бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Казахстана в XVIII-XX веках

тюрских народов: но преждевременная кончина Чокана лишила нас этихнадежд.Он

умер от чахотки, недостигнув и 30-летнего возраста».

Научное наследие Ч. Валиханова охватывает широкий круг проблем Казахстана

и других народов, в решении каждой и них проявился его могучий научный

талант.

Во второй половине XIX— начале XX в. научная жизнь казахского общества

обогатилась творениями М.-С. К. Бабажанова, К. Халиди, М. Чорманова, А.

Байтурсынова и др.

Выпускник Оренбургского кадетского корпуса М.-С. К. Бабажанов опубликовал

ряд историко-этнографических статей, посвященных проблемам коневодства,

лечебных свойств кумыса, религиозных представлений казахов, памятников

истории. Главным произведением К. Халиди, родившегося в Аягузе, является

«Тауарих хамса», опубликованная в 1910 году казанским издательством

«Урнэк». В нем содержится анализ исторического прошлого пяти народов

Востока — уйгуров, узбеков, казахов, монголов, китайцев.

Широко образованным человеком для своего времени был Ш. Кудайбердыев. Он

знал несколько восточных языков, работал в библиотеке и архивах Стамбула и

Парижа. Круг его научных интересов охватывал вопросы истории, философии,

музыки, литературы, религии. Исторические взгляды Ш. Кудайбердыева наиболее

полное выражение нашли в книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов и

ханских династий», увидевший свет в 1911 г. В книге систематизированы

основные сведения о родах Среднего жуза, династии ханов и тюркских народов

Азии.

Ш. Кудайбердыев высоко ценил роль науки, знание в жизни общества и

человека. Он избирался членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского

отдела Русского географического общества, совершил хадж в Мекку.

Целая полоса истории казахской культуры, науки и народного образования

связана с именем А. Байтурсынова. Родился он в ауле № 5 Тосынской волости

Тургайского уезда. В 1886—1891 гг. обучался в двухклассном русско-казахском

училище, в 1891—1895 гг. — в Оренбургской учительской семинарии. Годы учебы

были сопряжены с многочисленными трудностями, материальными лишениями.

Педагогическую деятельности Байтурсынов начал и аульных школах, затем

продолжил б двухклассных училищах Актюби некого, Кустцнаи-ского и

Каркаралинского уездов. Как педагог и просветитель Байтурсынов глубоко

переживал невежество народа. Именно в приобщении к образованию, науке,

культуре видел он путь к свободе народа. За участие в составлении петиции

царю каркаралинской группой казахской интеллигенции Ахмет Байтурсынов,

работавший заведующим Каркаралинским двухклассным училищем, был арестован

(июль 1909 г.) вместе со своими единомышленниками. Восемь месяцев без суда

и следствия находился в Семипалатинской тюрьме. После освобождения ему

разрешили проживание только за пределами Казахстана, что приравнивалось к

ссылке. Как за политически неблагонадежным за Байтурсыновым был установлен

полицейский надзор.

С марта 1910 г. вплодь до Октябрьской революции Байтурсынов жил в

Оренбурге.

В 1900 г. в Петербурге вышла в свет его книга «Кырык мысал» (Сорок басен)

— басни И. Крылова в переводе на казахский язык и несколько собственных

произведений, написанных в том же духе. В 1911 г. в Оренбурге вышла вторая

книга «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается вопросами реформы

казахского алфавита, педагогики, методики, обучения и др. С 1913г.

Байтурсынов стал редактором газеты «Казах». Статьи Байтурсынова по вопросам

просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием

казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию.

С июля 1917 г. газета «Казах» становится официальным органом партии

«Алаш», идеи и программу которой поддерживала значительная часть

дореволюционной казахской интеллигенции.

А. Байтурсынов — один из первых среди казахских мыслителей определил

значение и место Абая как поэта, философа, ученого. Призывал широко

проанализировать духовное наследие и идеи «главного поэта казахского

народа». В образованности и культуре он видел решающий фактор социального

прогресса. Для того, чтобы школьное образование было на должной высоте,

считал он, нужны три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение

учащихся соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка

высококвалифицированных учителей.

