бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягу

пор, пока «Израиль не вернет все оккупированные территории и не подпишет

мирные соглашения с Ливаном и Сирией». Евгений Максимович призывает Израиль

придерживаться в мирном диалоге принципа «территории в обмен на мир».

Особенно ярко проарабская позиция российского МИДа выразилась в последнем

кризисе вокруг Ирака. Жесткая, конфронтационная линия российской дипломатии

стала главным препятствием на пути американской политики в ближневосточном

регионе. Россия впервые за долгие годы открыто поддержала арабскую сторону,

находящуюся в напряженных отношениях с Западом, но являющуюся политическим

союзником Москвы. Кроме того Россия получила поддержку арабских государств.

Совет послов арабских государств , аккредитованных в Москве, опубликовал

совместное заявление, выражающее «высокую оценку усилий, предпринимаемых

руководством и политическими деятелями России для мирного разрешения

конфликта». Израиль остро отреагировал на сам факт поддержки арабской

страны, которая имеет весьма натянутые с ним отношения. Но уже после

кризиса в израильской прессе стали слышаться голоса, выражающие

благодарность Москве за погашенный (хотя бы временно) очаг напряженности на

Ближнем Востоке. В политическом плане Израиль совсем не заинтересован в

свержении Саддама Хусейна, так как это может привести к глобальному

изменению ситуации в регионе и неизвестно как отразится на самом еврейском

государстве. Таким образом, Израиль и Россия имеют точки соприкосновения

даже в таком сложном вопросе , как ситуация вокруг Ирака.

Особо стоит подчеркнуть, что незадолго до иракского кризиса 23 января

1998 года премьер-министр Израиля Нетаниягу направил послание министра

иностранных дел Эйтану Бенцуру, в котором указал на важность развития

отношений Израиля с Россией и назначил Натана Щаранского ответственным за

выработку стратегии этих отношений. То есть, впервые отношения с Россией

выведены на уровень стратегического планирования. В рамках этого процесса

на состоявшемся в феврале международном экономическом форуме в Давосе Натан

Щаранский встретился с заместителем премьер-министра РФ Яковом Уринсоном,

лидером фракции «Яблоко» Григорием Явлинским, помощником главы

администрации президента РФ -Александром Лифшицем, а кроме того с Борисом

Березовским и Владимиром Гусинским. Таким образом налицо попытки Израиля

найти пути сближения с Россией, благо есть положительный опыт во

внешнеэкономической деятельности. 41

2.2.2.Активное внешнеэкономическое сотрудничество Израиля и России.

Расширение экономического сотрудничества Государства Израиль и

Российской Федерацией связано с именем Авигдора Либермана. В 1992году

Либерман становится генеральным секретарем «Ликуд». С Б.Нетаниягу

А.Либерман познакомился в 1987 году и сал по мнению многих самым близким

ему человеком. Достаточно вспомнить истории с видеокассетой, где будущий

премьер-министр был запечатлен с любовницей. Этой видеокассетой Давид Леви

(экс-министр иностранных дел в правительстве Нетаниягу) шантажировал Биби,

и только благодаря совету Либермана не закончилась корьера молодого

политика. Либерман посоветовал Нетаниягу выступить по телевидению и

публично признаться в адюльтере. В мае 1996 г. Либерман становится

директорм министерства главы правительства. По мнению ивритоязычной прессы

Либерман в это время был самым влиятельным человеком в Израиле. Но несмотря

на стойкость Лдибермана и его влияние на премьер-министра 23 ноября 1997 г.

генеральный директор канцелярии заявил, что уходит в отставку. Агрессивная

компания в ивритоязычной прессе о влиянии Либермана на членов «Ликуд» по

вопросу о системе прамериз и нападки ликудовских «принцев» Лимора Ливната

(министра связи), Михаэля Эйтана( министра науки), Эхуда Ольмерта (мэра

Иерусалима) и Рони Мило (мэра Тель-Авива) в результате которой Нетаниягу

согласился создать комиссию о расследовании деятельности ген.директора

канцелярии на Ликудовской конференции, свалили «серого кардинала». Но уход

Либермана из правительства не означает его крушения. На своей последней

пресс-конференции он заявил: «Только теперь я намерен вплотную заняться

политикой в рамках «Ликуда», разумеется до сегодняшнего дня мои руки были

связаны рядом ограничений и постом генерального директора».7 42 о

сохранившемся влиянии Либермана говорит и тот факт, что связанное с его

именем активное развитие израильско-российского сотрудничества продолжилось

и более того после 23 января 1998 г. перешло на качественно новый уровень.

