бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура средневековой Европы

Культура средневековой Европы

Тема:

Культура средневековой Европы.

Древнерусская литература: семь веков.

Русская литература насчитывает почти тысячелетнюю историю. Это

одна из Старейших литератур Европы. Её начальный, или древ-нейший,

период длился более семи столетий, с 11 по 17 век, и имел

специфические черты, присущие средневековью, выражавшиеся,

прежде всего, в мировоззренческой основе литературы и её рукопис- ном

характере.

Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с расп-

ространением христианства и славянской письменности. Христианст- во –

письменная религия. Возникновение и развитие письменности

обусловлено потребностью в изложении и распространении христи-

анского вероучения. С одной стороны, переводная литература дала

толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой - её

возникновение было в значительной степени подготовлено высо- ким

уровнем развития устного народно – поэтического словесного

творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в отличие от фольклора,

литература формировалась иным типом мышления, на иной эстети- ческой

основе. Фольклор – результат творчества широких народных масс. Его

среда обетования была гораздо шире среды обетования ли- тературы.

Литература – продукт деятельности не всей, а только обра- зованной

части общества.

Как область умственной деятельности, средневековая литература

тесным образом была связана с философско – мировоззренческими

представлениями писателей, выражая их прямо или отражая опосре-

дованно. Для древнерусской литературы эта связь была тем более

сильна, что в средневековый период художественный метод отраже- ния

бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от на- учно –

познавательного метода по причине синкретизма средневеко- вого

личностного и общественного сознания. В результате развитие

литературы было тесным образом связано с развитием философско-

мировоззренческой мысли Древней Руси. При периодизации литера- турного

процесса необходимо не только исходить из смены и взаимо- отношений

исторических событий и эпох, но и учитывать процесс развития

мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей свя- зи этих двух

процессов. В этой связи необходимо рассмотреть фило- софско –

мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17 вв., отражение

взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур- ного процесса

средневековья.

Миры видимый и невидимый в сознании книжно – образованных людей 10

– 13 вв., к которым относились и писатели, составляют сот- ворённую

Богом Вселенную. В центре неё находится сам Творец. От- туда взирает он

на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания,

из глубины иконы, отразили иконописцы в обрат- ной перспективе икон.

Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был

последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое,

как бы «замыкает» икону. Благодаря обрат- ной перспективе на человека

обращён идущий из глубины иконы взг- ляд Создателя.

«Что есть человек, что ты знаешь о нём?» - этими словами из

Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке, о смысле жизни в

«Поучении» детям киевский князь Владимир Мономах (1053-1125).

Проблема человека в древнерусской литературе, на всём её семисот-

летнем протяжении, остаётся центральной. И весь путь её можно

обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения мироздания и

определения места человека в нём, до постижения в 16 – 17 веках

самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира и характе- ра.;

от духовности к душевности.

В 11 веке человек представлялся как малый мир, «микрокосмос»,-

подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной. «Сотворил Бог

человека, как бы некий второй мир: малый – в великом», - говорит

Иоанн Дамаскин.

Как и весь окружающий его мир, человек – божественное творе-

ние. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая окружаю- щий

мир, человек убеждался в величии Творца. А человек – подобие Творца,

вершина его творения, и тем он возвышается над сотворён- ным видимым

миром.

Мир устроен волею Бога, и его движение изначально предопреде- лено.

Отсюда – провиденциализм в истории: события жизни не взаи- мосвязаны

между собой, каждое из них происходит повелением свы- ше. Такой взгляд

на историю отразился в крупнейшем историческом сочинении Киевской

Руси – «Повести временных лет» - первом оте- чественном летописном

своде, составленном около1113 года монома- хом Киево – Печерского

монастыря Нестором.

В основу «Повести» легли русские летописные своды 11 в. и ви-

зантийские хроники, тексты Священного писания и народные преда- ния и

легенды, рассказы очевидцев и личные впечатления составите- лей.

«Повесть» включила в себя разнообразные литературные жанры: от

кратких погодных записей, повестей, поучений, притч, преданий до

легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.

