бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

занятие на тренажерах.

Финансовые средства образуются:

|– из бюджетных ассигнований в расчете нормативного финансирования на |

|одного ребенка; |

|– родительской платы; |

|– доходов от платных услуг (заработанных ДОУ); |

|– добровольных пожертвований граждан, предприятий, учреждений, |

|организаций; |

|– средств спонсоров и шефов. |

Однако при всем «видимом» благополучии материальная база детских

образовательных учреждений за истекший период значительно ухудшилась. Из-

за отсутствия финансирования в детских садах, проработавших 10–15 лет,

групповое оборудование приходит в негодность, требуется мягкий инвентарь,

кухонное оборудование и посуда, игрушки. Есть большие проблемы с учебно-

методическим обеспечением дошкольных учреждений.

Таким образом, дошкольные учебные заведения г. Новый Уренгой также

достигли несомненных успехов в деле обучения и воспитания маленьких

граждан. Среди них особенно выделяется ДОУ «Мальвина».

2.3. Национальная школа

Вопрос о создании национальной школы очень специфичен. Более того,

сегодня позиция федеральных органов такова, что национальная школа -

региональная проблема и решаться она должна “на местах”. Это, с одной

стороны, дает свободу, “развязывает руки”, но, с другой стороны, возникает

проблема, как этой свободой воспользоваться [43].

Комитетом по делам национальной школы Управления образования Ямало-

Ненецкого автономного округа (председатель – П.Ф.Макаренко) проработана

концепция национальной школы. Но проблема в том, что она во многом не

вписывается во все те, которые существуют в современной России. У нас ведь

национальной школы в ее традиционном понимании нет. Есть только отдельные

ее элементы. То есть здесь изучают родной язык как предмет, и попутно с

этим идет изучение каких-то элементов культуры, традиционных промыслов и

т.д. По сути это, по нашему мнению – смешанная школа. И вот найти место

такой школе в настоящей системе народного образования округа довольно-таки

непросто.

Это не значит, что необходимо стремиться к созданию национальной

школы в чистом виде. В первую очередь ребенок должен усвоить культуру

своего народа, а от нее идти к усвоению общечеловеческих ценностей. На

сегодняшний день мы четко понимаем, что должен представлять собой

национально-региональный компонент в образовании. С одной стороны,

выделяется русскоязычная школа, где необходимо ввести изучение географии,

экологии, экономики, природных ресурсов и этноса края. С другой стороны,

необходимо отдельное выделение проблемы школьного обучения малочисленных

коренных народов Крайнего Севера, компактно проживающих на территории

округа. Встает вопрос изучения родного языка. Сегодня нереально говорить,

например, о преподавании всех учебных предметов на родном языке, но свой

родной язык ребенок должен обязательно знать. Наверное, еще более важная

проблема заключается в том, что невозможно сохранить родной язык, если

национальная школа не будет опираться на изучение культуры, истории,

традиций и обычаев народа, его традиционных промыслов.

Есть еще одна серьезная проблема – существующая система школ-

интернатов. Ее можно сравнить с насосом, высасывающим из коренного народа

его суть: назад возвращается мало и не в том виде, который необходим для

сохранения этноса. Необходимо кардинальное изменение содержания воспитания

в существующих школах-интернатах.

В настоящее время отмечается повышенный интерес к истории,

современному положению и будущему малых народов Тюменского Севера, что

объясняется как быстро растущими темпами промышленного освоения региона,

так и рядом острых противоречий, сложившихся в ходе социально-

экономического и этнокультурного развития его коренного населения. В связи

с этим актуальным представляется обращение к истории деятельности

Тобольского Комитета Севера в области образования, так как в этой сфере на

сегодняшний день остаются нерешенными многие проблемы.

