бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История советской космонавтики

грунт оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него , а

на телевизионном изображении отчетливо видны камни."Луна-9" на пять

месяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2" - как видим ,

гонки шли не только в области пилотируемых полетов , но и в

области полетов автоматов. В том же году был запущен первый

искусственный спутник Луны - "Луна -10" и станции "Луна-11-13" , из

которых "Луна -13" совершила мягкую посадку на Луну.

В 1970г. станция "Луна-16" произвела бурение и взятие проб

грунта , которые были затем доставлены на землю . Таким образом , в

руках наших ученых также оказались образцы лунного грунта (у их

американских коллег они появились после успешных полетов

астронавтов). В 1972 и 1976 г.г. станции "Луна - 20" и "Луна-24"

также доставили Землю образцы Лунного грунта из горного и

морского района соответственно. В 1974г. были запущены также два

искусственных спутника Луны - "Луна -22" и "Луна-23" , которые

провели длительные исследования Луны и околоземного пространства.

Наиболее интересной частью нашей программы исследований Луны

безусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов.

В ноябре 1970г. станция "Луна-17" ( однотипная "Луне-16" , только

без возвращаемой ступени) доставила на поверхность Луны

шестиколесный "Луноход-1" , снабженный телекамерами и управляемый

оператором с земли. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км .

Он передал на землю отличные телеизображения и результаты

изучения физических свойств грунта . В 1972г. на Луну станцией

"Луна-21" был доставлен усовершенствованный "Луноход-2", который

провел аналогичные исследования в другом районе Луны .

Луноходы и станции , доставившие лунный грунт на землю были

созданы в КБ , которым руководил талантливый конструктор и

организатор Г.Н.Бабакин. Создание этих автоматов показывает , что

можно отлично исследовать другие планеты с помощью машин , не

подвергая риску космонавтов , не говоря уже о том , что беспилотные

полеты обходятся значительнее дешевле пилотируемых..

Марс

Марс начал будоражить умы землян со второй половины ХIХ в.

когда были открыты знаменитые каналы и впервые возникла мысль о

существовании на Марсе своей цивилизации. Позднее астрономы установили

, что "каналы" были оптическим обманом . Но в 40-ых годах нашего

столетия появилась гипотеза об искусственном происхождении

спутников Марса , поскольку особенности их движения и расчеты

показывали , что марсианские Луны должны быть полыми (эти расчеты ,

как оказалось позднее , были ошибочными) .

Первый запуск космического аппарата к Марсу состоялся уже в

1962г. - это был аппарат "Марс-1" , прошедший на расстоянии 195

тыс.км. от планеты.. (связь с ним прервалась за три месяца до

этого).Но планомерные исследования красной планеты начались только в

70-ые г.г. , когда появились достаточно мощные ракеты носители и

совершенная автоматика.

В 1971г. - в год великого противостояния ( когда полеты к Марсу

требуют наименьших затрат энергии ) к Марсу отправились станции

"Марс-2" и "Марс-3". Которые вышли на орбиту искусственных

спутников планеты . К этому моменту там уже кружился американский

аппарат "Маринер-9" , ставший первым искусственным спутником Марса .

Дело в том что наш аппарат , который должен был стать

искусственным спутником марса , и который "Маринер" не смог бы

обогнать из-за ошибки в бортовой ЭВМ не был выведен на

траекторию полета к планете , и более легкий американский аппарат

обогнал по дороге наши станции.

"Марс-2" сбросил на планету вымпел нашей страны , а от "Марса-

3" отделился спускаемый аппарат , совершивший первую в истории

посадку на красную планету. Спускаемый аппарат начал передавать

"картинку" с поверхности , но , по до сих пор невыясненной

причине , сигнал с поверхности планеты пропал. Вообще , с Марсом

наших исследователей преследовало просто фатальное невезение .

Орбитальные аппараты наших станций успешно функционировали и

передавали на Землю изображения поверхности планеты , но на них

ничего нельзя было разглядеть - на Марсе бушевала пыльная буря . К

тому времени , когда она закончилась , наши камеры уже вышли из

строя , и изображение передавал только американский аппарат . Зато

наши спутники провели исследования поверхности и атмосферы планеты

в инфракрасном , ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазоне

радиоволн . Были определены температура и давление ( оно оказалось в

200 раз меньше земного ) у поверхности планеты.

