бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Партизанское движение в СССР в годы ВОВ

задач, все-таки ставить диверсионные задачи десантникам на действия в

тылу противника вне тактического или оперативного взаимодействия с

войсками, действующими на фронте. Так, уже в июле - августе 1941 года

командование Юго-Западного фронта использовало в районе Киева

несколько небольших десантов из состава 212 и 104 воздушно-десантных

бригад. На десантников возлагались задачи по подрыву мостов на

железных и шоссейных дорогах, уничтожению складов с боеприпасами,

нарушению управления войсками и работы тыла противника, ведению

разведки. Состав групп колебался от 3-5 до 40-50 человек. Группы

скрытно проникали в район объекта, внезапно нападали на него и быстро

отходили. Выполнив поставленную задачу, десантники либо выходили в

расположение своих войск, либо переходили на положение партизан.

Действия в тылу противника 4-го воздушно-десантного корпуса в январе

1942 года с задачей содействия войскам Западного фронта в окружении 9-

й и 4-й танковой армий противника восточнее Вязьмы в конечном итоге

завершились переходом к действиям небольшими подразделениями.

Вынужденные диверсионные действия в течение пяти месяцев десантников и

конников 1-го кавкорпуса генерала Белова по дезорганизации тыла

противника заставили немцев отвлечь значительные силы и провести в мае

против них специальную операцию "Ганновер-I". А высадка 24 сентября

1942 года воздушного десанта в районе юго-западнее Сычевки

численностью около 400 человек вначале была воспринята немецким

командованием как начало крупной диверсионной операции на

железнодорожных коммуникациях группы армий "Центр" и в течение

нескольких дней серьезно повлияла на характер перевозок противника.

Десантники-партизаны успешно выполняли задачи по оказанию содействия

войскам, попавшим в окружение. А в октябре диверсионная группа в

составе 20 добровольцев-десантников провела специальную акцию на

аэродроме у Майкопа, где налетом уничтожила 22 самолета противника и

по сигналу командира отошла на пункт сбора.

Однако в основном способность ВДВ к диверсионно-партизанской и другой

деятельности в тылу противника осталась невостребованной. Основными

формами специальных действий ВДВ были специальные акции и диверсионные

удары тактического значения.

Суровая зима 1941/42 года была исключительно трудной для партизанских

формирований. Созданные в начале войны партизанские роты, батальоны,

полки и дивизии оказались не приспособлены к гибким и маневренным

действиям небольшими группами. Наиболее типичной организационной

единицей стал партизанский отряд. Закончились запасы боеприпасов,

которые были собраны на полях сражений. Большинство отрядов и групп не

имели связи с Большой землей. Практически отсутствовали специалисты

минно-подрывного дела, не было самих минно-взрывных средств.

Партизанские командиры еще не получили опыта организации партизанских

действий, и часто ввязывалась в невыгодные для них открытые боевые

действия с частями и подразделениями противника.

