бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История высшего образования в Украине

История высшего образования в Украине

История образования в Украине тесно связана со всей историей

украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности,

под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов

оказало сильное влияние на развитие образования.

Во 2-й половине XVI века произошли изменения в государственно-

административном положении значительной части украинских земель.

Воспользовавшись ослаблением Великого княжества Литовского, принимавшего с

1558 г. участие в многолетней войне с Россией, правящие круги Польши взяли

курс на захват всех украинских земель. Весной 1569 г. в состав Польского

королевства были включены Волынское, Подляшское, Киевское, Брацлавское

воеводства. Согласно Люблинской унии 1569 г. Польское королевство и Великое

княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую.

Последняя продолжила войну с Россией, что усиливало недовольство широких

народных масс, в частности Белоруссии и Украины, тяготевших к России.

С целью упрочения своих общественно-политических и экономических

позиций, украинские феодалы переходили в католичество и ополячивались.

Одновременно польские власти, при участии украинских магнатов, усиленно

проводили полонизацию, насаждали католицизм. Часть высшего православного

духовенства в соответствии с Брестской унией 1596 г. провозгласила

объединение Православной Церкви на территории Речи Посполитой (в нее

входила большая часть Украины и Белоруссии) с католической под главенством

папы римского. Польские магнаты, шляхта, и католическое духовенство

пренебрегали национальными традициями украинского народа, тормозили

развитие украинского языка и культуры. Таким образом, усиливались

национальный и религиозный гнет и бесправие народных масс. Усилия польских

властей были направлены также на ослабление стремлений украинского и

белорусского народов к воссоединению их с русским народом.

Несмотря на то, что феодально-крепостнический и национально-

религиозный гнет был тормозом экономического и культурного развития

украинского народа, во 2-й половине XVI в. и особенно в 1-й половине XVII

в. в Украине получили дальнейшее развитие города как центры ремесла и

торговли, усиливались экономические связи между отдельными землями,

возникали предпосылки для образования единого внутреннего, т.е.

национального рынка. Продолжался процесс развития украинской народности,

росло национальное сознание украинского народа, развивалась украинская

культура.

Для борьбы против иноземного гнета, национальных и религиозных

притеснений городское население (частично и сельское) в XVI-XVII вв.

организовывалось в братства. Последние открывали школы, типографии, вокруг

которых объединялись культурные силы. В конце XVI – начале XVII в. братские

школы возникли во Львове (1585), в Киеве (1615), Луцке (1620), Виннице,

Немирове, Каменец-Подольском и некоторых других городах. Преподавание в

этих учебных заведениях велось на родном языке. Значительное внимание

уделялось изучению греческого, а позже латинского и польского языков

(грамматике, риторике, пиитике). Кроме того, изучались арифметика,

астрономия, музыка и богословие.

Распространению просвещения способствовало возникновение в Украине

во II половине XVI в. книгопечатания. Первая типография была открыта

И.Федоровым во Львове, в ней изданы в 1574 г. «Апостол» и «Букварь». В 1578

г. основана Острожская типография, позднее ее оборудования перешло к

Львовской братской типографии. К середине XVII в. в Украине насчитывалось

25 типографий в 17 городах и селах: в Киеве – Киево-Печерская типография,

типографии Т.Вербицкого и С.Соболя, во Львове – М.Слезки и А.Желиборского,

Черниговская типография.

Львовское Успенское братство известно тем, что продолжало традиции

Ивана Федорова. Оно развернуло книгоиздательство и обеспечило

распространение книг в Украине и за ее пределами. В 1585 году братство

основало школу, которая должна была со временем перерасти в высшее учебное

заведение.

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и Лаврской

школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-

Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской

шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы

сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развитии

украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета

польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией.

В конце XVII и в XVIII в. значительное влияние на развитие науки и

просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия (в 1701 г., по

царскому указу, она получила титул и права академии и стала называться

Киевской академией), названная в честь своего протектора митрополита

П.Могилы. Обучение в ней носило преимущественно общеобразовательный

характер. Курс обучения продолжался 12 лет и делился на 8 классов: фару

(подготовительный класс), инфиму (младший класс), грамматику, синтаксиму и

высшие – поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты получали

филологическую подготовку, знание языков: славянского, украинского

литературного, греческого, латинского, польского, овладевали поэтическим и

риторическим искусством, изучали классическую греческую и римскую и

частично средневековую литературу, историю, географию, философию и

богословие.

