бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков

Преобладание русских учителей в земских школах Коми-Пермяцкого

края сохранялось вплоть до образования КПНО. Русские учителя земской школы

в своем большинстве были уроженцами Пермской губернии и хорошо знали

местные условия, часть их владела коми-пермяцким языком. Учителя коми-

пермяки Д. А. Сысолетин, уроженец с. Верх-Иньва, А. С. Федосеев, уроженец

с. Кочево, Д. А. Хорошев, уроженец д. Мелюхино, Е. Е. Попов, уроженец д.

Кекур, происходили из крестьян. Все они закончили Соликамское уездное

училище. Эта небольшая группа была первым отрядом народных учителей края

(Зубов,1993,с.77). Усвоив прогрессивные идеи русской педагогической мысли,

эти учителя много сделали для развития коми-пермяцкой школы. Учитель

Кудымкарского земского училища Е. Е. Попов был видным деятелем народного

просвещения в Пермской губернии. Он оставил заметный след в истории коми-

пермяцкой школы как педагог, методист и автор учебников (Зубов,1993,с.77).

Плохо подготовленных учителей в школах духовного ведомства было

много, увольняли их также часто (Прокошев,1976,с.16).

Отсутствие учителей служило поводом для закрытия школ. В рапорте

от 9 ноября 1894 года Пермскому епархиальному училищному совету наблюдатель

школ благочинный священник Яков Шестаков – видный исследователь края,

заявил, что Юсьвинская двухклассная церковно-приходская школа за неимением

способных лиц в причте Юсьвинской церкви к преподаванию предметов, кроме

закона божия, должна прекратить свое существование и просит отделение

ходатайствовать перед епархиальным училищным советом о разрешении передать

все учебные пособия школы в школу грамоты в Захаровском приходе Ошибской

церкви (Бачев,1991,с.45).

Материальное положение земского учителя было несколько лучше, чем

положение учителя школы грамоты и церковно-приходской, но и оно оставалось

тяжелым. Максимальная ставка учителя была 420 рублей в год, но получали ее

очень немногие. Размеры учительских окладов определяло земство в

зависимости от разряда школы. В 1900 году постановлением земских собраний

все школы Пермской губернии были разбиты на 7 разрядов. К первому разряду

относились школы, где было свыше 200 учащихся, ко второму – школы с

контингентом свыше 170. Учитель школы первого разряда получал 420 рублей,

а учитель школы седьмого разряда - всего 300 рублей в год, то есть 25

рублей в месяц. Большинство школ Пермяцкого края относились к седьмому

разряду (Бачев,1991,с.76).

В земских школах седьмого разряда и почти во всех церковных школах

учитель, как правило, был один, так что ему приходилось вести все классы.

Кроме учебной работы на учителя ложилось все хозяйство школы, которое

доставляло много хлопот и неприятностей (Прокошев,1976,с.18).

Квартирой учителю иногда служила та же самая классная комната, в

которой он вел занятия. Лучше обеспеченные учителя иногда переводили школу

к себе на квартиру. “Я, слава богу, перестроила свой дом и занимаюсь в

своем доме уже второй год, теперь не тесно и не темно, как было в часовне,

5 окон большие и классная комната тоже большая и еще есть маленькая, -

писала в одном из прошений на имя начальства учительница Мальцевской школы

П. Плотникова. – на перестройку дома издержала 150 рублей своих

собственных. Квартирные не получала ниоткуда: ни от общества, ни от церкви,

ни от отделения. Можно меня назвать учительницей и попечительницей: все

достаю сама, отопление и освещение за свой счет” (Зубов,1993,с.48).

Нормальной учебной нагрузкой для учителя как земской, так и

церковной школы считалось одновременное проведение занятий с 60 учащимися.

Постановлением Пермского епархиального училищного совета от 9 июня 1908

года было определено: “Признать высшею нормою учащихся в церковных школах

Пермской епархии при одном учителе или учительнице 60 человек, при большем

же числе учащихся назначать помощника или помощницу в том случае, если

отделение располагает на этот предмет свободными средствами”

(Прокошев,1976,с.19).

Земские и церковно-приходские школы в исследуемый период сыграли

прогрессивную роль в развитии образования в Коми-Пермяцком крае. Именно в

это время заложена основа обучения на родном пермяцком языке, которая в

последствии оказала большую роль для становления коми-пермяцкого

национального образования.

Глава III. Развитие народного образования в первой трети XX века в

Пермяцком крае.

Трагедией многих народов окраин России было отсутствие

национальной письменности, книг на родном языке, учителей. Обучение велось

на церковно-славянском или русском языках. Поэтому на родном языке

разговаривать приходилось лишь в деревне или в семье (Бачев,1995,с.70).

§1 Создание коми-пермяцкой письменности.

