бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Крейсер I-го ранга Цусимской кампании Дмитрий Донской. История и технические характеристики

мусора, водоопреснительный аппарат системы Зотова с донкой, два эжектора

Фридмана, два локомобильных вспомогательных котла и несколько ручных

насосов. Важным новшеством являлось только еще начавшее внедряться на

кораблях и не имевшее штатных положений палубное и боевое (прожекторы)

электрическое освещение.

Артиллерийское вооружение состояло из относившихся к дальнобойным двух 203-

мм орудий длиной 30 калибров (боезапас по 76 снарядов на орудие),

четырнадцати 152-мм длиной 28 калибров (по 112 снарядов на орудие), десяти-

шестнадцати (в разное время) 37-й и 47-мм скорострельных патронных пушек

Гочкиса, а также двух 64-мм десантных пушек Барановского. Предельная

дальность стрельбы при угле возвышения 12° составляла для 203-мм пушек 35

кб, при угле возвышения 15° для 152-мм пушек - 40 кб. Минное вооружение

включало четыре бортовых, первых в отечественном флоте стационарных (вместо

прежних, перемещавшихся по кораблю «минных пушек») аппарата для

самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) в яблочных шарнирах, один выдвижной

носовой аппарат (поставлен позднее), а также минные аппараты,

устанавливавшиеся на катерах: для укороченных мин длиной 4,57 м на

«миноносках» и для 3,05 м мин на паровых катерах. Все мины имели диаметр

381 мм, вес заряда пироксилина составлял 40 кг. Кроме того, паровой катер

типа «Птичка» мог вооружаться аппаратом для выстреливания не имевших

движителя метательных мин (диаметр 254 мм) и шестовой миной. Несмотря на

несоизмеримую с артиллерией дальность действия самодвижущихся мин - всего

до 550 м при скорости 25 уз - их неукоснительно включали в вооружение

больших кораблей на всех флотах мира. Это время стало расцветом «минного

синдрома», когда мощь минного взрыва затмевала в сознании мысль о

реальности его использования. Считалось, что, хотя и не позволяя большим

кораблям сражаться посредством минных выстрелов, это оружие создает

надежную гарантию от захвата потерявшего ход корабля (весьма гипотетическая

ситуация), а при неудачных обстоятельствах дает шанс одним выстрелом

покончить с противником (чего ни разу так и не случилось на практике).

Синдром оказался столь силен, что минное вооружение на больших кораблях

сохраняли, «на всякий случай», вплоть до второй мировой войны и даже

дольше.

Обязательными, вплоть до русско-японской войны 1904-1905 гг., являлись и

корабельные мины заграждения. Они предназначались для «самоограждения

кораблей при незащищенных якорных стоянках». 30 таких гальваноударных

боевых (вес взрывчатого вещества до 30 кг) и 50 учебных мин можно было

ставить со шлюпок или с помощью стрел с борта корабля. Получил «Донской» и

один из первых образцов сетей, защищавших от торпед. Экипаж корабля включал

23 офицера и 492 нижних чина.

На океанской вахте.

20-летняя строевая, по преимуществу заграничная, служба «Дмитрия Донского»

началась в Средиземном море. Здесь, сменив совершавший свое последнее

заграничное плавание деревянный фрегат «Светлана», он в августе 1885 г.

возглавил особое соединение русского флота - отряд Средиземного моря. Два

года воды лазурного моря, соединяющего берега трех стран света, омывали

борта и пенились под гребным винтом новейшего русского крейсера. Два года

англичане тщательно отслеживали (отношения Великобритании с Россией в то

время обострились из-за кризиса 1885 г. по поводу афганской границы)

перемещения грозного корабля Российского флота.

Миновал афганский кризис и средиземноморская вахта «Дмитрия Донского»

сменилась тихоокеанской. Выполняя правительственное решение 1886 г. о

принципиальном отказе России от территориальных приобретений на Дальнем

Востоке и ускорении развития Владивостока как естественного центра

отечественного Приморья, флот продолжал направлять сюда свои лучшие

корабли. Обстановка на дальневосточном театре складывалась непростая. Еще

совсем недавно, во время того же афганского кризиса 1885 г. начальнику

эскадры контр-адмиралу А. Е. Керну пришлось преподать урок международной

вежливости «просвещенным мореплавателям», приказав взять на прицел корабли

слишком уж назойливо и неотвязно преследовавшей его английской эскадры.

