бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по истории экономических учений

Особенностью средневековых учений стало участие в их создании

католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и

крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали

для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В

поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи -

каноники(канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей

своего времени.

Характеристика экономической мысли средневековья:

1. Экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами

замысловатого характера.

2. Отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем

(колонат, латифундия, вилла).Феодальные поместья добились только подчинения

общины, а не ее устранение. Сохранились общинные луга, леса, болота,

пастбища- их сохранение- одно из требований крестьянских восстаний. Это

основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью.

3. Крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника

ручная и примитивная).

4. Города с их торговлей, промышленностью.

5. Экономическая политика феодального поместья - особенное место в

развитии экономической мысли. Раб работает под принуждением, крестьянин же

полусамостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на

хозяйском дворе так же уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда

возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и

крестьянина на господской вилле, латифундии.

6. Оброк и барщина, противоречия между ними. Оброк- более прогрессивен.

Барщина- тот же рабский труд. Оброк ослаблял зависимость между крестьянином

и феодалом.

7. Оправдание феодальной ренты- справедлива и достойна. Поиски

экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.

8. Противоречия между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и

горожанами. В городах даже отменяется крепостничество.

Феодализму крестьян присущи:

- потребительские мотивы;

- вотчинное ремесло;

- всевозможные барщины и оброки;

- накопление снеди "в запас".

Феодализму в городах присущи:

- борьба за редкие элементы производства (железо);

- реализация избытков с/хозяйства;

- широкие торговые связи;

- купцы и ростовщики разоряют даже аристократов, не говоря уже о

крестьянстве.

Известные "Правды": Салическая, Рипуарская, Вестюрская.

Салическая правда- начало VI века. Королевство франков дает перечень

штрафов за различные преступления.

1. Не уделяет внимания городам и промышленности. Это аграрный кодекс.

Сельское хозяйство - основное занятие франка.

2. Игнорирование вопросов торговли .

3. Социальное равенство- равный штраф за убийство любого франка.

4. Приоритет общинной собственности (но право королевской власти

нарушать землевладение общины).

5. Родовая община, но уже тогда заменяется земельной или соседской.

6. Роль государства в лице короля. Он мог освобождать рабов.

Основной принцип - "Нет земли без господина".

Принципы экономической политики феодалов:

1. Монополия феодалов на землю;

2. У крестьян только землепользование. Надел мог быть конфискован по

любому поводу. "Все должно быть подвластно сениору, вместе с землей."

Уравнение земель крестьян.

3. Своевременно продаются излишки, нанимаются батраки, покупаются

ремесленные изделия в городах. Часть оброков и штрафов взымаются в денежной

форме.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274 гг.)

Он был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда

феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные

богатства, и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Одной из наиболее важных и распространенных идей было учение о

"справедливой цене", по античной традиции под ней понималась цена, равная

трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Считалось, что

несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в

обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия

ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем, эти явления

распространялись все шире, и в торговых , ростовщических операциях начинает

принимать участие церковь. Противоречие между моралью и экономикой снял

Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая

общественное разделение труда, как естественное природное явление и считая,

что оно лежит в основе деления общества на сословия, он утверждал, что люди

рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить

дома, а часть людей будет свободна от мирских забот, и должна посвящать

себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные

крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия

должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Фома презрительно относится к физическому труду. Объясняется это тем,

что к тому времени уже сложился класс крепостных крестьян.

Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать

богатство. Оно является результатом человеческой деятельности, так же, как

и право частной собственности. Подобно тому, как человек от природы гол, а

одежда- есть результат его собственного изобретения, так и право частной

собственности не дано природой, но человеческим разумом.

Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория "справедливой

цены". Справедливой ценой он считал такую цену, которая во-первых учитывает

труд, затраченный на производство товаров, и во-вторых дает возможность

продавцу жить соответственно своему социальному положению. Теория

"справедливой цены" ставит своей целью оправдать сословные привилегии и

отражает интересы класса феодалов и купечества.

Безоговорочно оправдывал получение земельной ренты. Труд - богоугодное

дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать

милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.

Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно

является основой благополучия людей. "Для всякого государства достойнее

получать продукты со своей территории, чем с купцов".

Отношение к торговле. Некоторые виды торговли с его точки зрения,

являются "честной" торговлей. В частности ввоз в страну предметов первой

необходимости. Прибыль получаемая при этом купцами, не противоречит

христианской добродетели (это плата за труд).

