бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История великих географических открытий

(пролив Фробишера).

У моряков возникло представление о наличии большого архипелага на

северо-западе океана. Однако, хотя Фробишер действительно видел подлинную

Гренландию, положил начало открытию Баффиновой Земли и входил в широкие

проливы (Девисова и Гудзонова), он внес большую путаницу в карты северо-

западной Атлантики и до начала XYII в. картографы называли Гренландией не

один, а целых четыре острова, существующих и выдуманных.

Но Фробишер первый изучил природу айсбергов. Он заметил, что айсберги

при таянии дают пресную воду, а не соленую, и правильно заключил, что они

“рождаются” на суше и сползают в море как альпийские глетчеры сползают в

горные долины.

Фробишер не построил крепости у “прохода”, позже он оправдывался, что

во время бури погибло много строительных материалов. Трюмы были наполнены

“золотой рудой” и флотилия двинулась обратно. Буря рассеяла суда и они

поодиночке вернулись в разные английские порты. При разгрузке образцы руды

попали во многие руки, в т.ч. и к любопытным частным специалистам. Но даже

самый лучший из них не смог обнаружить в той руде ни крупинки золота.

Величайшее английское заокеанское предприятие XYI в. закончилось величайшим

крахом. Mета-Инкогнита оказалась не материком, а островом, “пролив”

Фробишера - заливом, в “золотой” руде не было золота.

После этой неудачи Фробишер навеки простился с Севером. Он последовал

примеру пирата Дрейка - искал и находил драгоценные металлы в трюмах

испанских кораблей, идущих из “Западной Индии” в Испанию. Затем он

командовал одним из кораблей, высланных Англией против Испанской

“Непобедимой армады” и был убит у берегов Франции при нападении на Брест во

время войны Генриха IY Бурбона против реакционной католической лиги.

ПЛАВАНИЯ ГУДЗОНА

В 1607-1608 ГГ.

В 1607 . купцы английской торговой “Московской компании” приняли на

службу малоизвестного пожилого капитана Генри Гудзона, лондонского жителя.

За их счет он снарядил парусник в 80 т с командой в 12 чел. и на этом судне

Гудзон собирался пройти в Японию прямо

через Северный полюс.

1 мая 1607 г. Гудзон вышел из устья Темзы и в июне, двигаясь при

очень благоприятных ледовых условиях вдоль восточного берега Гренландии,

достиг у 73 с.ш. того выступа, который позднее был назван Землей Гудзона. И

в конце июня он увидел остров, принятый им за Новую Землю. На самом же деле

это был западный Шпицберген, называвшийся русскими поморами Грумант.

Встретив непроходимые льды, Гудзон повернул обратно и у 71 с.ш. открыл

небольшой одинокий остров с двумя вершинами, названный им “Зубцами

Гудзона”.

Через 4 года остров вторично открыл голландский капитан Ян Майен,

который дал ему свое имя, закрепившееся на картах.

В середине сентября 1607 г. Гудзон вернулся в Лондон. Кроме больших

географических достижений, его плавание имело и важное практическое

значение: Гудзон подтвердил сведения о богатых возможностях китобойного и

зверобойного промыслов в исследованной им части Северного Ледовитого

Океана, теперь называемой Гренландским морем. Английские и голландские

промышленники немедленно воспользовались его указаниями. Но купцы

“Московской компании” были недовольны, т.к. прямое задание - достичь через

Северный полюс Японии - не было выполнено (но на парусном судне оно и не

выполнимо).

И все-таки купцы в следующем году вторично послали Гудзона в моря

Дальнего Востока северо-восточным путем, увеличив команду на 2 чел. Гудзон

на этот раз взял с собой сына, как делал это и в последующих плаваниях.

22 апреля 1608 г. Гудзон вышел из устья Темзы и 26 июня достиг юго-

западного берега Новой Земли, но не смог ни обогнуть ее с севера, ни

пробиться через Карские Ворота на восток в Карское море и ни с чем вернулся

на родину.

25 марта 1609 г. Гудзон снова вышел из залива Зейдер-Зе на север,

обогнув мыс Нордкап, достиг Баренцевого моря 72 с.ш., встретил та тяжелые

льды и под давлением недисциплинированной команды вынужден был отступить

и повернуть на юго-запад. В этом направлении он, выдержав сильный шторм,

пересек Северную Атлантику, подошел к американскому берегу у 44 с.ш. и

начал поиски прохода в Тихий Океан. От залива Мэн вдоль берега к югу за 36

с.ш. не нашел прохода и повернул на север.

