бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курс лекций и семинаров История России: 1861-1995 гг.

индское + хетское + эллинское

западное

православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее,

Японии)

православное христианское (основное) + дальневосточное (основное)

иранское

арабское = индуистское

мексиканское

юкатанское

вавилонское.

Эти общества ничего не объединяет, кроме лишь того, что они

предстают как “интеллигибельные поля исторического исследования”,

образуя род, вбирая в себя 21 общество одного вида. Общества этого вида

принято называть “цивилизациями”, чтобы отличать их от “примитивных

обществ”. Известных примитивных обществ значительно больше,

приблизительно 650 таких обществ.

Тезис о “единстве цивилизации” является ложной концепцией, весьма

популярной среди западных историков. Тезис об унификации мира на базе

западной экономической системы как закономерном итоге единого и

непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим

искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора.

Подобный взгляд на современный мир следует ограничить только

экономическими и политическими аспектами социальной жизни, но никак не

распространять его на культуру, которая не только глубже первых двух

слоёв, но и фундаментальнее.

Они попросту игнорируют истории других цивилизаций, если те не

вписываются в их общую концепцию, опуская их как полу варварские, или

“разлагавшиеся”, или, относя их к Востоку, который фактически исключался

из цивилизации.

Православное христианство, по этой версии, зародившись, служило

оплотом западного общества в борьбе с Востоком. Исчерпав свои функции,

нарост этот атрофировался и исчез, подобно тому, как у головастика

отваливаются жабры и хвост на стадии превращения его в лягушку. Что же

касается трёх других не западных цивилизаций - исламской, индуистской,

дальневосточной, - они вообще отвергаются как “туземные” по отношению

к колеснице западного общества.

В сравнении с периодом жизни отдельного индивида период жизни

цивилизации столь огромен, что нельзя и надеяться измерить его кривую,

пока не окажешься на достаточном удалении. А получить эту перспективу

можно только исследуя умершее общество. Историк никогда не сможет

освободиться от того общества, в котором живёт. Брать на себя смелость

утверждать, что ныне существующее общество - итог человеческой истории,

значит, настаивать на правильности вывода, исключив возможность его

проверки.

Цивилизации ещё очень молоды. Если возраст человечества равняется

приблизительно 300 тыс. лет, то возраст цивилизаций равен менее чем 2%

данного отрезка. На этой временной шкале жизни все выявленные нами

цивилизации распределяются не более чем в три поколения обществ и

сосредоточены в пределах менее пятой части времени всей жизни

Человечества. С философской точки зрения жизнь их протекает в одно и то

же время.

Стоит ли, преодолев заблуждение относительно уникальности своей

цивилизации, вновь впадать в старый грех, настаивая, что одна цивилизация

может быть значимее другой? Ценность, подобно времени, относительна.

Чтобы построить для сравнения оценочную шкалу, которая была бы в

известной степени абсолютной, необходимо сравнивать цивилизации не только

друг с другом с учётом конечной целевой установки каждой, но и с

примитивными обществами, необходимо определить, сколь далеко они

продвинулись в достижении своей и общей цели и насколько отстоят от

наиболее низкого уровня, достигнутого примитивными обществами. Лишь

осуществив эти измерения, можно будет говорить о значимости каждой

отдельной цивилизации, и попытаться установить высшую точку развития их,

поскольку цивилизации представляют собой не статические формации, а

динамические образования эволюционного типа. Они не только не могут

пребывать в состоянии покоя, но не могут и произвольно менять

направление, как если бы они двигались по улице с односторонним

движением.

Если провести эмпирическое исследование фактов человеческой жизни,

отражённых в истории цивилизаций, то обнаружится регулярность и

повторяемость их, что открывает возможность использовать для анализа

сравнительный метод.

Приступая к исследованию генезиса цивилизаций, подумаем, с чего

начать?: с мутации примитивных обществ в независимые цивилизации или с

появления родственно связанных цивилизаций. Второй способ возникновения

цивилизаций встречается в истории чаще и будущее, по нашему мнению,

принадлежит ему. Однако мутация приводит к гораздо большим изменениям.

