бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Новосибирск в годы Великой Отечественной Войны

железобетон и бетон в стенах заменяли

кирпичом, с уменьшением толщины стен с 2

до 1,5—1 и даже 0,5 кирпича. В покрытиях

зданий широко применяли брусковые и

каркасно-досочные конструкции и тесовые

кровли с уклоном до 1/5, с внешним

водостоком. Деревянные покрытия

устраивали также и с внутренними

водостоками. Для не основных производств

при нешироких корпусах применялись даже

глино-соломенные кровли. Допускалось

употребление круглого леса на открытые

стропила для пролетов 15 м, деревянных

соединений в сегментных фермах покрытий и

в так называемых гвоздевых балках. Вместо

асфальтовых, метлахских и цементных полов

в новых промышленных зданиях устраивали

глинобетонные и глинобитные полы в

горячих цехах и деревянные в

механических.

Промышленное строительство военного

времени в Сибири и на Урале, несмотря на

ряд недостатков (слабая индустриализация

и механизация строительных процессов и

др.), по его значимости и удельному весу,

технической оснащенности и применяемой

твердой системе проектирования являлось

ведущим. Оно дало много нового, что было

учтено и использовано как в текущем, так

и в восстановительном строительстве в

освобожденных от врага районах страны.

В жилищном строительстве все

обстояло значительно сложнее. Требование

быстрого расширения жилого фонда в

сибирских городах привело к упрощенному

строительству землянок, полуземлянок,

бараков, мелких индивидуальных домов,

приспособлению под жилье подвальных и

хозяйственных помещений.

Нового каменного строительства со

второй половины 1941 г. не велось,

заканчивались лишь начатые до войны

здания. К концу 1942г. в городе

оставались незаконченными каменные дома,

начатые до войны, с общей жилой площадью

в 50 тыс. м2. Но уже в 1942 г. наметился

переход к более «культурным» видам

упрощенных некапитальных жилых построек.

Землянок и полуземлянок уже не строили.

Наибольший процент застройки в 1942 г.

приходится на деревянное -брусчатое и

рубленое двухэтажное (23%) и каркасно-

засыпное барачное и квартирное

одноэтажное строительство (47%). 20%

жилой площади из всей введенной в строй

было получено за счет приспособления

чердачных пространств существующих жилых

домов. Реконструкция чердачного

пространства (при высоких сибирских

крышах), учитывая наличие крыши,

основания для пола и подготовленных

коммуникаций—отопления, воды, канализации

и электричества, сводилась к обшивке стен

и потолков, утеплению их, настилке полов,

установке окон, дверей, переносных плит и

других нагревательных приборов. Осенью

1941 г., находясь в критическом положении

с распределением новых кадров рабочих,

руководство остановилось на этом способе

расширения жилой площади рабочего района

как самом эффективном и целесообразном.

Широкое использование его в существующих

и строящихся домах дало большую экономию

времени и средств. В короткий период

четырех месяцев (сентябрь—декабрь) были

приспособлены чердаки свыше 140

существующих деревянных и каменных домов

с высокими тесовыми и этернитовыми

крышами, что дало 50 000 м2 сухой и

теплой жилой площади.

В то же время все новые дома начали

строить также с использованием чердачного

пространства, получая большой

экономический и производственный эффект.

Временное и некапитальное

одноэтажное строительство сильно искажало

исходные предпосылки в генеральном плане

города. Приходилось размещать на

территории основной каменной застройки

города временную и индивидуальную

застройку, проектировать мелкие кварталы

размером до 4—7 га при квартирной

застройке и до 2—3 га при барачной

застройке, с расчетной плотностью 150

человек на га в первом случае и 200—250

человек на га во втором. Рекомендовалась

периметральная обстройка с расчленением

участков кварталов на небольшие замкнутые

зоны (учитывая сильные ветры в городе).

Для застройки усадебного типа отводились

участки площадью в 400 м2. Уже в начале

войны стала ясна необходимость

переработки генерального плана города в

связи с его быстрым промышленным

развитием и стремительным ростом

населения.

Еще в 1938 г. проводилось уточнение

генерального плана Новосибирска авторским

коллективом «Гипрогора» в составе

архитекторов Д. М. Пиллера, И. И.

Соколова-Добрева, Т. Г. Пичугиной, А. Ф.

Якусевича. Город проектировался с

расчетной численностью населения в 650

тыс. человек. Но в 1941 г. профессор В.