Фома Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда

взимание процентов возможно:

- когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения

прибыли;

- кредитор может получать от должника "бескорыстный подарок";

- лишения кредитора, порождаемые задержкой денег у должника;

- неполучение кредитором возможного дохода от этих денег;

Т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с

предоставлением ссуды.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛИЗМА

При Ярославе (сыне Владимира) появляется первый писанный гражданский

устав "Правда Русская". Главная цель общежития, есть личная безопасность и

неотъемлемость собственности. Устав Ярослава утверждает и ту и другую.

Первые статьи посвящены охране безопасности за убийства за побои, или

убийство убийцы. Оградив безопасность личную, заботится о собственности.

"Всякий имеет право убить ночного татя на воровстве, а кто продержит его

связанного до света, тот обязан с ним явиться на княжеский двор. Убиение

татя связанного есть преступление".

Принципы экономической политики киевских князей.

1. Проблема изыскания средств на содержание двора и дружины, на ведение

войны. Собирают дань, оброк с населения. Устанавливаются нормы обложения.

("Князь Игорь, только что собравший дань с древлян и решивший тут же

получить ее с них вторично, был убит возмущенными древлянами. Его жена,

Ольга, после усмирения древлян, установила "уставы и уроки", "оброки и

дани", т.е. размер налогов, сроки, их уплаты и места, где они должны

собираться".

2. Штраф за убийство человека "вира", "продажа"- за другие

преступления.

3. Торговые пошлины, внешняя торговля.

4. Натуральные повинности - строительство укреплений.

5. Чеканка золотой и серебренной монеты.

6. Сосредоточение земли у князей.

Дошедшие до нас многочисленные списки пакта "Правды Русской" делятся на

две группы, различные по объему и содержанию: "Краткая Правда" и

"Пространная Правда".

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В "ПРАВДЕ РУССКОЙ".

("Правда Ярослава" - 30 год XI века, "Правда Ярославичей" - 70 год,

"Устав Владимира Всеволодовича" - 1113 год).

Центральное место в "Правде Русской" занимают вопросы экономических

имущественных отношений: определение ответственности за различные

преступления в этой области: воровство, нарушение пашенных меж и т.д., а

так же нормирование разных имущественных отношений: займа, наследования и

т.д. Если отдельные статьи "Правды Русской" сгруппировать по их содержанию,

то окажется, что почти в половине статей "Краткой Правды" (в 20 из 43),

речь идет о ответственности за нарушение права собственности и другие

вопросы экономического характера. Из 121 статьи "Пространной Правды", 87

статей посвящены экономическим вопросам:

- "Вира" и "продажа"- в пользу князей, изредка в пользу потерпевшего;

- Охрана земельной собственности, землевладения, ответственность за

нарушение межи;

- "Челядин"- собственность господина наравне со скотом и вещами, за

кражу его- штраф.

В восьми статьях "Правды Русской" речь идет о займах, процентах, об

охране интересов кредитора, о порядке взыскания долгов. (На 5 кун- 3-4 куны

сверху, это около 80%). Кредитные отношения- "долг", денежный процент и

т.д. Долговые обязательства в натуральной форме- ссуда продуктами с

возвращением с прибавкой.

Статья 53: Ссуда в треть куны берется лишь два раза, после лишь

возвращение денег, если три раза- теряет право на получение долга с

должника.

Распространение закупа - смерд, прибегнувший к ссуде и отрабатывающий

свой долг в хозяйстве заимодавца. "Устав о закупах"- ряд статей в "Правде

Русской".

Закуп превращается в полного холопа при бегстве или в случае кражи на

стороне, штраф за которую платил господин. Можно отлучаться от господина в

поисках заработка. Имеет право обращаться в суд с жалобой на господина.

Статьи "Устава о закупах" историки связывают с восстанием в 1113 году.

"Устав о холопах". Условия для превращения в раба:

- купля холопа при свидетелях, хотя бы за пол-гривны и отдача денег

при самом холопе;

- женитьба на рабе без всякого условия (если с условиями, то на тех

правах, на которых было условлено);

- поступление на тиуны (домашнюю челядь) или ключники без условия;

- закуп, ушедший от господина и не доказавший, что ходил искать управы

на хозяина.

Нельзя обращать в холопство ни за прокорм, ни за предметы домашнего

обихода. Если, не дослужив до срока, работник хочет уйти, не ставить ему

это в вину, только пусть возвратит хозяину деньги. Уголовная

ответственность за оказание помощи беглому холопу и вознаграждение за

поимку беглеца.

В.О.Ключевский считал, что "Правда Русская" есть по существу "уложение

о капитале". "Капитал,- писал он,- служит предметом особенно напряженного

внимания для законодателя; самый труд, т.е. личность человека

рассматривается как орудие капитала, можно сказать, что капитал- это самая

привилегированная особа в "Правде Русской"." В "Правде Русской" изложена

политика Киевского государства.

