бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Крещение Руси

как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь

собственного имущества , не могли быть свидетелями в суде , не отвечали за

свои преступления. За них ответствовал господин , который имел право жизни

и смерти над своим холопом и наказывал его сам , как хотел. Свободные люди

находили себе защиту в своих родах и сообществах ; холоп мог найти себе

защиту только у господина ; когда же господин отпускал его на волю или

прогонял , раб становился изгоем и лишался всякого покровительства и

пристанища.

Христианская церковь не могла примириться с такими порядками. Вместе с

Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь византийскую

культуру. Уча язычников вере , она стремилась улучшить их житейские

порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды

изменяли к лучшему свои взгляды и нравы , шли вслед Христу и являли примеры

нравственной христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе

Владимире предание говорит , что он смягчился под влиянием новой веры

, стал милостив и ласков. Среди дружины и земских людей появилось много

благочестивых христиан , почитавших церковь , любивших книги и иногда

уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житьё. Через свою

иерархию и примеры ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и

учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала , как надо

жить и действовать в делах личных и общественных.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила ,

как они должны управлять : «воспрещать злым и казнить разбойников». «Ты

поставлен от Бога на казнь злым , а добрым на милование» , - говорило

духовенство князю Владимиру , указывая ему , что князь не может оставаться

безучастным к насилию и злу на своей земле , что он должен блюсти в ней

порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении , что княжеская

власть , как и вся земная власть , учинена от Бога и должна творить Божью

волю. Но так как «всяка власть от Бога» и так как князь «есть Божий слуга»

, то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от

подданных князя , чтобы они «имели приязнь» к князю , не мыслили на него

зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение

языческой Руси на князей , как на дружинных конунгов , которые берут дань

за свои военные услуги земле и которых можно прогонять , если они не угодны

, и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким

взглядом и поддерживала авторитет князей , смотря на них , как на

прирождённых и богоданных государей. Когда князья сами роняли своё

достоинство в грубых ссорах и междоусобиях , духовенство старалось мирить

их и учить , чтобы они «чтили старейших» и «не переступали чужого предела».

Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка

, имея перед собою пример Византии , где царская власть стояла очень

высоко.

Найдя на Руси ряд союзов , родовых и племенных , дружинных и городских ,

церковь образовала собою особый союз - церковное общество. В состав его

вошло духовенство , затем люди , которых церковь опекала и питала , и ,

наконец , люди , которые служили церкви и от неё зависели. Церковь опекала

и питала тех , кто не мог сам себя кормить : нищих , больных , убогих.

Церковь давала приют и покровительство всем изгоям , потерявшим защиту

мирских обществ и союзов. Церковь получала в своё владение сёла ,

населённые рабами. И изгои , и рабы становились под защиту церкви и

делались её работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила

по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным обычаям ; все эти люди

выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни

был слаб или ничтожен церковный человек , церковь смотрела на него по-

христиански - как на свободного человека. Для церковного сознания все были

братья во Христе , и не было перед Господом ни раба , ни господина. В

церкви не существовало рабства : рабы , подаренные церкви , обращались в

людей , лично свободных ; они были только прикреплены к церковной земле ,

жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом , церковь давала

светскому обществу пример нового , более совершенного и гуманного

устройства , в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и

беззащитные.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще

нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного

закона , принятого и подтверждённого первыми русскими князьями в их

«церковных уставах» , все проступки и преступления против веры и

нравственности подлежали суду не княжескому , а церковному. Церковные

суды , во-первых , судили за святотатство , еретичество , волшебство ,

языческие моления. Церковные суды , во-вторых , ведали

все семейные дела , возникавшие между мужьями и жёнами , родителями и

детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном

быту : многожёнство , умыкание и покупку жён , изгнание жены мужем ,

жестокости над жёнами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские

законы , более развитые , чем грубые юридические обычаи языческого общества

, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси , насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В

поучениях и проповедях , в беседах и разговорах представители духовенства

деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить , что раб -

такой же человек и христианин , как и сам его господин. В поучениях

запрещалось не только убивать , но и истязать раба. В некоторых случаях

церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая

рабов в дар , церковь давала им права свободных людей и селила их на своих

землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы.

Хотя такие примеры были редки , хотя увещания благочестивых поучений и не

искореняли рабства , однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба , и

дурное обращение с рабами стало почитаться «грехом». Оно ещё не каралось

законом , но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно

охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково

как политическую деятельность князей , так и частную жизнь всякой семьи.

Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному

обстоятельству. В то время , как княжеская власть на Руси была ещё слаба и

киевские князья , когда их становилось много , сами стремились к разделению

государства , - церковь была едина и власть митрополита простиралась

одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось

прежде всего в церкви , и это сообщало церковному влиянию внутреннее

единство и силу.

Наконец , христианская вера на Руси совершила переворот в области

искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями

идолов. Христианство привело к созданию громадных каменных храмов в

главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери(Десятинная церковь)

был древнейшим каменным храмом в Киеве. За тем были построены киевская

церковь св. Софии , новгородская церковь св. Софии и другие храмы и церкви.

Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и

фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного

строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе

развились и другие искусства и художественные ремёсла , в особенности же

ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях

художественного производства были , конечно , греки. Позднее под их

руководством появились и русские мастера. Развивалось таким образом

национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным

византийским характером , и поэтому известно в науке под именем русско-

византийского.

В 866 году в своей окружной грамоте , разосланной восточным епископам ,

патриарх Фотий писал : «Россы , славные жестокостью , победители народов

соседних , в гордости рискнувшие воевать с Римской империей , уже оставили

суеверие , исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещё недавно злейшими

врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие

к христианскому богослужению». В это время Россия числится 60-м

архиепископством среди епархий константинопольского патриарха. Казалось бы

, крещение Руси состоялось. Но , увы - оно не оставило заметного следа в

русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской

дружине , никак не повлиявшее на распространение христианства в народе.

Третий раз Русь была крещена в 957 году в лице святой равноапостольной

княгине Ольги , приехавшей для этого в Константинополь. Крестил её сам

патриарх , благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом

с надписью : «Земля русская воздвигнута для жизни в Боге крещением

блаженной Ольги». И опять , несмотря на то , что в отсутствии сына -

воинственного Святослава - Ольга была правительницей страны , христианство

на Руси , даже пользуясь её покровительством , не прививалось. Были и

церкви и христианские общины , но лишь в больших торговых городах , где

всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ же продолжал

коснеть в язычестве. Всё это , однако , были только приготовительные

явления. При князьях так называемого Рюрикова дома господствовало полное

варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли их себе ,

объединяли ; но их власть имела не государственные а разбойничьи черты. Они

окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать и

делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные

страны , прикаспийские и закавказские. Цель их была - приобретение добычи.

Но Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там

сильное войско и пришёл в свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка

и послал их сказать брату : «Владимир идёт на тебя , пристроивайся к

битве». Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк ,

к тамошнему князю Рогволоду свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала

: «Не хочу разуть сына рабы» , попрекнув его низостью происхождения по

матери. Послы Владимира , возвратясь , пересказали ему речи Рогнеды ; тогда

Владимир , собрав большое войско варягов и славян , чудь и кривичей , пошёл

на Рогволода. В то самое время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку ,

пришёл Владимир на Полоцк , убил Рогволода , двоих сыновей его , и

женился насильно на Рогнеде. Когда Владимир пришёл к Киеву со множеством

войска , то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми

своими и воеводою Блудом. К этому Блуду Владимир прислал с такими речами :

«Возьми мою сторону ; если мне не удастся убить брата , то ты будешь мне

вместо отца и получишь от меня большую честь , ведь не я начал убивать

братьев , а он : я же пришёл на него из страха , чтоб он и меня не убил».

Блуд отвечал послам Владимира , что будет помогать их князю. Блуд

замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить из

города на битву , говоря : «Беги скорей из Киева ; киевляне пересылаются с

Владимиром , зовут его на приступ к городу , обещали предать тебя ему».

Ярополк послушался , выбежал из Киева и затворился в Родне , а Владимир

вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне , где скоро сделался страшный голод.

Тогда Блуд стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к

нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошёл

в сени , два варяга бросились на Ярополка и умертвили его.

В 981 году идет Владимир на ляхов , берет Перемышль (на реке Сане) ,

Червен за Западным Бугом и другие города , дойдя таким образом до долины

реки Сана , то есть до западного рубежа расселения восточных славян , в это

время усваивающих название русских. С этого западного рубежа он идет на

рубеж восточный и снова подчиняет Киеву вятичей. В 982 году приходится ему

снова идти на вятичей и окончательно их замирить. В 983 году Владимир идет

на ятвягов за Неманом и подчиняет себе их землю. В 984 году - новый поход -

на радимичей на реке Соже и их окончательное подчинение Руси. В 985 году -

поход на болгар. Князь имеет успех , но , по совету Добрыни , решает не

делать здесь завоеваний , а лишь заключить прочный мир.