Следует отметить, что историческая тематика занимает в древне-

русской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых до- шедших

до нас историософском сочинении русского митрополита Илариона

«Слове о Законе и Благодати», написанном между 1037 и 1051 годами,

сделана удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в

контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта

тема получила своё дальнейшее развитие.

Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг. была богата самыми

разнообразными по темам и жанрам произведениями. Период 11 – 13 веков

очень плодовит в жанрообразовательном плане. Древняя Русь быстро

усвоила жанровую систему, привнесённую переводной, преж- де всего,

церковной литературой, и стала формировать свою собствен- ную. Конечно

же, жанры церковной литературы занимали в древне- русской

письменности этого периода ведущее место, однако заметно и

значительное развитие жанров мирской литературы.

В мирской литературе на протяжении многих столетий доминиро- вала

историческая тематика, а среди жанров – историческая повесть, во

многих своих разновидностях: воинской повести, историческом

сказании, повести о княжеских преступлениях и других. Некоторые из них

входили в состав летописей, как изумительная по мастерству опи- сания

«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского», помещён- ная в

«Повесть временных лет» под 1099 годом. Некоторые бытовали

самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Ря- зани

Батыем» - и позднее включались в сборники или своды.

«Слово о полку Игореве» - самая крупная жемчужина древнерус- ской

словесности. Окружающие его произведения только оттеняют его

достоинство. «Слово» Даниила Заточника впервые поставило проблему

интеллектуального служения князю, превосходства ума над физической

силой.

К середине 13 века уже сложилась определённая иерархическая

система жанров в Древней Руси. В церковной литературе высшую ие-

рархическую ступень занимали Евангелия, затем следовали книги

апостолов, Апокалипсис, жития святых. В светской литературе доми-

нировал жанр летописей, затем шли княжеские жизнеописания, исто-

рические повести, слова, послания и так далее.

Во второй половине 13 века начинался новый этап в истории древ-

нерусской литературы. Начался он переходным периодом, длившимся почти

столетие. В его продолжение в уже устоявшейся мировоззрен- ческой

системе появляются представления, которые вышли за рамки этой системы

и, в конечном итоге, её значительно изменили. Символ, как средство

раскрытия смысла, обретения истины, уступил место ре- алиям.

Накапливаемый практический опыт дал толчок познаватель- ному

мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к из- менению в

14 – 16 столетиях мировоззренческой системы. Общий взгляд на

мироздание, всеобщую историю, сменился в этот период конкретным

взглядом на русскую историю, её отдельные события и остановился,

наконец, на человеке.

Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писате- лей

и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.

Постепенно, к концу 16 века, обратную перспективу вытесняет

привычная для нас линейная перспектива. Изограф взглянул на мир

глазами обыкновенного человека. В результате значительных измене- ний в

мировоззрении, в центре внимания литературы оказался чело- век.

Возник интерес к личности, к поступкам, чувствам и мыслям че- ловека,

отразившийся в исторической литературе и возникновении в 15 веке

оригинальных бытовых повестей. В произведениях появилась личностная

оценка писателя происходящих событий. Наряду с офици- альной

государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный

взгляд на историю и личности.

Конечно, 16 век нельзя сравнивать ещё с 19 веком, с расцветом

глубоко психологической русской прозы, но всё же к концу 16 века

наметился существенный поворот во взглядах на человека. Причина этих

перемен – в возросшем интересе к знаниям. В 14 – 16 столетиях

переводится разнообразная средневековая научная литература, разви-

ваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный интерес к

своему историческому прошлому. Появляется осознание неповтори- мости эпох

и событий, ценности человеческой личности.

Интерес к личности привёл к усилению и обогащению личностно- го

начала в литературе. Стали выражаться различные мнения по по- воду тех

или иных явлений русской жизни, всё более отчётливо стали проявляться

особенности индивидуального стиля писателя.

Не случайно в этот период появляются первые профессиональные

писатели, которые наряду со своей основной деятельностью профес-

сионально занимались и литературой. Так, Киприан был митрополи- том,

Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.

