бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Иван Грозный любимый герой Сталина

прежнему приводило его в ярость. Она мечтает о сыне священнике? Значит

этого не будет!

''Ты хочешь, чтобы твой сын стал метрополитом? Ты никогда не доживешь до

этого, я сапожник, и он будет им'', -часто говорил Бесо. Он попросту увез

мальчика в Тифлис и определил на фабрику Адельханова: маленький Сосо

помогал рабочим, прислуживал старикам. Но Кэкэ уже не боялась мужа

–приехала в Тифлис и увезла сына. Беляев помог ей снова определить мальчика

в училище'', -вспоминал Гоглицицидзе.

Она еще раз победила мужа, еще раз унизила его. После этого Бесо больше

никогда не возвращался в Гори. Он исчез. Сверстники и его биографы пишут:

''Погиб в пьяной драке.''1

Б) НАЧАЛО ПУТИ.ЮНОСТЬ.

Тускла и одинока горийская жизнь. Одним из самых сильных

впечатлений Сосо была публичная казнь двух преступников. 13 февраля 1892

года тысячная толпа собралась у помоста. Отдельно в толпе- учащиеся и

преподаватели духовного училища. Считалось, что зрелище казни должно

внушать чувство неотвратимости возмездия, боязнь преступления.

Из воспоминаний Петра Капанадзе: ''Мы были страшно подавлены казнью

двух крестьян. Во время казни оборвалась веревка, но повесили во второй

раз.''

В толпе у помоста были двое будущих знакомцев: Горький и Сосо. Горький

описал казнь, а Сосо запомнил. И понял: можно нарушать заповеди! Может

быть, тогда и зародилась мысль: а не обманывают ли его в духовном училище?

Начав подозревать, он никогда не мог остановиться.

В 1894 году Сосо блестяще закончил училище и поступил в первый класс

Тифлисской духовной семинарии. Тифлис- веселый, пьяный, залитый солнцем

город. Новый мир, который увидел маленький Сосо…

Учащиеся жили в большом здании, отделенные стенами от полного соблазнов

южного города. Суровый, аскетический дух служения Господу царил в

семинарии.

Раннее утро, когда так хочется спать, но надо идти на молитву.

Торопливое чаепитие, долгие классы, и опять молитва, затем скудный обед,

короткая прогулка по городу. И вот уже закрылись ворота семинарии. В десять

часов вечера, когда город только начинал жить, учащиеся уже отходили уже ко

сну после молитвы. Так началась юность Сосо.

''Мы чувствовали себя как арестанты, которые должны провести здесь

без вины молодые годы'', -писал его соученик Иосиф Иремашвили.1

Многие из этих пылких, рано созревших юношей были совсем не готовы

к такому служению. И они нашли иное учение. Оно позволило им наслаждаться

радостями жизни и одновременно удовлетворило ту жажду жертвенности,

высокого смысла, которую поселили в них чтение святых книг и благородные

мечты юности. Старшие мальчики рассказывали о неких запретных организациях.

. Большое впечатление на молодого Сталина произвели книги

грузинского писателя А.Казбеги, особенно роман "Отцеубийца"- о борьбе

крестьян-горцев за свою независимость и свободу. Один из героев романа-

неустрашимый Коба- стал и героем для молодого Сталина, он даже начал

называть себя Кобой. Это имя было его первой партийной кличкой; старые

большевики и в 30-ые годы (а Молотов и Микоян даже позднее),

обращаясь к Сталину, нередко называли его Кобой. Партийных кличек у Сталина

было немало- "Иванович", "Василий", "Васильев".2 Но остались имя Коба и

фамилия-псевдоним Сталин.

Семинарий, несомненно, повлияла на Сталина и в другом отношении,

-она развила и ранее свойственные ему изворотливость, хитрость и грубость.

Догматизм и нетерпимость, а также присущий его статьям и выступлениям стиль

катехизиса также сложились, бесспорно, не без влияния церковного

образования. С ранней молодости Сталин был начисто лишен чувства юмора.

"Это странный грузин, -говорили позднее его друзья по семинарии. -Он

совершенно не умеет шутить. Он не понимает шуток и отвечает руганью и

угрозами на наиболее невинные."

