бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Коренные народности севера: история, культура, быт

власти 30-х г.г. [15]. И не потому, что ненцы изначально не призанли ее, а

потому, что каждое отдельно взятое ее действие в отношении ненецких устоев

и традиций удивительно точно шло “против шерсти”. Ненцы не в силах были

остановить машину наступления социализма, да и не пытались всерьез это

делать. Как следовало из тактики ведения традиционных “войн”, они нередко

давали этой машине возможность нанести сокрушительный удар в пустоту,

отступали, скрывались в отдаленных тундрах, приспосабливались к колхозным и

административным новшествам, но с завидным упорством сохраняли свой стиль

жизнедеятельности.

22 июня 1941 г. Германия напала на СССР[16]. Началась Великая

Отечественная война, ставшая жестоким испытанием для всех народов страны.

В связи с оккупацией значительной части территории СССР на восточные

районы легла основная нагрузка по обеспечению потребностей армии. Сибирь,

Урал, Дальний Восток превратились в ведущий военно-промышленный арсенал

страны.

Север в системе военного обучения значительно уступал другим районам

тыла[17]. Малочисленность и разобщенность населения, кочевой образ жизни

многих народов Севера, слабость военно-технической базы, острая нехватка

преподавателей, недостаток практического опыта - все это затрудняло и

ограничивало подготовку боевых резервов. В этих условиях упор был сделан

на качество военного обучения, на эффективное использование обученных и

подготовленных резервов. Специализация будущих воинов из народностей

Севера осуществлялась с учетом их природных способностей и трудовых

жизненных навыков, которые могли пригодиться на фронте. Предпочтение

отдавалось таким воинским специальностям, как стрелок, пулеметчик,

снайпер, разведчик, сапер, связист, наблюдатель.

В областях и национальных округах Севера к началу 1942 г. сложилась,

непрерывно совершенствовалась комплексная система военного обучения, через

которую прошли военнообязанные в возрасте от 16 до 50 лет[18]. В процессе

военно-мобилизационной работы проявлялось максимум внимания к отбору на

военную службу граждан из Среды народностей Севера. Их малая численность,

необходимость ускоренного развития традиционных отраслей хозяйства и

обеспечение их местными трудовыми ресурсами - все эти обстоятельства

требовали конкретного и дифференицированного подхода к решению вопроса о

целесообразности призыва к мобилизации в Красную Армию военообязанных

коренных национальностей Севера.

Предпочтение отдавалось тем, кто уверенно владел русским языком,

имел достаточный образовательный и культурный уровень, был обучен военному

делу. Это были, в первую очередь, коммунисты и комсомольцы, представители

национальной интеллигенции, учащиеся и студенты.

Практически целесообразным оказался такой способ распределения

боевых ресурсов, при котором уроженцы Севера направлялись в районы боевых

действий с природно-климатическими условиями, близкими или сходными с

родиной. Так, Европейский Север питал боевыми ресурсами войска Карельского

фронта, Обский и Енисейский Север, обеспечивали пополнение Северо-Западный

и Ленинградский фронты, представители Чукотки и Камчатки охраняли Северо-

Восточный рубежи страны. Высокое мастерство охотников Севера нашло на

фронте широкое применение в разведке и снайперском деле.

Оленеводы Европейского Севера саами, ненцы и коми, положили начало

военно-транспортным подразделениям Карельского фронта. Впервые в Красной

Армии олени использовались во время советско-финляндской войны. Опыт их

применения был продолжен в период Отечественной войны. 22 ноября 1941

г. было принято постановление Военного Совета Архангельского военного

округа “О призыве кадров и поставке оленей из народного хозяйства

Архангельской области и Коми АССР”. Намечалось мобилизовать 1400

оленеводов и до 10 тысяч голов оленей.

В Отечественной войне было успешно применен опыт использования собак

как транспортных животных. Отряды ездовых собак работали на всех фронтах,

но больше всего было на Карельском фронте. В качестве проводников и вожатых

в отрядах служили бывшие охотники - якуты, ханты, манси. Большой вклад

в укрепление фронта внесли моряки торгового, промыслового и арктического

флота Севера [19]. В ноябре 1941 года был военизирован промысловый флот.