Гудзон напрасно заходил в заливы Чесапаикский и Дела Бэр, а у 40

30 с.ш. обнаружил бухту, которую принял сначала за вход в желанный пролив.

Но он оказался устьем “Большой Северной реки”, как назвал ее Гудзон,

открытой Веррациана. Гудзон поднялся по ее течению почти на 200 км и,

отчаявшись в попытке найти пролив или собрать хотя бы сведения о нем,

спустился к моря и вернулся в Европу.

ОТКРЫТИЕ ГУДЗОНОВА ЗАЛИВА И ГИБЕЛЬ ГУДЗОНА

.

17 апреля 1610 г. Гудзон вышел из Лондонского порта. От Исландии

Гудзон перешел к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на

юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнув южную оконечность

Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега

земли Мета-Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров

Баффиновой Земли с юги и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). 11

июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и

вторично открыл там залив Унгава, затем закончил открытие всего северного

побережья Лабрадора.

2 августа с 63 20 с.ш. показалась земля, которую Гудзон принял за

выступ материка. На следующий день перед моряками открылось широкое

серебристо-голубое пространство - свободное ото льда спокойное море.

3 августа 1610 г. Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: “Мы

пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у

входа в пролив с южной стороны я назвал Вулстенхолм”. Это последняя

запись, сделанная рукой Гудзона.

В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 км,

моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джемс). Среди команды

вспыхнуло недовольство, и Гудзон якобы высадил на берег моряка, которого

считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53 с.ш. судно

было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных

условиях.

В середине июня следующего 1611 г. судно спустили на воду и через

неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение. 22 июня

бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона с мальчиком-сыном, помощника

штурмана и еще шесть человек верных капитану и оставили их на произвол

судьбы - без оружия, без продовольствия.

К капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава: “Большая

Северная река”, открытая до него, названа его именем - рекой Гудзона;

пролив, открытый С. Каботом, Гудзоновым проливом; море, ставшее его

могилой, Гудзоновым морем.

ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕВИСА

Мечта найти северо-западный проход все еще владела английскими умами.

Лондонские улицы решили на пользу отечества снарядить корабли с

единственной целью - открыть морской проход в Индию. Они приобрели два

судна водоизмещением в 35 и 50 т с экипажем всего в 42 человека. Во главе

экспедиции был поставлен Джон Девис.

Во второй половине июля 1585 г. Девис достиг юго-восточной окраины

Гренландии. Но картографическая путаница, внесенная Фробишером, была так

велика, что Девис не признал Гренландии. Он повернул на юго-запад и через

несколько дней потерял из виду эту “Страну Отчаяния” (Десолейшн).

В начале августа Девис повернул в море, тогда свободное ото льда, и

двинулся на северо-запад. Пройдя 600 км, он пересек Девисов пролив и достиг

на западе суши у 66 40 с.ш. Пройдя на северо-запад страны около 200 км,

Девис видел на берегу эскимосов. Он пришел к выводу, что нашел северо-

западный проход и 30 сентября 1585 г. вернулся в Англию с этой приятной

вестью.

7 мая 1586 г. Девис на четырех судах отправился в залив Гилберта и на

этот раз убедился, что его “Страна Отчаяния” является частью Гренландии. На

широте 54 15 с.ш. он решил, что нашел вход в “пролив, ведущий прямо на

запад” (залив Гамильтон), но не исследовал его из-за противного западного

ветра. В сентябре после гибели двух моряков Девис повернул на родину, куда

прибыл 14 октября.

И снова, уже в третий раз, летом 1587 г. Девис вошел в залив Гилберта.

Он оставил там два больших судна для зверобойного промысла, а сам на малом

судне продолжал поиски Северо-Западного прохода. Он прошел вдоль

гренландского берега далеко на север, до 72 12 с.ш.,

а отойдя от берега - до 73 с.ш. Когда льды остановили его, он повернул на

юго-запад и в середине июля достиг Баффиновой Земли. 2 дня он плыл на юго-

запад пока правильно не решил, что не найдет там выхода в Восточный океан.

Повернув обратно, он обследовал юго восточное побережье Баффиновой Земли,

открыл там крупный полуостров (Холл), миновал “Бешеный водоворот” (вход в

Гудзонов пролив). Он проследил почти все Атлантическое побережье Лабрадора

до 52 с.ш. и 15 сентября прибыл в Англию, страдая от недостатка провианта и

пресной воды.

В 1591-1592 гг. Девис участвовал в экспедиции Томаса Кавендиша, который

вторично пытался пройти в Тихий океан. Позднее Девис совершил ряд плаваний

в Ост-Индию и в конце 1605 г. был убит в районе Малакки в стычке с

малайцами.

