бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культурная революция 30-х годов

Быстро возрастает количество вузов. Преимуществом при приеме пользуются

представители "неэксплуататорских классов" – пролетариат и "трудовое"

крестьянство.

Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными

трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком

преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или

изгнаны из страны как "буржуазный элемент". Решить проблему призван был

Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее

качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным действием

масштабной демократизации образования, которую невозможно было провести без

некоторой потери качества.

Школа стала могучим идеологическим оружием в руках большевистского

государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из

которых были исключены не только дисциплины, прямо противоречащие характеру

установившегося политического режима (такие как Закон Божий), но и

философия, история, на волне революционного максимализма также отнесенные к

"пережиткам". Вместо них были введены предметы, призванные сформировать

марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение у широких масс

учащейся молодежи: исторический материализм, экономическая политика

диктатуры пролетариата и пр.

Важную роль в становлении новой советской культуры сыграли экстренные

меры, предпринятые советским правительством по сохранению культурного

наследия прошлого, которое, будучи связано в сознании "революционных масс"

с бытом "господствующего класса", подчас подвергалось бессмысленному

варварскому истреблению (например, крестьяне сожгли усадьбу А. А. Блока

Шахматово вместе с прекрасной библиотекой). Были приняты декреты об охране

библиотек, музеев, художественных галерей, дворцов и усадеб. Ценой огромных

усилий в условиях гражданской войны и повсеместной разрухи удалось

сохранить большое количество памятников истории и культуры, хотя очень

многое было утрачено.

Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения

грамотности, была реформа правописания, проведенная в 1918 г. О

необходимости проведения такой реформы много говорили еще до революции.

Более того, была проведена подготовительная работа, которая, однако, из-за

противодействия сторонников традиционной орфографии не была завершена

реальными преобразованиями. После революции, когда пафос кардинальных

перемен охватил все стороны жизни общества, реформа правописания пришлась

как нельзя к стати. Из алфавита были исключены буквы i, ?,?, ?,

употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими

обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов,

оканчивавшихся на согласные.

Советское и партийное руководство понимало необходимость сохранения и

развития научного потенциала страны. Видным ученым, особенно представителям

естественнонаучных дисциплин, лояльным к новой власти, предоставлялись

условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое

вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали исследования,

начатые еще до революции, сотрудничали с государством, помогая

ликвидировать последствия гражданской войны и оккупации. Один из

основоположников русской научной школы физиологов растений, член-

корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автор

фундаментальных трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был

депутатом Моссовета. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла

деятельность академика ВАСХНИЛ И. В. Мичурина, селекционера, автора более

чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные

авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный аэрогидродинамический

институт (ЦАГИ). Создателями его были Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.

Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником

современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по

инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт

полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую

деятельность П. Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института

физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).

Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К.

Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев;

изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф. А. Цандер; биогеохимик,

автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.

Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями

Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современного учения о

биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ

(Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов

– физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН

СССР.

Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла

Петербургская академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем

в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-

исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала

30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.

Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших

в области гуманитарных и общественных наук. В силу их неразрывной связи с

идеологией и политикой, сотрудничество государства с учеными-немарксистами

в этой области было затруднено. Многие из них оказались за границей

(историк, организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве,

социолог и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ Н. А.

Бердяев и многие, многие другие). Видную роль в отечественной гуманитарной

науке стали играть те ученые, которые еще до революции придерживались

марксистских взглядов. Среди них наиболее заметной является фигура М. И.

Покровского, историка и политического деятеля. Покровский был участником

Октябрьской революции, с 1918 г. заместителем наркома просвещения,

руководителем Коммунистической академии, Института красной профессуры и т.

д. и т. п. Вместе с тем он был видным историком, одним из первых

применившим теорию К. Маркса для исторического исследования, основателем

целой исторической школы. Подходы Покровского подчас грешили вульгарным

социологизмом, и все же его вклад в становление советской исторической

науки был весьма значительным.