Все транспортные плавучие средства объединены в дивизионы рыболовецкой,

дозорной и транспортной служб, оснащены артеллерийским и стрелковым

вооружением . В условиях бездорожной заполярной тундры морские коммуникации

имели жизненно важное значение для защитников Заполярья . Экипажи

промысловых и транспортных судов своевременно выполняли задания военного

командования по доставке на фронт войск, снаряжения и боеприпасов,

эвакуации в тыл раненых. Воинские перевозки были главным делом моряков

Севера вплоть до окончательного разгрома врага.

Негативные последствия для

национальных округов имел перевод на оседлость коренных народов Севера[20].

Начало ему было положено еще в конце 30 - 40-х г.г. Однако первые

послевоенные годы этот процесс шел вяло . За 1946- 1950 г.г. осело всего 81

хозяйство. Власти решили ускорить эксперимент. 11 декабря 1950 года Совет

Министров СССР принял постановление “О мерах помощи в переводе на

оседлость кочевого и полукочевого населения колхозов в районах Крайнего

Севера Тюменской области”. К 1958 году в Ханты-Мансийском округе первод на

оседлый образ жизни был завершен. По крайней мере, так считало партийное

руководство области. В Ямало - Ненецком округе, по темже сведениям, осело

22 % хозяйств. По своей значимости и последствиям перевод на оседлость

вполне можно приравнять к массовой коллективизации сельского хозяйства.

Компания сопровождалась коренной ломкой всех сторон общественной и личной

жизни оленевода - кочевника, вела к откату от традиционных привычек,

обычаев, выработанных веками. Для хантов одним из главных обычаев являлось

проведение “Медвежьего праздника” (медведь почитается хантами как предок).

Обряд включал широкую народную импровизацию перед медвежьей головой.

Участники праздника просили прощения у предка, старались в танцах

повторить его движения, задобрить, а заодно и показать свою ловкость. В

конце 40 - начале 50-х г.г. в Микояновском районе Ханты -Мансийского округа

на Медвежьи пляски в юртах Аленя, Вежары, Кислор, Юильские съезжалось от

150 до 2000 человек. К концу 50-х г.г. усилиями смотрителей от идеологии

эта традиция сошла на нет, 30 лет праздник не проводился и был фактически

разрешен только в конце 80-х г.г. Во второй половине 1950 - начале 1960

г.г. продолжался перевод кочевого населения северных округов на оседлый

образ жизни[21]. Как и в прежние годы, мнение и желание коренных жителей

часто не являлось определяющим. Поселки для местного населения строились на

значительном удалении от охотничьих угодий и мест лова рыбы, без

возможности передвижения по воде, поэтому построенные дома часто пустовали

. На 1 января 1964 г. в Ямало-Ненецком округе было переведено на постоянное

жительство в поселки около двух тысяч семей. Одновременно в округе велась

компания по расселению мелких населенных пунктов, где жило до 10 семей

(всего в округе было 170 таких поселений).

Образование больших оленеводческих колхозов и совхозов в

50-е г.г., концентрация населения в поселках, вызывали изменения в образе

жизни северян. На занятости населения отрицательно сказалось закрытие

звероферм и рыбоучастков. Реализация идеи концентрации производства привела

по существу к свертыванию традиционных отраслей хозяйства. Среди местного

населения появилась безработица .

Особого внимания требовали традиционные отрасли хозяйства на Севере.

Основными формами здесь являлись колхозы в виде рыболовецких артелей и

оленеводческие совхозы . Несмотря на значительные объемы реализуемой рыбы,

пушнины и оленеводческой продукции, низкие закупочные цены не давали

возможности повысить доходность колхозов и совхозов. Многие были из них

экономически слабыми,а значительная часть коренного населения нуждалась в

улучшении материально - бытовых условий. С начала освоения нефтегазовых

месторождений положение местных жителей ухудшилось.

ГЛАВА 3. ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА И ПРОБЛЕМЫ

ИХ СОХРАНЕНИЯ.

Представляя в биологическом отношении вид “Homo Sapiens”,

развиваясь по общим социальным законам, человечество распадается на

множество различных исторически сложившихся общностей[22]. Среди подобных

общностей людей особое место занимают образования, именуемые в повседневноя

языке народами, а в современной научной литературе - этносами.

