бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нужно ли было НАТО бомбить Югославию? История и последствия Косовского кризиса 1998-1999 гг.

административных границ и зон проживания народов, как, например, отсутствие

сербской автономии в Хорватской Краине и Боснии и, конечно, объединение

враждующих сербской и албанской общин в один Автономный край Косово.

Межнациональные противоречия могли сдерживаться лишь при жестком

авторитарном режиме Тито. С его смертью, половинчатый статус Косово не мог

удовлетворить никого, что показали события, начиная с 1981 г.

Косово и распад СФРЮ

К концу 80-х годов центробежные процессы в СФРЮ, в том числе под влиянием

косовских событий, ещё более усилились. В полный голос о себе заявили и

сербские националисты, считавшие распределение полномочий между

республиками в СФРЮ несправедливым. Стремительно росла популярность

председателя ЦК Союза коммунистов Сербии С. Милошевича, который впервые

открыто заявил об этом в 1987 г. В действиях Милошевича Косово, как символ

«ущемления сербов» занимало одно из ключевых мест. Именно в Косово,

Милошевич выступая перед толпой сербов, возмущённых избиением нескольких

сербов полицейскими-албанцами сказал свою знаменитую фразу «Никто больше не

посмеет вас бить». Эти слова стали его политическим манифестом.

Параллельно с дезинтеграцией югославской федерации, сербское руководство

всё более и более урезало полномочия Автономного края Косово. Подобная

тенденция имела место и относительно другой автономии – Войводины. Сербское

руководство шаг за шагом стремилась полностью подчинить эти автономии

центральному руководству. Подобные действия имели широкую поддержку как

среди сербской интеллигенции, так и среди широких масс населения. Широко

господствовало мнение, что полухорват-полусловен Тито ущемлял сербов.

Передача «священного Косова Поля» под фактическое управление албанцев

воспринималась как тяжкое оскорбление. В марте 1989 г. Сербская скупщина

отменила одну из самых болезненных для сербов и не очень способствовавших

эффективной работе сербской республики полномочий Косово, лишив Автономный

край права вето в отношении конституционных изменений в Сербии. В сентябре

1990 г. эти изменения были официально узаконены с принятием новой

Конституции Сербии. Однако, нужно отметить, что полномочия в отношении

краевого бюджета, вопросов культуры, образования, здравоохранения,

использования языков были сохранены. В то же время сербское руководство

пыталось установить в Косово приемлемую для них администрацию. В начале

1989 г. решением руководства Союза коммунистов Сербии были сняты

руководители краевого комитета Союза коммунистов Косово, в числе которых

был популярный среди албанцев Азем Власи, в Приштине и других городах

прошли демонстрации протеста, а в феврале 1989 г. началась забастовка, а

затем голодовка шахтеров, выступавших против этого решения. В Сербии

осудили шахтёров, потребовав от правительства принятия срочных мер по

стабилизации ситуации. 3 марта 1989 г. Президиум СФРЮ ввел в Косово

комендантский час. Несмотря на то, что конституционные изменения были не

очень болезненными для албанцев, они вызвали новую волну недовольства.

Многие краевые чиновники-албанцы подали в отставку, что дало повод

сербскому руководству уволить большую часть оставшихся. По словам Б. Бутрос-

Гали, "...Как утверждают, до 100 тыс. человек были таким образом сняты со

своих должностей в республиканских и краевых административных органах,

школах и на государственных предприятиях" [49]. По данным Союза Независимых

Профсоюзов Косово к февралю 1992 г. было уволено 84 848 албанцев, в том

числе: в образовании и науке – 21 570); в добывающей промышленности- 8 110

в строительном секторе – 7 804 в металлообрабатывающей промышленности -

5,666. Число семей, где никто нигде не работал составляло 62 500. Военное

положение в крае сохранялось, но оно не могло остановить албанского

протеста: в январе 1990 г. в демонстрациях уже участвовало около 40 тыс.

албанцев.[Yugoslav crisis and the World//www.serbiaunity.net] Летом 1989 г.

прошли масштабные празднования годовщины битвы на Косовом поле, ставшие

бенефисом сербских националистов и лично Милошевича.

