бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История 19 - начала 20 века

| | | | |

| |

|Три стадии развития капитализма (товарного производства). |

|Стадия развития |Орудия труда, |Организация |Размеры |Эксплуатация |Связь с рынком |

|производства |характер труда |производства |собственности | | |

|1. Ремесленная |Простейшие орудия |Нет разделения |Мелкая частная |Личный труд |Работа на заказ и |

|мастерская |труда, ручной труд|труда |собственность |владельца |местный рынок. |

|(мелкотоварное | | | | |Постеленный переход от|

|производство) | | | | |обмена к торговле. |

| | | | | |Зарождение районной |

| | | | | |специализации. |

|2. Мануфактура |Специализация |Разделение труда. |Средние размеры |Наемные рабочие |Товарное производство.|

|(рассеянная и |ручных орудий |Упрощение |частной |(лишены средств |Работа на рынок. |

|централизованная)|труда. Простейшие|производственных |собственности |производства) |Оформление |

| |станки. Ручной |операций | | |относительно узкой |

| |труд. | | | |специализации |

| | | | | |районов. |

|3. Фабрика |Машины и системы |Углубляющееся |Ведущая роль в |Наемные рабочие |Формируется |

| |машин |разделение и |производстве |формируются в |национальный и |

| | |специализация |принадлежит |самостоятельный |международный рынок. |

| | |труда |крупной |общественный класс|Развитие |

| | | |собственности | |транснациональных |

| | | | | |связей. |

Идеологи трех течений в революционном народничестве.

|Лидер течения |Основные |Основные идеи |

| |работы | |

|Бунтарское | | |

|М. А. Бакунин. |«Государство|Идеология анархизма (немедленное уничтожение государства, как аппарата управления). |

|1814-1876 г.г. |и анархия» |Вся земля принадлежит народу; общинное землепользование; основная ячейка общества |

|Дворянин, |1873 г. |крестьянская община, решительно враждебная государству. |

|прапорщик. | |Отрицательные черты русского крестьянства, затрудняющие реализацию идеи |

| | |народовластия: патриархальность; поглощение личности миром (общиной); вера в царя. |

| | |Задачи революции: разрушение государства; установление социализма; всеобщего |

| | |равенства. |

| | |Движущие силы: крестьянство и люмпен-пролетариат (разбойный элемент). |

| | |Народ к революции готов, его надо только немедленно поднять. |

| | | |

|П.А. Кропоткин | |Источники порабощения личности – государство и частная собственность. |

|1842-1921 г.г. | |Государство должно быть уничтожено, что позволит реорганизовать общество на |

|Дворянин, князь. | |коммунистических началах: взаимопомощь, свобода, справедливость. |

| | | |

|Заговорщическое |«Народ и | |

|П.Н. Ткачев |революция» |Народ к революции не готов. Самодержавие не имеет социальной опоры в и свергнуть его |

|1844 – 1885 г.г. | |может узкая группа заговорщиков. С захвата ими власти и начнется собственно |

|Небогатый | |революция. |

|дворянин. | | |

| | | |

| | | |

|Пропагандистское | | |

|П.Л. Лавров | |Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Но |

|1823 – 1900 г.г. | |т.к. народ к революции не готов, интеллигенция, усвоив социалистические и |

|Дворянин, | |революционные идеалы, создав революционную организацию, должна развернуть широкую |

|профессор | |пропаганду среди народа. Но творец истории – яркая индивидуальность, критически |

|математики, | |мыслящая личность (теория героя и толпы). |

|полковник. | | |

| | | |

| | | |

|. | | |

| | | |

Общие взгляды (идеи)

революционных народников.

1. Признание капитализма регрессом в развитии общества.

2. Возможность перехода к социализму минуя капитализм через крестьянскую

общину.

3. Русский мужик, крестьянин – социалист по натуре.

4. Идеалом устройства будущего, социалистического общества, является

крестьянская община.

5. Новое общество будет построено в результате революции.

