бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История

вопросам, связанным с перспективами нэпа). Самым главным было противоречие

между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании

рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях

ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого

состояли в переходе к коммунизму — обществу, свободному от частной

собственности. Официально о конце нэпа было объявлено в декабре 1929 г.

34. Образование СССР. Тогда же была отмечена седьмая годовщина подписания

договора о создании Союза Советских Социалистических .Республик (СССР,

декабрь 1922). Его подписали представители четырех советских республик:

РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения

и Грузия). Эти государства образовали в годы Гражданской войны

военно-политический союз, создав систему межгосударственных договоров и

соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм

экономического и политического объединения активизировались. Сближение

республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями

складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие,

участие в защите страны от внешних врагов. С дру- гой стороны, оно

опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917

г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах

национальные компартии входили в состав РКП(б). Этот процесс не был

простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной

элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов)

утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик. В августе

1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был

предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах

автономий (проект авто-номизации И. В. Сталина). Острая дискуссия

завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики

сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об

образовании союза (федерации). Именно этот проект лежал в основе Договора,

подписанного 27 декабря и поддержанного I Всесоюзным съездом Советов 30

декабря 1922 г. Съезд принял также Декларацию об образовании СССР. В

ведение Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней

торговли, транспорта, бюджета, связи, денежного обращения. Вопросы

просвещения, юстиции, здравоохранения и др. оставались в ведении союзных

республик. Они имели право выхода из Союза. Учреждался высший орган

союзного государства — Всесоюзный съезд Советов и Центральный

Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов, действовавший в период между

съездами. Он состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Высший

исполнительный орган — Совет Народных Комиссаров СССР. Конституция СССР

1924 г. закрепила эти нормы. Образование СССР имело важное историческое

значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов,

длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем

федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными —

унитарными. 35. Индустриализация. Задачу осуществления индустриализации,

т. е. создания развитой промышленности, советская Россия унаследовала от

России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во

второй половине XIX в. Высокими темпами росла промышленность в начале XX

столетия. Первая мировая и Гражданская войны, разруха времен двоенного

коммунизма» отбросили экономику страны далеко назад. С окончанием

восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить

давно начавшийся и трагически прерванный процесс. В конце 1925 г. был взят

курс на индустриализацию, включавший в себя меры по обеспечению

экономической независимости СССР, приоритетного развития тяжелой и

оборонной промышленности, преодоления отставания от стран Запада. Вставали

сложные вопросы о путях реализации этих целей. Где взять капиталы для

финансирования промышленности? Какие темпы индустриализации дадут

стабильный, устойчивый рост? Какую цену готово заплатить за неизбежные

лишения общество? К 1927 г. определились два основных подхода. Первый

подход, обоснованный видными учеными-экономистами: капиталы для

финансирования индустриализации дадут развитие частного

предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового

оборота; темпы индустриализации должны быть высокими, но при этом

ориентироваться на реальные возможности, а не на политические потребности;

индустриализация не должна вести к резкому падению жизненного уровня

населения, крестьянства прежде всего. Второй подход, первоначально

сформулированный лидерами левой оппозиции: финансировать индустриализацию

за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти средства внутри

страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и

сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести

индустриализацию стремительно за пять—десять лет; думать о цене

индустриализации преступно, крестьянство есть «внутренняя колония»,

которая и оплатит все трудности. Первый подход означал проведение

индустриализации при сохранении нэпа и рынка, второй — отказ от нэпа,

переход к командной, предельно централизованной экономике. В конце 1927 г.

были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся

на первом подходе. Однако уже в начале 1928 г. И. В. Сталин потребовал

пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники

старых цифр были заклеймены как носители «правого уклона», а их

политические лидеры во главе с Н. И. Бухариным подвергнуты шельмованию.

Возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать

расстояние в 50—100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран

Запада. Первая и вторая пятилетки (1928—1932 и 1933—1937 соответственно)

были подчинены решению этой задачи. Каковы их итоги? СССР вышел на второе

место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза);

сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю промышленного

производства на душу населения; были построены десятки крупных

промышленных предприятий (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий

металлургические комбинаты. Сталинградский, Челябинский, Харьковский

тракторные заводы и др.); возникли новые отрасли промышленности; исчезла

безработица. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все

виды современной промышленной продукции. Вместе с тем намеченные темпы

роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению.

Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное

сельское хозяйство (о коллективизации см. билет № 14); отставание легкой

промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; все

более широкое использование бесплатного (рабского по существу) труда

заключенных, армия которых в годы индустриализации неумолимо росла.

Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную

индустриализацию, — это формирование командной экономики,

сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью

огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам

принуждения и потому репрессивной. Экономическая основа тоталитарного

общества была тем самым создана. 36. Коллективизация. Началом сплошной

коллективизации сельского хозяйства в СССР стал 1929 год. В знаменитой

статье И. В. Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное

строительство было признано главной задачей, решение которой уже через три

года сделает страну «одной из самых хлебных, если не самой хлебной страной

в мире». Выбор был сделан — в пользу ликвидации единоличных хозяйств,

раскулачивания, разгрома хлебного рынка, фактического огосударствления

деревенской экономики. Что стояло за этим решением? С одной стороны,

крепнувшая убежденность в том, что экономика всегда следует за политикой,

а политическая целесообразность выше экономических законов. Именно эти

выводы сделало руководство ВКП(б) из опыта разрешения хлебозаготовительных

кризисов 1926—1929 гг. Сущность кризиса хлебозаготовок состояла в том, что

крестьянеединоличники снижали поставки зерна государству и срывали

намеченные показатели: твердые закупочные цены были слишком низки, а

систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к

расширению посевных площадей, повышению урожайности. Экономические по

характеру проблемы партия и государство оценивали как политические.

Соответствующими были предложенные решения: запрет свободной торговли

хлебом, конфискация зерновых запасов, возбуждение бедноты против

зажиточной части деревни. Результаты убеждали в эффективности

насильственных мер. С другой стороны, требовала колоссальных

капиталовложений начавшаяся форсированная индустриализация. Главным их

источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу

разработчиков новой генеральной линии, бесперебойно снабжать

промышленность сырьем, а города — практически бесплатным продовольствием.

Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям:

объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Основной

формой объединения единоличных хозяйств были признаны колхозы. В них

обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В постановлении ЦК ВКП(б)

от 5 января 1930 г. устанавливались поистине стремительные темпы

коллективизации: в ключевых производящих зерно регионах (Поволжье,

Северный Кавказ) она должна была завершиться в течение одного года; на

Украине, в черноземных областях России, в Казахстане — в течение двух лет;

в остальных районах — в течение трех лет. Для ускорения коллективизации в

деревню были направлены «грамотные в идейном отношении» городские рабочие

(сначала 25 тыс., а затем еще 35 тыс. человек). Колебания, сомнения,

душевные метания крестьянединоличников, в массе своей привязанных к

собственному хозяйству, к земле, к скоту («...остался в прошлом я одной

ногою, скольжу и падаю другою», — писал по другому поводу Сергей Есенин),

преодолевались просто — силой. Карательные органы лишали упорствовавших

избирательных прав, конфисковывали имущество, запугивали, сажали под

арест. Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания, ликвидации

кулачества как класса. На этот счет была принята секретная директива, по

которой все кулачество (кого понимать под кулаком, в ней четко не

определялось) делилось на три категории: участников антисоветских

движений; зажиточных хозяев, имевших влияние на соседей; всех остальных.

Первые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ; вторые — выселению в

отдаленные области Урала, Казахстана, Сибири вместе с семьями; третьи —

переселению на худшие земли в том же районе. Земля, имущество, денежные

накопления кулаков подлежали конфискации. Трагизм ситуации усугублялся

тем, что по всем категориям были установлены твердые задания для каждого

региона, которые превышали реальную численность зажиточного крестьянства.

Были еще так называемые подкулачники, «пособники врагов-мироедов»

(«...самого ободранного батрака вполне можно зачислить в подкулачники», —

свидетельствует А. И. Солженицын). По данным историков, зажиточных

хозяйств накануне коллективизации было около 3%; раскулачиванию подлежали

в некоторых районах до 10— 15% единоличных хозяйств. Аресты, расстрелы,

переселения в отдаленные районы — весь набор репрессивных средств был

использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1

млн хозяйств (средняя численность семей — 7—8 человек). Ответом стали

массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление. Государству

пришлось временно отступить: статья Сталина «Головокружение от успехов»

(весна 1930) ответственность за насилие и принуждение возложила на местные

власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но

уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился. В 1932— 1933 гг. в самые хлебные

районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ

пришел голод. По самым осторожным подсчетам, голодной смертью умерло более

3 млн человек (по другим данным, до 8 млн). При этом неуклонно росли и

экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок. К 1933 г. в

колхозах состояло более 60% крестьян, к 1937 г. — около 93%.

Коллективизация была объявлена завершенной. Каковы ее итоги? Статистика

свидетельствует о том, что она нанесла невосполнимый урон аграрной

экономике (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности,

посевных площадей и пр.). Вместе с тем государственные заготовки зерна

выросли в 2 раза, размеры налогов с колхозов — в 3,5 раза. За этим

очевидным противоречием стояла подлинная трагедия российского

крестьянства. Конечно, крупные, технические ос- нащенные хозяйства имели

известные преимущества. Но главным было не это. Колхозы, формально

остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле

превратились в разновидность государственных предприятий, имевших жесткие

плановые задания и подлежавших директивному управлению. При проведении

паспортной реформы колхозники паспортов не получили: фактически их

прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Промышленность росла

за счет сельского хозяйства. Коллективизация превратила колхозы в надежных

и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы.