22 марта 1990 г. сербская скупщина приняла программу развития Косово,

предусматривавшую принятие «специальных мер для обеспечения законности и

порядка, мира, свободы, равенства, территориальной целостности Сербии»,

предусматривавшая право возвращаться на прежнее (довоенное)

местожительство только для сербов и черногорцев (ввиду нехватки денег это

не было выполнено) и включавшая ряд подзаконных актов, фактически

передававших функции законодательной, исполнительной, административной и

юридической властей республиканским органам. Также были существенно

ограничена албанская культурная деятельность и, что особенно важно, введены

школьные программы на сербском языке.

Косовские албанцы ответили на политику Сербии, шагами в духе Хорватии и

Словении, пытавшихся посредством актов парламентов и референдумов

юридически закрепить стремление к независимости. 2 июля 1990 г., в тот же

день, когда Словения приняла "Декларацию о полном государственном

суверенитете Республики Словения", албанские делегаты краевой скупщины

приняли "Конституционную декларацию", которая провозглашала Косово

республикой. В ответ 5 июля сербская скупщина распустила скупщину Косово,

обосновав это решение многочисленными нарушениями общественного порядка в

крае. В ответ, 13 сентября 1990 г. делегаты распущенной краевой скупщины в

обстановке полной секретности приняли новую конституцию края,

провозгласившую Косово республикой, судьба которой должна впредь решаться

ее гражданами. Этот акт был расценен сербским руководством как

антиконституционный и подрывающий территориальную целостность республики.

Распущенный парламент на тайном заседании также решил приступить к созданию

"параллельных структур власти" - подпольных парламента и правительства.

Таким образом, размежевание албанской и сербской общины стало полным.

Благодаря новому закону СФРЮ от 2 июля 1990 г., косовские албанцы смогли

сформировать свои партии, в том числе и Демократическую лигу Косово, во

главе с Ибрагимом Руговой, численность которой к концу 1990 г. достигла 700

тыс. чел. [50]. Ругова быстро набрал популярность, проповедуя идеологию

«ненасильственного сепаратизма» и позиционируя себя как «косовского Вацлава

Гавела». Несмотря на возможность участия в выборах в государственные

институты Республики Сербии и СРЮ, они бойкотировали их. В результате на

выборах 1990 г., Социалистическая партия Сербии С. Милошевича получила 30

из 34 мест в парламенте от Косово[51] Таким образом были бойкотированы все

выборы в институты Сербии и СРЮ вплоть до настоящего времени. Лишь в январе

1994 г. Демократическая партия албанцев в коалиции с партией

Демократического действия выиграли 2 места в сербском парламенте от города

Лесковац.[ТАНJУГ-08.01.1994].

2 июля 1991 г. в атмосфере продолжающегося югославо-хорватского конфликта,

собрание албанских депутатов косовского парламента приняло решение

провозгласить Косово "независимой и равноправной республикой в составе

федерации (конфедерации)", а также дезавуировало решение 23 марта 1989 г. о

согласии с конституционными поправками. Через несколько дней Народное

собрание Албании признало независимость Косово как просто «независимой и

равноправной республики» [51]. 5 июля 1991 г. сербские власти издали указ о

роспуске косовского правительства и парламента, после чего на территории

Косово было введено прямое правление Белграда и таким образом автономия

Косово сохранившись формально, фактически была уничтожена. Начались

массовые увольнения служащих-албанцев, из коллегиального президиума

федерации вывели албанских представителей. В сентябре 1990 г.

республиканские власти ввели в Косово школьную программу остальной Сербии,

оставив возможность изучения албанской культуры факультативно. С 1992 г.

для обучения на албанском языке требовалось специальное разрешение

министерства образования. Ректор Университета Приштины объявил, что

албанский будет изучаться только как иностранный язык. Албанские учителя

отказались следовать новой школьной программе и выразили желание учить

детей по албанским программам на албанском языке. В ответ власти отказались

платить им зарплату. Тогда албанские дети перестали ходить в

государственные школы, а занятия проводились в других местах. В то время

как с государственной службы было уволено большое число учителей и

профессоров - албанцев, в условиях подполья продолжил работу албанский

университет. Нелегальная система образования охватывала 480 школ и почти 20

тыс. студентов (13 факультетов университета и семь высших школ), где

работали уволенные властями учителя (30 тыс.) и профессора (850)[52]

Согласно некоторым данным на начало 1993 г. 320 тыс. детей посещали

начальные классы «параллельных» школ, 90 тыс. средние и 60 тыс. старшие .