Расширение кругозора, стремление пополнить географические

знания способствовали появлению произведений о путешествиях.

Конец 15 века и век 16 – это расцвет публицистики в древнерус-

ской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических произ-

ведениях.

17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые пред-

ставления Древней Руси, и сказываются они, прежде всего, в секуля-

ризации мировоззрения: отделении религиозного начала от мирского.

Появляются новые виды литературы – драматургия и силлабическое

стихотворство.

Одна из важнейших заслуг 17 века в развитии литературы – от-

крытие характера. У персонажей лучших светских повестей 17 века уже

показано сложное переплетение добрых и плохих черт, возникает

представление о характере и его формировании под воздействием

обстоятельств и влиянием других персонажей, количество которых в

повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее место в

литературе 17 века.

Литература подошла к новому периоду в своей истории.

Средневековая живопись.

Живопись – важное средство художественного отражения и ис-

толкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрите- лей,

обладает существенным социальным содержанием и разнообраз- ными

идеологическими функциями.

Развитие западноевропейской живописи тесно связано с научны- ми

открытиями и общим расширением кругозора. Великие географи- ческие

открытия, переворот в мировоззрении людей, связанный с сис- темой

Коперника, обогатили сознание людей. В Голландии, началь- ный период

развития натюрморта нашёл своё отражение в творчестве Бальтазара ван дер

Аста, картины которого демонстрируют радость нового постижения

красоты природы. В композициях замечательных живописцев Питера Класа

(1597 или 1598 – 1661) и Виллема Класа Хеды (ок. 1594 – ок. 1680),

изображённые в картинах предметы объе- диняются, важным фактором

становится свет, падающий на предме- ты.

Ощущение вещественности предметов, их жизненного естества,

умение извлекать из сочетаний предметов действенные, характеризу- ют

творчество замечательного мастера Франсуа Рейкхалса, оказавше- го

значительное влияние на двух крупнейших мастеров голландской живописи

Абрахама ван Бейерена и Виллема Калфа. Абрахам ван Бей- ерен был

художником страстного кипучего темперамента, ищущим, стремящимся

передать в искусстве свою напряжённую жизнь.

Крупнейшим мастером натюрморта является фламандский живо- писец

Франс Снейдерс (1579–1657). В зрелый период своего творчест- ва он

создаёт монументальные декоративные полотна, в которых изображает

груды битой дичи, фруктов, овощей, цветов. Мощь, изо- билие природы,

яркая, жизнеутверждающая сила материи прославля- ются Снейдерсом в

его многочисленных, огромных по размеру ком- позициях, предназначенных

для украшения дворцов фламандских вельмож.

Изображения отдельных предметов, несущие в себе как символи-

ческое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих порт- ретах

кисти таких итальянских художников, как Венето, Морони, Лот- то,

Бронзино.

Ростки испанского натюрморта можно найти в творчестве Фран- сиско

Сурбарана (1598 –1664). Его картина «Детство Богоматери», где образ

юной Марии трактован столь живо и лирично, даёт нам яркое

представление о том, как испанский художник не только виртуозно

передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них наделяет боль- шим

духовным смыслом.

К числу наиболее ярких представителей немецкого искусства 17 в.

принадлежит Георг Флегель, художник, предметы в картинах которо- го

обладают свойством вступать в непосредственный контакт со зри- телем.

Говоря о живописи, нельзя не упомянуть Леонардо да Винчи

(1452 –1519) - итальянского живописца, скульптора, архитектора, учё-

инженера. Сочетая разработку новых средств художественного языка с

теоретическими обобщениями, он создал образ человека, отвечаю- щий

гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Гуманисти- ческий

идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (Джоконда).

Микеланджело Буонарротти (1475 – 1564) – итальянский скульп- тор,

живописец, архитектор, поэт . Он с наибольшей силой выразил глубоко

человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а

так же трагические ощущения кризиса гуманистичес- кого миропонимания в

период Позднего Возрождения. Монументаль- ность, пластичность и

драматизм образов, преклонение перед челове- ческой красотой появились

уже в ранних произведениях.

