бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История (шпаргалка, Томск, 2003г.)

русского общества. Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате

Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был

присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества», что означало

окончательное признание Екатерины II русским дворянством. Работа Комиссии,

продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, она была

распущена в 1768 г. на неопределенное время, так и не составив нового

уложения.

12 Проекты и попытки реформ Александра 1.

Александр I взошел на российский престол, намереваясь

осуществить радикальную реформу политического строя

России путем создания конституции, гарантировавшей

всем подданным личную свободу и гражданские права. Он

сознавал, что подобная «революция сверху» приведет

фактически к ликвидации самодержавия и готов был в

случае успеха удалиться от власти. Однако он также

понимал, что нуждается в определенной социальной

опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было

избавиться от давления как со стороны заговорщиков,

свергнувших Павла, так и поддерживавших их

«екатерининских стариков». Уже в первые дни после

воцарения Александр объявил, что управлять Россией

будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля

1801 был создан Непременный совет —

законосовещательный орган при государе, получивший

право опротестовывать действия и указы царя. В мае того

же года Александр внес на рассмотрение совета проект

указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены

Совета дали понять императору, что принятие подобного

указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому

государственному перевороту. После этого Александр

сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу

своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А.

Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко

времени коронации Александра (сентябрь 1801)

Непременным советом были подготовлены проект

«Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу

жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских

прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная

безопасность, гарантия частной собственности и т. д.),

проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет

продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа

крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В

ходе обсуждения проектов обнажились острые

противоречия между членами Непременного совета, и в

результате ни один из трех документов обнародован не

был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи

государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее

рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению

20 февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах»,

разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и

закреплять за ними землю в собственность, что впервые

создавало категорию лично свободных крестьян.

Параллельно Александр осуществлял административную

реформу и реформу образования.

Второй этап реформ

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус

власти и стал находить преимущества в самодержавном

правлении. Разочарование в ближайшем окружении

заставило его искать опору в людях, лично ему преданных

и не связанных с сановной аристократией. Он приближает

к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де

Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М.

Сперанского, которому Александр поручил разработку

нового проекта государственной реформы. Проект

Сперанского предполагал фактическое преобразование

России в конституционную монархию, где власть государя

была бы ограничена двухпалатным законодательным

органом парламентского типа. Реализация плана

Сперанского началась в 1809, когда была отменена

практика приравнивания придворных званий к

гражданским и был введен образовательный ценз для

гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден

Государственный совет, заменивший Непременный.

Предполагалось, что изначально широкие полномочия

Государственного совета будут затем сужены после

учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в

Государственном совете обсуждались предложенные

Сперанским планы финансовой, министерской и

сенатской реформ. Реализация первой из них привела к

сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было

завершено преобразование министерств. Между тем сам

Александр испытывал сильнейшее давление придворного

окружения, включая членов его семьи, стремившихся не

допустить радикальных реформ. Определенное влияние на

него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой

России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод

императору усомниться в правильности избранного им

пути. Немаловажное значение имел фактор и

международного положения России: усиливавшееся

напряжение в отношениях с Францией и необходимость

подготовки к войне давали возможность оппозиции

трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как

антигосударственную, а самого Сперанского объявить

наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что

склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший

в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.

13 РОССИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ПЕРЕПУТЬЕ: ДВОРЯНСКИЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО

ПЕРЕУСТРОЙСТВА РОССИИ (1-й четверти 19 в.). В первой половине ХIХ в. в

политической мысли России шла кропотливая работа по выбору исторического

пути развития страны. Был поставлен вопрос о государственном переустройстве

России, в решении которого принимал участие Александр I, и его сановник M.

M. Сперанский. Но император отверг предложения последнего о разделении трех

властей: законодательной, исполнительной и судебной по европейскому

образцу, хотя они и сохраняли самодержавную власть монарха. В 1825 г. с

открытого выступления декабристов начинается освободительное движение в

России. Дворянские революционеры предложили два варианта преобразования

России: конституционная монархия (Н. M. Муравьев) и республика (П. И.

Пестель), но и этим проектам не суждено было осуществиться.

14 Внутренняя политика Николая 1.

У Николая 1, ставшего императором в декабре 1825 г.,

не было да­же намерений, связанных с изменением

государственного строя России. Для укрепления

существующего порядка под руководством М.М.