ЭКСПЕДИЦИЯ УИЛЛОУБИ-ЧЕНСЛОРА

В 1548 г. по совету С. Кабота и при его участии в Лондоне

организовано “Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель,

островов, государств и владений неведомых и даже доселе морским путем не

посещаемых” Начальником экспедиции и командиром лучшего судна был назначен

знатный дворянин Хью Уиллоуби; главным штурманом флотилии и капитаном

крупнейшего корабля - Ричард Ченслор.

10 мая 1553 г. флотилия оставила устье Темзы, но из-за сильных ветров

и волнения в море только в августе достигла норвежского озера Сенья (у 69

с.ш.). Там в ночь на 3 августа 1553 г. поднялась буря и судно Ченслора

навсегда разлучилось с другими, которые зимой 1554 г. все погибли.

Корабль Ченслора ( штурман Стивен Барроу), обогнув Нордкап, неделю

простоял в Варде,ожидая Уиллоуби, а затем проник в Белое море и 24 августа

1553 г. вошел в устье Северной Двины. Ченслор, не дожидаясь разрешения,

отправился санным путем в Москву. В мае 1554 г. Иван IY отпустил Ченслора с

почетом, но под крепкой охраной. В 1555 г. Ченслор снова отправился на

Русь, на этот раз как посол. Англичане получили от Ивана IY обещанные

привилегии. Ченслор отплыл в Англию с царским послом. У шотландских берегов

этот корабль потерпел крушение и Ченслор утонул.

ПЛАВАНИЕ СТИВЕНА БАРРОУ

В 1556 г. Стивен Барроу был послан к Оби, в надежде через Обь

проникнуть в Катай. Его отчет дает верную характеристику условий плавания в

Ледовитом океане.

С Барроу начинается западноевропейская научная литература об Арктике.

Очень важны для нас прямые указания Барроу на выдающиеся достижения русских

поморов, свободно плававших по обе стороны Новой Земли.

9 июня 1556 г. Барроу благополучно вошел в устье Колы.

22 июня судно “Серчтрифт” вышел в море с русскими ладьями. По

сравнению с замечательным мореходным искусством поморов: опытнейший

английский моряк Барроу в условиях Арктики казался робким учеником.

Медленно двигаясь на восток, вдоль берега, Барроу два дня неудачно пытался

обогнуть Канин Нос.

15 июля Барроу прошел через “опасный бар” Печоры, простояв там 5

дней, один двинулся в открытое море. Утром 21 июля “Серчтрифт” попал во

льды. Выйдя из них, Барроу четыре дня следовал на восток и подошел к

острову у юго-западного берега Новой Земли и у 72 42 с.ш. нашел хорошую

стоянку.

31 июля Барроу стал на якорь у острова близ северо-западного

берега Вайгача.

6 августа Барроу расстался с русскими поморами на широте 70 25

с.ш. После разлуки с ними он очень мало продвигался на восток и 22 августа

повернул обратно. Перезимовал Барроу в Холмогорах. Весной 1537 г. ему

приказали идти “на поиски некоторых английских судов”. Он описал

Мурманский берег и составил первый краткий англо-немецкий словарь (около

100 слов).

.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ БАРЕНЦА

За англичанами на поиски северо-восточного прохода двинулись голландцы. В

июне 1594 г. из Голландии на север вышла экспедиция на трех кораблях и яхте

с заданием “открыть удобный морской путь в царства Китайское и Синское,

проходящий к северу от Норвегии, Московии и Татарии.

Одним кораблем командовал амстердамец Виллем Барентсзон (сын Барента),

прославившийся под обычным у голландцев сокращенным отчеством Баренц -

фамилии у него как у человека простого происхождения не было. Баренц повел

свой корабль и яхту

на северо-восток, с тем чтобы обогнуть с севера Новую Земю, за которой

рассчитывал найти свободное ото льда море.

4 июля он увидел мыс, видимо, Сухой Нос, западный мыс Северного

острова (73 47 с.ш., 53 45 в.д.). Продвигаясь на север Баренц открыл

остров Адмиралтейства (вторично после русских) и прошел пролив, отделяющий

его от Новой Земли.

29 июля Баренц открыл у 77 с.ш. “Крайний северный мыс Новой Земли,

названный Ледяным” (мыс Карлсена), а 1 августа 1594 г. близ него -

небольшие Оранские острова. “...Моряки не желали идти дальше. Поэтому ...он

счел за лучшее... вернуться к другим кораблям, взяв курс к Вайгачу...” У

Матвеева острова (69 28 с.ш.) флотилия соединилась. Баренц был удручен

“поражением”, капитаны Най и Тетгалес ликовали.