Прибыв сюда, новый крейсер, войдя в состав эскадры контр-адмирала А. А.

Корнилова, участвует в учениях совместно с корветом «Витязь», которым в те

годы командовал С. О. Макаров, обстоятельно, и даже своими боками (сев на

мель 30 сентября 1887 г. у мыса Купера) изучает и обследует воды Тихого

океана.

В плаваниях между Нагасаки, Чифу и Владивостоком «Дмитрий Донской» проводит

весь 1888 г., а в мае 1889 г. возвращается в Кронштадт, чтобы передать

вахту в океане уходившему в октябре на Дальний Восток «Владимиру Мономаху».

Главнейшим итогом первого заграничного плавания стал вывод о

несостоятельности на обоих кораблях их парусного вооружения. И командиры и

флагманы были единодушны во мнении, что для кораблей с неподъемным гребным

винтом плавание под парусами - это фикция, самообман. На «Мономахе», с его

особенно эффективно действующими в виде тормозов двумя винтами, скорость

под парусами большей частью не превышала 4,5 уз; при таком ветре клипера

могли бы идти по 9 уз. Оверштаг фрегат, невзирая ни на какие усилия вообще

не мог поворачивать и, не доходя двух румбов до линии ветра, начинал

уваливаться под ветер. Паруса, правда, существенно, в сравнении с паровым

плаванием, умеряли килевую качку, но это, конечно, было слишком дорогой

платой за необходимость нести и, с большими хлопотами, содержать парусный

рангоут. Не лучше вел себя и одновинтовой «Донской». Опыт 215-мильного

перехода под парусами из Иокогамы в Нагасаки в марте 1888 г. выявил среднюю

скорость 2,28 уз, показав, что пока винт не начнет свободно вращаться (для

этого требовалась скорость не менее 4,5 уз) управление кораблем «почти

невозможно». В результате, рангоут, имевший вес с такелажем 176 т,

предлагалось заменить или облегченным корветским (вес 60 т) или «боевым с

марсами» (вес 35 т) или яхтенным (вес 16 т). При этом предлагалось, даже

рискуя перегрузкой, увеличить явно недостаточные запасы угля на 224 т. Не

признавал эти корабли парусными и С. О. Макаров. Но в МТК с поразительным

упорством закрывали глаза на все эти отзывы и даже согласие на замену

сгнивших и ставших опасными деревянных мачт «Донского» стальными

трубчатыми, обосновывали «хорошими парусными качествами» корабля.

Столь же назревшей сказалась и проблема усиленного обрастания корпуса,

которое почему-то распространялось не только на стальную броню, но и на

медную обшивку (что, как объясняли, происходило из-за

«электроположительности» солей цинка, полосой которого разделили сталь

брони от меди обшивки). В результате при очистке корпуса в доке в 1888 г.

вес снятых влажных раковин составил около 13 т. Пришлось прибегнуть к

услугам японцев, покрывших очищенную поверхность брони несколькими слоями

лака, а по возвращении в Кронштадт в 1889 г. распространить конструкцию

защиты подводной части корпуса (с Z-образными стрингерами) также и на

броневой пояс.

В 1891 г., успев в июле принять участие в больших торжествах встречи в

Кронштадте французской эскадры адмирала Жерве, «Дмитрий Донской» 21

сентября вышел в новое плавание. С октября 1891 г. по январь 1892 г.

