бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Научная революция XVII века

одновременно и окончательной "пружиной" эволюции любой монады,

упорядочивающей и согласовывающей ее деятельность с деятельностью всех

остальных монад. Для ответа на последний вопрос присмотримся поближе к

мировой последовательности монад. Она не выражает развития системы монад

в том смысле, что происходит превращение одних монад в другие, - такое

развитие Лейбниц отрицал. Но прогресс каждой из монад в едином их ряду в

принципе ничем, нигде и никогда не может быть остановлен, хотя их

развитие и совершает часто попятные движения, поскольку от того, что в мире

явлений называют смертью, а в мире сущностей - инволюцией монад,

происходит временное возвращение их на более низкий уровень духовной

жизни, и нет, кроме того, гарантии, что после каждого такого

возвращения сразу же последует подъем на ранее достигнутый, а тем более

на еще более высокий уровень. На условной линии развития нет завершения,

если рассматривать ее как последовательность всех монад, расположенных в

соответствии с актуально достигнутой в данный момент степенью их развития.

Ведь та часть последовательности, которая расположена после монад - душ

человеческих, безгранична, представляя собой как бы направленный луч. В

безграничной Вселенной не только безгранично велико число более

совершенных существ, чем люди, но и безгранично велико число различных

степеней совершенства, присущего различным их группам. Линия "dx"

устремлена в беспредельность. У беспредельности нет конечного предела, но

есть "предел" бесконечный, если саму беспредельность интерпретировать как

предел! Этот "предел" саморазвития, совершенствования и самопознания монад

выступает у Лейбница под именем "бог".

Философско-методологическая манифестация научной революции

Только спустя несколько веков, оказалось возможным выделить какие-либо

тенденции в XVII веке. "Внутри" же него, процессы были мало связаны друг с

другом. Мощное эмпирическое движение в естествознании зародилось само по

себе - оно отвечало какой-то внутренней потребности познания; философско -

методологическое осознание этого "внутреннего движения" развивалось также

само собой, и то, что сегодня мы видим их тождественность - весомый

аргумент в обосновании научности как таковой.

Первыми "концептуалистами" Нового времени принято считать Фрэнсиса

Бэкона (1561 - 1626) и Рене Декарта (1596 - 1650).

Фрэнсис Бэкон - считается основателем опытной науки Нового времени. Он

был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод.

В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие

философию Нового времени.

С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против

господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину

"естественной" философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды

Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и

включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического

подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную

программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике

схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Бэкон пробовал привести "границы умственного мира" в соответствие со

всеми теми грандиозными достижениями, которые происходили в современном

Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили опытные

науки. Бэкон сформулировал решение поставленной задачи в виде попытки

"великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве

и приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне"

(его главном произведении) и других работах по "естественной истории",

рассматривающих отдельные явления и процессы природы.

Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию

наук, в основные принципы которой он положил такие способности человеческой

души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому

главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая

задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и

усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона"

(своего рода исследовательского центра, Академии, идея которого была

выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "целью нашего

общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение

власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным".

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они

приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и

свидетели истинности философий". Знание - сила, но только такое знание,

которое истинно. Поэтому Бэкон проводит различение двух видов опыта:

плодоносного и светоносного. Первый - это такие опыты, которые приносят

непосредственную пользу человеку, светоносный - те, цель которых состоит в

познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй

вид опытов Бэкон полагал более ценными, так как без их результатов

невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность получаемого нами

знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства,

которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из

суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно

обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон

исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие

понятия - следствие опытного знания, полученного исключительно поспешно. Со

своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент

знаний, Бэкон считал, что главное - это правильно образовывать эти понятия,

т.к. если это делается поспешно, случайно то нет прочности и в том, что на

них построено. Главным шагом в реформе науки, предлагаемом Бэконом, должно

быть совершенствование методов обобщения, создания новой концепции

индукции.

Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых

понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью

такого метода, по мнению Бэкона можно открывать новые истины, а не

топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и

особенности этих двух методов познания: "Два пути существуют и могут

существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и

частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их

непоколебимой истинности обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем

и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей,

поднимаясь непрерывно и постепенно пока, наконец, не приводит к наиболее

общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный".

