бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История русской православной церкви

не знающим бога.

Рознь между наследниками за право владеть киевским троном началась

еще при жизни Владимира. Больше всех претендовал на трон Ярослав, но

Святополк начинает расчищать дорогу к трону не с него, а с самых дальних и

молодых претендентов - Бориса, Глеба и Святослава. Борьба за трон была

исследована историками без учетов личных мотивов участников междоусобной

борьбы, а в контексте борьбы двух партий - прохристианской и языческой. В

"Саге об Эймунде" излагается история о том, что какой-то князь Ярислейф

нанял варяга Эймунда, который убил князя Бурислейфа. Историки считают,

что в саге показан Ярослав, который, желая ослабить союз Святополка с

Борисом, убивает при помощи варягов последнего. В основе событий 1015 г.

лежат не личные притязания сыновей Святослава, а причины политического

характера. На Святополка, как на язычника-варвара, были списаны все

преступления Ярослава. Такие возможности появились сразу же после

поражения Святополка, не нашедшего поддержки у прохристианской киевской

знати, и из-за почти полного отсутствия свидетелей убийства Бориса и Глеба.

Святополк, не без участия Ярослава превратился в кровожадного убийцу,

окаянного противника христианства, не знающего бога. События 1015 г.

показали, что возврата к прежней вере в Киеве не могло быть. Но, тем не

менее, и после смерти Святополка Турово-Писская земля не приняла

Христианства. Ее возглавил Ярополк, сын Изяслава Полоцкого, активного

противника киевской политики. Его сыновья и внуки продолжали заложенную в

начале века политику сопротивления христианизации.

Полоцкий князь Брячислав Изяславович не часто упоминается в летописях,

но о Всеславе (1044-1101), сыне его, сложены легенды, но критического

отношения к Святополку и Всеславу историки не скрывают. Всеслава всегда

осуждают за взятие Новгорода (1067), где он разрушил, прежде ограбив, храм

Софии, увез принадлежности культа и даже колокола. Скорее всего, это был

выпад против христианства. Сыновья Ярослава, которые, как и отец, были

поборниками новой религии, организовали против Всеслава совместный поход,

захватили многие города, перебили население Минска (1067). В битве на

Немиге, как отмечается в "Повести временных лет", Всеслав держал "бой

жестокий и много людей пало,.. одолели Изяслав, Святослав, Всеволод".

Поверив в клятву Ярославовичей (крестоцелование), он пришел к ним на

переговоры, где был схвачен и отправлен в киевскую тюрьму. Это можно

рассматривать как клятвонарушение, показывающее, что крестоцелование еще не

обеспечивало нравственной ответственности. Дальнейшие события

разворачивались стремительно: на Русь напали половцы. Ярославовичи не

смогли организовать оборону Киева. Видя беспомощность князей, народ

потребовал всеобщего вооруженного отпора. Однако Изяслав отказался

вооружить народ и был свергнут. Восставшие городские низы, возмущенные

бездеятельностью князей и христианскими порядками, находят себе

предводителя в темнице. Всеслав был объявлен киевским князем. Без

сомнения, из темницы на престол был посажен противник правящей партии.

К мероприятиям Всеслава по защите Руси прохристианская организация

относилась враждебно, тем не менее, формальная христианизация Руси

продолжалась и лишь к началу XX века почти все народности нашей страны,

придерживавшиеся дохристианских (языческих) верований, были обращены - по

крайней мере, номинально – в русское православие".

Организация русской церкви.

После придания христианству статуса государственной религии церковь

предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур.

Церковь на Руси была организована так: во главе её стоял митрополит

киевский, назначаемый патриархом Константинопольским, митрополит назначал

епископов и совершал над ними обряд «рукоположения» или, говоря нормальным

языком, обряд передачи божественной идущей ещё от апостолов мистической

силы – «благодати». Епископы, в некоторых местах их называли

архиепископами, руководили обширными церковно-административными округами –

епархиями – и совершали обряд поставления в сан священников и дьяков.