Вместе с тем провал молниеносной войны, огромные потери

автотранспорта, растянувшиеся коммуникации, недостаток горючего и

другие провалы в тыловом и техническом обеспечении войск к началу зимы

1941 года поставили немецкую армию на грань катастрофы. Некоторым

высшим военным чинам вермахта ситуация представлялась настолько

безнадежной, что 24 ноября начальник Управления вооружений и

командующий армией резерва генерал-полковник Фромм в разговоре с

начальником Генерального штаба генерал-полковником Гальдером

высказывает мысль о необходимости заключить перемирие с Советским

Союзом. Со второй половины января 1942 года в результате принятых

гитлеровским руководством экстренных мер железнодорожный транспорт

Германии обеспечивал переброску на Восток по 300 эшелонов ежедневно. В

пересчете на месяц это составляло около 9 тысяч эшелонов. Если принять

за основу данные советской военной энциклопедии, что в первый год

войны партизаны совершали в среднем ежемесячно 40 крушений, а во

второй половине 1942 года их число возросло до 300, это составит

соответственно только 0,44% и 3,3%. Однако цифры, выведенные немецкими

исследователями этого вопроса на основании официальных отчетов

железнодорожных дирекций на оккупированных территориях, уменьшают даже

эти показатели. Изучение работ немецкого исследователя Ганса

Поттгиссера[69], а также бывшего полковника вермахта, начальника

транспортной службы группы армий "Центр" Германа Теске[70] показывает,

что зимой 1941-42 гг. наиболее уязвимое место немецкой военной машины

- коммуникации и снабжение войск осталось без значительного влияния

партизан. Именно отсутствие в тылу немецких войск зимой 1941-42 гг.

широкомасштабных диверсионных действий подобных действиям армейских

партизанских отрядов в Великой Отечественной Войне спасло вермахт от

судьбы армии Наполеона.

Таким образом, организационная неразбериха, устаревшее понимание цели

и задач партизанских действий в тылу противника, отсутствие

специальных минно-взрывных средств, неправильный выбор способов

действий партизанских отрядов, их нацеливание на разгром противника в

открытом вооруженном столкновении привели к тому, что в первом периоде

основной формой действий партизан в тылу противника был открытый бой с

боевыми и тыловыми частями и подразделениями, немецкими гарнизонами и

комендатурами.

Резко негативное отношение высшего военно-политического руководства

страны к судьбе военнослужащих, попавших в плен, нежелание принять

эффективные меры к их освобождению позволили немецкому командованию

содержать в лагерях на оккупированной советской территории многие

сотни тысяч солдат, офицеров и генералов Красной Армии. Задача

освобождения своих военнопленных в нарушение традиций русской армии

вообще не рассматривалась как задача вооруженных сил.

Действиями партизанских отрядов и диверсионных групп, по-прежнему,

руководили республиканские и областные комитеты партии,

политуправления, разведуправления и особые отделы фронтов. Начальник

политуправления Юго-Западного фронта в записке, направленной в Главное

политуправление РККА в апреле 1942 года отмечал: "...работой среди

частей Красной Армии и партизанских отрядов, действующих в тылу

противника, в настоящее время занимаются несколько самостоятельных

органов и организаций. Так, например, ЦК КП(б) Украины, разведотдел

Юго-Западного фронта, НКВД, партизанский отдел политуправления Юго-

Западного фронта. Единого центра по руководству указанной работой не

имеется". Централизация руководства стала жгучей необходимостью. И

через 11 месяцев после вторжения немецких войск Постановлением ГКО от

30 мая 1942 года при Ставке ВГК был образован Центральный штаб

партизанского движения (ЦШПД) в качестве специального военно-боевого

органа ВКП(б) по руководству и координации боевой деятельности

партизан.

Постановлением были также образованы некоторые республиканские и

областные штабы партизанского движения.

Появление ЦШПД сделало возможным планирование партизанских действий,

осуществление взаимодействия на оперативном уровне с республиканскими

и областными штабами партизанского движения и фронтами, организовать

целенаправленную работу по установлению связи с партизанскими

формированиями, вырабатывать и доводить до партизанских командиров

рекомендации по тактике действий, подсказывать наиболее эффективные

способы и приемы ведения диверсионной работы, снабжать партизан

оружием, боеприпасами, медикаментами, готовить кадры, осуществлять

взаимодействие партизанских формирований с советскими войсками.

Наличие в составе ЦШПД оперативного управления позволяло организовать

подготовку и осуществление боевого применения партизанских

формирований в оперативном масштабе, полнее и теснее координировать

деятельность республиканских и областных штабов партизанского

движения.

В конце августа - начале сентября 1942 года было проведено совещание

руководящих работников Наркомата обороны и ЦШПД с представителями

подпольных партийных органов, командирами и комиссарами крупных

партизанских формирований. Итоги совещания и важнейшие направления

борьбы в тылу врага были сформулированы в приказе Наркома обороны И.В.