Еще в 1925 – 1931 гг. Тобольским Комитетом по образованию в основу

развития школ для коренного населения были положены следующие положения,

достаточно актуальные и в наше время:

|– Школа для малых народностей Севера должна давать только такого рода |

|образование, которое не оторвет коренное население от его хозяйственной |

|обстановки; не отучит его от обычной трудовой промысловой деятельности и |

|облегчит ему тяжелую ежедневную борьбу с суровыми условиями северной |

|природы и удержит коренное население в своей родной “стихии” – тундре или |

|тайге. |

|– Система обучения и воспитания в школе должна быть строго согласована с |

|местными обычаями коренного населения, с укладом экономической жизни |

|кочевого и охотничьего хозяйства без нарушения северных промыслов. |

|– Школьная программа должна быть тесно связана с жизненными потребностями |

|северного человека, быть практикой культурного домоводства и давать ему |

|навыки усовершенствования опыта [44]. |

Таким образом, в основу организации образования у коренных

народностей Севера должен быть положен принцип связи с жизнью,

традиционными хозяйственными занятиями. Тобольский Комитет по образованию в

1931 г. решил пойти по пути создания “кочующих” школ, оптимальных для

местных условий. Однако дело окончилось созданием вышеупомянутых школ-

интернатов.

И тем не менее положительное, рациональное решение данной проблемы

должно работать на перспективу развития национальной школы с учетом знания

языка, традиций, обычаев, опыта народной педагогики. В соответствии с

проблемой, объектом, предметом и целью исследования Управлением образования

Тюменской области были поставлены следующие задачи:

|– изучить исторический опыт северной школы и выявить положительные |

|моменты в работе таких типов школ, как передвижные школы, школы при |

|“красных чумах”, “красных ярангах”, культбазах и т.п.; |

|– проанализировать поэтапное осуществление всеобуча на родном языке в |

|северных регионах нашей страны; |

|– выявить связь обучения с традиционными видами хозяйствования |

|(оленеводство, звероводство, рыбный промысел, охота); |

|– разработать методические рекомендации по дальнейшему развитию и |

|усовершенствованию элементов системы народного образования для коренных |

|национальностей Крайнего Севера, в том числе и кадровой проблемы [45]. |

Вопрос подготовки педагогических кадров школ для коренных жителей

Севера медленно, но положительно решается: при Тюменском педагогическом

институте открылся филиал педагогических кадров родного языка, культуры,

филологии.

Почти 200 лет назад И.Фихте высказал мысль о том, что всякий народ

или отдельные его представители, механически заимствующие иные духовные

ценности, типы, мышления, теряют способность творить, созидать в рамках и

родной, и иной для себя культуры.

Комитет народного образования Ямало-Ненецкого автономного округа

сотрудничает с высшими учебными заведениями Екатеринбурга, Москвы,

Новосибирска, Санкт-Петербурга, Ярославля. Складывается рынок подготовки

специалистов в области обучения и воспитания детей семей коренной

национальности округа..

2.4. Профессиональное образование

Начальное профессиональное образование в городе осуществляют

профессионально-техническое училище № 31 (ПТУ-31), профцентр “Эврика”, а

также учебно-курсовые комбинаты ряда промышленных объединений и

предприятий. Они осуществляют подготовку специалистов по основным

специальностям, необходимым городу, в том числе, ориентируясь на заявки

городского Центра занятости.

История создания городского ПТУ начинается с 1985 года. Руководство

двенадцатитысячного коллектива строителей треста “Главуренгойгазстрой”

задумалось тогда о перспективе своего развития, для чего постоянно

требовались квалифицированные кадры. Начальник треста А.И.Наливайко проявил

личную заинтересованность в создании профтехучилища, но прошло три года,

прежде чем идея смогла воплотиться в жизнь. Практическую и методическую

помощь оказали руководители Тюменского областного управления

профтехобразования, трест “Уренгойгазстрой” (который и стал базовым для

училища). Училище готовит специалистов по широкому кругу строительных

специальностей.