При этом под этническим понимается прежде всего национально-

специфическое, проявляющееся главным образом в языке, повседневно-бытовой

культуре, в том числе обрядах, устном творчестве, нормах поведения, а также

в особенностях психического склада определенной исторически сложившейся

группы людей. Одной из непременных черт такой группы представляет

этническое самосознание.

Ненцы создали оригинальные религиозные культы, отличные от взглядов

других малочисленных народов Тюменской области[23]. В ненецких сказаниях

за героическим эпосом о сражениях героев с духами или богами можно увидеть

социальные порядки и обычаи.

Ненецкий пантеон богов густо населен и довольно сложен. Боги,

связанные с ними культовые обычаи и обряды со всех сторон охватывают

оленевода, рыбака, охотника. Начинается это с неба. На небе находятся семь

слоев с божествами, на земле также семь слоев и подземный мир, царство бога

Нга, простирается на семь слоев. А местные боги - хозяева и охранители

конкретной родоплеменной группы на ее территории.

Верхний мир - Небо. Здесь пребывает главное божество Нум, творец

всего сущего: сверхестественное и загадочное явление. Нум для ненцев -

божество, владеющее Миром, но как источник и податель добра жить он может

лишь в Небесах потому, что на земле совершается зло. Точный перевод

понятия “Нум” дать сложно, его толкование подгонялось под уже существующие

схемы. Приближенный перевод будет следующим: “небо, которое следует

почитать, там проживает высший дух, дающий жизнь всему земному и

владеющий им”. В некоторой степени эти понятия неба, где живет бог.

Ненцы полагали, что богу одному скучно управлять миром. Лучше, если

у бога будет жена. У Нума супругу звали Яминя и по преданию, она первая

жена бога, родившая ему семь сыновей. Она покровительница рожениц,

отмечающая жизненный путь ребенка. Яминя - хранительница брака, домашнего

очага. К ней обращаются как к целительнице женских и детских болезней.

О сыновях Нума известно, что им отведены семь небесных сфер, они

наблюдают за жизнью ненцев и сообщают отцу о происходящем на земле.

Благодаря своей сверхестественности они вездесущи и заполняют мир,

укрыться от них невозможно.

Под землей размещаются владения бога Нга. Они также делятся на

семь слоев, где обитают помощники сил зла. Много описаний злых духов

находится в народных сказаниях. Из злых сил особо выделялись наиболее

опасные помощники бога Нга: Хансосяда - дух, уносящий разум; Хабуа Мирена

- дух болезней; МэдНа - дух уродов; Бри Нгами - дух подземных тварей.

Причиной болезни человека считалось вселение Хабца Мирена в тело

человека. Недомогание продолжалось, пока за дело не брался шаман. Дух

болезней питался не только человеческими душами и телами, но и животными.

Поэтому предупреждение болезни или ее лечение требовало

жертвоприношений, которые совершал шаман.

Несмотря на сложную и постоянную зависимость от богов и духов,

ненцы нашли свое место в мире. Им стала середина между Верхним и Нижним

Миром, которая делилась на семь сфер. Видимый, материальный мир был

заселен невидимыми существами - духами.

Образны и поэтичны названия духов - хранителей покровителей людей,

животных, земли, воздуха. “Я Ерв” - хозяин земли, “Пэ Ерв” - хозяин гор,

“То Ерв” - хозяин озера, “Ид Ерв” - хозяин воды. В каждом чуме ненца есть

внутреннее божество - хозяйка чума “Мяд Пухуця”. Она находится в духовной

связи с “Я Минией”, охраняя уют, мир, семейный очаг.

Природа полагалась ненцами божественной, потому что она прекрасна и

заслуживаемой поклонения. Портить землю, срывать покров тундры, сваливать

мусор в реки, озера, считалось тяжким грехом. Маленький, незаметный

глазу Иясебам Пэртя - хозяин оленей, восседавший на самом крупном из

них - мог жестоко наказать человека за грубое, жестокое отношение к

природе.

Ненцы конкретно определяли нахождение божеств и духов, посвящая им

оленей. Эти места обычно сильно выделялись на местности: необычные

возвышенности, скалы, нагромождения камней. Большинство священных мест

находится в районах выпаса оленей, промысла зверя, ловли рыбы.