Итак, многие революционеры, которым было запрещено жить в столице,

выбирали для жительства благодатный Тифлис. С ними часто встречались умные

семинарские мальчики. Знакомится со ссыльными и Сосо. От них он и получил

''Катехизис''.

После отбоя, при свете огарка, читал новые заповеди. Надо отметить, что

без Ткачева, без ''Катехизиса революционера'' не понять ни нашего героя, ни

всю историю России ХХ века.

Но особенно привлекательными, вызывающими испуг и сладкую дрожь

семинаристов, были идеи революционного террора.

Опасаясь капитализма в России, который разрушал общину- оплот будущего

социализма, революционеры решили ускорить падение строя, свергнуть царизм

постоянными покушениями на его слуг- виднейших государственных деятелей- и

на самого царя. Им удалось убить царя Александра II…Но вместо ожидаемого

народного взрыва начался мрачный период царствования Александра III.

Именно в это время из народничества выделяются марксисты. Их первые вожди

символичны: Георгий Плеханов, сын русского помещика, и нищий еврей Павел

Аскельрод. Марксизм быстро завоевывает Тифлисскую духовную семинарию.

Семинаристам легко усваивать марксистские идеи: жертвенное служение нищим и

угнетенным, презрение несправедливому богатству, обещание царства

справедливости с восцарением нового мессии- Всемирного пролетариата- все

это отчасти совпадало с тем, что было посеяно религиозным воспитанием.

Отменялся только Бог. Но взамен они получали возможность жить в миру,

наслаждаться его утехами. Отменялось малопонятное их возрасту ''добром

отвечать на зло'', а вместо этого юным дикарям даровалось право быть

беспощадным к врагам их нового мессии. Вопрос маленького Сосо: ''Почему

Иисус не вынул саблю?'' –был разрешен. И главное: униженное положение

большинства из них, находившихся внизу социальной лестницы, объявлялось

неправедным. Они получали право самим его изменить.

Теперь Сосо- постоянный слушатель всех марксистских диспутов. И все

заманчивее звучит для гордого, нищего мальчика великое обещание революции:

''Кто был ничем- тот станет всем!''

Его характер изменился, прошла веселость, любовь к играм. ''Он стал

задумчив, казался мрачным и замкнутым, -пишет его сверстник, - он не

расстается с книгой.'' Точнее с новыми книгами. В это время Сосо уже владел

тайной. Он сказал сверстнику: ''Бога нет, они обманывают нас.'',1 и показал

испуганному мальчику книгу Дарвина. Именно тогда он научился таить. Он

тайный неверующий, по-прежнему блестяще отвечал на уроках, где религия-

смысл и содержание. Дведушие становится его повседневной жизнью.

Его расставание с прошлым, его одиночество находят отражение в стихах,

что обычно для юноши. Он посылает стихи в ''Иверию''. Журналом руководит

король грузинских поэтов- князь Илья Чавчавадзе.

''Иверия'' печатает стихотворения Сосо- обычные юношеские грезы о луне,

цветах. Вот, например, стихотворение ''Луне''.

ЛУНЕ

Плыви, как прежде, неустанно

Над скрытой тучами землей,

Своим серебряным сияньем

Развей тумана мрак густой.

К земле, раскинувшейся сонно,

С улыбкой нежною склонись,

Пой колыбельную Казбеку.

Чьи льды к тебе стремятся ввысь.

Но твердо знай, кто был однажды

Повергнут в прах и угнетен,

Еще сравняется с Мтацминдой,

Своей надеждой окрылен.

Сияй на темном небосводе,

Лучами бледными играй,

И, как бывало, ровным светом

Ты озари мне отчий край.

Я грудь свою тебе раскрою,

Навстречу руку протяну,

И снова с трепетом душевным

Увижу светлую луну.

Вообще в стихотворениях прослеживается, как меняется его настроение,

мировосприятие. Последнее стихотворение уже трагическое:

Там, где раздавалось бряцание его лиры,

Толпа ставила фиал, полный яда, перед гонимым

И кричала: ''Пей, проклятый!

Таков твой жребий, твоя награда за песни.

Нам не нужна твоя правда и небесные звуки!''.

Сосо готовится к жертвенному пути. Он помнит слова ''Катехизиса'':

''Революционер есть человек обреченный''.1

Стихи оказались его последним ''прости'' маленькому Сосо…Стихи

прекратились. Навсегда. Теперь во время отлучек из семинарии он руководит

рабочими марксистскими кружками и вступает в социал-демократическую

организацию ''Месаме-Даси''.

