бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Руси (Времен XII века)

Культура Руси (Времен XII века)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ 3

КУЛЬТУРА НАРОДА 3

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА 3

СУЩЕСТВОВАНИЕ ДВУХ ВЕР ХРИСТИАНСТВА И ЯЗЫЧЕСТВА 3

РОЛЬ ЦЕРКВИ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 4

МИФОЛОГИЯ СЛАВЯН: ЯЗЫЧЕСТВО 4

Важнейшие представления славян 4

Основные обычаи 4

Божества 4

Календарные обряды и праздники 5

Масленица 5

Весенние праздники 5

Ярилин день 5

День Ивана Купалы 6

Сбор урожая 6

РЕМЕСЛО ДРЕВНИХ СЛАВЯН 6

ДЕРЕВЕНСКОЕ РЕМЕСЛО 6

Кузнечное дело 6

Ювелирное дело 7

- Литье 7

- Производство проволоки 8

Гончарное дело 8

- Клейма на днищах сосудов 9

Домашнее производство 9

- Плотничьи работы 9

- обработка кожаной обуви и мехов 9

- изготовление тканей и нитей 9

Городское ремесло 9

Ювелирное дело 9

- чеканка 10

- Чернь и эмаль 10

- Обработка кожи. 11

- Обработка камня 11

- Стекло 12

Быт народа 12

Жилище: изба 12

- отопление 12

Внутренняя обстановка жилища: мебель 12

- освещение 13

- материал 13

- пояса 13

- пуговицы 13

- зимняя одежда 13

- одежда горожан 13

НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 13

Письменность, грамотность, образование 13

До принятия Христианства 13

После принятия Христианства 14

- обучение грамотности 14

- распространение грамотности 14

Литература. Устное народное творчество. 14

- первые книги 15

- библия 15

- Первые русские книги 15

- основные произведения 15

Летописи 16

Архитектура 16

Особенности 16

Живопись, скульптура, музыка 16

Общие черты 16

- церковное искусство 16

Музыка 17

ЛИТЕРАТУРА 17

ВСТУПЛЕНИЕ

Как порой сложно бывает выбрать нужную тему для реферата! Чтобы хорошо

написать его, необходимо выбрать подходящую тему. Я выбрал тему (Культура

Руси( из списка не сразу. В первый момент мне понравилась тема (Битвы(, но

я довольно быстро от нее отказался, поскольку за историю человечества

столько много людей было убито, столько много материальных и культурных

ценностей было разрушено. Даже после последних террактов и продолжающихся

до сих пор войн мы мало уделяем внимания культуре и с каждым годом только и

узнаем о изобретении нового оружия, которое призвано убивать и разрушать

ещё больше. Да и общество, в котором мы живем, довольно агрессивно, люди

черствы и бессовестны. В своем реферате я хочу показать, что даже во

времена войн, в нашей стране кто-то строил, рисовал, изобретал, открывал

новые законы природы.

КУЛЬТУРА НАРОДА

Культура народа является частью его истории. Развитие культуры тесно

связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на

становление и развитие хозяйства страны, политической и духовной жизни

общества. В понятие культуры входит, все, что создано умом, талантом,

рукоделием народа, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир,

природу, человеческое бытие и на человеческие отношения. В общей культуре

Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, других

восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь

обменивалась навыками, вела торговлю, воевала и мирилась.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное

влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из

наиболее развитых государств. Таким образом, культура Руси складывалась под

влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Но Русь не

просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но

применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков

народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о

прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не

только с влияниями извне, но и с их порой значительной духовной

переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.

Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах,

которые сами по себе являлись центрами культуры, то сельское население было

в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами

исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном

темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным

культурным новшествам.

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

Долгие годы русская культура: устное народное творчество, искусство,

архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием

языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства

положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то,

чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и

представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

СУЩЕСТВОВАНИЕ ДВУХ ВЕР ХРИСТИАНСТВА И ЯЗЫЧЕСТВА

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру,

особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития

грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были

теснейшим образом связаны с жизнью церкви, так и не смогло преодолеть

народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось

двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество,

которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси,

особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности.

Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни

общества. Языческие духовные традиции, оказывали глубокое воздействие на

все развитие русской культуры раннего средневековья. И не случайно, что

вершина духовного достижения Древней Руси - (Слово о полку Игореве( все

пронизано языческими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.

РОЛЬ ЦЕРКВИ В РАЗВИТИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Однозначного ответа на вопрос о влиянии церкви на культурно-исторический

процесс, об оценке ее культурной деятельности быть не может. С одной

стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры

(письменность, архитектура, живопись и др.), используя арсенал их средств

для пропаганды религиозной идеологии. С другой, подчинение этих сфер

культуры интересам церкви, установление строжайшего контроля и

регламентации в конечном счете сковывали развитие. Оценка роли церкви в

развитии культуры должна быть конкретно исторической, она не может быть

одинаковой и однозначной по отношению к разным периодам.

Столь значительное место, которое занимала религия в древнерусской

культуре, не приводило, к полному и безраздельному господству церкви в этой

сфере жизни общества.

МИФОЛОГИЯ СЛАВЯН: ЯЗЫЧЕСТВО

Важнейшие представления славян

Применительно к истории Древней Руси язычеством называются религиозные

верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства.

Мифологическое повествование - основа важнейших представлений славянского

язычества: о чудесном обустройстве мира необыкновенными существами -

богами; о божественном присутствии в природе, о человеческой судьбе и

общественных делах; об иерархии богов, которая мыслилась прежде всего как

семейное соподчинение младшего поколения богов старшему; о постоянном

сверхъестественном движении форм жизни - в потусторонний мир и обратно.

Наконец, в ткань язычества красной нитью была вплетена мифологическая идея

дуализма - все (и природа, и человеческое естество) пронизано борьбой

светлых, добрых и темных, злых начал.

Мифологические образы богов составляли пантеон - божественное сообщество.

Славянин-язычник свято верил в реальность существования своих богов. Одно

старинное сказание сохранило слова князя Владимира, обращенные к варягу

Олаву: "Прошу тебя почитать богов и укрощать себя перед ними покорностью;

опасаюсь, что они прольют на тебя ужас своего бурного гнева и жестокости".

Боги, как и предки из своей обители, зорко следили за порядком в мире,

выступали гарантом соблюдения обычаев древнего общества. Из мифологических

олицетворении темных сил язычество формировало полчища демонов - нечисть.

Открытые древнему человеку в виде религиозного знания, мифы воспринимались

в культурах прошлого как священные повествования. Священный ореол вокруг

важнейших мифов поддерживался еще и тем, что многие мифы имели своим прямым

продолжение ритуал, священнодействие, разыгрывающее сюжет мифа.

Основные обычаи

Повсеместно распространялся обычай сожжения покойников и возведения над

погребальными кострами больших земляных насыпей - курганов. Вера в

загробный мир проявлялась в том, что вместе с покойниками клали вещи,

оружие, пищу, а на могилах ежегодно устраивались поминки в честь священных

предков. Для защиты от злых сил (упырей, леших, злыдней) употреблялись

амулеты из волчьих и медвежьих зубов, применялись словестные заговоры,

вносились магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть - все эти

события в жизни человека сопровождались заклинательными обрядами.

Божества

Главными божествами славян являлись: божество вселенной - Род, божество

солнца - Даждь, бог скота - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы - Перун.

Кроме того, существовало множество мелких божеств.

Священным считался домашний очаг или печь, как символ семьи. Огню

молились под овином. В деревнях стояли идолы, изображавшие божества,

которым (всем миром( приносили жертвы. Богов угощали специально

откормленными баранами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами

участвовали в съедении жертвенных животных.

Почитались священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого племени

существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо

торжественные праздники или для решения важных дел.

Календарные обряды и праздники

Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с

земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими

олицетворениями природных сил.

Колядование

Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало

по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда

колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, желали

хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По

требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была

жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда

коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому

стилю). Колядованием начинались зимние святки - древний славянский праздник

начала Нового года, длившийся с 25 декабря по 6 января (по старому стилю).

