бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Махно

соглашения советской власти с махновцам, который выглядел следующим

образом: «… повстанческая армия махновцев выдвигает четвертый пункт

политического соглашения, а именно: организация в районе действий

махновской армии местным рабоче-крестьянским населением вольных органов

экономического и политического самоуправления, их автономия и федеративная

(договорная) связь с государственными органами советских республик».18 А

кроме того было выдвинуто обвинение Махно по ряду «контрреволюционных»

действий.

В Крыму были захвачены и убиты все члены полевого штаба махновцев и

командующий Крымской махновской армией Семен Каретник. Командир конницы

Марченко, окруженный было частями 4-й Красной армии, пробивался через ряд

заслонов и заграждений на перекопе и к 7 декабря, двигаясь день и ночь,

добрался до группы Махно. Но вместо могучей конницы в 1500 человек,

вернулся небольшой отряд в 250 человек, все что осталось от махновской

армии в Крыму. Соединение произошло в греческом местечке Кременчик. А в то

время Фрунзе разворачивал против Махно части трех армий, в том числе двух

конных. Почти весь южный фронт обрушился на повстанцев. Но небольшой отряд

махновцев по пути обрастал, потерявшими было связь друг с другом

партизанскими частями. Присоединялись и красноармейцы разбитых махновцами

частей. В начале декабря у Махно было уже 2500 тысячи бойцов.

После нескольких неудачных попыток окружить Махно, огромная масса

красных армий прижала его на конец к Азовскому побережью в районе

Андреевки. Однако Фрунзе не учел совершенно уникальных возможностей

махновской армии. Н.Ефимов пишет: «Махновец… за время партизанской борьбы,

а может быть так же в силу своих социальных условий, развил в себе

индивидуальные свойства, махновец, всюду чувствует себя самостоятельным.

Даже в бою его любимый строй – лава, где представляется отдельному бойцу

максимум самостоятельности. Развитие в махновце свойств индивидуального

бойца дает ему возможность не терять голову в опасные минуты…»19 Махно мог,

объяснив задачу, распустить свою армию на все четыре стороны в полной

уверенности, что она соберется в указанном пункте в тылу противника и

ударит по нему. К тому же махновская армия целиком могла передвигаться на

конях и тачанках, развивая скорость до 80 верст в день.

Все это помогло махновцам выйти из подготовленной Фрунзе западни:

«Небольшие группы махновцев уже в это время, во время боя обходили наши

части и проскальзывали на северо-восток… Махновцы приблизились к деревне,

открыли в темноте беспорядочную стрельбу, чем произвели удачную панику

среди красноармейских частей и заставили их разбежаться».20

Погрузившись на тачанки, махновцы вышли на оперативный простор, громя

встречные красные части, которые представить себе не могли, что противник

сможет вырваться. При этом красноармейская пехота дралась нехотя.

Махновская армия снова разрослась до 10-15 тысяч человек.

Не способность победить махновцев военным путем толкнула большевиков

наращиванию террора. 5 декабря армиям Южного фронта был отдан приказ

проводить поголовные обыски, расстреливать не сдавших оружие крестьян,

накладывать контрибуции на села, в черте которых производились нападения на

красные части. Чтобы не подвергать излишней опасности односельчан, Махно в

декабре переходит Днепр и углубляется в правобережную Украину.