Отличительной особенностью русской церкви того времени можно считать ёе

полное подчинение Византийской церкви вплоть до 1448 года. Хотя принятие

христианства из Византии не привело к политическому и даже в полное мере

религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем митрополиты, как

правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от

киевского князя. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к

тому, чтобы его столица имела своего епископа.

Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились полностью на

содержании князей. Однако расширение церковного аппарата заставило

искать другие источники. Ими могли быть отчисления от государственных

доходов, что создавало предпосылки для слияния государственного и

церковного аппаратов.

Русская митрополия делилась на епархии, которые соответствовали

структуре светской власти. В начале XI века образовались епархии в

Новгороде, Чернигове, Переяславле. В церковных источниках, русских и

польских, неоднократно появлялись намеки на наличие епархий в Полоцке и в

Турове, созданных самим Владимиром. Во второй половине XI века была

создана епархия во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская,

рязанская, галичская, перемышльская, луцкая, суздальская и другие. Они

возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся

полнота церковной власти в их области - не только право суда над

духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами могли

быть только лица, постриженные в монашество.

Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были

свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церквей

давали "десятину" - десятую долю своих даней и оброков. Высшие церковные

власти - епископы и митрополит - могли быть выбраны только из среды

монахов, которых в отличие от обычных попов и дьяконов называли черным

духовенством. На Руси не было проблемы кадров. Древнерусское государство

с первых дней введения христианства начало специально готовить священников

при открывающихся церквах и монастырях, используя методы коллективного и

индивидуального обучения. "Обеспеченность Руси духовенством подтверждается

и летописью, где под 1051 г. имеется запись, что у Ярослава в Берестове

"попы многы".

Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. Ко

времени Ярослава относится окончательной оформление церкви как

организации. При нем основывается митрополия в Киеве и при ней соборная

церковь святой Софии, которая должна была стать центром новой церковной

организации. Эта сторона деятельности Ярослава не укрылась от глаз

исследователей. Одни объясняют ее переходом из-под власти болгарской

архиепископов под власть константинопольского патриарха и вызванным этим

переустройством церковного управления; другие отрицают вообще наличие

митрополичьей кафедры в Киевской Руси до назначения Фоепеппа около

1037г. Как бы то ни было, окончательно, как учреждение церковь сложилась

только при Ярославе. Не случайно и то, что при нем был созван первый

церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию

путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства.

Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих

первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба.

Русская православная церковь в средние века.

Сергий Радонежский.

Точная дата рождения Варфоломея, а именно так звали Сергия до

пострижения в монахи, не установлена. Некоторые историки утверждают, что он

родился в 1322 году, другие 1314 году. Варфоломей родился в окрестностях

Ростова, точнее в трех верстах от города в усадьбе его родителей боярина

Кирилла и его жены Марии.

Не смотря на свою известность и популярность, о жизни и учении Сергия

Радонежского практически ничего не известно. Все факты, касающиеся жизни

Сергия, дошли до нас из его жития, написанного его учеником Епифанием

Премудрым и отредактированным книжником Пахомием Сербом. Живя в Ростовской

земле, ёще будучи ребенком, Варфоломей испытал на себе все тяготы княжеской

междоусобицы. Примерно в 1328 году великий князь московский Иван Калита

получил от хана Узбека грамоту на великое княжество Владимирское и при

помощи войск монгольского хана стал захватывать земли близ лежащих

княжеств, способствуя объединению Руси. По приказу Ивана Калиты, бояре,

жившие в ростовской земле и являвшиеся сторонниками тверских князей, были

принудительно переселены в безлюдную северо-восточную часть московского

княжества. Среди этих бояр оказался отец Сергия и вместе с семьей был

вынужден покинуть Ростовское княжество и поселиться в селе Радонежском.

