бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История коми

молоко и сбивать масло лучше в посуде из еловой древесины, а капуста,

засоленная в осиновой кадушке, до самой весны сохраняет белизну и

ядреность. Лучшие бондари работали в селах Кельчиюр, Щельяюр, Коквицы,

Палевицы. Бондарный промысел был доходный, в год мастера зарабатывали до 60

рублей (XIX-начало XX века). Немало домашней утвари делали из дранки,

ивовых и черемуховых веток, сосновых и еловых корней. Ивовые прутья

использовали для крупных вещей - корзин, чемоданов, тарантасов. Из дранки

делали корзины и шкатулки. Лучшим материалом для плетения считался сосновый

корень, гибкий, красивого глянцево-желтого цвета. Из него плели чашки,

тарелки, блюда, воронки для процеживания напитков. Плели в основном

спиральным плетением. Тщательность обработки определяла особую прочность

плетеных изделий, которые служили десятилетиями. Одним из самых любимых и

используемых материалов была береста. Легкая, красивая, эластичная,

водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее делали

разнообразную утварь и посуду, рыболовные орудия, музыкальные инструменты,

обувь. Начальным и важным моментом работы была заготовка бересты, так как

от добротности материала зависели качество и долговечность изделий.

Например, в туесах цельный внутренний слой без малейших трещин и разрывов

позволял добиться термостойкого эффекта. Заготавливали бересту в

определенное непродолжительное время активного сокодвижения, подбирая

деревья здоровые, гладкоствольные. Распилы на кругляки и съемку бересты

проводили в соответствии с размерами будущих изделий. Часть вещей делали

сразу. Бересту для зимних работ хранили в холодном помещении,

непосредственно перед работой запаривали в воде. Разнообразные коробы для

рукоделия, сыпучих продуктов, шкатулки, табакерки, солонки выполнялись по

типу туесов - двухслойных сосудов цилиндрической формы со вставными

деревянным дном и крышкой. Они украшались тиснением, наложением друг ма

друга полосок бересты с фестончатыми краями. Из берестяных лент шириной 1-3

см плели заплечные мешки для сбора грибов и ягод - пестери, кузовки,

корзины, дорожные солонки, ведра. Роспись. /© В.Э. Шарапов,опубл. в [1]

с.264/ Обобщающие исследования по крестьянской росписи Севера, Урала и

Прикамья, в частности, опыт картографирования показывают, что наименее

изученной в этом плане остается территория Коми края за исключением

бассейна р. Печора. В бассейне р. Вычегда к крупным центрам по производству

расписной деревянной утвари могут быть отнесены села Дон, Керчомъя, Ниж.

Вочь, Ручь и Вомын. Вычегодские мастера - плотники, столяры и набойщики по

тканям - покрывали росписью интерьеры изб, мебель, ткацкие станы,

льнотрепала, прялки и деревянную посуду. Роспись выполнялась в свободно-

кистевой технике с использованием контурных приемов нанесения орнамента.

Поверхность изделия предварительно покрывалась плотным слоем краски, как

правило, мягкой тональности (красной, оранжевой, коричневой, темно-синей) -

создавался фон, на который орнаментальная композиция наносилась черной,

белой, голубой, желтой и зеленой красками ярких оттенков. Стены и двери

жилых помещений, сундуки, дуги, туеса и деревянные ковши покрывались

растительным орнаментом (композиции из стилизованных изображений цветов,

деревьев), а орудия ткачества и прядения - геометрическим. Если роспись

сочеталась с резьбой, то элементы резного орнамента (многолучевая розетка,

круг, косой крест, треугольник и т. д.) оттенялись красками контрастных с

фоном цветов. При рассмотрении стиля удорской росписи особый интерес

представляют расписные прялки. Местные жители до настоящего времени

различают два типа прялок: 1. "Пирога козяль" или "Ладья козяль" -

веслообразная прялка, близкая по форме и стилю росписи карельским и

поморским прялкам. 2. "Пиня козяль" - лопатообразная прялка, обрамленная на

вершине лопасти 3-7-фигурными главками. Расписывались эти прялки в беглой

штриховой манере по типу мезенских. Единичные образцы так называемой

"индивидуальной" росписи зафиксированы в Сыктывдинском районе - в селах

Слудка, Прокопьевка, Ипатово и в Сысольском районе - в с. Куратово. Однако

в данных случаях вряд ли можно говорить об оформлении устойчивой местной

традиции в композиции, стиле и технике росписи и, соответственно, о

складывании определенной школы мастеров; Расписные изделия коми мастеров

почти не встречаются за пределами рассматриваемых ареалов по ряду причин.