корабль побывал в Гибралтаре, на Мальте, Бриндизи и в других

средиземноморских портах. Выполнив, как это всегда делалось, начальный курс

учебных и боевых стрельб, корабль возглавил отряд, включавший фрегат

«Минин», клипер «Забияка» и черноморскую канонерскую лодку «Уралец». В

марте 1892г. отряд расформировали, а «Дмитрий Донской» совершил редкое для

российских кораблей плавание Мраморным морем в Константинополь. Заранее

полученное дипломатическое разрешение открыло путь через проливы и

«Донской» вошел в воды заветного и недоступного для балтийских кораблей

Черного меря. Увы, это стало лишь эпизодом: корабль, назначенный в

распоряжение великого князя Георгия Александровича, принял его в Батуме и,

доставив в Пирей, продолжил плавание на Дальний Восток. С июля и до конца

1892 г., базируясь, в основном, на Владивосток и составляя главную силу

малочисленной, в то время, эскадры, «Дмитрий Донской» продолжал интенсивный

курс боевых стрельб: по пирамидальному, спускавшемуся с корабля, плавучему

щиту у о. Герасимова, по скале в заливе Славянка (с расстояния 8 кб), ночью

на якоре из 203-мм и 152-мм пушек по той же скале при свете двух

прожекторов, переводя прислугу с одного борта на другой, из скорострельных

пушек с борта и с марсов (от 3 до 8 кб), минами поочередно из аппаратов

правого и левого бортов и из носового аппарата. Все эти учения и стрельбы

повторялись каждый год. В августе, подняв флаг младшего флагмана,

перенесенный с ушедшего с начальником эскадры в Петропавловск «Витязя»,

принимали серию визитов во Владивосток иностранных кораблей: трех

французских, трех английских (среди них «Имперьюз» - прототип крейсера

«Адмирал Нахимов»), корвета США «Марион» (1873 г. постройки, одного из

последних с деревянным корпусом).

20 декабря отдали якорь в Нагасаки, а 27 января 1893 г. корабль был уже на

пути из Сингапура в Коломбо. Здесь получили телеграфное предписание ГМШ:

придти в Порт-Саид 1 марта, где командира, капитана 1 ранга Гессена сменит

капитан 1 ранга Н. А. Зеленой. Установленные И. А. Шестаковым правила о

морском цензе продолжали действовать неумолимо: командирская должность уже

была нужна следующему претенденту на продвижение по службе. Новым

предписанием прибытие в Алжир назначалось на 10 марта. Вскоре все

разъяснилось: крейсер должен оыл возглавить русский отряд, шедший по

приглашению правительства США на международные торжества по случаю 400-

летия открытия Америки Колумбом.

11 марта рядом с крейсером, стоявшим в Алжирской гавани, появилась русская

яхта «Форос» под флагом севастополького яхт-клуба, с которой на «Донского»

перешли великий князь Александр Михайлович, прибывший нести службу в

должности начальника 1-й вахты, и великий герцог Мекленбург-Шверинский.

Вечером 12 марта прибыл назначенный начальником эскадры Атлантического

океана старший флагман 1-й флотской дивизии вице-адмирал Н. И. Казнаков.

Подняв адмиральский флаг, корабль продолжал усиленно готовиться к 4000-

мильному броску через Атлантический океан. Уже немало послужив, крейсер

нуждался в обстоятельной переборке вспомогательных механизмов, чистке

котлов, чеканке их швов, укреплении подшипников и в других работах; еще до

прихода в Алжир пришлось заглушить 254 трубки холодильников, чтобы заменить

их уже в Америке.

16 марта «Донской» снялся с якоря, 18-го, преодолевая сильное течение,

уменьшившее обычную экономическую скорость с 8 уз до 5,5, прошел Гибралтар.

Уже с Мадеры, куда пришли 21 марта, адмирал писал, что не имеет уверенности

в возможности совершить плавание за 15 дней и 5 апреля быть на Хэмптонском

рейде - месте сбора кораблей международной эскадры. Однако до планового

выхода ее в Нью-Йорк, 12 апреля, Н. И. Казнаков рассчитывал успеть. Велико

же было смятение в Главном морском штабе, когда следующую телеграмму

получили с острова Сент-Томас или, говоря проще, Святого Фомы. Оказалось,

что не надеясь совершить 3100-мильный переход под парами, на крейсере

решили тряхнуть стариной и блеснуть парусной школой. Но пассат, в надежде

на который адмирал приказал спуститься к югу, продержался только три дня и

для пополнения истраченного в противоборстве со стихией запаса угля

пришлось идти на о. Св. Фомы. Пополнив запасы угля, крейсер, вместо того,

чтобы хотя бы в пути присоединиться к международной эскадре, совершил

бросок прямо в Нью-Йорк, где, совершенно довольный собой Н. И. Казнаков

принимал салют пришедших следом за ним кораблей: «чтобы не быть обязанным

салютовать первому, но чтобы получить салют от других».