В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь , город греческий ,

корсунцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать

им : «Если не сдадитесь , то три года простою здесь», но они его не

послушались. Тогда Владимир , устроив свое войско , велел делать насыпи

около города ; но корсунцы , подкопав городскую стену , уносили насыпанную

землю к себе в город. В это время один корсунский житель именем Настас -

пустил стрелу в стан русский , а на стреле было написано : « На Восток от

тебя колодезь ; из него вода идет в город ; откопай колодезь и перейми

воду». Владимир в тот час велел копать , и точно , воду переняли у граждан

; тогда последние , изнеможенные от жажды , сдались. Владимир вошел в город

с дружиной и послал сказать императорам Василию и Константину : « Вот я

взял Ваш славный город : слышу , что есть у вас сестра девица : если вы не

отдадите ее за меня , то и оставшемуся городу вашему будет тоже , что

Корсуню».

В 991 году пошел Владимир на хорватов. Только что возвратился он с

Хорватской войны , и вот печенеги пришли с той стороны , от реки Сулы ;

Владимир пошел против врагов и встретил их на реке Трубеж. Русские стали на

этой стороне , а печенеги на той , и не смели ни наши перейти на

печенежскую сторону , ни печенеги на нашу. Тогда приехал князь печенежский

к реке , позвал Владимира и сказал ему : «Выпусти ты своего воина , и я

своего - пусть борются , и если твой осилит моего , то не будем воевать три

года , если же наш одолеет , то будем разорять вашу землю целые три года».

После этого разговора князья разошлись розно ; Владимир , пришедши к себе

в стан , послал кликать по шатрам : «Нет ли такого , кто бы взялся биться

с печенегом? » - и не сыскался никто. На другое утро приехали печенеги и

привели своего бойца , а у наших никого не было. Стал тужить князь Владимир

и опять кликать по всему войску ; тогда пришел к князю старик и сказал

ему : « Князь! Вышел я сюда на войну с четырьмя сыновьями , а пятый ,

меньшой , остался дома ; с самого детства не было человека , кто бы одолел

его : однажды он мял воловью кожу , а я стал его за что-то бранить , так он

, на меня рассердясь , прорвал кожу руками». Князь , слыша это ,

обрадовался и послал за силачом ; когда он пришел , то князь рассказал ему

в чем дело ; то отвечал : «Не знаю , князь , могу ли биться с печенегом ;

но пусть испытают меня : нет ли здесь большого и сильного быка? Нашли быка

, большого и сильного , велели разъярить его горячим железом и пустили на

волю : когда бык бежал мимо силача , тот схватил его рукою за бок и вырвал

кожу с мясом. Владимир , видя это , сказал ему : «Можешь биться с

печенегом». На другое утро пришли печенеги и начали опять кричать : «Что

же? Нашелся ли боец? А наш уже готов!» Владимир еще за ночь велел своему

бойцу вооружиться , и вот оба показались. С печенежской стороны вышел

великан , страшный видом ; выступил и Владимиров богатырь: он был среднего

роста, и потому печенег, увидав его, начал смеяться. Размерили место между

обоими полками , пустили борцов : те схватились и начали крепко щемить друг

друга ; наш стиснул печенега руками и ударил его о землю ; тогда с обеих

сторон раздался крик ; печенеги побежали ; русские ударили вслед за ними и

погнали их. Владимир был очень рад , сделал богатыря знатным человеком , и

отца его тоже ; потом возвратился в Киев с победою и славою великою.

В 995 году опять пришли печенеги к городу Василеву. Владимир вышел против

них с малою дружиною , и когда вступил в битву , то не мог удержаться ,

побежал и едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир

поставить церковь св. Преображения в Василеве , потому что в тот день было

Преображение. Избавившись от беды , Владимир точно поставил церковь и

сделал большой праздник , наварил меду и созвал бояр своих , и посадников

, и старшин изо всех городов , и всяких людей много , а нищим роздал триста

гривен. Праздновав восемь дней , Владимир возвратился в Киев на Успение

Богородицы и тут опять сделал большой праздник , созвав бесчисленное

множество народа. Он приказал всякому , нищему и убогому , приходить на

княжий двор и брать все что надобно : питье , кушанье и деньги из казны.