Главнейший жертвенник находится на Белом острове и называется Сэр

Ири. Стоит он в окружении идолов- сядаев, обращенный лицом к Ямалу. Первым

из европейцев его увидел и описал руссский ученый В.П.Евладов во время

своей экспедиции в 20 -х годах. Жертвенники это священные места родов,

живущих на Ямале. Святилища вместе с шаманами играли большую роль в жизни

кочевников. По

представлениям ненцев, связующим звеном между мирами богов и человека

выступает специальный человек[24]. Им вступающим в общение с духами,

является Тадибе. В переводе на русский язык Тадибе означает - колдун,

ворожей, волшебник и происходит от глагола “тадебте-(сь)”- заговорить,

произнести заклинание, “тадебенгось”- колдовать, ворожить.

Авторитет Тадибе среди народа велик, к нему ообращаются за советом и

помощью.

Шаманы знали привычки, особенности духов, которые прибывали всюду,

например, в тундре, воде, воздухе, в горах... Педставляться они могли в

самом разичном виде. Одни из них давли добро люди, другие насылали им беды.

Из множества духов расселеных по Вселенной, лишь небольшая часть постоянно

связана с шаманом. Благодаря этому он способен лечить болезни, редсказывать

судьбу, совершать прочие ритуальные действа. Кроме того, у шамана есть дух-

покровитель и духи- помощники, откуда он черпает свою силу.

Среди шаманов

существует определенная иерархия.Наиболее влиятельное положение занимает

Выдуттана- шаман всех миров. Термин происходит от прилагательного “вы(д)”-

внушение. Этому шаману приписывается гипнотическое воздействие. Он и

владеет нередко гипнозом пользуясь видным общественным положением.Из

сверхестественных способностей Выдуттана самой важной для ненцев считается

умение общаться с верховными духами- божествами: Миколой Мутрантой, Илебям

Пэртя, Я мал Вэсоко. Из чувства страха имя шамана Выдуттана не произносится

в слух. Его считают посланником бога Нума и обращаются за помощью в

исключительных случаях. У него есть и помощники, например, Тэятатана. Это

слово образовано от глагола “Тэятангось”- повторять, вторить. Такой шаман

- переводчик, который во время камлания- исполнения обряда повторяет

заклинания. Другой помощник Ингутана. Его имя от прилагательного- умный,

мудрый.Он выполняет роль советника, прорицателя. Тэятана и Ингутана

пользуются почетом среди народа, их считают хранителями религиозно -

культовых обычаев и обрядов. Другой шаман Я нянгы- тадебя. При

помощи духов он приобрел способности лечить болезни, предсказывать погоду.

При камлании шаман шепотом призывает духов- тадебца и просит их об

излечении больного или отвращении несчастий. Обращается он к ним без

подобострастия, с какой- то величавостью, называя товарищами. Помимо духов

- помощников, есть у него духи - хозяева. К ним он обращается в особо

торжественных случаях.Культовые обязанности Я нянгы довольно разнообразны,

но, помимо них, этот шаман следит также за соблюдением обычаев и

нравственности. У Я нянгы -тадибе есть два помощника:

шаман Си мя,имеющий бубен без подвесок, и шаман Мал - талебя, не имеющий

бубна. Они выполняют такие обязанности, что и Тэятана и Ингутана. Но у Я

нянгы есть еще третий помощник - шаман Сэвандана,он пратикует трактовку

снов, через которые он определяет даже болезни.

К особой группе относится шаман Самбдорта,

умеющий общаться с душой умершего, сопровождать ее в мир покоя. Ничто в

религиозных культах ненцев не занимает столь важного места, как отношение

к умершим. Смерть сама по себе не страшна, страшна мысль, что душа

покойного, лишенного погребения, согласно традициям, не найдет покоя в

загробном мире. Поэтому ненцы придают большое значение исполнению

последнего долга перед ушедшим из жизни.

Выполнение погребального обряда лежит целиком на Самбдорте. Ведь

душе предстоит переселиться в загробный мир, а путь туда труден, полон

препятствий. Душу могут перехватить и уничтожить многочисленные враги, вот

тут нужен опыт шамана. Он может со всеми предосторожностями доставить

душу умершего в царство вечного покоя.