Немаловажное значение для коми-пермяцкого этноса сыграло создание

своей азбуки и своей коми-пермяцкой письменности. В данной главе

описывается и анализируется создание коми-пермяцкой письменности, начиная с

конца XIX века и в период после образования Коми-Пермяцкого национального

округа, а также описывается процесс ликвидации неграмотности в нашем крае.

Первые попытки создать коми-пермяцкую письменность относятся к концу

XVIII века, когда пермский священник А. Попов составил словарь и грамматику

коми-пермяцкого языка. Впоследствии словари и грамматику выпустили Ф.

Любимов, священник Егвинской церкви, Ф. Волегов, крепостной глава

Строганова (Баталова,2000,с.23).

В 60-е годы XIX века вышли первые книги на коми-пермяцком языке. Это

были переводы житий святых, сделанные Н. Роговым и А. Поповым

(Бачев,1995,с.70).

Основателями коми-пермяцкой национальной литературы были писатели

А. Н. Зубов и М. П. Лихачев, которые начали работать в первые годы после

Октябрьской революции. К этому времени коми-пермякам было дано право

создать свою письменность, но самой письменности, как таковой, еще не было.

В жизни коми-пермяков был свой уклад, своя история, своя же национальная

культура, язык, на котором следовало говорить. Но у этого языка не было ни

азбуки, ни грамматики, по которым надо было учиться читать и писать. С

этого времени нашим молодым писателям А. Н. Зубову и М. П. Лихачеву -

основоположникам коми-пермяцкой литературы, чтобы начать свою творческую

работу, начать писать для народа стихи, сказки, песни да рассказы на своем

родном коми-пермяцком языке, сначала надо было подумать, какую азбуку

создать (Фадеев,1989,с.4). Следует отметить, что в 1927 году с целью

создания коми-пермяцкой письменности и издания учебников, научно-

методических разработок по родному языку, при Окружном Совете народных

депутатов было создано научно-исследовательское бюро

(КПГА,Ф.31,Д.11,Оп.16,Л.11-13). В состав этого бюро вошли М. П. Лихачев и

А. Н. Зубов. Деятельность этого научно-исследовательского бюро можно

отнести к первому научно-исследовательскому учреждению нашего округа. Оно

сыграло важную и главенствующую роль по разработке и выпуску научно-

методических пособий, учебников, книг для обучения детей на родном коми-

пермяцком языке. К примеру с 1929 по 1937 годы в округе было выпущено 147

учебников, научно-методических и научно-практических разработок, книг для

обучения детей в школах округа на коми-пермяцком языке

(КПГА,Ф.31,Д.11,Оп.16,Л.11-13).

Следует подчеркнуть, что первоначально на коми-пермяцком языке

была принята “молодцовская” азбука, которая развивалась во время

становления национальной письменности, родственной с коми-зырянским языком.

И пусть в этой азбуке не хватало таких необходимых звуков и букв, как дз,

дж, тш, э, ф, х, ю, я, ь, но именно с нее , с 1920 по 1932гг. развивалось

творчество А. Н. Зубова и М. П. Лихачева. По этой же азбуке на основе

иньвенского диалекта с1922 по 25гг. А. Н. Зубов и М. П. Лихачев составили

первые учебники для неграмотного населения и младших школьников: “К новой

жизни”, “Для чтения и письма” (Бачев,1991,с.83). С этой азбуки да с этих

учебников и началась наша национальная письменность. Следует отметить, что

в южных районах округа, в нижнеиньвенский диалект, как и в русский, была

введена буква Л. жителям Кудымкарского и Юсьвинского районов было тяжело

учиться по составленной азбуке и учебникам с Л-диалектом (Фадеев,1989,с.5).

Нужно дополнить, что основоположниками коми-пермяцкой литературы и

письменности, в начале 1930-х годов с целью знакомства с культурой русского

и других народов, М. П. Лихачевым и А. Н. Зубовым многие произведения

русских писателей переводились на коми-пермяцкий язык.

Еще в феврале 1923 года на I съезде коми-пермяцкой интеллигенции

обсуждался вопрос “О развитии литературного языка”. Этот съезд и

провозгласил право на существование коми-пермяцкого литературного языка,

чтобы каким-то образом объединить коми-пермяцкий язык и русский. Этот же

съезд признал необходимым ввести в коми-пермяцкую азбуку букву Л, которой

не было в иньвенском диалекте. Развитие литературного языка началось в 1925

году, когда коми-пермякам была дана автономия. С этого времени начинается

второй этап развития коми-пермяцкого литературного языка. В 1926-27 годах

А. Н. Зубов и М. П. Лихачев перешли в своем творчестве на язык

объединенного диалекта, в который, как и в зырянский, была введена буква Л.

С этого же объединенного диалекта они начали работу над новыми учебниками.