Переход на правобережье серьезно ослабил махновцев – здесь их не

знали, местность была незнакомой, симпатии крестьянства склонились на

сторону петлюровцев, с которыми у махновцев были прохладные отношения. В то

же время против махновцев выдвигались части кавдивизий. В районе реки

Горный Тикич завязывались кровавые бои. Махновцы передвигались так

стремительно, что сумели застать врасплох командира одной из дивизий

Л.Пархоменко – он был убит на месте. Но противостоять натиску превосходящих

сил противника на чужой территории махновцы не могли. Понеся большие потери

у Горный Тикича, Махновцы уходят на север форсируют Днепр у Канева. Затем

следует рейд через Полтавскую Черниговскую губернии и дальше до

Беловодска. В середине февраля Махно поворачивает в родные места. Им теперь

владеет новая идея – распространять движение в ширь, постепенно вовлекая

все новые и новые земли, создавая повсюду опорные базы. Только так можно

было разорвать кольцо красных армий вокруг его армии на колесах. Первая

попытка разослать отряды в разные стороны успехом не увенчалась. Но в

начале марта Махно посылает колонны на Дон, Воронеж, Харьков. Сам он с

небольшой мобильной группой объезжал многочисленные очаги восстания,

появляясь то на Дону, то на Полтавщине. Крестьянство более обширной зоны,

чем коренной махновский район, привыкала к батьке и все больше поддерживала

его.

Именно в это время власть большевиков висела на волоске. Крестьянские

восстания охватили всю страну, бастовали рабочие Питера, восстал Кронштадт.

И все требовали ликвидации режима, в последствии известно как «военный

коммунизм», причем ликвидация вместе с однопартийной диктатурой

большевиков. Требования прекращения продразверстки, свободы торговли,

ликвидации компзамов были глубоко реалистичны, что показало ближайшее

будущее. В марте 1921 года большевики пошли на серьезные уступки

крестьянству ради главного – сохранения своей монополии на власть. Процесс

введения новой эксполитической политики растянулся на весну-лето 1921 года.

Учитывая все это, можно сказать, что у махновцев и других крестьянских

армий были в то время шансы на успех.

Но именно в этот момент Махно не смог перестроить свою стратегию.

Распылив силы на создание новых повстанческих зон, он не сумел вовремя

сосредоточить большие силы для решающего наступления. Неудача в решающем

столкновении 13 марта 1921 года привела к тому, что весь апрель махновцы

укрепляли повстанческие очаги на севере и востоке, но не предпринимали

широкомасштабного наступления. К маю Махно отправился и сконцентрировал на

Полтавщине около 2000 бойцов под командованием Кожина и Куриленко. Было

решено идти на Харьков. Для этого столь скромных сил, конечно, было

недостаточно. Повстанческое движение расширяло район своих действий, но не

смогло сконцентрироваться для решающих ударов. Новые партизанские отряды

Полтавщины и Черниговщины были слабо связаны с Махно, хотя и восстали под

его лозунгами. Они еще не восприняли махновскую дисциплину и вполне

отвечали общепринятому представлению аморфности крестьянского движения. От

старых махновских кадров, в большинстве своем разосланных для организации

новых очагов, остались только эти 2000.

Не смотря на частые успехи в боях с Первой конной армией, махновцам не

удалось пробиться к Харькову. Его ударная группа застряла на Полтавщине. В

это время крестьянам стало ясно, что НЭП – это всерьез и надолго. Ряды

махновских отрядов таяли. В конце июня в боях на Суле Фрунзе нанес

махновской ударной группе серьезное поражение. К этому времени добровольно

сдались красным почти три тысячи махновцев. Движение таяло на глазах.

Но Махно не собирался сдаваться в плен. С небольшим отрядом в

несколько десятков человек он прорывается через всю Украину к Румынской

границе. Несколько кавалерийских дивизий пытаются найти этот отряд, но 28

августа 1921 года он переправился через Днестр в Бессарабию. Гражданская

война была окончена.

Таким образом, одной из сил, воевавших как против красных, так и

против белых было революционное крестьянское движение под руководством

Нестора Махно, которое он объявил третьей силой гражданской войны.

Анархистские идеи, пропагандируемые Нестором Махно и его единомышленников

среди крестьянских масс, попадали на благоприятную почву и находили отклик

у крестьянства. Таким путем ему удалось привлечь на свою сторону

значительные массы крестьянства и создать Революционную Повстанческую

Армию.

Армия Нестора Махно на первом этапе вошла в союз с большевиками.

Вместе с Красной армией воевала против войск Деникина, освобождала Украину

от белых.