Сперанского (возвращенного в Петербурга 1821 г.) во II

отделение Собственной его императорского величества

канцелярии были подготовлены за 1649-1826 гг. (1830) и

(1833). Новый

самодержец усиливал карательный аппарат. В июле 1826

г. было учреждено III отделение Собственной е.и.в.

канцелярии руководства тайной полицией, которое

возглавил граф А.Х. Бенкендорф. 0н же стал шефом

корпуса жандармов, созданного в 1827 г. Собственная

е.и.в. канцелярия с новыми отделениями постепенно

при­обретала черты органа верховной власти. Отделения

канцелярии (их коли­чество менялось) заведовали

важнейшими отраслями государственного уп­равления.

6 декабря 1826 г. был образован секретный комитет

под председа­тельством графа В.П. Кочубея. Комитет

подготовил ряд законодательных проектов, автором

большинства из которых был Сперанский ( перестройке

высшего и местного управления, о сословной политике,

по крестьянскому вопросу).

Крепостное право А.Х. Бенкендорф назвал

. Секретные

комитеты по крестьянскому вопросу готовили в 30-е годы

проекты постепенного освобождения помещичьих

крестьян. В этой работе участвовали граф П.Д. Киселев,

князь И.В. Васильчиков,

М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин и др. Однако проекты не

были одобрены, и единственным законодательным актом

стал Указ от 2 апреля 1842 г. .

Помещикам разрешалось предоставлять освобождае­мым

крестьянам земельные участки , за пользование которыми

крестьяне обязывались выполнять определенные

повинности. Для реформы управления государственными

крестьянами в мае 1836 г. было создано V отделение

Собственной е.и.в. канцелярии. В декабре 1837 г. его

преобразовали в Министерство государственных

имуществ. Возглавивший министерство П.Д. Киселев

провел в 1837-1841 гг. реформу, автором которой он

являлся.

Деятельность многочисленных секретных комитетов и

реформа П.Д. Киселева свидетельствовали о том, что

перемены назрели. Но проекты ре­формы крепостных

отношений отвергались при обсуждении в

Государствен­ном совете.

Николай 1 считал, что условия для освобождения

помещичьих крестьян еще не созрели. Главным

средством достижения политической стабильности в его

царствование оставалось укрепление

военно-бюрокра­тического аппарата в центре и на местах.

15 Общественная мысль и общественное движение в России второй четверти XIX

в.

После восстания декабристов в России стали возникать тайные кружки, которые

считали, что необходимо продолжить дело декабристов. Тайные кружки в Москве

создавали Герцен, Огарев, Белинский. В общественно политической мысли в 30-

е(40-е годы XIX в. проявилась идеология различных классов и сословий.

В 1832 г. министр просвещения С.С. Уваров разработал «Теорию официальной

народности», которая выдвигала три лозунга: «православие, самодержавие,

народность». Теория доказывала, что в самодержавной России, сохраняется

«лучший порядок вещей». Проводниками этой теории были профессора

Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Они утверждали, что

благодаря монархии и крепостному праву в России нет сословной розни, нет

тех революций, которые потрясают Запад. По их мнению, крепостное право,

конечно но «хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они

смогли сделать это сами». Идеология либеральных помещиков и зарождающейся

буржуазии проявилась в деятельности западников и славянофилов. Общее между

ними заключалось в том, что они выступали за отмену крепостного права

«сверху», путем реформ, за наделение крестьян землей за выкуп, за

сохранение помещичьего землевладения.

«Философическое письмо» П.Я. Чаадаеву.

«Философическое письмо» написано в 1836 г. в жанре поучений некоторой

светской даме, которой он дает советы о том как продолжить образование.

Первое письмо особенно важно. В нем негативно оценивается нынешнее

состояние России, а истоки Чаадаев видет в принятии христианства в

православной форме, которые восприняло дух разлагающейся

бюрократизированной консервативной византийской империи. Православие

отвлекает человека от реальной жизни, призывая его искать воздаяния после

смерти. В противовес этому, католицизм проповедует активное отношение к

жизни, призывая к построению идеального общества уже на земле. Консерватизм

византийской церкви стал причиной уклонения пути России от общеевропейского

пути. Вместе с тем Чаадаев критически оценивал западный путь. Он говорил,

что западная традиция действует механистически, лишена духовности. Если

Россия все же сможет преодолеть консерватизм своего развития, она способна

указать путь и для возрождения западного общества, передав ему духовное

начало.