В целом интеллигенция, сначала весьма отрицательно в массе своей

отнесшаяся к большевистскому перевороту, со временем примирилась со

сложившейся ситуацией и вынуждена была вступить во взаимодействие с новой

властью. Поначалу сотрудничество было обусловлено страхом смерти или

изгнания. Затем ко многим представителям интеллигенции пришло понимание

того, что, как бы то ни было неприятно, большевики прочно утвердились у

кормила власти, а значит, помощь советскому государству – их патриотический

долг, их обязанность по отношению к Родине и своему народу, пусть и

представшим в образе Страны Советов. Понимание этого появилось даже у тех,

кто в период революционных катаклизмов оказался в эмиграции. В начале 20-х

гг. ХХ в., когда в России набирает обороты НЭП, в эмигрантской среде

возникает движение сменовехства, получившее название от литературно-

политического сборника "Смена вех", издававшегося в Париже в 1921–1922 гг.

Идеологи сменовехства (Н. В. Устрялов и др.) призывали перейти от

конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.

Литература и искусство в СССР в 20-е гг

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие

искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается

большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы

в 20-е гг. несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во

многом осталась прежней. Как в начале века тон ей задавали литературные

кружки, многие из которых пережили кровавое лихолетье и продолжали

действовать в 20-е гг.: символисты, футуристы, акмеисты и пр. Возникают

новые кружки и объединения. Однако соперничество между ними теперь выходит

за пределы художественной сферы и часто приобретает политическую окраску.

Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП,

"Перевал", "Серапионовы братья" и ЛЕФ.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I

Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили

писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные

критики. Предшественником РАПП был "Пролеткульт" - одна из самых массовых

организаций, основанная в 1917 г. По мнению идеологов "Пролеткульта" и

РАПП, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового

пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, т. к. она была

создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые

интересы. На "свалку истории" пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина,

Толстого, Чайковского. По их мнению, необходимо было создать новую, всецело

пролетарскую культуру. В стремлении к созданию новой культуры представители

РАПП доходили до крайнего экстремизма. Они третировали как "классовых

врагов" практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди

авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только

А. Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные "певцы

революции", как М. Горький и В. Маяковский.

Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа "Перевал"

(Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), идейным лидером

которой был литературный критик А. К. Воронский, основатель первого

советского "толстого" (т. е. литературного) журнала "Красная новь".

"Переваловцы" (среди них М. Пришвин, В. Катаев) отстаивали идею

внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания

мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия

культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями

закончилось разгромом "Перевала". Воронскому пришлось оставить литературную

критику и уйти из редакции организованного им журнала. На дискуссии в

Комакадемии группа была обвинена в "буржуазном либерализме".

Одним из самых интересных литературных объединений 20-х гг. является

группа "Серапионовы братья", созданная в 1921 г. в петроградском Доме

искусств. В группу входили такие известные писатели, как Вс. Иванов, М.

Зощенко, К. Федин и др. По своим идейным позициям "серапионы" близки

"Перевалу". Для них характерно неприятие примитивизма и узкоклассового

подхода в литературе, утверждение гуманистической ценности искусства.

ЛЕФ - левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (В.

Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Сочетая

футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма

фантастической идеей создания некого "производственного" искусства, которое

должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения

благоприятной атмосферы для материального производства. Искусство

рассматривалось как элемент технического строительства, лишенный

личностного начала, вымысла, психологизма и т. д. Творчество представителей

ЛЕФ было шире и многогранней провозглашаемых ими идейных позиций.

Величайшим поэтом был Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930).

Революцию он воспринимал как художник: в ней его привлекала поэзия

глобального взрыва, крушения старого мира, катастрофы, в огне которой

должно было появиться новое общество, построенное на началах

справедливости, разума, чистоты. Сама идея построения нового мира была

близка ему как футуристу. Творчество его глубоко оригинально и, безусловно,

очень талантливо. В советское время образ Маяковского в массовом сознании

был искажен. Наследие поэта рассматривалось однобоко - в нем видели только

"агитатора, горлана-главаря", часто забывая о том, что помимо произведений,

воспевающих революционную борьбу ("Левый марш", "Владимир Ильич Ленин",

"Хорошо"), у него есть несколько прекрасных лирических стихотворений и поэм

(например, "Облако в штанах").

Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество

еще одного большого поэта того времени - Сергея Александровича Есенина.

Широта и многогранность - непременное свойство всякого настоящего таланта.

Неоднократно отмечалась его близость имажинистам (от фр. image - образ) -

литературному течению, для которого характерно стремление к "победе образа

над смыслом". Имажинистское стихотворение могло не иметь внятного смысла,

но должно было быть наполнено словесными образами. Имажинизм составил лишь

один из этапов творчества С. Есенина. Тонкие, лиричные образы в поэзии

Есенина никогда не были лишены глубокого, точного смысла. Свои произведения

он посвящает крестьянской Руси, великолепна его пейзажная лирика (сборники

"Радуница", "Сельский часослов"). Привлекала внимание поэта и современная

ему социальная реальность (поэмы "Баллада о двадцати шести", "Анна

Снегина").

Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стала Анна

Андреевна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко, 1889-1966). В лирике

Ахматовой нашел воплощение образ женщины, предстающий во всем многообразии

женской судьбы: любовь, страдание непонятого чувства, жертвенный путь поэта

(сборники "Вечер" 1912 г., "Четки" 1914 г.). Произведениям Ахматовой

свойственен глубокий психологизм, ее поэтический язык тяготеет к

классическому стилю. Не случайно увлечение Ахматовой творчеством А. С.

Пушкина. Сильна в поэзии Ахматовой и тема судьбы России, трагедия которой

воспринималась поэтессой как личная боль, как трагедия ее собственной

судьбы ("Реквием" 1940 г.).

Большое значение для развития русской литературы ХХ в. сыграло

поэтическое творчество В. Я. Брюсова, Э. Г. Багрицкого, О. Э. Мандельштама,

Б. Л. Пастернака, Д. Бедного, "крестьянских" поэтов, ярчайшим

представителем которых был друг Есенина Н. А. Клюев. Особую страницу в

истории отечественной литературы составляет творчество поэтов и писателей,

не принявших революцию и вынужденных покинуть страну. Среди них такие имена

как М. И. Цветаева, З. Н. Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В.

Набоков. Некоторые из них, осознав невозможность для себя жить вдали от

Родины, впоследствии вернулись (Цветаева, Толстой).

Немало интересного было создано в 20-е гг. писателями-прозаиками.

Художественная проза того времени весьма разнообразна как по стилю, так и

по тематике. Реалистический роман был представлен как произведениями

мастеров, получивших известность еще до революции (В. Г. Короленко "История

моего современника" 1921 г., А. Н. Толстой "Хождение по мукам" 1921 г., М.

Горький "Дело Артамоновых" 1925 г., "Жизнь Клима Самгина" 1925-36 гг.), так

и писателей, по настоящему вошедших в литературу уже в советское время (Д.

А. Фурманов "Чапаев" 1923 г., А. А. Фадеев "Разгром" 1927 г., М. А.

Булгаков "Белая гвардия" 1925 г.). В 20-е гг. начинается литературная

деятельность М. А. Шолохова ("Донские рассказы" 1926 г.).

Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И.

Замятина, автора фантастического романа-антиутопии "Мы" (1924 г.),

произведения, в котором автор изображает картину жизни некого тоталитарного

общества "Единого государства", построенного на обезличивании и глобальном

контроле над жизнью людей. В антиутопии Замятина отчетливо видны черты

нарождающегося советского тоталитаризма, подчеркивается его

антигуманистическая сущность. В русле модернизма написан роман Б. Пильняка

(Б. А. Вогау) "Голый год" (1923 г.).

Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко;

романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П.

Катаева) "Двенадцать стульев" (1928 г.) и "Золотой теленок" (1931 г.) и др.

В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное

искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и

разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность

художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс.

Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные

мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно

работать и в советское время.

Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая

массовая организация в советском искусстве 20-х гг. - "Ассоциация

художников революционной России" (АХРР), возникшая на основе Товарищества

Передвижников, "Союза русских художников" и др. Художники АХРР выступали

против лозунга "искусство для искусства", боролись с левыми направлениями в

искусстве и главную задачу свою видели в том чтобы запечатлеть жизнь

революционной России. Среди членов АХРР было много талантливых художников.

