бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Подготовительный курс по Истории России для поступающих в Академию МВД РФ (и не только) (Шпаргалка)

В XVII столетии развитие мелкотоварного производства подготовило базу для

появления мануфактур. Мануфактура ( это крупное предприятие, основанное на

разделении труда и ручной ремесленной технике. В XVII в. в России

насчитывалось приблизительно 30 мануфактур. Первые казенные мануфактуры

возникли еще в XVI в. (Пушкарский двор, Монетный двор), но обычно принято

считать первой частновладельческой мануфактурой - Ницинский медеплавильный

завод, на Урале, построенный в 1631 г. Поскольку в стране не было свободных

рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее (1721г.) разрешило

покупать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свои подати

государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам.

Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом,

деньгами. Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили

позднее название «посессионных» (от латинского слова «посессия» (

владение).

Начало формирования всероссийского рынка. Ярмарки.

В XVII в. возросли роль и значение купечества в жизни страны. Большое

значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки, где купцы вели крупную

по тем масштабам оптовую и розничную торговлю. Наряду с развитием

внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из

внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес,

меха, пеньку, поташ и т.д. Достаточно сказать, что английский флот был

построен из русского леса. Центром русской торговли с Западной Европой

являлся Архангельск. Здесь имелись Английский и Голландский торговые дворы.

Тесные связи устанавливались со странами Востока через Астрахань, где

находились индийский и персидский торговые дворы.

Иностранные торговцы имели право вести оптовую торговлю только пограничных

торговых центрах. В XVII в. значительно расширился обмен товарами между

отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания

всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую

экономическую систему. Растущие экономические связи укрепили политическое

единство страны.

Соборное уложение 1649 г.

«Боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал впоследствии

патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648-

1649 гг. и завершились принятием «Соборного уложения» царя Алексея

Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем

участвовали 340 человек, большинство которых (70%) принадлежности к

дворянству и верхушке посада. «Соборное уложение» состояло из 25 глав и

содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в 2000 экз., оно

явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографическим

способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено

почти на все европейские языки. В первых трех главах «Уложения» говорилось

о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и

богохульство карались сожжением н костре. «Соборное уложение»

регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную

политику, положение различных категорий населения в государстве. «Соборное

уложение» ограничивало рост церковного землевладения, что отражало

тенденцию подчинения церкви государства. Важнейшим разделом «Соборного

уложения» была глава XI «Суд о крестьянах»: водился бессрочный сыск беглых

и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца

к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права.

Глава XIX «Соборного уложения» «О посадских людях» внесла изменения в жизнь

города. Были ликвидированы «белые» слободы, их население включалось в

посад.

Городские восстания середины XVII в.

В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в

деньгах как на содержание государственного аппарата, так и в связи с

активной внешней политикой (войны со Швецией и Речью Посполитой).

Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в

1646 г. цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налог на соль не привело

пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана.

Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за 4

последних года. Вся сумма налога падала на население «черных» слобод, что

вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание

в Москве. В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с

богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями

наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако

требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и

боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был

выслать боярина Б.И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С

помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание

удалось подавить. Восстание в Москве, получившее название «соляного бунта»,

не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли

в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Пскове,

Владимире, сибирских городах.

Церковные реформы Никона.

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок,

нравственные устои духовенства. Сын мордовского крестьянина Никон сделал

стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких

островах, Никон вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря (район

Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем

Михайловичем, чей поддержкой он долго пользовался. Никон становится

архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы

Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским Никон в

1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскою

церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон начал реформу

по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За

образец были взяты греческие правила.

Становление абсолютизм ( определяющая тенденция развития политического

строя России во 2-ой половине XVII в.

В 1-й половине XVII в. Россия оставалась сословно-представительной

монархией, но во 2-й половине XVII в., в период правления Алексея

Михайловича, стали возникать предпосылки перехода к абсолютизму. Царь часто

единолично принимал многие решения. Боярская дума созывалась редко; Земские

Соборы не созывались после 1653 г. Наметилось объединение некоторых

приказов, возник приказ Тайных дел. Появились полки «нового строя», что

укрепило опору царской власти. Конфликт между царем и патриархом Никоном

закончился пользу царя. В 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче было

отменено местничество (порядок распределения должностей по знатности и

родовитости).

Раскол.

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства,

вызывали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись,

что перемены церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в

русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказались

признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам.

Внешние разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди

которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам -

греческим или русским - унифицировать церковные книги. Спор между ними шел

и о том, как следует креститься - двумя или тремя перстами, как совершать

крестный ход - по ходу солнца или против солнца и т.д. Раскол стал одной из

форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего

положения с реформой церкви. Наиболее мощно протест против церковной

реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. В 1667 г. предатель

через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников

крепости в живых осталось 50.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Весной 1670 г. С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел

открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные

крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки,

работные люди. Наряду с русскими и украинцами в поход пошли многие

представители народов Поволжья: чуваши, татары, мордва и др. Весной 1670 г.

