бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Отношения России с Индией

по ликвидации националистической “ржавчины” внутри Российской Федерации.

Индия настойчиво ищет альтернативу исламским современным схемам. Она не

только противодействует воинствующему исламизму Ирана и Пакистана, но и

фундаменталистским группировкам Афганистана и республик Средней Азии. В

треугольнике отношений Россия-Китай-Индия Санкт-Петербург и Москва отводили

Дели роль регулятора, и эта роль стала перманентной. Являясь одним из

лидеров Движения неприсоединения, Индия всегда поддерживала инициативы

Москвы на международной арене, хотя сама Москва нередко проявляла

безразличие к региональным проблемам Дели.

Во времена горбачевской перестройки был сделан значительный позитивный

“виток” в отношениях с Индией, однако многие перспективные идеи (например,

как концепция «несилового мира») были «заговорены2 Москвой и ею же

«задвинуты» на второй план, что вряд ли забыли Дели. О многих совместных

договоренностях Москва, увлеченная своим “западным имиджем”, быстро

“забывала”, что постепенно раскачивало сами основы наших связей с этой

древней и великой страной.

Похоже, с Индией российское руководство открывает новую страницу

отношений. Это – не “плутание в третьих путях”, как некто иронизирует в

российских коридорах власти, а выработка специфики партнерства без

растворения среди друзей. Специфика отношений с Индией – это экономизация

политики и дипломатии со страной, имеющей высокий внутренний потенциал. И

конечно, претворение в жизнь принципа наибольшего благоприятствования.

Кажется, проходящие перманентно российско-индийские экономические

переговоры и подписание целого пакета протоколов о товарообороте и платежах

– это как раз то, что нам надо в отношениях с такими азиатскими гигантами,

как Индия. Это позволило найти более или менее приемлемый для обеих сторон

выход из тупика, возникшего с выплатой нам индийского долга, и положительно

решить вопрос о поставках Индии боевой техники и вооружения. Годовой объем

товарооборота на сумму $2,2 млрд. означает, что торговля между Россией и

Индией поднята на уровень торговли бывшего СССР с этой страной.

Предоставляются широкие возможности включиться в российско-индийскую

торговлю нашим промышленным и торговым фирмам. Они открывают свои счета в

индийских банках и могут оставлять на них средства, полученные от индийской

стороны за экспорт своих товаров. “Права гражданства” получили такие формы,

как встречная торговля, товарообмен, бартерные и компенсационные операции и

др. Но и оговорено: оба правительства не несут ответственности за торговлю

вне рамок подписанного протокола: там рискуют те, кто выступает в роли

партнера. Тепличные условия для нашей торговли кончились, наступила пора

рыночных отношений, в которых инициатива подразумевает риск.

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что еще со времен Д. Неру и получения

Индией независимости мы дружили с Индией, всячески поддерживали полученный

ею суверенитет, но умалчивали о главном – Индия не пошла по

социалистическому пути развития. Более того, то, что проделала Индия со

времен независимости на пути капиталистического будущего, очень напоминает

в перспективе наши проблемы. Во-первых, Индия – многонациональное

государство и федеративная республика. Во-вторых, 27 лет (1950-1977 гг.)

руководящей и направляющей силой там была одна партия – Индийский

национальный конгресс, с пороками и ошибками, характерными и для КПСС. В-

третьих, Индия тоже начинала со строительства национального “пещерного”

капитализма с привлечением иностранного капитала, но она искала свою схему

развития, всячески стирая свой западный имидж и подражание Западу. И в Дели

нашли свой путь. Через 50 лет независимого развития там снова говорят о

реформаторстве, о новой экономической политике. Правительство взялось за

оздоровление расстроенных финансов, сокращение бюджетного дефицита. Индия

получила за рубежом кредиты, увеличила долю иностранного капитала в

смешанных предприятиях.

В развитии Индии есть общее с Россией, есть и свое – национальное.

Сближение с Индией даст нам возможность изучить и то и другое. И самое

главное – это страна может быть надежным политическим союзником на востоке

и перманентным экономическим партнером.