Хотя проблема индукции ставилась и раньше предшествовавшими философами,

только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает

первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через

простое перечисление, распространенное в то время он выдвигает на передний

план истинную, по его словам, индукция, дающую новые выводы, получаемые не

только на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате

изучения явлений противоречащих доказываемому положению. Один-единственный

случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так

называемым инстанциям по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий,

предрассудков.

В индуктивный метод Бекона в качестве необходимых этапов входят сбор

фактов и их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц

исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней.

Если - возьмем любимый Бэконом пример - кто-то хочет найти формулу тепла,

то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять

все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе

случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например,

в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во

вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом

основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло

присутствует, наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло

присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе мы

можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а

именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип

исследования общих свойств явлений, их анализ.

В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. При этом

важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в

другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После

этого можно перейти к решающему эксперименту.

Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего

метода, однако он не был защитником одностороннего его понимания.

Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени

опирается на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с

искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в

мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпиритиков, которые подобно

муравью собирают все, что им попадается на пути (имея ввиду алхимиков), а

также тех умозрительных догматиков, которые, как паук, ткут паутину знания

из себя (имея ввиду схоластов).

В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать причины явлений.

Причины могут быть разными - или действующими, которыми занимается физика,

или конечными, которыми занимается метафизика.

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку

индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX века

однако Бэкон в своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы в

развитии знания, хотя в его времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный

метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное предположение,

гипотеза и из нее выводятся различные следствия. При этом дедуктивно

осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом отношении

большая роль принадлежит математике, которой Бэкон не владел в достаточной

степени, да и математическое естествознание в то время только

формировалось.

В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве

"Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении

он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы

общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает

различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь

человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания

здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные

приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы

животных, и многое. Некоторые из описываемых технических новшеств

осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они

свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На

современной языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал,

что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.

Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в

жизни человека. Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных

причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон

все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия,

но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой

к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".

Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и

последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод

исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее

экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях

естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию

индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята

в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими

энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в

дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в

XVII веке, в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание.

Они не потеряли своего значения вплоть до XX века. Некоторые исследователи

даже рассматривают его как предшественника современной интеллектуальной

жизни и пророка прагматической концепции истины. Имеется в виду его

высказывание: "Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее

истинно".

Декарт ( - французский философ и математик, являясь одним из

основоположников "новой философии", основатель картезианства, был глубоко

убежден, что на истину "... натолкнется скорее отдельный человек, чем целый

народ". При этом он отталкивался от "принципа очевидности" при котором

всякое знание должно было проверяться с помощью естественного "света

разума". Это предполагало отказ от всех суждений принятых на веру (

например обычаи, примеры, как традиционные формы передачи знаний).

Великий философ, предложивший свою систему координат в математике –

декартова - прямоугольная система координат ( хотя у Декарта были и

косоугольными и произвольными), предложил и точку отсчета для общественного

сознания.

По Декарту научное знание должно было быть построено как единая

система в то время как до сих пор оно было лишь собранием случайных истин.

Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать

наиболее очевидное и достоверное утверждение (своеобразная "истина в

последней инстанции"). Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение

"мыслю, следовательно, существую". Этот аргумент предполагает убеждение в

превосходстве умопостигаемого над чувственным, не просто принцип мышления,

а субъективно пережитый процесс мышления от которого невозможно отделить

собственно мыслящего. Однако самосознание как принцип философии еще не

обрело полной автономии - истинность исходного принципа как знания ясного и

отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога - существа всемогущего,

вложившего в человека естественный свет разума.

Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открыто Богу, который

выступает источником мышления: все смутные идеи - продукт человека (а

поэтому ложны), все ясные идеи идут от Бога, следовательно истинны. И здесь

у Декарта возникает метафизический круг: существование всякой реальности (в

том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое (значимость

выводов этого сознания) обеспечивается опять-таки Богом.

Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты не

существует) а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные

предпосылки позволили Декарту отождествить природу с пространственной

протяженностью, таким образом оказалось возможным изучение природы

представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические

объекты). В отличие от Бэкона, Декарт ищет обоснование знания не столько в

сфере его практической реализации, сколько в сфере самого знания.

Науку по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и этот

вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен

объяснить явления, данные в опыте т.к. это Бог является "конструктором"

всего сущего и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и

этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом

как системы тонко сконструированных машин снимает различие между

естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как

и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность

пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения насколько

искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного

(человека)). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию

моделирования разума - кибернетику: "Ни одна система не может создать

систему сложнее себя самой." Таким образом, если мир - механизм, а наука о

нем - механика, то процесс познания есть конструирование определенного

варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом

разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод в основу

которого легли следующие правила:

. Начинать с простого и очевидного.

. Путем дедукции получать более сложные высказывания.

. Действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена

(непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая

усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из

них.

Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом

метода, и в понятии природы оставил только определения, которые

укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура,

движение. Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок.

Понятие цели Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие

души (как посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом).

Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами

ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить

две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для

познавания (конструирования) и использования человеком, но при этом

возникла серьезная проблема философии Декарта - связи души и тела, и раз

все есть суть механизмы - попытался решить ее механистически: в

"шишковидной железе" (где находится вместилище души по Декарту)

механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают сознания.

Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении

категорий этики - аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных

движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают

заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит

не разум а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где

разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.

Социальная сторона научной революции XVII века

Рассмотрение истории научной революции XVII веке не может быть

исчерпано лишь ее когнитивной стороной. В XVII веке наука стала наукой как

социальная система.

Одной из предпосылок первой научной революции явилось разложение

сословных отношений ремесленного производства. При ремесленном производстве

наличие сведений о технологии выполнения находились у узкого круга людей.

Эти сведенья, рецепты принципиально не фиксировались, “разрушались” при

попытке их словесного описания и передавались только в процессе

внутрисемейного, внутрицехового общения. В отличии от цехового,

мануфактурное производство несет расчленение ремесленной деятельности,

разделение труда, специализацию орудий труда, образование частичных и

комбинированных рабочих. Каждый частичный рабочий лишается способности

делать что то самостоятельно, но приспосабливается к выполнению конкретной

функции. Мануфактура культивирует одностороннюю сноровку рабочего, и разные

степени образования.

Для передачи информации между рабочими надо было создать

“интеллектуальный слой” кадров – духовенства, правоведов, медиков и

т.д.. Все средневековые университеты строились по одной из двух схем.

Первая схема – образец Парижского «университета магистров» . Тут

воспроизводили одну цеховую структуру. Вторая – Болонский «университет

фколяров». Школяры были большей частью «иностранцы» ( не жители этого

города) нанимали тех преподавателей, лекции которых хотели слушать.

Университеты были созданы и призваны во первых, учить, а во вторых давать

некоторым из закончивших обучение – учить самим. Задачей университетов как

корпораций было отнюдь не производство знания, а воспроизводство

образованных людей – интеллектуалов всех профессий. Решая эту задачу

университеты демонстрировали образец безличного, формального основанного на

письменном закреплении способа воспроизводства кадров. Для реализации

социального наследования сведений по такому образцу необходимо было найти

способ преобразования сведений в универсальный каноны, принципиально

доступные для усвоения любому человеку ( не наделенному гениальностью).

Превращение математических знаний в массовые знания, переход от

арифметики, которая вообще не давала возможностей для математической

формулировки механических законов, к алгебре и развитие последней создали

предпосылки для сохранения сведений в математизированной форме.

С самого начала века во многих странах появляется множество "мини" -

академий, например, флорентийская Академия деи Линчеи (Accademia dei Lincei

- "Академия рысьеглазых" - намек на остроту научного взгляда), знаменитым

членом которой был Г. Галилей. Во второй половине века возникают "большие"

академии - сообщества профессиональных ученых. В 1660 году

организованный в частной лондонской научно-исследовательской лаборатории

современного типа кружок, куда входили Роберт Бойль (1627 - 1691),

Кристофер Рен (1632 - 1723), Джон Валлис, Вильям Нейл и другие, был

преобразован в "Лондонское королевское общество для развития знаний о

природе" (Royal Society of London for Improving Natural Knowledge). Ньютон

стал членом этого общества в 1672 году, а с 1703 года - его президентом. С

1664 года общество стало регулярно печатать свои труды "Philosophical

Transactions". В 1666 году, также путем преобразования подобного кружка,

была организована Академия наук в Париже.