Более того, она уничтожила целый социальный слой крестьянединоличников с

его культурой, нравственными ценностями, 37. С победой Октябрьской

революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура

стали «частью общепартийного дела»: их развитие было полностью подчинено

общим целям социалистического строительства и осуществлялось под

непосредственным партийно-государственным руководством. По мере того как

утверждалась однопартийная политическая система, изгонялась оппозиция,

складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосудар-ствлялась,

подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую

самостоятельность. Шел процесс формирования культуры, свойственной

тоталитарному обществу, — культуры, поставленной под контроль государства,

стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в

духе господствующей идеологий. Сказанное, конечно, не означает, что наука

и культура в 1920—1930-е гг. не знали взлетов, крупных свершений,

выдающихся открытий. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и

неоднозначны. Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой

неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации

неграмотности (ликбезах), создавалась сеть избчитален, библиотек. Новая

система образования строилась на принципах единой трудовой школы.

Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и

семиклассное образование. 20-е гг. — яркая страница в истории

отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная

система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.)-

В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены

традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина),

опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб». К 20-м гг. относится

создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с

высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось

подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт

красной профессуры). В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по

изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по

мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий

вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20х гг. был

арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы

академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета). Борьба

за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных

наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования

ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко

и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов,

социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. С. Франк, И. А. Ильин, Л. П.

Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом

«Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым

сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление

на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки,

расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев и

А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др. В сфере точных и естественных

наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И.

Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым,

Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство,

особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной

угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные

средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Но

репрессии 30-х гг. не обошли ученыхестественников стороной. Был арестован

и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках»

(конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения)

трудились А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др. К началу 20-х

гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники,

музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М.

Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и

др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А.

Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в

1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил

дух творческого поиска, стремления найти необычные, яркие художественные

формы и образы. Существовало множество творческих объединений,

исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства

(Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа

«Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт

искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских

живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры

усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства

художественным методом был объявлен метод социалистического реализма

(изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой

она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в

этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и

ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д.

Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть

партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных

канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях

Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др.

Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска,

художественного самовыражения — последовательно и методично: «Меня, как

реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А. А. Ахматова). И

все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в

эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий

Дон» М. А. Шолохова, «Раз- гром» А. А. Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и

Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима

Самгина» М. Горького, «Страна Муравия» А. Т. Твардовского, песни И. О.

Дунаевского. 39. 22 июня 1941 г. Германия, нарушив пакт о ненападении,

напала на СССР. Началась война, которая уже в первые недели была по

справедливости названа Отечественной и Великой. Для народов СССР это была

война против агрессора, за спасение Отечества от врага. Невиданное

ожесточение, массовый героизм народа на фронте и в тылу, колоссальные

человеческие и материальные потери, высокий духовный подъем, влияние на

судьбы человечества, место, которое она занимает в исторической памяти

россиян, сделали войну действительно Великой. Начальный этап (22 июня

1941— 19 ноября 1942) 1941 г. К 10 июля фашисты, продвигаясь в трех

стратегических направлениях (московском, ленинградском и киевском)

захватили Прибалтику, значительную часть Белоруссии, Молдавии, Украины 10

июля — 10 сентября — Смоленское сражение, потеря города, окружение

соединений Красной Армии, продвижение фашистов к Москве 11 июля — 19

сентября — оборона Киева, потеря города, окружение четырех армий

ЮгоЗападного фронта 5 августа — 16 октября — оборона Одессы, потеря города

30 октября — начало 250-дневной обороны Севастополя 8 сентября — начало

900-дневной блокады Ленинграда 30 сентября – 5 декабря – оборонительный

этап битвы за Москву. 5 декабря 1941г. – 8 января 1942 г. –

контрнаступление Красной Армии под Москвой, враг отброшен на 100-250 км от

столицы, стратегия молниеносной войны рухнула. 1942 г. 9 января – апрель –

зимнее наступление Красной Армии, освобождены Московская и Тульская

области, районы Калининской, Смоленской, Рязанской, Орловской областей.

Май-июль – наступление немецких войск в Крыму, большие потери Красной

Армии на Керченском полуострове, падение Севастополя. 12-29 мая –

Харьковское сражение, поражение Красной Армии. 17 июля – 18 ноября –

оборонительный этап Сталинградской битвы, сорваны планы германского

командования по молниеносному овладению городом. 25 июля – 31 декабря –

оборонительное сражение на Северном Кавказе. Коренной перелом (19 ноября

1942 г. – 2 февраля 1943 г.) – наступление Красной Армии под Сталинградом,

окружение и пленение 6-й армии фельдмаршала Паулюса и 3-й танковой армии.

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой

войны. 1943 г. 5 июля – 23 августа – битва на Курской дуге. Окончательной

переход инициативы к Красной армии. 25 августа – 23 декабря – битва за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.