Глубина мутации примитивного общества, становящегося цивилизацией,

отражена в различиях между двумя видами обществ. Они не в наличии или

отсутствии институтов, ибо институты, будучи регуляторами межличностных

отношений, представляют собой атрибуты всего рода, а, следовательно могут

быть обнаружены в обществах обоих видов.

Не представляется возможностей провести различие между цивилизациями

и примитивными обществами на основании разделения труда, потому что

рудименты процесса разделения труда можно заметить и у примитивных

обществ.

Дополнением или противоположностью разделения труда является

социальное подражание, или мимесис, что можно определить и как

приобщение через имитацию к социальным ценностям. Мимесис - общая черта

социальной жизни. В примитивных обществах мимесис ориентирован на

старшее поколение и на уже умерших предков, авторитет которых

поддерживается старейшинами, в свою очередь, обеспечивая влияние и

престиж власти. В обществе, где мимесис направлен в прошлое, господствует

обычай, потому такое общество статично. В цивилизациях мимесис

ориентирован на творческих личностей, которые оказываются

первооткрывателями на пути к общечеловеческой цели. В обществе, где

мимесис направлен в будущее, обычай увядает, и общество динамично

устремляется по пути изменений и роста.

Динамичное движение характерно для цивилизаций, тогда как статичное

состояние свойственно примитивным обществам. Начав с мутаций,

преобразовавших примитивные общества в цивилизации, мы обнаружили процесс

перехода от статичного состояния к динамичной деятельности. Эта же

формула характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации -

через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее

существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее

меньшинство такого рода обществ статично и отделение пролетариата

представляет собой динамичную реакцию именно на эту статичность, что, в

конечном счёте оказывается главным условием возникновения нового

общества.

Негативный фактор - сила инерции, воплощённая в обычае, хорошо

объясняет задержку человечества на примитивном уровне приблизительно на

300 тыс. лет. Однако почему же примерно 6000 лет назад некоторые индивиды

направили свои усилия на то, чтобы преодолеть эту инерцию?

Эту неизвестную силу мы исследуем, определив её пока как позитивный

фактор.

Введённый нами закон камня на камне не оставляет от того ошибочного

предположения, что какой-то особый расовый признак определённой части

человечества послужил тем позитивным фактором, который на протяжении

последних 6000 лет мобилизовал человечество. Генезис цивилизации требует

творческих усилий более чем одной расы.

Фактор Среды может рассматриваться как положительный фактор,

обусловивший появление цивилизаций. Гипотеза, согласно которой

своеобразие православного христианства - продукт русских лесов, рек и

зимы, может быть опровергнута указанием на то, что аналогичные условия не

породили цивилизации в Канаде. Причина генезиса цивилизаций кроется не в

единственном факторе, а в комбинации нескольких.

Общество в своём жизненном процессе сталкивается с рядом проблем и

каждая из них есть вызов. Функция “внешнего фактора” заключается в том,

чтобы превратить внутренний творческий импульс в постоянный стимул,

способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций.

Если в качестве примера внешнего фактора взять климатические и

географические условия, то мы обнаружим, что наше утверждение

согласуется со словами Хантингтона: «Относительно частые шторма и

продолжительные ежегодные циклоны, очевидно, были характерны для тех

мест, где цивилизации достигли высокого уровня развития».

Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории,

были сделаны дельтами рек - Нила, Иордана, Тигра, Евфрата. В нильской

долине ответом стал генезис египетской цивилизации, в долине Тигра и

Евфрата - шумерской. По окончании ледникового периода афразийская

территория стала испытывать сильные климатические изменения, что привело

к иссушению земель. Процесс иссушения - вызов, ответом на который стало

возникновение цивилизаций. Общины охотников и собирателей афроазиатской

саваны, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего

образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые

изменили свой образ жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно

ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками

Афразийской степи.