Была ликвидирована Академия наук, прекращены передачи на албанском языке по

радио и телевидению,в августе 1990 г. была закрыта выходившая с февраля

1945 г. самая старая газета на албанском языке "Рилиндья" ("Возрождение"),

а её 200 журналистов были уволены. В марте 1991 г. Верховный Суд Косово

восстановил регистрацию газеты, но сербские власти отказались выполнить это

требование. Телеканал РТС-Косово, формально находившийся под контролем

Скупщины Косово фактически стал отделом центрального РТС.

26-30 сентября 1991 г. состоялся полуподпольный «референдум о

независимости». Согласно сообщению избирательной комиссии, в нем

участвовало 87% избирателей. Из них 99,87% высказались за провозглашение

Косово «независимой и суверенной республикой с правом стать субъектом

содружества суверенных государств в новой Югославии». 19 октября было

сформировано временное коалиционное правительство Республики Косово во

главе с доктором медицины Б. Букоши, признанное Народным собранием Албании

[53] .В политической декларации, принятой по итогам событий Координационным

советом албанских политических партий в Югославии, предусматривалось

вхождение Республики Косово, как независимого и суверенного государства в

союз суверенных республик Югославии или создание Албанской республики по

этническому принципу в случае сохранения Югославии, но изменения её

внутренних границ или решение албанским народом Югославии вопроса об

объединении с Албанией путём плебисцита, только если не сохранятся и

внешние границы Югославии [54]. Но по сути дела, эта декларация так и

осталась декларацией. 24 мая 1992 г. в крае состоялись выборы президента и

парламента. Руководство Сербии, объявившее эти выборы незаконными, не

слишком мешало их проведению. Сербы в выборах участия не принимали. Албанцы

отдали свои голоса И. Ругове (95-100%) как президенту "Республики Косово" и

его партии - Демократической лиге Косово (78%). Чтобы выразить поддержку

албанцам, на выборы приехали делегации ряда стран и международных

организаций [55].

Таким образом, к моменту окончательного распада югославской федерации

полное размежевание албанской и сербской общины Косово было закреплено

созданием двух параллельных административных структур, словно не замечавших

друг друга. Стороны ни разу не проявляли желания к компромиссу,

последовательно выполняя свои идеологические установки: албанцы – по сути

независимая автономная албанская республика и возможное объединение с

Албанией, сербы – Косово – это неотъемлемая часть Сербии и СРЮ. Генеральный

секретарь ООН Б. Бутрос-Гали оценивал cитуацию в Косово как тупиковую,

поскольку стороны придерживались диаметрально противоположных взглядов на

статус и будущее края.[56].Учитывая высокий уровень радикализма как среди

сербов, так и среди албанцев, неудивительно, что именно Косово, а не Босния

была в докладе ЦРУ ноября 1990 г. названа наиболее вероятным эпицентром

возможной балканской войны.[57]

Косово в 1992-1997 г.г.

Хотя в 1992 г. уже разгорелась полномасштабная война в Боснии, обстановка в

Косово оставалась относительно спокойной. Более того, именно в 1992 г.

произошли первые попытки мирного урегулирования конфликта. Они были связаны

с именем югославского премьер-министра Милана Панича, наладившего прямые

переговоры с косовскими лидерами. В августе 1992 г. он изложил свой план

решения косовской проблемы. По его мнению, нормализация обстановки в Косово

могла бы быть достигнута на основе проведения свободных демократических

выборов, в которых приняло бы участие все население края. М. Панич поручил

министерству юстиции привести действующее в крае законодательство в

соответствие с нормами СБСЕ. В целях нормализации обстановки была создана

Комиссия по правам национальных меньшинств, началась разработка закона "О

свободе и правах объединений национальных меньшинств и их представителей",

которая после ухода М. Панича из правительства в декабре 1992 г. так и не

была завершена. Было также принято решение о восстановлении в Косово

обучения на албанском языке .Однако план М. Панича по нормализации

обстановки в Косово, поддержанный премьер-министром Греции, который

согласился быть посредником в переговорах между Белградом и Приштиной,

собирались обнародовать в августе 1992 г. на лондонской конференции по

Югославии. Однако в последний момент он был отклонен лидером косовских

албанцев И. Руговой - по мнению международных наблюдателей, в расчете на

то, что на конференции "будет отдано предпочтение платформе косовских

албанцев, не учитывающей интересы Сербии" [58]. В октябре 1992 г.