Имя Байтурсынова приобрело широкую известность задолго до революции. Оно

олицетворяло просвещенную часть казахского общества.

Наука дооктябрьского Казахстана, хотя и достигла, определенных

результатов, не вошла в жизнь и быт широких слоев населения.

Многие ее направления находились на стадии зарождения. На рубеже XIX—XX

вв. научная мысль казахского общества испытывала тяжести колониального

края, отсталых общественных отношений.

§ 3. Художественная культура. Печать.

Художественная культура дореволюционного Казахстана вобрала в себя как

новации, рожденные колониальной эксплуатацией, так и традиционные черты,

свойственные патриархально-феодальному

строю. Наиболее выразительными составляющими ее были литература и музыка.

Религиозные догмы и запреты сильно задержали развитие изобразительного

искусства и театральной культуры.

Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и

письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов,

дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц,

загадок и т. д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в.

отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием

обычаев, традиций, языкаакыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара

Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

Основоположникам казахской письменной литературы является А. Кунанбаев.Он

родился (1845—1904) в Чингисских горах Семипалатинской области в семье

старшины тобыктинского рода. Получил первоначальное образование дома, у

наемного муллы. Абай затем был направлен в медресе Семипалатинского имама

Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его

в аул и начал постепенно готовить к судебной и будущей административной

деятельности главы рода. Абай постиг приемы ведения словесных турниров, в

которых главным оружием служило отточенное красноречие, остроумие и

находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками

существовавшего обычного права казахов. В течение двадцати лет Абай, уже

зрелый человек, изучал народное поэтическое творчество, восточных поэтов и

русскую классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое

стихотворение «Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической

деятельности.

Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По

его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное

отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое

общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек

должен вносить в это свою посильную лепту. Поэтому Абай призывал всех

людей, желающих быть в ряду разумных: «Раз в день, или раз в неделю, или

хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в

жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму».

Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают

«разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая.

Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай

Кунанбаев видел прежде всего в труде, как средстве достижения и расцвета

материальных и духовных благ общества.

В результате колониальной политики царизма и усиления феодального гнета

во второй половине XIX в. шло очень быстрое обнищание народных масс,

разорение казахского крестьянства. Все больше казахов пополняло массы

безработных. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай призывал их не

чуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к бездс-лию.

Человеческий характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе с

трудностями, в их преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа,

хотя и понимал, что при современных условиях общественной жизни народные

массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда.

В обличительных стихотворениях Абай вскрывал антагонистические

противоречия между большинством трудящихся и господствующим меньшинством.

Демократические позиции Абая определяли и его отношения к деятельности

старшин и биев. Хотя права биев и урезались царизмом, но в их руках была

сосредоточена значительная судебная власть, а казахское крестьянство, в

большинстве, имело дело с ними. Решения биев по многим вопросам отражали

интересы царской администрации.

Пользуясь темнотой населения, его невежеством, бии всячески стремились

извлечь пользу, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы.

Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих

близких и учениках он больше всего ценил бескорыстную преданность народу и

защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне

Абдрахмане, Абай, перечислял достоинства его (смелость, искренность,

благородство и жажду знаний), отмечал, что он «был защитником бедняков, был

за честь и правду борцом».

Противоречия современного общества отразились в отношении Абая к

духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присущи

справедливость и любовь», он в то же время видел, что служители веры в

Казахстане — муллы — были людьми, далекими от справедливости и чести.

Большинство из них покупали свое звание и рассматривали его как источник

наживы. Видя, что среди казахов многие не знают даже намаз, не говоря о

других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов

истинными мусульманами». Его отношение к мусульманскому духовенству

созвучно с высказываниями Чокана Валиханова, который называл поборников

религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не

ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий,

направленных на исправление этой несправедливости.

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономической

основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с

развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три рычага развития экономики

являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по

его мнению, и должны ориентироваться народные массы.