К Великим живописцам средневековья так же относятся Рафаэль

Санти и Рембрандт Харменс ван Рейн. Рафаэль Санти (1483 –1520)-

итальянский живописец и архитектор – с классической ясностью и

возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие иде- алы

Возрождения. Его ранние произведения проникнуты изяществом и мягким

лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических

сил прославил в росписях комнат Ватикана, достигнув безупречного

чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и

величественных архитектурных фонов. В портретах создал идеальный тип

человека Возрождения. Проектировал собор святого Петра, строил

капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель По- поло в Риме.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 69) – голландский живопи- сец,

рисовальщик, офортист. Его новаторское искусство отличается

демократизмом и жизненностью образов. Сочетая глубину психоло-

гической характеристики с исключительным мастерством живописи,

основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч. групповые и

мифологические сцены. К 1660-м годам относятся наиболее слож- ные по

психологической структуре религиозные и исторические ком- позиции.

Широкая, свободная живопись Рембрандта приобретает

пространственную глубину, светотень выступает как средство раскры- тия

психологических коллизий.

Важнейший вклад в развитие средневековой культуры внёс анг-

лийский драматург и поэт Уильям Шекспир (1564 – 1616) – крупней- ший

гуманист эпохи Позднего Возрождения. В творчестве Шекспира отразились

социальные противоречия, предшествовавшие Английс- кой революции

17 века. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверж- дающим началом:

«Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта» и

т. д. В исторических хрониках запечатлён кризис феодальной системы.

Шекспировский канон включает 37 драм. Глубокий лиризм и поэтичная

образность присущи как поэмам и «Со- нетам», так и драмам (написанным

преимущественно белым стих- хом), отличающимся проникновенным знанием

характеров и страстей. Масштаб событий у Шекспира делает личные драмы

героев явлени- ями государственного и общественного значения.

Изображение харак- теров во всей их многогранности и движении –

важнейший вклад Шекспира в развитие человеческой культуры.

Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном, совершив- ший

переворот в естествознании, отказавшись от принятого в тече- ние

многих веков учении о центральном положении Земли, объяснив видимые

движения небесных светил вращением планеты вокруг оси и обращением её

вокруг Солнца.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский учёный, один из ос-

нователей точного естествознания – всю свою жизнь боролся против

схоластики, считая основой познания опыт. Заложил основы совре-

менной механики, построил первый телескоп. Активно защищал гели-

оцентрическую систему мира Коперника, за что был подвергнут суду

инквизиции.

Надо сказать, что в средние века большинство учёных подверга-

лось гонениям со стороны инквизиции – судебно – полицейского уч-

реждения для борьбы с ересями. Учёный, который опровергал учения церкви,

считался еретиком и обычно приговаривался к сожжению. Примером

тому может служить судьба итальянского философа – пан- теиста и поэта

Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего концеп- цию о бесконечности и

беслисленном множестве миров Вселенной.

Работы Исаака Ньютона (1643 – 1727) – английского математика,

механика, астронома и физика – надолго определили пути развития

физики и математики. Значительная часть классической механики на- долго

сохранилась в виде, созданном Ньютоном. Закон всемирного тя- готения

постепенно осознавался как единый принцип, позволяющий строить

совершенную теорию движения небесных тел. Созданный им матемачический

анализ открыл новую эпоху в математике.

Трудно представить, какой была бы современная жизнь без гениев

средневековья, людей, которые не смотря на протесты церкви, про-

возглашали свет Высокой культуры. Об этих людях, известных нам со

школьной скамьи, можно написать очень много.

Используемая литература: А. Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской

литературе»

Анатолий

Томилин «Рассказы об электричестве»

«Советский

Энциклопедический словарь»

М.

Шахнович «Тайны Прометея»

«Энциклопедический словарь математика»

Журнал

«Огонёк» 1987 года.

-----------------------

[pic]


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.