состоялись первые переговоры сербских властей и представителей албанских

сепаратистов, правда без особых результатов. 22 сентября 1992 г. Панич

заявил "Право на самоопределение должно распространяться и на албанское

население автономного края Косово, если этнические албанцы будут свободны,

если у них будут такие же права, как и у всех остальных, то они не станут

требовать независимости. Более того, возможно, соседней независимой Албании

следует присоединиться к нам в рамках союза балканских государств [59].

Таким образом, Панич фактически возвращался к послевоенным идеям Тито о

«балканской федерации». Но в атмосфере крайнего усиления националистических

и шовинистических настроений, эти идеи не восприняли ни сербы, ни албанцы.

20 декабря 1992 г. он, несмотря на успешную экономическую политику его

правительства (в частности, обуздание министром финансов Абрамовичем

гиперинфляции) проиграл президентские выборы в Сербии Милошевичу. Причём

албанцы, продолжая свою политику полного нежелания идти на компромисс с

сербами, полностью бойкотировали выборы. Таким образом, ими был в очередной

раз упущен шанс повлиять на свою судьбу легитимными методами. В 1993-1996

г.г. СРЮ, ослабленная боснийской войной и жёсткими экономическими

санкциями, не имела достаточных ресурсов для активных действий в Косово.

Действия центральных властей сводились к операциям полицейского характера

(аресты и допросы активистов) и контролю над информационным пространством

края. При этом политика дискриминации албанцев продолжалась. Власти

медленно, но верно продолжали пытаться установить контроль над

промышленностью края. Эти действия уже перешли в форму захвата частных

албанских предприятий. В частности, в августе 1993 было закрыто 90%

албанских предприятий общественного питания в Приштине. В 1993 г. полиция

арестовала 30 человек по подозрению «в подготовке вооруженного восстания».