Основоположником советского пейзажа считают А. А. Рылова, в искусстве

которого реализм имеет ощутимый романтический оттенок. Широкую известность

получила его картина "В голубом просторе" (1918 г.), изображающая яркое

солнечное утро, сияющее холодной синевой море, парусник вдалеке и летящих

лебедей на первом плане. Мастером пейзажа был К. Ф. Юон, живописец, график

и театральный художник, творческая манера которого сочетала в себе черты

импрессионизма с традициями русского реализма ("Купола и ласточки.

Успенский собор Троице-Сергиева монастыря" 1921 г., "Перед вступлением в

Кремль. Никольские ворота 2 (15) октября 1917 года" 1926 г.).

Большое место в творчестве художников АХРР занимала историко-

революционная тематика. Создателем живописной "Ленинианы" был И. И.

Бродский. Вне зависимости от идеологических установок некоторые работы

Бродского имеют несомненную художественную ценность ("В. И. Ленин в

Смольном" 1930 г.). Творчество Бродского воплощает официальное направление

в советском искусстве. Основоположником советской батальной живописи стал

М. Б. Греков ("Тачанка" 1925 г., "Трубачи Первой Конармии" 1934 г.).

В 1924 г. из числа бывших членов объединений "Голубая роза" и "Мир

искусства" сложилась творческая группа "4 искусства", в которую наряду с

живописцами и графиками входили архитекторы и скульпторы. Членом этой

группы был замечательный живописец К. С. Петров-Водкин. Увлечение этого

художника живописью раннего Возрождения и древнерусской иконописью оказало

сильное влияние на его собственную живописную манеру, для которой

характерны эксперементы с перспективой (он использовал обычную в

древнерусских иконах так называемую "обратную" перспективу) и смелые

колористические решения ("Купание красного коня" 1912 г., "Смерть

комиссара" 1928 г.). Влияние образа Богоматери чувствуется в полотнах,

посвященных теме материнства ("Мать" 1915 г., "1918 год в Петрограде" 1920

г.).

В 1925 г. в Москве выпускники ВХУТЕМАСа организовали "Общество

станковистов" (ОСТ). Его члены выступали против беспредметного искусства,

не принимая в то же время и традиционного реализма АХРРовцев. И тем и

другим они противопоставляли "обновленный" реализм, выразительные средства

которого были близки импрессионизму, напоминая в то же время плакатную или

монументальную живопись. Наиболее ярким представителем ОСТа был А. А.

Дейнека ("Оборона Петрограда" 1928 г.).

В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего

восстановления страны большую популярность в качестве орудия идеологической

борьбы приобрел плакат. Лаконичная плакатная графика позволяла вести

агитацию в форме, доступной для понимания даже неграмотному человеку.

Замечательным советским графиком был Д. С. Моор (Орлов). Ему принадлежат

поразительные по силе воздействия плакаты: "Ты записался добровольцем?"

1920 г. и "Помоги" 1921 г. Много сил политическому плакату отдал В. В.

Маяковский, показавший себя не только гениальным поэтом, но и талантливым

художником. Вместе с другими художниками (в т. ч. Моором) Маяковский

изготавливал "Окна сатиры РОСТА" (Российского телеграфного агентства). В

"Окнах РОСТА" в виде графических рисунков, тиражируемых через трафарет, и

стихотворного сатирического текста до широких масс доносилась самая

оперативная информация о положении на фронтах, велась революционная

агитация.

Большое значение для развития скульптуры сыграл ленинский план

монументальной пропаганды, принятый в 1918 г. В соответствии с этим планом

по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие

новые революционные ценности. Для работы были привлечены видные скульпторы:

Н. А. Андреев (ставший впоследствии создателем скульптурной ленинианы), А.

Т. Матвеев, В. И. Мухина. Выдающимся советским скульптором был И. Д. Шадр.

В начале 20-х гг. им были созданы обобщенные образы-типажи людей новой

советской эпохи: "Крестьянин", "Сеятель", "Рабочий", "Красноармеец".

Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм. На

Западе принципы конструктивизма были разработаны известным архитектором Ле

Корбюзье. Конструктивисты старались использовать новые технические

возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм,

целесообразных конструкций. Примером архитектуры советского конструктивизма

могут служить проекты братьев Весниных. Наиболее грандиозный из них -

Дворец труда так и не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние

на развитие отечественного зодчества.

Революция высвободила мощные творческие силы. Сказалось это и на

развитии отечественного театрального искусства. Наряду с традиционным

театром, в котором продолжали работу актеры старшего поколения (М. Н.

Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова),

возникает новый революционный театр, проникнутый духом новаторства и

творческого поиска. Поиски новых форм сценической выразительности

характерны для театра, работавшего под руководством В. Э. Мейерхольда (ныне

театр им. Мейерхольда). На сцене этого театра были поставлены пьесы В.

Маяковского "Мистерия-буфф" (1921 г.), "Клоп" (1929 г.) и др. Постановкам

Мейерхольда свойственна зрелищность, публицистическая заостренность.

Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б.

Вахтанговым; организатором и руководителем Камерного театра, реформатором

сценического искусства А. Я. Таировым.

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг.

было начало развития советского кинематографа. Ленин понял огромные его

возможности воздействия на широкие народные массы: "Важнейшим из искусств

для нас является кино", - писал он. Развивается кинодокументалистика,

ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и

агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного

игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 - 1948)

"Броненосец Потемкин" (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров.

Культурное развитие СССР в 30-е гг

Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие

изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать,

что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие

видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или

погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем

деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка

с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е

гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов

монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских

церквушек, многие из которых представляли историческую и художественную

ценность.

Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты

значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля

грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество

грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года

вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам

советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя

революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в

расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как

"буржуазные" (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-

х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой

инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936

г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел

конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК

ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных

организаций" был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде

советских писателей был организован "Союз писателей", в который вынуждены

были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей

стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не

быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался

возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен

к уголовной ответственности за "тунеядство". У истоков этой организации

стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго.

После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывший

РАППовец), остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи

(до его самоубийства в 1956 г.). Помимо "Союза писателей" были организованы

другие "творческие" союзы: "Союз художников", "Союз архитекторов", "Союз

композиторов". В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за

унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась

"дискуссия о формализме". В ходе "дискуссии" посредством грубой критики

началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические

принципы которых отличались от "социалистического реализма", становящегося

общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты,

футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в "формалистических

вывертах", в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно

уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число "чуждых" попали

композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю.

Олеша и др. В прессе появлялись статьи: "Сумбур вместо музыки", "Балетная

фальшь", "О художниках-пачкунах". По существу "борьба с формализмом" имела

целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти.

Многие деятели искусства были репрессированы.

Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и

других видах искусства стал так называемый "социалистический реализм".

Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем

"живоподобии" он не отражал действительность в настоящем ее виде, а

стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения

официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества

в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм,

всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность

- вот чем жили герои произведений официального искусства того времени.

Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого

идеала.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным

препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг.

появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской

культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех

лет был Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Выдающимся произведением

является его роман "Тихий Дон", рассказывающий о донском казачестве в годы

Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман

"Поднятая целина". Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах

соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших

событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде,

развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан

советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и

Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического

Труда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило

мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской

премии (1965 г.).

В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею "Жизнь Клима

Самгина" М. Горький. Метафоричность, философская глубина характерны для

прозы Л. М. Леонова ("Вор" 1927 г., "Соть" 1930 г.), сыгравшей особую роль

в развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н. А.

Островского, автора романа "Как закалялась сталь" (1934 г.), посвященного

эпохе становления Советской власти. Главный герой романа - Павка Корчагин

был образцом пламенного комсомольца. В творчестве Н. Островского, как ни у

кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы.

Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс

советской молодежи. Классиком советского исторического романа стал А. Н.

Толстой ("Петр I" 1929-1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета

детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах

К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л.

Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала

развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем

верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели,

не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие

из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось

уже после их смерти.