В чем его суть? Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли,

возрождение природы. Древние земледельцы, неразрывно связанные своим трудом

с природой, верили, что, соединяя усилия многих людей в обрядовом действе,

они могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно их

мировоззрению, - две части одного целого, а обряд - средство сообщения

между ними. Обязательные святочные игры, веселые забавы, обильная еда и

хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную энергию, которая, по их

убеждению, сливалась с возникающей энергией плодородия, удваивая ее. Другая

сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому хотелось узнать, каков будет

год: урожайным ли, обильным ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось,

что открытое по святочному гаданию обязательно сбудется.

Масленица

В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу.

Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником

этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они

символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к

древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись масляными блинами,

над толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение конца зимы и начала

сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела,

разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи

Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы -

чучело сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали.

Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была

теперь успокоиться до следующего года.

Весенние праздники

К весенним обрядам заранее готовились: вышивали полотенца с изображениями

богини плодородия. Не обходились весенние обряды и без расписанных яиц.

Традиция расписывать яйца весной - одна из древнейших, среди сохранившихся

доныне. Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что длительное

время (примерно с Х века) держался обычай пользоваться специально

изготовленными керамическими разукрашенными яйцами - писанками. Считалось,

что раскрашенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойствами: им

можно исцелить больного или даже потушить пожар, случившийся от удара

молнии.

Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеленые святки". Они

приходились на конец мая - июнь (в разных местностях назначали свой срок).

Для землепашца это время критическое - все, что мог, он на полях сделал,

брошенное зерно дало всходы, теперь все зависело от природы, а значит, от

прихоти управляющих природными стихиями существ.

Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам и озерам, источникам

благодатной утренней росы. А душа - к русалкам, властительницам водоемов. И

ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней, но и орошения

полей живительной влагой, способствующей колошению хлебов.

Русальные ритуальные хороводы и песни сопровождались ударами бубна, резкими

звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники

приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое буйство

должно было привлечь внимание русалок и выманить их из омутов.

Ярилин день

Добрый урожай зависел не только от умеренного орошения, но и от

солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых святок" были два "огненных",

солнечных праздника - Ярилин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала

(24 июня по старому стилю).

Ярило был богом восходящего(весеннего) солнца, богом любви, богом

производителем и покровителем животных, производителем растений, богом силы

и храбрости.

День Ивана Купалы

Купала - божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во

время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола.

Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно

поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный

цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов.

Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад

считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись

ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких

простаках.

Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания "живого огня"

начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные

костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился

взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела

высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.

Сбор урожая

Следующий виток аграрных календарных праздников и обрядов приурочен ко

времени сбора урожаев и началу его переработки. Особенно значительными

были: праздник "первых плодов" (начало августа); чествование Рода, когда

хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего лета", с конца августа до

середины сентября); начало прядения льна (октябрь).

РЕМЕСЛО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Русские ремесленники X - XIII веков сделали свой большой вклад в развитие

культуры древней Руси. В тысячах кузниц по Днепру, по Волге и Оке ковали

плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили оружие, а в ювелирных

мастерских создавалось тончайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота,

украшенное филигранью, чеканкой и не выцветающей эмалью.

История древнерусского ремесла рассматривается по двум разделам: в первый

вошли материалы по деревенскому ремеслу, а во второй - по ремеслу

городскому. Многие технические приемы, известные городу XI - XII веках,

деревне известны не были; многие типы вещей бытовали только в городе или

только в деревне.

ДЕРЕВЕНСКОЕ РЕМЕСЛО

Кузнечное дело

С ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми

ремесленниками-специалистами, именно их народ окружил сотнями различных

легенд и поверий: "кузнец - колдун, хитрец" находился под покровительством

русского Гефеста или бога Сварога в языческой мифологии, он мог не только

выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы,

ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно

кузнец является победителем дракона - Змея-Горыныча, которого он

приковывает за язык. В своем деле кузнецы использовали руду, которая

содержала от 18 до 40 % железа. Железо получали небольшими частями,

достаточными лишь для изготовления: ножей, долот, стрел, серпов и других

сравнительно небольших предметов. Ко времени формирования славянских

племенных союзов и началу образования Киевского государства

металлургическое дело насчитывало уже полутора тысячелетний опыт.