Сталина от 5 сентября 1942 года "О задачах партизанского движения".

Приказ в корне менял предвоенные взгляды на роль, место и формы

партизанской войны. Уже сам факт, что задачи партизанского движения

определялись не партийным документом, а приказом наркома обороны,

говорил о том, что партизанские действия вновь рассматривались как

один из видов боевых действий вооруженных сил в тылу противника,

которому отводилась стратегическая роль в вооруженной борьбе. В нем

утверждалось, что разгром германских армий может быть осуществлен

только одновременными боевыми действиями на фронте и мощными

непрерывными ударами партизанских отрядов по врагу с тыла. Приказ

нацеливал партизанские отряды прежде всего на нарушение работы

железнодорожного транспорта противника с использованием диверсионных

способов и приемов борьбы, ведение непрерывной разведывательной работы

в интересах Красной Армии.

6 сентября 1942 года была учреждена должность Главнокомандующего

партизанским движением, на которую был назначен член Политбюро ЦК

ВКП(б) Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Им было внесено

предложение о создании в тылу немецких войск регулярной партизанской

армии. Организация, подготовка и ведение партизанских действий по

замыслу маршала должны были стать составной частью военных действий

РККА в оперативном и стратегическом масштабе. Однако уже 11 ноября

пост Главнокомандующего был упразднен, а ЦШПД в качестве военно-

оперативного органа партии подчинен непосредственно Ставке ВГК. 7

марта 1943 года Постановлением ГКО ЦШПД был расформирован, но в мае

того же года вновь восстановлен. По мнению П.К. Пономаренко подобная

непоследовательность по отношению к высшему органу управления

партизанским движением была связана с сильным влиянием на некоторых

членов ГКО тогдашнего руководства НКВД в лице Л.П. Берии, который

всячески противился руководству партизанским движением каким-либо

органом управления вне его ведомства. Тем не менее, центральный орган

руководства вооруженной борьбой в тылу противника при Ставке ВГК был

создан, что стало важным фактором, влиявшим на размах и

организованность партизанского движения, появление и развитие всех

форм партизанских действий в тактическом, оперативном и стратегическом

масштабе.

Существенную роль в выборе содержания и форм партизанского движения

сыграло материально-техническое обеспечение партизанских формирований.

Рост партизанского движения, многогранная боевая деятельность

партизанских отрядов, появившихся партизанских соединений, возрастание

их потребности в оружии, боеприпасах, средствах связи, минно-взрывных

вооружениях, позволявших партизанам добиваться эффективных

результатов, не вступая в открытое непосредственное боевое

соприкосновение с противником – всё это вызвало необходимость создания

20 июня 1942 года отдела материально-технического снабжения ЦШПД. Если

до образования Центрального штаба и других штабов партизанского

движения, партизаны снабжались вооружением за счет выделения оружия

военными советами фронтов и армий, трофеев и сбора его на местах

прошедших боев, то теперь началось централизованное и планомерное

снабжение оружием, боеприпасами, минно-подрывной техникой, вещевым,

медицинским имуществом и продовольствием.

Появление на вооружении партизанских отрядов радиостанций, специальных

минно-взрывных средств потребовало соответствующей подготовки

командиров, подрывников и радистов, способных организовать применение

специальных сил и средств в диверсионных и других видах специальных

действий партизанских формирований. Подготовка специалистов

диверсионной работы (инструкторов минно-подрывного дела и подрывников)

в специальных школах и центрах составила 2/3 всего объема подготовки в

школах и центрах.