Вероятно, работы местных мастеров не могли конкурировать с изделиями

крупных северорусских промысловых центров по росписи и поэтому не

вывозились для продажи на ярмарки. По свидетельствам старожилов местные

мастера расписывали деревянную утварь только для родственников и

односельчан. Как правило, расписные орудия ткачества и прядения были

обязательными атрибутами свадебной обрядности. Так, например, в с. Керчомъя

расписная прялка или трепало дарились в следующих случаях: парнем девушке -

будущей невесте - на посиделках; на свадьбе крестным невесты "на счастье";

мужем молодой жене на первом году совместной жизни. Естественно, что

впоследствии такие вещи никогда не могли быть переданы или проданы чужим

людям и переходили только по наследству по женской линии. По поверьям,

бытующим в среде вычегодских коми и сегодня, человека можно легко

"испортить" или "сглазить" через вещь, изготовленную им либо принадлежавшую

ему. Следует так же отметить, что некоторые из рассмотренных выше центров

по росписи в традиционных представлениях коми населения соседних регионов

до настоящего времени считаются "колдовскими": на Вычегде о жителях сел Дон

и Керчомъя говорят - "еретники" (т. е. колдуны); на Выми "еретническим"

называют с. Кони; в Удорском районе в среде коми населения бассейна р.

Мезень считается, что "на Вашке живут одни коновалы" (в значении

"колдуны"). Бассейны рек Вашка и Вымь являются пограничными территориями,

заселенными иноэтничным населением. Для коми, проживающих в этих регионах,

были характерны тесные связи с русским населением Архангельской и

Вологодской губерний. Так, например, по данным Л. Н. Жеребцова,

"...удорские коновалы, набойщики, пимокаты ежегодно ходили на Пинегу,

принося с собой свои умения и обычаи. Пинежские мастера тоже не раз бывали

на Вашке...". Как отмечает исследователь, "этнические контакты нашли

отражение и в смешанных браках". Исследователи, занимающиеся изучением

межэтнических контактов русского населения на европейском Северо-Востоке,

отмечают, что смешанные браки русских с представителями финно-угорских

народностей всячески поощрялись обеими сторонами и, более того, считалось,

что дети, произошедшие от таких браков, обладают значительными магическими

способностями. В искусствоведческой и этнографической литературе

неоднократно обращалось внимание на "связь северных художественных центров

с деятельностью мастеров-староверов". Эти наблюдения находят некоторые

подтверждения и в традициях художественной росписи по дереву у коми. Так,

например, в селе Керчомъя росписью занимались коми мастера - выходцы из

семей старообрядцев-беспоповцев спасовского толка (согласие "глухая

нетовщина"); на Удоре работали коми мастера старообрядцы- беспоповцы

спасовского толка и скрытники. Как показывают полевые разыскания во многих

селениях на р. Вашка, в домах зажиточных крестьян и купцов размещались

тайные кельи скрытников, которые не имели собственности и жили тем, что

занимались на заказ различными ремеслами: ткали, вязали, вышивали бисером,

переписывали книги и писали иконы. Рассмотренные материалы показывают, что

оформление центров самобытной росписи по дереву у коми происходит в ареалах

совместного либо пограничного проживания с русским населением (в частности,

старообрядческим). Именно в этих контактных зонах происходит рождение таких

этнокультурных феноменов, как удорская и вычегодская роспись по дереву.

Очевидно, что в данном случае "культурный билингвизм" способствовал не

размытию, а напротив, плодотворному развитию самобытной этнокультурной

традиции. Ткачество, вышивка, набойка. /© В.П. Зеновская,опубл. в [1]

с.272/ До 30-х годов XX века распространенным видом женского рукоделия у

коми было ткачество. На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и

толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный

холст для рубах, узорные браные полотенца. Материалом для тканья были лен и

конопля. Не один десяток операций совершали проворные женские руки, прежде

чем из льняного снопа получались мотки шелковистых нитей. Ткать начинали в

марте, стараясь завершить работу к пасхе. Мастерицы края владели

несколькими видами техники тканья: закладной, браной, многоремизной, что

позволяло ткать белые, цветные и орнаментированные холсты. Широкое

распространение имела пестрядь - холст в клетку разных размеров и цветовых

сочетаний. Пестрядь использовалась главным образом для изготовления

повседневной одежды: мужских и женских рубах, сарафанов, детской одежды.