1 сентября 1988 года за парты сели первые 180 учащихся. Помещения

училищу были выделены как временные, приспособленные на 330 мест. Прием

учащихся проводился и проводится с учетом перечня медицинских показаний к

работе и производственному обучению профессиям, по которым проводится

подготовка квалифицированных рабочих. Преимущественным правом при

зачислении пользуются выпускники основной школы, имеющие в свидетельстве и

аттестате оценки “4” и “5”, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения

родителей, дети коренных национальностей [46].

Отметим, что конкурс достаточно высокий, но прием ограничен в связи с

тем, что в настоящее время учится 480 человек. Это значительно выше

проектной вместимость здания. В профтехучилище № 31 в 1993-1997 учебных

годах получили среднеспециальное образование более 3.000 учащихся по 12

специальностям.

Несколько иной профиль имеет профцентр “Эврика”, созданный в 1994

году. Здесь более 450 учащихся овладевают 15 специальностями (от повара до

оператора котельных установок). С изменением общественных потребностей

закономерно появляется подготовка по новым достаточно «престижным» у

современной молодежи специальностям. Так, в ПТУ № 31 создана материальная

база для обучения профессии слесарь по ремонту автомобилей, а также

водитель категории «С», а в профцентре “Эврика” – по профессиям: слесарь по

ремонту автомобилей, водитель категории «С», «швея–мотористка», «секретарь

– машинистка»[47].

Кроме того среднее профессиональное образование в Новом Уренгое

осуществляют городское педагогическое училище-колледж, филиал Салехардского

медицинского училища и техникум нефтяной и газовой промышленности.

Открытие техникума нефтяной и газовой промышленности было

продиктовано производственной необходимостью и самой жизнью. У детей

первопроходцев появилась возможность получить послешкольное образование в

пределах места жительства. Более двух тысяч специалистов для газовой

отрасли региона подготавливает техникум. Механики, электрики, операторы,

специалисты автоматизированной системы управления котельных установок

трудятся в настоящее время на газовых промыслах предприятий

“Ямбурггаздобыча”, “Уренгойгазпром” и “Тюменбургаз”. Каждый девятый

работник газопромыслового управления – выпускник техникума, каждый седьмой

– возглавляет ответственный участок газопромыслового управления. В

1997–1998 уч.г. в техникуме преподавал 91 человек, училось 1340 детей по

шести специальностям [48].

Высшее профессиональное образование в Новом Уренгое осуществляется

филиалами Тюменского государственного университета и Тюменского

государственного университета нефтяной и газовой промышленности,

Московского открытого социального университета, Уфимского авиационного

института, Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта.

Последние четыре вузов работают в городе только по заочной форме обучения.

Принципы формирования системы профессионального образования отражают

исходные установки «Программы развития системы народного образования в

городе Новый Уренгой». Среди них можно выделить следующие:

– обеспечение гибкости, непрерывности, многоступенчатости

профессионального образования;

– удовлетворение потребности города в специалистах массовых профессий

традиционных и новых сфер деятельности;

– многопрофильность (ориентация на социальную и производственную сферу

жизни общества);

– удовлетворение образовательных потребностей молодежи по месту

жительства или вблизи его при сохранении качества образования;

– сокращение миграции специалистов за счет переподготовки и повышения

квалификации;

– оптимизация форм обучения, оперативность форм, гибкость их

содержания;

– использование потенциала преподавательских кадров города и

привлечения ведущих специалистов областного центра, соседних регионов для

обеспечения качественного образования;

– подчинение управления профессионального образования в городе задаче

сохранения единого непрерывного образовательного пространства, развитию

демократических начал его организации, обеспечению научного подхода к

проектированию и развитию [49].

Программа становления целостной ступенчатой системы непрерывного

профессионального образования может быть реализована как последовательная

разработка и внедрение отдельных проектов. Проектный подход к реализации

программы позволит, не создавая новых управленческих и организационных

структур, решить проблему привлечения квалифицированных специалистов,

используя принцип временных творческих коллективов, делегирования

полномочий уже существующим структурам.