Западники. Умеренные ( Т.Н. Грановский. А.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д.

Кавелин. Радикальные ( А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский. Они

отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско-

бюрократическим порядкам николаевской России. Они считали, что

правительство навязала народу общину для удобства управления и сбора

налогов. Россия отстала от передовых стран запада, и ныне находится на

стадии, которую запад уже прошел. Также считали что Петр I «спас Россию».

Деятельность Петра была первая фаза обновления, хотя он полностью и не

ликвидировал отставание от запада. Они думали что в России со времен должны

утвердится европейские порядки: конституционный строй ( форма правления по

западно-европейскому образцу, с определенными политическими свободами

слова, печати и т.д.

Славянофилы. И.В. и П.Б. Киреевские, К.С. и П.С. Аксаковы, А.С. Хомяков.

Николаевскую политическую систему с ее «немецкой» бюрократией рассматривали

как логическое следствие отрицательных сторон преобразований Петра I,

осуждали чиновничью бюрократию. Они считали что русский народ никогда не

претендовал на участие в политической жизни. Традиционно русская жизнь

строилась на коллективистских принципах, и отвергала единовластие, власть

московских царей была ограничена народным мнением, выражавшимся Земским

собором. Это сохраняло сильную дееспособную власть, однако создавало

моральные ограничения для злоупотреблений. Государство представляло собой

большую общину. По общинному принципу были организованы сходы,

препятствующие единовластию в моральном плане. Петр I раздробил единый

народ на отдельные группы, противопоставив дворянство народу. Раздробленные

народ уже не мог ограничивать единовластие и как следствие, самодержавие.

Причины русской самобытности славянофилы видели в православии, наибольшей

степени сохранившей коллективистские общинные ценности. Они считали, что

народ должен получить право свободно выражать свое мнение, получить свободу

совести. Опыт России имеет всемирно историческое значение и может быть

путем возрождения человечества, в том числе и «загнивающего

индивидуалистического» запада.

Теория «русского социализма» А.И. Герцена. В 30-е-40-е Герцен занимается

литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за

свободу личности, протест против насилия и произвола. В 1847 г. он уезжает

за границу в Лондоне основал «Вольную типографию», выпустил восемь

сборников «Полярная звезда». Герцен убедился, что исторический опыт запада

России не подходит и начал искать какое-то новое общественное устройство,

создал теорию «общинного социализма», имевшую колоссальное значение в

русской истории. При нем не будет частной собственности и эксплуатации.

Основной ячейкой социализма явится крестьянская поземельная община, которая

живет по социалистическим принципам.

16 Крестьянская реформа, ее подготовка и проведение. Положение «19 февраля

1861 г.». В конце 50-х годов XIX в. кризис феодализма в Росси достиг своей

кульминации. Крепостничество сдерживало развитие промышленности и торговли,

консервировало низкий уровень сельского хозяйства. Росли недоимки крестьян,

увеличивалась задолженность помещиков кредитным учреждениям.

Впервые о необходимости крестьян император заявил в речи, произнесенной в

1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза

о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до

того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».

Непосредственно разработка концепции реформ началась с января 1857 г.,

когда был создан специальный секретный комитет для подготовки крестьянской

реформы. Первым проектом, который обсуждался в комитете был проект,

разработанный летом 1856 г. зам. министра внутренних дел Левшиным. С

некоторыми корректировками основные положения этой программы были разосланы

в виде рескриптов губернаторам (сначала Петербургскому и Виленскому), и

одновременно создавали специальные губернские комитеты. Вскоре после этого

секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу

(1858 г.), а в его составе основные функции выполнял Земский отдел

Министерства внутренних дел во главе с Милютиным. В губернских комитетах

обсуждались различные варианты проектов, которые затем направлялись в

созданные при главном комитете редакционные комиссии (февраль 1859 г.).

Среди множества проектов принято обращать внимание на: 1. Унковского, где

наиболее последовательно отразились стремления помещиков нечерноземной зоны

(полный выкуп крестьян с землей, при содействии правительства). 2. Проект

Полтавского ( черноземные зоны (наделы крестьянам давались лишь на время,

крестьянам свобода без земли). 3. Проект Самарина ( наиболее

последовательно отражавший проекты степной зоны ( промежуточный вариант.