Князь говорил также : «Ведь больные и слабые не могут дойти до моего двора»

- и потому велел сделать телеги , накладывать на них хлеб , мясо , рыбу ,

овощи разные , мед , квас и развозить по городу , спрашивая : «Где больные

и нищие , кто ходить не может?» - тем раздавали все это. Каждое

воскресенье завел он на дворе своем пиры , куда приходили бояре , дворяне

, соцкие , десяцкие , лучшие люди , при князе и без князя : на тех пирах

бывало множество мяса : говядины и дичины , было много всего. Вот , бывало

как подопьют , то и начнут роптать на князя , говоря : «Что это наше здесь

за житье горькое! дает нам есть деревянными ложками , а не серебряными!»

Владимир , услыхав ропот , велел подавать серебряные ложки и сказал : «С

серебром и золотом не найдешь дружины , а с дружиною найду и серебро и

золото , как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра».

Владимир любил свою дружину и думал с нею обо всяких делах : об устройстве

земском , о войнах , об уставах земских. С окольными князьями жил он мирно

, и с польским князем , и с венгерским, и с богемским : были между нимии

мир и любовь.

В 997 году Владимир пошел к Новгороду за войском на печенегов , потому что

войны были беспрестанные. В это время печенеги , узнав , что князя нет ,

пришли и стали около Белгорода , не давая никому выхода , от чего сделался

вдруг большой голод. В такой беде граждане собрали вече и сказали :

«Пришлось помереть с голода , а от князя нет помощи ; сдадимся печенегам :

кого убьют , а кого в живых оставят ; нам все равно помирать же голодною

смертию». Так и решили. На этом вече не было одного старика и когда он

после спросил : «Зачем это собирали вече?» - то ему отвечали , что завтра

хотят сдаться печенегам. Старик послал за городскими старшинами и сказал им

: «Что это я слышал , будто вы хотите сдаться печенегам?» Те отвечали : «Да

что ж будешь делать? Люди не хотят терпеть голода». Тогда старик сказал им

: «Послушайте же меня , не сдавайтесь еще денька три и сделайте так , как я

вам скажу». Когда те обещали слушаться его , старик продолжал : «Сберите

хоть по горсти овса , или пшеницы , или отрубей». Старшины исполнили его

волю. Тогда он велел женщинам сделать раствор , на чем кисель варят ; велел

также выкопать колодезь , вставить в него кадку и налить ее раствором ;

велел выкопать и другой колодезь и в него вставить кадку. Потом велел

сыскать где-нибудь меду ; ему принесли его целое лукошко : спрятано оно

было в княжеском погребе ; старик приказал сделать из него сыту пресладкую

и вылить в кадку , которая стояла в другом колодезе. На другой день он

велел послать за печенегами ; граждане пошли и сказали им : «Возьмите у нас

заложников , а сами подите , человек с десять в город и посмотрите , что у

нас делается». Печенеги обрадовались , думая , что хотят им сдаться : взяли

заложников , а сами выбрали лучших мужей и послали в город проведать , что

там такое делается. Когда печенеги пришли в город , то жители сказали им :

«Зачем вы себя губите? Хоть десять лет стойте под нашим городом , ничего не

сделаете : у нас сама земля дает корм ; если же не верите , посмотрите

своими глазами». Сказав это , привели их к колодезю , где был раствор ,

почерпнули из него ведром и налили в котлы ; когда сварили кисель , то

взяли печенегов , и привели к другому колодцу , почерпнули сыты , и начали

есть , сперва сами , а потом дали и печенегам. Те удивились и сказали : «Ни

за что не поверят наши князья , если сами не отведают». Тогда граждане

налили горшок раствора и сыты из колодца и дали печенегам ; те пошли к

своим и рассказали им все , что с ними случилось. Князья печенежские

сварили себе кисель , поели , подивились , потом собрались и пошли прочь от

города.