По прибытии в Нью-Йорк международной эскадры из 34 вымпелов (русский флот

на переходе представляли своевременно пришедшие на Хэмптонский рейд

«Генерал-Адмирал» и «Рында») «Дмитрий Донской» занял в отряде свое

флагмайское место и принял на себя изнурительное, без преувеличения, бремя

представительства. Все дни наши корабли осаждали толпы американцев, а

приглашений с берега было так много, что офицерам, чтобы везде поспеть,

приходилось делиться на партии. По недостатку собственных электрических

ламп (иностранцы, похоже, прибыли с уже готовой иллюминацией) фирме Эдисона

заказали специальные иллюминационные щиты. На «Дмитрии Донском» между фок-

и грот-мачтами светился императорский вензель с короной, «Рынду» украшали

сиявшие в ночи скрещенные русский и американский флаги со звездой.

Центральными событиями торжеств, организованных с огромным, чисто

американским размахом, стали парад международной эскадры, который

возглавляли приведенные из Испании три натурных копии кораблей Колумба

(парад принимал президент США Кливленд) и марш иностранных моряков по Нью-

Йорку, во время которого наши матросы своей выправкой и дисциплиной вызвали

всеобщее восхищение, а также торжественное открытие в Чикаго грандиозной

международной выставки. Корабли обменивались визитами и взаимными

угощениями для матросов, на «Дмитрии Донском» в кают-компании принимали

офицеров с американского монитора «Миантаномо», в 1866 г. побывавшего в

Кронштадте, затем принимали 150 человек морских ветеранов гражданской войны

и каждый день наносили ответные визиты на иностранные корабли. Сталь же

горячим энтузиазмом встречали наш отряд в Филадельфии. Не миновали и

знаменитый завод фирмы «В. Крамп и сыновья», на котором, пользуясь случаем,

произвели замену дымогарных трубок в котлах миноносок «Донского».

Предполагавшийся вначале поход в Брест, в ответ на визит эскадры Жерве в

Кронштадт, был, видимо в силу крайнего утомления людей экскурсиями,

визитами и торжествами, отменен, и в сентябре 1893 г. «Дмитрий Донской»

прибыл на Родину. В пути от Нагасаки до Нью-Йорка за 62 суток и 16 часов

прошли 14558 миль и до 5000 миль занял обратный путь вместе с визитами по

портам в США. Все это время оказавшиеся весьма добротными машины

Балтийского завода, обслуживаемые под руководством заботливого и знающего

механика А. П. Швейкина (прослужил на корабле с 1887 по 1895 г.) работали

безотказно. Но профилактика им требовалась уже основательная, а котлы явно

требовали замены.

Первым к капитальному ремонту приступил «Владимир Мономах», пришедший в

Кронштадт еще в конце 1892 г. Котлы на нем заменили в 1893 г. и уже в

октябре следующего года «Мономах» ушел в плавание. В 1894 г. заменили котлы

и на «Дмитрии Донском». В 1895 г. на нем полностью сменили устарелую

главную артиллерию, в спешном порядке установив новые, только что принятые

на вооружение флота патронные орудия системы Канэ, позаимствовав их из

числа заготовленных для пароходов Добровольного флота. Эти 6 152-мм и 10

120-мм пушек с новой системой подачи и оборудованием погребов по весу (400

т) оказались равными прежним, отчего перегрузку уменьшить так и не удалось.

В эскадре Тихого океана.

С 1894 г. оба крейсера уже окончательно оказались втянутыми в орбиту

русской политики на Дальнем Востоке. «Владимир Мономах», находясь в составе

Средиземноморской эскадры, уже в январе 1895 г. спешно отправился на

усиление Тихоокеанской эскадры, которая, занимая пока выжидательную

позицию, оказалась перед риском вмешаться в начавшуюся в 1894 г. войну

между Японией и Китаем. Следом за «Мономахом» ушел на восток под флагом

контр-адмирала С. О. Макарова и флагманский броненосец Средиземноморской

эскадры «Император Николай I». Сосредоточившись 23 апреля 1895 г. в Чифу и

готовясь к бою, русские корабли способствовали сдерживанию чрезмерных

притязаний к Китаю со стороны победившей в войне Японии. Давление мощной,

по тем временам, эскадры, далеко превосходившей силы японского флота,

вынудило победителей отступить и в мае 1895 г. отказаться от уже

захваченного Ляодунского полуострова и штурмом взятого Порт-Артура.