Те же общины, что не переменили своего образа жизни, но, следуя за

циклонным поясом, движущимся на север, оказались помимо своей воли перед

другим вызовом — вызовом северного холода—, и сумели дать ответ; между

тем общины, ушедшие от засухи на юг, в пояс муссонов, попали под

усыпляющее влияние тропического климата. Наконец, были общины, которые

ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая

двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих

примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и

шумерскую цивилизации. Строптивость природы была покорена трудом

человека.

Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию.

Традиционное мнение, согласно которому благоприятные климатические и

географические условия, безусловно способствуют общественному развитию,

оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что

слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к

природе, прекращение всякого роста. Цивилизации существуют благодаря

постоянным усилиям человека.

Стимулы роста цивилизации можно разделить на два основных вида:

стимулы природной Среды и стимулы человеческого окружения. Среди

стимулов природной Среды можно выделить стимул “бесплодной земли”, “новой

земли”, “суровых стран”, “новых земель”, особый стимул “заморской

эмиграции”, “ударов”, “давлений”.

21 развитая цивилизация и 4 неродившихся (дальнезападная,

христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, сирийская) не

исчерпывают списка цивилизаций. Продолжив исследование, мы обнаружим

третий класс цивилизаций - примеры обществ, которые родились, но были

остановлены в своём развитии. Таких обществ можно назвать полдесятка.

Среди цивилизаций, родившихся в результате ответа на вызов природной

Среды - и полинезийцы, и эскимосы, и кочевники. А среди цивилизаций,

родившихся в результате ответов на вызовы социального окружения -

некоторые специфические общины типа османов в православно-христианском

мире, или спартанцев в эллинском мире, ответ которых был интенсивен, но

не продолжителен в силу чрезмерной суровости этих вызовов.

Все задержанные цивилизации потерпели фиаско, пытаясь преодолеть

возникшие препятствия рывком. Неподвижность - их неизменное состояние,

пока они живы. В конце концов, они гибнут, либо потому, что

отважились всё-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в

неудобной позе.

Рост цивилизации по своей природе является поступательным движением.

Цивилизации развиваются благодаря прорыву, который влечёт их от вызова

через ответ к дальнейшему вызову, от дифференциации через интеграцию и

снова к дифференциации. Этот процесс не имеет пространственных координат,

ибо прогресс, который мы называем ростом, представляет кумулятивное

поступательное движение, и кумулятивный характер его проявляется как во

внутреннем, так и во внешнем аспектах. В макрокосме рост проявляется как

прогрессивное и кумулятивное овладение внешним миром, в микрокосме - как

прогрессивная и кумулятивная внутренняя само детерминация и

самоорганизация.

Прогрессивное и кумулятивное завоевание человеческого окружения

напрямую связано с территориальной экспансией, направленной от

географического центра цивилизации к периферии, но это ни в коей мере не

может считаться правомерным показателем роста цивилизации. Единственным

социальным последствием территориальной экспансии можно считать

ретардацию, или замедление роста. Территориальные завоевания приводят не

к росту, а к распаду.

Ветвь православно-христианского общества в России обладает схожими

историческими чертами. В этом случае также имел место перенос власти из

центра, который самобытная православная культура создала в бассейне

Днепра в Киеве, в новую область, завоёванную русскими лесными жителями

из варварских финских племён в бассейне Верхней Волги. Перенос центра

тяжести с Днепра на Волгу - из Киева во Владимир - сопровождался

социальным надломом. Социальный спад и здесь оказался ценой

территориальной экспансии. Московское государство сумело объединить

разрозненные русские княжества под единой властью универсального

государства (условной датой создания российского универсального

государства можно считать 1478 г., когда был покорён Новгород),

экспансия русского православного христианства продолжалась с

беспрецедентной интенсивностью и в невиданных масштабах. Московитам

потребовалось менее столетия, чтобы распространить свою власть и культуру

на Северную Азию. К 1552 г. восточная граница русского мира пролегала в

бассейне Волги западнее Казани. К 1638 г. граница была продвинута до

Охотского моря. Но и в этом случае территориальная экспансия

сопровождалась не ростом, а упадком. Милитаризм является наиболее общей и

распространённой причиной надломов цивилизации.