На старте нового века поменялись времена. К концу XX века не стало

Советского Союза и Варшавского Договора. Казалось, дело наконец-то пойдет к

миру, к чему не раз призывали и Москва, и Дели. Но не тут-то было. Остался

блок НАТО, созданный когда-то для защиты духовных ценностей Запада. Теперь

этот блок взял на себя функции мирового жандарма, а Соединенные Штаты роль

вершителя судеб остальных народов. НАТО расширяется на восток и юг, нагло

вмешивается в дела других стран, например, в дела Югославии, пытается

диктовать свои условия России и тем странам, которые не согласны с западной

интерпретацией событий. По существу сведена до минимума роль ООН как

гаранта международной стабильности.

В этих условиях, условиях однополюсного мира, Россия и Индия совместно

выступили за возвращение Организации Объединенных Наций ее приоритетных

прав на решение международных вопросов. Одновременно Россия, Индия и Китай

взяли на себя обязательства гарантировать мир и стабильность на Востоке,

если США и их союзники будут и впредь игнорировать ООН и использовать

“двойной стандарт” в отношениях с другими странами, особенно с теми, кто не

хочет плясать под дудку Вашингтона. Если же Запад пойдет на расширение

постоянного состава Совета Безопасности ООН, то Москва предложила

кандидатуру Индии в качестве постоянного члена СБ ООН, что позитивно

расценено в Дели. Тем самым претворяется в жизнь высказанный еще в начале

века призыв М. Ганди, одного из лидеров индийского национально-

освободительного движения, не повторять историю, а творить новую.

На региональном уровне главной проблемой для Индии остаются ее натянутые

отношения с Пакистаном, по существу отторгнутой от Индии в 1947 году

территории, где проживает мусульманская часть страны. Британские

колонизаторы, сделавшие это, создали много проблем как пограничных

(например, проблема Кашмира), так и политических. Между Индией и Пакистаном

нередко возникают вооруженные конфликты. За 50 лет, прошедших с момента

получения этими странами независимости, произошло несколько войн (в 1947,

1965, 1971 годах) и несколько раз (в 1987, 1991, 1998 гг.) они были близки

к началу боевой схватки.

В политическом плане Россия поддерживает Индию в кашмирской проблеме,

считая, что ее надо решать на основе Симлского соглашения 1972 года,

выработавшего условия, приемлемые для мирного урегулирования проблемы. Но

воз и ныне там. Россия и Индия выступают и за коллективные меры против

международного терроризма, и в этом контексте Дели поддерживает меры,

предпринимаемые Москвой против террористов в Чечне. Другой позиции

придерживается Пакистан, поддерживающий талибов в Афганистане и принимавший

на своей территории посланца чеченских бандитов Яндарбиева, приезжавшего в

Карачи за помощью (в 1999 году).

Противоречия между Индией и Пакистаном, раздуваемые и поощряемые многими

международными кругами, могут в любой момент снова обостриться. Это

возможное военное столкновение, теперь уже и с применением ядерного оружия,

– одна из реальных угроз миру в Азии. Масштабы этого столкновения трудно

определить, тем более, что после сообщения Пакистана о создании ядерного

оружия (сентябрь 1997 г.) и 12-ти индийских и пакистанских ядерных взрывов

в мае 1998 г., обе страны являются ядерными державами, несмотря на то, что

в этом качестве они еще не признаны мировым сообществом. Пакистан, стремясь

уравновесить преимущество Индии в населении (1 миллиард человек против 140

миллионов чел.) и военно-техническом потенциале (ежегодный рост ВВП

составляет 6% в то время как Пакистан – аграрная страна) установил и

поддерживает тесные военно-политические связи с Ираном и остальным

исламским миром. В случае возникновения индо-пакистанский конфликт может

прибрести черты столкновения цивилизаций. И России, для которой Индия –

основной партнер из числа развивающихся стран в сфере военно-технического

сотрудничества, будет крайне непросто оказать ей военную помощь.

В какой-то момент после проведения индийских ядерных испытаний казалось,

что от России потребуются немалые усилия, чтобы не допустить принятия в ООН

всеобъемлющих санкций в отношении Индии. Но ядерный шок прошел как-то

неожиданно быстро. Запад занял более чем компромиссную позицию. Логика этих

действий была в том, что введение санкций против Индии вряд ли могло

остановить Пакистан от ядерных испытаний (очевидно, ядерные державы

располагали необходимой информацией о подготовке и сроках ядерных испытаний

в обеих странах), но с принятием санкций огромная часть Азии – Индия, потом

Пакистан, за ними Иран, Ирак, Сирия, где ядерные исследования также активно

ведутся, оказалась бы вне сферы западного влияния. По существу ядерное

вооружение Азии становится свершившимся фактом.