Либерман ратовал за развитие отношений вовсе не потому, что он очень

любит Россию, он любит Израиль и понимает, что развитие системы отношений с

Россией отвечает его интереса. Так идея одного из самых масштабных

совместных проектов – идея газопровода Россия-Турция- Израиль принадлежит

Авигдору Либерману. В июне 1997 г. между министром национальной

инфрастуктуры А.Шароном , премьер-министром В.С.Черномырдиным и

председателем РАО «Газпром» были проведены переговоры в Москве относительно

поставок российского природного газа в Израиль. Также в рамках этой

программы 7 июля 1997 г. в Израиль прибыла группа экспертов российского

концерна «Газпром». Эта гуппа определила стоимость газа, который будет

поставляться еврейскому государству в рамках контракта между Россией и

Израилем до 2000 года. Так же в рамках этого визита обсуждалась

возможность прокладки по морскому дну газопроврда из России в Израиль. Все

израильские эксперты однозначно подтвердили, что российский газ при своём

великолепном качестве, сравнительно дешев, кроме этого Россия гарантировала

Израилю отсутствие зависимости между поставками газа и политической

ситуацией на Ближнем Востоке.

Нужно также отметить, что сотрудничество между Россией и Израилем стало

набирать новые обороты еще с 1994г. Именно этот год можно считать началом

полномасштабного развития двусторонних отношений. При официальном визите

И.Рабина в Москву была выражена обоюдная готовность продолжить работу над

формированием широкой договорно-правовой базы сотрудничества. Договор о

торгово-экономическом сотрудничестве положил начало реальному

межгосударственному сотрудничеству между Израилем и Россией. После его

подписания была создана совместная российско-израильская комиссия по

торгово-экономическому сотрудничеству и утверждены положения по ней. Ее

первая сессия прошла в июне 1995 года. в Москве. Была достигнута

договоренность о сотрудничестве в области медицины и медицинской

промышленности, агропромышленного комплекса, алмазного бизнеса, научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), космических

исследований и авиационной промышленности, телекоммуникаций, строительства

объектов инфраструктуры и участия в тендерах. В 1996 году сопредседателями

совместной комиссии с российской и израильской стороны были назначены

соответственно председатель Государственного комитета по науке и

технологиям России В.Фортов и министр промышленности и торговли Израиля

Н.Щаранский.несмотря на активное начало, работу комиссии вряд ли можно

назвать интенсивной, так как вторая сессия состоялась лишь в ноябре 1997

году.43 причиной этому послужила обеспокоенность российской и израильской

сторон за будущее торгово-экономических связей между двумя странами.

По результатам работы комиссии был подписан совместный протокол.

Главным же итогом встречи можно было считать решение израильского

правительства предоставить России кредит в 50 млн.долл. для развития

проектов в области технологии, сельскохозяйственной и медицинской техники,

имеющих общенациональное значение.44 На встрече также была достигнута

договоренность между израильским Институтом экспорта и российским МИДом

относительно постоянного обмена актуализированной бизнес-информацией. Было

принято решение начать работу над заключением договора о сотрудничестве в

области промышленных исследований и разработок, который заменит и усилит

договор о поощрении и защите инвестиций.

Заседание комиссии прошло конструктивно, о чем свидетельствует то, что

на нем было положено начало многим экономическим проектам. Встрече

предшествовала большая подготовительная работа. В январе 1997 года в Москве

были проведены переговоры с израильской делегацией во главе с Н.Щаранским

по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Во время визита были

подписаны два соглашения: с Российским союзом промышленников и

предпринимателей и между Всероссийским научно-исследовательским

конъюнктурным институтом (ВНИКИ) и Израильским институтом экспорта.