Наличие специальных мин и минно-взрывных средств, а также

подготовленных специалистов минно-подрывного дела позволило

партизанским формированиям резко увеличить количество наиболее

эффективного способа нарушения работы железнодорожного транспорта

противника - совершение диверсий. Так, если в 1941 году на Украине в

результате диверсий было совершено 23 крупные аварии на железных

дорогах, то в 1942 году - 223. Резко активизировались также действия

партизан на железных дорогах в оперативном тылу группы армий "Центр" с

41 диверсии в апреле 1942 года до 236 в июне. При этом, если в апреле

такая форма как открытый бой составляла 58% боевой деятельности

партизан, а различные виды специальных действий только 42%, то в

сентябре такие виды специальных акций как налеты, засады и диверсии

составляли 75% боевой деятельности партизан. Наличие специальных минно-

взрывных средств, применяемых в любое время года, позволило также

снизить сезонную разницу в боевой деятельности партизан.

Увеличение боевых возможностей партизанских отрядов, необходимость

концентрации и координации их действий вызвали к жизни такую

организационную структуру как объединение нескольких партизанских

отрядов в бригаду или иное партизанское соединение. Основной

организационной единицей соединений, как правило, оставался

партизанский отряд. Численность соединений составляла от нескольких

сот до 3-4 тысяч человек, отрядов - от нескольких десятков до

нескольких сотен партизан. Обычно соединение состояло из 4-7 отрядов,

отряды - из рот, взводов или боевых групп. Создание партизанских

соединений позволило приступить к осуществлению специальных действий в

более крупном масштабе вначале в границах районов базирования, а затем

и за их пределами способом рейда.

Так, в сентябре 1942 года рейды совершили соединение под командованием

С.В. Ковпака в составе 5 отрядов численностью 1075 человек и

соединение под командованием А.Н. Сабурова в составе 7 отрядов общей

численностью 1617 человек. Рейд включал в себя последовательное

осуществление диверсий на железных и шоссейных дорогах, налеты на

комендатуры и небольшие гарнизоны, действующие промышленные

предприятия, разрушение линий связи, а также применение других

способов специальных действий по маршруту передвижения. Важной

задачей, решаемой в ходе рейда, была организация и активизация

партизанского движения в новых районах, а само перебазирование

соединений имело оперативное значение.

Спец операции партизан. («Рельсовая война» и др.)

Восстановленный в мае 1942 года Центральный штаб партизанского

движения приступил к разработке плана первой операции партизан на

железнодорожных коммуникациях противника стратегического масштаба. В

основу плана операции было положено Постановление ЦК КП(б) Белоруссии

"О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом

"Рельсовой войны", т.е. разрушением рельсового полотна минно-взрывным

и другими способами. В приказе начальника ЦШПД от 14 июля 1943 года "О

партизанской рельсовой войны на коммуникациях врага" указывалось, что

"огромный рост и размах партизанского движения позволяет в настоящее

время наносить массированные повсеместные удары по железным дорогам с

целью их полной дезорганизации и срыва операций врага на фронтах".

Возможность достижения стратегической цели - полной дезорганизации

железнодорожных коммуникаций в тылу противника не вызывала сомнений ни

в органах управления партизанским движением, ни в самих партизанских

отрядах. Однако способ достижения цели - подрыв двухсот тысяч рельсов

встретил возражения. Командование считало, что противник не испытывает

недостатка в рельсах и даже отправляет часть их на переплавку и что

наиболее уязвимым местом в немецкой системе железнодорожных

коммуникаций являются паровозы, которых на всей оккупированной части

СССР имеется менее 5 000. Эта оценка подтвердилась впоследствии

немецким исследователем в этой области Г. Теске, который писал, что

Германия "располагала в 1939 году гораздо меньшим парком паровозов и

вагонов, чем кайзеровская империя в 1914. Виной этому была переоценка

мотора. Полностью исправить эту ошибку не удалось и в ходе самой

войны". Подрыв рельсов, кроме того, вызывал перерыв в движении только

на время, необходимое для их замены (несколько часов), при этом

существенно затрудняя нормальную эксплуатацию железнодорожных путей

после освобождения территории от немцев. В конечном итоге Украинскому

штабу партизанского движения удалось добиться права приступить к

подготовке операции, сосредоточив основные усилия на устройстве

крушений воинских эшелонов, т.е. выводить из строя поезда противника,

а не подрывать рельсы. 30 мая 1943 года ЦК КП(б)У принял решение

начать не "рельсовую войну", а "войны на рельсах".