Тонкие и изящные по фактуре, в нарядную крупную клетку, пестряди шли на

изготовление полотенец. Каждую деревенскую избу украшали половики -

домотканые пестрые дорожки. Ткались они из разноцветного лоскута по льняной

или хлопчато-бумажной основе. У каждой мастерицы была своя излюбленная

цветовая гамма, в рамках которой она выстраивала декоративные композиции,

подбирая сочетания и оттенки. Ремизная техника позволяла вырабатывать

фактурные ткани. Узоры ткани получались благодаря переплетению нитей основы

в виде кубиков, ромбиков, елочек, зигзагов. Они получались выпуклыми на

лицевой и вдавленными на изнаночной стороне. Узорное ткачество выполнялось

несколькими видами браной техники. Наиболее нарядными были изделия,

украшением которых служили узоры красного цвета. Такой узор выбирался от

руки по белым нитям основы, через которые пропускался уток с нитью красного

цвета. Узоры на изделиях располагались в определенном порядке. В женских

рубахах орнаментировалось оплечье, обшлага рукавов в сочетании с пришивным

кумачом и подол в рубахах-сенокосницах. На скатертях узоры располагались

каймами по краям. Особое значение придавалось украшению полотенец, имевших

разное назначение. Специальным полотенцем обтирали новорожденного, хлебом-

солью на узорном полотенце благословляли первые шаги человека в

самостоятельной семейной жизни, полотенцем был освящен и последний путь

человека на земле. Основой декорировки в браном ткачестве служил

горизонтальный орнаментальный бордюр, что было связано с особенностью

технологии. Декоративное изображение получалось за счет варьирования

количества бордюров, их размеров и содержания входивших орнаментальных

мотивов, пользовались диагонально-геометрические мотивы: косой крест, ромб

простой, многослойный, с пересеченными и продленными сторонами. Кроме

типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и

животных. Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса. Они

являлись обязательной принадлежностью мужской и женской одежды. Ткали пояса

из домашней льняной и шерстяной пряжи или покупали гарусные и

хлопчатобумажные нитки, отдавая предпочтение ярким, сочным цветам. Основных

способов тканья поясов было три: тканье на дощечках, на бердечке и на

нитку. Названия способов соответствуют специальным приспособлениям -

дощечке "таб", бердечку и нитченкам, при помощи которых осуществлялись

приемы получения узоров на поясе. Больше всего поясов выполнялось на

бердечке. В каждом поясе четко различается широкий центральный узор и узкий

узор каемок. В основе всех рисунков на поясах лежит геометрический орнамент

с наиболее часто встречающимися мотивами креста, уголка, ромба. В различных

вариациях и композиционных структурах они образуют многообразие

декоративных решений. Мастерицы края владели несколькими видами вышивки,

которые использовали для украшения изделий. Вышивка золотыми и серебряными

нитями была распространена на Ижме. К богатому ижемскому костюму, сшитому

из шелковых и атласных ярких тканей, вряд ли бы подошел другой головной

убор, кроме расшитых золотом и серебром ошувок и кокошников. Вышивка

выполнялась по заранее вырезанному трафарету из плотной ткани, картона или

бересты. Наживленный шаблон покрывался плотным гладевым швом "в прикреп"

драгоценной нитью. Выпуклые, как бы объемные узоры мерцали переливами. В

районе верхней и средней Вычегры и в бассейне Сысолы с начала XX в. широко

распространилась вышивка крестом. Ею украшали концы сборчатых рукавов и

горловины женских рубах, подолы передников. Вышивались узоры растительного

характера красными и черными нитками. Филейная вышивка, представляющая из

себя вышивку цветным гладьевым швом по готовой сетке, распространилась в

начале века под влиянием русской городской культуры в крупных призаводских

селах Нювчим и Кажим. Вышивка, которая бытовала в бассейне р. Летки и в

верховьях Лузы, очень интересна своей самобытной техникой, композиционным и

колористическим решениями. Основными вышитыми изделиями являются женские

рубахи и женский головной убор - сорока. В рубахах геометрические элементы

вышивки, организованные в узкие бордюры, располагались по воротнику-стойке,

вдоль нагрудного выреза, по обшлагам рукавов и по оплечью. Вышивка

выполнялась красными хлопчатобумажными нитями по белому холсту. Мастерицы

использовали комбинации трех швов: набор, тамбур и двухсторонний шов. В

сороке широкие узорные полосы очень плотной, виртуозно выполненной вышивки

украшали каждую часть сороки: налобник, два боковых "крыла" и "хвост".