А. Витман корректировал генеральный план

уже в расчете на 950 тыс. человек. При

снижении этажности застройки и увеличении

численности населения в генплане

потребовались новые территории для

расселения. В связи с этим предполагался

территориальный рост города на правом

берегу в северном, восточном и юго-

восточном направлениях. В плане на

левобережье возникает Южный жилой

комплекс. Основой структурной композиции

генерального плана В. А. Витман принял

радиальные магистрали, исходящие из

центров право- и левобережья, с введением

продольных магистралей для длинных частей

города. План В. А. Витмана был слабо

разработан в деталях и представлялся лишь

формальной схемой, плохо привязанной к

реальному рельефу, без проработки

инженерных вопросов подготовки территорий

к строительству.

В 1942—1944 гг. бригада «Гипрогора»

под руководством архитектора А. М.

Синявера перерабатывает генеральный план

города. В нем увеличивается процент

малоэтажной жилой застройки, исходя из

реальных перспектив развития города и

предыдущего опыта. Такие установки сильно

изменили структуру застройки и ее

плотность в генеральном плане.

Сложившееся размещение промышленных

предприятий в годы войны и отведенные

территории для перспективного

строительства заводов определили и новые

территории для жилищно-коммунального

строительства. Однако и этот генеральный

план не оказал определяющего влияния на

застройку города. Работа над планировкой

города продолжалась, и окончательный

вариант генерального плана был

подготовлен к 1952 г.

В военные годы велись

благоустроительные работы по городу.

Строились водопроводы в Кировском и

Заельцовском районах. 18 сентября 1941 г.

завершилось строительство наплавного

моста через Обь. Несмотря на трудности

военного времени, строились здания

учреждений культуры и науки.

Новосибирск в годы войны принял и

сохранил много ценностей национальной

культуры. Здесь жили и работали видные

деятели искусства и целые творческие

коллективы.

3 сентября 1941 г. в Новосибирск

прибыл Ленинградский Академический театр

им. А. С. Пушкина, работавший в городе до

4 июля 1944 г. Город принял Центральный

детский театр, Московский театр оперетты,

Минские драматический и еврейский театры,

украинский театр им. Коцюбинского (Киев).

Театры и филармония разместились в

зданиях театра «Красный факел», ТЮЗа и

клуба Совторгслужащих.

В 1944 г. закончилась реконструкция

здания ТЮЗа (Дом Ленина) по проекту

архитектора В. М. Тейтеля. Сооружение

утеряло монументальность и некоторую

образную символику, соответствующую его

первоначальному назначению. Зданию был

придан «ампирный» характер:

колоннада главного входа получила

более изящную прорисовку профилей

капителей, у колонн появилось перекрытие

(антаблемент) с тонким карнизом. Пилоны,

фланкирующие колоннаду, стали глухими, в

них были заложены оконные проемы и убраны

балкончики-трибуны на втором этаже.

Четвертый этаж получил менее дробные

членения, его объем увенчала балюстрада с

тумбами и обелисками по углам, а в глухую

часть — парапет — была вкомпонована

рельефная скульптура— лира, античный

символ сценического искусства. Сооружение

более приобрело в композиционной

законченности и художественной

целостности, но утратило временную

выразительность и образ здания-памятника,

посвященного конкретному событию (рис.

134).

В 1944 г. началось строительство

зданий Западно-Сибирского филиала АН

СССР. 8 февраля 1944 г. Президиум

Академии наук СССР утвердил состав

Президиума и руководство филиала и

институтов. Местом размещения основных

институтов и Президиума филиала был

намечен Новосибирск. Новосибирский

областной комитет КПСС и общественные

организации оказали большую помощь

организации филиала. Ему были

предоставлены земельные участки для

построек, ботанический сад, областная

химическая лаборатория и два трехэтажных

здания в центральной части города.

Научные и административные учреждения

рождающегося филиала Академии наук СССР в

период строительства должны были

разместиться в одном из этих зданий.

Первый секретарь обкома КПСС М. В.

Кулагин поручил в октябре 1944 г. А. Д.

Крячкову и архитектору Н. Г.

Васильеву—руководителю организуемого

аппарата «Академстройпроекта»—срочно

начать работы по реконструкции отданного

филиалу здания типовой средней школы,

построенной в 1937 г. (привязка и

«оформление» школьного здания были

выполнены по проекту архитектора Ф. Ф.

Барицкого).