В 1928 году “Центриздат” выпустил новую коми-пермяцкую азбуку, автором

которой был М. П. Лихачев. С этого же года у А. Н. Зубова и М. П. Лихачева

начали выпускаться учебники на основе новой азбуки: у А. Н. Зубова – “Коми-

грамматика”(1928), у М. П. Лихачева – “С новой жизни”(1929). Совместно у А.

Н. Зубова и М. П. Лихачева вышла книга для чтения – “Ясное утро”(1931)

(Зубов,1988,с.63).

В 1932 году М. П. Лихачевым на основе азбуки были переработаны все

учебники на латинизированный лад. В этот период (с 1932 по 1938) все

учебники и научно-методические разработки издавались в округе на

латинизированной основе. С 1938 года они были поставлены на основу русского

языка, по которым мы учимся читать и писать на родном языке по сегодняшний

день. По этой же азбуке были составлены самые первые национальные учебники,

с помощью которых писали и читали как молодые, так и пожилые жители нашей

автономии. К 1932 году, благодаря этим же учебникам, среди коми-пермяков

была ликвидирована неграмотность (Бачев,1991,с.39).

Таким образом, М. П. Лихачев и А. Н. Зубов стали основоположниками

не только национальной литературы, но в первую очередь, национальной

письменности. Это они развивали и дали народу родной коми-пермяцкий язык,

который дорог и ценен. По этому языку жители округа учились и учатся

сегодня читать, писать, понимать друг друга, развивают свою культуру.

А. Н. Зубов и М. П. Лихачев оставили после себя большой и

значительный след. Они навечно остались в сердцах коми-пермяков. Очень

больно и тяжело на сердце, что нашим начинателям национальной письменности

и литературы, таким талантливым коми-пермяцким сыновьям, какими были А. Н.

Зубов и М. П. Лихачев, не удалось прожить столько, сколько им дано было

матушкой-природой. К сожалению, в период Сталинских репрессий, в 1937 году,

они были расстреляны. Многие светлые их, мечты, какие большие творческие

планы так и остались незаконченными (Фадеев,1989,с.5).

§2 Ликвидация неграмотности в крае.

После образования округа на I съезде Советов в 1925 г. была

образована Окружная инспекция по народному образованию. Первым заведующим

инспекции был утвержден учитель, активный участник гражданской войны М. В.

Чечулин. В 1928 г. инспекция была реорганизована в окружной отдел народного

образования. Заведующим окроно был утвержден энтузиаст и организатор

народного образования округа В. Е. Попов (1888-1953), работавший

инспектором окружной инспекции (Бачев,1995с.142). К моменту организации

округа сеть учреждений образования была необычайно мала. В 1924-25 учебном

году на территории округа работало всего 89 школ. Из 13500 детей школьного

возраста обучением было охвачено всего 6580 человек или 49%. Задача

состояла в том, чтобы расширить сеть общеобразовательных школ и охватить

обучением всех детей. К началу 1925-26 учебного года было открыто 23 новых

школы. Сеть школ постепенно увеличивается. Число учащихся по сравнению с

дореволюционным временем возросло с 4762 человек до 7521, или в 1,65 раза

(Бачев,1995,с.142). В эти годы главной задачей была ликвидация

неграмотности и малограмотности. Создание новой школы началось сразу после

установления Советской власти в крае. Церковно-приходские школы

преобразовывались в общеобразовательные (школы I ступени). Теперь

первоочередная задача состояла в том, чтобы ликвидировать сплошную

неграмотность в крае, охватить обучением всех детей, расширить сеть школ и

перейти к обучению на родном языке.

В годы ликвидации неграмотности и малограмотности в округе

проводилась большая организаторская работа. При окрисполкоме работала

особая комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности,

возглавляемая заместителем прдседателя окрисполкома М. В. Чечулиным.

Подобные комиссии работали также в районах и сельских советах. Основная

тяжесть всей организаторской и практической работы выпала на органы

народного образования и учителей. По учету еще в 1930-31годах оказалось

неграмотных почти 30 тысяч, в том числе допризывной молодежи 284 человека.

Работали культармейцы, учителя-ликвидаторы, более 1000 человек

(Бачев,1995,с.143).

Важную роль в борьбе с неграмотностью среди населения округа

сыграло созданное в 1923 году в стране добровольное общество “Долой

неграмотность” (ОДН). В 1923 году было организовано окружное управление

ОДН, а к 1 января 1926 года в округе было уже 43 ячейки ОДН. В этот период

выдвигается лозунг “Грамотный – обучи неграмотного”. Каждый член профсоюза

должен был обучить 5-6 человек неграмотных (Бачев,1995,с.143).