6. Рабочим отводили роль агитаторов среди крестьянства, отрицали его

самостоятельную роль.

7. Не придавали первостепенного значения борьбе за конституцию и

демократические свободы.

8. Полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной базы в обществе и

свергнуть его не составит труда.

Развитие и крах революционного народничества 1859 – 1881 г.г.

Подъем либерального (земского) движения

Последние организации революционных народников

Хроника террористических актов,

осуществленных революционными народниками в 70-80 г.г.

Рабочее движение в 70-80 г.г.

Экономическое развитие России в пореформенный период

Противоречивый характер Великих реформ предопределил затяжной и не

завершенный характер процесса модернизации российской экономики:

сохранение многоукладности в экономике, общая экономическая отсталость

(особенно сельского хозяйства).

Развитие капитализма в сельском хозяйстве

Одно из следствий реформы 1861 г. – интенсивное расслоение крестьянства.

| Расслоение крестьянства в пореформенный |

|период |

|(сравнительная характеристика кулацкого и крестьянского хозяйств) (в %) |

|Группы |По |Наде|Арен|Купл|Все|Примене|Примене|Ско|Сдач|Отхо|

|крестьян |числ|льна|дуем|енна|го |ние |ние |т |а |д на|

|(80-е годы 19 |у |я |ая |я |зем|наемног|улучшен| |земл|зара|

|в.; данные |хозя|земл|земл|земл|ли |о труда|ных | |и в |ботк|

|по21 уезду) |йств|я |я |я | | |орудий | |арен|и |

| | | | | | | |труда | |ду | |

|Кулачество |20 |30 |60 |75 |45 |65 |80 |50 |- |- |

|Беднота |50 |35 |10 |10 |25 |- |1 |20 |80 |70 |

К концу 19 в. возможности капиталистического развития деревни при

сохранении полуфеодальных порядков были исчерпаны. Помещичье землевладение,

отрезки, малоземелье крестьян, община, аграрное перенаселение стали основой

непримиримых противоречий между крестьянами и помещиками.

Аграрный вопрос остается основным вопросом социально-экономической жизни

России.

1861 год породил 1905 год.

Развитие промышленности в пореформенный период

Внешняя политика России во второй половине XIX в. (до 1879 г.).

Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.

Правление Александра III (1881-1894 г.г.)

Внутренняя политика.

Контрреформы.

Распространение марксизма в России.

Промышленный подъем 90-х годов XIXвека.

Внешняя политика России в конце XIX века.

Россия в начале XX века.

Экономическое

развитие.

Проявление и особенности монополистического капитализма (империализма) в

России.

|Признаки |Проявление. |Особенности |

|Образован|Промышленные: |Монополии простейших видов (картели, |

|ие |1902 г. – «Продамет» (30 предприятий, 70% сбыта листового железа, 80%|синдикаты). Высокая степень |

|монополий|балок, 90% вагонных осей). |концентрации производства, капиталов,|

| |«Трубопродажа». |пролетариата. Создаются при активной |

| |1903-1907 г.г. – «Продуголь» (17 предприятий, 60% сбыта донецкого |поддержке государства. Работают на |

| |угля), «Медь», «Продаруд», «Кровля», «Продвагон», «Продпаравоз». |государственный заказ. Не испытывают |

| |Вначале XX в. в России – 30монополистических юбъединений. |конкуренции. |

| |Финансовые (банки): | |

| |Русско-Азиатский, Азово-Донской, Русский торгово-промышленный, | |

| |Русский для внешней торговли, Петербургский международный | |

| |коммерческий. | |

|Финансова|Банки контролируют 50% капиталов в металлургии, 60% – в угледобыче, |Русская буржуазия, усиливаясь |

|я |80% в электротехнике. |экономически, политически остается |

|олигархия|К 1914 г. 12 банков контролируют 80% капиталов в стране. |бесправной. Сословные перегородки не |

| |1912 г. Русско-Азиатский банк покупает Невский судостроительный завод|дают доступа к реальной власти. |