Перестройку и приспособление

внутреннего пространства существующего

здания для нужд филиала можно было

сделать достаточно легко, так как

коридорная система школы с выделением

зала, вестибюля и лестниц в отдельный

блок не противоречила новому назначению

здания. Требовалось только изменить

положение внутренних перегородок, чтобы

дать нужный размер помещениям, и

произвести заново их отделку, решив

особенно парадно вестибюль, лестницу и

конференц-зал.

Центральный выступ главного фасада,

имевший неприятные тяжелые пропорции, был

реконструирован в коринфский портик с

фронтоном, украшенным барельефом, и

завершен ложным куполом красивой формы.

Такое обогащение центрального выступа

оправдано, так как эта часть содержит

главный вестибюль в первом и конференц-

зал в два света во втором этаже.

Крылья корпуса оформлены скромно, с

тонким вкусом. Автор хорошо использует

цветовые сочетания штукатурки (с

мраморной крошкой в два оттенка песчаного

цвета) с белыми нишами и балюстрадами у

окон второго этажа и белым барельефом на

фронтоне.

Стены здания обработаны рустом.

Узкие боковые фасады также обогащены

четырьмя трех четвертными колоннами с

аттиками.

Скульптурные работы в поле фронтона

и панно-барельеф над входом были

выполнены по рисункам А. Д. Крячкова

скульптором В. Ф. Штейн и мастером-

скульптором Ковшовым. В целом получилось

здание, выполненное с большой

профессиональной культурой, одно из

лучших в Новосибирске с точки зрения

применения и использования ордера как в

целом, в пропорциях, так и в его деталях.

Образ здания перекликался с традиционными

формами старых русских научных учреждений

Москвы и Петербурга, таких, как Академия

наук, Университет и т. д. А. Д. Крячков

писал впоследствии, что «в основу

архитектуры реконструируемого здания был

положен русский (Ленинградский)

классицизм». Строительство было окончено

в 1947 г. Так появилось в Новосибирске

первое здание Академии наук СССР (рис.

135).

Героическим трудом в тылу

новосибирцы вместе со всем советским

народом приближали радостный День Победы.

Несмотря на огромные трудности и лишения,

город шел к победе, полный оптимизма и

планов на мирное будущее. Крепла его

индустрия, наука получила значительную

базу, развивалась культура города.

С первых дней войны недостроенное

здание театра оперы и балета приняло в

свои стены ценности Третьяковской

галереи, ленинградских Военно-

Артиллерийского и Этнографического

музеев, музеев-дворцов городов Пушкина и

Павловска, Эрмитажа и Государственного

музея изобразительных искусств им. А. С.

Пушкина, музеев Новгорода,

Калинина, Севастополя (панорама

«Оборона Севастополя» худ. Ф. А. Рубо,

которую восстанавливали в Новосибирске

реставраторы Третьяковской галереи). Все

было бережно сохранено, и в 1944 г.., .

культурные ценности стали возвращаться в

свои города.

Еще в самые тяжелые дни войны с

фашизмом, осенью 1942 г., во время боев

на Волге и на Кавказе, правительство

решает завершить сооружение театра оперы

и балета в Новосибирске и Совнарком

включает это строительство в число

первоочередных.

К началу войны не была окончена

постройкой сценическая часть театра,

левое крыло было выложено только в

кирпиче. Предстояло установить опоры для

пола сцены, площадь которого достигала 2

тыс. м2, изготовить и смонтировать все

энергетическое оборудование здания и

механическое оборудование сцены. Не

хватало строительных материалов, рабочих

рук, специалистов, средств, но

новосибирцы преодолели все трудности. В

1943 г. были завершены основные

строительные, монтажные и отделочные

работы, и 5 февраля 1944 г.

правительственная комиссия приняла

главные помещения театра, признав их

годными к эксплуатации, и передала здание

дирекции Новосибирского государственного

театра оперы и балета. Осталось

неоконченным левое крыло театра, не была

завершена отделка некоторых помещений,

однако это не влияло на деятельность

театрального коллектива (все строительные

работы были закончены в середине 50-х

гг.).