Но недоверие и отрицательное отношение большевиков к идейным взглядам

Махно, оттолкнуло его от красного движения, он порвал с большевиками и

вступив с ними в противоборство на фронтах, гражданской войны. Как

противоречив сам анархизм, таким противоречивым оказался и Нестор Махно.

Придерживаясь кропоткинской идее о том, что анархический коммунизм можно

притворить в жизнь сразу же после разрушения старых порядков, Махно не раз

предпринимал скоропалительные, не взвешенные и противоречивые поступки.

В августе 1920 года он вновь вернулся к большевикам, заключил с

командованием Красной армии соглашение. С красными громил армию Врангеля.

Помог Красной армии освободить Крым.

Однако, сыграть роль «буфера», между красным и белым движением Нестору

Махно не удалось. Он скатывался то в одну, то в другую сторону. Причиной

этого были его идейные взгляды и колебания между красными и белыми среднего

крестьянства страны. Слиться с большевиками Нестор Махно не мог, так как

они не признавали анархистскую идею: без государственности, отрицание

диктатуры пролетариата, а что касается белого движения, так они вообще не

признавали социалистических идей и такого выбора устройства государства.

В махновском анархо – движение нашел воплощение протест, населения

районов тяготеющих к западу, против жестокого самодержавного государства,

привлекательность идеи Нестора Махно о свободе равенстве и братстве

обеспечивало его поддержкой крестьянства.

Глава III. Гражданская война в России.

Методический аспект.

Новая концепция общественно – политического развития страны требует

новых подходов к изучению истории в России, в частности, преподаванию его в

школе. Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых

критериев, определяющих подходы к разработке учебных программ, учебно-

методический комплекс. Образовавшихся после крушения марксистско-ленинской

методологии вакуум пытается заменить цивилизационными, кутьторологическими,

социологическими, стадиальными и другими подходами, каждый из которых

акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса.

Часто смена методологических походов приводит к простой смене знаков в

оценке прошлого.

Наиболее важным здесь является становление новых программ обучения

истории. В еженедельном приложении к газете «Первое сентября» История № 8,

2000 года, опубликована концепция исторического образования в

общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Авторы этой программы

обозначили основные цели, задачи, функции исторического образования и

принципиальные подходы к его обновлению. Существенным признается

многоаспектное, многоплановое рассмотрение истории и выработка единых

подходов к преподаванию истории в школе.

Составители новых учебников и учебных программ рассматривают

гражданскую войну, как братоубийственную, как трагедию всего русского

народа.

Появление новых работ, которые ставят совершенно новые вопросы или по-

новому отвечают на старые, отсутствие наглядных пособий затрудняют работу

учителя. Кроме того, в сознании учащихся часто существуют стереотипы,

сформировавшиеся под влиянием литературы, кино, песен, посвященных

гражданской войне.

Таким образом, изучение материала, связанного с гражданской войной,

одна из самых сложных проблем, возникающая в преподавании курса истории

России. Занятие, посвященное теме «Гражданская война» необходимо проводить

в форме урока-дискуссии, как наиболее подходящей для раскрытия проблемы.

Это занятие проводится после изучения всех основных вопросов темы:

«Россия в годы гражданской войны». Урок- дискуссия строится на

использовании документальных источников. занятие проводится в течение

одного-двух часов.

Задачи урока:

. на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе

знакомства с новыми фактами воссоздать картину противостояния социальных

и политических сил в годы гражданской войны;

. сформировать у учащихся представление о многогранности исторического

процесса;

. способствовать становлению умения оценивать исторические явления;

. развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный

разговор, делать выводы на основе анализа документа.

Оборудование урока:

. карта «Гражданская война и иностранная интервенция»;

. портреты лидеров Белого движения, Красной армии и Нестора Махно;

. плакат «В гражданской войне всякая победа есть поражение» (Лукан, римский

поэт 39 г. до н. э.- 65 г. н. э.).