В 1924-25 учебном году было организовано уже 79 ликпунктов, в

которых обучалось 3608 человек. В 1927 году было охвачено обучением более

13 тысяч человек. В культпоходах “Против темноты и невежества”, “За

сплошную грамотность населения”, “За парту, за книгу!” участвовали учителя,

учащиеся старших классов школ и колхозной молодежи. С 1 сентября 1931 года

во главе со своими преподавателями учащиеся Кудымкарского педтехникума в

Кудымкарском и Юсьвинском районах, а Косинского педтехникума в своем районе

в течение трех месяцев вели занятия на пунктах ликвидации неграмотности,

созданных в каждой деревне (Бачев,1995,с.143).

В 1932 году в феврале и марте в округе работали культбригады

студентов пермских, свердловских вузов и техникумов. Они создали десятки

красных уголков, дошкольных учреждений, собрали 40 тысяч рублей в фонд

ликбеза, обучили 27 тысяч неграмотных и малограмотных. Создавались военные

сборы для неграмотных и малограмотных допризывников. Комсомольцы работали в

составе чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности, ремонтировали

помещения, собирали письменные принадлежности, проводили субботники,

заработанные деньги перечисляли в фонд ликбеза. Но трудностей было много.

На допризывном пункте в Усолье, где обучалось 250 крестьянских парней из

коми-пермяцких деревень, было всего 28 букварей, 2 разрезные азбуки и 48

карандашей. Делили карандаши на части, писали обожженными палочками на

бересте, на газетах, делали чернила из сажи, свеклы (Бачев,1995,с.144).

Активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности

принимали учащиеся старших классов школ крестьянской молодежи. На окружном

слете ударников ликбеза Гриша Носков из Юрлинской школы рапортовал: “Я был

закреплен к деревне Носково по ликвидации неграмотности. После школы

вечером я обучал неграмотных и малограмотных, обучил 26 человек”

(Бачев,1995,с.144).

Учительство округа, до предела нагруженное основной работой в

школе, не всегда могло охватить обучением всех неграмотных. С этой целью в

наиболее крупных школах открывались базовые школы, их в 1931 году в округе

было 75. В этих школах была организована подготовка “ликвидаторов”-

работников по ликвидации неграмотности и оказывалась методическая помощь.

Заведующая Сервинской базовой школой А. А. Устюжанцева обучила в деревне

Малая Серва Кудымкарского района 52 человека (Бачев,1995,с.144).

После гражданской войны Е. А. Будрина из села Верх-Иньва взялась

за организацию общества “Долой неграмотность”. Она сама выбрала самый

трудный участок – деревню Важ-Шулай, где почти не было грамотных. В 1932

году Е. А. Будрина закончила обучение всех взрослых в деревне, а их было 38

человек. 10 лет она работала днем в общеобразовательной школе, а вечером в

школе ликбеза (Бачев,1995,с.144). Была методистом и организатором по

ликвидации неграмотности. В канун годовщины Октября в 1932 году Е. А.

Будрина в числе первых занесена в Красную книгу Урала и награждена Красным

знаменем окрисполкома. Из воспоминаний ветерана просвещения округа З. В.

Распоповой: “Во время учебы в школе второй ступени в Кудымкаре с

педагогическим уклоном многие учащиеся привлекались к работе по ликвидации

неграмотности. Я была направлена в деревню Заболотная, где 2-3 раза в

неделю проводила занятия с малограмотными и неграмотными. Их приходило по

10-12 человек. В основном это были женщины и подростки. Мне казалось, что

мы, старшеклассники, выполняем общественное поручение, а в действительности

мы уже участвовали в большом деле. В 1930 году я окончила Кудымкарскую

школу второй ступени и была направлена на работу в Деминскую начальную

школу Кудымкарского района. Мне дали один класс, где было 56 учеников. Было

очень трудно, но и меня закрепили к трем ликпунктам неграмотности. Я

оказывала методическую помощь ликвидаторам. Помню, за столом стоит

керосиновая лампа, сидят 8-10 человек, иногда и больше, водя пальцем по

букварю, громко читают по слогам и крупно, как первоклассники, пишут в

тетрадях первые слова. Кто учился на ликпунктах, им предоставлялись льготы

(первоочередной размол зерна на всех мельницах, бесплатное посещение кино,

бесплатное получение лесоматериалов)” (Бачев,1995,с.145).

Несмотря на трудности, в результате большой организаторской работы

Советов, органов народного образования, комсомольских организаций и

самоотверженного труда учительства округа, удалось в основном ликвидировать

неграмотность в округе к 7-й годовщине образования округа, осуществить

всеобщее начальное обязательное обучение за два десятилетия. Это было

большой победой в деле обучения грамотности в нашем крае.

После организации округа в 1925 году обучение детей грамоте на

родном языке стало предметом главного внимания окружной инспекции по

народному образованию. Уже в 1925-26 учебном году из 85 начальных школ 69

стали национальными. В следующем учебном году обучение на родном языке было

введено в первых классах всех школ. В 1930-х годах во всех

общеобразовательных школах, корме русских, началось обучение по

национальной программе на родном языке, была начата комизация народного

образования. В помощь русским, изучающим коми-пермяцкий язык, в 1935 году

был выпущен самоучитель коми-пермяцкого языка (автор Ф. Тупицын).