Проведение операции планировалось в три этапа, каждый по 15-30 суток.

Операцию намечалось начать ориентировочно 1-5 августа 1943 года

внезапным нанесением первого стратегического массированного удара,

подорвав одновременно 26 000 рельсов. В первые 15 суток должны были

быть разрушены основные железнодорожные коммуникации в тылу группы

армий "Центр". В дальнейшем предполагалось нанести несколько других

массированных ударов и, парализовав движение на остальных

железнодорожных коммуникациях, в последующем перейти к систематическим

диверсионным действиям по воспрещению работы железнодорожных

коммуникаций в тылу противника. Создаваемая для проведения операции

группировка партизанских сил включала 167 партизанских бригад,

отдельных отрядов и групп общей численностью 95 615 человек,

развернутая на территории протяженностью свыше 1 000 км по фронту и в

глубину от линии фронта до западной границы СССР, что говорило о

стратегическом масштабе и специальном характере группировки. Имевшаяся

в тылу противника партизанская группировка была уже настолько мощной,

что партизанские формирования располагались вблизи большинства

важнейших железнодорожных коммуникаций. Поэтому передислокация

партизанских формирований при необходимости осуществлялась на

расстояние 70-80 км и лишь иногда - более 100 км.

Для выполнения задач по подрыву рельсов и других объектов на железных

дорогах в тыл к партизанам необходимо было дополнительно доставить 200-

250 тонн взрывчатых веществ. Так, переброска в тыл противника

взрывчатых веществ и других средств потребовала 400 самолето-вылетов в

течение июля-августа, в том числе 180 самолето-вылетов в течение 5-6

дней, начиная с 12 июля для подготовки к первому диверсионному удару.

Существенная зависимость успеха операции от действий авиации

подтвердила значительное влияние данного фактора на масштаб и

содержание диверсионных и других специальных действий в тылу

противника. Необходимость переброски для партизан в тыл противника

многих сотен тонн грузов потребовала централизованного и

систематического применения авиационных соединений и частей. К

середине 1943 года в интересах партизан действовали две

авиатранспортные дивизии, двенадцать отдельных авиаполков, несколько

полков авиации дальнего действия, эскадрильи фронтовой и армейской

авиации и авиации воздушно-десантных войск. Всего за годы войны к

партизанам было совершено 109 тысяч самолето-вылетов, 96% полетов было

совершено ночью. Использование авиации в интересах партизан выявило

ряд существенных требований и особенностей боевого применения

авиационных сил и средств.

Результаты первого удара и дальнейших диверсионных действий в

течение августа оказали значительное влияние на работу железных дорог,

однако полностью парализовать движение не удалось. В журнале военных

действий ставки верховного командования вермахта после первого

массированного удара отмечается:"4 августа. Восток. Движение по

железным дорогам на Востоке часто прекращается из-за подрыва рельсов

(в районе группы армий "Центр" 3 августа произошло 75 больших аварий и

1 800 взрывов). Движение поездов в районе группы армий "Центр"

прекращено с 4 августа на 48 часов".

Всего с 20 июля по 16 сентября 1943 года по данным оперативного отдела

ЦШПД в ходе операции "Рельсовая война" было выведено из строя 214 705

штук рельсов, что составляло 4,3% всех рельсов на эксплуатируемых

участках железных дорог. По итогам прошедшей операции руководством

ЦШПД были сделаны некоторые выводы, и в ходе следующей операции на

железнодорожных коммуникациях "Концерт", продолжавшейся с 20 сентября

по 30 ноября 1943 года, диверсионные действия партизан в большей

степени были нацелены на вывод из строя подвижного железнодорожного

состава противника. Одновременно в течение сентября - ноября 1943 года

по плану ЦШПД проводилась специальная операция "Пустыня" по разрушению

системы водоснабжения на железнодорожных коммуникациях. В результате

операции было выведено из строя 43 водокачки. Однако значительное

снижение боевых возможностей по совершению диверсий из-за недостатка

минно-взрывных средств не позволило партизанским формированиям

парализовать работу железнодорожных коммуникаций противника.