Тема урока объявляется школьникам за ранее; занятию предшествует

подготовительная работа. Ученикам предлагается подобрать такие

документальные источники, которые помогли бы аргументировать свои взгляды

на проблему противостояния в гражданской войне.

Описанный ниже урок проводится в XI классе.

Ход урока.

I. Вступление.

Учитель: Поэт М. Волошин в 1919 году так рисует свое видение гражданской

войны:

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать,

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас – тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами.»

Так определил противоборствующие стороны и их задачи в гражданской войне

поэт. Мы же попытаемся найти свои ответы.

II. Основная часть урока.

Далее учитель ставит перед учащимися ряд проблем. Школьники, использующие

полученные ранее знания, а также домашние заготовки (выписки из

документов), высказывают свои суждения.

Учитель предлагает школьникам охарактеризовать цели и задачи борьбы

противоборствующих в гражданской войне сторон и на основе этого дать

определение гражданской войне.

Ученики выступают с подготовленными дома докладами.

Свидетелем великого распада

Мы видели безумья целых рас

Крушенья царств, косматые светила

Прообразы последнего суда…

В этих строках поэт Максимилиан Волошин, принадлежавший к поколению,

которое пережило и «Илиады войны», и «Апокалипсисы революций», выразил весь

ужас социальной катастрофы. Как важно сегодня, когда наше общество готово

порой подойти к роковой черте, понять свое прошлое. Немыслимо допустить

подобную катастрофу еще раз.

Гражданская война – это, пожалуй, самая страшная из войн, уже хотя бы

потому, что борьба идет между гражданами одного государства, когда в

буквальном смысле брат восстает против брата. Основным средством решения

политических вопросов становится голая сила, и победитель по праву сильного

побеждает свой порядок на территории всей страны.

Гражданская война возникла тогда, когда возможностью для диалога и

поиска согласия между разными частями общества или исчерпаны, или упущены.

Единая системы власти не существует, но каждая политическая сила заявляет

свои претензии на власть и стремится военными методами доказать свое право

выступать от имени народа. В то же время не одна из этих сил не способна

самостоятельно контролировать ситуацию полностью.

Гражданская война бушевала в России с 1917 по 1920 год. Гражданская

война, на редкость кровавая и разрушительная, унесла, по подсчетам

российских историков 15-16 миллионов жизней. С оружием в руках решала

вопрос – на какой основе развиваться России, вокруг какой идеи

восстанавливать ее разрушенную государственность? Победить в такой войне

могли лишь те силы, которые поведут за собой большинство, остановят распад

систем жизнеобеспечения, наведут элементарный порядок и создадут хотя бы

минимальные условия для жизни.

После этого вступления ученики делают доклад о белом движении.

Белая идея.

III. Сразу же после прихода к власти большевиков началась консолидация

антисоветских и антибольшевистских сил. Главная причина противостояния

– неприятие советского выбора. Силы, выступившие против большевиков ,

еще не многочисленны. Здесь почти нет представителей низов. Генерал

Л.Г. Корнилов, встречая прибывающих на Дон противников Советов, по

воспоминаниям В.В. Шульгина, с досадой восклицал: «Это все офицеры, а

где солдаты?»1 Антисоветские силы получившие название «Белое

движение», состояли в основном из русских. Национальные районы были

погружены в свои интересы – шла сложная борьба за обретение

собственной судьбы, за укрепление молодой государственности там, где

она уже возникла.

Кто представлял белое движение этого времени? Первое. Сторонники

восстановления российского самодержавия в его классическом виде – единая и

неделимая Россия в исторически сложившихся границах. Это были силы,

обращенное в прошлое, они не хотели считаться с реальностью.

Вторая составляющая – офицерский корпус армии. В период мировой войны он

существенно обновился, особенно низший и средний его слои. Если высшими

чинами по прежнему оставались в основном дворяне, то средние и низшие

составляли выходцы из мещан, крестьян и рабочих. Офицерство активно

участвовало в гражданской войне: высшее и среднее – в стане противников

советской власти, часть среднего и низшее – на стороне советской власти.