29 октября 1895 г., закончив модернизацию и приемные испытания, «Дмитрий

Донской» вместе с только что принятым в казну новейшим крейсером «Рюрик»

обменялся салютами с Кронштадской крепостью и, следуя за своим флагманом,

взял курс на запад. В Средиземном море пришлось задержаться: ходили слухи о

намерениях Англии захватить бухту Суда на острове Крит и войти в

Дарданеллы; обострились отношения между мусульманской и христианской

общинами в Турции и наши корабли для успокоения христианского населения

совершили визиты в Смирну (ныне Измир) и Александретту. Здесь их, с

подчеркнутым радушием, принимала внушительная английская эскадра в составе

четырех броненосцев и крейсера, действительно сосредоточившаяся на пороге

Турции. Приветливо принимали русских и представители обеих общин города -

турецкой и греческой. Начатый в Средиземном море курс боевой подготовки

пришлось продолжать уже в пути: 3 февраля поступил телеграфный приказ ГМШ

быть готовыми к соединенному походу на Тихий океан. 14 февраля корабли

вышли в море и 9 апреля прибыли в Нагасаки, где, несмотря на натянутые

отношения с Японией, России приходилось держать значительную часть своих

морских сил.

На этот раз тихоокеанская вахта обновленного крейсера оказалась как никогда

долгой. Числившийся, как и все корабли эскадры в «заграничном плавании»,

«Дмитрий Донской» провел на Дальнем Востоке шесть долгих лет. 7 октября

1897 г. он стал первым, кто вошел в только что отстроенный во Владивостоке

сухой док, резко поднявший значение главной базы флота, в марте 1898 г.

впервые побывал в только что, 5 декабря 1897 г., «арендованном» у Китая

Порт-Артуре, к которому, в силу неисповедимых зигзагов тогдашней политики

переходила роль и главной базы и российского административного центра в

Приморье. Столкновение с Японией становилось неотвратимым. В 1900 г.

крейсер участвовал в больших маневрах флота и армии под Порт-Артуром,

перешедших, по стечению обстоятельств, в реальные боевые действия на

территории Китая, где, спровоцированное императрицей Цысей и религиозными

сектами, разгорелось народное восстание «Большого кулака» (ихетуаней или

боксеров), направленное против всех европейцев. Тем временем, отозванный в

конце 1895 г., для перевооружения, на родину, «Владимир Мономах» оказался

перед проблемой кардинальной переделки. Командовавший крейсером с 1894 г.

З. П. Рожественский и начальник эскадры Е. И. Алексеев почти в один голос и

независимо друг от друга, один в Кронштадте («памятная записка» от 3 мая

1896 г.), другой в Иокагаме (доклад от 4 марта 1896 г.) со всей остротой

ставили перед управляющим Морским министерством вопрос о необходимости

кардинальной разгрузки крейсера - не менее, чем на 650 т. При нынешнем же

его состоянии начальник эскадры считал морские качества «ниже

посредственных», а сам корабль годным лишь «для надобностей береговой

обороны, а не океанского крейсерства». Безмерно перегруженный крейсер

крайне болезненно реагировал на встречные волну и ветер, которые уже при

силе 5 баллов заставляли его сильнейшим образом зарываться носом, принимать

на палубу потоки воды, резко терять скорость и, во избежание напрасной

траты угля, уменьшать число оборотов машин. Все это сопровождалось сильными

ударами и сотрясениями, большой бортовой качкой, при 12° которой батарея

уже не могла действовать. Следовало принять все меры для того, чтобы при

установке новой артиллерии хотя бы два орудия главной батареи могли бы

действовать в относительно свежую погоду, обстреливая весь горизонт. Это

могли быть 152-мм патронные орудия - одно в носу, другое в корме; все же 8

бортовых 152-мм пушек следовало заменить на 120-мм. Вместо трех мачт (их и

Е. И. Алексеев, ввиду полной негодности парусов, считал чрезмерно тяжелыми)

следовало установить «две с семафорами и вышками для наблюдательных

постов». З. П. Рожественский добавлял, что нужно установить боевую рубку,

не предусмотренную в проекте, «снять броню, а по поясу оной сделать двойной

борт», который заполнить целлюлозой. В итоге огромной деятельности,

развернутой комиссией под председательством контр-адмирала В. П. Мессера и

выполнившего ряд проектных проработок МТК, остановились на ограниченном

варианте с более слабым, чем на «Донском», носовым огнем (надо было

облегчить оконечность), без щитов для орудий и, конечно, не трогая брони.