Состоялись встречи бизнесменов двух стран, в том числе занимающихся

алмазным бизнесом. Н.Щаранский заявил на пресс-конференции, что российские

и израильские производители и обработчики алмазов установили «независимые

контакты» и обсудили перспективы своих отношений с корпорацией «ДеБирс».45

Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве, нельзя не упомянуть о

высших органах законодательной власти двух стран –Государственной Думе и

Кнессете, ведь именно через них проходят законы о сотрудничестве между

двумя странами. В России в 1994 г. была впервые сформирована специальная

депутатская группа по связям с Кнессетом. В ее состав вошли 20 человек, что

свидетельствовало о большом интересе к Израилю. В Кнессете аналогичная

комиссия по связям с нашим парламентом существовала до этого уже три года.

ее возглавлял Рафаэль Эйтан. После выборов в Думу в 1996 г. российская

комиссия сохранилась, но ее численность сократилась до восьми человек. Ее

координатором был избран П.Шелищ. эта комиссия установила тесные отношения

с израильским посольством в Москве. Посол Израиля Ализа Шенхар

приветствовала инициативу комиссии активно сотрудничать с Кнессетом.

Комиссией был обозначен ряд наиболее интересных для России областей

сотрудничества с Израилем: 1) заимствование опыта государственной и

общественной поддержки социально-экономической адаптации новых репатриантов

в израильское общество, в особенности детей и людей пенсионного возраста;

2) социальная защита пожилых людей; 3) заимствование опыта израильских

центров по разработке новых технологий и организация их сотрудничества с

российскими инновационными фирмами; 4) содействие израильских фирм в деле

привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики;

5) взаимная торговля между нашими странами; 6) возврат в Россию незаконно

вывезенных в Израиль капиталов. По работе комиссии отчетливо видна ее

заинтересованность в расширении российско-израильского сотрудничества. В

комиссии Кнессета такая заинтересованность тоже ясно просматривается в

связи с тем, что в ее новый состав после выборов вошли 25 депутатов из

120.46 Все это говорит об обоюдной заинтересованности двух стран в развитии

отношений.

Значительный интерес к сотрудничеству проявили представители одной из

наиболее наукоемких отраслей современной экономики – авиационной

промышленности. В марте 1997 г. в Москве было подписано российско-

израильское соглашение, в соответствии с которым российские истребители и

пассажирские самолеты «Илюшин» будут модернизировать на исчисляться сотнями

миллионов долларов. Компании обеих стран приступили также к реализации ряда

конверсионных проектов. Авиастроительное предприятие КБ им. Яковлева и

крупнейший израильский промышленный концерн «ИАИ» осуществляют подготовку к

современному производству и продаже на мировых рынках самолета для

бизнесменов ЯК-48, способного, по предварительным оценкам , завоевать

четвертую часть мирового рынка аппаратов данного класса. Кооперирование в

авиационной промышленности поможет российскому авиастроению сертифицировать

производственные участки по международным стандартам, что в свою очередь,

увеличит количество и объем заказов зарубежных фирм.47

Со своей стороны израильтяне проявляют огромный интерес к российским

научно-техническим разработкам в области ядерной энергетики, производства

точных измерительных приборов, оптических инструментов. Был заключен

контракт на приобретение созданных петербургскими учеными химических

технологий, которые будут использоваться при переработке сырья, добываемого

в районе Мертвого моря. Одним из крупнейших проектов поставок российского

оборудования и технологий стало строительство в Израиле магниевого завода,

которое осуществляет российское предприятие «Саянстрой».