| |и передает его Обществу Путиловских заводов. | |

|Вывоз |Россия – объект активного ввоза иностранного капитала (емкий |Ввоз капитала в Россию превышает |

|капитала |внутренний рынок, дешевая рабочая сила). |вывоз. Вывоз собственно российского |

| |Банки Нобеля и Ротшильда участвуют в развитии нефтедобычи в Баку. |капитала осуществляется в виде займов|

| |В деятельности «Продугля» ведущую роль играет Парижский банк, банк |иностранным правительствам. |

| |Ротшильда – в синдикате сахарозаводчиков. 40% производства в стране | |

| |– в руках иностранцев. | |

| |Россия вывозит капитал в Китай, Афганистан, Иран. | |

| |К 1914 г. займы царского правительства составили 9 млрд. руб. | |

|Борьба за|Стремление упрочить позиции на Балканах, взять под контроль проливы. | |

|сферы | | |

|влияния |Расширение влияния на Дальнем Востоке (в Китае – строительство КВЖД и| |

| |ЮВЖД на Пекин, подавление «боксерского» восстания, аренда | |

| |Порт-Артура). | |

|Колонии |Россия занимает второе место в мире по площади колоний. |«Колониальная водянка» – колонии |

| | |непосредственно входят в состав |

| | |империи. |

| | |Ряд территорий в экономическом, |

| | |политическом, социальном развитии |

| | |опережают собственно Россию (Польша, |

| | |Финляндия, Прибалтика. |

| | | |

Внешняя политика Николая II

Русско-японская война 1904-1905 г.г.

| Борьба империалистических государств за сферы влияния|

|в Китае. |

|Россия |Япония |Германия|Франция |Англия |США |

|Корея. | П-ов |Южный |Южный Китай, |Стремление к |

|Манчжурия. |Шандунь |Китай. |Тибет, |экономическому|

|Монголия. | | |о. Хайнань |доминированию |

|Тайвань. | | | |в Китае. |

Особенности процесса модернизации на рубеже XIX-XX в.в.

|Общие проблемы |Страны |Страны «второго |Страны «третьего |

|развития |«первого эшелона» |эшелона»: Россия, |эшелона»: Китай, |

| |модернизации: США, |Германия, Италия, |Латинская Америка.|

| |Англия, Франция. |Япония. | |

|Начало перехода к |Раннее - 16-18 в.в.|Относительно |Позднее. |

|модернизации | |позднее – сер. 19 | |

|экономики. | |в. | |

|Преобладающие |Внутренние. |Внутренние и |Внешние. |

|факторы развития. | |внешние. | |

|Элементы |Минимальны. |Значительны. |Значительны. |

|традиционного | | | |

|общества. | | | |

|Путь перехода к |Революционный. |Реформаторский. |Смешанный. |

|модернизации. | | | |

|Наличие либеральных|Высокоразвиты. |Отсутствуют или |Минимальны. |

|политических | |минимальны. | |

|традиций. | | | |

|Темпы модернизации.|Средние. |Высокие. |Средние. |

|Политическая и |Относительно |Низкая. |Средняя. |

|социальная |высокая. | | |

|стабильность. | | | |

|Характер развития. | |Догоняющий. |Догоняющий. |

|Роль государства в |Минимальная. |Высокая. |Значительная. |

|экономике. | | | |

|Качественные |Высокие. |Низкие. |Низкие. |

|показатели | | | |

|социадьно-экономиче| | | |

|ского развития. | | | |

|Характер экономики.|Частнока-питалистич|Многоукладный. |Многоукладный. |

| |еский. | | |

-----------------------

Г. Перемены в положении крестьянства

Массовая раздача государственных крестьян дворянам (ок. 600 тыс.).

1796 г.

Распространение крепостного права на Новороссию и Дон.

1797 г.

Запрет продажи дворовых и безземельных крестьян с молотка.

Крепостные крестьяне обязаны присягать императору.

1797 г.

Отмена очередного рекрутского набора.

1797 г.