А в июле 1995 г. сербский суд приговорил 68 албанцев к 8 годам тюрьмы за

«попытку создания параллельных полицейских сил». По данным Совета по Защите

прав и свобод человека в 1994 г. 19 тыс. косовских албанцев стали объектами

притеснения со стороны полиции. Самым решительным действием стала очередная

попытка колонизации. В августе 1995 г. 10 тыс. выселенных из Краины сербов

были поселены в Косово. Но этот шаг носил скорее символический характер и

серьёзно этнический баланс не изменил [Kosovo. Timeline to the

conflict//www.bbc.co.uk]. Деятельность же албанских сепаратистов

сводилась, в основном, к попыткам привлечь внимание международной

общественности (главным образом, США и ЕС) к ситуации в Косово. Центральную

роль в этом играл Ибрагим Ругова, сумевший таким образом консолидировать

большинство албанских движений под эгидой ДЛК. Сформулированное И. Руговой

видение будущего края звучало так: "Наилучшим выходом для Косово является

предоставление краю статуса независимой и нейтральной республики, открытой

как в сторону Сербии, так и в сторону Албании, при условии введения на всей

территории международной гражданской администрации как переходной

ступени[60]. Милошевич неоднократно заявлял о невозможности международного

вмешательства в Косово. Международное сообщество фактически одобрило эту

позицию, признав существовавшие границы бывших югославских республик и не

подписав документы по урегулированию в Косово, отрезав возможность

объединения с Албанией. Отсутствие активных шагов как со стороны ДЛК, так и

зарубежных правительств приводило к появлению почвы для радикальных сил. К

тому же по согласно сообщениям ATA от 22.05.1993 на октябрь 1992 г. число

уволенных албанцев достигло уже 107 тыс. человек. При таком высоком уровне

безработицы у албанского населения осталось две возможности: либо

эмигрировать, либо вступить в ряды мафии или какой-нибудь радикальной

группировки. Весной 1996 г. обстановка в крае вновь обострилась. Убийство

сербом албанского юноши вызвало акции албанских боевиков - нападения на

полицейских, расстрел посетителей кафе . Ругова категорически отрицал,

что ДЛК имеет какое-либо отношение к террору утверждая, что теракты

подстроены сербскими властями, стремящимися сорвать наметившийся диалог

[61]. Именно тогда впервые появляются обрывочные сведения об

Освободительной армии Косово (Ushtrija clirimtare e Kosovёs) ОАК ставила

своей целью отделение Косово от СРЮ. Когда с апреля 1996 г. в Косово стали

совершаться нападения на сербских полицейских, в югославской печати впервые

появились сообщения о субсидируемых Тираной и/или албанским посольством в

Белграде нелегальных вооруженных группировках с центром в одной из

европейских стран.[62] По данным некоторых источников, ОАК была

сформирована в Приштине в 1993 г. на основе существовавшего с 1981 г.

Общественного Движения за Косово. По словам лидера ОАК Хашима Тачи, ОАК

формировалась «снизу на основе уже существовавших албанских

организаций»[63]. В то же время, в ДЛК наметился раскол, так как ряд

руководителей выразил несогласие с «мирной политикой» Руговы. В 1996 г. в

атмосфере резко обострилась внутриполитической обстановки в Сербии,

Милошевич впервые пошёл на переговоры с Руговой. Было подписано соглашение

о взаимном признании властных полномочий и восстановлении албанских школ в

Косово. Но оно не вступило в силу. Албанцы не были этим удовлетворены.

Огромное влияние на обстановку в крае оказала гражданская война в Албании

1997 г., сопровождавшаяся дезинтеграцией гражданских и военных структур. На

выборах победил Реджеп Мейдани, открыто выражавший сочувствие идее

отделения Косово от СРЮ. Но наибольший эффект эти события произвели на ОАК.

Не будет преувеличением, что именно они позволили ОАК превратится из

небольших разрозненных групп в небольшую, но боеспособную армию и стать

основным фактором в политике Косово. В обстановке полного хаоса, боевики

ОАК смогли заполучить немалую часть вооружения албанской армии. Хотя и до

этого торговля оружием с Косово была хорошо развита в Албании. По данным

некоторых источников, при президентстве Сали Бериши в этом бизнесе

участвовали некоторые члены кабинета министров (например, министр обороны

Сафет Жулали) и тайной полиции SHIK- наследника службы госбезопасности

времён Ходжи. Но в 1997 г. эти процессы достигли максимума. Согласно

заявлению зам. госсекретаря США Джулии Тафт на пресс-конференции 2.10.1998,

в Северной Албании стоимость украденного с военного склада автомата АК-47

составляла 20-40 $. Общее число таких украденных автоматов составляло, по

некоторым оценкам, 200 тысяч.[64] Многие авторы связывают бурный рост ОАК

с деятельностью албанской наркомафии, которая занимает видное место в

криминальном мире Европы. Ещё в 1995 г. американские власти были

обеспокоены связью между ПЛК- «отцами ОАК» и наркоторговлей. В марте 1999

г. Вальтер Кеге – глава управления по борьбе с торговлей наркотиками

шведской полиции сказал в интервью «Лондон Таймс»: «мы имеем данные, что

существует связь между ОАК и доходами от наркоторговли» [65]. Согласно

докладу Федерального криминального агентства Германии, «этнические албанцы

являются наиболее заметной группой в распространении героина в странах

Западной Европы» [66] По данным Интерпола, в 1997 г. албанцы составляли 14%

от числа арестованных в Европе наркокурьеров. Причём если в среднем у

наркокурьеров изымалось 2 гр. героина, то у албанских наркокурьеров – в

среднем 125 гр. По сведениям газеты The Guardian от 25.03.1997 «Албанские

преступные сообщества, контролирующие проституцию в Милане, по силе и

влиянию превзошли даже калабрийцев». По утверждениям Леонардо Коэна из

газеты La Repubblica «Косовские албанцы были пионерами албанской

наркоторговли, т.к. граждане Югославии имели гораздо большие возможности

для перемещения по миру Это позволило им создать международную сеть

наркоторговли, основанную на албанских диаспорах»[67]. Французское

Геополитическое обозрение наркоторговли оценивало доходы ОАК от продажи

наркотиков в 1,5 млрд. $ ежегодно.. Балканы являются основным коридором по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.