В следующее стартовое окно (1973г.) условия полета к Марсу

были хуже , и вывести станцию , аналогичную "Марс-3" мы не могли

из-за ограничений по массе. Тогда было принято решение

использовать две станции вместо одной - "чистый" спутник и

станцию , которая "сбрасывала" бы на Марс спускаемый аппарат и

летела бы дальше не тормозясь у планеты . Для надежности таких

пар следовало запустить две.

Нашим инженерам и производственникам удалось сделать почти

невозможное - изготовить и испытать к очередному стартовому окну

целых четыре станции. Незадолго до старта неожиданно выясняется ,

что в микросхемах , которые использовались в аппаратуре станций

чрез год- полтора образуются раковины , и они выходят из строя

.Да , подвела отечественная промышленность . Переделывать станции было

нереально .В следующее стартовое окно должны были стартовать

американские "Викинги" , а нам очень хотелось первыми получить

изображения с поверхности Марса. Решено было станции запустить -

ведь есть выйдут надежда , что они выйдут из строя не сразу , и

успеют передать на Землю ценную информацию.

В августе 1973г. к Марсу ушли орбитальные аппараты "Марс-4" и

"Марс-5" и посадочные аппараты "Марс-5" и "Марс-6" - целая

космическая эскадра. На "Марсе-4" не сработал тормозной двигатель

и станция прошла мимо планеты. "Марсу-5" удалось выйти на орбиту

искусственного спутника , но проработал он там гораздо меньше

расчетного срока . Спускаемый аппарат "Марса-6" вошел в атмосферу

планеты и на этапе спуска провел зондирование атмосферы и

определил ее химический состав. Незадолго до посадки связь с

аппаратом прервалась. Спускаемый аппарат "Марса-7" отделился от

станции но в атмосферу "не попал " и прошел мимо планеты . Таким

образом программа полета в основном выполнена не была.

После этой неудачной экспедиции в наших полетах к Марсу

наступил длительный перерыв . Связан он был прежде всего с тем ,

что велась интенсивная разработка проекта доставки на землю

марсианского грунта.

Было известно , что американцы тоже разрабатывают подобный проект , а

нам , как известно , во всем надо было быть первыми , поэтому на

разработку этой темы были брошены почти все силы "межпланетных"

КБ. Ради этого свертывались другие программы - "Луноход-3", задержка

в работе над "Луной-24". В результате и мы , и американцы пришли

к выводу , что осуществить этот проект при сегодняшнем уровне

развития техники практически нереально , и его закрыли.

В 1988г. состоялась , наконец новая экспедиция к Марсу -

программа "Фобос". Аппараты должны были исследовать с

околомарсианской орбиты планету и ее спутники. Впервые предполагалась

доставка исследовательских зондов на поверхность Фобоса. Это была

бы не просто первая высадка на спутник Марса , а первая высадка

на астероид , каковым в сущности Фобос и является. К сожалению ,

этот проект стал продолжением наших марсианских неудач.

Еще по дороге к Марсу на "Фобос-1" была отправлена программа

, которая должна была включить один научный прибор . Но в

составлявший ее оператор допустил ошибку (в одну букву) , и на

станции была отключена система ориентации . Солнечные батареи

отвернулись от Солнца , аккумуляторы разрядились и связь с

аппаратом была потеряна. Вторая станция успешно дошла до цели и

вышла на орбиту спутника Марса . Путем хитроумных баллистических

маневров станция подошла к Фобосу и по его фотографиям начали

выбирать район сближения . Неожиданно станция не вышла на

очередной сеанс связи , после напряженной работы удалось поймать

сигнал со станции , но он вскоре исчез. Что послужило причиной

потери связи со станцией буквально "на ровном месте " , остается

загадкой.

Последней нашей марсианской неудачей стала неудачная попытка

запуска станции "Марс-96" в прошлом году. Как известно , станция не

вышла на траекторию полета к Марсу и сгорела в земной атмосфере.