Геометрические и геометризированные элементы орнамента вышивались

шелковыми, хлопчатобумажными и шерстяными нитями красного, вишневого,

терракотового, белого, черного цветов в технике счетной глади, набора,

креста, косого стежка. Одним из наиболее развитых промыслов в крае было

производство набойки. Только северные коми - ижемцы, не выращивающие лен из-

за суровых климатических условий, не владели этим ремеслом. Красильни были

почти во всех крупных селах. В Усть-Сысольском уезде, например, в конце XIX

в. было 20 красилен. Процесс набойки включает ряд последовательных операций

по "набиванию", "печатанию" специальными набойными досками узоров краской,

окрашиванию ткани в красителе, просушиванию, лощению. Если нужно было

изготовить многоцветную набойку, то использовали дополнительные доски

отдельно для каждого цвета. Набойные доски-штампы изготавливали сами

красильщики. Трафарет набивался металлическими или деревянными шпильками и

пластинами в соответствии с заранее задуманным рисунком. Большая часть

узоров была растительного характера. Наиболее часто встречаются мотивы

розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток. Набойная ткань шла

преимущественно на шитье сарафанов. Самая простая и дешевая набойка - это

ткань синего цвета с несложным мелким узором белого цвета. Более нарядные

ткани с многоцветными сложными узорами, часто с орнаментальной каймой,

использовались для праздничных сарафанов. Художественная обработка меха,

глины, металла. /© В.П. Зеновская,опубл. в [1] с.276/ Обработка меха.

Обработка меха получила наибольшее развито у северной группы коми -

ижемцев, занимающихся оленеводством. Из шкур оленей ижемцы шьют одежду,

обувь, сумки, постельные принадлежности. Обрабатывали шкуру, шили и

украшали одежду женщины. Девочки учились этому ремеслу с 6-8 лет. Будущая

хозяйка должна быть мастерицей, умеющей хорошо шить и подбирать красивые

сочетания меха. Нередко в процессе шитья создавались подлинные произведения

искусства. В фольклоре северных коми даны образные описания таких изделий:

"Красивую малицу достала, Цвета черного ворона панды, Трех сортов сукно, из

белого неблюя опушка капюшона, Еще белее пыжик, цвета черного ворона

рукавицы, Зеленым бархатом крытая малица". Для изготовления разнообразных

вещей использовались части шкур оленей определенного возраста и сезона

забоя. Малица являлась основным видом зимней одежды. Это шуба закрытого

типа, без застежек, с капюшоном и рукавицами. Она шилась мехом внутрь. В

особо холодную погоду поверх малицы надевался совик, сходная по покрою

одежда, но сшитая мехом наружу. Обувь оленеводов - пимы, представляют собой

длинные, до паха, мягкие сапоги, сшитые полностью из меха. Для удобства они

подвязывались под коленом шерстяными шнурками с кистями. Из меха шились

сумки "тучу" и "патко" самых разных размеров, от маленьких сумочек для

рукоделия до вместительных баулов, в которых перевозилась домашняя утварь

при перекочевках оленеводов. Основным приемом декорирования меховых изделий

является мозаика - выполнение орнаментальных композиций из контрастных по

цвету кусочков меха и введение в композицию разноцветных суконных и

замшевых деталей. Так, например, украшением малицы служила меховая кайма на

подоле из чередующихся узких полосок белого и темного меха. В пимах

подбирались контрастные по цвету долевые детали кроя, и в продольные швы

вносились суконные вставки желтого и красного цвета. Особо богато

украшались сумки. Орнаментальные композиции на сумках состояли из

геометрических элементов, организованных в ленточные бордюры. На некоторых

сумках "тучу" встречаются стилизованные изображения зооморфных и

антроморфных фигур. С начала XIX века ижемцы начали заниматься переработкой

оленьих шкур на замшу, и к середине века замшеделие превратилось в хорошо

развитое производство. По всему Ижемскому краю работали замшевые заводы.

Так, в 1913 году насчитывалось более 50 заводов, где в год обрабатывалось

более 100 тыс. оленьих шкур. Замша продавалась на местных и центральных

ярмарках, экспортировалась за границу, в основном в Англию. Обработка

глины. Гончарство. /© В.П. Зеновская,опубл. в [1] с.276/ До начала 30-х

годов XX века изделия из глины наряду с деревянными широко бытовали в

крестьянском хозяйстве. Для производства использовались местные сорта глин;

жирные глины нейтрализовали добавлением песка или толченого камня.