Появились специальные горны, вынесенные за пределы землянок, а варка и

ковка железа стала делом особых мастеров. Весь процесс изготовления

металлических вещей распадался на следующие стадии: 1) добыча руды; 2)

предварительная обработка; 3) плавка руды ("варка железа"); 4) горячая

ковка для получения желаемых изделий.

Чаще всего руда залегает на дне рек и озер; ее разведывают острым шестом

или железным щупом, а добывают черпаками с длинной рукоятью с плотов или

лодок.

Полученная руда промывалась, затем приносилась в поселок и подвергалась

предварительной обработке, заключавшейся в дроблении ее, в легком обжиге,

способствовавшем процессу восстановления окислов железа. Самым сложным и

ответственным делом являлась выплавка железа из руды.

Последняя стадия - проковка подводит нас вплотную к следующему этапу

обработки металла - к кузнечному делу. Техника ручной ковки очень мало

изменилась со времени домонгольской Руси. Подлинных древних кузниц известно

много. В тех случаях, когда их обнаруживали, они оказывались или у самого

вала, на краю городища, или даже выносились за пределы вала. Для

разогревания железа кузнецу необходим был горн с хорошо налаженным

дутьем(на основе меха). Для извлечения раскаленного металла из горна и для

держания его на наковальне служили клещи (иногда их называют "изымало" - от

глагола "изымать", вытаскивать).

Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью, их форма различна: одни

из них приспособлены для вытаскивания и держания небольших предметов,

другие имеют специальные крючки на концах для держания широких и массивных

вещей и больший размах захватывающей части клещей. Раскаленное добела

железо клалось на наковальню и подвергалось ковке.

Ковка производилась огромным молотом. В зависимости от назначения, молоты

были различного веса и формы - от тяжелых и массивных молотов у подручного

кузнеца - молотобойца до небольших молотков, которыми кузнец орудовал сам,

или непосредственно ударял по железу, или подставлял свой молоток на место,

требующее удара, а по молотку бил своим тяжелым молотом подручный.

Кузнецам удавалось выковать железные лопатки с длинными железными же

рукоятками до 1 м длиной; расплющивать ковкое железо (при изготовлении

сковород) они могли до 30 см в поперечнике. Различались технические приемы

ковки.

К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно отнести нож, гвозди,

серпы, косы, долота, плужные ножи, шилья, кочерги, лопаты и сковороды. Все

эти плоские предметы не требовали специальных приемов и могли быть

изготовлены и без подручного кузнеца.

Ко второй группе надо отнести вещи, требовавшие сварки, например: цепи,

дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, огнива,

светцы, остроги. Следующим техническим приемом было применение рубила для

разрубания железа. Этот прием мог быть применен только при совместной

работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами

раскаленный кусок железа, что при больших размерах тогдашних наковален было

нелегко, во-вторых, держать и направлять рубило, в-третьих, бить по рубилу

молотком. Зубило применялось при выработке мотыг, кос, петель дверей.

Наиболее сложным было изготовление топоров, молотков и замков. Древние

русские кузнецы изготовляли иногда и винты, но делали их не нарезкой, а

путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся винты

значительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом кузнечного

искусства являлись замки.

В деревенских кузницах XI - XIII веков работало по два кузнеца, один в

качестве основного мастера, другой - подручным. Они обслуживали все нужды

ближайших поселков. Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает

почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для постройки дома,

сельского хозяйства, охоты и даже для обороны.

Ювелирное дело

Наряду с железными изделиями найдено множество бронзовых, медных и

серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании

ремесленников-ювелиров.

Судя по данным XII - XIII веков, коваль и ювелир совмещались в одном

лице. Изготовление украшений, равно как и целый ряд других отраслей

русского ремесла, к сожалению, не имеет разработанной истории для этой

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.