Венера

При создании космических аппаратов конструкторы зачастую не могут

приступить к проектированию следующей машины , пока не закончился

полет предыдущей , т.к. условия , в которых она должна работать , еще

неизвестны . Наиболее ярко это иллюстрирует история исследования

Венеры , сведения о которых до полетов космических станций вообще

были очень скудны , т.к. эта планета покрыта толстым покрывалом

облаков , под которое не могут заглянуть никакие телескопы.

Первая станция "Венера-1" отправилась к утренней звезде еще в

начале 1961г. и прошла в 100 тыс.км. от планеты. В задачу станции

входило в основном изучение межпланетного пространства. В 1965г.

возле Венеры пролетела стация "Венера -2 " , сфотографировавшая

планету , а станция "Венера-3" сбросила на планету спускаемый

аппарат , который разрушился в атмосфере планеты . В 1967г. "Венера-

4" доставила к планете спускаемый аппарат , рассчитанный на давление

в 10 атм.. Он спускался до высоты , где давление достигало 18 атм.

, а затем разрушился . Спускаемые аппараты станций "Венера 5" и

"Венера 6" также не достигли поверхности планеты , будучи

раздавлены в атмосфере , хотя были рассчитаны на 25 атм.

В 1970г. спускаемый аппарат станции "Венера-7" достиг наконец

поверхности планеты и передавал оттуда информацию в течение 23

мин. Давление в месте посадки оказалось более 90 атм. , а

температура - около 500С. Достичь Венеры легче чем Марса , мягкая

посадка в плотной атмосфере также не вызывает больших затруднений

но трудности по обеспечению работы аппаратов в поистине адских

условиях делают исследование Венеры крайне сложным . Говорят , что

если бы конструкторы с самого начала знали , с какими условиями

они столкнутся , то они не взялись бы за это дело.

В 1972г. станция "Венера-7" также успешно села на поверхность

планеты и 50мин. передавала оттуда информацию. На этом полеты

станций первого поколения закончились . Президент академии наук СССР

М.В.Келдыш поставил перед конструкторами новую задачу - получить

изображение поверхности Венеры. С этой сложнейшей (если вспомнить

условия на планете ) задачей конструкторы справились - в 1975г.

спускаемые аппараты станций "Венера-9" и "Венера-10" передали на

Землю через свои орбитальные блоки фотографии венерианской

поверхности .

Успех ! Но Келдыш не унимался : следующая задача - получить цветные

изображения и взять пробы грунта .В 1978г. для этой цели к

утренней звезде направились станции "Венера-11" и "Венера-12" ,

спускаемые аппараты благополучно достигли поверхности , но

произвести съемку не удалось - не сбросились защитные крышки

фотокамер . Не удалось произвести и анализ грунта - не сработал

грунтозаборник . Конструкцию усовершенствовали и в 1981г. станции

"Венера - 13" и "Венера -14" успешно выполнили программу - исследовали

образцы грунта и передали на землю цветные фотографии Венеры.

В 1983г. у Венеры появились первые картографы - станции "Венера

-15" и "Венера -16" провели ее радиолокационное картографирование ,

что позволило создать довольно подробные карты северного полушария

планеты .

В 1984г. началось осуществление проекта "Вега" , в котором

приняли участие , помимо советских ученых , ученые из франции и

других стран . В следующем году посадочные аппараты станций

осуществили исследование атмосферы планеты и взяли пробы грунта.

Помимо спускаемых аппаратов на Венеру были впервые доставлены

аэростаты , которые дрейфовали в атмосфере на высоте около 50км и

изучали атмосферу планеты . Изготовить эти воздушные шары было

непросто , если учесть , что облака Венеры состоят из

концентрированной серной кислоты !

После сброса спускаемых аппаратов на Венеру , станции "Вега-1"

и "Вега-2" продолжили свой полет - их целью была встреча с

кометой Галлея , приближавшейся в тот год к земле . Станции прошли

на расстоянии нескольких тысяч километров от ядра кометы и

передали на землю его цветное изображение - оно оказалось

бесформенным куском льда , и провели исследования в различных

диопазонах длин волн.

