 1812 года — с цветами, венками .и гирляндами,

со всеми воинскими почестями. Гирлянды ("венки" в переводе с

итальянского) представляли собой листву, цветы или плоды, перевитые

лентами и сплетенные в полосы. Их сначала употребляли для украшения

зданий во время торжеств, они являлись распространенным декоративным

мотивом в античной живописи и скульптуре и до настоящего времени

применяются в отделке надгробных сооружений.

В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской

славой либо гражданскими почестями, куда большее значение придавалось

все же вечнозеленому можжевельнику с его душистым смолистым запахом,

густо устилавшему дорогу перед гробом во время выноса покойного. С

годами еловые лапы пришли на смену можжевеловке, и в таком виде этот

обычай сохранился и сегодня в провинциальной России. Принадлежностью

похорон именитых и состоятельных людей в прошлом веке был серебряный

гроб с крестом белого глазета и зеленый венок "лавровый", обернутый

белой лентой.

К концу XIX века венок приобретает все большую значимость. Этому

способствовало развитие целлюлозно-бумажной промышленности,

совершенствование технологии красителей, что дало возможность выпускать

материал для искусственных цветов — в больших объемах, разнообразный по

фактуре и колористике.

Огромным количеством венков отличались похороны В.И.Ленина — такого

обилия зелени и цветов во время гражданской, а не военной панихиды,

причем глубокой зимой, до этого в России не бывало. На похоронах были и

венки из искусственных цветов, но больше — из перевитой лентами еловой

хвои.

В наши дни искусственная полимерная ветка окончательно пришла на

смену натуральной основе русского венка — еловой хвое, которая долгие

годы придавала особый колорит нашему обряду погребения. Неповторимый

терпкий запах этого вечнозеленого дерева подчеркивает скорбный и

величественный характер церемонии похорон. Но, к сожалению, при всей

своей неповторимости и красоте хвоя недолговечна, венок из нее хорош

только в первые дни после похорон, а потом неизбежно желтеет и

осыпается.

Интенсивное развитие химической индустрии позволило наладить выпуск

цветов и венков из полимерных материалов. Преимущество их в том, что они

способны долго сохранять свою привлекательность и месяцами могут служить

украшением надгробий. Большое значение имеет эта особенность в

современных условиях нашей жизни, когда действующие городские московские

кладбища располагаются на окраинах большого города, и далеко не у

каждого москвича есть возможность часто посещать могилы своих близких и

ухаживать за ними.

Гирлянды, цветочные композиции венки, сплетенные умелыми руками,

могут оставаться на могильном холме в прекрасном виде целый год, а то и

дольше. А ведь, как известно, примерно такой срок зачастую требуется для

того, чтобы приобрести и установить памятник на месте погребения.

Главным украшением венка являются цветы.

Составление венков — это особое умение и талант, результат

творческой работы художников и дизайне ров. В каждом из них — не менее

ста цветов. А самый большой венок в высоком каркасе включает в себя

более 300 разнообразных и редких экземпляров, и все они должны найти

свое место в структуре этого ритуального украшения, в его колористике.

Цветы располагают на поверхности венка отнюдь не произвольно, а с

соблюдением его композиционных пропорций, включающих стилевые

особенности каждого вида изделия, его цветовую символику. Сочетание

красного и черного, красного и сиреневого, черного и белого придают

венку торжественный, траурный вид.

Как правило, в одном изделии допускается не более пяти цветовых

сочетаний, а колористическая гамма расширяется за счет декоративной

зелени (тысячелистник, папоротник, лианы). Существуют и другие каноны в

изготовлении траурных венков, которых также стараются придерживаться

специалисты. Например, черный цвет, являющийся главным в состоянии

скорби, редко располагают в центре самого изделия, обычно черные

гвоздики, пионы и розы обрамляют поверхность венка или пускаются понизу.

Венок иногда оформляется с учетом русских народных традиций,

включает в себя полевое разноцветье, а траур бывает подчеркнут какой-то

одной значимой деталью.

Богатые венки крупных форм имеют несколько иную стилистическую

основу, более походят на общеевропейские образцы. Для них характерно

сочетание локальных насыщенных цветов (красный, синий, черный) в резком

ритме контраста.

Существует православная традиция, провожая покойного в последний

путь, класть ему в изголовье гирлянду из цветов как символ прекрасной,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.