Это решение МТК (журнал №94 от 30 июля 1896 г.), признававшее, что все

облегчение составит лишь 128,9 т, при этом корабль от имеющегося

переуглубления в 0,267 м всплывет только на 0,11 м, одобрил генерал-

адмирал, приказавший подготовить крейсер к плаванию к августу будущего

года. Вместо предполагавшихся по проекту перевооружения 8 152-мм и 8 120-мм

пушками, пришлось поставить только 5 и 6 таких орудий, доведя число 47-мм

пушек до 18 (вместо 10), а 37-мм оставить 4 (вместо 12); кроме того,

остались и пушки Барановского. Приказание великого князя было выполнено и

«Владимир Мономах», выйдя в плавание на Дальний Восток в ноябре 1897 г. в

апреле следующего вошел в состав эскадры.

1898-1901 гг. прошли для обоих крейсеров в совместной, во многом уже

будничной службе по освоению нового, неожиданно расширившегося

дальневосточного театра. Маневры, экстренные поручения, стоянки в

вооруженном резерве, учения, стрельбы, плавания в Желтом и Японском морях,

заходы практически во все гавани и порты огромного побережья по-будничному

успокаивали, отгоняли мысли о возможном столкновении с Японией. Просторы

незамерзающего океана, размах театра, обстановка постоянных плаваний

формировали в те годы на эскадре особую атмосферу военного братства,

спаянного, сверх того, и отдаленностью от Родины. Создавалась та эскадра,

тот действительно бывалый и проверенный флот, о котором с законным чувством

гордости писал в своей «Расплате» и других книгах В. И. Семенов. 12 декабря

1901 г. «Донской» и «Мономах», после необыкновенно широких, шумных и теплых

проводов в кают-компаниях кораблей и полковых собраниях, покидали Порт-

Артур вместе с броненосцами «Наварин», «Сисой Великий» и крейсером «Адмирал

Корнилов». Уходили корабли - пионеры нового театра и прощание было

необыкновенным. Для проводов в море вышел весь находившийся в кампании

флот. Пройдя 10 миль три броненосца типа «Полтава», «Громобой», «Адмирал

Нахимов» повернули навстречу уходившему под флагом контр-адмирала Г. П.

Чухнина отряду и разошлись с ним на расстоянии 180-300 м. Краткий волнующий

миг прощания, гром салютов флагманских броненосцев - и корабли расстались в

сумрачной зимней мгле, многие - навсегда и каждый навстречу своей судьбе.

Шедшие после Нагасаки отдельным отрядом под командованием командира

«Донского» капитана 1 ранга М. И. Ваедер-Шкруфа корабли вновь вошли в

состав отряда Г. П. Чухнина перед Суэцем. 27 марта 1902 г., соединившись в

море у Танжера с отрядом из трех французских крейсеров, они произвели

совместным приходом на рейд знаменитую демонстрацию русско-французского

союза; как об этом писал родным мичман «Донского» П. А. Вырубов,

«показывали из-за угла кулак Англии».

В Кронштадте «Дмитрий Донской» переоборудовали в учебно-артиллерийский

корабль для Тихоокеанской эскадры, для чего 6 120-мм пушек заменили на 6 75-

мм и перетасовали малокалиберную артиллерию, которая теперь включала еще 6

75-мм, 8 47-мм, 10 37-мм одноствольных, 6 37-мм пятиствольных, 2 64-мм

десантных пушек и 4 пулемета.