Оба государства активно обмениваются технологиями в области

строительства. Израильтяне возводят в России гостиницы, здания рынков и

другие сооружения. Так фирма «Шаши Черушалайм» оказалась победительницей

международного конкурса на право участия в реставрации Успенского собора в

Москве. Израильтяне получили заказ на облицовку фасада здания, ими также

были выложены новые полы. Стоимость работ оценивается в один миллион

долларов США.48 российские подрядчики в свою очередь делятся опытом

производства быстросборных строительных конструкций, что в какой-то мере

помогает Израилю решать проблему расселения новых иммигрантов.49

К сожалению, в августе 1998 года Россия попала в ситуацию дефолта, что

серьезно ударило по некоторым израильским компаниям, и заставило их

задуматься о целесообразности сотрудничества с российскими фирмами. В такой

ситуации министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский, человек

всегда отстаивавший позицию активного сотрудничества с Россией, совершил

блиц-поездку в Москву. А за неделю до визита в Иерусалиме состоялось

совещание, на котором рассматривался комплекс проблем, связанных с кризисом

в России. По результатам совещания один из его участников Дов Мишор

сообщил, что, несмотря на переживаемые экономические трудности, Россия

потенциально остается важным торговым партнером Израиля. Однако, он

заметил, что создавшаяся ситуация в России не может не привести к

определенной корректировке тактики израильско-российских коммерческих

отношений.50

Несмотря на некоторые потери израильских бизнесменов в России во время

кризиса, можно с уверенностью сказать, что их потери гораздо меньше, чем у

их европейских и американских коллег. Как же так произошло? Дело в том, что

в январе 1998 года была создана Компания по страхованию внешнеторговых

рисков (БАСАСАХ), которая должна была страховать израильские компании на

случай политических и торговых рисков, связанных со сделками в России,

кредитуемыми на короткий период( до полугода) . страхованию должен был

подлежать как торговый риск (неполучение израильским партнером оплаты по

независящим от него причинам, на связанные с нарушениями условий договора),

так и политический (войны, государственные перевороты и прочие форсмажорные

обстоятельства). Эта программа должна была позволить страховать

краткосрочные кредиты под экспортные сделки в Росси. Общим объемом в 50

млн.долларов и обеспечить израильским экспортерам значительное расширение

страховых покрытий. Наличие такой программы снизило реальный уровень риска

и оказало сильное психологическое воздействие на израильских бизнесменов.

Создание БАСАСАХ позволило израильским фирмам избежать огромных потерь и

продолжать активную работу на российском рынке, несмотря на чрезвычайные

обстоятельства.

Если говорить в целом о динамике внешней торговли Израиля с Россией ,

то прирост объема импорта составил 494,5%, а прирост стоимостного экспорта

–990,4%.

Данные о товарной структуре экспортно-импортных операций между Россией

и Израилем, приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Товарная структура израильско-российских

экспортно-импортных операций.

|Группа товаров |Экспорт из Израиля |Импорт в Израиль |

| |1996 г. |1997 г. |1996 г. |1997 г. |

|Продукты питания и табачные|71 393 |33 255 |1 421 |2 187 |

|изделия | | | | |

|Машины и оборудование |58 443 |80 515 |4 281 |4 070 |

|Продукция животноводства |( |1 840 |( |366 |

|Продукция земледелия |27 029 |19 875 |3 307 |6 884 |

|Ювелирные изделия, |19 769 |16 489 |63 004 |96 994 |

|драгоценные камни | | | | |

|Изделия из пластмассы и |15 088 |12 194 |1 244 |481 |

|резины | | | | |

|Бумажная продукция |12 655 |11531 |2 597 |2 774 |

|Металлопродукция |11 958 |31 500 |5 701 |7 207 |

|Точные измерительные |( |10 414 |( |986 |

|приборы | | | | |

|Текстиль |1 754 |2 796 |753 |702 |

|Постельное белье |10 563 |( |1 156 |( |

|Транспортные средства |1 616 |3 062 |324 |553 |

|Изделия из камня и стекла |1 113 |( |351 |( |

|Древесина и уголь |695 |121 |4 180 |6 950 |

|Прочие товары |4 869 |6 313 |1 191 |1 453 |

|Всего |262 113 |258 789 |92 179 |134 426 |

Источник: Израильский экспорт. 11.1997, 08. 1998.51

По данным таблицы 1 экспорт из Израиля в Россию достаточно

диверсифицирован, а российский экспорт составляют в основном драгоценные

камни и ювелирные изделия. Таким образом, исключая алмазодобывающую

промышленность, все остальные отрасли, в основном связанные с

производством готовой продукции, не находят для себя ниши на израильском

рынке.