Со временем в Киевской академии были введены курс русского,

французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная

математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние

годы существования академии классы домашней и сельской экономики и

медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному

образованию. Киевская академия была выдающимя очагом науки.

Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались

выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это

способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали

образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для

бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была

также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще,

Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславле и постоянно им

помогала. Киевская академия внесла значительный вклад в укрепление

культурных связей Украины с Россией и Белоруссией. С 40-х гг. XVII в. до

основания Московского университета в Киеве получала образование молодежь из

Москвы, Воронежа, Вязьмы, Вятки, Брянска, Калуги, Могилева и других

городов.

Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных

связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Здесь

учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др.

Некоторые студенты Киевской академии, ее преподаватели обучались в Польше,

Франции, Италии, Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала научные

связи с просветительскими центрами – Краковом, Галле, Магдебургом,

Константинополем и др.

Киевская академия оказала значительное влияние на организацию,

содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности в

Черниговском (основан в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском

(1738) коллегиумах, которые были созданы по образцу Киево-Могилянской

коллегии.

Черниговский коллегиум – одно из старейших учебных заведений на

Левобережной Украине. Основан в 1700 г., его основателем был педагог,

церковный деятель и писатель Иоанн Максимович. Черниговский коллегиум

создан на базе славяно-латинской школы, переведенной из Новгорода-

Северского. Обучение длилось 6 лет. В коллегиуме преподавали

общеобразовательные предметы: латинский и греческий языки, историю,

географию, математику, философию. В 1776 г. заведение было реорганизовано в

духовную семинарию, существовавшую до 1917 г.

Харьковский коллегиум был основан в 1721 г. в Белгороде как

семинария, в 1727 г. переведен в Харьков. В нем изучали грамматику,

пиитику, риторику, философию и др. В 1765 г. при нем были открыты

дополнительные классы для светских лиц, которым преподавали новые языки,

русскую литературу и язык, математику, инженерное дело, артиллерию,

архитектуру, геодезию, географию, рисование, а позднее – также физику и

естественную историю (в 1773 г. эти классы выделились в отдельное Казенное

училище). Харьковский коллегиум был центром просвещения Слободской Украины

до начала XIX в. В коллегиуме обучались представители всех слоев населения.

После открытия Харьковского университета (1805) Харьковский коллегиум стал

узкосословным учебным заведением, а позднее – вновь духовной семинарией.

Переяславский коллегиум открыт в 1738 году в городе Переяславе

(ныне Переяслав-Хмельницкий). Его основной целью была подготовка

духовенства для борьбы против унии и католичества на Правобережье. При

коллегиуме была бурса, где жили иногородние ученики. Срок обучения длился 6

лет. Здесь преподавали русский, латинский, греческий и польский языки,

поэтику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, историю, пение. В

коллегиуме обучались дети духовенства, казацкой старшины, мещан, крестьян.

С конца 80-х гг. XVIII в. коллегиум назывался семинарией. После основания в

1799 году класса философии, а в 1800 – класса богословия – сугубо духовное

заведение. В 1862 г. семинария была переведена в Полтаву.

Определенную роль в развитии образования на западно-украинских

землях играл Львовский университет, хотя заведение было основано (в 1661

г.) с целью усиления полонизации украинского населения. В договоре 1658

года между шляхетской Польшой и верхушкой казацкой старшины было оговорено

открытие в Украине двух высших школ-академий на правах университета.

Однако, католические иерархи и феодалы развернули активную деятельность

против этого плана. Стараясь опередить возможность открытия академии на

основе Львовской братской школы, они предложили обосновать ее во Львовской

иезуитской школе-коллегии. Эти старания нашли поддержку польского

королевского двора. 20 января 1661 года король Ян Казимир подписал диплом,

который давал Львовской иезуитской коллегии «статус академии и титул

университета» с правом преподавания всех современных университетских

дисциплин и присвоения ученых степеней.

Естественно, что в то время деятельность Львовского университета

определялась социальными интересами и идеологическими установками Речи

Посполитой. Но, как культурно-образовательный центр, он не мог находиться в

изоляции от общественной жизни, социальных изменений, влияния зарубежных

университетов. В сложной социальной ситуации произрастали первые зерна

научной и педагогической мысли.

Содержание университетского образования, его структура, формы,

методы и средства обучения студентов, управление учебным процессом

обуславливались конкретными историческими условиями, характером задач

которые стояли перед университетами на отдельных этапах.

Со времени основания и до 1773 года Львовский университет был в

полном подчинении и ведении иезуитского ордена.

Состав студентов пополнялся за счет выпускников иезуитской школы-

коллегии, которая функционировала как средняя школа и входила в структуру

университета.