Другим фактом является традиционализация политической жизни азиатских

стран, в частности Индии, где политическая демонополизация привела к

изменениям, сопоставимым разве только с событиями в Иране в 1979 г. Власть

Индийского Национального Конгресса, некогда всемогущего, осталась только в

воспоминаниях. Новые партии, борющиеся за власть, не меняют выработанных

практиками моделей развития страны, и она быстро набирает мощь, превращаясь

в международного гиганта. Скорее всего, на Западе понимают, что нынешние

перемены в Индии – это надолго и неорганизованное давление на нее не даст

желаемого результата.

Понимают это и в России. И потому введение всеобъемлющих санкций в

отношении Индии скорее всего подтолкнуло бы и Россию принять сторону Индии,

поскольку санкции против Дели были бы и последним ударом по российскому

военно-промышленному комплексу. Достаточно сказать, что в 1992-1996 гг.

Индия импортировала из России оружия на сумму 3,5 млрд. долл., в 1997 г.

объем военно-технического составил 800 миллионов долларов, в 1998-2000

годах объем сделок превысил, по некоторым данным, 8 млрд. долл., что,

конечно, вызывает удовлетворение у российских торговцев оружием и загружает

заказами судостроительную, авиационную и другие отрасли военной

промышленности.

И, наконец, двусторонние индийско-российские отношения. На наш

взгляд, их основу хорошо изложил посол Индии в России Сатиндер Кумар Ламба,

выступая в Обществе культурных связей с Индией по случаю 50-летия

Республики. Он выделил 7 наиболее важных аспектов:

1. Соблюдение консенсуса, когда дело касается российско-индийских

отношений на любых уровнях: международном, региональном, двустороннем.

2. Считать приоритетными и учитывать прежде всего российско-индийские

отношения_при_определении_политики_двух_стран.

3. Продвижение вперед идеи стратегического партнерства.

4. Расширение контактов между парламентариями двух стран. При этом

плюрализм мнений и модель смешанной экономики могут быть положены в основу

дискуссий.

5. Оживление контактов между различными регионами России и штатами Индии.

Для этого, начиная с февраля 2000 года, в сотрудничестве с Институтом

востоковедения РАН предполагается проводить ежемесячные семинары и

конференции по различным вопросам индийско-российских отношений, включая

политические, экономические, торговые и научные связи, в крупнейших городах

Российской_Федерации.

6. Претворение в жизнь положений совместного документа по сотрудничеству в

области торговли, экономики, промышленности, финансов, науки и техники

вплоть до 2010 года. Индийская сторона при этом особо подчеркивает и

выделяет такие сферы, как энергетика, сталелитейная, нефтяная, угольная

промышленность, информационная технология, фармацевтика, космос, атомная

энергетика, наука и техника. Индийцы помнят о той значительной помощи,

оказанной Россией в промышленном и техническом развитии страны. Там помнят

Бхилаи, нефтеразведку, другие объекты совместного сотрудничества с Россией.

7. Сотрудничество в области науки и техники на основе Долгосрочной

программы, разработанной в 1997 г., что является самой большой двусторонней

программой, когда-либо осуществлявшейся Россией и Индией.

VI Отношение США к сближению России и Индии.

Активное сближение между Россией и Индией, идея создания политического

союза Россия-Индия-Китай как альтернативы модели однополюсного мира, по-

видимому, не на шутку встревожили США, что побудило президента Б. Клинтона

отправиться в конце марта 2000 г. с визитом в Южную Азию.

С тех пор, как 30 лет назад Ричард Никсон побывал в Исламабаде, а 22

года назад Джимми Картер заехал в Дели, лидеры США обходили проблемный

регион стороной. Нарушил этот обычай Билл Клинтон – 14 марта он прибыл в

Дели и до 25 марта побывал не только в Индии, но и в Пакистане и Бангладеш.