Успехи в развитии народного образования в значительной мере

зависели от учительских кадров. Для их подготовки в 1927 году в г.

Кудымкаре и в 1930 году в с. Коса были открыты педагогические техникумы

(КПГА,Ф.31,Д.11,Оп.16,Л.11-13). В 1936 году они были объединены. Шла

подготовка учителей и в других вузах страны. В 1933 году в Пермском

двухгодичном учительском институте обучалось 32 человека из округа. Большим

событием в культурной жизни округа было открытие в 1940 году учительского

института в Кудымкаре, где готовились на четырех отделениях преподаватели

для семилетних и средних школ. В годы первых пятилеток значительно

улучшился состав учительских кадров. С 1933 по 1935 годы количество

учителей с высшим образованием увеличилось с 5 до 12,9%, со средним – с

74,7 до 78,5%, в то же время с низшим образованием сократилось с 20,3 до

8,6%. Однако, по всем школам округа в 1938 году еще половина учителей была

с незаконченным средним образованием. Для подготовки учительских кадров и

повышения образования тех, кто не имел образования за неполную среднюю

школу, была организована межрайонная база ИПКНО (институт повышения

квалификации кадров народного образования) при Кудымкарском педтехникуме. В

неполных средних и средних школах была развернута сеть вечерних школ для

обучения учителей, организовано заочное обучение с охватом до 200 человек.

В годы первой пятилетки стали открываться школы крестьянской молодежи,

которые охватывали учащихся из числа подростков и давали профессиональные

навыки, много времени отводилось на изучение сельского хозяйства,

сельхозтехники, проводили опыты с разными удобрениями, выполняли работу по

огородничеству и животноводству. Практику проходили в колхозах.

Оканчивающие эти школы поступали в техникумы, что позволяло создавать кадры

местной интеллигенции. Первая школа крестьянской молодежи была открыта в

1924 году в с. Юсьва, а в 1932 году их было уже 20 , в них обучалось более

трех тысяч учащихся. Школы крестьянской молодежи открывались на базе

четырех классов первой ступени с трехлетним сроком обучения. Сеть школ из

года в год увеличивалась.

В 1931-32 учебном году насчитывалось уже 240 начальных школ против

85 школ в год образования округа. К 1936 году задача всеобщего начального

обучения детей школьного возраста в округе была решена. Самоотверженный

труд учителей, ликвидаторов неграмотности и малограмотности, борцов за

всеобщее начальное и семилетнее образование получил высокую оценку. Более

100 учителей были удостоены звания ударника труда I и II пятилеток. Большой

вклад в становление школы, ликвидацию неграмотности и осуществление

начального образования в округе внесли учителя: Е. А. Будрина, И. И.

Фирсов, А. П. Тупицына, Е. Е. Четин, Н. А. Красикова, О. Е. Теребихина, А.

Е. Вилесова, Н. М. Вилесов, А. Ф. Петрова, В. А. Девятков, Г. К. Томилин.

Постановлением РПС (революционно-производственного Совета) при газете

“Уральский рабочий” и облсовета культстроительства коми-пермяцкая окружная

комиссия по ликбезу была премирована 5000 рублями, имена лучших борцов за

дело ликбеза занесены в Красную книгу ударников Урала (Бачев,1995,с.147).

Таблица 2. Обучение неграмотных и малограмотных по годам

характеризуется следующими данными:

|Годы |Учтено |Обучено |Учтено |Обучено |

| |неграмотных | |малограмотных | |

|1926-27 |34200 |3667 |- |- |

|1928-29 |30685 |2432 |- |- |

|1929-30 |27508 |6975 |- |- |

|1930-31 |30000 |11376 |14303 |1809 |

|1931-32 |18624 |7662 |15449 |7140 |

|1932-33 |11150 |3055 |16503 |3163 |

|1933-34 |7028 |7328 |15429 |6425 |

|1934-35 |7318 |874 |11973 |2500 |

По данным таблицы, подготовленной в сборнике “10 лет Коми-

Пермяцкого автономного округа” (1935), можно констатировать, что ликвидация

неграмотности в Коми-Пермяцком национальном округе, в некогда бывшей

отсталой царской окраине, была успешно завершена. К этому периоду уже

создана сеть школ и дошкольных учреждений на всей территории округа,

открылись первые средние учебные заведения: Кудымкарское педагогическое

училище, Косинский педагогический техникум, Кудымкарская фельдшерско-

акушерская школа, Кудымкарский лесной техникум и Коми-Пемяцкий

сельскохозяйственный техникум.

Народное образование в Коми-Пермяцком национальном округе в этот

период начало успешно развиваться.

Заключение.