В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой

надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман "Мастер и

Маргарита". Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940

г. Произведение это было издано только в 1966 г. Еще позже, в конце 80-х,

увидели свет произведения А. П. Платонова (Климентова) "Чевенгур",

"Котлован", "Ювенильное море". "В стол" работали поэты А. А. Ахматова, Б.

Л. Пастернак. Трагична судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938).

Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в

числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию,

не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от

остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами,

проникновение любой информации "оттуда" ставится под строжайший контроль.

За "железным занавесом" остались многие русские литераторы, которые,

несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта,

душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по

ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван

Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и

эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Бунинскую

прозу отличает красота языка, особая лиричность. В эмиграции были созданы

лучшие его произведения, в которых запечатлелась дореволюционная,

дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была передана атмосфера

русской жизни тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть "Митина

любовь", автобиографический роман "Жизнь Арсеньева", сборник рассказов

"Темные аллеи". В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В.

Иогансона. В 1933 г. была написана картина "Допрос коммунистов". В отличии

от появившихся в то время в изобилии "картин", изображающих и прославляющих

Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде "Колхозного праздника" С.

В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой -

несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось

передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений.

Кисти Иогансона принадлежат также большие картины "На старом уральском

заводе" и "Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола". В 30-е года

продолжают работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека,

серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров, пейзажи

Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М. С. Сарьяна. Интересно

творчество ученика М. В. Нестерова П. Д. Корина. В 1925 г. Кориным была

задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во

время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных

этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от

нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький - "Русь

уходящая". Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику

покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.

Д. Корина стал триптих "Александр Невский" (1942 г.).

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала

композиция "Рабочий и колхозница" Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953).

Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона

на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться

конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и

жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная

конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в

1930 г. по проекту А. В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен.

Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового

пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень

лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К

концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться

неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с

псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к

нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль

этот иногда именуют "сталинским ампиром", хотя с настоящим ампиром, для

которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и

сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с

античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики

призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых

картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г.

на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна "Александр Невский" с Н. К.

Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического

реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: "Ленин в Октябре"

(реж. М. И. Ромм), "Человек с ружьем" (реж. С. И. Юткевич); фильмы о судьбе

человека-труженика: трилогия о Максиме "Юность Максима", "Возвращение

Максима", "Выборгская сторона" (реж. Г. М. Козинцев); комедии: "Веселые

ребята", "Волга-Волга" (реж. С. А. Герасимов), "Свинарка и пастух" (реж. И.

А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в

действительности же только однофамильцев, "братья" - своеобразный

псевдоним) Г. Н. и С. Д. Васильевых - "Чапаев" (1934 г.).

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны,

в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются

новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал

Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт

органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических

проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.

П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых

были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных

областях. Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется

преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-

исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают

выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков - автор трудов по

истории средневековой России ("Киевская Русь", "Крестьяне на Руси с

древнейших времен до XVIII в." и др.); академик Е. В. Тарле - знаток новой

истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции ("Рабочий класс

во Франции в эпоху революции", "Наполеон" и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия

для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия

Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и

подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства

наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований

(например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных

функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего

доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто

заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и

необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался

возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная

участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами

репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской

генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор

ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда

С. П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны.

Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция,

большинство представителей которой добросовестно служили советскому

государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда

"вредительских контрреволюционных организаций" ("Шахтинское дело", процесс

"Промпартии") в массах разжигалось недоверие и подозрительность по

отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало

расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В

общественных науках определяющее значение приобрел "Краткий курс истории

ВКП (б)", вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве

оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении

классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История

партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов

и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В

стране утверждался культ личности Сталина

Список использованной литературы

Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917-1932. М.,

1998.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

Добренко Е. Формовка советского читателя: Социальные и эстетические

предпосылки рецепции советской литературы. СПб.,1997.

Кормер В. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура. М., 1997.

Максименков Л. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция.

1936-1938. М., 1997.

Марьямов Г. Кремлевский цензор: Сталин смотрит кино. М., 1992.

Морозов А.И. Конец утопии: Из истории искусства в СССР 1930-х годов.

М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.