Гончарством занимались преимущественно женщины. Лепили посуду в холодной

половине дома, иногда прямо на улице. В конце XIX-начале XX века

преобладающей техникой по всей территории края была лепка сосудов ленточно-

жгутовым способом. Кроме ленточно- жгутового налепа зафиксированы

архаические способы изготовления керамики. В с. Летка Прилузского района

бытовал способ "формовки на моделях", при котором служивший моделью

деревянный стержень обмазывался глиной и после просушивания удалялся. В с.

Нившера Корткеросского района изготовлялась посуда "скульптурным" способом.

При данной технике сосуд выдалбливался пальцами из комка глины. Изделия,

вылепленные вручную, отличались грубой обработкой стенок, были малообъемные

- до 1 литра, черного цвета. С начала XX века получил распространение

ручной гончарный круг северорусского типа, ножной гончарный круг появился

лишь в 30-е годы Для обжига посуды использовались домашние печи, иногда

мастера-гончары на паях строили специальные печи для обжига.

Производительность таких печей была значительно выше, за неделю обжигали до

300 изделий. Многие изделия глянцевали свинцом на смоле, получая

зеленоватую глазурь. Орнаментировалась посуда редко. Иногда шейки сосудов

украшались волнисто-линейным узором, в с. Выльгорт для декора использовали

ангоб (жидкую белую глину). По ассортименту посуда была идентична глиняным

изделиям в других регионах: это всевозможные емкости для напитков и еды -

корчаги, горшки, кринки, чашки. Из специальной посуды интересна овальная

сковорода для приготовления рыбы - "чери-латка". Изготовление кирпичей

производилось по мере необходимости, в основном для сооружения печей, и

носило характер домашнего производства. С развитием церковного и

гражданского строительства и возрастанием спроса на кирпичи открываются

кирпичные заводы. Обработка металла. В конце XIX-начале XX века мастера

края владели несколькими способами обработки металла. В селах Краснобор,

Ижма, Бакур, Сизябск существовало бронзовое плоско-рельефное литье.

Отливали разнообразные изделия: части оленьей упряжи, ременные пряжки и

накладки, кольца, цепочки. Литье производилось путем оттиска модели в

увлажненной формовочной массе и последующей заливки в образовавшуюся

пустоту расплавленного металла. Изделия эти весьма массивны и увесисты.

Пряжки были прямоугольной формы с несложной профилировкой и прорезными

узорами. Накладки обычно выполнялись овальной или треугольной формы с

сердцевиной или круглой прорезью. Многочисленные изделия изготавливались в

технике ковки. В каждом крупном селе, а то и в небольшой деревне была своя

кузница. Здесь, у пылающего горна, под звонкий перестук молота

священнодействовал кузнец, выполняя заказы односельчан: ковал серпы и косы,

вилы и мотыги, ухваты и сечки, замки и ключ , оковывал телеги и сани.

Профессия кузнеца была одна из самых почитаемых. Кузнец был незаменимый ч

ловек для крестьянского хозяйства. Помимо этого, фигура кузнеца была

окутана мистическим ореолом, тому представлению о кузнеце способствовала

некоторая таинственность его профессии, постоянная связь с огнем и водой -

с двумя почитаемыми стихиями. Народный костюм. /© Ю.П. Шабаев,опубл. в [1]

с.278/ Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд

локальных вариантов или комплексов. При этом если комплекс традиционного

мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней

верхней одежды ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия,

которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя

из этих различий, выделяется несколько локальных комплексов традиционной

коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и

прилузский. Комплекс традиционного женского костюма состоял из двух

основных элементов: рубахи и сарафана. Обувью почти повсеместно служили

кожаные коты, зимой - валенки (у ижемцев - пимы), а верхней наплечной

одеждой и у мужчин и у женщин служил сукман, зимой - овчиная шуба, у

ижемцев еще и малица. Ижемский костюм. Ижемский женский костюм отличается

прежде всего тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани,

поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен и коноплю

для производства тканей. Ижемцы предпочитали не добротность тканей, а их

яркость и благородство. Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани

- шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи, к примеру, шились из

шелка. Для ижемского типа женской рубахи характерен специфический ворот: он

высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы.

Ижемские сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Шились они, как

правило, из шелка с растительным орнаментом, для чего обычно использовали 7-

8 прямых полос тканей. Складки закладывались от центра спинки к передней

части сарафана, на спинке делалась одна двойная глубокая складка. В

передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок-вздержка

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.