Как мы видим , с Венерой нам везло гораздо больше , чем с

Марсом . Возможно , сказалось здесь и то , что американцы не очень

преуспели в исследовании этой планеты - они ограничились в основном

исследованиями с пролетных траекторий и с орбиты. Поэтому

соревнования у нас с ними здесь не было и политики не

вмешивались в осуществление программ , которые строились в основном

следуя запросам ученых , желавших исследовать утреннюю звезду чтобы

лучше понять механизмы формирования и эволюции нашей Земли и всей

Солнечной системы.

Орбитальные станции

Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на пути

освоения космоса должно было стать создание на орбите большого

орбитального комплекса , на котором можно било бы проводить

различные долговременные эксперименты , и ставшего бы базой для

полетов к Луне и планетам. Этот логичный путь развития

космонавтики был прерван лунной гонкой двух космических держав ,

но после ее завершения (не в нашу пользу) обе они возвратились

на этот путь.

В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в мире

долговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонный

аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем "Протон"

.Через несколько суток была произведена стыковка со станций

корабля "Союз-10" , но космонавты работой на станции не занимались

- этот полет был испытательным для проверки систем сближения и

стыковки и продлился всего сутки.

Следом за ними стартовал "Союз-11" , также состыковавшийся со

станцией "Салют" . Впервые космонавты Г.Т. Добровольский , В.Н.Волков и

В.И.Пацаев осуществили переход из корабля в станцию . После

расконсервации оборудования они в течение 22 суток находились на

станции и провели различные эксперименты ( в основном биологические).

На станции находилась первая космическая оранжерея "Оазис-1" , гамма

- телескоп "Анна" и астрофизическая система телескопов "Орион-1".

Чтобы сохранить форму для возвращения на землю после долгого

пребывания в невесомости космонавты каждый день занимались

физическими упражнениями на специальных тренажерах . Одним словом ,

первая экспедиция на "Салют" стала прообразом современных (и

будущих) долговременных полетов на орбитальном комплексе.

К сожалению , эта экспедиция закончилась трагически .Как сказано

в сообщении ТАСС: "группа поиска после вскрытия люка обнаружила

экипаж .... на своих рабочих местах без признаков жизни ".Это была

самая крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики

. Причиной гибели экипажа стала разгерметизация спускаемого

аппарата - тогда корабль "Союз" считался абсолютно надежным и

космонавты летали в нем без скафандров. После этой катастрофы

старт , стыковка и расстыковка со станцией , посадка выполняются

космонавтами только в аварийных скафандрах .

Полет корабля "Союз-12" состоялся только через два года. На его

борту было только два космонавта .Полет продолжался всего два дня

. В этом полете проводились эксперименты по съемкам земли из

космоса . В том же году экипаж "Союза-13" продолжил астрофизические и

биологические эксперименты , начатые на станции "Салют".

В 1974г. возобновились исследования в области орбитальныханций -

через 3 года после "Салюта" на орбиту была выведена станция

"Салют-3". Спустя 8 дней после вывода станции к ней пристыковался

"Союз-14" с космонавтами П.Р.Поповичем и Ю.П.Артюхиным на борту .

Космонавты провели в течение 14 дней полета различные медико-

биологические эксперименты , и съемку поверхности Земли в различных

диапазонах длин волн.

Станция "Салют-3" внешне почти не отличалась от "Салюта " , но

имела принципиальные отличия во внутреннем устройстве : в "Салюте "

был один большой рабочий отсек , в котором космонавты проводили

научные исследования , а также ели , спали и занимались

физкультурой. На "Салюте-3" было сделано целых четыре отсека ,

соединенных коридором . Такая схема , видимо , оказалась неудачной из-

за малого объема каждого отсека , и к ней впоследствии не

возвращались. Солнечные батареи "Салюта-3" , имели возможность

ориентироваться на солнце самостоятельно , без поворота всего

комплекса . Это впоследствии также сочли излишним , но , учитывая

последние события на станции "Мир", к этой идее возможно еще

вернутся.