Специальной задачей, выполняемой партизанами в интересах содействия

своей авиации в завоевании и сохранении господства в воздухе, стало

совершение налетов на аэродромы противника. В ходе налетов выводились

из строя сами самолеты, склады с горючим, боеприпасами и другим

имуществом. Летный и летно-технический состав уничтожался также в

засадах, устраиваемых на путях движения к аэродрому. Многие самолеты

уничтожались также при совершении вынужденных посадок на территориях,

контролируемых партизанами. С другой стороны в результате поисково-

спасательных действий партизанских формирований были спасены многие

советские экипажи, сбитые над оккупированной территорией. Таким

образом, боевой опыт показал необходимость специальных авиационных

средств для всестороннего обеспечения действий партизан, в том числе

для решения задач огневой поддержки в их борьбе с карателями.

С октября 1943 года воздействие партизан на объекты железнодорожного

транспорта резко и неуклонно снижается и в феврале 1944 по основным

показателям возвращается на уровень февраля 1943 года. Тыловое и

техническое обеспечение немецких войск хотя и встречается со

значительными трудностями, но в основном выполняет требования

снабжения войск всем необходимым для ведения военных действий.

Стратегическое отступление немцев, в отличие от отступления французов

в 1812 году, не превратилось для немецкой армии в катастрофу. С

началом 1944 года снабжение немецкой армии на оставшейся

оккупированной территории Советского Союза постепенно вновь

возвращается к автомобильному транспорту. Накопленный к тому времени

немцами опыт борьбы с партизанами, усиленная охрана колонн, жесткий

пропускной режим на дорогах и на прилегающей к ним местности в

основном позволил немецкому командованию проводить достаточное тыловое

и техническое обеспечение войск на фронте с использованием

автомобильного транспорта. Всего за три года войны партизаны на

дорогах в тылу противника уничтожили и захватили 52 958 грузовых,

легковых и специальных автомашин, что составило около 10% общей

численности автомобильного парка вермахта, или около 3-4% в год.

Подобные потери не могли вызвать существенного сокращения норм

снабжения немецких войск.

Стратегическое значение имела операция белорусских партизан,

подготовленная и проведенная в тесном взаимодействии с войсками 1,2,3

Белорусских и 1 Прибалтийского фронтов в июне-июле 1944 г. К этому

времени группировка партизанских сил на территории Белоруссии включала

150 партизанских бригад и 49 партизанских отрядов общей численностью

272 490 партизан. Операция тщательно готовилась. В ходе ее подготовки

только авиацией 1-го Белорусского фронта в партизанские формирования

было переброшено 128 тонн взрывчатых веществ. Операция началась в ночь

на 20 июня нанесением массированного диверсионного удара по

железнодорожным коммуникациям и линиям связи противника, в результате

которого движение по железным дорогам было полностью парализовано до

23 июня. Операция была высоко оценена Маршалом Советского Союза Г.К.

Жуковым, координировавшим в то время действия фронтов.

Конец партизанской войны.