Новый поход «Дмитрия Донского» на Дальний Восток планировался в октябре

1903 г. Вместе со спешно проходившим испытания крейсером «Алмаз» (яхтой

наместника на Дальнем Востоке) он должен был, собрав в Средиземном море

миноносцы, шешие из Кронштадта несколькими группами, конвоировать их в Порт-

Артур. Сборы затянулись и, в конечном счете, «Донской» вошел в состав

«Отдельного отряда судов, идущих в Тихий океан» под командованием контр-

адмирала А. А. Вирениуса. Скандальная эпопея похода этого отряда,

схваченного телеграфной уздой распоряжавшегося из Петербурга начальника ГМШ

З. П. Рожественского, как в зеркале отражала организационную немощь и

бестолковость тогдашней верхушки Морского министерства. Шедшие с отрядом и

не выдерживавшие штормовых буксировок, готовые вот-вот переломиться пополам

на крутой волне малые миноносцы связывали отряд, но З. П. Рожественский,

требуя от А. А. Вирениуса ускорить движение в Порт-Артур, в то же время

категорически запрещал оставить миноносцы в Средиземном море. Кончилось

тем, что к началу войны отряд только что успел преодолеть Красное море.

Беспрепятственно прошли мимо купленные Японией в Италии, еще небоеспособные

крейсеры «Ниссин» и «Кассуга», которые ничего не стоило перехватить или

взять под конвой, а наш отряд получил приказ возвратиться в Россию.

Командир «Донского» капитан 1 ранга Л. Ф. Добротворский, воспользовавшись

своим удобным положением на пересечении морских путей, без приказа

приступил к перехвату военной контрабанды, обильным потоком хлынувшей в

Японию. Успев перехватить и арестовать три парохода, он, вместо поддержки

остальными кораблями отряда, получил из ГМШ категорическое предписание

немедленно освоосдить задержанные суда.

Менее чем через год «Дмитрий Донской» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры,

возглавляемой З. П. Рожественским, вышел в свое пятое, оказавшееся

последним, плавание на Дальний Восток. Поход Атлантикой вдоль пустынных

берегов Африки, редкой силы шторм вблизи мыса Доброй Надежды, изнуряющая

задержка на Мадагаскаре, плавание через Индийский океан, недолгая радость

от встречи с отрядом Н. И. Небогатова, с которым пришел и «Владимир

Мономах», томительная неопределенность дальнейшей судьбы у берегов

Индокитая и дневной бой 14 мая 1905 г. в Корейском проливе - все это

пережил с эскадрой и экипаж «Донского». Старый корабль почти не получил

повреждений, потери составили четверо раненых. Свой последний бой крейсер

принял на следующий день.

Уже сутки, как покоились на дне Японского моря броненосцы «Ослябя»,

«Бородино», «Князь Суворов», «Император Александр III», стихла над морем

канонада боев продолжавших прерываться в одиночку других кораблей, от

попадания торпеды в ночном бою затонул у о. Цусима «Владимир Мономах»,

сдался, сломленный шоком катастрофы отряд Небогатова. И только в одном

месте Японского моря, у о. Дажелет, продолжался ожесточенный бой. Это

«Дмитрий Донской», сумевший дальше всех уйти от Корейского пролива,

отчаянно, на оба борта, отбивался от пытавшихся взять его в клещи двух

отрядов (10 вымпелов) японских крейсеров. И отбился, и заставил отступить

трижды бросавшиеся в атаку японские миноносцы, но и сам был уже не в силах

продолжать путь. Сбита дымовая труба, не хватает тяги в топках, падает

скорость. За ночь свезли на остров экипаж и смертельно раненого командира,

капитана 1 ранга И. Н. Лебедева... Корабль затопили утром 16 мая, отведя

его на глубину у, о. Дажелет в точке с координатами 37°30' с.ш., 130°57'

в.д. Из экипажа было убито около 60 человек и около 120 ранено.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