В сентябре все суда вернулись в Голландию. Два “победителя” были

встречены с триумфом и возглавили в 1595 г. большую экспедицию. Баренц в

ней был главным штурманом и капитаном одного из кораблей. Голландцы

вернулись на родину, ничего не добившись.

ВТОРИЧНОЕ ОТКРЫТИЕ ШПИЦБЕРГЕНА И СМЕРТЬ БАРЕНЦА

Амстердамский сенат снарядил два корабля, командирами которых были

назначены Якоб Гемскерк и Ян Рейп. Баренца обошли, но он согласился пойти

штурманом с Гемскерком.

Экспедиция двинулась в путь весной 1596 г. Рейп, вопреки мнению

Баренца, настоял на северном направлении, чтобы войти в “Полярное море”,

якобы свободное ото льдов. Неожиданно под 74 26 с.ш. открылся остров, у

которого был убит белый медведь, поэтому его назвали “Медвежьим”. Через 4

дня голландцы пошли дальше, взяв курс на север, с уклоном к востоку. 19

июля близ 80 с.ш. голландцы увидели землю, принятую ими за часть Гренландии

с множеством заостренных вершин, поэтому назвали ее Шпицберген. Через 3 дня

после неудачной попытки пробиться сквозь льды на северо-запад, голландцы

повернули к югу.

28 июня, обогнув мыс Фуглехуксен (“Птичий”), моряки проследили весь

западный берег Земли Принца Карла и почти весь юго-западный берег

Шпицбергена.

1 июля 1596 г. корабли вернулись к Медвежьему острову. Здесь начались

разногласия. Баренц настаивал на поисках прохода к востоку от Шпицбергена.

Гемскерк присоединился к мнению Баренца и корабли разделились. Баренц и

Гемскерк двинулись прямо на восток и 17 июля подошли к Новой Земле у 73 20

с.ш., а затем повернули на север. В непрерывной борьбе со льдами они

достигли 19 августа мыса Желания, а немного юго-восточнее - мыса

Флиссингского (название дано Баренцем). Продвинуться дальше они не могли, а

26 августа 1596 г. остановились на зимовку в Ледяной Гавани. Почти все

болели цингой, двое умерли. К середине 1597 г. перед отходом Баренц написал

отчет о плавании и зимовке.

20 июня 1597 г. Баренц скончался. Его тело опустили в море, которое с

1853 г. начали называть Баренцевым.

В 1871 г. найдена изба Баренца и вещи зимовщиков, в 1876 г. - отчет,

а в 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.

(ЯНЦ, ТОРРЕС, ТАСМАН)

Частью Южного материка считалась Новая Гвинея. Первые попытки об открытии

голландцами Австралии относятся именно к попытке об открытии Новой

Гвинее.

28 ноября 1608 г. к Южному материку отправился Виллем Янсзон, более

известный под сокращенным отчетством Янц. В начале 1606 г. обойдя с севера

остров ай и Ару, он достиг “Болотистой земли” (юго-западного берега Новой

Гвинее у 6 ю.ш.), проследил ее на 400 км до 8 ю.ш.

Потом пересек центральную часть Арафурского моря и наткнулся на западный

берег полуострова Кейп-Йорк. Продолжая движение к северу проследовали

побережьем этого острова до северной оконечности,, длина открытой части

австралийского полуострова, которую Янц окрестил Новой Гвинее, составила

около 350 км

Луис Ваэс Торрес (1560-1614) 3 октября 1606 г. лишь увидел в отдалении

берег Австралии, что было спустя четыре с лишнем месяца, открыл южный берег

Новой Гвинеи, проплыв между Новой Гвинеей и Австралией.Пролив назван его

именем.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТАСМАНА:

ОТКРЫТИЕ ВАНДИМЕНОВОЙ ЗЕМЛИ, НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

И ОСТРОВОВ ТРОПИЧЕСКОЙ ОКЕАНИИ

В 1642 г. небольшая экспедиция (110 чел.) во главе с Абелом Тасманом

направилась из Банталии на о. Маврикий. От Маврикия Тасман должен был

попытаться на высоких широтах обнаружить Южный материк, обогнув с юга Новую

Голландию через цепь Соломоновых островов, вернуться в Паталию, разведать

более удобный путь от Индии к Чили.