Еще большее место в обязанностях шамана Самбдорта занимает его

умение ладить с владыкой подземного мира, богом Нга. Если человек

заболел, значит, в него вселился дух болезней. И душа шамана идет в

сопровождении духов-помощников в подземный мир. Тут надо исхитриться,

чтобы освободить душу больного человека. К этому способен лишь

Самбдорта. На нем лежит миссия убеждения духов загробного мира в

необходимости дальнейшей жизни больного хозяина души. Вызволяя души

людей из плена, шаман проявляет изобретательность и хитрость. Он знает,

чем расположить духов. Но если они проявляют несговорчивость, тогда

Самбдорта вступает с ними в борьбу. У него есть два помощника: шаман

Сэвтана (образован от существительного “сэв” - глаз), умеющий

внутренней силой проникнуть в глубину царства Нга, и другой помощник

- шаман Илтана - “дающий жизнь”, предсказывающий судьбу. Все трое,

опять же при помощи духов, оказывают различную помощь больным.

До октября 1917 г. у ненцев не было письменности, и шаманы выступали

хранителями истории, которая устно передавалась ими из поколения в

поколение. Они накопили огромный опыт, фактический материал народной

медицины, педагогики и многое другое. Феномен шаманства еще требует

своего обстоятельного изучения.

“ТУЛЫГАП” - медвежье игрище - это самый популярный обрядно-

ритуальный праздник ханты и манси[25]. Убил медведя - извинись. Ведь

он предок человека. Даже выше: по мифам, он спустился на Землю с Неба,

хотел быть быть Творцом, Строителем, Созидателем. На Земле много

соблазнов, не трудно совершить ошибку, за что он был превращен в зверя.

Но люди помнят, что он спустился на Землю не зверем: Человеком

был, братом был. И поэтому перед низверженным братом - Медвежьей головой,

посаженной на “священный стол”, извиняются пляской, песнями, слезами

горести.

Семантика его религиозной части не вполне ясна. Этнографам еще

предстоит тщательное изучение всех вариантов ритуалов. В частностях и

деталях этот обряд разнится не только у ханты и манси, но и у

локальных групп. Так, он носит религиозный характер. При всем почитании

медведя, у некоторых восточных групп ханты такого праздника вовсе нет.

Приближаясь к юртам, один из охотников стреляет в воздух, извещаяя

население о возвращении их с промысла с убитым медведем. Это означает

просьбу, чтобы люди встретили обожествляемого зверя, отдали ему дань

почестей и уважения охотникам.

Весть об убитой медведице быстро облетает соседние юрты - будет

праздник “Медвежья пляска”. Он проводится после дневных трудов и забот,

только по вечерам. По поверью ханты, в это время суток спускаются на

землю все добрые и злые духи.

Со всей округи сходятся все люди на праздник. К нему старательно

готовится все население. Люди гримируются, одевают ритуальные наряды из

меха зверей, халаты, платья. Изготавливаются ритуальные маски, посохи.

Женщины и девушки наряжаются в новые платья, обуваются в

орнаментированные национальные сохни, обшитые бисером или меховой

инкрустацией.

Первый праздничный вечер начинается ритуальными песнями.

Исполняются пять песен для медведицы, а для медведя семь.

Соответственно, праздник длится пять или семь дней.

Песни сопровождают медведицу от рождения до того, как она станет

жертвой Всевышнего. В ней выражается величие и почитание, желание

опрадаться за убийство, восхваление ее теперешней сущности духа-жертвы в

Верхнем Мире, просьба не мстить, а приносить людям счастье.

Заканчивая песню, певцы кланяются медведице. Становясь друг за

ддругом, они пускаются в ритуальный танец. Очередной танец - культовый.

Мужчина в косынке и шелковой рубашке подходит к медведице, кланяется и

начинает танцевать, подпрыгивает вверх, обмахивая вокруг платками -

выгоняя злых духов.

Весь ритуал состоит из трех отделений. Во втором отделении

праздника выступают мужчины в берестяных масках. Оно изобилует

клоунадой, бытовыми сценками из жизни рыбаков и охотников.

Последние выступления длятся несколько вечеров. Они насыщены

песнями и танцами под аккомпанемент музыкальных инструментов: нарсьюх,

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.