Как пишут летописцы, ёще в детстве Варфоломей был отмечен знаком

свыше. Летописец приводит такие примеры: когда Сергию исполнилось семь лет,

то к нему явился ангел, в виде старика-монаха, и научил грамоте. В юности,

под впечатлением происходивших вокруг него событий, Варфоломей дал клятву

принять постриг. Но он принял его после того, как скончались его родители и

младшие братья, оставшиеся ему на попечение, обзавелись семьями.

Вместе со старшим братом Стефаном, который после кончины жены принял

постриг, Варфоломей, в 1337 году отправился в лесную глушь, где на

холме Маковец в двенадцати верстах от Радонежа, соорудил небольшую келью.

Вместе с братом они первым делом построили небольшую бревенчатую церковь во

имя Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни, ушел с

Маковца. Он поселился в Москве, в Богоявленском монастыре. Варфоломей же

остался жить на холме, не желая возвращаться в суетливый мир. По преданию

летописца, изредка Сергия навещал игумен Митрофан, о котором известно

только то, что именно он постриг юношу в монахи, и дал ему новое имя –

Сергий.

Постепенно среди отшельников и монахов стал распространяться слух о

молодом монахе живущем вдали ото всех на Маковце. К нему стали приходить

иноки5, желавшие разделить духовный подвиг в месте с ним. Так постепенно

стало развиваться небольшое поселение монахов, количество которых Сергий

ограничивал двенадцатью монахами, в честь двенадцати апостолов Христа. Но

люди, желавшие отойти от сует мира сего, все приходили и приходили,

постепенно ограничения были отменены и монастырь стал быстро расти, вокруг

него стали селиться крестьяне, появились поля и сенокосы.

Появление нового монастыря, растущего такими темпами, не могло

обойтись без внимания высшего духовенства. В 1354 году по поручению

митрополита Алексия епископ Волынский, живший в Переславле-Залесском,

поставил Сергия в игумены монастыря и совершил обряд рукоположения его в

сан священника.

После этого события в монастыре был введен общежительный устав,

который был новшеством для всех монастырей того времени, живших по правилам

ничуть не отличавшихся от мирских. Богатый пользовались теми же

привилегиями, что и до пострижения. Летописец рассказывает, что после

возведения Сергия в игумены монастыря его собственная жизнь ничуть не

изменилась. «Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, был для нее

поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно

тружеником служил ей, как раб купленный, ни на один час, не складывая рук

для отдыха; как потом, став настоятелем обители и продолжая ту же черную

хозяйственную работу, он принимал искавших у него пострижения, не спускал

глаз с каждого новика, возводя его со степени на степень иноческого искуса,

указывая дело всякому по силам, ночью дозором ходил мимо келий, легким

стуком в дверь или окно напоминал празднословившим, что у монаха есть

лучшие способы проводить досужее время, а поутру осторожными намеками, не

обличая прямо, не заставляя краснеть, «тихой и короткой речью» вызывал в

них раскаяние без досады». Жизнь внутри монастыря была неторопливой, все

братья жили единой семьей, которую составлял сам Сергий. Он лично

подстраивал особенности каждого монаха подстраивая его к «целям всего

братства». Причем, как особенно выделяется в житие, под воспитательным

руководством Сергия «лица не обезличивались, личные свойства не стирались,

каждый оставался сам собой» в тоже время каждый брат был неотделимой частью

монастыря. Историк Ключевский писал: ”Читая житиё, видишь перед собою

практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-ионического

воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на

общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в

знаниях, помыслах и чувствах”.

Так воспиталось дружное братство, производившие, по современным

свидетельствам, глубокое впечатление на простой люд. Люди специально

приходили в монастырь, чтобы посмотреть, как живут монахи в согласии и

любви, притом, что бывали времена, когда эти же монахи целыми неделями

голодали. Всех людей приходивших к монастырю удивляло то, что ни один из

монахов не пытался зазвать их в мир согласия, как бывало в других

монастырях. Против этого метода был сам Сергий, потому что он считал, что

человек сам должен найти свой собственной путь.