Он перестается хорошо учиться- не хочет тратить напрасно время. На

укоризненные слова учителей он научился отвечать презрительной улыбкой. Он

презирает этих обманщиков, служащих несуществующему Богу. Но самое

интересное: он стал одним из главных действующих лиц семинарской жизни. Вся

семинария делится на его друзей и врагов!!! Но и враги боятся его

скрытного, мстительного характера, его утонченных издевательств и грубых

вспышек его гнева. И мести его друзей. Самые сильные мальчики в каком-то

рабском подчинении у тщедушного семинариста с его маленькими глазками,

которые в ярости загораются желтым огнем.

В Грузии ценится мужская дружба. У него много друзей. Точнее, тех, кто

поверил, что они его друзья. На самом деле и тогда, и в будущем он одинок.

Просто есть юноши, которых он убеждал в своей дружбе и использует их в

борьбе с другими юношами, которых считает своими врагами…

Но это уже другой этап жизни Сталина. Главное, что мы разобрались в его

детстве, поняли, что сформировало такой характер Сталина.

3 ВЫВОД: Сходства и различия в детстве Грозного и Сталина

''Воспитание- великая вещь, и ею определяется судьба человеческая,'' –

сказал один известный психолог. Для того чтобы понять, как же влияет

детство человека на его дальнейшую жизнь, я разговаривала с психологом. И

вот, что я поняла.

Уже с детства закладываются основные черты характера. Итак, перед нами

два великих человека: Иван Грозный и Сталин. Оба росли в тяжелой

обстановки. У Ивана вообще не было родителей, а у Сталина практически не

было отца. Для того чтобы человек вырос добрым, человечным, любившим жизнь

и людей, его с детства должны окружать заботой, лаской, любовью.

Согласитесь, вряд ли человек будет таким, если с детства его унижали,

игнорировали, обращались жестоко, т.е. не видел простой нежности и

понимания. Так и случилось у наших героев. Мы, конечно, не имеем право

проводить прямую параллель между ними, ведь их отделяет несколько веков. Но

между Грозным и Сталиным есть общие черты характера, которые они вынесли из

детства. Жестокость, мнительность, грубость – все это они вынесли с

детства. Так Иван Грозный не видел искренности, добра от бояр, которые

опекали его. И Сталин не получал ласки от отца, даже, наоборот, отец бил

его. Тем более Сталин был слаб здоровьем и телосложением.

Можно сделать вывод, что и Грозный, и Сталин скрывали за своей

агрессией слабость. Ведь жестокость- оборотная сторона трусости. Разве стал

бы сильный духом человек так деспотично расправляться с людьми? Думаю, что

нет.

Значит их дальнейшее отношение ко всем они вынесли с детства, что,

конечно, не уменьшает значение преступлений, которые они совершили. Но

первый шаг к раскрытию нашей темы мы уже сделали. Перейдем к следующему

пункту…

III ОПРИЧНИНА И РЕПРЕССИИ

1 Иван Грозный и опричная политика.

А) ВСТУПЛЕНИЕ.

Мало найдется в отечественной истории периодов, которые

привлекали бы к себе столь стойкий интерес самой широкой публики, как

время Ивана Грозного. Ведь, пожалуй, только петровское и сталинское

времена могут соперничать с этой эпохой в популярности. В чем дело? В

яркости ли самих правителей, с которыми связывается эпоха? В неизбывном

ли тяготении к сильным личностям? В том ли, наконец, глубоком

отпечатке, который оставила каждая из этих эпох и на реформах жизни

общества, и на общественном сознании? Вероятно, здесь смешались все эти

компоненты.

Конечно, мы вправе возмутиться: людей, оставивших кровавый зловещий

след в истории, называют яркими. Увы, яркость и даже талантливость

личности исторического деятеля вовсе не предопределяют его

положительную оценку. Гений и злодейство несовместимы, но талант и

яркость совместимы со злодейством, в истории тому есть тьма примеров.

Для историка, пожалуй, главное в каждой из эпох- ее роль в общем ходе

исторического развития страны. Изменились ли в результате деятельности

Ивана Грозного темп и направление движения истории? Над этими и другими

вопросами историки задумываются уже не один век.