Полет "Союза-15" проходил как-то странно - корабль осуществил

сближение со станцией "Салют-3" но не состыковался с ней . Посадка

через двое суток полета была произведена (впервые) ночью . По

официальным сообщениям в этом полете отрабатывались аварийные

ситуации , однако , возможно , в полете действительно возникли

проблемы , заставившие космонавтов срочно садится. , о чем ТАСС

скромно умолчал.

Первые орбитальные станции и работа космонавтов на них должны

были ответить на главный вопрос , от которого тогда зависело все

дальнейшее развитее космонавтики - как долго может находится человек

в космосе без вреда для себя , и какие могут быть последствия

долгого пребывания в невесомости . Различные медико-биологические

эксперименты составляли большую часть исследований на первых двух

пилотируемых станциях , продолжились они и на "Салюте-4" , запущенном

в конце 1974г.

Первая экспедиция на "Салют-4" состоялась в начале 1975г.

Экипаж "Союза-17" в составе А.А.Губарева и Г.М.Гречко провел в

космосе более 29 суток , установив таким образом новый рекорд. В

ходе полета изучалось воздействие невесомости на организм

человека . Космонавты испытывали специальные "нагрузочные" костюмы

, не дающие ослабнуть мышцам в длительном полете и велоэргометр ,

позволяющий "держать в форме" сердечно сосудистую систему. Помимо

этого изучались рост и развитие в невесомости простейших организмов

, многострадальных дрозофил , лягушек и гороха . С борта станции были

проведены также исследования вселенной в рентгеновском и

инфракрасном диапазонах , невозможные с земли , исследования солнца с

помощью специального телескопа и спектрометров , а также

зондирование верхних слоев земной атмосферы.

В том же году на станции побывал второй экипаж П.И.Климук и

В.И .Севастьянов , прилетевшие на корабле "Союз-18" . Их полет был

фантастическим (по тем временам) по длительности - 63 дня. Во

время полета были продолжены как медико-биологические эксперименты ,

так и изучение из космоса атмосферы Земли и мирового океана , а

также астрофизические исследования . О достижениях нашей космической

медицины красноречиво говорит тот факт , что уже на следующий

день после полета космонавты смогли дать пресс-конференцию (тогда

как за 5 лет до этого возвращение на землю после 18 суточного

полета Севастьянов и Николаев перенесли очень тяжело и ни о каких

пресс-конференциях не могло быть и речи ). Космическая медицина до

сего дня остается одной из передовых областей науки , в которой

наша страна "впереди планеты всей".

Последней станцией первого поколения стала "Салют-5" , запущенная

в июне 1976г. На эту станцию были совершены две экспедиции : 49

суточная - Б.В.Волынов и В.М.Жолобов ("Союз-21") и 17 суточная -

В.В.Горбатко и Ю.Н.Глазков ("Союз-24") . В ходе этих экспедиций были

продолжены биологические , астро- и геофизические исследования ,

начатые в предыдущих экспедициях. Экипаж "Союза-24" провел также

большую работу по съемке из космоса поверхности земли ( одно из

наиболее "доходных" практических применений космонавтики в наше

время) и эксперименты по выращиванию кристаллов в невесомости (

сулящее большие доходы).На станции "Салют-5" впервые была применена

гироскопическая система управления ориентацией станции .

На этом полеты станций первого поколения были завершены . Свою

основную задачу экспедиции на них выполнили - доказали , что

человек без ущерба для здоровья может длительное время находится

в космосе. В сентябре 1977г. на орбиту была выведена орбитальная

станция нового поколения - "Салют-6" . У нее было два стыковочных

узла , что позволяло наряду с основными экспедициями организовать

экспедиции посещения , а также пристыковывать к станции транспортные

корабли . Система дозаправки топливом позволяла пополнять его запасы

в космосе. Все это делало срок службы станции довольно большим -

порядка нескольких лет( станции первого поколения летали максимум

год ) .