При этом задачи экспертизы и контроля за деятельностью рабочих групп

проектов возлагаются на органы управления образования города. Проектный

принцип реализации программы позволит интегрировать в рабочих группах

потенциал ученых и практиков – сотрудников системы образования.

ГЛАВА 3. Школы компенсирующего обучения и организация обучения детей

вне стен образовательных учреждений

3.1. Образовательные учреждения компенсирующего обучения

В настоящее время нашу страну захлестывает молодежная преступность.

Поражает жестокость и агрессивность совершаемых преступных деяний. Могут

возникнуть вопросы: причем здесь система образования? И влияет ли качество

и направленность образования на преступность несовершеннолетних и

криминализацию общества?

Немаловажную роль в снижении образовательного уровня молодежи, в том

числе и в исправительных учреждениях, сыграл принятый в 1992 году закон “Об

образовании”, в соответствии с которым полное среднее образование

фактически перестало быть обязательным. Администрация школ получила право

избирательного приема в Х – ХI классы средней школы. Подростки, не вошедшие

в число избранных, зачастую стали попадать под влияние взрослых

преступников.

Поэтому вполне закономерно увеличение в воспитательных колониях числа

несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали.

Так, если в 1987–1990 гг. их доля не превышала 20%, то в 1993 г. она

составила 50 %, а в настоящее время достигла 60% [50].

Из всего обширного круга воспитательных проблем современной школы

нами выделено три, связанные с идеологией, сексуальным образованием,

валеологией.

Большой проблемой для теории и практики воспитания является

отсутствие в государстве идеологии, разделяемой большинством населения,

т.е. некоей системы идей, принципов, объединяющих наиболее значимые

ценности народа. Долгожданное провозглашение реальной свободы слова,

собраний, совести и т.п. в условиях «разгосударствления» страны привело к

тому, что в наши школы буквально хлынули различные «проповедники» с Запада

и Востока. Чем же страшна эта, на первый взгляд, кажущаяся разноплановая

агрессия? Она направлена на разрушение психики человека, на полный контроль

над его сознанием, на отрыв от реального мира. Подростки, попавшие под

влияние деструктивных сект, уходят из семьи, не работают, не учатся,

создавая среду для преступления на религиозной почве [51].

Половое воспитание школьников, по нашему мнению, – вторая проблема,

получившая в 1996 – 1997 гг. широкий общественный резонанс и ставшая

предметом специального разбирательства на различных комиссиях и комитетах

Госдумы. Еще известный советский педагог А.С.Макаренко писал: «Вопрос о

половом воспитании считается одним из самых трудных педагогических

вопросов... Он становится очень трудным, когда его рассматривают отдельно и

ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других

воспитательных вопросов»[52].

В последние десятилетия практически по миру прокатилась сексуальная

революция. Одним из ее результатов стало падение авторитет ценностей

семейной жизни. Однако педагогические истины также вечны, как и библейские

заповеди, нарушение которых ведет к катастрофическим последствиям. Именно

это и происходит, когда данную проблему взялись решать люди, далекие от

педагогики, детской и возрастной психологии.

И, наконец, третья важная проблема. В переводе с латинского языка

«валеология» означает «учение о здоровье». Для квалифицированного

преподавания этой дисциплины понадобились бы специалисты в области

медицины, психологии, психоневрологии, психиатрии, социологии,

культурологии, сексологии, религиоведения. Вряд ли Министерство общего и

профессионального образования при намечающемся сокращении педагогов,

которых и так не хватает во многих школах по базовым научным дисциплинам,

сможет финансировать работу этих специалистов.

Молодость – самая романтическая, полная оптимизма и надежд пора

жизни. Но в то же время ей присущи трудности становления личности и

вступления во взрослую жизнь с ее тревогами, хлопотами, ответственностью.