Переломный характер русского XVI в. ощущали уже младшие современники

той мрачной эпохи. Вряд ли случайно, что почти все авторы первой

половины XVII в., писавшие о Смутном времени, этом калейдоскопе

возводимых и свергаемых с престола царей, самозванцев, крестьянско-

казацких отрядов, иноземных полков и иноземных же и отечественных

грабительских шаек, начинали свой рассказ о деятельности того царя,

который "множество народу от мала до велика при царстве своем погуби и

многие грады своя поплени."^, хотя и был "муж чудного рассуждения''.

Я уверена, что при игре в ассоциации большинство при имени царя Ивана

Грозного, не задумываясь, скажет: "Опричнина''. Правда, всего семь лет

из 51 года, которые Иван Грозный провел на престоле. Но какие семь лет!

"Пожар лютости", разгоревшийся, по словам Курбского, в те годы (1565-

1572), унес многие тысячи, а то и десятки тысяч человеческих жизней. Мы

в наше просвещенное время привыкли считать жертвы миллионами, но в

грубом и жестоком XVI в. не было ни такого количества населения (в

России жило всего 5-7 миллионов человек), ни тех совершенных

технических средств уничтожения людей, которые принес с собой НТР. Да и

аппарат насилия был еще примитивен и патриархален. Так что в памяти

людей XVI в. и их младших современников опричнина осталась таким же

символом людской мясорубки, как в нашей - тысяча девятьсот тридцать

седьмой год. Сходство наблюдается и в том, что как 1937-й начался

значительно раньше этой сакраментальной даты, а кончился куда позже,

так и опричнина как террор началась до ее учреждения и кончилась много

позже ее отмены.

И все же не случайно символом террора стала именно опричнина:

концентрация казней и садистских расправ была в это семилетие особенно

велика. А потому стоит пренебречь строгой хронологией: через призму

опричнины попытаемся взглянуть на ход событий эпохи. Для этого

перенесемся на мгновение в XVI век.

Б) ЖЕСТОКОЕ ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО.

Само слово опричнина обозначает совокупность мер, направленных на

родовую аристократию. Грозный решил уничтожить радикальными мерами

значение княжат, пожалуй, даже и совсем погубить.

В годы правления Ивана III и Василия III началось становление

централизованного государства; этот процесс продолжался и позднее. В

период регентства Елены Глинской (1533-1538), матери малолетнего

великого князя Ивана VI, и боярского правления (1538-1547) шла

ожесточенная борьба за власть. Однако ни одна из аристократических

группировок, возглавлявшихся семейными кланами Шуйских, Бельских и

Глинских, не ставила под сомнение сам принцип единства государственной

территории Великого княжества Московского, не стремилась восстановить

прежнюю феодальную систему. Борьба велась не ради разрушения

формировавшегося аппарата центральной власти, а во имя овладения

ключевыми позициями в этом аппарате.

Сходные устремления были присущи боярам, и после воцарения Ивана VI

(1547); ход политической борьбы в то время направлялся не только

честолюбием каких-либо лиц или семейств. Речь шла и о более

принципиальном выборе, чем выбор между претендентами на высшие

государственные должности. Процесс централизации поставил на очередь

вопрос о формах власти и о степени участия ведущих социальных сил

общества в управлении страной. Судьба страны зависела не только от

противоборства и взаимодействия духовной и светской власти. Не меньшее

значение имело и создание достаточно прочной социальной базы

складывавшей монархии.

Стабильность государственной власти может достигаться и при

отсутствии явно выраженной поддержки большинства общества;

количественные факторы обычно не имеют здесь решающего значения.

Намного важнее, чтобы общество в целом воспринимало существующую власть

как приемлемую, а активное меньшинство- политическая элита - связывала

свои надежды с деятельностью в рамках сложившихся форм государственной

жизни и стремилась улучшить их, а не заменить совершенно другими. Ведь

всякое общество неоднородно, делится на управляющих и управляемых;

общество всегда нуждается в политической элите - наиболее образованных,

умелых, способных и подготовленных к сложной деятельности.