Поговорить здесь ему действительно было о чем: теперь, после “холодной

войны”, когда Пакистан уже не является для США единственным союзником в

регионе и противовесом просоветской Индии, отношения с этими странами нужно

фактически выстраивать заново.

“Я убежден, что укрепление мира, процветания и свободы в XXI веке будет

во многом зависеть от того, в состоянии ли Америка установить партнерство с

Южной Азией”, – написал Клинтон в статье для газеты “The Times of India”

накануне визита. Впрочем, столь глобальные замыслы имели скромное

практическое воплощение. Клинтон привез $84 млн. для программы развития

энергетики в Индии, Бангладеш и Непале, 97 млн. на продовольственную помощь

Бангладеш и еще 6 млн. – для защиты тропических лесов.

Шестидневный визит не обещал Клинтону легкой жизни – решить беспокоящие

США вопросы не удалось. В первую очередь это касается темы ядерной

безопасности. Индия и Пакистан провели успешные испытания ядерного заряда,

но Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) не

подписали. Уговорить Дели или Исламабад подписать договор было бы настоящей

победой администрации Клинтона. Но это, по-видимому, невозможно. “До тех

пор, пока существует угроза нашей безопасности, никакое давление не

заставит нас принять такое решение”, – заявил за несколько часов до прилета

Клинтона индийский премьер Атал Бихари Ваджпаи. Теоретически Вашингтону

проще было добиться подписания ДВЗЯИ у Исламабада – здесь еще свежи

воспоминания о “многолетней дружбе” с американским народом в годы советской

войны в Афганистане. Но на такую уступку Исламабад мог пойти, если,

например, Вашингтон стал бы посредником в урегулировании территориального

спора Пакистана с Индией из-за штата Джамму и Кашмир. Но этого не

произошло.

Выступая на совместном заседании обеих палат индийского парламента,

Клинтон, затронув кашмирскую проблему, признал, что только “Индия и

Пакистан могут ее решить”. По его словам, США готовы в случае обращения к

ним за помощью содействовать восстановлению спокойствия в Кашмире. Главный

документ, подписанный в ходе поездки Клинтона в Индию, – совместное

заявление “О видении мира”. При наличии ряда острых вопросов, разногласия

по которым у “двух величайших демократий”, как величали себя лидеры США и

Индии, остаются, документ отражает максимальное сближение точек зрения

обеих сторон на многие проблемы. Вместе с тем и американцы, и индийцы

констатировали принципиально различные подходы к ядерным вопросам. “Индия и

Соединенные Штаты, – отмечается в заявлении, – разделяют мнение о том, что

необходимо стремиться к сокращению и полному уничтожению ядерного оружия,

но не всегда согласны друг с другом в отношении путей достижения этих общих

целей”. В частности, Вашингтон не согласен с утверждениями Индии, что

ядерное оружие необходимо ей для обеспечения безопасности в Южной Азии.

Попутно Клинтон объявил Индию “форпостом демократии в Азии”. Это и

почетно, и не очень противоречит модели “многополярного мира”, приверженцем

которой считает себя Индия, и не задевает стратегических целей США. Однако

в речи на обеде в честь лидера США президент Индии Нараянан достаточно

определенно высказался о приверженности его страны идее многополярности

современного мира.

В целом сложилось впечатление, что Вашингтон и Дели в ходе визита

Клинтона ставили перед собой задачу как можно меньше затрагивать темы,

вызывающие взаимное раздражение. И это им явно удалось. Премьер Ваджпаи дал

высокую оценку результатам визита главы Белого дома и подписанным

документам, предусматривающим широкое развитие индийско-американских

отношений. Как отметил в этой связи один из видных политологов Индии Брахма

Челланей, “у индо-американских отношений новый старт, но в ограниченных

рамках”. Вторя ему, бывший заместитель министра иностранных дел страны

Диксит, комментируя слова совместного заявления о том, что “стороны

переходят к новой фазе длительного и динамичного сотрудничества”, заявил:

“Посмотрим. Для динамики нужно реальное наполнение, а не политические

лозунги”.