В университете действовало два отдела – философский и

теологический. Обучение проводилось по программам иезуитских школ,

разработанным в конце XIV века. Соответственно программам, отдел философии

был как бы подготовительным. Студенты этого отдела в течение двух-трех лет

осваивали, главным образом, философскую систему Аристотеля в ее

средневековой интерпретации. В небольшом объеме изучались история,

география, греческий язык. После этого 4 года следовала богословская

подготовка. Преподавание на обоих отделах отличалось схоластичностью,

догматизмом и осуществлялось на латинском языке.

Обучение в университете завершалось получением научной степени –

лиценциата, бакалавра, магистра, доктора наук. Знания, которые студенты

получали в университете, а также методы обучения, стиль педагогического

руководства имели своей целью готовить воинствующих фанатиков, которые в

своей будущей миссионерской деятельности должны были защищать интересы

Католической Церкви.

Естественно, что студентами университета могли стать только дети

польской шляхты. Лишь единицы выходцев из народа, скрывающие свою

принадлежность к православной вере, могли учиться в университете.

Разложение феодально-крепостнических отношений во второй половине

XVII века, развитие идей французских просветителей, открытия в области

естественных наук повлияли на образовательный процесс в университете: была

открыта кафедра математики, создан физико-математический кабинет,

астрономическая обсерватория, вводилось изучение польского, французского и

немецкого языков, географии и истории как отдельных предметов.

Эти нововведения повлияли на содержание и качество подготовки

студентов. Многие из них затем продолжили учебу в Киево-Могилянской

академии и впоследствии стали преподавателями Московской академии и

Петербургской семинарии. В то же время устанавливаются связи Львовского

университета с культурными и учебными заведениями украинских земель: Киево-

Могилянской академией, Черниговским, Харьковским и Переяславским

коллегиумами, а также с европейскими университетами: Парижским, Римским,

Пражским. В типографии университета издавались труды ученых Киево-

Могилянской академии, осуществлялся обмен учебной литературой. В рукописном

фонде Центральной научной библиотеки АН Украины хранятся тексты лекций по

философии, которые читались во Львовском университете, записи диспутов,

которые проводились там в XVII-XVIII вв.

В 1773 году под натиском общественного мнения Папа римский был

вынужден принять решение о ликвидации ордена иезуитов. Это произошло через

год после первого передела Польши, согласно которого западно-украинские

земли стали принадлежать Австрийской монархии.

На захваченных территориях австрийские власти продолжали ту же

политику, что и магнатская Польша, только в «просвещенной» форме. В планах

централизации и германизации многочисленных плененных австрийской монархией

народов правительство отводило значительную роль организации просвещения, в

том числе и высшего образования. Предполагалась реформа трех австрийских

университетов – Виденского, Пражского и Львовского. Перед ними ставилась

задача на первый план поставить не воспитание ученых, а подготовку

профессиональных кадров – учителей, судей и священников.

В октябре 1784 года император Иосиф II подписал диплом об

обновлении университета. Кроме факультетов философского, юридического,

медицинского и теологического в состав университета входила и гимназия. Она

являлась базой для комплектования контингента учащихся, а также «площадкой»

для педагогической подготовки студентов.

Прогрессивный характер имело то, что по содержанию программ

большинство факультетов имело светский характер. Несмотря на то, что

обучение велось на латинском языке, отдельные предметы преподавались и на

польском. Все студенты первые три года обучались по программе философского

факультета, который по сути оставался общеобразовательным,

подготовительным. Студенты, получившие философское образование, переходили

на один из специальных факультетов, где продолжали образование по

соответствующей программе.

Особое значение имело открытие в 1787 году при университете

украинского института, призванного готовить, в первую очередь, учителей для

реальных и классических гимназий, где обучались украинские дети. Несмотря

на то, что программа института была ограничена, прогрессивное значение

имело преподавание на украинском языке. Украинский институт в краткий

период своего существования (до 1808 года) являлся проводником

гуманитарного педагогического образования.

С началя XIX в. в Австрии началась реформа образования, которая

была направлена на усиление влияния церкви, ее проникновение в учебно-

воспитательный процесс. В соответствии с этой реформой, с 1805 по 1817 гг.

университет назывался лицеем. По своей структуре и ориентации учебного

процесса лицей не отличался от существующих в то время университетов. Лишь

срок обучения в лицее был другим.