На станции "Салют-6" с 1977 по 1981 гг. было совершено 5

основных экспедиций , продолжительностью 96 , 139 , 174 , 185 (полгода

), 74 суток. Наибольшее достижение принадлежит экипажу "Союза -35"

(Л.И.Попов , В.В.Рюмин ). Помимо этого к станции более десяти раз

причаливал транспортный беспилотный корабль "Прогресс" , созданный на

базе "Союза" и 11 кораблей экспедиций посещения (

продолжительностью от 3 до 12 суток).В том числе были

осуществлены полеты по программе "Интеркосмос" космонавтов из

Чехословакии , Польши , ГДР , Болгарии ,Венгрии , Вьетнама , Кубы. В

ходе экспедиций на "Салют-6" впервые на орбите был собран комплекс

, состоящий из орбитальной станции и двух кораблей , и пилотируемый

четырьмя космонавтами. Были осуществлены выходы в открытый космос в

новом скафандре "Орлан" , перестыковка кораблей с одного узла на

другой . Прибывшие на "Союзе-32" В.А.Ляхов и В.В.Рюмин после почти

полугодового пребывания в космосе возвратились на другом корабле -

"Союзе-34" , прибывшем с Земли в автоматическом режиме. В ходе

полета советско-болгарского экипажа (Н.Н.Рукавишников , Г.Иванов)

стыковку со станцией выполнить не удалось из-за отказа главного

двигателя корабля. Космонавтам , однако , удалось благополучно сесть

используя запасной двигатель , чем еще раз подтвердилась высокая

надежность корабля "Союз". Из научных экспериментов следует отметить

работу первого космического радиотелескопа КРТ-10 , доставленного на

станцию "Прогрессом-7" . Использование космических радиотелескопов

сулит астрономам много открытий но до сих пор эти исследования

ведутся не очень активно : из крупных инструментов мне известен

помимо КРТ-10 лишь спутник "Астрон" (работавший в 80-ых гг.) .

В декабре 1979г. на орбиту был запущен новый корабль "Союз-Т" -

модификация "Союза " , предназначенная для доставки на орбиту трех

человек (в скафандрах) . Первый полет был беспилотным . Может

показаться странным , что в то время , как американцы работали над

гораздо более совершенным "Спейс Шаттлом" мы предпочли

усовершенствовать морально устаревший корабль ("Союз" был сделан еще

при Королеве). Но резоны для этого были : во первых , несмотря на

одноразовость , эксплуатация "Союзов" обходится не так уж дорого -

ведь корабль-то небольшой , во-вторых , "Союз" показал себя довольно

надежным средством доставки - после катастрофы "Союза-11" все

экипажи благополучно достигали родной планеты. ( действительно ,

система "Союз" является пожалуй самой безопасной из когда-либо

созданных пилотируемых систем - это показал его двадцатипятилетний

опыт "безаварийной " эксплуатации , недаром , в качестве аварийного

спасательного средства для новой станции "Альфа" предусмотрен именно

"Союз-ТМ").

"Союз-Т" успешно осуществил автоматическую стыковку со станцией.

"Союз-Т2" (Ю.В.Малышев , В.В.Аксенов) был испытан уже в пилотируемом

варианте (правда двухместном) . Корабль благополучно состыковался со

станцией , экипаж на трое суток присоединился к четвертой основной

экспедиции , а затем вернулся на землю. Экипаж следующего "Союза-

Т3" (Л.Д.Кизим , О.Г.Макаров , Г.М. Стрекалов ) впервые выполнили

ремонтные работы в космосе , позволившие продлить срок работы

станции и провести на ней еще одну длительную экспедицию.

В 1982г. на была запущена станция "Салют-7" , аналогичная по

конструкции предыдущей. На этой станции было осуществлено 4

длительные экспедиции ( 211 , 150 , 236 и 168 суток - полугодовые

полеты уже стали нормой ) , и 5 экспедиций посещения , в том

числе советско-французская . В 1985г. станция потеряла ориентацию на

солнце и ее аккумуляторы полностью разрядились , но В.Джанибекову и

В.Савиных , причалившим к станции на "Союзе" удалось полностью

реанимировать комплекс - эта операция по вводу в строй практически

полностью вышедшей из строя станции до сих пор не имеет

аналогов.