Исследуемый период распространения грамотности в Коми-Пемяцком

крае имел свои специфические особенности. На его развитие влияли следующие

факторы: развитие организованной промышленности, влияние миссионерской

деятельности Стефана Пермского, организация и функционирование заводских

школ, открытие и становление земских школ и развитие сети церковно-

приходских школ.

Следует отметить прогрессивную роль в открытии и функционировании

в данный период заводских школ в пос. Пожва и в с. Майкорское

(Никитинское), где в основу обучения была введена ланкастерская система

обучения. Свое название она получила по именам английских педагогов А.

Белла и Дж. Ланкастера, независимо друг от друга выдвинувших сходный метод

обучения. Ланкастерская система обучения позволяла обучать детей пермяцких

крестьян, привлекаемых на различные работы этих графских заводов, давала

основные навыки письма и чтения, а также навыки по рабочим специальностям.

Анализируя положительные и отрицательные моменты земских школ

края, следует подчеркнуть, что они также внесли положительную роль в

распространение грамотности в Коми-Пермяцком крае. В эти земские школы для

обучения привлекалось существенно большее количество пермяцких крестьянских

детей обоих уездов, Чердынского и Соликамского. Примечательностью этих школ

является тот факт, что обучение в них учителями зачастую велось на родном

коми-пермяцком языке.

Большое значение в этот период сыграли первые словари Н. А.

Рогова, Ф. Волегова и других исследователей и краеведов. С выходом в све

этих пермяцко-русских и русско-пермяцких словарей создано начало зарождения

коми-пермяцкой письменности и становление языка. Со времени выхода в свет

первого пермяцко-русского и русско-пермяцкого словаря Н. А. Рогова –

знаменитого исследователя нашего Коми-Пемяцкого края прошло 132 года.

Именно эта историческая дата, на мой взгляд, определяет отправную точку

становления пермяцкой письменности и языка.

Из трех видов школ исследуемого периода Коми-Пермяцкого края

наиболее важное значение сыграли церковно-приходские школы. В конце

прошлого века они были открыты в крае повсеместно, и определяли уровень

грамотности косинско-камских, иньвенских, язьвинских и зюздинских пермяков.

Учебные программы церковно-приходских школ по своему объему были более

полными: включали грамматику и письмо, историю и географию, чтение псалтыря

и знания по другим жизненным отраслям. Такие школы, как правило,

функционировали в более крупных селах края, некоторые базировались при

церквях региона. На обучение в таких школах привлекались дети из всех

деревень церковного прихода. К положительному моменту можно отнести и тот

факт, что, как правило, учителями этих школ были местные священники,

отставные офицеры и проповедники. Учителя церковно-приходских школ были

местными писателями, поэтому многие прдметы они преподавали на коми-

пермяцком языке.

Учитывая выше сказанное, ученики школ лучше понимали изучаемые

предметы.

Анализируя период после Великой Октябрьской Социалистической

революции, следует отметить, что в короткий срок, практически в течение

десяти лет, в округе была создана коми-пермяцкая письменность, сформирован

литературный язык, открыты первые учебные заведения по подготовке кадров –

Косинский и Кудымкарский техникумы. Практически полностью ликвидирована

неграмотность.

Эти годы (с 1920 по 1930) являются началом зарождения коми-

пермяцкой культуры, письменности и языка коми-пермяцкого этноса.

Список использованной литературы и источников.

1. Архивные материалы:

Государственный Архив Коми-Пермяцкого автономного круга

– Фонд 2. Оп.1. Д.2. Л.4-6 – окрисполком

– Фонд 3. Оп.1. Д.4. Л.1-3 – окрисполком

Государственный Архив Пермской области

– Фонд 15. Оп.1. Д.302. Л.39-48.

2. Полевые материалы:

Коми-Пермяцкий Окружной Краеведческий музей им. П. И. Субботина-

Пермяка.

Материалы экспедиций Л. С. Грибовой в Коми-Пермяцком автономном

округе в 1963, 1964, 1968 и 1970-х годах.

Коми-Пермяцкий отдел общественных наук ИЯЛИ КНЦ УрО РАН.

Материалы экспедиций в Коми-Пермяцком автономном округе в 1994-2000

годах.

3. Общая и специальная литература:

1. Бачев Г. Т. Страницы истории Коми-Пермяцкого автономного округа. –

Пермь, 1995. – С.142.

2. Бачев Г. Т. Коми-Пермяцкий национальный округ: краткий справочник. 2

издание. – Кудымкар, Пермское книжное издательство. Коми-Пермяцкое

отделение, 1975. – 167с.

3. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми XIX-начала XX. -

М., 1958. Т. XIV. – С.316-332.

4. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. – М., 1973.

5. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. – М., Наука, 1981.–

С. 210.

6. Владыкин В. Е. Этнография удмуртов. – Ижевск, “Удмуртия”, 1992.-

176с.

7. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль как часть тотематической

Социально-идеологической системы. Его стадиальный характер. –

Сыктывкар, 1975. – С.3-5.

8. Гусев Д. И. Коми-Пермяки в период капитализма и в годы советской

власти. // Историко-этнографические исследования: Дис… кан.ист.наук:

07.00.02. М., 1955. – 627с.

9. Добротворский Н. Г. Пермяки: Бытовой и этнографический очерк //

Вестник Европы – СПб, 1883, март – С.240.

10. Житие Стефана Пермского. // Древнерусские повести. – Пермь. 1991.

11. Зубов А. Н., Лихачев М. П.. Избранное (на коми-пермяцком языке).

– Кудымкар, 1989. – 440с.

12. История и культура коми-пермяцкого народа в школьной программе //

(М-лы I и II научно-практических конф.). – Кудымкар, Коми-Пер. кн.

изд-во,1993. – 204 с.

13. Коми-Пермяцкий национальный округ. – М-Л., АН СССР, 1949. –

431с.

14. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки. – Пермь,

Перм. кн. изд-во, 1977. – 183 с.

15. Коми-Пемяцкий автономный округ. Страницы истории. – Кудымкар:

Коми-Перм. кн. изд-во. 1988. – 237 с.

16. Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков. Справочное издание. –

Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во., 2000. – 388 с.

17. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки под ред.

Д. А. Чугаева и др. – Пермь. 1977. – 292 с.

18. Лепехин И. И. Продолжение дневниковых записок путешествия Ивана

Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1771 году –

СПб., - Ч.З. 189-203.

19. Мальцев Г. И. Традиционная народная медицина у коми-пермяков.

//Коми-пермяки и Финно-угорский мир. – Кудымкар, 1997. – 291-294 с.

20. Наш край. – Кудымкар. Коми-Перм. кн. изд-во, 1970. – Вып. 4,-

178с.

21. Наш край. – Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во, 1979. – Вып. 5,-

158с.

22. Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-

Богатыре. – Пермь, 1984.

23. Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков. // Ж-л М.В.Д.,

Т. 29, отд.VII, 1858. – 82 с.

24. Прокошев В. В. Распространение грамотности в Пермском крае с

древних времен до XIX века. – В Сб: Из истории народного образования

Урала. – Пермь, 1976.

25. Прокошев В. В. Первые школы Коми-Пермяцкого края. – В Сб: История

народного образования в Коми-Пермяцком округе. – Пермь. 1976.

26. Теплоухов Ф. А. Пермяки и зыряне // Пермский краеведческий

сборник. – Пермь, 1926. – Вып.11.

27. Смирнов И. Н. Пермяки. Историко-этнографический очерк. // ИОАИЭ.

– Казань, Т.9, Вып.2. – 286 с.

28. Чагин Г. Н. Этногенез и этнокультурное развитие коми-пермяков //

Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков: Справочное издание. – Кудымкар:

Коми-Пем. Кн. изд-во, 2000. – С.9-17.

29. Чагин Г. Н. Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских

крестьян Среднего Урала. – Пермь, 1998. – С.102-104.

30. Шабаев Ю. П. Коми-пермяки сегодня.//Войвыв кодзув. – 1991. №6 –

С.6-8.

31. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263 по 1881, 67 кн. – Пермь.

1881-1889.

32. Янович В. М. Пермяки. Этнографический очерк. // Живая старина, Т.

1-2. – 1903.

33. Коми-Пермяцкий округ за годы Советской власти. – Кудымкар: Коми-

Перм. кн. изд-во, 1958. – 234 с.

34. 10 лет Коми-Пермяцкого округа. (1925-1935). – Свердловск. 1935.

С.34-36.

35. Кривощекова А. Ф. Очерки истории коми-пермяцкой школы. – Кудымкар.

1957. - 251 с.

36. Коми-Пермяки и финно-угорский мир. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во,

1997. – 582 с.

37. Эфиров А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические

очерки. – М., 1948. – 279 с.

38. Добролюбов Н. А. Педагогические сочинения. - М., 1949. – С. 519-520.

39. Нечаев Н. В. Горнозаводские школы Урала. - М., 1956. – С. 9.

40. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XX

века. – М., 1971. – С. 31.

41. Вежлев А. М. Учительские съезды и курсы во 2-ой половине XIX века. –

М., 1958. – С. 10.

42. Дмитриев А. А. Пермская старина. Пермь. 1900. – Вып.8.

43. Шишкин Н. И. Коми-пермяки (этно-географический очерк). – Сыктывкар,

1947. – 140 с.

44. Слудковская И. А. Из истории подготовки учительских кадров на Урале во

2-ой половине XIX века. -–В Сб: Из истории народного образования 1873. -

Урала. – Пермь, 1976. – 14 с.