Эмпирический обзор показывает, что не существует какого-либо

соответствия между прогрессом в области техники и прогрессом в развитии

цивилизации в целом. Железный меч, равно как и стальной танк, подводная

лодка, бомбардировщик или любая другая машина уничтожения может быть

символом победы, но не символом культуры.

По мере роста всё меньше и меньше возникает вызовов, идущих из

внешней Среды, и всё больше и больше появляется вызовов, рождённых внутри

действующей системы или личности.

Растущие цивилизации отличаются от примитивных обществ поступательным

движением за счёт творческого меньшинства. Характерным типом индивида,

действия которого превращают примитивное общество в цивилизацию является

сильная личность, “гений”, “медиум”, “сверхчеловек”, но в растущем

обществе представители этого типа всегда находятся в меньшинстве. Они

лишь дрожжи в общем котле человечества. Подтягивание нетворческого

большинства растущего общества до уровня творческих пионеров на практике

решается благодаря свободному мимесису. Если в примитивном обществе

мимесис сориентирован на старшее поколение и на образы предков, то в

обществах растущих образцом для подражания, эталоном становится

творческая личность, лидер, прокладывающий новый путь.

Догматически твердить вслед за Шпенглером, что каждому обществу

предопределён срок существования, столь же глупо, как и требовать, чтобы

каждая пьеса состояла из одинакового числа тактов.

А теперь обратимся к ещё одной гипотезе предопределения, согласно

которой цивилизации следуют одна за другой по закону природы, заданному

космосом в бесконечно повторяющемся цикле чередований рождения и смерти.

Применение теории циклов к истории человечества было естественным

следствием сенсационного астрономического открытия, сделанного в

вавилонском мире в конце третьего тыс. до н.э. Открытие это сводилось к

тому, что три астрономических цикла - смена дня и ночи, лунный месячный

цикл и солнечный годовой - есть проявления космической взаимосвязи,

значительно более широкой, чем солнечная система. Из этого проистекало,

что вегетационный цикл, полностью определяемый солнцем, имеет свой аналог

в космическом чередовании рождений и смерти.

Индуистские мыслители развили циклическую теорию времени, цикл стал

наззываться “кальпе” и был равен 4320 млн. земных лет. Кальпа разделена

на 14 периодов, по истечении каждого из которых Вселенная возрождается.

По этой теории мы находимся в седьмом из 14 периодов нынешней кальпы.

Каждый период подразделяется на 71 Большой промежуток, а каждая из этих

частей разделена на 4 Юги, или периода времени. Юги содержат

соответственно 4800 , 3600, 2400, 1200 божественных лет (один

божественный год равен 360 земным годам). Мы в настоящее время находимся

в четвёртой из Юг, когда мир полон зла и несправедливости, и таким

образом конец мира сравнительно недалёк.

Мы не можем принять циклическую версию предопределения как высший

закон человеческой истории; цивилизации, которых уже нет, не являются

“жертвами судьбы”, а посему живая цивилизация, как, например, западная

не может быть априори приговорённой к повторению пути цивилизаций, уже

потерпевших крушение. Божественная искра творческой силы заложена внутри

нас, и если ниспослана нам благодать возжечь из неё пламя, то звёзды не

могут повлиять на стремление человека к своей цели.

По мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и

распада, а не роста. Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда

войн ведёт к надлому, который, усиливаясь, переходит в распад. Война

может стимулировать развитие техники, а значит, способствует углублению

наших знаний о законах материального мира. Поскольку уровень

человеческого процветания обычно оценивают по масштабам власти и

богатства, часто случается так, что уже познанные главы истории

трагического общественного упадка в обыденном народном сознании

воспринимаются как периоды изумительного взлёта и процветания. Однако

рано или поздно заблуждения проходят. Прозрение наступает, когда

общество, неизлечимо больное, начинает войну против самого себя. Эта

война поглощает ресурсы, истощает жизненные силы. Общество начинает

пожирать самого себя.