Манифест «19 февраля 1861 г.» предоставлял крестьянам личную свободу и

общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом,

заключать сделки, выступать как юр. Лицо, вступать в брак без ведома

помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место

жительства, переходить в сословия мещан и купцов). Но сохранялась община.

Крестьянство ( единственное сословие, которое платило подушную подать,

несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. В

«положении» раскрывалась суть реформы. Россия была условно разделена на три

полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для каждой из них

устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В

этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с

помещиком. Конкретные размеры участка должны были фиксироваться в уставных

грамотах, которые должны были быть составлены отдельно для каждого помещика

и каждой общины. Если они не приходили к соглашению, то к решению спора

привлекались мировые посредники. При решении земельного вопроса наделы были

значительно урезаны. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у

крестьян. При размежевании угодий помещики стремились к тому, чтобы их

земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилось чересполосица,

заставлявшая крестьян арендовать помещичью землю. Получая землю, крестьяне

были обязаны оплатить выкупные платежи. Размер выкупных платежей

устанавливался не в зависимости от рыночной стоимости земли, а из

соображений компенсировать помещику потерю бесплатного крестьянского труда.

80% - ссуда государства, в течении 49 лет крестьяне должны были возвратить

ссуду государству. 20% - крестьянин должен отдать сам помещику. Выплаты

крестьянами помещику растянулось на 20 лет. Так появилось временно

обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять

некоторые повинности, до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел.

Удельные крестьяне получали те наделы, которые имели до реформы, с

некоторым уменьшением в Петербургской, Самарской и Владимирской и с

небольшим увеличением в остальных губерниях (положение от 26 июня 1863 г.)

В 1863-1865 гг. они были переведены на выкуп. Оброчная подать в пользу

царской семьи была преобразованы выкупные платежи сроком на 49 лет.

Государственные крестьяне получили в наделы те земли, которые были ранее в

их пользовании и еще получали лесные наделы. В 1886 г. государственная

оброчная подать была переведена в выкупные платежи с увеличением ее, в

среднем, на 45% и с уплатой в 44 г. В национальных районах крестьяне

получали наделы меньше, чем было до отмены, за большие повинности.

17 Эпоха великих реформ в 60-70гг. 19в.

Земская реформа. Согласно положению вводились бессословные выборные органы

местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на

трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и

губернских земских собраний) и исполнительных (уездных

и губернских земских управ). Выборы в земские

распорядительные органы – собрания гласных (депутатов)

– проводились на основе имущественного ценза, по

куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из

владельцев земли от 200 до 800 десятин или

недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая

курия (городская) объединяла собственников городских

промышленных и торговых заведений с годовым оборотом

не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не

менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии

(сельских крестьянских обществ) были многостепенными.

Земские собрания избирали исполнительные органы –

земские управы – в составе председателя и нескольких

членов. Земства были лишены каких-либо политических функций, их

деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они

несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за

своевременные поставки продовольствия, за качество

дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое

другое.

Городская реформа ( в продолжение земской ).

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение",

по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное

самоуправление - городские думы, избираемые на четыре

года. Городская дума (распорядительный орган) избирала

свой постоянно действующий исполнительный орган -

городскую управу, состоявшую из городского головы (так

же избираемого на четыре года) и нескольких членов.

Городской голова был одновременно председателем и

городской думы и городской управы. Городские думы

находились под контролем правительственных

чиновников.

Судебная реформа. В числе реформ одно из первенствующих мест,

несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко

продуманная реформа имела сильное и непосредственное

влияние на весь строй государственной и общественной

жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно

ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной

власти от административной и обвинительной,

публичность и гласность суда, независимость судей,

адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

- суд делается устным и гласным;

- власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без

всякого участия административной власти;

- основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

-дело по существу может разбираться не более

как в двух инстанциях.

- по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с

лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение

виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных

обывателей всех сословий;

- устраняется канцелярская тайна;

- и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах

присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов,

составляемых из той же корпорации.

Военная реформа. Военное управление подверглось также

преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные

поселения. Были отменены унизительные телесные

наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня

общего образования офицеров армии посредством реформ

военных учебных заведений. Были созданы военные

гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком

обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная

воинская повинность. Таким образом, результатом реформы стало создание

небольшой армии мирного времени со значительным

обученным резервом на случай войны.

Финансовые реформы.

Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной

операции требовало огромных кредитов. В кредитах остро

нуждались промышленность и транспорт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.