Именно офицеры составляли ядро боевых антисоветских сил, хотя взгляды

их на будущее России были очень разными. Одни выступали за Учредительное

собрание, другие – за восстановление на престоле Романовых, третьи – за

военную диктатуру. Но монархические настроения, притом консервативного

толка, преобладали. И хотя офицерство вроде бы держало дистанцию от

политических группировок и политических лидеров, именно от него во многом

зависела судьба антисоветских сил.

Третью силу белого движения составляло казачество. Оно веками

формировалось как одна из существенных опор общественного устройства

России.

Учитель: Почему же казаки, безусловные сторонники общины, коллективизма, не

признали советской власти?

Большая часть требований, выдвигавшихся большевистскими лозунгами, для

казаков уже давно была повседневностью. Землей они распоряжались сами, их

обеспеченность земельными наделами была в 4-5 раз выше, чем в крестьянской

общине в Центральной России. Коллективистская демократия для казачьих

станиц составляла основу их жизни. Единственное, что в начале привлекло

часть казаков под знамена советской власти, - лозунг мира, выхода России из

войны. В остальном же советская власть для казачества была неприемлема, ибо

самой идее уравнительность и антирыночность. И, наконец, еще одно звено

белого движения – сторонники западного типа развития России. Здесь тон

задавала либеральная интеллигенция, это – представители буржуазных партий,

предприниматели, финансисты, прозападная интеллигенция. Для этой части

противников большевизма идеалом служило правовое демократическое

государство с парламентом и разделением властей, с рыночной экономикой и

гражданскими правами.

Антибольшевистское движение получило название «Белое» по следующим

причинам. Белый цвет – знак аристократии. Вспомним белые тоги римских

патрициев «белая кость» - так говорят о родовитом дворянстве. Но в России

белый цвет к тому же символизировал государственность. Личный царский

штандарт был белым с золотом: на белом фоне золотой двуглавый орел.

Белое движение ориентированное либо на прошлое, либо на западный выбор, не

могло длительно противостоять лозунгам советской власти, которые влекли за

собой массы, не могло стать основой консолидации России. Большинство народа

отвергало как прошлое с его нищетой, неграмотностью, деспотизмом, так часто

западный, мало кому ведомый вариант. Белое движение было обречено с самого

начала, поскольку не хотело всерьез считаться с интересами большинства.

Вторая группа учеников делает доклад о «красных».

Вокруг партии большевиков, которая, подчинив себе Советы, формировала свои

властные структуры, сплачивались слои, составлявшие социальную базу новой

системы. Оформлялись силы, которые принято называть «красными».

Это основная часть населения, обнищавшая в результате мировой войны и

революции, - большая часть рабочего класса, беднейшее крестьянство,

подавляющая часть армии – начала требовать жесткой власти, которая навела

бы, наконец, порядок и обеспечило пусть минимальный, но гарантированный

жизненный уровень. Именно эти массы в России были против собственности в

любой ее форме. Они – за развитие коллективных форм труда и потребления, за

социальную защиту со стороны государства, они – против рынка и за

централизованное распределение материальных благ. И по мере все большего

обнищания и распространения голода стремление к коллективизму и

уравнительности возрастало в геометрической прогрессии.

Слои населения, при поддержке которых окрепла большевистская диктатура

и проишлототальное огусударствлевание, трудно в этом обвинять. Не они были

повинны в том, что в России скопилось такое количество нищеты. Не они были

повинны в том, что Россия очень медленно и непоследовательно

реформировалась. Не они быливиноваты в том, что ихинтересы не хотела

понять и учесть элита общества даже перед лицом угрозы гражданской войны.

Однако завайте задумаемся: партия большевиков выступая в революции

1917 года от имени наибольшей части общества (итоги выборов в Учредительное

собрание показали, что их поддержало около четверти населения), взяла

власть в огромной, крайне сложной стране. Может быть, затем партия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.