Манифест о трех дневной барщине.

1798 г.

Купцам разрешено покупать крестьян к заводам с землей и без земли.

1798 г.

Запрет продажи украинских крестьян без земли.

Русские прусских всегда бивали, чего уж тут перенимать.

А.В. Суворов.

Уравнение армейских и гвардейских чинов.

Введение формы прусского образца.

1796 г.

Введен новый устав на основе прусского середины 18 в.

Запрет записи дворянских детей в полки до совершеннолетия.

Основные классы –

землевладельцы – феодалы и зависимые крестьяне.

Неразвитость товарно-денежных отношений.

Ремесленная мастерская

(мелкотоварное производство), работает на заказ.

Феодальная рента –

барщина и

натуральный оброк.

Натуральное хозяйство

(самодостаточное).

Зависимость крестьян от землевладельцев –

личная и поземельная.

Исключительное право феодала на владение землей.

Разорение помещичьего хозяйства (2/3 имений – заложено за долги).

Развитие товарно-денежных отношений.

Падение товарности помещичьего хозяйства.

Кризис системы крепостнического хозяйства.

Сохранение крепостного права.

Усиление процесса районной специализации.

Медленное формирование буржуазии и пролетариата.

Страна – аграрная: 9/10 населения – крестьяне.

Н.М. Карамзин

«О древней и новой

России". 1811г.

«Самодержавие – палладиум России».

А-I

Негласный комитет

М.М. Сперанский

Оценка ситуации в стране.

Реформа системы государственного управления.

Внешняя политика России.

Проблема крепостного права. Конституция.

Задачи комитета

Уничтожение Тайной канцелярии.

Ослабление цензуры.

1803 – 1804 - реформа образования.

Реформа государственного управления.

Прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки.

Крестьянская реформа в Эстонии и Латвии (личная свобода без земли).

1803 г. – указ о вольных хлебопашцах.

1801 г. – право не дворянам покупать земли.

1808, 1809 г. – запрет продажи крестьян на ярмарках.

Отмена деспотических указов Павла:

Амнистия жертв павловских репрессий.

Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.

Освобождение священников от телесных наказаний.

Отмена ограничений в гражданской одежде.

В 30 – 50-е годы начало перехода к фабричному производству.

Рост городов и городского населения.

Расширение внутренней и внешней торговли.

Начало железнодорожного строительства (к 1860 году – ок. 1,5 тыс. км.).

Развитие мануфактурного производства: казенные, частные.

Экстенсивное развитие с/х, за исключением Украины, Заволжья, Сев. Кавказа.

Император

(сохраняет всю полноту власти)

Министерства

(министры назначаются императором).

Государственный совет

(совещательный орган, назначаемый императором).

Сенат

(члены назначаются императором пожизненно из лиц, избранных в губернских

думах).

Государственная дума

с правом законодательной инициативы, избирается губернскими думами.

Губернские управления

Губернские думы

(избираются окружными) думами)

Губернские суды

Окружные управления

Окружные думы

(избираются волостными думами)

Окружные суды

Волостные управления

Волостные думы

Волостные суды

ЦЕЛЬ РЕФОРМЫ:

сохраняя самодержавие, внедрить

в государственное устройство буржуазный принцип

разделения властей.

ПРИНЦИПЫ РЕФОРМЫ:

разделение властей

введение избирательной системы

предоставление части населения гражданских и политических прав

независимость судебной власти

ответственность исполнительной власти

перед законодательной

Император

- - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - -

собственная Е.И.В. канцелярия

(6 отделений)

Правительствующий

СЕНАТ

Государственный

СОВЕТ – 35 чел.

(с 1810 г.)

КОМИТЕТ

МИНИСТРОВ

СВЯТЕЙШИЙ

СИНОД

Задачи:

Создание системы учебных заведений

Подготовка профессиональных чиновников

Принципы:

Бессословность

Бесплатность обучения на низших ступенях

Преемственность учебных программ

Автономия ВУЗов (Устав 1804 г.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.