На основе анализа в результате рассмотрения состояния торгово-

экономических отношений между Россией и Израилем можно сделать следующие

выводы.

Заинтересованность в торгово-экономических отношениях присуща в равной

степени обоим государствам. Объясняется это тем, что такие связи открывают

широкие перспективы сотрудничества в научно-технической и торгово-

экономической областях. Россия и Израиль могут получить новые рынки сбыта

для своих товаров, помочь друг другу проникнуть на рынки третьих стран.

Сотрудничество не замыкается в узких рамках, а открывает широкий

спектр направлений. Уже подписан ряд соглашений, а именно: по торгово-

экономическому сотрудничеству, таможенному контролю, связи и

телекоммуникациям, сельскому хозяйству и энергетике.

Главные направления сотрудничества – осуществление совместных проектов

в энергетике, радиоэлектронике и вычислительной технике, медицине и

туризму.

Потенциал прямого сотрудничества России с Израилем в промышленности,

сельском хозяйстве и становлении российских финансов и инфраструктуры

чрезвычайно велик. В большей степени они основан на возможности внедрения

в России израильских технологий и использования разработанных в Израиле

механизмов привлечения инвестиций, в меньшей – на использовании в

изральской промышленности технологий российских.

Оценивая перспективы развития российско-израильского экономического

сотрудничества, следует отметить, что потенциал хозяйственного сближения

двух стран раскрыт не полностью. Конечно, не все начинания увенчаются

успехом. Между израильскими и российскими фирмами ожидается жесткая

конкурентная борьба. Двум странам предстоит в дальнейшем огромная работа по

развитию и совершенствованию не только торгово-экономических, но и других

взаимоотношений.

Глава III.

Попытки кабинета Б.Нетаниягу урегулировать отношения с Иорданией и

Палестинской Национальной автономией.

3.1 Реализация иордано-израильского мирного договора 1994 года.

Иордания в течение трех десятилетий была наиболее умеренным из всех

арабских соседей Израиля, несмотря на значительное число беженцев в стране

– постоянных жителей и беженцев. В то же время это отражало скорее позицию

правящей династии и лично короля Хусейна, чем настроения иорданской «улицы»

52, в том числе истеблишмента. Опираясь на харизматический авторитет шерифа

(потомка Пророка), король стремился, взяв за основу традиционные ценности,

проводить сбалансированную политику с учетом весьма сложных реалий

окружающей обстановки ( проблема легитимации режима в условиях конфронтации

в регионе; непростая экономическая ситуация в стране; палестинский фактор).

53 но укрепление авторитета королевской власти, взвешенная и результативная

внутренняя политика позволили активизировать израильское направление

иорданской дипломатии.

Отношения Израиля с Иорданией развивались достаточно успешно. Сам

Нетаниягу заявлял, что «в целях упрочнения «стратегической конвергенции»,

наметившейся между двумя странами связи с Иорданией будут укрепляться». Но

в отношениях с королевством было не все так гладко. Хотя 26 октября 1994

года Израиль и Иордания после длительных и сложных переговоров подписали

договор о мире, реализация этого договора проходила в трудной и сложной

обстановке.

Отказавшись от конфронтации с Израилем, Иордания перестала быть

участницей конфликта, но встала в один ряд с коспонсорами урегулирования,

получила возможность более эффективно действовать в интересах всей

«арабской нации».

В 1996 году Иордании был предоставлен статус «основного ненатовского

союзника» США, а в 1997г. США активизировали финансовую поддержку

королевству. Из 225 млн. долл., полученных от США в 1998 г., 75 млн. долл.,

были предназначены для военных программ. Амман заручился обязательством США

о выделении в течение трех лет дополнительно 200 млн. долл., на программы,

связанные с региональной безопасностью. В 1998 г. США завершили поставку

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.