С.Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года

разинцы заняли Астрахань, черный люд который открыл восставшим ворота

города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов

и Самара. Разинцы в духе того времени не щадили своих противников ( пытки,

жестокие казни, насилие «сопровождали» их действия во время походов. На

время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения.

Восстание охватило громадную территорию ( от низовьев Волги до Нижнего

Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. царь Алексей

Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия

двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была

снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина было разбито, а сам руководитель

восстания, тяжело раненный, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные

казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671

г. мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной

Площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими восками

до осени 1671 г. Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона

принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1667

г. впервые принесли общую для всех подданных присягу а верность царю.

Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству. Восстание С.Т.

Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя.

Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с

1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения

крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к

преобразованиям, которые были проведены в конце XVII - первой четверти

XVIII в.

Освободительная война 1648-1654 гг. под предводительством Богдана

Хмельницкого.

В конце XVI ( первой половине XVII в. на Украине усиливается ре

религиозный, национальный и феодальный крепостной гнет. Оплотом недовольных

становится Запорожская Сечь, где скапливается множество беглых крестьян со

всей Украины. Запорожское казачество составило ядро повстанческого войска,

которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Первый этап освободительной

войны начался весной 164 8 г., и закончился летом 1649 г., когда был

подписан Зборовский мирный договор. По его условиям Богдан Хмельницкий был

признан гетманом, численность численность реестровых казаков определялась в

40 тыс. человек; польское правительство признало признало самоуправление

казацкого войска. Второй этап освободительной войны начался весной 1650 г.

и завершился в сентябре 1651 г. заключением Белоцерковского мирного

договора. Предательство крымского хана привело к поражению восставших,

которые вынуждены были принять тяжелые и невыгодные условия польской

стороны - сокращение реестра до 20 тыс. человек, ограничение казацкого

самоуправления, возвращение польским землевладельцам власти над украинскими

крестьянами. Третий этап освободительной войны продолжался до января 1654

г., когда большая Рада Украины в Переславле приняла решение о воссоединении

Украины с Россией на правах широкой автономии. Богдан Хмельницкий с 1648 г.

неоднократно обращался к России с просьбой о помощи, но Россия смогла

вступить в войну только в 1654 г.

Переяславская рада.(1654 г.)

Ответом на договор, заключенный под Белой Церковью, были народные

выступления, с особой силой прокатившиеся по Приднепровью. Не утвердила

Белоцерковский мир и заносчивая польская знать. Война возобновилась. Весной

1652 г. Хмельницкий наголову разбил польскую армию под Батогом (на реке

Южный Буг). Однако требовалась помощь России, чтобы окончательно освободить

Украину из-под власти Речи Посполитой. Решение об оказании помощи гетману

было принято Земским собором 1653 г. 1 октября 1653 г. Польше была

объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином

Бутурлиным. 8 января 1654 г. в городе Переславле состоялась Рада. Украина

была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность

гетмана, местный суд т другие органы власти, сложившиеся во время

освободительной войны. Царское правительство подтвердило сословные права

украинского дворянства. Украина получила право устанавливать

дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь

реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в

царскую казну. Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое

значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного

гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно

способствовало формированию украинской нации. Воссоединение Украины с

Россией привело к временному ослаблению крепостнических отношений на

Левобережье (крепостное право юридически введено на Украина во второй

половине XVIII в.). Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось

важным фактором укрепления российской государственности. Благодаря

воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские

земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме

того, открывались благоприятная перспектива расширения связей России с

другими славянскими народами и государствами Запада.

Русско-польская 1654-1667 гг.

Речь Посполитая не примерилась с отделением Украины. В 1654 г. началась

русско-польская война, которая продолжалась до 1667 г. Завершилась война

Андрусовским перемирием (1667г.). По его условия Россия получила

смоленские и черниговские земли, Речь Посполитая признала воссоединение

Левобережной Украины с Россией, Запорожская Сечь оставалась в совместном

управлении России и Речи Посполитой. В 1686 г. между Россией и Речью

Посполитой был заключен Вечный мир, который закреплял условия Андрусовского

перемирия, передавал Киев России и способствовал объединению усилий двух

держав в борьбе против угрозы со стороны Турции и Крыма.

Русская культура XVII в.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла

и торговли, ростом городов связанно проникновение в русскую культуру и

широкое распространение в ней советских элементов. Этот процесс получил в

литературе название - «обмирщения» культуры (от слова «мирской» -

советский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем

западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремились

ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев,

заставляли их селиться подальше от Москвичей - в специально отведенной для

них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи

проникали в установившейся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие,

образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в

новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д.

Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы

способствовала воссоединение Украины с Россией. Во второй половине XVII в.

было создано несколько государственных школ по подготовке служащих для

центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. В

течении одного дня на распродаже в Москве (1651г.) было распродано 2400

экз. «Букваря» В.Ф. Бурцева. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия

Смотрицкого (1648г.) и таблица умножения (1682г.). В 1687г. в Москве было

основано первое высшее учебное заведение ( Славяно-греко-латинская

академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики,

философии... до богословия». Возглавили академию братья Софроний и

Иоанникий Лихуды, ученые-греки. В XVII в., как и раньше, шел процесс

накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в

решении практических задач по математике, в наблюдении за природой.