Хотя большинство населения в Казахстане продолжало заниматься

скотоводством, Абай связывал дальнейшее экономическое развитие с

расширением и улучшением земледелия, так как оно меньше подвержено

случайностям, зависящим от климатических условий казахской степи.

Определяя значение и место ремесла в экономическом развитии общества,

Абай говорил: «Необходимо учиться ремеслу», потому что «ремесло всегда

остается в руках, и ремесленник, продающий без

обмана то, что он сделал своими руками, — лучший из казахов». В то же время

он не мог не видеть, сколько препятствий стояло на пути честных

ремесленников при сбыте изготовленных им товаров. Большим злом были

алыпсатары — перекупщики, разъезжавшие по степ и и по дешевке скупавшие у

ремесленников их изделия. Алыпсатары возникали с развитием товаро-денежных

отношений.

Неотъемлемой частью процветания экономики Казахстана, по мнению Абая,

является дальнейшее развитие и раширение торговли. Он с глубоким уважением

говорил об узбекских торговцах. Много товаров покупали у них и казахи, в

обмен, главным ооразом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средство

общения между народами, стимул развития производительных сил общества,

поэтому был активным пропагандистом дальнейшего ее расцвета в Казахстане. С

демократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянно

искал пути прогрессивного развития общества, но подходил к проблеме с

просветительских позиций, считая, что дело могут изменить честные,

заинтересованные в деятельности на благо народа правители.

Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами

большинства народных масс Абай не сумел, не мог он до конца выяснить и

взаимозависимость общества, закона и личности, хотя верил в справедливость

закона.

Большим злом на пути к благоденствию Абай считал взяточничество и

корыстолюбие судей, невежественность мулл, видя основную силу, способную

преодолеть это зло, в науке и просвещении.

Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям

выразилось в обличении им пороков казахского общества, связанных, в первую

очередь, с невежеством и темнотой.

Изучая жизнь казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить его

пороки можно только сообща. И хотя каждый человек сам хозяин своей судьбы,

но есть судьбы народов в целом. Жить вне общества или быть лучше его

невозможно.

У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими

народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался

при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. Его возумущало

стремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливое

отношение к другим народам. Видя, что казахам нет причин кичиться перед

другими народами, он постоянно и умело находил у других народов качества,

характеризующие их с выгодной стороны. Уважая другие народы, Абай призывал

казахов к общению с ними.

Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он был

убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться

основные движущие силы общества — наука, передовые идеи, культура, и

настанет всенародное благоденствие.

В начале XX в. опубликовали свои первые произведения С. Сейфуллин, И.

Жансугуров, Б. Майлин, А. Ауэзов, ставшие впоследствии основоположниками

казахской литературы советского периода.

XIX — начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культуры

казахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова,

Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас созда-.ч1 бессмертные кюи. Вся казахская

степь пела песни Биржан сала, Ахан сэре. Mi хита, Абая, Балуан шолака, Жаяу

Мусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество народных композиторов отражало

горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы,

заключало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатляло рост

социальной напряженности в обществе, желание простыхлюдей жить в мире и

благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай»

было посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужили

причиной создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Гакку» Ибрая

стала своеобразным гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению

академика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусы

отличались насыщенностью элементами европейской музыкальной культуры.

В XIX в. началось зарождение казахской прессы. 28 апреля 1870 г. вышел

первый номер газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась на казахском и

узбекском языках. На ее страницах печатались материалы о Чокане Валиханове,

восстании казахов Мангыстау 1870 г. и других событиях.

В 1911 г. увидел свет первый казахский журнал «Айкап», за четыре года

существования которого вышли 88 номеров. В 1913—1918 гг. издавалась газета

«Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все стороны жизни общества. Они

выступали за переход казахов к оседлому образу жизни и овладение

земледельческой культурой, в то же время, не отрицая значения и места

кочевничества, смело поднимали женский и национальный вопросы,

распространяли медицинские, агрономические знания, поддержали идею созыва

Всеказахского съезда.