Политическая элита первой половины XVI в. (бояре и дворяне) не

сомневались в необходимости стоящей над обществом наследственной

монархической власти, но считала, что царь должен делиться своими

полномочиями с верхушкой общества. Боярско-дворянский взгляд на

государственное устройство опирался на традиционные средневековые

представления о социальной иерархии, о том, что между верхушкой

общественной пирамиды (великим князем) и ее низами (холопами) должно

существовать известное количество ступеней. Стоящие на наиболее высоких

ступенях по своему статусу намного ближе к князю, чем к холопам. Такие

взгляды, становившиеся обоснованием участия аристократии (как старой,

боярской, удельной, так и новой, дворянской) в управлении государством,

уходили корнями в феодальную эпоху, но были вполне приемлемы и в

условиях централизации: ведь новый государственный аппарат при

рациональной его организации также нуждается в иерархии - только в

иерархии должностей, а не уделов, вотчин и других земельных владений.

В формирующемся Русском государстве существовала, однако, и иная

концепция распределения власти, восходящая к византийским традициям, а

также к идеям, сложившимся в северо-восточных княжествах в годы

ордынского владычества, - концепция равного бесправия всех членов

общества перед лицом монарха. Такой взгляд на взаимоотношения монарха и

подданных усвоил Ивана Грозного; он обосновал и пытался применять на

практике теорию безусловной и всеобъемлющей власти царя-самодержца. "А

жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были, и казнить'',

- писал царь Иван Андрею Курбскому, называя холопами (рабами) всех без

исключения своих подданных.

Такой подход был неприемлем для верхушки общества, которая в XVI в.

уже могла достаточно отчетливо осознать свои интересы и - пускай не без

некоторой опаски - заявить о них. Прежней боярской независимости,

характеризовавшей социальное положение крупного вотчинника в феодальные

времена, уже нельзя было вернуть; но формировавшееся в XVI в. новое

политическое сознание боярства, высшей бюрократии (дьяков) и служилого

дворянства предполагало определенную самостоятельность этих слоев

общества. Царь Иван, вынужденный в 1550-е годы делиться властью со

своим ближайшим окружением (Избранной радой), постепенно стал

тяготиться всем, что ограничивало его произвол. Искренне убежденный в

праве монарха единолично вершить все государственные дела, Иван Грозный

попытался привести действительность в соответствии с собственными

убеждениями. Упорство монарха в достижении абсолютной власти, не

стесняемой ни обычаем, ни законом, ни даже здравым смыслом или

соображениями государственной пользы, - это упорство, усиленное крутым

нравом Иваном Грозного, обострило долго вызревавший кризис во

взаимоотношениях царя и общества.

Итак, декабрь 1564 г., последний доопричный месяц. Ситуация в

стране была тревожной. Всего четыре года тому назад начались перемены в

высших эшелонах власти. 7 августа 1560г. умерла царица Анастасия

Романовна, женщина, которую царь Иван, похоже, искренне любил. При

жизни царицы клан ее родственников Захарьиных-Юрьевых (впоследствии за

ними утвердилась фамилия Романовых) был в напряженных отношениях с

реально правившим в стране неофициальным правительственным кружком,

возглавлявшимся костромским вотчинником Алексеем Федоровичем Адашевым и

придворным священником, После смерти Анастасии влияние Захарьиных на

оплакивавшего любимую жену царя усилилось, а отношения Ивана IV с

Избранной радой обострилось. А.Ф.Адашев и его брат Данило оказываются в

опале, в ссылку попадает Сильвестр. "Собаку Алексея" и "попа" царь

теперь считать виновниками всех своих бед и неудач. Новая жена царя (он

женился через год после смерти Анастасии) - дочь кабардинского князя

Темрюка Айдаровича Кученей, получившая при крещении имя Мария, чужачка,

- не связана так с придворными группировками, как покойная Анастасия.

Но именно о ней, "черкешенке" Марии Темрюковне, усиленно ходят слухи,

что она нашептала царю злой совет - учредить опричнину.

Нелегка внешнеполитическая ситуация. Еще в правление Избранной рады

началась Ливонская война- против властвовавшего в Прибалтике на

территории современных Латвии и Эстонии Ливонского ордена. Также еще

одна "горячая точка" политической жизни начала 60-х годов XVI в. -

двоюродный брат царя Старицкий князь Владимир Андреевич. Когда в 1553

г. царь Иван тяжело заболел и казался уже безнадежным, кое-кто из

придворных противопоставлял удельного князя Владимира как возможного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.