Владимир прожил долгий век и княжил почти полста лет , возвеличив и укрепив

Киев и всю Русь. У Владимира было большое семейство. У него до греческой

царевны Анны , последней супруги его , были ещё жёны. Одна из них

прекрасная , но несчастная Рогнеда , дочь Рогвольда , оскорблённая ,

осиротевшая , опозоренная , ставшая лишь по имени женою ненавистного

князя , была им скоро забыта. Она взращивала рожденного от него сына ,

мучимая чувством мести , ревностью и оскорблённым самолюбием. И когда

однажды он её посетил и , случайно , у неё заснул , она решилась на

мужеубийство. К счастью , Владимир проснулся вовремя и удержал занесённую

над ним руку с ножом. Мужеубийство и у норманнов , и у славян влекло не

минуемо смерть для виновной. Княгиню же по норманнской традиции , мог

казнить только сам князь. И Владимир приказывает надеть Рогнеде княжеское

платье , сесть на богатой постели и ждать его. Но когда он вошёл с мячом в

руке , его встретил наученный матерью маленький , 4-5-летний Изяслав , став

, тоже с мечом на защиту матери. И грозный язычник не посмел свершить то ,

что повелевала ему норманнская честь. Он растерянно говорит : «А кто же

тебя знал , что ты здесь?!» Бросает меч и идёт собирать бояр и просить их

совета. А бояре советуют простить жену и даже вернуть ей и Изяславу землю

Рогвольда. Мало того , Рогнеда опять была в чести. От неё у Владимира было

ещё три сына : Мстислав , Всеволод , в том числе и Ярослав , родоначальник

всей последующей династии Рюриковичей , и две дочки. Другие же летописи

противоречат этому , сообщая , что Владимир имел от несчастной княжны

полоцкой одного только сына , Изяслава , и отпустил её с сыном в землю отца

; с тех пор потомки Рогнеды княжили особо в Полоцке и между ними и

потомством Ярослава существовала постоянная родовая неприязнь ,

поддерживаемая преданиями о своих предках. От других : чехини , гречанки ,

вдовы Яролополка , чехини второй и болгарки : Вышеслав , Святослав ,

Борис , Глеб , Станислав , Судислав , Позвизд. Кроме того он усыновил

Святополка , сына убитого брата своего Ярополка.

В конце жизни постигло Владимира сильное огорчение. В 1014 году его сын ,

Ярослав , который княжил в Новгороде и давал каждый год в Киев по две

тысячи гривен , а тысячу раздавал в самом Новгороде дружине , что делали и

все прежние посадники новгородские , в этот год вдруг не захотел давать

дани отцу своему. Владимир сказал : «Поправляйте дороги и мостите мосты» ,

- потому что хотел идти на Ярослава войною , да вдруг разболелся. Между тем

послышали , что печенеги идут на Русь ; Владимир выслал против них сына

Бориса , а сам сильно разболелся ; в этой болезни и умер. После кончины

Владимира бояре испугались , что его сыновья начнут борьбу за престол.

Приближённые Владимира хотели помочь сыну Владимира Борису , которого отец

накануне отправил в военный поход против печенегов. Чтобы скрыть смерть

князя до тех пор , пока не вернётся Борис , бояре тайно проломили заднюю

стену терема и ночью отнесли тело Владимира в церковь. Но народ узнал об

этом , и к церкви сошлось огромное количество людей. «И плакали по нём.

Бояре как по заступнику земли , бедные как по кормильцу». Тело Владимира

положили в мраморный гроб и похоронили в каменной церкви Святой Богородицы.

- Удивления достойно , сколько добра сотворил он Русской земле , - сказал о

нём летописец. Имя князя Владимира Святого - Владимира Красное Солнышко -

навсегда связано с крещением Руси. На самом высоком холме Киева ему

воздвигнут памятник. Холм этот получил название Владимирская горка. А сам

князь Владимир причислен к лику святых.

План.

1. Языческая Русь до крещения.

2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.

3. Первые годы правления Владимира.

4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.

5. Владимир и Русь после крещения.

6. Владимир как военный , политический деятель.

7. Последние годы правления Владимира и смерть.

8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства

Российского.

Список использованной литературы.

1. Амелькин А. О. , Кретинин С. В. , Филюшкин А. И. Всемирная история в

лицах для детей. Книга для чтения. - Воронеж : Центрально-Чернозёмное

книжное издательство , 1996 год - 558 стр.

2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах : Раннее средневековье.

Энциклопедия для школьников. Серия «Детский плутарх». - Москва :

издательство «ОЛМА-ПРЕСС» , 1999 - 320 стр.

3. Ошимова А. О. История государства Российского с его возникновения до

времён Петра I. - Москва : издательство ТКО АСТ , 1996 год - 464 стр.

4. Петухов Ю. Д. Научно-популярный литературно-художественный журнал № 3. -

Москва : культурно просветительское издательство «История» ,

«Метагалактика» , 1997 год - 288 стр.

5. Потапчук И. Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.

- Тула : издательство «Пересвет II» , фирма «Ослябя» , 1995 год - 592

стр.

6. Поспелов Н. П. , Лисовой Н. Н. Российские судьбы. Святая Ольга -

Владимир Святой. - Москва : издательство «Новатор» , 1996 год - 400

стр.

7. «Русская Православная Церковь 988 - 1988». - Москва : издание Московской

Патриархии , 1988 год.

8. Соловьёв С. М. Чтение и рассказы по истории. - Москва : издательство

«Правда» , 1989 год - 768 стр.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.