С появлением научного журнала личное дело печатания результата

собственных естествоиспытательских изысканий превращается в публичное дело,

в способ фиксации и признания личного вклада в общее дело. Публикация есть

свидетельство социальной группы не об истинности, но о самом факте вклада в

развитие науки. Содержание этого вклада нельзя игнорировать сколь угодно

долго.

В процессе эволюции познания возникают новые регулятивные

представления о характеристиках наблюдаемых процессов, о нормах объяснения,

доказательства, обоснованности и организации знаний. Обнаруживается, что

новая теория строится не через уточнение данных наблюдений, но на исходном

принципе, полученном путем критики старой теоретической концепции.

Открывается, что точные математические методы приводят к познанию

действительности, при этом теория может быть истинной, противореча как

личному опыту, так и общепринятым представлениям. Появляется тенденция к

признанию обусловленности всех явлений природы размерами, формой и движение

мельчайших частиц.

Становление науки выражало стремление к осмыслению мира, с одной

стороны. С другой - стимулировало развитие подобных процессов в различных

сферах общественной жизни. Огромный вклад в развитие правосознания, идей

веротерпимости и свободы совести внесли такие философы XVI - XVII веках,

как М. Монтень (1533 - 1592), Б. Спиноза (1632 - 1677), Т. Гоббс (1588 -

1679), Дж. Локк (1632 - 1704) и др. Их усилиями разрабатывались концепции

гражданского общества, общественного договора, обеспечения прав личности и

многое другое.

Научное мышление позволяло выдвигать и обосновывать механизмы

реализации этих концепций. В этом контексте ключевой является оценка Локком

(друг Ньютона и член Лондонского королевского общества) парламента как

социальной научной лаборатории, способствующей поиску, изобретению и

реализации новых и эффективных форм синтеза частных интересов граждан,

включая интерес государства.

Выводы и обобщение

Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем.

Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной

посылкой было выдвижение аргумента, что для формулирования четких суждений

относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные -

поддающиеся точному измерению свойства, тогда как свойства, просто

доступные восприятию, следует оставить без внимания как субъективные и

эфемерные. Лишь с помощью количественного анализа наука может получить

правильные знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические законы

и постичь истинный характер природы, Галилей усовершенствовал и изобрел

множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит,

воздушный термометр, барометр и др. Использование этих приборов придавало

эмпиризму новое, неведомое грекам измерение. Прежние дедуктивные

схоластические размышления о вселенной должны были уступить место ничем не

скованному экспериментальному ее исследованию с целью постижения

действующих в ней безличных математических законов. Галилей нашел подлинно

научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного

способов исследования природы, дающую возможность связать научное мышление,

невозможное без абстрагирования и идеализации, с конкретным восприятием

явлений и процессов природы.

Особое значение для нас имеют открытия Галилея в области механики, так

как с помощью совершенно новых категорий и новой методологии он взялся

разрушить догматические построения господствовавшей аристотелевской

схоластической физики, основывавшейся на поверхностных наблюдениях и

умозрительных выкладках, переполненной телеологическими представлениями о

движении вещей в соответствии с их природой и целью, о естественных и

насильственных движениях, о природной тяжести и легкости тел, о

совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и т.д. Именно

на основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу

строительства естествознания.

Галилей разработал динамику - науку о движении тел под действием

приложенных сил. Он сформулировал первые законы свободного падения тел, дал

строгую формулировку понятий скорости и ускорения, осознал решающее

значение свойства движения тел, в будущем названного инерцией. Очень ценна

была высказанная им идея относительности движения. Философское и

методологическое значение законов механики, открытых Галилеем, было

огромным, ибо впервые в истории человеческой мысли было сформулировано само

понятие физического закона в современном значении. Законы механики Галилея

вместе с его астрономическими открытиями подводили ту физическую базу под

теорию Коперника, которой сам ее творец еще не располагал. Из гипотезы

гелиоцентрическая доктрина теперь начинала превращаться в теорию.