Перед новосибирцами предстал

нарядный театр со зрительным залом-

ротондой, имеющим диаметр 55,5 м

(превосходящий размером знаменитую

римскую античную ротонду—Пантеон, диаметр

которой равнялся 43 м), высотой до

подвесного потолка в 21 м, с числом

кресел в зале 2200. Игровая сцена театра

достигала ширины 32 м и высоты до

колосников 28 м. Живопись плафона,

большая люстра, сверкавшая бесконечными

огнями, темное дерево ограждений ярусов,

красный бархат обивки кресел и

драпировок, на фоне которых красиво

рисовались белые античные скульптуры,

производили большое впечатление и

создавали праздничное, приподнятое

настроение. Здание не имело дорогой

отделки, сверкающей бронзы и зеркал,

густой лепнины, мраморов и другой богатой

облицовки, какие можно найти в столичных

и европейских театрах, но

профессиональный вкус, строгость и

простота архитектурных форм, присущих его

интерьеру, просторы многих фойе, лестниц,

вестибюлей придают ему своеобразие и

яркую индивидуальность. Театр стал

любимым зданием новосибирцев, их

гордостью.

14 мая 1944 г. Комитет по делам

искусств решил открыть в Новосибирске

хоровую и балетную студии и организовать

большой симфонический оркестр филармонии.

12 мая 1945 г., через три дня после

Победы, театр открылся оперой М. И.

Глинки «Иван Сусанин» в оформлении

народного художника РСФСР К. Юона. Так

сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта

горожан о «Большом театре Сибири» в

Новосибирске. Газета «Правда» 13 мая 1945

г. писала: .«Открытие театра превратилось

в радостный праздник трудящихся всей

Сибири. Для участия в этом торжестве

прибыли представители общественных

организаций Иркутска, Барнаула, Кемерово,

Омска и других городов».

Крупнейшее сооружение города,

уникальное по конструкции своего купола,

находящееся в центре города и активно

формирующее его правобережный силуэт,

вместившее в себя центр музыкальной

культуры Сибири,—здание Государственного

академического театра оперы и балета

стало архитектурным символом

Новосибирска.

Новосибирск со времени основания и

до Дня Победы советского народа над

фашистской Германией прожил бурный и

яркий период развития. Он сбросил с себя

купеческо-мещанский облик первых

дореволюционных десятилетий и с 20-х

годов стал развиваться как индустриальный

центр социалистической Сибири. В 30-е

годы сформировалась его градостроительная

основа. Закрепились капитальной

застройкой главные магистрали центральной

части города, сложился центр из двух

площадей—им. В. И. Ленина и Я. М.

Свердлова—и соединяющей их части Красного

проспекта. Почти в 10 раз расширилась его

территория по сравнению с

дореволюционной. Реконструкция

центральной части города происходит на

основе той градостроительной ситуации,

которая закрепилась в 30-е годы.

Градостроительные идеи первоначальных

генеральных планов города развиваются в

современной строительной практике и в

концепциях новых генеральных планов

Новосибирска.

Многие здания и сооружения 20-х и

30-х годов сформировали на десятки лет

архитектурный образ города и еще

длительное время будут в значительной

мере определять облик центральной части

Новосибирска. Крупнейшие из этих

сооружений—театр оперы и балета, вокзал,

облисполком, 100-квартирный дом и ряд

других—получили известность по всей

стране, их возведение ознаменовало целую

архитектурно-строительную эпоху в

градостроительстве Сибири. Возведенные

заводы и энергетические здания положили

начало формированию промышленных

территорий города, придавших его силуэтам

индустриальный облик. Город превратился в

этот период в важнейший транспортный узел

страны.

За Днем Победы наступило мирное

тридцатилетие, в которое Новосибирск стал

одним из крупнейших городов Советской

страны, центром сибирской науки,

культуры, экономики. Началась новая

замечательная эпоха в жизни города.

Но говоря о заслугах сибиряков в

тылу нельзя забывать об их бесконечном

героизме на фронтах великой отечественной

войны.

Наиболее глубоким проявлением

беспредельной любви народов СССР к

своей социалистической Родине, их

тесной сплоченности вокруг

Коммунистической партии, беззаветной

преданности идеям Великого Октября и

готовности грудью встать на защиту его

завоеваний явилось движение

добровольчества, охватившее в годы

Великой Отечественной войны миллионы

советских патриотов. Это массовое

всенародное движение — еще одно

свидетельство справедливого характера

борьбы, которую вел советский народ с

немецко-фашистскими захватчиками —

наиболее агрессивной силой

международного империализма.

Многомиллионный отряд

добровольцев, влившийся в ряды

Советских Вооруженных Сил в годы

Великой Отечественной войны,—это

красноречивый исторический факт, живое

подтверждение ленинских слов о том, что

«никогда не победят того народа, в

котором рабочие и крестьяне...

отстаивают свою, Советскую власть—

власть трудящихся».

Добровольческое движение периода

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.