"Приметим,- пишет Карамзин,- что древние свободные Россияне не терпели

никаких телесных наказаний, виновник платил или жизнью или вольностью, или

деньгами - они изъявляют какое-то удивительное , кратки, грубы, но достойны

людей твердых и великодушных, которые боялись рабства больше, чем смерти".

ДВОРЯНСКИЕ ПРОЕКТЫ И.ПЕРЕСВЕТОВА (XVI в.)

Скудные сведения о личности Ивана Семеновича Пересветова черпаются из

его же сочинений. Свой род он возводил к Иноку Пересвету, павшему в битве

на Куликовском поле. И.Пересветов, будучи подданным польского короля, с

разрешения последнего находился на "дворянской службе" у угорского

(венгерского) короля, у короля чешского, у молдавского господаря Петра.

В конце 30-х годов XVI века "Ивашко Семенов сын Пересветова" прибыл из

Литвы в Москву "желая служить московскому государю". Пересветов был принят

на службу и получил от царя поместье ("двор"). Поместье оказалося "пусто",

средства из других стран были истрачены, от "обид и волокиты" сильных

людей, он очутился в большой нужде "и бос, и пеш". Не раз пытался

обратиться к царю с просьбой оказать ему помощь. Дальнейшая судьба

неизвестна.

Написал ряд небольших произведений предназначенных для Ивана IV:

"Сказание о царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-

султане", "Предсказания философов и докторов", две челобитные (1546-1549

гг.).

Сочинения имеют оригинальную форму: критика существующих порядков и

предложения необходимых реформ ведутся не от имени автора, а в форме "речей

и писаний" мудрых людей и правителей. Критикует Византию и политику

Константина, при которой Константинополь был завоеван турками. Необходимые,

разумные, с точки зрения Пересветова мероприятия рекомендуются им в форме

положительной оценки политики турецкого султана Мухаммеда II, завоевателя

Константинополя и "мудрых речей" этого султана, воеводы Петра (молдавского

господаря), философов и докторов.

Идеолог дворянства. Основная идея - ослабление бояр, усиление царской

власти, опора на дворян, "воинников".

1. Господство "вельмож". "Вельможи русского царя сами богатеют и

ленивеют, царство оскужают, и тем самым они слуги ему называются, что

цветно, и конно, и людно выезжают на службу его (царя), а крепко за веру

христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем

богу лгут и государю". Правление вельмож, их произвол, обогащение- главная

причина гибели Византии.

2. Царь не должен давать воли вельможам, быть надо грозным, ибо без

грозы нельзя держать царства. Вельможи, которые приблизились к царю не

мудростью своей, не воинской заслугой "подобит огнем жещи и иные лютые

смерти им давати, чтобы зла не множилось".

3. Необходимость иметь большое и сильное войско, опираться на

"воинников", служивых дворян. "Воинниками царь силен и славен".

"Воина держати, как сокола чередити (лелеять) и всегды ему сердце

веселити, а ни в чем ему кручины не допускати". Царь должен приближать к

себе и возвышать людей не по их родовитости, а по их личным достоинствам,

по их заслугам, хотя бы эти люди были незнатного происхождения.

(Исторический процесс централизации государства --> усиление

самодержавия --> усиление государства, его вмешательство в экономическую

жизнь страны. Ослабление крупных дворян- феодалов, как причины феодальной

войны. Создание нового класса для опоры- "воинников"- дворян.)

4. Устранение управления через наместников. Замена неправдивого,

продажного суда наместников- честными царскими судьями с казенным

жалованием. Пример Магмет-салтана, который "велел со всего царства все

доходы себе в казну имати, а никому ни в котором граде наместничества не

дал вельможам своим, для того, чтобы не прельщалися неправдою судити, и

оброчил вельмож своих из казны своей, кто чего достоин и дал суд во все

царство, и велел присуд имати себе в казну, для того, чтобы судьи не

прельщалися и неправды бы не судили".

Предложения Пересветова отвечали потребностям русского феодального

централизованного государства. Всего лишь через несколько лет, "кормления"

в России были отменены.

5. О купечестве, торговле - узко дворянские интересы. Оградить

"воинников" от алчности купцов, установить государственную регламентацию

цен на товары. В Царьграде - " оскуднели и обнищели, а мытари богатели",

"суд был неправеден, а торговля - нечиста".

У Магмет-салтана: "великую правду в царство свое ввел, и купцем куплею

уставил". "Цена была бы всему уставлена", "по цареву указу".

6. Против рабства-холопства.