Завершить коперниковскую революцию выпало Ньютону. Он доказал

существование тяготения как универсальной силы - силы, которая одновременно

заставляла камни падать на Землю и была причиной замкнутых орбит, по

которым планеты вращались вокруг Солнца. Заслуга Ньютона была в том, что он

соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении

планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую

теорию. После целого ряда математических открытий Ньютон установил: для

того чтобы планеты удерживались на устойчивых орбитах с соответственными

скоростями и на соответствующих расстояниях, определяющихся третьим законом

Кеплера, их должна притягивать к Солнцу некая сила, обратно

пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому закону подчиняются и

тела, падающие на Землю (это касалось не только камней, но и Луны - как

земных, так и небесных явлений). Кроме того, Ньютон математическим путем

вывел на основании этого закона эллиптическую форму планетных орбит и

перемену их скоростей, следуя определениям первого и второго закона

Кеплера. Был получен ответ на важнейшие космологические вопросы, стоящие

перед сторонниками Коперника, - что побуждает планеты к движению, как им

удается удерживаться в пределах своих орбит, почему тяжелые предметы падают

на Землю? - и разрешен спор об устройстве Вселенной и о соотношении

небесного и земного. Коперниковская гипотеза породила потребность в новой,

всеобъемлющей и самостоятельной космологии и отныне ее обрела.

С помощью трех законов движения (закон инерции, закон ускорения и

закон равного противодействия) и закона всемирного тяготения Ньютон не

только подвел научный фундамент под законы Кеплера, но и объяснил морские

приливы, орбиты движения комет, траекторию движения пушечных ядер и прочих

метательных снарядов. Все известные явления небесной и земной механики были

теперь сведены под единый свод физических законов. Было найдено

подтверждение взглядам Декарта, считавшего, что природа есть совершенным

образом упорядоченный механизм, подчиняющийся математическим законам и

постижимый наукой.

Крупнейшим достижением научной революции стало крушение антично

средневековой картины мира и формирование новых черт мировоззрения,

позволивших создать науку Нового времени. Основу естественнонаучной

идеологии составили следующие представления и подходы: натурализм - идея

самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными

законами; механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из

элементов разной степени важности и общности; отказ от доминировавшего

ранее символически-иерархического подхода, представлявшего каждый элемент

мира как органическую часть целостного бытия; квантитативизм -

универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и

явлений мира, отказ от качественного мышления античности и Средневековья;

причинно-следственный автоматизм - жесткая детерминация всех явлений и

процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов

механики; аналитизм - примат

Аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых, отказ

от абстрактных спекуляций, характерных для античности и Средневековья;

геометризм - утверждение картины безграничного однородного, описываемого

геометрией Евклида и управляемого едиными законами космического универсума.

Вторым важнейшим итогом научной революции стало соединение

умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой науки с

ремесленно-технической деятельностью, с производством. Еще одним

результатом научной революции стало утверждение гипотетико-дедуктивной

методики познания. Основу этого метода, составляющего ядро современного

естествознания, образует логический вывод утверждений из принятых гипотез и

последующая их эмпирическая проверка.

Обобщая все вышесказанное можно привести несколько выводов научной

революции:

. Старый Космос устарел и был разрушен.

. Новая картина мира, которая заменила старый Космос, больше всего

походила на огромные часы - в ней не было ничего живого и

неопределенного и, казалось, все можно было рассчитать

("кеплеровский детерминизм").

. Наука обрела свои механизмы и процедуры конструирования

теоретического знания, проверки и самопроверки, свой язык, прежде

всего, в математической его форме, ставший "плотью" метода.

. Наука стала социальной системой - появились свои профессиональные

организации, печатные органы, целая инфраструктура (включая

специальный инструментарий). В науке возникли свои нормы и правила

поведения, каналы коммуникации.

. Наука через распространение принципов научности становится мощной

интеллектуальной силой - школой "правильного" мышления, - влияющей

на специальные процессы в самых различных формах.

. Вырастая из мистицизма, наука постепенно преодолевала его.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.