| | | |

|Место | |Новое Адмиралтейство, СПб, Россия |

|постройки | | |

| | | |

|Заложен | |9.05.1881 г. |

| | | |

|Спущен на | |18.08.1883 г. |

|воду | | |

| | | |

|Вступил в | |1885 г. |

|строй | | |

| | | | | |

|Водоизмеще| |Проектное | |5800 т |

|ние | | | | |

| | |фактическое к 1905 г. | |6200 т |

| | | | | |

|Длина | |наибольшая (по корпусу) | |93.4 м |

| | |по ватерлинии | |90.4 м |

| | | | | |

|Ширина | |Наибольшая | |15.8 м |

| | | | | |

|Осадка | |Средняя | |7.0 м |

| | |Носом | |6.4 м |

| | |Кормой | |7.85 м |

| | | |

|Энергетиче| |2 вертикальных паровых машины тройного расширения |

|ская | |6 двойных огнетрубных котлов с общей нагревательной |

|установка | |поверхностью 2260 кв.м. |

| | | | | |

|Число | | | |1 |

|винтов | | | | |

| | | | | |

|Мощность | |Проектная | |7000 л.с. |

|машин | | | | |

|Скорость | |Проектная | |17 узл |

|хода | | | | |

| | | | | |

|Мощность | |на испытаниях | |6737 л.с. |

|машин | | | | |

|Скорость | |на испытаниях | |16.2 узл |

|хода | | | | |

| | |фактически к 1905 г. | |15.4 узл |

| | | | | |

|Запас угля| |Полный | |850 т |

| | | | | |

|Дальность | |при скорости 10 узл | |2830 миль |

|плавания | | | | |

| |

|Артиллерийское вооружение (первоначальное) |

|203-мм | |в 30 калибров | |2 |

|орудий | | | | |

|152-мм | |в 28 калибров | |14 |

|орудий | | | | |

|87-мм | | | |6 |

|пушек | | | | |

|(4-фунтовы| | | | |

|х) | | | | |

|37-мм | |в 23 калибра | |10 |

|пушек | | | | |

|Гочкиса | | | | |

|64-мм | |в 19 калибров | |2 |

|десантных | | | | |

|орудий | | | | |

|Барановско| | | | |

|го | | | | |

| |

|Артиллерийское вооружение (после перевооружения) |

|152-мм | |в 45 калибров | |6 |

|орудий | | | | |

|Канэ | | | | |

|120-мм | |в 45 калибров | |10 |

|орудий | | | | |

|Канэ | | | | |

|47-мм | |в 43 калибра | |6 |

|пушек | | | | |

|Гочкиса | | | | |

|37-мм | |в 23 калибра | |10 |

|пушек | | | | |

|Гочкиса | | | | |

|64-мм | |в 19 калибров | |2 |

|десантных | | | | |

|орудий | | | | |

|Барановско| | | | |

|го | | | | |

| |

|Минно-торпедное вооружение |

|381-мм | | | |5 |

|надводных | | | | |

| | | | | |

|торпедных | | | | |

|аппаратов | | | | |

|(4 бортовых установлены при постройке, вскоре добавлен 1 носовой) |

| |

|381-мм торпедные аппараты для укороченных мин могли устанавливаться|

|на минные («миноноски», для торпед длиной 4.57) и паровые катера |

|(для торпед длиной 3.05 м) |

|254-мм | |(на катерах) | |1 |

|метательны| | | | |

|х | | | | |

|минных | | | | |

|аппаратов | | | | |

| | | | | |

|мин | |Боевых | |30 |

|заграждени| | | | |

|я | | | | |

| | |Учебных | |50 |

| |

|Бронирование (броня компаунд) |

|пояс по | |(94 x 2.24 м, над водой 0.7 м) | |114-152 мм |

|ватерлинии| | | | |

|броневая | |над поясом | |13 мм |

|палуба | | | | |

| | | | | |

|Экипаж | |Офицеров | |23 |

| | |унтер-офицеров и матросов | |492 |

Литература

1. Мельников P.М. Крейсер I ранга «Дмитрий Донской». CПб, 1995

2. Мельников Р.М. Крейсеры Россиского флота. «Судостроение», N 3, 1990

г., N 11, 1990 г.

3. Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота

1861-1917 г. М., Воениздат, 1948

4. Cyлига C.В. Коpабли Pyccко-Японcкой войны: Pоccийcкий флот. М., 1993

5. Вторая тихоокеанская эскадра. «Наваль», вып. 1,. М., 1991

6. Кофман В.Л. Цycима: анализ пpотив мифов. «Hаваль», вып. 1. М, 1991

Государственный Морской Технический Университет.

Кафедра проектирования судов.

РЕФЕРАТ

на тему:

«Крейсер I–го ранга Цусимской кампании “Дмитрий Донской”.

История и технические характеристики».

Выполнил: студент 1-го курса ГМТУ

группы 11КС2

Нечаев Алексей

Проверил:

Гайкович

Александр Иосифович

Санкт-Петербург

2000

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.