В движении распада такты - это всего лишь повторяющиеся

представления одной и той же пьесы. Вызов, на который даётся успешный

ответ, порождает новый вызов, на который вновь следует успешный ответ и

так до надлома - формула прогрессирующего роста. Формулой же для

прогрессирующего распада будет следующее заключение: “Вызов, на который

даётся безуспешный ответ, порождает другую попытку, столь же

безуспешную, и т.д., вплоть до полного уничтожения”. В истории падения

любой цивилизации можно уловить ритм распада, имеющий, по меньшей мере,

полтора такта. За спадом, который начинается в момент надлома, следует

оживление, что совпадает с моментом основания универсального государства.

Однако и этот процесс завершается в свою очередь надломом, знаменующим

начало нового спада, за которым уже не наступит оживления, но последует

окончательный распад.

Универсальное государство возникает после, а не до надлома

цивилизации. Универсальные государства - продукт доминирующих меньшинств,

то есть тех социальных групп, которые когда-то обладали творческой силой,

но затем утратили её. Универсальные государства - симптомы социального

распада, однако, это одновременно попытка взять его под контроль,

предотвратив падение в пропасть.

Наблюдатель, который может оценить ситуацию со стороны, ясно видит,

что универсальные государства находятся в состоянии агонии. Сами жители

универсального государства неизбежно воспринимают свою страну не как

пещеру в мрачной пустыне, а как землю обетованную, как цель

исторического прогресса. Очень многие становятся жертвами этой странной

галлюцинации.

А. Д. Тойнби. Постижение истории.—М.:1991.С.20,38,4--41,80-

81,83,86,87-89,94-95,100,104,108,113,114-140,181-182,214,217,218, 220-

222, 228-234, 250,260-261, 295,298, 300, 335, 475-500.

А. Тойнби. Цивилизации перед судом истории. 1948 г.

Существуют различные цивилизации, которые соприкасаются и

сталкиваются, и из этих столкновений рождаются общества иного вида:

высшие религии. И это не предел поля исторического исследования, ибо ни

одна из высших религий не может быть познана в границах лишь нашего

мира. Земная история высших религий есть лишь один из аспектов жизни

Царствия Небесного, в котором наш мир является лишь малой провинцией.

Если мы проведём эмпирический сравнительный анализ путей, которыми

погибшие цивилизации проходили от стадии надлома до стадии распада, мы

найдём определённую степень единообразия.

Нормальная модель социальной дезинтеграции представляет собой раскол

разрушающегося общества на непокорный бунтарский субстрат и всё менее и

менее влиятельное правящее меньшинство. Процесс разрушения не проходит

ровно: от мятежа к объединению и снова к мятежу. В период предпоследнего

объединения правящему меньшинству удаётся приостановить на время

фатальное саморазрушение общества при помощи создания универсального

государства. В рамках универсального государства под властью правящего

меньшинства пролетариат создаёт вселенскую Церковь. И после очередного,

последнего мятежа, во время которого дезинтеграция окончательно

завершается, эта Церковь способна сохраниться и стать той куколкой, из

которой, спустя время, возникает новая цивилизация.

Эти явления хорошо знакомы по примерам из греко-римской истории,

таким как “Римский Мир” и “Христианская Церковь”. Установление Августом

Римского Мира вернуло, как казалось тогда, греко-римский мир на прочную

основу. Но объединение, достигнутое Августом, оказалось не более, чем

передышкой. Империя в 3-м веке христианской веры потерпела крах, а в 5

и 6-м веках - разрушилась до основания. Истинный выигрыш от этого

временного мира получила лишь Христианская Церковь. Вначале стимулом для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.