Расширялось издание книг казахских авторов. В Петербурге, Казани,

Оренбурге, Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, ЧоканаВалиханова,

Ибрая Алтынсарина,АхметаБайтурсынова, Ми-рякуба Дулатова, Абубакира Диваева

и многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана типография

«Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся на выпуске книг на казахском

языке. До Октябрьской революции на казахском языке было издано

приблизительно 700 названий книг (не считая переизданий).

Таким образом, перемены охватили все стороны культурной жизни казахского

общества.

Однако не все духовные ценности и достижения культуры доходили до народа.

Сказывались массовая неграмотность населения, малочисленность культурно-

просветительных учреждений, колониальная политика царизма.

§ 4. Материальная культура казахов. Обычаи и обряды

Жилище казахского народа — замечательный памятник материальной культуры.

Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь величиной и конструкцией. В

летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянных

теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборное

жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова (

деревянная решетка), сферического купола — «шанрак», радиально

расположенных

жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей

кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100—120 кв. м. 12,-

15,-18 — канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в.

Каждая решетка (кереге) состоит из 36 планок — «саганак», изогнутых

посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой

квадратной сеткой — «тор коз» и тонких планок крупной сеткой —«жел коз».

Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема.

Двустворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи

обкладывалась циновками из тростника — шымши. Поверх циновок каркас юрты

покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от

шанырака до низа свода— узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом

веревками и узорными лентами — бсльдеу. Свод юрты украшался подвесными

ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из

разноцветных шерстяных нитей.

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты,

предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым

убранством. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов,

покрывались белыми войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были

свадебные юрты — отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера.

Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже на

лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады и другие

подсобные помещения.

Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся

для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным

жилищем был шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и

покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй»,

состоявшие из трех-четырех решеток — кереге и уыков.

Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные

жилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей

разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты — ошак — служил местом приготовления пищи и обогрева в

холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты — тор — для

гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага».

Направо от входа располагались утварь и посуда, слева — конская сбруя.

Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской —

шымылдык.

Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов,

изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные

ковры текемет, войлочные ковры с аппликациями — сырмык, менее — тканые

ковры клем. Существовало два вид а ковров—безворсовые —такыр клем —и

ворсовые—тукти клем. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные

аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз».

Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлочных коробках

(шабдан), ковровых сумках (коржын), состоящих из двух равных карманов и

соединяющих их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были

сундуки. Деревянные предметы — подставки — (жук аяк), коробы для продуктов

(ке^еже) (адалба-кан) украшались художественной резьбой.

Во многих районах Казахстана были распространены постоянные жилища из

дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их

называли «агаш уй», «жер уй», «кирпиш уй». Площадь дома зависела от

материального состояния хозяина и состава семьи, но в целом оно было

максимально приспособлено к кочевому образу жизни.

В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с

этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда

изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха.

Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров,

мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из

меха пушных зверей назывались «ишик» и различались по покрытию: меховая

шуба, покрытая шелком — бас тон, синим сукном — кок тон, парчой — барша

тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребячьих— жаргак тон. Из козьих

шкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, и шили шубы

«кылка жаргак».

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В

XV—XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов —

кебенек и халат из тонкого белого войлока

— каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен — длинный плащ из

верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был

халат — шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и

распашного халата, женской — из туникообразного платья (койлек) и

безрукавки (женсиз камзол). Для приготовления женской одежды использовались

хлопчатобумажные и шелковые ткани, бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее

старинный и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого

войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с

широкими, загнутыми наверх полями

— аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки борик, круглые по форме с

высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки

— треухи назывались «тымак».

Борик девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина.

Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшат борик», вышитые

золотом — «алтын борик», украшенные кораллами — «калмаржан борик». Летние

легкие шапочки из бархата или парчи — «такия» — украшались пучками перьев,

вышивкой серебром и золотом.

Из женских головных уборов наиболее оригинальным был свадебный убор

саукеле — высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебряными

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.