Но перемещение военных действий на советско-германском фронте за

пределы СССР лишило командование фронтов и штабы партизанского

движения основной части действовавшей ранее группировки партизанских

сил. Партизанские соединения и отряды, оказавшиеся на освобожденной

территории, расформировывались. Отсутствие в составе Красной Армии

штатных диверсионных частей и соединений, предназначенных для ведения

специальных действий в тылу противника, привело к тому, что имеющий

огромный опыт диверсионных действий личный состав партизанских

формирований, годный к военной службе, обращался на пополнение обычных

регулярных частей Красной Армии, а подавляющее большинство кадровых

офицеров, получивших опыт планирования, организации и управления

специальными действиями в тылу противника в стратегическом и

оперативном масштабах, в дальнейшем использовались по своим прежним

воинским учетным специальностям. Так, в донесении ШПД 3-го Украинского

фронта сообщалось: "В соответствии с директивой ЦК КП(б)У и указаниями

начальника Украинского штаба партизанского движения, полученными по

радио от 3 сентября 1944 г. о расформировании штаба партизанского

движения 3-го Украинского фронта к 20 сентября 1944 г., доношу:

20 сентября 1944 года штаб партизанского движения 3-го Украинского

фронта расформирован.

Личный состав штаба и партизаны, находившиеся в резерве для засылки в

тыл врага, откомандированы в военкоматы, а кадровый офицерский состав

направлен в отделы кадров фронта в соответствии с их специальностью.

Все вооружение, боеприпасы, минно-подрывные средства в связи с

отсутствием поблизости фронтовых складов переданы по акту начальнику

гарнизона г.Тирасполь...".

Совершившие рейды на территорию Польши, Чехословакии, Венгрии и

Румынии отдельные советские партизанские формирования ввиду

ограниченной численности и боевых возможностей не могли самостоятельно

осуществлять специальные действия в оперативном или стратегическом

масштабе. Партизанское движение среди населения зарубежных стран,

также как и советское, организуемое на принципах партийной

деятельности, требовало помощи и поддержки, в первую очередь военными

специалистами в области специальных методов ведения вооруженной

борьбы. Так, на основе Постановления ЦК КП(б)У "О помощи Чехословацкой

компартии в организации партизанского движения на территории

Чехословакии" с июля 1944 года до мая 1945 года туда были посланы 53

организаторские группы общей численностью 1 200 человек.

Деятельность организаторских групп, а также других советских

партизанских формирований на территориях зарубежных стран существенным

образом ограничивалась отсутствием достаточного количества

военнослужащих, знающих иностранный язык. Необходимо было также

учитывать особенности организации диверсий и других способов

специальных действий с нелегальных позиций в населенных пунктах,

вызванные отличиями в агентурно-оперативной обстановке в сопредельных

странах. Деятельность партизанских руководителей за рубежом

потребовала знания специфики военно-административной деятельности на

территориях иностранных государств. Так, после начала Словацкого

национального восстания туда для оказания помощи была направлена

группа советских офицеров, а в Главный штаб партизанского движения

Словакии в качестве советника был назначен полковник А.Н. Асмолов,

ранее руководивший партизанской борьбой на разных советских фронтах.

Таким образом, организация иррегулярных вооруженных формирований на

территории иностранных государств, воздействие через них на военно-

политическую ориентацию руководства и обстановку в стране в целом, а

также боевое применение формирований в интересах оперативно-

стратегических объединений Советской Армии стали важной специальной

задачей вооруженных сил на завершающем этапе войны.

С выходом советских войск на территорию Германии и Восточной Пруссии

партизанская борьба советских партизанских формирований в тылу

немецких войск свое самостоятельное значение утрачивает и постепенно

прекращается. Диверсионные действия продолжаются лишь в форме

отдельных, не связанных общим замыслом специальных акций,

осуществляемых армейскими диверсионно-разведывательными группами по

планам разведывательных управлений и отделов фронтов и армий в рамках

разведывательного обеспечения боя, сражения или операции.

Список литературы

1. Советская военная энциклопедия.

2. Дробов М.А. Малая война ( партизанство и диверсии).

3. Пономаренко П.К. Всенародная борьба в тылу немецко-

фашистских захватчиков

4. Азясский Н.Ф., Князьков А.С. Партизанская операция "Рельсовая

война".

5. История Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.

ПЛАН.

1. До войны.

2. Партизанство в годы Великой Отечественной Войны.

3. Спец операции партизан.

4. Конец партизанской войны.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.