Значительный взгляд в развитии географических знаний внесли русские

землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса

Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная

точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е.П. Хабаров в 1649 г.

составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские

поселения. Его имя носит город Хабаровск. В XVII в. созданы последние

летописные сочинения. «Новый летописец» излагал события смерти Ивана

Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой

династии Романовых н царский престол. Центральное место в исторической

литературе занимали заняли исторические повести, имевшие публицистический

характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана

Тимофеева», «Сказания Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была

откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских

начал в литературу связанно с появлением в XVII столетии жанра сатирической

повести, где действуют уже вымышленные герои. Новыми жанрами были мемуары

(«Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского

печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил

«Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о

совместной истории Украины и России, которая началась с момента образования

Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался

как учебник русской истории. В 1672 г. в Москве был создан придворный

театр, просуществовавший лишь четыре года. В русских городах и селах

широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр -

театр скоморохов и Петрушки. Правительство и церковные власти преследовали

скоморошничество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть

предержащих. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой

живописностью. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные

«солнечные плитки» - изразцы и украшения из разного камня и кирпича. Такое

обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным

узорочьем», «дивным узорочьем». Эти особенности хорошо прослеживаются в

Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас

каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в

Новоиерусалимском монастыре, построенном под Москвой патриархом Никоном. К

середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехсторонняя

крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля

уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и

торжественную мощь сердца столицы России. Развитие древнерусской каменной

архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название

«нарышкинского», или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные

церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в

Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и

др. В XVII столетии получает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом

света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в

подмосковном силе Коломенское. Крупнейшим художником XVII столетия был

Симон Ушаков. Тенденции к реалистичному изображению человека и обмирщению

иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с

распространением в России портретной живописи ( «парсуны» (персоны),

изображающий реальные персонажи. Однако техника художника была ещё

аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце

XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте,

предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Россия в конце XVII ( первой четверти XVIII века.

Шла речь о том, сумеет ли Россия в новых исторических условиях ответить на

вызов времени, провести модернизацию, перестройку страны и занять свое

достойное место в мире. Сделать это было возможно, опираясь на собственные

силы с учетом мирового уровня знаний о природе и обществе.

Стрелецкие выступления. Хованщина.

По традиции наследовать Федору должен был его брат Иван. Однако 15-летний

царевич был болезненным, хилым, полуслепым и мало годился на роль царя.

Собравшиеся во дворце патриарх Иоаким и бояре решили, что царем следует

провозгласить сына второй жены Алексея Михайловича Н.К. Нарышкиной. Петра,

который в отличии от Ивана был здоровым, крепким и смышленым мальчиком.

Опираясь на стрельцов, группировка Милославских, среди которых наиболее

активно и решительно выступила сестра Ивана Софья, решительно повела борьбу

за власть. В конце XVII в. в связи с созданием полков нового строя роль

стрельцов упала, они потеряли многие свои привилегии. Обязанность платить

налоги, частая задержка жалования, самоуправство стрелецких полковников,

рост имущественного неравенства среди самих стрельцов вызывали резкое

недовольство. По Москве был пущен слух, то Иван задушен. С барабанным боем

вооруженные стрельцы вступили в Кремль. Мать Петра Н.К. Нарышкина вывела на

дворцовое крыльцо обоих царевичей Петра и Ивана. Однако это не успокоило

стрельцов. В честь своего выступления стрельцы воздвигли на Красной площади

столп. На прибитых к столбу чугунных досках были написанные заслуги

стрельцов и фамилии казненных ими бояр. По требованию стрельцов, первым

царем был провозглашен Иван, вторым - Петр, а до их совершеннолетия

назначалась регентша - царевна Софья.

Руководители стрельцов попытались, используя всеобщее недовольство,

поставить в качестве главы Российского государств начальника Стрелецкого

приказа князя И.А. Хованского. Софье вовремя удалось пресечь выступления

стрельцов. И.А. Хованский был обманом вызван к Софье, схвачен и казнен

(1682г.). Стрельцы пришли в повиновение. Столп на Красной Площади был

скрыт, многие стрельцы казнены. Власть перешла к царевне Софье. Главой

стрелецкого приказа стал сторонник Софьи Федор Шакловитый.

Начало единодержавного правления Петра I.

В 1689 г. Петр женился по совету матери на боярской дочери Евдокии

Лопухиной. После женитьбы Петр считался совершеннолетним и имел все права

на престол; столкновение с Софьей и ее сторонниками стало неизбежным.

Москва была полна слухов о приготовлениях к схватке как стрельцов, так и

«потешных». Августовской ночью 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском

одним из своих сторонников с сообщением о том, что стрелецкие полки подняты

по тревоге и готовы схватить его. Петр ускакал в Троице-Сергиев монастырь.

Последствием пережитых ужасов этого и прежних стрелецких выступлений была

болезнь Петра: при сильном волнении у него начинались конвульсивные

движения лица. Вскоре в монастырь с развернутыми знаменами пришли вызванные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.