8 октября 1642 г. Тасман отплыл от о. Маврикия на юг, а затем на

восток 44-49 ю.ш. Потом Тасман повыернул на северо-восток и 24 ноября

открыл у 42 25 ю.ш. высокий берег, названный им Вандименовой Землей (теперь

Тасмания). После девятидневного плавания в восточном направлении через

акваторию, позже названную Тасмановым морем, 13 декабря 1642 г. у 42 10

ю.ш. голландцы увидели - Южные Альпы Южного острова Новой Зелании.

Шесть недель потребовалось Тасману на преодаление 2100 км. 1 апреля

Тасман подошел к юго-восточной части о. Новая Ирландия и через восемь дней

обогнул ее и о. Лавонгай с севера, повторив открытие Ле-Мера и Схаутена. Он

пересек в меридиональным направлении Новогвинейское море и утром 13 апреля

усмотрел гористый о. Новая Британия.

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТАСМАНА:

НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ - ЕДИНЫЙ МАТЕРИК

29 января 1644 г. маленькая флотилия (111 чел.) Тасмана вышла из

Баталии в восточном направлении. Из чертежа, освещающего голландские

открытия Австралии, видно, что суда Тасмана провели непрерывную съемку

южного берега Новой Гвинее на протяжении 750 км от 7 до 9 ю.ш., завершив

открытие залива Карпентария. Все побережье залива показано непрерывной

линией.

Тасман и Вискер нанесли на точную для того времени карту побережье

Северной и Западной Австралии - приблизительно от пункта на 12 ю.ш., 137

в.д. до 23 45 ю.ш., 113 30 в..д.

4 августа 1644 г. Тасман вернулся в Батавию.

Покровитель Сибирского царства именовался, вероятно, Ермолаем, в

историю же вошел он под именем Ермак.

В 1581 г., летом в походе на Могилев среди многих полков принимала

участие и казацкая дружина атамана Ермака. После заключения перемирия

(начало 1582 г.) по велению Ивана IY его отряд передислоцировался на

восток, в государевы крепости Чердынь, расположенную близ реки Колвы,

притока Вишеры, и Соль-Камскую, на реке Каме. Туда же прорвались казаки

атамана Ивана Юрьевича Кольцо. В августе 1581 г. близ реки Самары они почти

полностью уничтожили эскорт ногайской миссии, направлявшейся в Москву в

сопровождении царского посла, а затем погромили Сарайчик, столицу Ногайской

орды. За это Иван Кольцо и его соратники были объявлены “ворами”, т.е.

государственными преступниками, и приговорены к смертной казни.

Вероятно, летом 1582 г. М. Строганов заключил окончательное соглашение

с атаманом о походе против “сибирского салтана” К 540 казакам он

присоединил своих людей с “вожами” (проводниками), знавшими “тот сибирский

путь”. Казаки построили большие суда, поднимавшие по 20 чел. с

припасами.Флотилия состояла более 30 судов. Речной поход отряда около 600

чел. Ермак начал 1 сентября 1582 г. Проводники быстро провели струги вверх

по Чусовой, затем по ее притоку Серебрянке (у 57 50 с.ш.), судоходные верфи

которой начинались от сплавной р. Баранчи (система Тобола). Казаки спешили.

Перетащив через короткий и ровный (10 верст) волок все запасы и малые суда,

Ермак спустился по Баранче, Тагибу и Туре примерно 58 с.ш. Здесь, близ

Туринска они впервые столкнулись с передовым отрядок Кучума и рассеяли его.

К декабрю 1582 г. Ермаку подчинилась обширная область по Тоболу и

нижнему Иртышу. Но казаков было мало. Ермак, минуя Строгановых, решил

снестись с Москвой. Несомненно, Ермак и его советчики-казаки правильно

рассчитывали, что победителей не судят и что царь пришлет им помощь, и

прощение за прежнее “воровство”.

Ермак и его атаманы и казаки чеплом били великому государю Ивану

Васильевичу завоеванным ими сибирским царством и просили прощение за

прежние преступления. 22 декабря 1582 г. И. Черкас с отрядом двинулся вверх

по Тавде, Лозьве и одному из ее притоков р. “Камню”. По долине Вишеры

казаки спустились до Чердыни, а оттуда вниз по Каме - в Пермь и явились в

Москву еще до весны 1583 г.

Дата гибели Ермака была спорной: по одной, традиционной версии - он

погиб в 1584 г, по другой - в 1585 г.

Весной 1584 г. Москва намеревалась послать в помощь Ермаку три сотни

ратных людей, смерть Ивана Грозного (18 марта 1584 г.) нарушила все планы.

В ноябре 1584 г. в Сибири разгорелось массовое восстание татар. К Ермаку

подсылались люди с ложными донесениями, чтобы где-то напасть на Ермака. Так

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.