45. Хлопов В. А. Хозяйственный и нравственный быт пермяков. // Журнал

Министерства государственных имуществ. – 1852, Т.44, №8.

46. Сыропятов А. Отражение чудовищного стиля в архитектуре крестьянских

построек Пермского края. – Пермь, 1924. – С.30-36.

47. Коми-Пермяцкий округ: единоличные крестьянские хозяйства на завершающем

этапе коллективизации. // Коми-пермяки и финно-угорский мир. – 1997. – С.

249-257.

48. Савваитов П. И. О зырянских деревянных календарях и пермской азбуке. –

М., - С.9.

Список сокращений.

1. АН – академия наук.

2. ГАПО – Государственный архив Пермской области.

3. Д – дело.

4. ИОАИЭ – Известия общества археологии, истории и этнографии при

Императорском Казанском университете.

5. КНЦ УрО РАН – Коми научный Центр Уральского отделения Российской

Академии Наук.

6. КПАО – Коми-Пермяцкий автономный округ.

7. КПОКМ – Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей.

8. КПНО – Коми-Пермяцкий национальный округ.

9. ОДН – общество “Долой неграмотность”.

10. Оп. – опись.

11. РАН – Российская Академия Наук.

Приложение.

Мошегов Кондратий Михайлович (1881-1937). Родился в деревне Дурово

Кочевского района. В 1904 году окончил Казанскую учительскую семинарию.

Работал в Косинском районе учителем, в деревне Чазево и заведующим районо.

После революции работал в Кочевском районе. В 1908 году, в Казани, издал

букварь для коми-пермяцких детей – на Чердынском наречии. В 1909 году вышла

его книга для чтения и практических занятий на пермяцком языке. Ветеран

края, краевед, собирал материал по археологии и устному народному

творчеству, имел переводы с русского языка на коми-пермяцкий.

Попов Ермолай Евдокимович (1859-1917). Родился в деревне Кекур

Кудымкарского района. В 1874 году окончил Кудымкарское мужское двухклассное

училище. В 1881 году стал учителем. Изучал историю своего народа. В

Кудымкарском училище организовал первый музей. Издал коми-пермяцкую азбуку,

а в 1894 году – букварь для коми-пермяцких детей на Иньвенском диалекте, на

основе русского алфавита.

Рогов Николай Абрамович (1825-1905). Один из представителей

интеллигенции, вышедшей из крепостных крестьян. Родился в селе Средняя

Егва, ныне Ильинского района Пермской области. Благодаря незаурядным

способностям ему удалось получить образование в Строгановской

четырехгодичной школе сельского хозяйства и горнозаводских наук, которая

существовала в Петербурге. По окончанию школы в 1846 году был назначен

лесным токсатором, а затем лесничим Иньвенской дачи Пермского имения

Строгановых. Живя среди коми-пермяков, стал изучать их язык при поддержке

русского географического общества, а в 1849 году приступил к составлению

пермяцкого словаря. Составленный им “Пермяцко - русский и русско –

пермяцкий словарь” опубликован в 1869 году в Петербурге. Кроме букваря была

издана грамматика пермяцкого языка, в Петербурге, в 1860 году.

Шестаков Яков Васильевич (1879-1918). Родился в селе Камасино,

просветитель, после окончания Пермской духовной семинарии был направлен на

работу в Коми-Пермяцкий край. В 1891 году он стал священником Кудымкарской

церкви, одновременно работал учителем в Кудымкарском двухклассном мужском

училище, Больше-Сервинской и Лопатинской школах - заведующим. Помогал коми-

пермяцкому народу учиться и развивать свой язык. Он на свои средства издал

первый перевод с русского языка на коми-пермяцкий язык “Сказку о рыбаке и

рыбке” А. С. Пушкина. Выделял средства для голодающих жителей края. В книге

“Около Камы” Я. В. Шестаков с уважением пишет о самоотверженной

просветительной деятельности представителей Пермской интеллигенции:”Нельзя

не отметить почетной деятельности Е. А. Будриной с любовью и верой в лучшее

будущее инородцев, сеющих разумное, вечное…”

Андрей Никифорович Зубов (Питю Эньэ) (1899-1937). Родился в селе

Верх-Иньва, в семье крестьянина. Окончил Пермский госуниверситет, работал в

научно-исследовательском бюро при окрисполкоме, преподавателем в

Кудымкарском педтехникуме. Поэт и собиратель произведений устного народного

творчества, учитель литературы, автор учебников и художественных

произведений. Член Союза писателей СССР.

Михаил Павлович Лихачев (1901-1937). Родился в селе Егва. Один из

основоположников коми-пермяцкой литературы и языка, член Союза писателей,

делегат первого Всесоюзного съезда писателей в 1934 году. Работал учителем

родного языка в Кудымкарском педтехникуме, в аппарате окроно, научном бюро

при окрисполкоме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.