Сергий Радонежский особо не интересовался политикой, но все был её

невольным заложником. Так после смерти митрополита Алексия в 1390 году

начался период ожесточенной борьбы за власть между различными церковно-

политическими течениями. Многие историки, ссылаясь на тексты летописи,

утверждают, что Сергий придерживался деятелей, который были за сохранение и

развитие церковных и политических связей с Византией и выступали против

власти князей над церковью. Сергий никогда прямо не заявлял, кого он

поддерживает, и не вступал в противоречия со светской властью, но на

предложенный ему пост митрополита Руси отказался, ссылаясь на свою

занятость в монастыре. Огромное влияние на духовное состояние всего

населения Руси произвел поступок Сергия Радонежского, когда он в 1380 году

благословил князя Дмитрия на бой с монголо-татарами: «иди на безбожников

смело, без колебания, и победишь», и послал с Дмитрием двух своих монахов,

которые раньше служили в дружине одного из князей – Пересвета и Осляблю.

Тем самым Сергий возвел войну с монголо-татарами в ранг священной войны,

которая стала делом каждого христианина.

Победа была одержана в день церковного праздника – Рождества

Богородицы, что было воспринято всеми, как покровительство Богородицы

Русской земле. Часто иконописцы изображают Сергия Радонежского и Пресвятую

Богородицу, этот сюжет основан на легенде, согласно которой после долгой

молитвы Пресвятой Богородице Сергий обернулся к своему ученику и сказал:

«Чадо! Будь бдителен и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное

будет нам сейчас.», и в это же мгновение явилась с небес Пресвятая

Богородица и сказала: «Не ужасайся, избранник мой! Ведь я пришла посетить

тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, и об

обители твоей…»

Конец своей жизни святой старец доживал в своем монастыре, среди его

учеников. Скончался Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года, оставив после

о себе великую память.

Значение преподобного Сергия Радонежского для Руси.

Учения Сергия Радонежского не только способствовали становлению на

Руси христианства, но также несли с собой неизмеримый вклад в становление

национального самосознания. Чтобы понять, это давайте рассмотрим русского

человека четырнадцатого века. В основном это люди порабощенные, потерявшие

себя, незнающие кому верить, напуганные монголо-татарами и именно в это

время стали появляться проповедники с их учением о любви к брату ближнему.

Люди приходившие в монастырь получали напутствие и оставляли в его стенах

всё горе, которое было у них, «подобно тому, как мутная волна, прибивая к

прибрежной скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном месте,

и бежит далее светлой и прозрачной струёй». В человеке, который хоть один

раз побывал у Сергия, появлялась маленькая частица веры, которая постепенно

прорастала, конечно, этот человек был всего лишь каплей среди бедствующих

людей, но рассказывая о жизни в монастыре он вселял в надежду. Сам Сергий

говорил, что пусть этих людей единицы, но они подобно «веществу вызывающие

процесс живительного брожения в тесте», и подтверждал он свои мысли словами

Иисуса Христа: «Царство Божие подобно закваске». Украдкой западая в массы,

это влияние вызывало брожение и изменяло направление умов, перестраивало

всю душу русского человека четырнадцатого века. Историк Ключевский так

говорил о деятельности Сергия Радонежского: «Пятьдесят лет делал свое тихое

дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к

нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и

ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими. Никто

тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками

приносимой ими благодатной росы,—никто не думал считать этого, как человек,

пробуждающийся с ощущением здоровья, о своем пульсе. Но к концу жизни

Сергия едва ли вырывался из какой-нибудь православной груди на Руси

скорбный вдох, который бы не облегчался молитвенным призывом имени святого

старца».