В 1986г. на орбиту был выведен базовый блок станции нового

поколения - "Мир" , менее чем через месяц к нему причалил

корабль "Союз-Т15" (Л.Д.Кизим , В.А.Соловьев ) , после нескольких

месяцев работы на "Мире " космонавты совершили межорбитальный

перелет и причалили к "Салюту-7", где продолжили исследования , не

завершенные из-за болезни командира предыдущего экипажа , после чего

возвратились на "Мир" . После этого "Салют-7" был законсервирован , и

переведен на более высокую орбиту , на которой должен был

находится до 2000г. , однако вследствие увеличения активности Солнца

воздух в верхних слоях атмосферы поднялся выше и стал тормозить

движение станции сильнее , чем предполагалось , вследствие чего уже

в 1992г. станция упала на Землю в районе Анд (причем она не

полностью разрушилась в атмосфере и ее обломок был найден в

нескольких десятках километрах от Буэнос-Айреса ) .

В 1986г. началась сборка и эксплуатация комплекса "Мир" , но

эта история еще не закончилась , поэтому я позволю себе на этом

остановится и подвести кое-какие итоги.

Эпилог

Семидесятые годы в истории нашей страны часто именуют "эпохой

стагнации" , имея ввиду застой в экономическом и политическом

развитии страны , но , как видим , к космической отрасли это

понятие не относится. Именно в это время были проведены

крупномасштабные исследования Марса и Венеры , созданы долговременные

орбитальные комплексы , наша космическая медицина накопила

уникальный опыт , который будет использоваться и в следующем

веке . Именно в это время были заложены основы для практического

применения космонавтики : космические снимки широко используют ныне

метеорологи , геологи , экологи и даже археологи ( не говоря уже о

военных) , нет нужды доказывать необходимость спутников связи ,

навигационных спутников , очень перспективным остается выращивание в

космосе сверхчистых кристаллов для электроники .

Помимо этих очевидных практических выгод исследования ,

проводимые на спутниках и орбитальных комплексах , исследования

других планет позволяют расширить наши представления о Вселенной

, о Солнечной системе , о нашей собственной планете , понять наше

место в этом мире. Поэтому необходимо продолжать не только освоение

Космоса для наших чисто практических нужд , но и фундаментальные

исследования на космических обсерваториях , и исследования планет

нашей Солнечной системы .

Эти сложные ( и дорогостоящие ) проекты не могут осуществляться

силами только одного , даже очень экономически мощного

государства , поэтому международное сотрудничество в них просто

необходимо. Я намеренно не написал в этой работе о программах

"Союз" - "Аполлон" , "Мир"- "Шаттл" , МКС - это тема для отдельного

разговора . Это история уже не просто советской космонавтики , а

космонавтики Земной , ставшей общенациональной.

Литература

“Эстафета космических подвигов” ( сборник ) . Москва

“Известия” 1981г.

“Полеты космических кораблей о орбитальных станций ” (

хроника) , Москва “Известия” 1981г.

С.П.Уманский , “ Космическая одиссея” , Москва “Мысль”

1988г.

Ю.Марков , “Курс на Марс” , Москва “Машиностроение”

1989г.

“Академик С.П.Королев . Ученый. Инженер. Человек” (

творческий портрет

по воспоминаниям современников) , Москва “Наука” , 1987

г.

И. Артемьев “Искусственный спутник земли” , Москва

“Детская Литература” , 1957г.

Ю.В.Колесников “Вам строить звездолеты” , Москва “Детская

Литература” , 1990г.

а также “Microsoft Encarta 97 Encyclopedia”

Журнальные статьи :

Б.Е.Черток “Вижу цель” // “Юный техник” ,1989г. - 2

В.Н.Пикуль “Спор Королева и Глушко” // “Юный техник”,

1990г. - 8

С.Колесников “Путь к паритету” // “Техника молодежи” ,

1993г.- 5

С.Зигуненко “ Молвой и космос полнится” // “Техника

молодежи” , 1993г.- 4

И.Афанасьев , В.Бандуркин “... Ради флага на Луне”

//“Техника молодежи” , 1992г.-8

ё

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.