Не всегда жизнь отвечает всем запросам и желаниям, еще чаще встречаются

препятствия различного характера, особенно у тех, кто недавно перешел

невидимую границу, разделяющую детство и юность. В первую очередь именно

для таких девушек и юношей создан в 1995 году в Новом Уренгое Центр

адаптации и реабилитации детей и молодежи “Садко” при Комитете по делам

молодежи, физкультуре и спорту.

В его структуру вошли несколько служб: социальная гостиница, служба

педагога-психолога, юриста, нарколога, служба семьи и брака. От Центра в

городской детской поликлинике ведет анонимный прием подростковый гинеколог.

Круглосуточно работает телефон доверия, номер которого знают практически

все новоуренгойцы: 3-33-33.

В социальной гостинице проживают около 50 детей дошкольного и

школьного возраста. Каждый попал сюда после трагедии в родной семье; здесь

они переживают шок, полученный в экстремальной социальной ситуации [53].

Директор Центра “Садко” Е.А.Терпиловская ведет работу в тесном

сотрудничестве с другими социальными службами города. Ведь отделить жизнь и

проблемы детей от взрослой жизни практически невозможно.

Наше жестокое время вносит свои штрихи и коррективы в социальную

жизнь. Даже взрослые не выдерживают давления кризисных явлений, скрытой и

открытой безработицы, задержек тяжелым трудом заработанной зарплаты,

несоответствия семейного бюджета реальным ценам на продукты первой

необходимости. В итоге дети «теряют» близких и остаются один на один со

своей бедой. И пока решится их дальнейшая судьба, они должны питаться,

учиться, лечиться, иметь крышу над головой и знать (чувствовать!), что их

любят, что они кому-то нужны. Тогда и приходят добрые “мамы” из “Садко” на

помощь детям. Тяжела у “мам” работа: часто приходится общаться с

несовершеннолетними алкоголиками, наркоманами, проститутками; каждого надо

выслушать, каждому - помочь. Иногда детям и подросткам помогает обычная

беседа “по душам”, но, к сожалению, все чаще приходится прибегать к

медицинской помощи[54].

Создание специальных школ для детей с задержкой психического развития

началось с середины 70-х годов, а к 1981 г. они были учреждены официально в

качестве нового типа школ, еще одна попытка решить проблему школьной

неуспеваемости путем создания адекватных (соответствующих особенностям

развития) условий обучения и воспитания.

В городе Новый Уренгой на базе детского сада «Ягодка» постановлением

Главы администрации № 1542 от 01.08.1994 г. открылся единственный в Ямало-

Ненецком округе центр «Поддержка». Первое, на чем сосредоточил свои силы

весь его педагогический коллектив, было создание учебно-материальной базы.

Как известно, большое место в коррекционной работе отводится наглядно-

практической деятельности, обучению приемам действий, поэтому учителя с

помощью родителей и детей изготовили для индивидуальной работы количество

различного раздаточного материала, опор, дидактических игр. Одновременно

оборудовали кабинет логопедии, игровые комнаты, комнату психологической

разгрузки и тренажерный зал для занятий ритмикой, кабинет ручного труда и

кружковой работы.

За пять лет в школе выросли свои кадры. Придя сюда работать, учителя

по сути вынуждены были менять свою специализацию. Чтобы это понять,

достаточно месяц поработать в специальной школе. Педагогу предстояло

решительно отказаться от дилетантских и достаточно устойчивых представлений

о детях с задержкой психического развития и детях-инвалидах как о

малоспособных, а то и вовсе умственно-отсталых. Само определение «задержка

психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития

ребенка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он

сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности.

На начальном этапе было проведено обучение учителей основам

специальной психологии и педагогики. В первую очередь организовали

дефектологический всеобуч. Дефектологический минимум учителя получили через

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.