Вот уже более шести веков, как святой старец покоится в стенах собора

святой Троицы, а память о нем все жива. Возможно, это только малая часть

долга, которого мы должны оплатить человеку сумевшему примером своей жизни,

высотой своего духа поднять моральное и душевное состояние своего народа,

пробудить в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнуть в него веру в свое

будущее.

Митрополит Алексий и святой Стефан Пермский.

Будущий епископ Пермской епархии, Стефан, родился в 1340 году в

Устюге, его отец был священнослужителем в Успенском соборе, что уже в

детстве предопределило судьбу Стефана. Ещё в отрочестве научившись грамоте,

будущий епископ читал и пел во время церковных служб, особенно ему

нравилось читать книги и, идя на поводу свой страсти, Стефан отправился в

Григорьевский монастырь. Там он принял постриг и стал познавать тайны

Священного Писания. С юности, зная язык жителей Пермской земли, Стефан

решил «привести к спасению целый народ», обратив в православную веру

пермичей, исповедовавших ещё язычество. Он направился к епископу

Коломенскому, который поставил его в сан священника и наделенный

«покровительством князя Дмитрия Ивановича» Стефан отправился исполнять свою

мечту. Начав свою проповедь в низовьях Вычегды[6], он продвигался все выше

и выше по течению, в глубь Пермской земли. Местные жители по разному

встречали миссионера, но большинство из них, боясь мести князя Дмитрия

Ивановича, повиновались и крестились в христиане. После своего «великого

похода» Стефан был назначен епископом Пермской епархии и основал

Михайловский монастырь. Скончался весной 1396 года во время очередного

путешествия в Москву.

Митрополит Алексий родился в 1292 году, в семье очень богатого и

влиятельного дворянина. Уже с детства Алексий знал, что его будущее в

служении богу и в возрасте восемнадцати лет он принял монашеский постриг.

Алексий живет и проповедает в стенах Богоявленского монастыря, в 1340 году

митрополит Феогност назначает его, за «хорошую и умную жизнь», своим

наместником во Владимире-на-Клязьме. В дальнейшем Алексий был возведен в

1350 году в сан священника, с целью сделать его в будущем митрополитом.

Благодаря своей энергичности, уму и целеустремленности Алексий пользовался

большой популярностью среди бояр, которые после смерти Феогноста помогли

ему получить от патриарха Константинопольского Филофея сан митрополита

Киевского и всея Руси. Первые годы своего управления русской митрополией

Алексий провел в непрерывных разъездах. Зимой 1354-1355 года он принимал

дела в Киеве, который находился под властью литовских князей. Летом 1355

года он узнал о том, что в Константинополе новый патриарх Калист, сменивший

Филофея, поставил ещё одного митрополита для русских земель. Им стал Роман,

тверич по происхождению. За спиной нового митрополита стоял правитель Литвы

князь Ольгред. Между двумя митрополитами русской земли завязалась

напряженная борьба. Ища поддержки, Алексий отправляется с начало в

Константинополь, а затем и в Орду. С его путешествием в Орду летописцы

связывают одну легенду. Приехав в стан великого хана, Алексий сотворил

чудо, — исцелил жену хана Джанибека Тайдулу от слепоты, что подняло

авторитет русского митрополита. Вернувшись в родную землю, Алексий весной

1358 года направляется в Киев, чтобы не допустить утверждения там своего

соперника, Романа. Там он был схвачен и посажен в тюрьму, где провел более

двух лет. После своего освобождения Алексий направился в Москву, где стал

инициатором строительства белокаменной крепости. Во время войны с Ольгердом

митрополит не только был на стороне Московских бояр, но также принимал

непосредственное участье во всех событиях, ведь именно Алексий заключил в

1371 году договор от имени московского правительства с литовским князем

Ольгердом. Дальнейшая жизнь Алексия мало походила на жизнь митрополита, это

уже скорее был некий политик или боярин искушенный властью. Всегда

окруженный огромной свитой, мало похожей на прихожан и его духовных

учеников. Основной заботой митрополита стал Чудов монастырь, возведенный на

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.