В Индии, конечно, есть круги и прозападные, и провосточные по

убеждениям, по политическим соображениям. Но для них сейчас на первом плане

стоят интересы своей страны, а не прозападные или провосточные шатания. То

же можно сказать и в отношении российско-индийских связей. Да, эти связи

укрепляются и расширяются, но не за счет других стран. Мы не требуем, чтобы

Индия дружила только с нами и порвала с другими. Они не требуют от нас того

же. Каждый волен выбирать себе друзей в зависимости от своих интересов. А

эти интересы могут совпадать, но по некоторым вопросам могут и не

совпадать. Хотя к консенсусу и надо стремиться.

Американцев беспокоит не только возросшая самостоятельность Индии, но и

развитие российско-индийских отношений, особенно в области атомной

энергетики и космических программ.

Индия – одна из наиболее развитых стран в области ядерной технологии,

включая производство источниковых материалов. Она охватывает полный ядерный

цикл – от геологоразведки до добычи, производства, управления отходами.

Сложный циклотрон переменной энергии в Калькутте и ускоритель средней

энергии “пеллетрон” в Мумбае – это ведущие исследовательские центры страны.

Сейчас в Индии действуют 8 атомных электростанций, производящих 8 млрд. кВт

электроэнергии, планируется строительство еще 4-х. У Индии есть и своя

атомная бомба, и ее носители. Известны успехи Индии и в освоении космоса.

Индия – единственная страна в третьем мире, сумевшая создать собственные

спутники дистанционного обнаружения, да и вывести их на орбиту тоже. Сейчас

там завершаются работы над геосинхронной пусковой установкой спутников,

способной вывести на орбиту спутник весом до 2-х тонн.

Прогресс Индии в области атомной энергетики и космических программ

привлек внимание во всем мире, в том числе и в России. Заключаются

лизинговые соглашения по конкретным проектам, в частности по маркетингу

информации индийских спутников, на предоставление космических услуг.

Естественно, успешно продвигаются и совместные проекты в области атомной

энергетики. И то, и другое вызывает нескрываемое раздражение на Западе,

особенно в США. А индийско-российский корабль идет своим курсом.

Наконец, насколько реально создание альянса Индия-Китай-Россия и каковы

могут быть отношения этого альянса к Японии?

Создание альянса Индия-Китай-Россия не только реально, но эти три страны

довольно активно двигаются в этом направлении. В 1999-2000 гг. Москву уже

посетили высокопоставленные представители Дели и Пекина. Они заявили: мир

должен быть многополярным, а не однополярным. Когда это претворится в

жизнь? По-видимому, не завтра, не послезавтра. Надо политику и практику

сблизить, проанализировать, изучить. В том числе сблизить и позиции трех

этих стран треугольника, в том числе и в отношениях между собой. В первую

очередь это, между прочим, относится и к России. А в области политики у

России есть свои проблемы и с Китаем, и с Японией.

VII Российско-индийские отношения на рубеже XX-XXI веков.

Новый этап отношений России с Индией неразрывно связан с

внешнеполитической программой В.В. Путина, основные моменты которой были

озвучены во время разговора, состоявшегося по горячей линии 27 марта 2000

г. между премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаем и и.о. президента

Российской Федерации Владимиром Путиным. Индийский руководитель сердечно

поздравил г-на Путина с его впечатляющей победой на выборах. Он сказал, что

весь индийский народ был рад его избранию и передал г-ну Путину наилучшие

пожелания в работе на высоком посту. А.Б. Ваджпаи напомнил о беседе,

имевшей место между индийским премьер-министром и российским исполняющим

обязанности главы государства 27 января 2000, отметив, что двусторонние

отношения между Индией и Российской Федерацией испытаны временем и

основываются на постоянстве, доверии и взаимопонимании.

Премьер-министр повторил свое приглашение г-ну Путину посетить Индию

с государственным визитом при первой возможности в ближайшее время. Он

сказал, что народ Индии окажет ему радушный прием. Премьер-министр также

отметил, что надеется, что во время визита нового российского президента

будет подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Индией и

Российской Федерацией.

В.В.Путин поблагодарил премьер-министра за поздравления. Он с

благодарностью принял приглашение посетить Индию при первой возможности в

ближайшее время.

Визит В.В. Путина не заставил себя долго ждать, так как в 90-е

годы связи между Россией и Индией оказались в застое, а экономическое

сотрудничество резко сократилось. Во многом это было обусловлено распадом

бывшего Советского Союза и сложностями становления нового строя в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.