О рабстве: "бог сотворил человека самовластно и самому себе повелел

быть владыкою, а не рабом", "кто записывает людей в работу вовеки,

прельщают, дъяволу угождают".

О холопстве: Царь должен иметь сильное войско. Холопы служат вельможам.

Холоп не может быть храбрым воином. "В котором царстве люди порабощены, и в

том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо

человек срама не боится, а чести не добывает, хотя силен или не силен, и

речет так: однако если холоп, иного имени мне не прибудет".

Пересветов советует сжечь кабальные книги. Царским судебником 1550

года, было запрещено превращать дворян в холопов.

7. Внешняя политика. Предложение (совет) покорить Казанское царство.

"Землица весьма угодная", подобная "подрайской земле угодьем великим". Эта

часть программы Ивана Семеновича Пересветова вскоре получила свое

осуществление: после завоевания казанского царства земли его были разданы

русским помещикам.

Это теоретическое обоснование той политики, что вскоре начал

осуществлять Иван Грозный.

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО CРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Европы

происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием

мануфактур. Великие географические открытия ускорили этот процесс, сделав

торговлю всемирной. Средневековый купец вырвался на просторы океана и

освободился от всякого рода ограничений. Жестокое ограбление колоний

ускорило накопление капитала. Аграрный переворот в Англии XVI века, создал

благоприятную обстановку для развития капитализма, концентрации капитала,

лишение средств производства основной массы населения, возникновение

мануфактур. Начинается период буржуазных революций, появляется класс

работающих богачей, взявших на себя функции управления. XVI-XVII века стали

эпохой перехода феодализма к капитализму, и были насыщены всевозможными

противоречивыми чертами: сохранение феодальных поместий с их барщинами и

оброками, наличие городов с торговлей и промышленными цехами, зависимые

крестьяне и свободные горожане, аристократы и буржуа, лишенные средств

существования бывшие крестьяне, церковь, сохранение королевской власти и

первые ограниченные монархии. Все эти противоречия и отражаются в

экономической мысли позднего средневековья.

Выделяются два основных направления, отражающие новые исторические

условия:

1. Меркантилизм (от итальянского мерканто - торговля), который пытается

решить проблемы первоначального накопления капитала, и объясняет, что

удачнее всего это получается у купеческо-торгового капитала.

2. Социальные утопии, пытающиеся найти новые пути экономического

развития и выражающие интересы обезземеливаемого в процессе развития

капитализма крестьянства.

СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ

Специфический признак утопии заключается в ее умозрительности, отрыве

от реальности, неосуществимости теми путями, которые предлагают авторы

проектов. "Утопос" - с греческого "несуществующее место".

Социальные утопии выражают протест народных масс против умирающего

феодализма и нарастающего капитализма; дело в том, что и тот и другой

доставляли страдание. Пережитки крепостничества и деспотический абсолютизм

душили крестьян, а капитализм, приходящий на смену старому строю, означал

обезземеливание, экспроприацию. Как бездомный и безземельный бродяга он

пополнял ряды наемных рабочих на мануфактурах, становящейся для них

капиталистической каторгой, поэтому утопии носили и антифеодальный и

антикапиталистический характер, на щит вновь поднимается идея общины.

Классической страной зарождения капитализма становится Англия. В связи

с развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в

сырье, что повлекло рост овцеводства. В стране шло массовое превращение

пашен в пастбища. Милорды расширили практику "огораживания"- захвата и

огораживания общинных земель, в которые входили исконные крестьянские

наделы. Пострадали и крестьяне - копигольдеры, люди лично свободные, но

владевшие землей по "копиям" временно, по средневековым документам,

продление которых полностью зависело от лендлорда. Такое огромное число

крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно

развивающаяся промышленность не могла обеспечить их занятость.

Одновременно английское государство установило так называемые законы о

бродяжничестве, которые получили в истории название "кровавого

законодательства". Королевские акты устанавливали для рабочих мануфактур

крайне низкую зарплату и лишали их возможности искать других условий найма.

Всякий кто по тогдашним законам признавался "бродягой", подвергался

истязаниям, членовредительским наказаниям, клеймению, а при повторении -

смертной казни.

В таких условиях возникает утопическое учение, основоположником

которого стал Томас Мор. Он происходит из зажиточной семьи потомственных

горожан Лондона. Две возможные даты рождения: 6 февраля 1477 г. или 7

февраля 1478 года. Стал видным королевским судьей, получил прекрасное

университетское образование, знаток античной литературы и философии, в 1259

году стал лорд-канцлером. В 1535 году Мор казнен по ложному обвинению в

государственной измене.

Главным творением Томаса Мора стала его "Весьма полезная, а также

занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.