В 1817 году австрийское правительство возвращает Львовскому лицею

статус университета, ему присваивается имя императора Франца, чем

подчеркивается полная зависимость от монаршей власти. Соответственно

содержание, организация учебного процесса подчинялись требованиям,

предъявляемым правительством Австрии.

Колониальное состояние Галичины в Австрийской империи было барьером

для развития образования, науки, культуры. Тем не менее и в этих условиях

некоторые выпускники университета и его ученые делали все возможное для

развития исследований в области краеведения и гуманитарных наук. Так,

воспитанник университета И.Могильницкий подготовил первую в Галичине

грамматику украинского языка.

Под влиянием революционных событий 1848 года австрийское

правительство начало проводить политику национального лавирования. Оно

сделало ряд «уступок» украинскому национальному движению. Так, в 1849 году

в университете была основана кафедра украинского языка и литературы,

заведовать которой начал украинский филолог, поэт, этнограф и историк

Я.Головацкий. В этом же году он был назначен ректором университета.

Тем не менее, австрийское правительство, давая перевес в управлении

краем польской шляхте, поддерживало политику полонизации. Нелегкое это было

время для Львовского университета: он хуже всех университетов Австрии

обеспечивался учебными пособиями, литературой, имел наименьшее количество

преподавателей. Такое положение университета было отражением крайне

тяжелого состояния образования в целом. В последней четверти XIX в. на

более чем трехмиллионное украинское население Западной Галичины действовало

всего 5 государственных школ.

В 1809 г. была основана Киевская гимназия, которая впоследствии (в

1811 г.) была отнесена к высшим учебным заведениям. В 1805 г. открыт

Харьковский университет. В первой четверти XIX в. возникли

привилегированные учебные заведения, сочетавшие курс средних и высших школ:

Кременецкий лицей (1803), Ришельевский лицей в Одессе (1817), Гимназия

высших наук князя И.А. Безбородко в Нежине (основан в 1820 г.). После

польского восстания 1830-1831 гг. Кременецкий лицей был закрыт. В 1834 г.

создан Киевский университет. Кроме привилегированных мужских учебных

заведений, открывались сословные женские учебные заведения – институты

благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Керчи

(1835), Киеве (1838). В 1865 г. открылся Новороссийский университет в

Одессе.

Гораздо хуже дело обстояло на Буковине. Здесь не было ни одного

высшего учебного заведения вплоть до конца третьей четверти XIX в. Только

16 ноября 1874 года совет министров Австрии, рассматривая вопрос об

основании нового университета, остановил свой выбор на Черновцах. В 1870

году в Черновцах была открыта учительская мужская гимназия, а 7 декабря

1874 года пришло разрешение на создание Черновицкого университета.

Основатели Черновицкого университета преследовали цель переделать

его в орудие национального закрепощения местного населения. Языком

преподавания в университете официально был провозглашен немецкий. Таким

образом, интересы коренного населения, и, прежде всего, его наибольшей

этнической группы – украинцев – игнорировались.

В Восточной Галиции, на Буковине, в Закарпатской Украине в начале

XIX в. не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком

преподавания. Во Львовском университете преподавание велось на польском, в

Черновицком университете – на немецком, с 1920 – на румынском языке.

В 60-70-е гг. XIX в. постепенно формировалась система подготовки

учителей, в частности для начальных школ. В конце 60-70-х гг. были созданы

трехлетние учительские семинарии, строившие свою работу на базе

двухклассных училищ. Среди первых учительских семинарий – Коростышевская

(основана в 1869 г.), Херсонская (1871), Аккерманская (1872), Переяславская

(1878). На западно-украинских землях учителей для народных школ готовили

учительские семинарии – Львовская, Черновицкая, Мукачевская, Ужгородская и

др. Учителей для уездных училищ, церковноприходских школ, высших начальных

и городских училищ готовили учительские институты. Первый учительский

институт создан в Глухове (1874). К 1914 г. в Украине насчитывалось 26

учительских семинарий и 6 учительских институтов.

Среди прогрессивных педагогов Украины, внесших во второй половине

XIX – начале XX в. весомый вклад в развитие просвещения и педагогической

мысли, - А.В. Духнович, Н.Ф. Левицкий, Т.Г. Лубенец, Б.Д. Гринченко, Х.Д.

Алчевская, С.М. Ковалив и др.

Развитие капитализма, борьба прогрессивной общественности

обусловили дальнейший рост высшей школы. В Украине центрами научной мысли,

подготовки ученых, учителей для средних школ, врачей, юристов и др.

специалистов были Харьковский, Киевский и Новороссийский (в Одессе)

университеты, Нежинский историко-филологический институт (1875), на западно-

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.